Художественная рефлексия традиций психологизма в поэтике романа К.М. Симонова «Живые и мертвые»

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 36 36 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 14.10.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
1. Психологизм и литература второй половины 20 века 5
1.1. Понятие психологизма в отечественном литературоведении 5
1.2. Творчество Л.Н. Толстого в контексте формирования психологической отечественной прозы 11
1.3. Особенности психологизма в прозе второй половины XX века 18
Выводы по первой главе 19
2. Художественная рефлексия традиций психологизма Толстого в художественном мире романной трилогии К.М. Симонова «Живые и мертвые» 22
2.1. Традиции изображения портрета в повествовательной структуре трилогии Симонова 22
2.2. Репрезентация традиций пейзажных зарисовок 26
2.3 Специфика трансляции внутреннего монолога в произведении как трансформация средства психологизма 29
Выводы по второй главе 31
Заключение 32
Список использованной литературы 36

Фрагмент для ознакомления

Всадахпоявляютсяцветы,чтосимволизируеткрасотуирадостьжизни,которуюпытаетсявернутьмир.Автор трилогиипоказывает,какжизньвозвращаетсявдеревни,каклюдиначинаютвосстанавливатьсвоидома,сады,какониначинаютсеятьиухаживатьзаземлей. Симоновиспользуетяркиецвета-зеленый,красный,желтый,-чтобыподчеркнутькрасотуирадостьвосстановленнойжизни.Пейзажив"Последнемлето"-этонепростоописаниеприроды,асимволнадеждынамир,нановуюжизнь.Ониотражаютнетольковосстановлениефизическогомира,ноивозрождениедуховныхсилгероев,которыеужевидятсветвконцетуннеля.Пейзажкаксимволизменения. В "Живых и мертвых" Симоновпоказывает,каквойнаменяетприроду.Онауничтожаетсады,разрушаетдома,загрязняетреки,убиваетживотных.Этосимволтого,каквойнаразрушаетвсеживое. Во второй книге, исходя из идеи Симонова, пейзажифронта-этосимволжертвенностисолдат,ихстраданий,ихпогибели. В "Последнем лете" читатель может наблюдать восстановлениеприроды-символнадеждынамир,навосстановлениежизниисчастья.Пейзажкакпротивопоставление. В своей романной трилогии Симоновсоздаетконтрастмеждумирнымипейзажамидовойныиразрушеннымипейзажамифронта.Онпоказывает,каквойнаразрушаеткрасотумира.В "Последнемлете" авторпоказываеткакосвобожденныетерриториимедленновосстанавливаются,какприродапытаетсяоживатьпослеразрушений.Пейзажкакметафора. Подобную аналогию можно наблюдать в книге «Солдатынерождаются» - суровыйибесплодныйпейзажфронтаотражаетощущениеодиночестваибезысходности,котороеиспытываютсолдаты. А в "Последнем лете" цветущиесадыизеленыеполяотражаютнадеждунамир,навосстановлениежизни.2.3 Специфика трансляции внутреннего монолога в произведении как трансформация средства психологизмаВ трилогии Симонова "Живые и мертвые" внутренний монолог -этоключевойэлементпсихологизма,которыйпомогаетглубокораскрытьвнутренниймиргероев,ихмысли,чувства,переживанияиконфликты.Внутренниймонолог героев книг Симонова транслируется через:Прямуюречькакисточникинформации.Серпилинчастовслухпроизноситсвоимысли,какбыговорясамссобой.Онразмышляетосвоейответственности,освоихошибках,отом,какемууправлятьсолдатамивэтойнепредсказуемойситуации.Синцов тожечастопроизноситсвоимысливслух,вособенностивтемоменты,когдаонодин.ОнразмышляетолюбвикМаше,овойне,освоемместевэтоммире.Машатакжеделитсясчитателемсвоимимыслямичерезпрямуюречь.Онарассказываетосвоихпереживанияхзамужа,освоихстрахах,освоихнадеждах."Мысливслух".Симоновиспользует"мысливслух",чтобыпогрузитьчитателяввнутренниймиргероя,показатьегодуховныймир. Автор раскрывает конфликтыСерпилинамеждуегодолгомиегочеловеческимичувствами,междужестокостьювойныисостраданиемксолдатам. Симонов такжепоказываеткакСинцов сталкиваетсясморальнымидилеммаминавойне.Оннеможетпримиритьсвоиубеждениясжестокостьювойны. Симонов такжеиспользует"мысливслух",чтобыпоказатькакМашаборетсяснеуверенностьювбудущем.Психологическаядинамика. Симоновиспользуетвнутренниймонологкакинструментдляпоказыванияизменениясостояниягероев.Так, Серпилинвначалероманауверенвсебе,ностечениемвременионсталкиваетсяссомнениями,сотчаянием,счувствомвины.Синцов становитсяболеезрелымиопытным,онуженетакромантичен,онвидитужасывойны.Машавначалероманаполнанадежды,ностечениемвременионасталкиваетсяспотерейблизких,содиночеством,снеуверенностьювбудущем.Контраст между внешним и внутренним.Серпилин- внешне-строгийидисциплинированныйвоенныйкомандир,новнутринего-человек,которыйстрадаетотвойны,отпотериблизких,отответственностизажизньсолдат. Синцов - внешне-храбрыйиотважныйсолдат,новнутринего-больотразлукислюбимой,чувствобеспомощностипередужасамивойны,сомнениявсмыслесвоихдействий. Маша - внешне-сильнаяинезависимаяженщина,новнутринее-глубокаятревогазасудьбумужа,страхзабудущее,чувствобеспомощности. Изменениестиля.Симоновиспользуетвнутренниймонологкактрадиционныйспособраскрытьпсихологиюгероя,чтобыпоказатьвнутренниеконфликтыгероя. В "Солдаты нерождаются"и"Последнемлете": Симоновуходитоттрадиционноговнутреннегомонологавсторонуболеединамичного,болееэмоциональногоспособапередачимыслейичувствгероя. Внутренниймонологстановитсяболееживымиестественным.Онпоказываетнетолькорассуждениягероя,ноиегоэмоции,егострахи,егосомнения.Симоновуходитотклассическогоспокойноготокамыслейвсторонуболеединамичного,болееэмоциональногостиля.ВнутренниймонологвтрилогииСимонова-этонепростоспособраскрытьпсихологиюгероев,аключевойинструментповествования,которыйпомогаетпогрузитьчитателяватмосферувойны,показатьеевлияниеначеловеческуюдушуираскрытьглубинуихпереживаний.Выводы по второй главе"Живые и мертвые" - это великая эпопея о войне. Симонов показывает войну во всех ее проявлениях - в героизме и трагедии, в любви и смерти. Он глубоко изучает человеческую душу, показывая ее силу и ее слабость, ее стремление к жизни и ее готовность к жертвам.К ключевым темам трилогии можно отнести:Трагедия войны. Симонов показывает войну не как героическую сагу, а как трагическое событие, которое разрушает жизнь людей. Духовная сила. Он подчеркивает важность духовной силы в борьбе с врагом. Он показывает, как любовь, вера, сострадание помогают людям выжить и бороться за справедливость. Ответственность. Симонов показывает ответственность командиров за судьбу своих солдат, а также сложность принятия решений в условиях войны.Можно говорить о том, что произведение Симонова показываетвойнунетолькокаквоенныедействия,ноикакпсихологическоеиспытаниедлячеловека.Симоновиспользуетпортретыгероев,чтобыраскрытьвнутренниймирлюдей,ихдуховныепереживания,ихотношенияквойнеикмиру.Кроме того, в трилогии Симонова внутренний монолог играет не второстепенную роль, а является ключевым инструментом повествования.Онпогружаетчитателяватмосферувойны,позволяяпрочувствоватьеевлияниенадушигероевираскрываетглубинуихпереживаний.Если говорить о специфике репрезентации традиций пейзажных зарисовок в рассматриваемой трилогии, то можно отметить, что Симоновиспользуетпейзажныезарисовкикакмощныйхудожественныйприем,чтобыраскрытьглубинудушевныхпереживанийгероев,ихотношенияквойнеикмиру.Пейзажстановитсянепростофоном,ачастьюповествования,котораяпомогаетусилитьдраматизмиэмоциональнуюнасыщенностьромана.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что психологизм-этонепростометодизучениялитературныхпроизведений,этоважныйинструментпониманиячеловеческойприродыиеепроявленийвлитературе.Онпомогаетнамглубокопонятьмотивыидействиягероев,ихвнутренниепереживанияиконфликты.Психологизмделаетлитературуболееинтереснойизначимой,потомучтоонпомогаетнамузнатьсебяипонятьмирвокругнас.Толстой-одинизвеликихрусскихписателей,которыезначительновлиялинаразвитиелитературы.Онпомогпонятьчеловеческуюдушувовсейееглубинеисложности.Егопроизведенияостаютсяактуальнымиисегодня,потомучтоонизатрагиваютвечныевопросыосмыслежизни,олюбви,освободе,отом,какмывзаимодействуемсмиромвокругнас.Так, «Войнаимир»-этоглубокоепроизведениеочеловеческойдуше,ееконфликтахистремлениях.Толстойиспользуетпсихологизмнепростодлятого,чтобыописатьвнутренниймиргероев,ноидлятого,чтобызаставитьнасзадуматьсяосмыслежизни,отом,какмывзаимодействуемсмиромичтоделаетнаслюдьми.«АннаКаренина»-непростолюбовныйроман,этопроизведение,котороеставитглубокиефилософскиевопросыосмыслежизни,олюбви,освободе,осмерти. Толстойизучаетчеловеческуюприроду,ееконфликтыистремления.Онпоказывает,какмывзаимодействуемсмиромисобществом,икакэтивзаимоотношениявлияютнанашудушу."Крейцеровасона́та"-этопроизведение,котороепогружаетчитателявпсихологическиймиргероя.Толстойпоказываетснеобычайнойсилойиправдивостьювнутренниймирчеловека,показываятемныестороныдуши.В свою очередь, трилогия Константина Симонова "Живые и мертвые", несмотря на свою военную тематику, также является ярким примером литературного психологизма. В ней главное внимание уделяется внутреннему миру героев, их духовной эволюции, переживаниям и конфликтам, которые они проходят в условиях войны.Фактор психологизма трилогии Симонова раскрывается в таких моментах как:Глубокаяпроработкагероев.Симоновнепростоописываетгероев,онпогружаетчитателявихмыслиичувства,показываетихдушевныепереживания,ихконфликтыисомнения. Взаимодействиевнутреннегомираисобытий.Симоновдемонстрирует,каквойнавлияетнапсихологиюгероев,каконаменяетиххарактеры,ихотношениякжизниисмерти.Поисксмыславвойне.Симоновпоказываеткаквойназаставляетгероевискатьсмыслвсвоемсуществовании,переосмысливатьсвоиценности,ставитьподсомнениесвоиубеждения.Трагизмчеловеческойдуши.Симоновнеидеализируетгероев,онпоказываетихслабости,ихстрахи,ихошибки.Онраскрываеттрагизмчеловеческойдушипередлицомвойны.Развитиеобразов.Симоновпоказываетэволюциюгероевстечениемвремени.Онименяютсяподвлияниемвойны,онистановятсяболеезрелыми,болееопытными,болеесложными.Симоновиспользуетпсихологизмдлятого,чтобыпоказатьвойнунетолькокакисторическоесобытие,ноикакглубокийдуховныйипсихологическийопыт.Онраскрываетвнутренниймиргероев,показывая,каквойнавлияетнаихдуши,какониборютсяссомнениями,страхами,какониищутсмыслвжизниикаконипытаютсясохранитьсвоючеловечностьпередлицомсмерти.В рассмотренной трилогииСимонова пейзажныезарисовки-этонепростофон,анеотъемлемаячастьповествования,котораяпомогаетраскрытьглубинупсихологическогосостояниягероев,ихотношенияквойнеикмиру.Такимобразом,трилогия"Живыеимертвые"-этонепростоисторическоепроизведение,ноиглубокоеизучениечеловеческойдушивэкстремальныхусловияхвойны,чтоделаетее одним из наиболее ярких произведенийпсихологизма в отечественной литературе.Если проводить сопоставление приемов из жанра психологизма в "Живых и мертвых" Симонова и произведениях Л.Н. Толстого, то такие схожие черты как:Глубина раскрытия внутреннего мира. Оба писателя стремятся погрузить читателя в духовный мир героев, показать их мысли, чувства, мотивы. Взаимосвязь с историей. Симонов и Толстой используют исторический контекст как фокус для изучения психологии человека. Симонов раскрывает психологию героев в условиях войны, показывая, как она изменяет их характеры, их отношения, их ценности. Толстой изучает влияние войны ("Война и мир"), общественных норм ("Анна Каренина"), религиозных идей ("Воскресение") на психологию героев. Сложность характеров. Оба писателя не идеализируют героев, они показывают их с их сильными и слабыми сторонами, с их конфликтами, сомнениями и противоречиями. Внутренний конфликт. И Симонов, и Толстой показывают внутренние конфликты героев, их борьбу с собой, с обществом, с моральными дилеммами. К главным отличиям в приемах психологизма двух писателей можно отнести:Время и особенности эпохи. Толстой писал в XIX веке, его произведения отражают социальные и идеологические устои того времени. Симонов писал в XX веке, его произведения отражают переживания людей в послевоенное время, их поиски нового смысла жизни. Философский контекст. Толстой был более заинтересован в философских и религиозных вопросах, в изучении нравственности и смысла жизни. Реализм против социалистического реализма. Толстой - классик реализма, который стремился к правдоподобному изображению реальности. Симонов писал в эпоху социалистического реализма, где ограничения жанра влияли на его произведения. Симонов отражает идеологию советской власти, но в то же время он использует психологизм, чтобы показать трагедию войны и ее влияние на человека. Симонов и Толстой - это два великих русских писателя, которые использовали психологизм как инструмент для раскрытия человеческой души. Они показывали человека в контексте исторических событий и социальных условий, но они также изучали его внутренний мир, его стремления и конфликты. "Война и мир" и "Живые и мертвые" - это произведения, которые заставляют нас задуматься о смысле жизни, о любви, о свободе, о том, как мы взаимодействуем с миром вокруг нас.Список использованной литературыАбдуллина Л.И. Художественная антропология и творчество писателя: / Л.И. Абдуллина, В. В. Савельева. Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский гос. ун-т им. С. Аманжолова; Алматы: Казахский нац. пед. ун-т им. Абая, 2007. – 408 с.Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман / Б.И. Бурсов. - Л. : АН СССР, 1963. - 152 с.Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. / В.В. Виноградов; Отв. ред. А.П. Чудаков. Москва: Наука, 2003, - 388 с.Воронин Р.А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р.А. Воронин // Филология и лингвистика в современном мире. М: Буки-Веди, 2017. – С. 1–4Демченко А.И. Русская литература военных лет. / А.И. Демченко // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №9, 2020, С. 27-33Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А. Б. Есин. - Москва : Просвещение, 1988. – 174 с.Есин А. Б. Психологизм / А. Б. Есин // Русская словесность. 1996. - № 1. - С. 73-80Жирнякова Т.А. Фронтовыми дорогами К. М. Симонова. / Т.А. Жирнякова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, №12, 2015, С. 93-99Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования / В.В. Компанеец // Русская литература. - 1974. - № 1. - С. 46-60Корсунский Е.А. О роли художественной литературы в познании психологии человека. / Е.А. Корсунский. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №11-2, 2013, С. 24-29Миколайчик М.В. Художественный психологизм и его место в системе литературоведческих терминов и понятий. / М.В. Миколайчик // Вопросы русской литературы, №4, 2014, С. 65-71Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. / С.И. Ожегов; под общ.ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015. - 1375 с.Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, Под ред. Г. Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Высш. шк., 1988. - 527 с.Скафтымов А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого / А.П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. М. : Художественная литература, 1972. - С. 134-164Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. -Толстого / А.П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. - М.: Художественная литература, 1972. - С. 165-181Склейнис Г.А. Своеобразие психологического анализа в художественной системе романного творчества Л. Н. Толстого. / Г.А. Склейнис // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №8, 2019, С. 19-23Симонов К.М. Живые и мертвые: роман в трех книгах. / К.М. Симонов. - Санкт-Петербург: Азбука, 2020. - 1419 с.Тюхова Е.В. О психологизме Н. С. Лескова. / Е.В. Тюхова. Саратов : Изд-во Саратов, ун-та, 1993. - 108 с.Чернышевский Н.Г. Избранные труды / Н.Г. Чернышевский; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В. В. Блохин ; Ин-т общественной мысли. - Москва : Российская политическая энцикл. (РОССПЭН), 2010. - 606 с.Щербак А.С. Категория памяти в творчестве Л. Н. Толстого. / А.С. Щербак // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №5-1, 2010, С. 50-54

1. Абдуллина Л.И. Художественная антропология и творчество писателя: / Л.И. Абдуллина, В. В. Савельева. Усть-Каменогорск: Восточно-Казахстанский гос. ун-т им. С. Аманжолова; Алматы: Казахский нац. пед. ун-т им. Абая, 2007. – 408 с.
2. Бурсов Б. И. Лев Толстой и русский роман / Б.И. Бурсов. - Л. : АН СССР, 1963. - 152 с.
3. Виноградов В.В. Язык и стиль русских писателей. От Гоголя до Ахматовой. / В.В. Виноградов; Отв. ред. А.П. Чудаков. Москва: Наука, 2003, - 388 с.
4. Воронин Р.А. Виды и функции пейзажных описаний в литературе / Р.А. Воронин // Филология и лингвистика в современном мире. М: Буки-Веди, 2017. – С. 1–4
5. Демченко А.И. Русская литература военных лет. / А.И. Демченко // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №9, 2020, С. 27-33
6. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы: Кн. для учителя / А. Б. Есин. - Москва : Просвещение, 1988. – 174 с.
7. Есин А. Б. Психологизм / А. Б. Есин // Русская словесность. 1996. - № 1. - С. 73-80
8. Жирнякова Т.А. Фронтовыми дорогами К. М. Симонова. / Т.А. Жирнякова // Бюллетень медицинских интернет-конференций, №12, 2015, С. 93-99
9. Компанеец В.В. Художественный психологизм как проблема исследования / В.В. Компанеец // Русская литература. - 1974. - № 1. - С. 46-60
10. Корсунский Е.А. О роли художественной литературы в познании психологии человека. / Е.А. Корсунский. // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №11-2, 2013, С. 24-29
11. Миколайчик М.В. Художественный психологизм и его место в системе литературоведческих терминов и понятий. / М.В. Миколайчик // Вопросы русской литературы, №4, 2014, С. 65-71
12. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: 100000 слов, терминов и выражений. / С.И. Ожегов; под общ. ред. Л. И. Скворцова. 28-е изд., перераб. - Москва: Мир И образование, 2015. - 1375 с.
13. Поспелов Г.Н. Введение в литературоведение. / Г. Н. Поспелов, П. А. Николаев, Под ред. Г. Н. Поспелова. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва: Высш. шк., 1988. - 527 с.
14. Скафтымов А.П. Идеи и формы в творчестве Л. Толстого / А.П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. М. : Художественная литература, 1972. - С. 134-164
15. Скафтымов А. П. О психологизме в творчестве Стендаля и Л. -Толстого / А.П. Скафтымов // Нравственные искания русских писателей: статьи и исследования о русских классиках. - М.: Художественная литература, 1972. - С. 165-181
16. Склейнис Г.А. Своеобразие психологического анализа в художественной системе романного творчества Л. Н. Толстого. / Г.А. Склейнис // Филологические науки. Вопросы теории и практики, №8, 2019, С. 19-23
17. Симонов К.М. Живые и мертвые: роман в трех книгах. / К.М. Симонов. - Санкт-Петербург: Азбука, 2020. - 1419 с.
18. Тюхова Е.В. О психологизме Н. С. Лескова. / Е.В. Тюхова. Саратов : Изд-во Саратов, ун-та, 1993. - 108 с.
19. Чернышевский Н.Г. Избранные труды / Н.Г. Чернышевский; сост., авт. вступ. ст. и коммент.: В. В. Блохин ; Ин-т общественной мысли. - Москва : Российская политическая энцикл. (РОССПЭН), 2010. - 606 с.
20. Щербак А.С. Категория памяти в творчестве Л. Н. Толстого. / А.С. Щербак // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки, №5-1, 2010, С. 50-54