ШКОЛА АННАЛОВ.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 10 10 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 03.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. ЭВОЛЮЦИЯ ШКОЛЫ «АННАЛОВ» В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
2. ВЛИЯНИЕ ШКОЛЫ «АННАЛОВ» НА РАЗВИТИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Так, политический анализ позволил синтезировать микро- и макроподходы в изучении прошлого. Как отмечал один из теоретиков современной школы “Анналів” Ж.Дюби, именно в политической истории возможно достичь задачи сохранения целостного представления об общественной эволюции и использовать междисциплинарные подходы современной науки.
В отличие от политической истории, как она существовала в начале ХХ в. в виде исследования простых причинно-следственных связей, обращение к политическому событию сегодня представляет стремление рассмотреть всю совокупность многочисленних факторов, которые приводят событие и обуславливают соотношение сил, среди них главный акцент был перенесено на менталитет – общественное сознание, в котором наиполнее отображено все разнообразие взаимоотношений человеческого бытия.
Основатели школы "Анналов" отстаивали применения компаративного подхода в истории, обращая особое внимание на изменения общественного сознания, на те изменения человеческой психики, в рамках которой осмысливаются все исторические реалии.
В редакционной статье «Анналов» за 1988 год вновь был сформулирован призыв «более глубоко разработать компаративный метод, о необходимости которого говорится постоянно, но который применяется лишь в виде исключения» [4, с.185].
Вместе с тем, известный французский историк, один из основателей школы "Анналов" Л. Февр предостерегал от произвольного сравнения: "Давайте сравнивать. Но сравнивать так, как подобает историкам. Не ради извращенного удовольствия поваляться в двадцати одной пустой скорлупе, а ради здорового и разумного постижения конкретных фактов, ради все более и более глубокого проникновения в те остатки прежних времен, которые являются цивилизациями. Давайте сравнивать – но не для того, чтобы с неудобоваримый смеси китайских, индийских, российских и римских фактов вытащить в конце концов абстрактные понятия типа Вселенской Церкви, Всемирного государства или варварских вторжений. Давайте сравнивать, чтобы с полным знанием дела заменить все эти общие имена именами собственными. Чтобы... говорить не о Реформации, а о реформации XVI века, показывая насколько по-разному осуществлялась она в разных сферах, национальных и социальных ...".
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Публикации по проблемам методологии и методов исторического исследования, которые появляются в последнее время на страницах ведущих научных изданий, констатируют факт роста интереса к политической истории вообще. Этот поворот в развитии исторической науки ХХ в. начался в 1970-х гг., он был закономерным следствием развития предложенного одной из ведущих научных школ “Анналы” задачи создания эмпирической междисциплинарной социальной науки, центром которой должна была стать история.
В качестве протеста против историографической концепции буквализма, которая считала, что простое изложение летописей и других свидетельств дает наиболее полный ответ на любой вопрос по истории человечества, против истории "ножниц и клея", в 30-х годах во Франции возникла школа
Марк Блок, Люсьен Февр и Фернан Бродель обратили внимание на комплексность процесса истории, признали множественность связей в общественной системе. В связи с этим произошла ломка механического понимания причинности, разрушилось представление о линейности развития, стало понятно, что различные стороны общественного целого развиваются с разной скоростью. Новое знание было получено не через открытие новых летописных источников; у историков возникло новое представление о том, что означает вопрос "почему?"
Особенностью школы анналов является отсутствие догматизации форм и методов исторического познания, призыв к творческой раскрепощенности в осмыслении исторического процесса.
Под влиянием школы анналы сформировались следующие направления исторических исследований, как «новая научная история», «новая экономическая история», «новая социальная история», клиометрия, «психоистории», микроистория, неомарксистской история, нарративистика и постмодернизм в исторической науке. Изменился предмет исследования (им стал человек в истории) и сама историческая наука.
Принцип междисциплинарности стал ведущим в исследовательской стратегии ранних «Анналов». С 60-х гг. XX в., с изменением представления о характере отношений между историей и общественными науками, начинается «золотой век» междисциплинарного взаимодействия, в котором преобладают установки на равноправное сотрудничество в формировании «новой исторической науки» на базе интегрального междисциплинарного подхода к изучению общества.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Агирре Р.К. Критический подход к истории французских "Анналов" / Пер. Замойская И. Л. – М.: Кругъ, 2006. – 335 с.
Анналы на рубеже веков. Антология: [Пер. с фр.] / Институт всеобщей истории РАН; Гуревич А.Я., Лучицкая С.И. – М.: XXI век-согласие, 2002. – 284 c.
Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов" / А. Я. Гуревич; Рос. АН, Ин-т всеобщ. истории. – М.: Индрик, 1993. – 327 с.
Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории» // Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. – М.: Наука, 1986. – С. 182-231.
Добролюбский А.О. Школа "анналов" – "новая историческая наука": Учеб. для студентов вузов / А.О. Добролюбский, С.С. Мохненко, Ю.А. Добролюбская. – Одесса, 2000. – 188 с.
Мяделец А. А. О школе Анналов // История методологии социального познания. Конец XIX- XX век / Институт философии РАН. – М., 2001. – С. 192-196.
Никуличев Ю.В. Теория и практика культуры: альманах // Школа "Анналов" в проекции научного диалога. – Вып. 5. – М., 2007. – С. 147-159.
Репина Л.П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.
Розов Н.С. "Спор о методе", школа "Анналов" и перспективы социально-исторического познания // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1. – С. 145-155.
Сарпова О.В. Философия исторического познания в трудах школы "Анналов": Франция, 1929–1994: автореф. дисс... канд. филос. наук: 09.00.03. – Екатеринбург, 2004. – 20 с.
Трубникова Н.В. Историческое движение "Анналов": традиции и новации / Под ред. Б.Г.Могильницкого, Кол.авт. Томский государственный университет. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2007. – 350 с.
Хромова Е.Б. Идеи Маркса в школе "Анналов" // Исторические науки. – 2005. – № 6(12). – С. 40-41.
Шкурат П.А. Интерпретация научного наследия школы "Анналов" в отечественной историографии: автореферат дис... канд. истор. наук : 07.00.09 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 2005. – 22 с.











2

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агирре Р.К. Критический подход к истории французских "Анналов" / Пер. Замойская И. Л. – М.: Кругъ, 2006. – 335 с.
2.Анналы на рубеже веков. Антология: [Пер. с фр.] / Институт всеобщей истории РАН; Гуревич А.Я., Лучицкая С.И. – М.: XXI век-согласие, 2002. – 284 c.
3.Гуревич А.Я. Исторический синтез и Школа "Анналов" / А. Я. Гуревич; Рос. АН, Ин-т всеобщ. истории. – М.: Индрик, 1993. – 327 с.
4.Гуревич А.Я. Марк Блок и «Апология истории» // Марк Блок. Апология истории или ремесло историка. – М.: Наука, 1986. – С. 182-231.
5.Добролюбский А.О. Школа "анналов" – "новая историческая наука": Учеб. для студентов вузов / А.О. Добролюбский, С.С. Мохненко, Ю.А. Добролюбская. – Одесса, 2000. – 188 с.
6.Мяделец А. А. О школе Анналов // История методологии социального познания. Конец XIX- XX век / Институт философии РАН. – М., 2001. – С. 192-196.
7.Никуличев Ю.В. Теория и практика культуры: альманах // Школа "Анналов" в проекции научного диалога. – Вып. 5. – М., 2007. – С. 147-159.
8.Репина Л.П., Зверева В. В., Парамонова М. Ю. История исторического знания. – М.: Дрофа, 2008. – 288 с.
9.Розов Н.С. "Спор о методе", школа "Анналов" и перспективы социально-исторического познания // Общественные науки и современность. – 2008. – № 1. – С. 145-155.
10.Сарпова О.В. Философия исторического познания в трудах школы "Анналов": Франция, 1929–1994: автореф. дисс... канд. филос. наук: 09.00.03. – Екатеринбург, 2004. – 20 с.
11.Трубникова Н.В. Историческое движение "Анналов": традиции и новации / Под ред. Б.Г.Могильницкого, Кол.авт. Томский государственный университет. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2007. – 350 с.
12.Хромова Е.Б. Идеи Маркса в школе "Анналов" // Исторические науки. – 2005. – № 6(12). – С. 40-41.
13.Шкурат П.А. Интерпретация научного наследия школы "Анналов" в отечественной историографии: автореферат дис... канд. истор. наук : 07.00.09 / Ярослав. гос. ун-т им. П.Г. Демидова. – Ярославль, 2005. – 22 с.

Вопрос-ответ:

Чему способствовал анализ, проведенный в рамках школы Анналов?

Анализ, проведенный в рамках школы Анналов, способствовал синтезированию микро и макроподходов в изучении прошлого.

Какое влияние оказала школа Анналов на развитие исторической науки?

Школа Анналов оказала значительное влияние на развитие исторической науки, способствуя использованию междисциплинарных подходов современной науки и достижению задач сохранения целостного представления об общественной эволюции.

В какой области истории было возможно достичь сохранения целостного представления об общественной эволюции?

Как отмечал один из теоретиков современной школы Аннал, именно в политической истории было возможно достичь задачи сохранения целостного представления об общественной эволюции.

Какие подходы современной науки использовались в школе Анналов?

Школа Анналов использовала междисциплинарные подходы современной науки для изучения политической истории и достижения целостного представления об общественной эволюции.

В чем отличие политической истории от других областей истории?

В отличие от других областей истории, политическая история позволяет достичь сохранения целостного представления об общественной эволюции и использовать междисциплинарные подходы современной науки.

Какие идеи легли в основу школы Анналов?

Основными идеями школы Анналов являются французский кроникерский подход к истории, определение истории как науки о прошлом общества и акцент на изучении долгосрочных тенденций и структурных изменений.

Как эволюционировала школа Анналов в контексте историографического процесса?

Школа Анналов прошла несколько фаз эволюции, начиная с выделения истории отдельных областей (экономической, социальной и др.) до развития политического анализа и использования междисциплинарных подходов в изучении прошлого.

Какое влияние оказала школа Анналов на развитие исторической науки?

Школа Анналов оказала значительное влияние на развитие исторической науки, способствуя развитию новых методологических подходов, повышению качества исследований, переосмыслению предмета и целей истории и созданию междисциплинарных связей с другими науками.