Вариант 4

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 16 16 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 30.03.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
2. ОСНОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ
2.1. Классификация парадигм политического знания
2.2. Теологическая парадигма политического знания
2.3. Натуралистическая парадигма политического знания
2.3. Социальная парадигма политического знания
2.4. Рационально-критическая парадигма политического знания
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ







Фрагмент для ознакомления

Таким образом, социальная парадигма истолковывает политику через влияние на нее других сфер жизни общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д. К социальной парадигме относятся теории, объясняющие природу политики через воздействие, влияние других сфер общественной жизни: экономики, идеологии, духовной сферы.
2.4. Рационально-критическая парадигма политического знания
Согласно рационально-критической парадигме политического знания, политика – это самодостаточная сфера, которая развивается по своим законам. Природу политического взаимодействия, согласно данному подходу можно объяснить не внешними по отношению к политике факторами, а действием ее внутренних структур, отношений, институтов и механизмов.
В связи с этим, для формирования представления о политике в целом необходимо анализировать взаимосвязи государства и гражданского общества (Б. Спиноза), межгрупповых отношений (А. Бентли), деятельности элит (Г. Моска), механизма межгрупповой интеграции (Б. Крик), разворачивающихся на политическом поле конфликтов (М. Крозье) или консенсуса (Э. Дюркгейм).
В зависимости от выбранного компонента политики, положенного в основание ее объяснения, складываются самые разные теоретические подходы. В рамках рассматриваемой парадигмы, в качестве основных внутренних источников формирования политики выделяют конфликт и консенсус.
Идея внутренней противоречивости, конфликтности политической жизни получила признание в XIX в. Г. Зиммель, А. Бентли, К. Боулдинг, Л. Козер и др. теоретики сходились в признании первичности конфликтов для политической жизни. Современные ученые, придерживающиеся подобного подхода (Р. Дарендорф, Дж. Бертон, К. Ледерер и др.), также полагают, что конфликт отражает глубинную суть общества в целом и политической жизни в частности. Тем самым наличие конфликтов не рассматривается как угроза политическому развитию общества, ибо конкуренция по поводу власти, социального дефицита или позиций престижа трактуется как источник самодвижения и эволюции политических организмов.
Признание неизбежности конфликта сочетается с признанием его позитивности, которая прежде всего заключается в вынесении на поверхность тех скрытых причин напряженности, которые изнутри способны разрушить политически организованное сообщество. Кроме того, спор между отдельными сторонами, определение сторонников и противников тех или иных сил, идеологий и позиций структурирует политическое пространство, давая возможность совершенствовать механизмы представительства социальных интересов.
Таким образом, влияние конфликтов на политическую жизнь рассматривается как исключительно конструктивное. Ненужную напряженность могут принести лишь скрытые, неурегулированные или сознательно инициируемые конфликты.
В противовес парадигме конфликта в науке сложилось направление, сделавшее концептуальным методом интерпретации политики консенсус. Так, А. Дюркгейм, М. Вебер, Д. Дьюи, Т. Парсонс исходили из признания вторичной роли конфликта, его подчиненности тем ценностям и идеям, которые разделяет большинство населения и по которым в обществе достигнут полный консенсус, который формирует политику как целостное и качественно определенное явление.
С точки зрения сторонников рассматриваемого подхода, единство идеалов, основных социокультурных ориентиров населения позволяет осознанно регулировать отношения между людьми, разрешать конфликты, поддерживать стабильность и функциональность норм правления. И напротив, революции, острое политическое противоборство рассматриваются как аномалии политической жизни. Поэтому для своего органичного существования политика должна препятствовать конфликтам и кризисам, поддерживать состояние «социальной солидарности» (А. Дюркгейм), оказывать постоянное «педагогическое» воздействие на граждан общества (Д. Дьюи) и т.д.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что политология относится к разряду полипарадигматических дисциплин, т.е. допускает сосуществование различных концептуальных подходов к исследованию политики. Основными парадигмами политического знания являются теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Парадигма политического знания - это исследовательский подход, включающий в себя множество непротиворечивых методов объяснения политических явления и процессов, позволяющий создать целостную картину политического мира. В рамках одной политической парадигмы могут сосуществовать как отдельные идеи, так и завершенные концепции, теории. В современной политической науке признается множество типологий парадигм.
Классификацию существующих парадигм политического знания можно провести в зависимости от понимания источника политики, которым могут выступать Бог; природа, в том числе природа человека; общество в целом и отдельные его элементы: право, экономика, власть, этика, религия, культура и т. д.; внутренняя структура политики.
В соответствии с данной классификацией можно выделить теологическую, натуралистическую, социальную и рационально-критическую парадигмы.
Теологическая парадигма базируется на сверхъестественном объяснении государственной власти, видит ее истоки в Божественной воле и религиозных кодексах (святых писаниях, заветах пророков и т.п.).
Натуралистическая парадигма ориентирует на рассмотрение человека как части природы и объяснение политики природной средой: географическими факторами, биологической конструкцией, врожденными психическими свойствами и т.д.
Социальная парадигма истолковывает политику через влияние на нее других сфер общества: экономики, социальной структуры, права, культуры и т.д.
Рационально-критическая парадигма ориентирует на раскрытие внутренней природы политики, ее важнейших элементов и их взаимодействие, на выявление лежащих в основе динамики политической жизни конфликтов и т.п.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
Борисенков А.А. Парадигма политической ценности как фактор развития политической теории // Власть. 2003. № 11.
Вебер М. Избранные произведения. М, 1990.
Гаджиев К.С. Политология: Учебник для ВУЗов. М., 2005.
Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М., 1975.
Маккиндер Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4.
Монтескье Ш. Е. Избранные произведения. М., 1955.
Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для ВУЗов. М., 2003.
Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов ВУЗов. М., 2006.
Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 477.
Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. 1995. № 3.
Шпенглер О. Философия будущего. Спб, 1922. С. 36.
См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 477.
Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М., 1975. С. 11.
Шпенглер О. Философия будущего. Спб, 1922. С. 36.
См.: Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для ВУЗов. М., 2003. С. 28.
Вебер М. Избранные произведения. М, 1990. С. 646.
См.: Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов ВУЗов. М., 2006. С. 83.
См.: Монтескье Ш. Е. Избранные произведения. М., 1955. С. 266.
См.: Маккиндер Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4. С. 12-13.
См.: Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов ВУЗов. М., 2006. С. 85.
См.: Борисенков А.А. Парадигма политической ценности как фактор развития политической теории // Власть. 2003. № 11. С. 21.
См.: Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследования. 1995. № 3. С 9-10.
См.: Гаджиев К.С. Политология: Учебник для ВУЗов. М., 2005. С. 49.









16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Борисенков А.А. Парадигма политической ценности как фактор развития политической теории // Власть. 2003. № 11.
2.Вебер М. Избранные произведения. М, 1990.
3.Гаджиев К.С. Политология: Учебник для ВУЗов. М., 2005.
4.Кун Т. Структура научных революций / Пер. с англ. М., 1975.
5.Маккиндер Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995. № 4.
6.Монтескье Ш. Е. Избранные произведения. М., 1955.
7.Мухаев Р.Т. Политология: Учебник для ВУЗов. М., 2003.
8.Соловьев А.И. Политология: политическая теория, политические техно-логии: Учебник для студентов ВУЗов. М., 2006.
9.Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 477.
10. Чумиков А.Н. Управление конфликтом и конфликтное управление как новые парадигмы мышления и действия // Социологические исследова-ния. 1995. № 3.
11. Шпенглер О. Философия будущего. Спб, 1922. С. 36.

Вопрос-ответ:

Что такое парадигма политического знания?

Парадигма политического знания - это основополагающее понятие, которое определяет способ восприятия и истолкования политики в научном исследовании.

Какие основные парадигмы политического знания существуют?

Существуют четыре основные парадигмы политического знания: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Какие парадигмы политического знания можно выделить по классификации?

По классификации можно выделить четыре парадигмы политического знания: теологическая, натуралистическая, социальная и рационально-критическая.

Чем отличается теологическая парадигма политического знания?

Теологическая парадигма политического знания истолковывает политику через религиозные представления, веру в высшую силу и божественное вмешательство в политические процессы.

Как социальная парадигма политического знания интерпретирует политику?

Социальная парадигма политического знания истолковывает политику через влияние на нее других сфер жизни общества, таких как экономика, социальная структура и т.д.

Что такое парадигма политического знания?

Парадигма политического знания - это основная концептуальная модель или взгляд на политику и политические процессы, которые формируются на основе определенных теорий, методов и предположений. Она определяет основные принципы, подходы и методы изучения политики и позволяет ученым исследовать и объяснять политические явления и процессы.

Какие основные парадигмы политического знания существуют?

Основные парадигмы политического знания включают теологическую, натуралистическую, социальную и рационально-критическую парадигмы. Каждая из них предлагает свой подход к изучению политики и свои объяснения политических явлений и процессов.

Как классифицируются парадигмы политического знания?

Парадигмы политического знания могут быть классифицированы на основе предпосылок, которые они делают о политических явлениях и процессах, а также на основе методов и подходов, которые они используют для их объяснения. Некоторые классификации разделяют парадигмы на нормативные и описательные, другие - на идеалистические и материалистические.

Что представляет собой социальная парадигма политического знания?

Социальная парадигма политического знания истолковывает политику через влияние на нее других сфер жизни общества, таких как экономика и социальная структура. Она рассматривает политику как результат социальных и экономических отношений и стремится объяснить политические явления исходя из их социального и экономического контекста.