Фашизм, фашистское тоталитарное государство.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 26 26 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 02.02.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Понятие и сущность тоталитарного режима
2. Понятие и сущность фашизма
3. Предпосылки возникновения фашизма
4. Особенности фашистского тоталитарного государства
Заключение
Библиографический список

Фрагмент для ознакомления

Подчиняя себя мифам, они начинают жить в ирреальном мире, наполненном иными, отличными от общечеловеческих, ценностями. Б. Бессонов указывает на то, что «…фашистам не нужна была доктрина, рациональная и научная. Им нужна была идея, имеющая черты страсти, зовущая к действию. Именно отсюда идет аппеляция к мистике, к мифу…». В соответствие с этим выстраиваются и функции идеологии: легитимизировать режим, мобилизовать массы и “морально обезболить” их, превратив в слепое орудие государства.
Нужно отметить, что тоталитарный режим - детище XX века, он невозможен без достаточно высокого технического развития средств массовой коммуникации, транспорта. Отличительной чертой тоталитарного режима является то, что он не ограничивается лишь захватом внешних рычагов власти - государственного управления и аппарата насилия. Наличие только названных факторов - признак авторитарного государства, я же в работе рассматриваю фашистское тоталитарное государство. Режиму тоталитарного государства необходимо взять под контроль также и души своих граждан. И здесь важное значение имеет особая роль пропаганды в системе принуждения. Именно пропаганда в рамках общественно-политического движения дает тоталитаризму средства господства над мыслями и чувствами людей, позволяет привить человеку тоталитарное сознание.
Во-вторых, однопартийная политическая система сопровождается фактическим отсутствием демократических институтов, в результате чего происходит тотальное отчуждение индивида от политической власти. Возможное существование некоторых общественно-политических организаций не меняет сути, поскольку деятельность этих организаций подконтрольна правящей партии и полностью регламентируется государственными органами.
Ещё одну важную черту фашистской однопартийности выделяет Б. Бессонов. Он обращает внимание на то, что сама партия политических функций не носила. Основные её функции – организационно-технические, пропагандистские или даже полицейские.
Особо стоит сказать о роли церкви. Являясь более древним институтом, чем политические партии, обладая значительным весом в обществе и сильными традициями, церковь, стоящая между личностью и государством, стала тем "камнем преткновения", который не позволял полностью «тотализировать» индивида. Попытка тоталитарного режима устранить или, по крайней мере, снизить влияние этого института гражданского общества не везде приводила к успеху. В тех странах, где церковь сохранила свои позиции (Италия, Испания), отрицательные последствия тоталитаризма не были столь глубоки, как там, где она была подавлена (Германия). Работяжев рассматривает тоталитарную идеологию как некое подобие религии, а сама тоталитарная партия – это ничто иное как «квазицерковь», вооруженная своей идеологией, сфокусированной на представлении о совершенном, конечном состоянии человека». К сожалению, объем реферата не позволяет подробно рассмотреть этот интереснейший вопрос, достойный детальной проработки.
Третьим признаком тоталитарного фашистского режима является наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима. Остановимся на этом подробнее.
Какова же роль тоталитарного общественно – политического движения (ОПД)? Формируется оно в рамках демократического общества, поскольку любая реакционная структура немедленно подавила бы его на корню как оппозиционное. "Тоталитарные диктатуры могут возникнуть только в условиях массовой демократии и современной технологии", - пишет А. Галкин.
Непременный атрибут тоталитарной структуры - атомизация общества - заслуживает отдельного внимания. Еще до прихода к власти тоталитарное движение строится на принципах предельной атомизациид своих членов, т. е. сначала достигаются верность Движению, преобладание связей с Движением над личными связями, привязанностями к семье, друзьям, знакомым, а затем (по мере развития Движения и установления тоталитарной диктатуры) полная утрата личных связей в пользу своего места в Движении.
Являясь объединяющим началом тоталитарного общества, она не тождественна идеологии Движения. Идеология - понятие более широкое, включающее в себя и традиционный аспект, общественную мораль, например. Составляющая ядро идеологии "тоталитарная идея" представляет собой полностью искусственную конструкцию, созданную на базе всей совокупности мифов Движения, и заключает в себе основной ценностный критерий организации тоталитарного общества. По сути своей "тоталитарная идея" - та оболочка, в которую завернуто конкретное общество. Именно она и отличает одну форму тоталитаризма от другой.
Наличие общественно-политического движения - массовой социальной базы - создает видимость какого-то подобия "народовластия", демократии, отсюда и определенная устойчивость тоталитарных структур в сравнении с авторитарными. Тоталитарный фашистский режим имеет свои временные рамки и не совпадает с временем существования тоталитарного Движения. Движение имеет период зарождения, становления (до прихода к власти и формирования политического режима) и период внутреннего распада, когда в силу каких-либо причин тоталитарный режим эволюционирует в посттоталитарный, авторитарный. Так, если говорить о Германии, то фашистский режим там ограничивался 1933-1945 годами, а нацистское Движение 1919-1945-ми. В Испании фашистский режим охватывает период от падения республики приблизительно до начала 1950-х годов, после чего он стал эволюционировать в сторону авторитарного. Фалангистское тоталитарное Движение существовало с 1933 и примерно по 1958 год, затем постепенно стало терять тоталитарный характер.
Признаки тоталитарного общественно-политического движения – целью жизни и существования государства и отдельного человека является Движение.
Четвертым признаком тоталитарного фашистского режима является государственно организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии. «Психологической основой тоталитарного режима может быть только всеобщая лояльность граждан, в обеспечении которой террор играет значительную роль, представляя собой логическое продолжение тоталитарной пропаганды». Обращенная не к разуму, но к чувствам идеологическая пропаганда тоталитарного режима, являясь по сути своей духовным насилием, дополняется насилием физическим. Исходящие от государства непрерывные акты насилия терроризируют население, порождая неуверенность и страх. Двойной гнет - со стороны пропаганды и со стороны карательных органов государства - разлагает личность, практически гасит ее мыслительные способности, оставляя место лишь почти непроизвольным рефлексам энтузиазма и страха. В конечном счете такое давление со стороны государства (режима) ликвидирует не только всякую оппозицию, но и любую попытку инакомыслия.
Пятым признаком тоталитарного фашистского режима является экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.
С точки зрения внутреннего развития тоталитарному фашистскому режиму также требуется жестко регламентированная, замкнутая на государство экономическая структура. Более того, стоящей у руководства группировке необходима такая экономическая структура, которая бы не просто замыкалась на государство, но в значительной степени зависела бы от воли лидеров режима. Процесс формирования такой структуры был обращен в первую очередь к негосударственным секторам экономики и проходил в основном двумя путями.
Первый путь - это террор и вытеснение тех элементов промышленного и финансового капитала, которые отказывались от сотрудничества с режимом либо сотрудничали с ним, по мнению лидеров режима, недостаточно эффективно. Экспроприированные предприятия переходили в собственность государства или передавались лояльным режиму элементам (пример - экспроприация собственности евреев в гитлеровской Германии).
Однако по большей части формирование экономической структуры тоталитарного государства шло по второму пути - мирного сотрудничества. Особенно это касается периода становления тоталитарного режима. Причиной тому была взаимная заинтересованность как тоталитарных режимов в монополиях, так и монополистов в режиме твердой власти. Автократическая форма власти, "железной рукой" наводящая порядок в стране, была для монополий, несомненно, предпочтительнее сложного механизма демократического государства. Кроме того, не терпящая никакой оппозиционной организации тоталитарная политическая структура, которая практически свела на нет роль профсоюзов, позволяла эксплуатировать труд самыми изощренными способами, широко используя внеэкономические формы эксплуатации, характерные для докапиталистических формаций. Жесткая централизация и террор со стороны режима в отношении всяких демократических тенденций позволяли тесно связанным с режимом монополиям извлекать максимальные прибыли при минимальных издержках. В свою очередь, монополии благодаря активной, прежде всего финансовой, помощи создавали для руководства тоталитарного движения экономическую базу.
Шестой признак тоталитарного фашистского режима – антикапитализм. Если первые пять признаков являются формальными, то антикапитализм формально может и не проявляться, но внутренне присущ тоталитаризму. На самом деле полное отрицание капитализма имеет место лишь в левых тоталитарных формах. Что же касается правой и религиозной форм, то здесь этот признак проявляется как направление, политическая тенденция, но он непременно присутствует, что всегда можно определить при внимательном рассмотрении. В стремлении к "защите нации" тоталитарный режим направляет все свои усилия на централизацию, подчинение и контроль всех сфер жизни общества, чтобы не допустить никаких проявлений, направленных "против нации", а фактически против режима, поскольку тоталитарный режим всегда ассоциирует себя с нацией. А в таком процессе, конечно же, нет места ни конкуренции, ни экономической зависимости. Отсюда и вырастает антикапитализм.
Итак, в контрольной работе разобраны практически все признаки тоталитарного фашистского государства – вершины политической системы фашизма.


Заключение

В ходе работы над контрольной работой главной задачей была следующая: рассмотреть и понять особенности политической доктрины фашизма и разобрать особенности тоталитарного фашистского государства.
Изучением тоталитарных и авторитарных политических режимов занимались многие политологи. В более или менее целостном виде теория политических режимов сложилась к 50-м годам нашего столетия.
Итак, фашизм - это общественно-политических течение, возникшее в начале 20 в. К нему причисляют движения, идеи и политические режимы, которые в зависимости от страны и разновидности могли носить различные названия: собственно фашизм, национал-социализм, национал-синдикализм и др. Однако всем фашистским тоталитарным государствам присущ ряд общих черт, таких как:
1. Абсолютная концентрация власти, реализуемую через механизмы государства и представляющую этатизм, возведенный в высшую степень.
2. Однопартийная политическая система, не допускающая никаких иных политических организаций.
3. Наличие общественно-политического движения, составляющего массовую социальную базу режима.
4. Государственно организованный террор, основанный на перманентном и тотальном насилии.
5. Экономическая автаркия при жесткой регламентации экономики и существенной доле внеэкономических форм принуждения.
6. Антикапитализм. Внешне он может не проявляться, но внутренне присущ каждому тоталитарному фашистскому государству.
Идеальным государством теоретики фашизма считали государство всеобъемлющее, включающее в себя все сферы человеческой деятельности. А идеальной политической системой – ту, которая в состоянии полностью контролировать не только все действия своих граждан, но и их мысли, идеалы, стремления.
Таким образом, задачи, поставленные в контрольной работе, реализованы, цель достигнута.

Библиографический список

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – Юрайт, М.: 1999
2. Введение в политологию / Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. - М., 1993
3. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – Инфра-М, М.: 2001
4. Галкин А. Германский фашизм. – Наука, М.: 1967. - 370 с.
5. Желев Ж. Фашизм (перевод с болгарского). - М., 1991. 336 с.
6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - Инфра-М, М.: 2000
7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – Теис, М.: 1996
8. Кравченко А. И. Политология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Академия, М.: 2001. – 336с.
9. Кривогуз И. М. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – ВЛАДОС, М.: 1999. – 288с.
10. Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. - М., 1977. 290 с.
11. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. – М.: 1993. №5. С. 39-52.
12. Панарин А. И. Политология. Учебник. – ПБОЮЛ С. М. Грачев, М.: 2000. – 448с.
13. Пленков О. Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. – М.: 1999. №1. С. 10-16
14. Устрялов Н. В. Итальянский фашизм. - Вузовская книга, М.: 1999 - 192 с.


Галкин А. Германский фашизм. – Наука, М.: 1967, с. 34
Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. – М.: 1993. №5. С. 39-52
Пленков О. Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. – М.: 1999. №1. С. 10-16
Кривогуз И. М. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – ВЛАДОС, М.: 1999, 56 с.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – Юрайт, М.: 1999, 160 с.

Кравченко А. И. Политология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Академия, М.: 2001
Желев Ж. Фашизм (перевод с болгарского). - М., 1991, с. 244
Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - Инфра-М, М.: 2000

. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. – М.: 1993. №5. С. 39-52
Галкин А. Германский фашизм. – Наука, М.: 1967, 117 с.
Галкин А. Германский фашизм. – Наука, М.: 1967
Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – Инфра-М, М.: 2001, 87 с.
Галкин А. Германский фашизм. – Наука, М.: 1967, 98 с.
Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – Юрайт, М.: 1999













2

Библиографический список

1. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – Юрайт, М.: 1999
2. Введение в политологию / Гаджиев К.С., Каменская Г.В. и др. - М., 1993
3. Вятр Е. Лекции по политологии. Т.1. Типология политических режимов. – Инфра-М, М.: 2001
4. Галкин А. Германский фашизм. – Наука, М.: 1967. - 370 с.
5. Желев Ж. Фашизм (перевод с болгарского). - М., 1991. 336 с.
6. Кашанина Т.В., Кашанин А.В. Основы российского права. - Инфра-М, М.: 2000
7. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. – Теис, М.: 1996
8. Кравченко А. И. Политология: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Академия, М.: 2001. – 336с.
9. Кривогуз И. М. Политология. Учебник для студентов высших учебных заведений. – ВЛАДОС, М.: 1999. – 288с.
10. Лопухов Б. Р. История фашистского режима в Италии. - М., 1977. 290 с.
11. Мазуров И. Фашизм как форма тоталитаризма // Общественные науки и современность. – М.: 1993. №5. С. 39-52.
12. Панарин А. И. Политология. Учебник. – ПБОЮЛ С. М. Грачев, М.: 2000. – 448с.
13. Пленков О. Ю. Феномен фашизма: некоторые аспекты интерпретации // Обществознание в школе. – М.: 1999. №1. С. 10-16
14. Устрялов Н. В. Итальянский фашизм. - Вузовская книга, М.: 1999 - 192 с.

Вопрос-ответ:

Каковы основные особенности фашистского тоталитарного государства?

Особенности фашистского тоталитарного государства включают: однопартийную систему, где фашистская партия имеет единоличную власть; абсолютное государственное руководство, где Фюрер или Душехозяин обладает неограниченной властью; политическую репрессию и контроль над населением; пропаганду и манипуляцию массами; военную экспансию и имперскализм; идеологическую индоктринацию и культ личности.

Какова сущность тоталитарного режима?

Сущность тоталитарного режима заключается в полном контроле государства над всеми аспектами жизни общества и индивидуумов. Тоталитарный режим стремится полностью подчинить граждан под свою волю, устанавливая авторитарное правление, запрещая оппозицию и критику, преследуя и уничтожая нежелательные группы, и контролируя средства массовой информации. В тоталитарном режиме принципы государственного контроля и идеологии приоритетны над индивидуальными правами и свободами.

Что такое фашизм и какова его сущность?

Фашизм - это форма авторитарного национализма, который придает высшее значение государству, вождю и национальной идее. Сущность фашизма заключается в создании тоталитарного государства, в котором основные принципы - корпорационная экономика, жесткий национализм, жестокое преследование оппозиции, репрессии и приоритет государственных интересов над интересами отдельных граждан. Фашизм внедряет идею расового или этнического превосходства социальной группы и обычно включает пропаганду, насилие и военную экспансию.

Что такое фашизм?

Фашизм - это идеология и политический режим, который возник в Италии в 1920-е годы и достиг своего расцвета в Германии под руководством Адольфа Гитлера. Фашистское государство характеризуется сильным диктаторским правлением, уничтожением политической оппозиции, пропагандой националистических и расистских идей, а также организованной террористической системой контроля над обществом.

Каковы особенности фашистского тоталитарного государства?

Особенности фашистского тоталитарного государства заключаются в установлении абсолютной власти одного лидера, которого все должны подчиняться безоговорочно. Фашистское государство ограничивает гражданские свободы и права, через пропаганду формирует единую идеологию, подавляет и преследует политическую оппозицию, создает репрессивные структуры для контроля и подавления любых форм неповиновения и независимости.

Какие предпосылки привели к возникновению фашизма?

Возникновение фашизма было обусловлено рядом факторов и предпосылок. В период между двумя мировыми войнами, в странах Европы происходили социальные и экономические кризисы, что вызвало неудовлетворенность населения и потребность в сильном правительстве. Кроме того, националистические и расистские позиции нашли поддержку у некоторых слоев общества, что стало предпосылкой для появления фашистских движений и лидеров.

Почему фашистам не нужны были рациональная и научная доктрина?

Фашистам не нужна была рациональная и научная доктрина, потому что их идеология базировалась на эмоциях, страстях и иллюзиях. Они стремились создать культ лидера, вокруг которого формировалась идея о величии нации и расовом превосходстве. Для фашистов было важнее миф и символика, чем научные факты и рациональные объяснения.

Что такое фашизм?

Фашизм - это идеология и политическая система, которая характеризуется авторитарным и тоталитарным правлением, подавлением политической оппозиции, национализмом, военным агрессивизмом и культом лидера. Она возникла в Италии в 1920-х годах и впоследствии распространилась по другим странам, включая Германию.

Какие предпосылки привели к возникновению фашизма?

Возникновение фашизма было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, после Первой мировой войны существовала огромная социальная и экономическая нестабильность, что создало благоприятные условия для распространения идеологии, обещающей восстановление порядка и благосостояния. Во-вторых, национализм и культ нации были широко распространены в Европе, что способствовало пропаганде идеи национальной превосходности. Наконец, отсутствие демократической традиции и сильные лидеры, такие как Муссолини и Гитлер, способствовали успеху фашистской идеологии.