Кризис предпенсионного и послепенсионного периода и способы его конструктивного разрешения.
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 01.11.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛЮДЕЙ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПОСЛЕПЕНСИОННОГО ПЕРИОДА
1.1. ОСОБЕННОСТИ ПРОБЛЕМ ЛЮДЕЙ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПОСЛЕПЕНСИОННОГО ПЕРИОДА
1.2. СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЕОРИИ СТАРЕНИЯ
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПОСЛЕПЕНСИОННОГО ПЕРИОДА И СПОСОБЫ ЕГО КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ
2.1. ВОЗРАСТНЫЕ КРИЗИСЫ ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПОСЛЕПЕНСИОННОГО ПЕРИОДА
2.2. СПОСОБЫ КОНСТРУКТИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КРИЗИСА ПРЕДПЕНСИОННОГО И ПОСЛЕПЕНСИОННОГО ПЕРИОДА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
Задача консультанта — помочь клиенту понять мотивы неадекватного поведения родителя, отличить его истинные проблемы от обвинений, проецируемых на ребенка. Этапы процесса состоят из:
1) идентификации поведения родителя (требование внимания, обвинения, «жизнеутверждающие» заявления, слезы);
2) реакций взрослого ребенка (гнев, фрустрация, чувство вины,
беспомощность);
3) целей родителя (внимание, власть, месть);
4) выбора более адекватного поведения ребенком.
Индивидуальное психологическое консультирование пожилых людей предполагает передачу знаний о разных моделях старения и о значении образа жизни для процессов старения. Кроме того, включается психологическое консультирование в особых ситуациях: в связи с утратами и потерями близких.
В ходе индивидуального консультирования пожилых чрезвычайно важно раскрыть понятие удовлетворенности жизнью в старости, условия его достижения и условность понятия «счастливая старость». По мнению зарубежных психологов, «успешное старение» предполагает постоянное приложение усилий к совладанию с нарастающими ограничениями, присущими нормальному процессу старения. Постоянная и разумная активность, адекватные физические и умственные тренировки обеспечат пожилого человека необходимыми навыками совладания с недужностью в старости. Компетентное решение основных задач развития в пожилом возрасте сопровождается переживанием удовлетворенности жизнью в старости.
Психологическое индивидуальное консультирование в ситуации утраты, переживания горя пожилыми людьми должно быть обращено на особенности эмоциональных переживаний таких ситуаций. Горюющему человеку нужны постоянные, но не навязчивые слушатели. Роль такого слушателя может выполнять консультант, искренне и адекватно отражающий сопереживание. Главная задача - предоставить возможность выражать свои чувства, признавать их уместность.
Профориентационное психологическое консультирование направлено на решение задачи самоопределения после выхода на пенсию. Анализ имеющегося опыта подготовки к выходу на пенсию описывает три формы:
1) массовое обучение по специальной литературе, эта форма наиболее доступна, но отсутствие контроля за подготовкой и невозможность учета индивидуальности каждого снижают ее эффективность;
2) организация индивидуальных консультаций по различным вопросам подготовки к выходу на пенсию позволяет разработать и осмыслить конкретный подход, учитывающий уникальные возможности человека;
3) создание групп по специально разработанным программам, считается наиболее предпочтительной формой, обеспечивая оптимальность процесса подготовки благодаря групповым феноменам.
Некоторые авторы отмечают преимущества группового консультирования пожилых людей. Во-первых, посещение группы само по себе организует и разнообразит жизнь. Во-вторых, обсуждение своих переживаний, своей истории с другими людьми, ровесниками, усиливает мотивацию к осмыслению своей жизни, прошлого, позволяет пережить фрагменты воспоминаний с группой. В-третьих, обеспечивает контекст для создания и развития новых дружеских отношений. Специалистами выделяются сферы жизни, где старые люди охотно создают группы само- и взаимопомощи:
— самореализация и развитие личности;
— кризисная ситуация или горе;
— состояние здоровья или инвалидность.
Таким образом, в целом в процессе подготовки к выходу на пенсию человеку необходимо создать механизмы, стимулирующие и поддерживающие содержательную деятельность для построения нового личностного уклада, поиска новых путей функционирования в обществе с учетом личных интересов.
Заключение
Жизнь человека отличается продолжительным детством и продолжительной старостью. Само присутствие пожилых людей в семье, среди соседей, в любых формах социальной жизни дает незаменимые уроки гуманности. Даже после смерти люди остаются в человеческом сообществе благодаря результатам своего труда, накопленным нравственным ценностям и опыту. Это заставляет нынешние поколения в большей степени осознавать свою ответственность перед будущими поколениями.
Старость иногда называют «возрастом социальных потерь». Утверждение не лишено оснований: старость как фаза жизни характеризуется возрастными изменениями в организме человека, изменениями его функциональных возможностей и соответственно потребностей, роли в семье и обществе, что зачастую протекает не безболезненно для самого человека и его социального окружения.
Выводы:
1) Проведенный анализ литературы по проблеме изучения кризиса предпенсионного и послепенсионного периода и способов его конструктивного разрешения показал, что специфические нужды пожилых людей носят в основном гуманитарный характер. Вместе с тем некоторые общие проблемы отражают и специфические требования этой группы населения в части здоровья, питания, жилья, окружающей среды, семейного и социального благосостояния, обеспечения доходов и занятости, образования.
2) Процесс старения памяти характеризуется двумя периодами спада: 60-70 и 70-80 лет. Кратковременная память страдает так же, как и долговременная. Актуализация событий прошлого связана с особой эмоциональной окраской прошлого опыта для пожилого человека, настоящая жизнь которого значительно меньше наполнена эмоциями. Считается, что в условиях уменьшения интеллектуальных, эмоциональных и физических ресурсов воспоминания помогают пожилому и старому человеку сохранить самооценку даже в ущерб объективности, посредством идеализации и оправдания событий прошлой жизни. Способность с любовью и благодарностью вспоминать прошлое – это залог примирения с настоящим, где есть уменьшение сил, ухудшение здоровья и качества общения.
Интеллектуальная деградация отнюдь не является атрибутом пожилых и старых людей. В то время как у одних интеллект с возрастом снижается, у других он сохраняется за счет включения различных компенсаторных механизмов. К 70 годам спад интеллекта достигает 70% от первоначального уровня, причем, чем выше был интеллект, тем менее выражено его снижение.
Личностные черты, свойственные характеру человека в молодые годы, в старости имеют отчетливую тенденцию к заострению. У людей бережливых могут развиться мелочность и скупость, эмоциональная несдержанность заостряется до степени взрывчатой агрессивности. Нередко у пожилых появляются умиротворенность, способность «подняться над суетой», адекватно переоценить свои возможности, осмыслить происходящее.
3) У пожилых людей нередко возникают такие эмоциональные нарушения, как тревога и депрессия. Эти явления усиливают психическую дезадаптацию. Второе направление наиболее частых эмоциональных изменений в этом возрасте связано с частыми переживаниями утраты (супруга, семейных связей, работы, социальной роли, престижа и др.).
Самооценка человека в старости претерпевает существенные изменения. С одной стороны, общее снижение жизненных функций отрицательно влияет на самооценку, с другой – пожилые люди склонны искренне завышать свои положительные качества. Самооценка зависит от удовлетворенности социальными контактами, занятости и нужности, материального благополучия и в меньшей степени – от здоровья.
4) Перечень потребностей – от наиболее к наименее значимым – у пожилых выглядит следующим образом:
исключение страданий, сохранение постоянства в привязанностях к людям, обстановке;
автономия, защита собственной независимости, власть;
забота о других, творчество.
5) Удачные варианты жизненного устройства по выходе на пенсию определяются не только положительными внешними условиями, в которых оказывается пожилой человек, но в большей степени зависят от его личных установок, «умения устроить свою жизнь». Направленность на занятость определенным делом после выхода на пенсию влияет на принятие решения о прекращении работы и на само отношение к пенсии.
Творческая активность в пожилом и старческом возрасте изменяется неоднозначно. У людей неинтеллектуальных и ранее не склонных к творчеству наблюдается сужение круга интересов. Интересы творческой личности, как правило, сохраняются и часто находятся вне семейных взаимосвязей: профессия, политика, любые коммуникативные формы деятельности.
Отношение к труду – решение прекратить или продолжить работу – зависит не только от материальной заинтересованности, но и от влияния комплекса факторов: здоровья, условий труда и быта и др. Выход на пенсию считается одним из ключевых событий старости. Генеральным направлением действий пожилого человека при благоприятной старости является оптимальное сохранение трудовой деятельности. Наиболее выигрышными в плане реабилитации являются творческие работы, приносящие, кроме материального удовлетворения, конкретный результат (имеют большое значение польза для общества, необходимость кому-то лично).
6) Таким образом, устранение представления о старости как о болезни важно не только для осуществления правильного подхода специалистам социальной работы к пациентам старших возрастных групп, но и для целесообразного построения гериатрической помощи. В пожилом и старческом возрасте процессы восстановления после перенесенного острого заболевания, обострения или осложнения хронического патологического процесса происходят более медленно, менее совершенно, что и обусловливает более затяжной период реабилитации и часто меньшую эффективность терапии. В связи с этим в проведении восстановительного лечения людей пожилого и старческого возраста в разных стадиях реабилитации должна быть проявлена большая настойчивость и учтены возрастные особенности физического и психического состояния.
Основная задача государственных структур, ответственных за социальное благополучие пожилых людей, - не просто предоставить им требуемую поддержку и услуги, Но сделать процесс перехода к новому жизненному этапу более благоприятным, снизив до минимума негативные последствия утраты прежнего «социального лица». Помогая пожилым гражданам в разрешении индивидуальных проблем, государство совместно с общественностью одновременно должно реагировать на весь комплекс проблем, вызываемых увеличением доли пожилых людей в составе населения.
Список литературных источников
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2003. - 704 с.
Абрамова Г.С. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М.: Академический проспект, 2004. - 224 с.
Геронтопсихология: Учеб. пособие / Под ред. проф Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 391 с.
Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. - 456 с.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогической общество России, 2001. - 442 с.
Холостова Е.И. Социальная геронтология. М.: Дашков и К, 2006. – 296 с.
Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. – 224 с.
Холостова Е.И. и др. Социальная геронтология: учеб. пособие. М., 2006. с. 16-18.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2003. С. 108.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2003. С. 110.
Геронтопсихология: Учеб. пособие / Под ред. проф Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. с. 58.
Геронтопсихология: Учеб. пособие / Под ред. проф Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. с. 59.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. с. 74.
Абрамова Г.С. Возрастная психология. М.: Академический проспект, 2003. С. 117.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2005. с. 51.
Холостова Е.И. Социальная работа с пожилыми людьми. М.: Дашков и К, 2005. с. 52-53.
Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. с. 42.
Абрамова Г.С. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. С. 551.
Абрамова Г.С. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. С. 555.
Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. С. 279.
Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. С. 286.
Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. С. 292.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. С. 151.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. С. 157.
Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. С. 162.
2
2.Абрамова Г.С. О зрелости. Психология зрелости. Самара: БахраХ-М, 2003. – 768 с.
3.Безденежная Т.И. Психология старения. Путь к долголетию. Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 320с.
4.Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология развития человека. М.: Академический проспект, 2004. - 224 с.
5.Геронтопсихология: Учеб. пособие / Под ред. проф Г.С.Никифорова. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2007. - 391 с.
6.Мухина В.С. Возрастная психология, феноменология развития, детство, отрочество. М.: Академия, 2000. - 456 с.
7.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Педагогической общество России, 2001. - 442 с.
8.Холостова Е.И. Социальная геронтология. М.: Дашков и К, 2006. – 296 с.
9.Шаповаленко И.В. Возрастная психология. М.: Гардарики, 2005. - 349 с.
10.Яцемирская Р.С. Социальная геронтология (лекции): учеб. пособие для вузов. М.: Педагогика, 2006. – 224 с.
Вопрос-ответ:
Что такое предпенсионный и послепенсионный период?
Предпенсионный период - это период перед выходом на пенсию, когда человек уже не молод, но еще не совсем пожилой. Послепенсионный период - это период после выхода на пенсию, когда человек уже пожилой, но еще активен и может вести активный образ жизни.
Какие особенности присущи проблемам людей предпенсионного и послепенсионного периода?
Люди предпенсионного и послепенсионного периода часто сталкиваются с проблемами, связанными с преодолением возрастных изменений, ощущением бесполезности, социальной изоляцией, потерей статуса и роли в обществе, а также снижением физической и психической активности.
Что такое теория старения и какие основные характеристики она имеет?
Теория старения - это научная концепция, объясняющая причины и механизмы процесса старения. Основные характеристики теории старения включают генетические и окружающие факторы, а также изменения в организме, связанные с возрастом.
Какие возрастные кризисы характерны для предпенсионного и послепенсионного периода?
В предпенсионный и послепенсионный периоды люди могут столкнуться с кризисом идентичности, когда осознание своей роли и места в обществе вызывает психологическое напряжение. Также возможен кризис цели и значения жизни, когда возникают сомнения и разочарования в достигнутых целях и их смысле.
Какие способы конструктивного разрешения кризиса препенсионного и послепенсионного периода?
Конструктивное разрешение кризиса включает восприятие старения как нормального и естественного процесса, поиск новых целей и интересов, поддержку социальных связей и активное включение в общественную жизнь, заботу о своем физическом и психическом здоровье, а также поиск смысла в жизни и саморазвитие.
Какие особенности у проблем людей предпенсионного и послепенсионного периода?
Особенности проблем людей предпенсионного и послепенсионного периода включают набор физических, психологических и социальных изменений. Физические изменения могут быть связаны с ухудшением здоровья, снижением физической активности и возможными проблемами со здоровьем. Психологические изменения могут включать изменение самооценки, потерю смысла жизни и возникающую тревогу или депрессию. Социальные изменения могут включать утрату роли на работе и изменение социальной сети.
Что такое теория старения и какие основные характеристики она имеет?
Теория старения - это совокупность гипотез и исследований, направленных на объяснение процесса старения. Основные характеристики теории старения включают такие аспекты, как генетические факторы, окружающая среда, образ жизни и поведение, а также психологические и социальные факторы. Теория старения также включает в себя предположение о том, что старение является нормальным и неизбежным процессом, но может быть замедлено или улучшено определенными мерами предупреждения и заботы о своем здоровье.
Какие возрастные кризисы могут возникнуть в предпенсионном и послепенсионном периодах?
В предпенсионном и послепенсионном периодах могут возникать различные возрастные кризисы. Некоторые из них включают кризис самоидентификации, когда люди переживают потерю роли на работе и ищут новые способы определения себя; кризис пустого гнезда, когда дети выросли и ушли из дома, оставив родителей с чувством потери; кризис здоровья, когда возникают проблемы со здоровьем и нужно адаптироваться к новым ограничениям; и кризис смысла жизни, когда люди ищут новый смысл и цель в жизни после выхода на пенсию.
Какие проблемы возникают у людей в предпенсионном и послепенсионном периодах?
В предпенсионном и послепенсионном периодах у людей могут возникать различные проблемы связанные с физическим и психологическим состоянием. Некоторые из таких проблем могут быть: затруднения с поиском работы, ухудшение физического здоровья, появление чувства бесполезности или одиночества.