Комплексный аудит предприятия
Заказать уникальную курсовую работу- 72 72 страницы
- 10 + 10 источников
- Добавлена 10.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………...4
1. Подготовительный этап аудита………………………………………………..5
1.1. Подготовка общего плана и программы аудита……………………………5
1.2. Аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета17
2. Аудит денежных средств и расчетных операций…………………………...22
2.1. Инвентаризация наличия денежных средств в кассе……………………..22
2.2. Соблюдение лимита остатков денежных средств в кассе………………..25
2.3. Проверка использования наличных денежных средств по их целевому назначению……………………………………………………………………….27
2.4. Проверка правильности итогов и сальдо на начало и конец каждого месяца в ведомости №2 и журнале-ордере №2………………………………..30
2.5. Выявление допущенных нарушений в расчетах с подотчетными лицами……………………………………………………………………………31
2.6. Проверка законности выдачи и расходования подотчетных сумм……...34
3. Аудит основных средств и материальных ценностей………………………37
3.1. Инвентаризация основных средств………………………………………...37
3.2. Расчет амортизационных отчислений……………………………………..39
3.3. Установление характера нарушений по амортизации и инвентаризации основных средств………………………………………………………………..41
3.4. Инвентаризация материальных ценностей………………………………..43
3.5. Определение допущенных нарушений в операциях с товарно-материальными ценностями…………………………………………………….44
4. Аудит оплаты труда…………………………………………………………..48
4.1. Проверка правильности составления расчетной ведомости……………..48
4.2. Проверка правильности начисления отпускных………………………….49
4.3. Установление нарушений в оплате труда…………………………………51
5. Аудит производства, реализации и себестоимости продукции……………52
5.1. Проверка достоверности отчетных данных о выпуске готовой продукции………………………………………………………………………...52
5.2. Проверка достоверности отчетных данных о реализации продукции…..54
5.3. Проверка правильности отражения в учете отгруженной готовой продукции и остатка готовой продукции на конец месяца…………………...54
5.4. Определение показателей затрат на рубль товарной продукции………..55
6. Аудит результатов, фондов и финансового состояния…………………….58
6.1. Проверка достоверности формирования прибыли от реализации товарной продукции………………………………………………………………………...58
7. Составление заключения по итогам проверки……………………………...61
7.1. Обобщающий анализ выявленных нарушений…………………………...61
7.2. Подготовка заключения по итогам аудиторской проверки………………63
Заключение……………………………………………………………………….71
Список использованной литературы…………………………………………...72
Такого расчета представлено не было.
При накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов нарушается соблюдение внутренних документов, таких как учетной политики, договора с банком. Данное нарушение влечет за собой наложение административного штрафа с кассира в сумме излишка, с предприятия в 3хкратном размере излишка, с руководителя – сумму 50 МРОТ. С главного бухгалтера – штраф от 4 тыс.руб. до 5 тыс. руб. Используя метод прослеживания аудитор сравнивал остатки денежной наличности по отчету кассира на конец дня с установленным лимитом кассы.
Для избежания применения существующих мер административной ответственности необходимо согласовать с банком и утвердить порядок и сроки сдачи наличных денег с учетом режима работы как самой организации, так и обслуживающего банка. Представить в банк расчет на установление лимита остатка кассы, в котором определить и согласовать, на какие цели разрешено расходование наличных средств из выручки, поступившей в кассу. Возможен и такой способ: если в кассе скопилась сверхлимитная наличность, а деньги сдать в банк по тем или иным причинам нет возможности, их можно выдать под отчет работникам. В дальнейшем (лучше всего на следующий день) эти деньги можно либо использовать на приобретение товарно-материальных ценностей, либо вернуть в кассу.
2.3. Проверка использования наличных денежных средств по их целевому назначению
В ведомости №1, журнале-ордере №1 и соответствующих расшифровках к ним приведены данные о поступлении денежных средств в кассу мебельного комбината №1 и их расходовании за 2003 год. Для проверки приведенных данных выбран период с июля по сентябрь 2003 г.
Таблица 2.3.1
Выписка из ведомости №1 по дебету счета 50 «Касса» в кредит счетов
и сальдо на начало месяца
Месяц 90 51 68 71 76 Итого Сальдо на начало месяца Июль 1885 74727 - 105 285 77002 125 Август 1554 74831 - 98 350 76833 78 Сентябрь 1343 75574 159 139 498 77713 45
Таблица 2.3.2
Выписка из журнала-ордера №1 по кредиту счета 50 «Касса» в дебет счетов
Месяц 51 70 71 76 73 86 Итого Июль 2619 67571 5960 257 489 153 77049 Август 1766 68953 5559 193 395 - 76866 Сентябрь 2958 68035 5775 168 478 193 77607 Таблица 2.3.3
Расшифровка денежных средств, полученных на различные цели
и внесенных на расчетный счет, руб.
Месяц Получено с расчетного счета На заработную плату На команд. расходы На хоз. расходы На мат. помощь Итого Июль 68670 5394 337 326 74727 Август 68700 5395 341 395 74831 Сентябрь 68990 5705 401 478 75574 Месяц Внесено на расчетный счет Не выплаченная зарплата За содержание детей Возврат неиспользованных сумм Выручка Итого Июль 449 285 - 1885 2619 Август 265 350 - 1151 1766 Сентябрь 955 498 162 1343 2958
Проверяя использование наличных денежных средств по их целевому назначению установили следующее.
1. Итоговые суммы полученных с расчетного сумм совпадают с суммами внесенными в кассу организации
2. Итоговые суммы внесенных на расчетный счет наличных денежных средств совпадают с суммами по кассе по счету 51.
3. Расшифровка денежных средств полученных на различные цели показала следующее: сумма полученная на выдачу заработной платы в июле месяце не совпала с суммой выданной заработной платы по кассе и сданной на расчетный счет невыплаченной заработной платой. Невыплаченная заработная плата составила: 68670-67571=1099 руб. На расчетный счет поступило 449 руб. Разница составляет 1099-449=650 руб. В августе месяце на выплату заработной платы получено 68700 руб., выплачено больше 68953 руб. Сумма переплаты составляет 68700-68953=253 руб. В то же время на расчетный счет поступила невыплаченная заработная плата в сумме 265 руб. За период с июля по август на мебельном комбинате №1 нарушен порядок ведения кассовых операций.
Суммы полученные с расчетного счета на выдачу командировочных расходов и на хозяйственные расходы не совпадают с суммами выданными в подотчет по кассе: в июле месяце получено 5394+337=5731 руб. выдано 5960 руб., перерасход составил 229 руб.; в августе месяце получено 5395+341=5736 руб., выдано 5559 руб., разница составила 177 руб. (на расчетный счет данная сумма не внесена); в сентябре месяце получено 5705+401=6106 руб., выдано 5775 руб., разница составила 331 руб. По командировочным суммам произошел перерасход в выдаче на 800 руб. (получено с расчетного счета на выдачу командировочных расходов 16494 руб. (5394+5395+5705), выдано из кассы 17294 руб. (5960+5559+5775)). По суммам на хозяйственные расходы неиспользованная сумма составила 299 руб. = 461 - 162. (получено с расчетного счета 1079 руб. (337+341+401) выдано 618 руб. (257+193+168) разница составляет 461 руб. (80+148+233), однако в кассу внесено 342 руб. (105+98+139). На расчетный счет внесена сумма 162 руб.).
Сумма полученная на выдачу материальной помощи в июле месяце составила 326 руб. по кассе выплачено 489 руб. перерасход составил 163 руб. в августе и сентябре суммы полученные на материальную помощь и выданные совпадают.
В кассу мебельного комбината за период с июля по сентябрь были внесены денежные средства на содержание детей эти же суммы были внесены на расчетный счет, суммы совпадают.
Выручка внесенная в кассу организации в июле месяце совпадает с внесенной на расчетный счет, в августе месяце в кассу выручка внесена в сумме 1554 руб., на расчетный счет внесена 1151 руб., разница составляет 403 руб. В сентябре выручка внесенная на расчетный счет совпадает с суммой выручки внесенной в кассу организации.
Для предотвращения выявленных нарушений необходимо строго соблюдать за расходованием денежных средств по назначению со стороны главного бухгалтера.
Итак, итоговые суммы денежных средств полученных с расчетного сумм совпадают с суммами внесенными в кассу организации по ведомости №1. Итоговые суммы внесенных на расчетный счет наличных денежных средств совпадают с суммами по кассе по счету 51 в журнале-ордере №1. Рассматривая более подробное расходование денежных средств по целевому назначению были выявлены расхождения в данных: остаток невыплаченной заработной платы возвращен не полностью сумма составляет 397 руб., перерасход по выданным суммам на командировочные расходы составляет 800 руб.; возврат по неиспользованным суммам по документам составил в августе месяце 162 руб., по подсчетам аудитора необходимо довнести на расчетный счет 299 руб.; перерасход по выплате материальной помощи в июле месяце на 163 руб.; на расчетный счет в августе месяце недовнесена выручка в сумме 403 руб.
2.4. Проверка правильности итогов и сальдо на начало и конец каждого месяца в ведомости №2 и журнале-ордере №2
Информация о движении денежных средств по расчетному счету мебельного комбината №1 за 2003 год приведена в ведомости №2 и журнале-ордере №2 и выписке банка по расчетному счету. Для проверки из приведенных данных выбирается период с июля по сентябрь 2003 г.
Таблица 2.4.1.
Ведомость №2 по дебету счета 51 «Расчетный счет» с кредита счетов
Месяцы 90 50 63 76 79 99 66 Итого Сальдо на нач.месяца Июль 973734 1619 5697 25687 81151 9794 127000 1225682 32986 Август 965989 1766 2876 28951 83293 5643 145000 1233518 43851 Сентябрь 967974 2958 9415 31151 80254 3141 141000 1225793 51309
Таблица 2.4.2
Журнал-ордер №2 по кредиту счета 51 «Расчетный счет» в дебет счетов
Месяцы 50 60 68 69 76 99 81 82 66 Итого Июль 74727 329987 23875 25920 38453 6851 95353 83651 536000 1214817 Август 74831 328996 23952 26005 49872 3798 92591 84015 541000 1225060 Сентябрь 75574 331291 23812 25853 47151 4153 91563 83891 539000 1222288
Таблица 2.4.3
Информация из выписок банка по расчетному счету
Месяцы Остаток на начало месяца Оборот за месяц Остаток на конец месяца дебет кредит дебет кредит дебет кредит Июль - 32986 1214817 1225682 - 43851 Август - 43851 1225060 1233518 - 52309 Сентябрь - 52309 1222288 1225793 - 55814
Проверяя правильность итогов и сальдо на начало и конец каждого месяца в ведомости №2 и журнале ордере №2 за период с июля по сентябрь 2003 г. установили следующее: в сентябре месяце в ведомости №2 допущена арифметическая ошибка при подсчете сальдо на начало месяца. Встречная проверка данных ведомости №2 и журнала ордера №2 с выписками банка по расчетному счету подтвердила данную ошибку, в ведомости №2 сальдо на начало месяца сентября составляет 51309 руб., по выписке банка 52309 руб. По остальным месяцам искажений не обнаружено.
Для устранения данной ошибки и предотвращения их в будущем необходим контроль главного бухгалтера за данным участком работы.
2.5. Выявление допущенных нарушений в расчетах с подотчетными лицами
1. Инженер-технолог Сабуров М.С. был командирован в г.Мурманск на 15 дней. Отметки на командировочном удостоверении:
- выехал из г.Санкт-Петербурга 05.03.2003г.
- прибыл в г.Мурманск 05.03.2003 г.
- выехал из г.Мурманска 19.03.2003 г.
- прибыл в г.Санкт-Петербург 19.03.2003 г.
Сабурову оплачены командировочные расходы в следующих размерах:
- стоимость проезда самолетом туда и обратно – 53000 руб. (билеты приложены к отчету)
- суточные – 5200 руб.
- проживание в гостинице, согласно квитанции – 5600 руб.
Задание по командировке выполнено. Отчет проведен, принят бухгалтером Петровой А.Н. и утвержден директором Васильевым О.И. 20.03.2003 г.
Проверяя авансовый отчет Сабурова М.С. установили следующее. Отсутствие приказа на командировку, сметы на выдачу командировочных расходов. Отсутствует расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных сумм на командировку. Билеты на самолет соответствуют. В учетной политике организации определено, что суточные на командировку выплачиваются в размере 340 руб. за каждый день нахождения в командировке, включая и время нахождения в пути. Сабуров М.С. был командирован на 15 дней (согласно отметкам в командировочном удостоверении), следовательно суточные составят 15 дней * 340 руб. = 5100 руб. В авансовом отчете неверно отражена сумма суточных. Квитанция на проживание в гостинице соответствует.
По мнению аудитора необходимо сделать следующие бухгалтерские записи:
Д26 К71 – 63700 руб. (53000+5100+5600) – списана сумма командировочных расходов Сабурова М.С.
Д26 К71 – 100 руб. сторнировочная запись по неверно подсчитанным суточным
Д71 К50 63700 руб. – выдан излишек подотчетной суммы Сабурову М.С.
2. Экономист Кузнецова Л.М. была командирована на 5 дней в г. Лугу. Отметки на командировочном удостоверении:
- выехала из г. Санкт-Петербурга 15.03.2003 г.
- прибыла в г. Лугу 15.03.2003 г.
- выехала из г. Луги 19.03.2003 г.
- прибыла в г. Санкт-Петербург 19.03.2003 г.
Кузнецовой Л.М. оплачены командировочные расходы в следующих размерах:
- стоимость проезда г. Санкт-Петербург – г.Луга и обратно электричкой – 300 руб. (билеты от 15.03.2003 и 18.03.2003 приложены к отчету)
- суточные – 1700 руб.
- квартирные – 500 руб.
Задание по командировке выполнено. Отчет проверен, принят бухгалтером Петровой А.Н. и утвержден директором Васильевым О.И. 22.03.2003г.
Проверяя авансовый отчет Кузнецовой Л.М. установили следующее. Отсутствие приказа на командировку, сметы на выдачу командировочных расходов. Отсутствует расходный кассовый ордер на выдачу подотчетных сумм на командировку. Несоответствие отметки о прибытии в г. Санкт-Петербург с обратным билетом на электричку. В командировочном удостоверении отметка о прибытии в Санкт-Петербург стоит дата 19.03.03, билет на электричку г.Луга - г.Санкт Петербург датирован 18.03.03 г.. Ранний выезд Кузнецовой Л.М. на один день в г. Санкт-Петербург приказом руководства не подтвержден, следовательно суточные необходимо оплатить за 4 дня командировки, т.е. 1360 руб. Согласно учетной политике организации если командированный сотрудник не имеет возможности представить документы за проживание, в таком случае ему оплачиваются квартирные в размере 100 руб. за каждую ночь, проведенную в другом городе в течение всего периода командировки. Кузнецовой Л.М. необходимо оплатить квартирные за 3 ночи, т.е. 300 руб. В бухгалтерском учете по мнению аудитора необходимо отразить следующие бухгалтерские записи:
Дт26 Кт71 – 1960 руб. (300,0 + 1360,0 + 300,0) – списана сумма командировочных расходов Кузнецовой Л.М.
Дт26 Кт71 – 540 руб. – сторнировочная запись неверно подсчитаны суточные и квартирные (340,0+200,0)
Дт71 Кт50 – 1960,0 выдан излишек подотчетной суммы Кузнецовой Л.М.
Проверяя авансовые отчеты выявили нарушения в расчетах с подотчетным лицами. Отсутствуют приказы по командировкам, сметы на выдачу командировочных сумм. Неверно отражены суммы суточных и квартирных. Невнимательно отмечаются даты прибытия сотрудников. Для устранения необходимо контролировать работу отдела кадров, требовать приказы на командировку, следить за отметками в командировочных удостоверениях. Бухгалтерии более внимательно относиться к расчетам.
2.6. Проверка законности выдачи и расходования подотчетных сумм
Исходные данные приведены в выписке из журнала-ордера №7 по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и аналитические данные по этому счету за декабрь 2003 г.
Проверяя законность выдачи и расходования подотчетных сумм выявили следующее. Подотчетное лицо Волков получил деньги 19 ноября 2003 года в сумме 6800 руб., отчет в бухгалтерию представил 07 декабря 2003 года. Согласно учетной политике организации на суммы выданные в подотчет на хозяйственные расходы необходимо представить авансовый отчет в течение трех дня со дня выдачи. Волков задержал отчет на 18 дней. Подотчетное лицо Николаев получил денежные средства 7 декабря 2003 г. в сумме 8900 руб., авансовый отчет представлен 11 декабря 2003 г. Неиспользованная сумма аванса внесена в кассу 17 декабря 2003 г. Николаев задержал сдачу отчета на 1 день, неиспользованную сумму внес через 6 дней после сдачи отчета.
Итак, проверяя законность выдачи и расходования подотчетных сумм выявили, что в организации авансовые отчеты сдаются не в срок. Для устранения данного нарушения необходимо установить контроль за движением авансовых отчетов, составить таблицу выдачи подотчетных сумм с отметкой даты и дату сдачи авансовых отчетов. Данный контроль возложить на бухгалтера ответственного за участок по авансовым отчетам.
Таблица 2.6.1
Выписка из журнала-ордера №7 за декабрь 2003 г. по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами»
Ф.И.О. подотчетного лица Остаток на начало месяца Выдано подотчет Выдано в возмещение Удержаны неиспользованные суммы аванса Израсходовано из подотчетных сумм Дата Дебет (сумма в подотчете) Кредит (невозмещенный перерасход) Дата Сумма Дата Сумма Дата С кредита 71 в дебет счетов По представленному отчету С кредита счета 71 в дебет счетов 50 70 Дата Утверж
денная сумма 05 12 26 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Попов 6.12 4500 7.12 990 7.12 3510 3510 Волков 19.11 6800 8900 7.12 6800 3355 3445 Николаев 7.12 17.12 1746 11.12 7154 7154
4
1.Налоговый кодекс Российской Федерации. – М.: Омега-Л, 2006. – 550с.
2.Федеральный закон от 07.08.2001 №119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (в ред. Федеральных законов от 14.12.2001 №164-ФЗ, от 30.12.2001 №196-ФЗ).
3.Комментарий к федеральному закону № 119-ФЗ
4.Федеральный закон №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»
5.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (в ред. от 4.07.2003 № 405, от 7.10.2004 № 532, от 16.04.2005 № 228)
6.Постановление Правительства РФ от 6.02.2002 № 80 «О вопросах государственного регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации»
7.Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дел и Сервис», 2003. - 454с.
8.Андреев В.Д. Внутренний аудит. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 464с.
9.Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учебное пособие. - М.: Финансы и статистка, 2000.
10.Аудит / Под ред. проф. В.И. Подольского. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 655с.
Вопрос-ответ:
Какие этапы включаются в комплексный аудит предприятия?
Комплексный аудит предприятия включает несколько этапов: подготовительный этап, аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета, аудит денежных средств и расчетных операций, а также другие специфические этапы, которые могут варьироваться в зависимости от предмета аудита.
Как подготовить общий план и программу комплексного аудита?
Подготовка общего плана и программы комплексного аудита предполагает анализ основных рисков и проблем, связанных с финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а также определение стратегии и методологии аудита. Кроме того, необходимо определить конкретные задачи и цели аудита, а также составить план работы и распределить роли и ответственность между участниками аудиторской команды.
Что включает в себя аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета?
Аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета включает в себя проверку правильности и полноты оформления учредительных документов, соответствие действующему законодательству, а также анализ системы бухгалтерского учета и отчетности, проверку правильности применения бухгалтерских политик и методик, а также контроля за обработкой и представлением финансовой информации.
Как проводится инвентаризация наличия денежных средств в кассе?
Инвентаризация наличия денежных средств в кассе проводится путем проверки физического наличия денежных средств, сравнения их с данными бухгалтерского учета и документами о приходе и расходе денежных средств. Также проводятся проверки на предмет возможных недостач или излишков, анализ кассовых операций и документов, связанных с кассовым обслуживанием.
Как проверяется соблюдение лимита остатков денежных средств в кассе?
Проверка соблюдения лимита остатков денежных средств в кассе осуществляется путем анализа фактических остатков денежных средств в кассе и сравнения их с установленным лимитом. Также проводится анализ кассовых операций и документов, связанных с кассовым обслуживанием, для выявления возможных нарушений и недостатков в учете и контроле за денежными средствами.
Как подготовить общий план и программу аудита?
Для подготовки общего плана и программы аудита необходимо провести анализ предприятия, его целей и задач, а также изучить документацию, связанную с бухгалтерским учетом и финансовой отчетностью. На основе полученных данных разрабатывается общий план, определяющий цели и этапы аудита, а также программа, которая включает в себя конкретные задачи, методы и сроки их выполнения.
Как проводится аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета?
Аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета проводится путем изучения документов, регулирующих деятельность предприятия, а также анализа бухгалтерской документации. Аудитор проверяет соответствие документов законодательству, а также правильность организации и ведения бухгалтерского учета.
Как проверяется наличие денежных средств в кассе на предприятии?
Для проверки наличия денежных средств в кассе на предприятии проводится инвентаризация. Аудитор проверяет наличие документов, подтверждающих наличие денег в кассе, а также сравнивает их с остатками, указанными в бухгалтерской документации. Также может быть проведена физическая проверка денежных средств.
Как проверяется соблюдение лимита остатков денежных средств в кассе?
Для проверки соблюдения лимита остатков денежных средств в кассе на предприятии аудитор анализирует бухгалтерскую документацию, связанную с остатками денег в кассе, а также сравнивает их с установленным лимитом. При наличии несоответствий аудитор проводит более детальную проверку и выявляет причины, если денежные средства превышают или недостают.
Как проверяется использование наличных денежных средств на предприятии?
Проверка использования наличных денежных средств на предприятии проводится путем анализа бухгалтерской документации, отражающей операции с наличными деньгами. Аудитор анализирует целевое использование средств, правильность и достоверность отражения операций в учете, а также соответствие проведенных операций законодательству и внутренним правилам предприятия.
Что включает в себя подготовительный этап аудита?
Подготовительный этап аудита включает в себя подготовку общего плана и программы аудита, а также аудит учредительных документов и организации бухгалтерского учета.
Какие задачи ставит перед собой аудит денежных средств и расчетных операций?
Аудит денежных средств и расчетных операций ставит перед собой следующие задачи: инвентаризация наличия денежных средств в кассе, соблюдение лимита остатков денежных средств в кассе, проверка использования наличных денежных средств.