К. Лоренц "Агрессия"
Заказать уникальное эссе- 11 11 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 01.12.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994, 272 с.
Но мы должны, со всей силой своего ответственного разума, подавлять нашу естественную склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным.
Без терпимости, вытекающей из этого осознания, человеку слишком легко увидеть воплощение зла в том, что для его соседа является наивысшей святыней. Как раз нерушимость социальных норм и ритуалов, в которой состоит их величайшая ценность, может привести к самой ужасной из войн, к религиозной войне.
Хотя, даже на уровне идеологии, может возникнуть стойкая неприязнь к «чужому», как, например, в случае арабо-израильского конфликта, который, практически неразрешим, на межличностном уровне, люди могут спокойно контактировать с представителями «другого» мира.
Если человек имеет знакомых или друзей среди представителей иной культурной традиции, он вряд ли сможет быть махровым шовинистом, в отношении других представителей этой нации.
Впрочем, бывали случаи, когда многолетнее мирное сосуществование, вмиг превращалось в неутихающий конфликт. Как происходило в России в годы перестройки, например, в Нагорном Карабахе. Но это уже влияние на человеческий фактор посредством государства. Здесь в ход идут иные механизмы.
Избежать подобной участи, по мнению Лоренца, можно, только устранив определенное внутреннее сопротивление, мешающее многим людям увидеть самих себя как частицу Вселенной и признать, что их собственное поведение тоже подчинено законам природы.
Неприятие простых, на первый взгляд истин, заложено в каждом и связано, с одной стороны, с тем, что, если исходить из позиции Божественного творения, то тогда нивелируется способность к волеизъявлению. С другой стороны, человечеству свойственно мыслить себя «царем природы», жаль, только, что об этом не знают звери.
Лоренс предлагает человечеству попытаться «познать себя». При кажущейся простоте данного предложения, существует ряд препятствий. Одно из них – это сложность восприятия того, что человек, согласно теории Дарвина своими предками должен считать животных.
Второе - осознание того. Что поведение человека подчиняется законам естественной причинности.
Третье великое препятствие человеческого самопознания, по крайней мере, в западной культуре - это наследие идеалистической философии, делящей мир на две части: мир вещей, и мир человеческого внутреннего закона, который один лишь заслуживает признания ценности. Подобное деление замечательно оправдывает эгоцентризм человека, оно идет навстречу его антипатии к собственной зависимости от законов природы. Так возникает гордыня.
При всем, кажущемся минорным настроении, Конрад Лоренц – оптимист. Он, изучая поведение животных, сделал для себя определенные выводы, и жил в соответствии с пониманием происходящего процесса.
Полагая человека науки или искусства носителем определенных традиций, Лоренц предлагает руководствоваться теми же принципами, какими руководствуются, например, космонавты. В них заложено изначальное уважение к представителю своей профессии. Они делают общее дело на благо человечества, вне зависимости от вероисповеданий или цвета кожи коллеги.
То же самое происходит с людьми искусства и науки. Создатели оружия массового поражения вряд ли имели антисемитские наклонности. Творческий процесс объединяет, а о последствиях результата, как-то не думается.
Искусство вообще, изначально, дело мирное, другой вопрос, что из него делает человечество. Отношения внутри коллективов деятелей культуры и искусства далеки от идеальных, но кому до этого есть дело, если звучит прекрасна музыка, существуют прекрасные театры, работают музеи и выставочные залы.
В заключении я могу сделать следующие выводы:
1.Человек - это животное, не только по теории Дарвина, но и по его поведению, поскольку можно провести параллель между поведением людей и «братьев наших меньших». животных о чем можно судить по его поведению со всеми вытекающими отсюда как положительными, так и отрицательными его особенностями.
2. Агрессия как естественная реакция психики, присуща не только животным, но и человеку.
3. Для торможения психики в момент агрессии природой заложены определенные механизмы, способствующие данному торможению, однако, на бессознательном уровне, этими механизмами с большим успехом пользуются животные, нежели человек.
4. Поскольку проявление агрессии в человеческой среде может привести к необратимым последствиям, то ограничителем является природная субъективная моральность, присущая человечеству.
5. Из всех видов агрессии, наиболее опасная - внутривидовая.
Лоренц К. «Агрессия. (Так называемое «зло»)».М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
См. Лоренц К. «Агрессия. (Так называемое «зло»)».М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. http://lib.ru/PSIHO/LORENC/agressiya.txt
11
Вопрос-ответ:
Какова основная идея книги "Агрессия" Конрада Лоренца?
Основная идея книги "Агрессия" Конрада Лоренца состоит в том, что агрессия является неотъемлемой частью природы человека и животных, и она неизбежно присутствует в нашей жизни. Лоренц объясняет, что агрессия возникает из-за борьбы за ресурсы, территорию и половую активность.
Как Лоренц относится к идее терпимости к другим культурам?
Лоренц считает, что мы должны подавлять свою склонность относиться к социальным нормам и ритуалам других культур как к неполноценным. Он предупреждает, что без терпимости мы можем легко увидеть зло в том, что для нашего соседа является святыней. Лоренц призывает к тому, чтобы мы осознавали, что все культуры имеют свою ценность и достоинство.
Какую роль агрессия играет в жизни человека и животных?
Агрессия играет важную роль в жизни человека и животных. Она помогает им бороться за ресурсы, защищать свою территорию и претендовать на половую активность. Агрессия также является способом самозащиты и выживания. Конрад Лоренц объясняет, что без агрессии мы не могли бы существовать как вид.
Почему Лоренц считает, что понятие зла относительно?
Лоренц считает, что понятие зла относительно, потому что оно зависит от наших социальных и культурных норм. Он предупреждает, что если мы не будем терпимыми и будем считать другие культуры неполноценными, то легко можем увидеть воплощение зла в том, что для нас является святыней соседа. Лоренц подчеркивает, что нерушимость социальных норм и ритуалов других культур очень важна для мира и согласия.
Какие выводы делает Лоренц в своей книге "Агрессия"?
В своей книге "Агрессия" Лоренц делает вывод, что агрессия является неотъемлемой частью жизни человека и животных. Он призывает к терпимости и пониманию различных культур, указывая на относительность понятия зла. Лоренц также подчеркивает важность нерушимости социальных норм и ритуалов для поддержания мира и согласия.
В чем суть книги "Агрессия" Лоренца?
Книга "Агрессия" Лоренца рассматривает проблему агрессивного поведения в животном мире и его влияние на поведение человека. Автор анализирует, что агрессия является естественной и неотъемлемой частью животного и человеческого поведения.
Как Лоренц объясняет природу агрессии?
Лоренц считает, что агрессия имеет эволюционное объяснение и является следствием приспособления к окружающей среде. Он полагает, что агрессия возникает для защиты территории, ресурсов и потомства, а также играет важную роль в установлении иерархии внутри сообщества.
Что автор пишет о влиянии культуры на агрессию?
Лоренц отмечает, что культура и социальные нормы могут как подавлять, так и усиливать агрессивное поведение. Он указывает на важность терпимости и понимания различий между культурами, чтобы избежать конфликтов и насилия.
Что Лоренц считает наивысшей святыней в каждой культуре?
Лоренц подчеркивает, что наивысшая святыня может отличаться в разных культурах, и это важно учитывать, чтобы не причинять вреда и оскорбления другим. Он приводит примеры религиозных обрядов, традиций и символов, которые для одного человека могут быть святыми, но для другого — вызывать непонимание или даже агрессию.
Какой вывод делает Лоренц в своей книге?
Вывод, к которому приходит Лоренц, состоит в том, что агрессия является неотъемлемой частью жизни, и для избежания конфликтов человеку необходимо проявлять терпимость и уважение к различиям в культурах. Он призывает к осознанному и ответственному отношению к агрессивным инстинктам и поискам мирных путей решения конфликтов.
Что написано в книге "Агрессия" Конрада Лоренца?
В книге "Агрессия" Конрада Лоренца рассматривается тема агрессии в поведении животных, а также в поведении человека. Автор анализирует причины и механизмы агрессивного поведения и делает выводы о его роли в эволюции живых организмов.
Почему важно подавлять свою естественную склонность к отношению к неполноценности других культур?
Важно подавлять свою естественную склонность к отношению к неполноценности других культур, так как без терпимости и осознания равноправия разных культур, мы рискуем увидеть зло там, где его нет. Это может привести к конфликтам и непониманию между людьми из разных культур и национальностей. Поэтому важно культивировать терпимость и уважение к другим культурам, чтобы поддерживать гармоничное и мирное сосуществование всех людей.