Организация среды в дошкольном учреждении способствующая интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Управление
  • 50 50 страниц
  • 45 + 45 источников
  • Добавлена 31.07.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

Введение
ГЛАВА 1. Теоретические и методические основы организации среды
1.1. Проблемы формирования образовательной среды
1.2. Организация образовательной среды в дошкольном учреждении
1.3. Опыт организации образовательной среды в ГОУ Детский сад комбинированного вида № 1602
1.3.1. Характеристика дошкольного образовательного учреждения
1.3.2. Характеристика учебно-воспитательного процесса
1.3.3 Характеристика дополнительного образования
1.3.4 Результаты воспитательно-образовательной деятельности
ГЛАВА 2. Экспериментальное исследование: процедура, результаты и их обсуждение
2.1. Процедура исследования
2.2. Результаты исследования
2.3. Обсуждение результатов
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Оно как бы слито с внешней физической средой и, как правило, не осознается человеком. Обучение, осуществляемое по представлению, является проявлением познавательной, творческой, двигательной активности ребенка и осознается им. Оно представляется ему как его личное действие по отношению к находящемуся во вне миру. Это поведение как результат воздействия организованной социокультурной и образовательной среды дошкольного учреждения, выполняемое по подражанию, по образцу, по словесному описанию и присваивается субъектом как культурный эталон.
Анализ результатов эксперимента подтвердил основную гипотезу исследования. Предположение о том, что развитие детей дошкольного возраста будет более успешным при организации развивающей среды. Основными составляющими среды дошкольного учреждения являются педагогические условия и средства обучения.
Сказанное предполагает более эффективное использование систематических занятий для творческого и общего психического развития детей дошкольного возраста. Процесс обучения следует ориентировать на формирование интегрального психического образа изучаемого предмета (материала, темы) и психологических механизмов его реализации в постоянно изменяющихся условиях.
















Заключение

В ходе исследования теоретически и экспериментально доказана, уникальность детского развития, выражающаяся в единстве сенсорных процессов и высших психических функций его обеспечивающих.
Экспериментально доказано, что условием возникновения и развития детского творчества является социальное окружение ребенка. Деятельностное приобщение к общечеловеческому опыту в форме обучения образует стадию в развитии высших форм поведения человека, стимулирует творческое и общее психическое развитие ребенка дошкольного возраста.
Определена структура развития ребенка. Основу ее составляет интегральный психический образ, включающий мотивационный, когнитивный, эмоциональный и деятельностный (поведенческий) компоненты. Наличие интегрального психического образа придает развитию ребенка непрерывный характер и обусловливает его чувствительность к изменениям, происходящим внутри организма и во внешней среде, обеспечивает объединение его чувственной ткани со значением и личностным смыслом.
Экспериментально апробирована концептуальная модель психического развития дошкольников в процессе обучения по экспериментальной и традиционной образовательным программам рекомендованных для детских дошкольных учреждений, которые представляют собой совокупность теоретических положений, раскрывающих связь психофизиологических механизмов развития ребенка с механизмами психических процессов, составляющих центральные линии психического развития в дошкольном возрасте.
Доказана взаимосвязь психического развития ребенка и влиянием на развитие окружающей среды дошкольного учреждения. Более высокий уровень статистической связи интегральных показателей развития психических процессов у детей экспериментальной группы доказывает, что направленность процесса обучения по специально организованной программе обучения, применения психолого-педагогической технологии и создания педагогических условий в дошкольном учреждении способствует интеграции механизмов регуляции мотивационной, умственной, эмоциональной и двигательной активности, стимулирует общее психическое развитие ребенка.
Выявлены психолого-педагогические условия, стимулирующие психическое развитие детей дошкольного возраста. Ими являются: игровое моделирование процесса обучения ребенка, осознание интегрального психического образа изучаемого учебного материала, активное творение ребенком на занятиях в детском саду, ориентация педагогического процесса на складывающиеся психические процессы и амплификацию детского развития, обобщенно алгоритмический подход к решению творческих задач.


























Список литературы

Абульханова – Славская К.Л. Стратегия жизни. – М. Мысль, 1991. – 267 с.
Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. МГУ, 1990
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. – М., Педагогика, 1980— 610 с.
Аухадеева, Л. А. Коммуникативная культура и мастерство учителя: Метод. реком / Л. А. Аухадеева. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 32 с.
Баева И.А. Психологическая безопасность и культура образовательной среды // Вестник практической психологии образования, 2005, № 3(4). – С.17-21.
Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — М.: Речь, 2006.
Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 28—41. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. психол. – 1979. – №2, №4
Волынская Л. Б. Личностная адаптация: типология и направления решений. // «Обсерватория культуры». М., 2007, №6 - 24 с.
Вознесенская И.Н. На пути к психологической безопасности образовательной среды // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Москва, 2008. – с 39.
Выготский Л. С. Психология - М.: Педагогика, 2000 - 368 с.
Григорьева, М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды / М.В. Григорьева. – Саратов: Приволжское издательство, 2009. – 175 с.
Глуханюк Н.С.. Психология профессионализации педагога. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – с.200.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, № 4. – с.22-33.
Диагностика успешного учителя: Сборник методических материалов. – М.,2002
Елагина, Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / Л.В.Елагина // коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак. – М.: Педагогический вестник, 1998.- 116 с.
Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000, - с.214.
Капрова Ю.А. Организационная культура //Управление персоналом. Ученые записки. Книга IV / Под. ред. д.э.н., профессора В.К. Потемкина. - СПб.: Изд-во СПбАУП, 2006.- 24 с.
Ковалева О.П. Повышение квалификации как фактор повышения качества образования // Становление и развитие рыночных отношений в регионе: Материалы международной научно-практической конференции. – Омск: изд-во Омская областная типография. – № 5 – 2005. – с.18- 21
Ковалева О.П. Роль методической службы в инновационной деятельности образовательного учреждения // Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции. – Омск: изд-во СИБИТ. – 2006.- с. 43-45.
Корчак Я. И. Избранные педагогические произведения. – М..1979
Ключко, О. И. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / И. В. Галанова, Ж. В. Коробанова, О. И. Ключко, Н. Ф. Сухарева, А. Н. Яшкова / под ред. О. И. Ключко. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 156 с
Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М: УРАО, 1998, - 176 с.
Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.- с. 296
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2000. – 203 с.
Мясищев В.Н. Психология отношений. // Избранные псих. тр. /Под ред. А.А.Бодалева, М.:Воронеж, 1995, с.201-215
Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Педагогика. Москва. 2004, № 5.
Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. – М., 1986.
Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М.,1984. с.75
Психология личности: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2007
Рекомендации органам управления образованием, руководителям, реализующих программы дошкольного образования.- М.: Эврика, 2007.
Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование, 2006, № 2.
Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 — 720 с.
Рубцов В.В. и др. Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологических исследований // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. СПб, 2003.с 48-52.
Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2006. – 320 с.
Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, №2.
Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое с состояние развития // Вопросы псимхологии, 1998, №1.
Хребина С.И. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития: Автореф. дисс….доктора психол. наук. – Сочи, 2007, - С.42
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. — М.: Знание, 1994.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1999
Филатова А.Ф. Идеи К.Д.Ушинского в современных подходах формирования характера детей и подростков//Педагогические идеи К.Д.Ушинского и модернизация современного начального образования (к 180-летию К.Д.Ушинского (1824-1870)): Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004. С.152-153.
Чечельницкая С.М., Родионов В.А. и соавт. Результаты аналитического исследования «Обучение жизненным навыкам», 2002, 34
Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.. - М.: Академия, 2001.- 288 с.
Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности / В.В. Юдин // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 4 (52). – С. 13 - 24.
Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.













Приложение 1

Методика диагностики развития детей дошкольного возраста

В качестве основного метода сбора эмпирической информации предполагается опрос дошкольников (в форме беседы) и опрос воспитателей (в форме заполнения диагностической карты обучающегося), в качестве дополнительного - метод анализа документов (дневник наблюдений за воспитанником).
После опроса, данные должны обрабатывались математическим методом (компьютерная обработка данных).
В результате использования этой методики мы смогли разделить дошкольников на 4 категории (см. табл. 13).
Таблица 13.. Категории дошкольников по степени самооценки
Неуверенный в себе ребенок Возможности и желания не соответствуют Практик, реально оценивающий свои возможности Ребенок- индивидуалист Неуверенный в себе дошкольник, испытывает чувство неполноценности; заниженная самооценка; испытывает трудности как в общении, так и в себе; активность; агрессия к окружающим.
Прослеживается явная агрессия, воплощенная в желание всё успеть; самодовольство; стремление к недоступному, несмотря на свои возможности
Адекватная самооценка, повышенный интерес к практике, расчетливость, реалистичность
Индивидуалист; прослеживается доброжелательность; желание преодолеть трудности; общительность; человек чисто спортивной, трудовой, творческой и т.п. направленности

Далее мы определили уровни развития детей дошкольного возраста (см. табл.14)

Таблица14. Уровень развития способностей дошкольников
Уровни развития способностей Характеристика показателей Развитие способностей выше среднего уровня Дошкольники склонны к усвоению учебного материала и имеют навыки самостоятельной работы, активны на занятиях, проявляют интерес к познанию, имеют разносторонние интересы. Они легко адаптируются к новым играм, занятиям;, адекватно ориентируются в сложившихся условиях, разрешают конфликты «мирным» путем, обладают эмоциональной устойчивостью Средний уровень развития способностей
Дошкольники не прогрессируют в своем развитии: имеют снижение уровня показателей по сравнению с прошлым периодом обучения. Их психофункциональное состояние находится в неудовлетворительном состоянии. Они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. Развитие ниже среднего уровня У дошкольников процесс адаптации к учебно-воспитательному процессе, режиму дня в ДДУ протекает с осложнениями в поведении и затянут по времени. Имеют место нервно-психические срывы, нарушение психологического равновесия и функционального состояния. У них низкая познавательная и двигательная активность граничащая с гиперактивностью, неустойчивое нервно-психическое состояние, они склонны к конфликтам, правонарушениям























Приложение 2

Диагностика изменений в уровне отношений дошкольника к детскому дошкольному учреждению
(для воспитателя)
Дата рождения______________ Группа _______________
Результат _____________________ Дата заполнения ________
№ уровня показателя развития
Показатели развития и характеристика их различных уровней
Выбранный уровень показателя развития I Настроение ребенка Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное Эпизодические проявления снижения настроения Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных заданий Вялость, рассеянность Заторможенность, истерия, плач Выражение негативного отношения к детскому саду Полное нежелание идти в детский сад II Коммуникативные способности 1 Легко и уверенно входит в коллектив 2 Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками 3 Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать" со сверстниками 4 Робок, неинициативен, избирателен в общении 5 Не поддерживает социальных контактов 6 Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников III Познавательная активность 1 На занятиях проявляет активность и интерес 2 Посещает все занятия без принуждения 3 Проявляет избирательный интерес к определенным занятиям и остается равнодушным к другим 4 Занимается без видимого желания 5 Не проявляет интереса к занятиям, тяготится ими IV Дисциплина 1 С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя 2 Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается 3 Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности 4 Требования учителя выполняет неохотно 5 На уроках часто отвлекается 6 Игнорирует требования учителя V Реакции агрессии, гнева 1 Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует 2 Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей 3 Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением 4 Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя 5 Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников 6 Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя VI Проявление страха перед новым 1 Страх отсутствует 2 Эпизодически робок, застенчив, стеснителен 3 Робок, застенчив, легко теряется 4 Указанные черты ярко выражены 5 В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя VII Двигательная активность 1 Ребенок подвижен, активен 2 Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях 3 Двигательная активность низкая 4 Двигательная активность всегда низкая VIII Общее самочувствие 1 Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым 2 Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости 3 Периодически жалуется на недомогания 4 Жалобы принимают устойчивый характер 5 Проявление невротических расстройств Определение уровня развития
Оценка ситуации
Баллы
Уровни развития
Благоприятная
9-17
Высокий
Условно благоприятная
18-24
Средний
Неблагоприятная
25 и выше
Низкий




Приложение 3

Диагностика изменений уровня развития дошкольника в мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах
(заполняется экспериментатором по ходу беседы)
Ф.И. ________________________________________________
№ Показатели развития Выбранный уровень развития

Компоненты Уровни развития
хорошо
средне
плохо Мотивационный компонент Почему ты каждое утро приходишь в детский сад? Интересно, много играем, рисуем, читаем Мой друг (подруга) ходит в этот детский сад, с ней (ним) я играю Просят родители
Мама и папа работают в это время, меня не с кем оставить Если бы тебе предложили вместо занятий в детском саду заниматься дома или гулять. Что бы ты выбрал? Занятия в детском саду Занятия с родителями, родственниками Отправился гулять Выбери самые интересные занятия в детском саду: рисование, лепка, пение, физкультура, ритмика, театр и т.п. Все занятия Половину перечисленных занятий Одно и менее занятий В детском саду тебе больше всего нравится: а) когда ты приходишь в детский сад; б) когда ты уходишь из детского сада; в) когда ты пропускаешь занятия в детском саду А Б В Когнитивный компонент хорошо средне плохо Какая буква (цифра) спрятана на картинке? 100% 80% Менее 50% Какими геометрическими фигурами заплатить коврик? 100% До 80% Менее 50% Какое время года за каким следует? 100% До 80% Менее 50% Составь в порядке очередности сюжетные картинки, чтобы получился рассказ. 100% До 80% Менее 50% Эмоциональный компонент хорошо средне плохо Какое у тебя обычно настроение? Бодрее, жизнерадостное То хорошее, то плохое; то веселый, то сердитый Грустное, сердитое Присутствует ли у тебя страх перед чем-то необычным? Вначале страшно, но затем проходит и становится интересно Страх долго не проходит Отказываюсь от нового занятия или игры
Проявляешь ли ты гнев, агрессию во время плохого настроения? Нет Иногда проявляю, но сам успокаиваюсь Проявляю и успокаиваюсь только с воспитателем Какое у тебя обычно бывает самочувствие (боли в животе, голове, горле) Всегда хорошее Иногда болею Часто болею Поведенческий компонент хорошо средне плохо Как ты разговариваешь со своими товарищами? Наравных со всеми, уверенно Разговариваю только с теми, с кем играю Не разговариваю 2 Как ты выполняешь требования воспитателя? Все требования Иногда не выполняю, потому что не хочу или играю Не выполняю и не буду выполнять 3 Твой уровень доброты, ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, исполнительности Стараюсь выполнять все сам, помогаю другим Выполняю сам, но не помогаю другим Выполняю работу с помощью старших 4 Твоя двигательная активность на занятиях физкультуры, на детской площадке Всегда играю с ребятами Играю с другом (подругой) или один Стою рядом с воспитательницей или с игрушкой













Приложение 4

Результаты проведенного наблюдения за работой на занятиях в старшей группе воспитателя Касимовой Е.З


аспекты критерии Педагоги Опарина Иванова Кузьмина Ельцова Сысоева Лямина Родина Шудегова Краузе Личностный аспект 1) наличие различных пособий и стимулирующего материала; его эстетичность и педагогическая целесообразность; 4 4 5 4 5 4 4 5 4 2) психологический настрой педагога перед занятием и на всем его протяжении; 4 5 4 5 4 5 4 4 4 3) владение педагогом материалом; 4 4 4 5 4 5 4 4 Дидактический аспект
4) правильность постановки задач;
4 4 4 5 4 5 4 5) степень реализации педагогом поставленных задач, выполнение программного содержания; 4 5 4 5 4 5 4 5 4 6) целесообразность методов и приемов, используемых педагогом на занятии; 5 5 4 5 4 5 4 5 5 7) доступность произведений изобразительного искусства восприятию и изучению детьми дошкольного возраста; 5 5 5 5 5 5 5 5 5 8) способность педагога осуществлять индивидуальный подход к детям в процессе ознакомления с произведениями изобразительного искусства;
4 5 4 5 4 4 4 4 4 9) наличие дидактических игр по ознакомлению с произведениями изобразительного искусства;
4 5 4 5 4 4 4 4 4 10) наличие межпредметной связи на занятии;
4 5 4 5 4 4 5 4 5 Деятельность детей
11) наличие эстетических чувств (способность испытывать радостные переживания в процессе восприятия и изучения произведений изобразительного искусства) 4 5 4 5 4 4 5 4 5 12) степень заинтересованности и наличие любознательности;
4 5 4 4 4 4 4 4 4 13) степень активности;
4 4 4 4 4 4 4 5 5 14) умение анализировать структуру произведения
4 4 4 4 4 4 4 4 4 Кол-во баллов/ уровень 4 4 4 4 4 4 4 4 4







Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — М.: Речь, 2006.
Андреев А.Н. Модели корпоративного управления: особенности и структура // Вестн. Волж. ун-та им. В.Н. Татищева. Сер.: Экономика. – 2005. – Вып. 10. – Тольятти: Изд-во ВУиТ, 2005-с.61-63
Ковалева О.П. Основные факторы, оказывающие влияние на лояльность в сфере образовательных услуг // Апрельские экономические чтения: Сборник трудов междунар. науч.-практ. конф. – Омск: изд-во ОмГУ. – 2008.- с.68-71.
Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.
Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, № 4. – с.22-33.
Рубцов В.В. и др. Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологических исследований // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. СПб, 2003.с 48-52.
Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Основы психологической антропологии. Психология развития чедловека: Развитие субъективной реальности в онтогонезе: Учебное пособие для Вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.- -196 с.

Ковалева О.П. Основные факторы, оказывающие влияние на лояльность в сфере образовательных услуг // Апрельские экономические чтения: Сборник трудов междунар. науч.-практ. конф. – Омск: изд-во ОмГУ. – 2008.- с.68-71.
Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. – М., Педагогика, 1980— 610 с.
Ананьев В.А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья. СПб, Речь, 2006
Ковалева О.П. Роль методической службы в инновационной деятельности образовательного учреждения // Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции. – Омск: изд-во СИБИТ. – 2006.- с. 43-45.
Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.
Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Основы психологической антропологии. Психология развития чедловека: Развитие субъективной реальности в онтогонезе: Учебное пособие для Вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.- -196 с.
Корчак Я. И. Избранные педагогические произведения. – М..1979
Слободчиков В.И., Исаев Е.А. Основы психологической антропологии. Психология развития чедловека: Развитие субъективной реальности в онтогонезе: Учебное пособие для Вузов. – М.: Школьная Пресса, 2000.- -196 с.
Константинов Н.И. Механизм изменения организационной культуры // Современные аспекты экономики. – 2006. – №17 (110).

Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2006. – 320 с.
Аухадеева, Л. А. Коммуникативная культура и мастерство учителя: Метод. реком / Л. А. Аухадеева. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 32 с.













2

Список литературы

1.Абульханова – Славская К.Л. Стратегия жизни. – М. Мысль, 1991. – 267 с.
2.Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 1999. - 672 с.
3.Асмолов А.Г. Психология личности: Учебник. МГУ, 1990
4.Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т. – М., Педагогика, 1980— 610 с.
5.Аухадеева, Л. А. Коммуникативная культура и мастерство учителя: Метод. реком / Л. А. Аухадеева. – Казань: ТГГПУ, 2008. – 32 с.
6.Баева И.А. Психологическая безопасность и культура образовательной среды // Вестник практической психологии образования, 2005, № 3(4). – С.17-21.
7.Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. — М.: Речь, 2006.
8.Брушлинский А.В. Проблема субъекта в психологической науке // Сознание личности в кризисном обществе. - М., 1995. - С. 28—41.
Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопр. психол. – 1979. – №2, №4
9.Волынская Л. Б. Личностная адаптация: типология и направления решений. // «Обсерватория культуры». М., 2007, №6 - 24 с.
10.Вознесенская И.Н. На пути к психологической безопасности образовательной среды // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Москва, 2008. – с 39.
11.Выготский Л. С. Психология - М.: Педагогика, 2000 - 368 с.
12.Григорьева, М.В. Психология взаимодействий школьника и образовательной среды / М.В. Григорьева. – Саратов: Приволжское издательство, 2009. – 175 с.
13.Глуханюк Н.С.. Психология профессионализации педагога. – Екатеринбург: РГППУ, 2005. – с.200.
14.Дерябо С.Д., Ясвин В.А., Панов В.И. Здоровье как предмет экопсихологической диагностики // Прикладная психология, 2000, № 4. – с.22-33.
15.Диагностика успешного учителя: Сборник методических материалов. – М.,2002
16.Елагина, Л.В. Теоретические основы развития творческого потенциала учителя (в процессе освоения педагогических инноваций) / Л.В.Елагина // коллективная монография / под общ. ред. В.Г. Рындак. – М.: Педагогический вестник, 1998.- 116 с.
17.Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб: Питер, 2000, - с.214.
18.Капрова Ю.А. Организационная культура //Управление персоналом. Ученые записки. Книга IV / Под. ред. д.э.н., профессора В.К. Потемкина. - СПб.: Изд-во СПбАУП, 2006.- 24 с.
19.Ковалева О.П. Повышение квалификации как фактор повышения качества образования // Становление и развитие рыночных отношений в регионе: Материалы международной научно-практической конференции. – Омск: изд-во Омская областная типография. – № 5 – 2005. – с.18- 21
20.Ковалева О.П. Роль методической службы в инновационной деятельности образовательного учреждения // Кадровое обеспечение региональной экономики и управления: правовое поле, проблемы и перспективы: Материалы первой международной научно-практической конференции. – Омск: изд-во СИБИТ. – 2006.- с. 43-45.
21.Корчак Я. И. Избранные педагогические произведения. – М..1979
22.Ключко, О. И. Гендерная педагогика и психология: учеб. пособие / И. В. Галанова, Ж. В. Коробанова, О. И. Ключко, Н. Ф. Сухарева, А. Н. Яшкова / под ред. О. И. Ключко. – Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2005. – 156 с
23.Кулагина И.Ю. Возрастная психология – М: УРАО, 1998, - 176 с.
24.Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. - М., 1984.- с. 296
25.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип. - М.: Наука, 2000. – 203 с.
26.Мясищев В.Н. Психология отношений. // Избранные псих. тр. /Под ред. А.А.Бодалева, М.:Воронеж, 1995, с.201-215
27.Надолинская Л.Н. Влияние гендерных стереотипов на воспитание и образование / Педагогика. Москва. 2004, № 5.
28.Пиаже Ж. Теория Пиаже. // История зарубежной психологии. 30-е – 60-е годы XX века. – М., 1986.
29.Петровский А.В. Вопросы истории и теории психологии. – М.,1984. с.75
30.Психология личности: Учебное пособие. М.: Эксмо, 2007
31.Рекомендации органам управления образованием, руководителям, реализующих программы дошкольного образования.- М.: Эврика, 2007.
32.Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование, 2006, № 2.
33.Рубинштейн Л. С. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002 — 720 с.
34.Рубцов В.В. и др. Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологических исследований // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. СПб, 2003.с 48-52.
35.Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова. – Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2006. – 320 с.
36.Слободчиков В.И. Категория возраста в психологии и педагогике развития // Вопросы психологии, 1991, №2.
37.Фельдштейн Д.И. Детство как социально-психологический феномен и особое с состояние развития // Вопросы псимхологии, 1998, №1.
38.Хребина С.И. Организационная психология образования: феноменология и концепция развития: Автореф. дисс….доктора психол. наук. – Сочи, 2007, - С.42
39.Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития. — М.: Знание, 1994.
40.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.,1999
41.Филатова А.Ф. Идеи К.Д.Ушинского в современных подходах формирования характера детей и подростков//Педагогические идеи К.Д.Ушинского и модернизация современного начального образования (к 180-летию К.Д.Ушинского (1824-1870)): Материалы межвузовской научно-практической конференции. М., 2004. С.152-153.
42.Чечельницкая С.М., Родионов В.А. и соавт. Результаты аналитического исследования «Обучение жизненным навыкам», 2002, 34
43.Эльконин Б.Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.. - М.: Академия, 2001.- 288 с.
44.Юдин В.В. Образовательный результат: от компетенций до личности / В.В. Юдин // «Образование и наука»: Известия уральского отделения Российской академии образования. – 2008. – № 4 (52). – С. 13 - 24.
45.Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.










Вопрос-ответ:

Организация образовательной среды в дошкольном учреждении играет важную роль в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста?

Да, организация образовательной среды в дошкольных учреждениях имеет большое значение для интеллектуального развития детей. Она способствует формированию у детей познавательных интересов, активности, самостоятельности, развивает когнитивные процессы, восприятие, мышление, память, внимание, речь и другие интеллектуальные навыки.

Какие проблемы могут возникать при формировании образовательной среды в дошкольном учреждении?

При формировании образовательной среды в дошкольных учреждениях могут возникать следующие проблемы: недостаточное количество материалов и игрушек для разнообразия обучающей деятельности, неправильное расположение мебели и оборудования, отсутствие организации зон для различных видов деятельности (игровая, конструктивно-модельная, творческая, спортивная и т.д.), неоптимальное использование пространства, отсутствие системы хранения и систематизации материалов и оборудования.

Как именно можно организовать образовательную среду в дошкольном учреждении?

Для организации образовательной среды в дошкольных учреждениях необходимо создать разнообразные зоны, соответствующие разным видам деятельности (игровая, творческая, конструктивно-модельная и т.д.), обеспечить наличие различных материалов, игрушек, книг, пазлов и других обучающих средств, правильно расположить мебель и оборудование, организовать систему хранения и систематизации материалов.

Какой опыт организации образовательной среды можно привести в качестве примера?

В качестве примера опыта организации образовательной среды в дошкольных учреждениях можно привести ГОУ Детский сад комбинированного вида 1602. В этом детском саду созданы разнообразные образовательные зоны, предоставлены различные материалы и игрушки для развития разных навыков, правильно расположена мебель и оборудование, организована система хранения и систематизации материалов.

Какая роль игровой среды в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста?

Игровая среда в дошкольном учреждении является основным средством интеллектуального развития детей. Она способствует развитию речи, мышления, воображения, внимания и других интеллектуальных способностей. В игровой среде дети могут экспериментировать, исследовать мир, развивать свои навыки и умения.

Какие проблемы могут возникать при формировании образовательной среды в дошкольном учреждении?

При формировании образовательной среды в дошкольном учреждении могут возникать различные проблемы. Например, недостаток материалов и оборудования, неподготовленность педагогов к работе в новых условиях, отсутствие поддержки и понимания со стороны родителей, сложности в организации групповой работы и т.д. Решение этих проблем требует совместных усилий руководства, педагогов, родителей и других заинтересованных сторон.

Какие основные принципы должны лежать в основе организации образовательной среды в дошкольном учреждении?

Организация образовательной среды в дошкольном учреждении должна основываться на таких принципах, как индивидуальный подход к каждому ребенку, свобода выбора активностей, игровая форма обучения, сотрудничество с родителями, использование разнообразных материалов и методов обучения, поддержка эмоционального благополучия детей и т.д. Эти принципы способствуют эффективному интеллектуальному развитию детей.

Какая характеристика дошкольного образовательного учреждения "ГОУ Детский сад комбинированного вида 1602"?

Дошкольное образовательное учреждение "ГОУ Детский сад комбинированного вида 1602" является многофункциональным учреждением, предоставляющим различные услуги для детей дошкольного возраста. Здесь создана благоприятная и разнообразная образовательная среда, которая способствует полноценному развитию детей. Учебно-воспитательный процесс основан на индивидуальных программных подходах к каждому ребенку, используются различные методы обучения и игровые формы активности.

Какая роль организации среды в дошкольном учреждении в интеллектуальном развитии детей?

Организация среды в дошкольном учреждении играет важную роль в интеллектуальном развитии детей. Специально организованная образовательная среда максимально разнообразна и стимулирует развитие различных интеллектуальных способностей детей. Она предлагает разнообразные материалы, игры и задания, которые позволяют детям развивать свою креативность, мышление, воображение, память, логику и другие когнитивные навыки. Организация среды также способствует формированию основных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе, таких как чтение, письмо, счет и др.

Какие проблемы возникают при формировании образовательной среды в дошкольном учреждении?

При формировании образовательной среды в дошкольном учреждении возникают различные проблемы. Во-первых, это выбор подходящих образовательных материалов и игрушек, которые соответствуют возрастным особенностям и интересам детей. Также важно учесть разнообразие индивидуальных потребностей детей и создать условия для их удовлетворения. Другая проблема связана с организацией пространства и его использованием для проведения разнообразных образовательных деятельностей. Наконец, еще одна сложность - это поиск эффективных методов работы со своей образовательной средой и развитие компетенций педагогов, связанных с организацией среды.