Педагогическое самоуправление.
Заказать уникальный реферат- 22 22 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 19.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Из истории школьного самоуправления
2. Базовая модель самоуправления в современной школе
2.1 Самоуправление педагогического коллектива
2.2 Самоуправление ученического коллектива
2.3 Участие родителей в школьном самоуправлении
3. Социально-педагогические принципы построения модели школьного самоуправления
4. Педагогическое управление в начальных классах
Заключение
Список используемой литературы
д.
Высшим органом самоуправления класса и других первичных ученических коллективов и объединений является общее собрание их членов, проводимое по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
Высшим органом самоуправления в классе в период между ученическими собраниями является классный ученический совет, избираемый классным собранием и проводящий свои заседания по мере необходимости, не реже 1 раза в месяц.
2.3 Участие родителей в школьном самоуправлении
Высшим органом самоуправления родителей в школе являются общие собрания, созываемые по мере необходимости, не реже 1 раза в учебный год.
В школах, в которых нет условий для работы родительского собрания, его функции выполняет школьная родительская конференция, на которую избираются делегаты в равном количестве от родительской учащихся каждого класса. Между школьными родительскими собраниями действует школьный родительский комитет, в классах -классные родительские собрания.
3. Социально-педагогические принципы построения модели школьного самоуправления
Опираясь на основные подходы в применении метода моделирования в психологических исследованиях можно выделить основные принципы построения модели школьного ученического самоуправления.
Принцип уровневой иерархичности построения модели школьного самоуправления. Данный принцип используется при позиционной, организационной, управленческой модели.
Модульный принцип построения модели самоуправления. Наличие у школьного самоуправления значительного числа взаимосвязанных разнородных элементов заставляет нас провести анализ возможных степеней взаимодействия между ними. Модульный принцип построения модели позволяет расширить границы и возможности анализа проблемы школьного ученического самоуправления.
Принцип структурности в построении модели школьного самоуправления. Позиционная, организационная, нормативно-правовая, управленческая модели. Структура должна выражать то, что остается неизменным при любых внешних и внутренних изменениях условий протекания деятельности.
Принцип гуманизации в построении модели школьного ученического самоуправления.
Принцип междисциплинарности в построении модели ученического самоуправления. Указанный принцип предполагает использование содержания и методов различных научных и учебных дисциплин.
Принцип самоуправления в построении модели ученического самоуправления. Реализация данного принципа создает возможности конструирования своего собственного образа, проектирования жизненной траектории.
Выделенные принципы построения модели ученического самоуправления должны определить общий путь ее создания. Необходимо учитывать то, что все составляющие элементы, знаковые образования отражали в максимальной полноте реальную деятельность школьного, ученического самоуправления, то есть разрабатываемая модель должна отвечать всем требованиям надежности, применяемым ко всем методам научного познания.
Изучение массовой практики показывает, что большинство образовательных учреждений имеющих школьное самоуправления используют так называемую модель “Школьный совет”.
В данной модели самоуправления основано на точном исполнении требований законодательных и локальных актов. Общее собрание участников образовательного процесса, школьный совет, общешкольное собрание учащихся, педагогический совет, собрание родителей школы – все это административные структуры, которые могут и выполнять определенные самоуправленческие функции. Именно этот административный ресурс может и должен быть использован в образовательных учреждениях, где преобладает данный стиль управления и взаимоотношений участников образовательного процесса. С помощью этой модели участники образовательного процесса, в том числе и школьники, реализуют свои гражданские права на участие в управлении делами общеобразовательного учреждения и местного сообщества. Данная классическая модель имеет как сильные, так и слабые стороны. В данной модели практически не используются такие атрибуты современной педагогики и воспитания как игровые технологии. Прослеживается формализация процесса выборов органов самоуправления, в том числе и ученического.
4. Педагогическое управление в начальных классах
В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года, определена приоритетность воспитания: «Формирование у школьников гражданской ответственности и правого самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе…»
Набирая учеников в первый класс, учитель сталкивается со следующими трудностями:
Во-первых, формируются две группы: одна – дети, пришедшие из детского сада. Они знают, что такое коллектив, требования, правила коллектива. Вторая же группа – «домашние». В лучшем случае эти дети общались с двумя – тремя сверстниками. Обычно у таких детей и появляется дискомфорт, неуверенность в себе, страх быть не принятым.
Вторая трудность – единственным авторитетом для ученика становится учитель. Часто можно слышать от ребенка: «Мне учительница так сказала сделать!», «Ты, мама, ничего не понимаешь!» и т.д.
В данный момент очень важна опережающая работа с родителями, где будут вырабатываться единые требования, ценности, подходы. Начинать такую работу нужно в дошкольном возрасте.
Анализируя взаимоотношения учащихся между собой, отношение их к школе, учебе, обнаруживаются следующие противоречия:
нетерпимость детей друг к другу,
неумение трудиться на общее благо,
эгоизм, дефицит общения,
негативные отношения в семье, выливающиеся в агрессию, нервозность ребенка.
Таким образом, необходимо организовать жизнь детского коллектива так, чтобы она являлась средой личностного становления каждого ребенка, и создать условия, где могут проявляться новые качества в личности ребенка.
Главный упор в создании модели делается на саморазвитие человека, развитие инициативы через воспитательную работу и дополнительное образование посредством организации ученического самоуправления в классе.
Воспитательная работа предусматривает через ученическое самоуправление научиться быть лидером, видеть перспективу своего собственного дела, уметь отвечать за свои поступки, оставаясь при этом нравственным человеком. Выбор и работа актива класса, работа по сплочению коллектива, которые одновременно выполняют роль принципов строящейся системы и жизнедеятельности классного коллектива.
Заключение
Основная цель развития творчества детей заключается в том, чтобы не дать учащимся готовые знания, а подтолкнуть их к поиску ответа, помочь избавиться от чувства страха, раскрепоститься, эмоционально раскрыться, побудить к общению и творчеству.
Развитию субъективности личности младшего школьника должно способствовать формирование самодеятельных и самоуправленческих начал в жизни класса. Самоуправление осуществляется посредством деятельности и смены командира класса, создания и работы советов дела при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий, чередования групповых, творческих поручений.
Список используемой литературы
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
2. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001.
3. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни / Под ред. А.Н. Тубельского. – М., 2003.
4. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, монологами и документами. – М., 1991.
5. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
6. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.
7. Осиновский М. Самоуправление как поле гражданского воспитания // Народное образование. – 2002. – №7.
8. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
9. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003.
10. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002.
11. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // Народное образование. – 2002. – №7.
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001.
Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.
Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной работе школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003.
Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни / Под ред. А.Н. Тубельского. – М., 2003.
2
1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.
2. Бочкарев В.И. Директору школы о самоуправлении. – М., «Владос», 2001.
3. Детско-взрослая экспертиза уклада школьной жизни / Под ред. А.Н. Тубельского. – М., 2003.
4. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность, самоуправление или Несколько историй из жизни школьников с вопросами, письмами, моно-логами и документами. – М., 1991.
5. Крылова Н. Школьное самоуправление перед выбором пути // На-родное образование. – 2002. – №7.
6. Новикова Л.И. Самоуправление в школьном коллективе. – М., 1988.
7. Осиновский М. Самоуправление как поле гражданского воспитания // Народное образование. – 2002. – №7.
8. Прутченков А. С. Социальное проектирование в воспитательной ра-боте школы // Воспитание школьников. – 2001. – № 9–10; 2002 – № 1–5.
9. Рогаткин Д.В. Школьное ученическое самоуправление. – Юниорский союз «Дорога», Петрозаводск, 2003.
10. Рожков М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах. - М., «Владос», 2002.
11. Смолий Е.С. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении. – М., 2003.
Вопрос-ответ:
Какие принципы были заложены в модель школьного самоуправления?
Среди принципов, заложенных в модель школьного самоуправления, можно выделить принципы равноправия, демократии, активности, ответственности, инициативности и сотрудничества.
Какой важной ролью обладает самоуправление педагогического коллектива?
Самоуправление педагогического коллектива играет важную роль в формировании и развитии школьной системы. Оно позволяет принимать самостоятельные решения, обсуждать их и вносить изменения в учебный процесс, а также способствует привлечению педагогов к совместной работе и взаимодействию.
Как можно охарактеризовать роль ученического самоуправления в школе?
Ученическое самоуправление в школе играет важную роль в воспитании активных, ответственных и инициативных граждан. Оно помогает развить ученикам навыки коллективной работы, принятие решений и организацию различных мероприятий.
Какова роль родителей в школьном самоуправлении?
Родители играют важную роль в школьном самоуправлении. Они могут быть членами школьного совета, родительского комитета или родительского актива. Родители также могут принимать участие в организации и проведении различных мероприятий, а также влиять на принятие важных решений в школе.
Какие принципы должны быть учтены при построении модели школьного самоуправления?
При построении модели школьного самоуправления необходимо учесть принципы равноправия, демократии, участия, объединения интересов, сотрудничества и толерантности. Эти принципы позволят создать эффективную систему самоуправления, в которой каждый член коллектива будет иметь возможность высказать свое мнение и принимать участие в принятии решений.
Что такое педагогическое самоуправление?
Педагогическое самоуправление - это процесс организации и управления образовательным процессом школы, в котором активное участие принимают педагоги, ученики и родители. Он основан на принципах демократии, учета мнения всех участников и разделения ответственности.
Как развивалось школьное самоуправление в истории?
История школьного самоуправления началась в конце XIX века с появления первых школьных педагогических союзов. В дальнейшем были созданы студенческие советы и школьные комитеты, которые добивались увеличения прав участников образовательного процесса. В современной школе школьное самоуправление развивается в рамках законодательства и устанавливает правила и принципы участия всех участников в принятии решений.
Как осуществляется самоуправление педагогического коллектива?
Самоуправление педагогического коллектива осуществляется путем выбора органов управления, таких как педагогический совет и методическое объединение. Они разрабатывают и принимают решения по вопросам образовательного процесса, планирования работы и участия внутришкольных мероприятий.
Как участвуют родители в школьном самоуправлении?
Родители могут принимать активное участие в школьном самоуправлении через признание их родительского комитета или общества родителей. Они могут выбирать своих представителей в школьные советы и участвовать в принятии решений по вопросам образования и организации учебного процесса.