Воспитатель дошкольного учреждения-специалист по дошкольному воспитанию.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 06.01.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Роль воспитателя в жизни ребенка и общества
2. Мама или детский сад?
3. Функции воспитателя дошкольного учреждения
4. Права и обязанности воспитателя, регламентируемые ведущими нормативными документами
5. Требования к личности воспитателя
6. Воспитатель XXI века – каким ему быть?
Заключение
Список литературы
Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов занятий, сценариев праздников и т. п.
Коммуникативные умения проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с разными людьми в различных ситуациях.
Организаторские умения педагога распространяются как на его собственную деятельность, так и на деятельность воспитанников, родителей, коллег.
Специальные умения педагога – это умения петь, танцевать, выразительно рассказывать, читать стихи, шить, вязать, выращивать растения, мастерить игрушки из так называемого бросового материала, показывать кукольный театр и др.
Таким образом, педагог дошкольного образования характеризуется наиболее развитыми профессионально-предметными, личностными характеристиками и коммуникативными качествами в их совокупности. Это обусловлено, прежде всего, ответственностью перед возрастными особенностями детей, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
6. Воспитатель XXI века – каким ему быть?
На современном этапе, характеризующемся сменой образовательной парадигмы, возникает необходимость в разработке новых подходов к подготовке специалистов в сфере дошкольного образования, способных осуществлять диагностическую, аналитическую, оценочную, экспертную и другие виды деятельности.
Изменяется взгляд на личность в системе средовых функциональных взаимодействий, межличностных отношений, в системе ценностей, которые формируют семья, детский сад, школа; на жизнедеятельность человека; на позицию личности в процессе социализации и т.д. Базисные категории науки, такие как «развитие», «свобода», «природосообразность», «культуросообразность» и «креативность» нацеливают педагогику на человека как цель, результат и главный критерий оценки качества воспитания, то есть на такой тип личности, ядром которой являются субъектные свойства, определяющие меру её духовности, жизнетворчества.
Современное состояние системы дошкольного образования предъявляет новые требования к ДОУ разных видов и педагогической деятельности воспитателя ДОУ. Возникает необходимость в научном обосновании сущности профессиональных компетенций воспитателей разновидовых ДОУ, позволяющих сочетать фундаментальность профессиональных базовых знаний с инновационной готовностью и практикоориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных проблем развития воспитанников в условиях видового разнообразия ДОУ.
О месте воспитателя в новом веке задумываются многие отечественные педагоги. Так, например, В. Ашиков в своей статье утвержает: «Мы, педагоги и воспитатели, можем уверенно сказать: будущее станет таким, каким будет Человек. Оно всецело зависит от того, какие основы мы заложим в сознание детей. От этих основ зависит духовное и материальное благосостояние государства и общества» [6, с. 8]. Поэтому воспитатель нового века должен стать на пути воспитания духовно-нравственной личности. Причем начинать этот путь надо с себя, с воспитателя.
«Еще одним краеугольным камнем воспитания в новом веке должна стать Красота», – пишет автор. Красота пробуждает в ребенке лучшие чувства, энергию радости, которая активизирует творческую активность, положительно влияет на здоровье. Постигнуть красоту ребенок может только через взрослых, поэтому воспитателю XXI в. необходимо постичь красоту в её трех образах самому. Образы красоты отражены в природе, произведениях искусства и самом человеке, его внутренней красоте. Такова триада Красоты, которая может быть положена в основу воспитания в новом веке.
Современный воспитатель должен отказаться от попыток переделать характер ребенка, который проявляется у него с первых дней жизни. Можно облагородить его, а для этого нужны большое терпение и срок, который у каждого ребенка свой. Поэтому воспитатели с еще большей ответственностью и серьезностью должны подходить к дошкольному воспитанию. В системе образования этому периоду необходимо уделять самое большое внимание. Это следует понять обществу и государству. Огромные средства, которые государство тратит на борьбу со все возрастающими пороками в среде детей и подростков, могли бы быть сэкономлены, если бы в самом начале жизни в детях были бы заложены основы нравственности, культуры, широкого кругозора, воспитан интерес к жизни и открыт ее высший смысл.
Образ воспитателя нового века – не выдумки и не фантазии. Дошкольное воспитание нового века имеет прочную основу – все то лучшее, что накопила советская и российская педагогика, мировая практика гуманистического воспитания и образования за всю свою историю. И не только это, но и весь духовный потенциал культуры человечества, накопленный за тысячелетия, ляжет в основу воспитания нового Человека.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод, что воспитатель XXI в. должен обладать убеждениями, мировоззрением, социально одобряемыми морально-волевыми качествами, рядом педагогических способностей и профессионально значимыми личностными качествами: навыками общения, педагогическим тактом, интуицией, эмоциональной уравновешенностью.
Педагог должен соединять в себе психолога, валеолога, физиолога, понимающего ребенка, создающего ситуации общения и деятельности, самодеятельности воспитанника; он – специалист, умеющий выстраивать индивидуальную траекторию развития для каждого воспитанника; он – правозащитник, охраняющий его права и здоровье, он – посредник между ребенком и взрослым миром.
Важным условием, от которого напрямую зависит качество работы воспитателя, является его профессиональный опыт, культура, кругозор.
Педагог должен уметь приобщиться к научно-исследовательской работе, экспериментированию, творческому взаимодействию и сотрудничеству.
Воспитателю надо владеть психолого-педагогическими, методическими, исследовательскими, прикладными умениями. К общепедагогическим умениям относят коммуникативные, организаторские, познавательные, конструктивные.
Не стоит забывать самое главное: личность воспитателя формирует личность воспитанника.
Заключение
В процессе работы над поставленной проблематикой мы пришли к следующим выводам.
Воспитатель в современном мире – это и проводник культурных ценностей, и первый учитель, и любящий человек. От позиции и деятельности воспитателя зависят человеческие и нравственные качества его воспитанников.
Самой жизнью и природой предусмотрено, что первыми воспитателями для детей являются их родители. Однако со временем возникает объективная необходимость в помощи включения ребенка в многообразие социального мира. Эту помощь оказывает система общественного воспитания, первой ступенью которого являются дошкольные учреждения.
В качестве основных педагогических ценностей воспитателя дошкольного образовательного учреждения мы выделили:
− человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;
− духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности ребенка;
− практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие обучаемых в различные виды деятельности;
− личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.
Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя дошкольного образовательного учреждения являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.
Приоритет личности воспитателя дошкольного учреждения обусловлен, прежде всего, его ответственностью перед возрастными особенностями обучаемых, учет которых обязателен и необходим как ни в какой другой ситуации обучения; он обусловлен трудностями игровой формы обучения, соответствующей ведущему виду деятельности ребенка в период дошкольного детства, а также целью и содержанием воспитывающего и развивающего обучения.
Воспитатель дошкольного образовательного учреждения должен быть гуманистически ориентированным на развитие личности ребенка различными средствами. Необходимыми качествами воспитателя, работающего с дошкольниками, должны быть: уравновешенность, высокая мобильность нервной системы; умеренная экстравертированность; стеничность эмоций и эмоциональная (преимущественно положительных эмоций – радости, удовольствие и др.) устойчивость; уровень интеллектуального развития не ниже нормального по сенсорно-перцептивно-мнемологическим показателям (т.е. по показателям восприятия, памяти, мышления) и по характеристикам внимания; высокий уровень способности воображения, представления, фантазирования.
Права и обязанности воспитателя дошкольного учреждения регламентируются нормативно-правовыми актами, уставом и трудовым договором, и предусматривают, с одной стороны, социальную защиту деятельности, а, с другой, особые к ней требования, определяемые спецификой деятельности.
Характеризуя современную систему дошкольного образования, необходимо отметить ее целевую направленность на гармоничное, адекватное возрастным особенностям развитие детей дошкольного возраста. Исходя из этой цели, дошкольное образование должно трансформироваться в гибкую, научно обоснованную и вариативную систему, реализующую государственный образовательный заказ и отвечающую запросам потребителей дошкольных образовательных услуг, принадлежащих к разным социальным группам.
Итак, дошкольное образование в настоящее время представляет собой динамическую, развивающуюся и вариативную систему. Главным принципом построения педагогической работы в ней является положение о том, что в процессе развивающего воспитания и обучения в психике и личности ребенка происходят кардинальные изменения. Изменения в самосознании, в саморегуляции, в системе психических процессов, в целом во взаимоотношениях с миром, переход от адаптации и репродуктивного приспособления к творческому овладению окружающим миром и самим собой.
Феномен дошкольного образования можно определить как целенаправленное порождение в педагогическом диалоге динамики смыслов и способов бытия ребенка в окружающем мире, актуализирующих его человеческое качество.
Таким образом, можно заключить, что произошла переориентация ценностей с в целом дегуманизированных на гуманистические, личностно-ориентированные. С трактовки воспитания детей дошкольного возраста на основе объектного подхода, как воздействия на детей, на понимание дошкольного образования как субъект-субъектного процесса, понимание его как главного труда души ребенка, направленного на интериоризацию общечеловеческих ценностей.
Гипотеза нашей работы подтверждена: воспитатель дошкольного учреждения как специалист по дошкольному воспитанию должен обладать системой особых личностных и профессиональных характеристик.
Список нормативных правовых актов и литературы
Нормативные правовые акты
1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 (ред. от 17.07.2009) «Об образовании» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4757. 24 сентября 2008 г.
4. Приложение к письму Министерства образования Российской Федерации от 30 марта 1994 г. №212/19-12 «О направлении пакета образцов документов, реализующих типовое положение о ДОУ в Российской Федерации» (Примерный устав) // Образовательное право (Приложение к газете «Учительская газета». №42. 18 октября 2001 г.
Литература
5. Асаева И.Н. Основные проблемы и направления развития профессиональной компетенции воспитателей дошкольных учреждений // Современные проблемы науки и образования. 2008. №4. С. 36-41.
6. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное воспитание. 2000. №1. С.8-11.
7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Монография / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособ. для воспитателя дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 143 с.
9. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов: в 2 ч. Ч. 2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред. В.И. Логиновой, П.Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988. 270с.
10. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. 415 с.
11. Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». М.: Деловой двор, 2008. 108 с.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
13. Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. №7/1 // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сборник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. С. 226-250.
14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
15. Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1989. 64 с.
14
1. Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. №3266-1 (ред. от 17.07.2009) «Об образовании» // СПС «КонсультантПлюс»
2. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (ред. от 30.06.2009) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // СПС «Кон-сультантПлюс»
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. №666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образо-вательном учреждении» // Российская газета. Федеральный выпуск № 4757. 24 сентября 2008 г.
4. Приложение к письму Министерства образования Российской Феде-рации от 30 марта 1994 г. №212/19-12 «О направлении пакета образцов доку-ментов, реализующих типовое положение о ДОУ в Российской Федерации» (Примерный устав) // Образовательное право (Приложение к газете «Учи-тельская газета». №42. 18 октября 2001 г.
Литература
5. Асаева И.Н. Основные проблемы и направления развития профес-сиональной компетенции воспитателей дошкольных учреждений // Совре-менные проблемы науки и образования. 2008. №4. С. 36-41.
6. Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке // Дошкольное вос-питание. 2000. №1. С.8-11.
7. Борытко Н.М. В пространстве воспитательной деятельности: Моно-графия / Науч. ред. Н. К. Сергеев. Волгоград: Перемена, 2001. 181 с.
8. Буре Р.С., Островская Л.Ф. Воспитатель и дети: Пособ. для воспита-теля дет. сада. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1985. 143 с.
9. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов: в 2 ч. Ч. 2. Методика и организация коммунистического воспитания в детском саду / В.И. Логинова, П.Г. Саморукова, Б.С. Лейкина и др.; Под ред. В.И. Ло-гиновой, П.Г. Саморуковой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1988. 270с.
10. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. / В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохин, Т.А. Ильина и др.; Под ред. В.И. Ядэшко, Ф.А. Сохина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Просвещение, 1986. 415 с.
11. Кирилин А.В. Комментарий к Закону Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании». М.: Деловой двор, 2008. 108 с.
12. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учеб. пособ. для студ. сред. пед. учеб. завед. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 416 с.
13. Концепция дошкольного воспитания. Одобрена решением коллегии Государственного комитета СССР по народному образованию 16 июня 1989 г. №7/1 // Дошкольное образование России в документах и материалах: Сбор-ник действующих нормативно-правовых документов и программно-методических материалов. М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2001. С. 226-250.
14. Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Учеб-ник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 1999. 232 с.
15. Смыш В.П. Моя профессия – воспитатель детского сада: Кн. для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение
Вопрос-ответ:
Какая роль воспитателя дошкольного учреждения в жизни ребенка и общества?
Роль воспитателя дошкольного учреждения в жизни ребенка и общества очень важна. Воспитатель является первым и главным педагогическим работником, с которым ребенок сталкивается вне семьи. Он помогает ребенку адаптироваться к жизни в коллективе, развивает его интеллектуальные, эмоциональные и социальные навыки. Воспитатель также формирует у ребенка ценностные ориентации, помогает ему познавать окружающий мир и формирует положительные отношения к обществу.
Что лучше для ребенка: мама или детский сад?
Вопрос выбора между мамой и детским садом очень индивидуален и зависит от конкретной ситуации. Многие исследования показывают, что детский сад оказывает положительное влияние на развитие ребенка. В детском саду ребенок общается с другими детьми, развивает социальные навыки, учится сотрудничать и принимать решения. Однако, мама играет непередаваемую роль в жизни ребенка, она является его первым учителем и наставником. Поэтому, лучшим вариантом может быть комбинированный подход, когда ребенок посещает детский сад, а мама активно участвует в его жизни и воспитании.
Какие функции выполняет воспитатель дошкольного учреждения?
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет ряд функций. Главная функция воспитателя - это обеспечение полноценного физического, психического и социального развития детей. Воспитатель также осуществляет контроль за безопасностью и гигиеной детей, организует игровую и учебную деятельность, развивает творческие способности детей. Воспитатель также работает с родителями, консультирует их, помогает в воспитании и развитии детей.
Какая роль воспитателя в жизни ребенка и общества?
Воспитатель дошкольного учреждения играет важную роль в жизни ребенка и общества. Он помогает ребенку развиваться физически, эмоционально, социально и интеллектуально, создает условия для укрепления его здоровья и формирования позитивного образа мира. Воспитатель также способствует развитию коммуникативных навыков, уважению к другим людям и правилам поведения, инициирует игровую и творческую деятельность ребенка. Все это помогает ребенку успешно адаптироваться в обществе и становиться активным участником общественной жизни.
Какие функции выполняет воспитатель дошкольного учреждения?
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет множество функций. Он обеспечивает формирование социальных навыков у детей, помогает им приспособиться к коллективу и учиться сотрудничать с другими людьми. Воспитатель также формирует навыки самоуправления и самоорганизации, помогает развивать индивидуальные интересы и способности детей. Он создает атмосферу взаимодействия, поддерживает положительное эмоциональное отношение детей к образованию и развитию.
Какие права и обязанности регламентируются ведущими нормативными документами для воспитателя дошкольного учреждения?
Ведущие нормативные документы регламентируют права и обязанности воспитателя дошкольного учреждения. К ним относятся право на свободное выражение мнения и инициативу, право на участие в планировании и организации образовательной деятельности, право на защиту интересов ребенка. Обязанности воспитателя включают создание благоприятной образовательной и воспитательной среды, участие в разработке и реализации образовательной программы, наблюдение за состоянием здоровья и безопасностью детей, обеспечение полноценного питания и отдыха.
Какую роль играет воспитатель дошкольного учреждения в жизни ребенка и общества?
Воспитатель дошкольного учреждения играет ключевую роль в жизни ребенка, так как помогает ему развиваться, образовываться и становиться полноценным членом общества. Он создает благоприятную и безопасную среду для ребенка, помогает ему осваивать социальные навыки и формировать личностные качества.
Что лучше для ребенка: мама или детский сад?
Вопрос о выборе между мамой и детским садом зависит от конкретной ситуации. Оба варианта имеют свои преимущества и недостатки. Дома с мамой ребенок получает больше индивидуального внимания и заботы, но может не получить необходимого социального опыта. В детском саду ребенок общается с другими детьми, развивается под руководством профессионалов, но не получает такого личного внимания.
Какими функциями обладает воспитатель дошкольного учреждения?
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет множество функций. Он создает условия для полноценного развития детей, организует игровую и образовательную деятельность, помогает формировать социальные навыки и ценности. Он также обеспечивает безопасность и здоровье детей, работает с родителями и сотрудничает с другими специалистами.
Какие права и обязанности имеет воспитатель дошкольного учреждения?
Права и обязанности воспитателя дошкольного учреждения регламентируются нормативными документами. Он имеет право на достойную оплату труда, на повышение квалификации и на участие в принятии решений, касающихся работы с детьми. Воспитатель обязан создавать безопасные условия для детей, проводить воспитательную деятельность в соответствии с планом работы, соблюдать этические стандарты и т.д.
Какая роль у воспитателя в жизни ребенка и общества?
Воспитатель дошкольного учреждения играет важную роль в жизни ребенка, так как в этом возрасте формируются основные ценности, навыки и знания. Воспитатель создает благоприятную и безопасную среду, способствует всестороннему развитию ребенка, учит социальным навыкам и культуре поведения. Он также влияет на формирование личности ребенка и может стать примером для подражания. В обществе воспитатель играет важную роль в формировании будущих граждан, способных к социальной адаптации и активной жизнедеятельности.
Какие функции выполняет воспитатель дошкольного учреждения?
Воспитатель дошкольного учреждения выполняет несколько функций. Одна из главных функций - оказание педагогической помощи в развитии и воспитании детей дошкольного возраста. Воспитатель организует и проводит занятия, разрабатывает программы и сценарии праздников, следит за физическим развитием и здоровьем детей. Он также выполняет функции наблюдателя и координатора, позволяющие ему следить за прогрессом каждого ребенка и организовывать коллективную деятельность. Воспитатель также взаимодействует с родителями и другими специалистами для обеспечения комплексного развития каждого ребенка.