Распад СССР с точки зрения международного публичного права
Заказать уникальный реферат- 24 24 страницы
- 17 + 17 источников
- Добавлена 19.04.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Первая причина распада СССР
Глава 2. Вторая причина распада СССР
Глава 3. Третья причина распада СССР
Глава 4. Четвертая причина распада СССР
Глава 5. Влияние распада СССР на международное право
Заключение
Список литературы
В эти условиях поиск межнационального мира должен проходить не на пути создания идеальных моделей, а в направлении предотвращения гобели государства, утери его независимости.
Глава 5. Влияние распада СССР на международное право
С крушением социализма, распадом СССР доктрина международного права качественно изменилась, в том числе благодаря изменившейся геополитической реальности, получившей название глобализации.
Глобализация как многомерное явление проникла во все сферы межгосударственных и даже внутригосударственных отношений. Она выступила фактором как позитивных, так и негативных тенденций развития современного миропорядка. Говоря о новых тенденциях глобализирующегося общества, И.И. Лукашук справедливо отмечал, что особое значение приобретает взаимодействие международного и внутреннего права государств. При этом, не соглашаясь со сторонниками "модернизированной" монистической школы сегодняшнего дня, пытающимися обосновать "стирание граней" между внутренним и внешним правом, И.И. Лукашук отмечает, цитируем : что "в этом видится определенное преувеличение... На самом деле внутригосударственная правовая система воспринимает не международное право как особую систему, а лишь содержание его норм. В результате соответствующие нормы международного права сохраняют свой статус, не претерпевая каких-либо изменений. В соответствии с ними создаются нормы внутреннего права. В этом и состоит суть процесса "инкорпорации", "включения" норм международного права в право внутригосударственное".
Однако современное международное право постепенно интернационализируется. Суть интернационализации заключается в расширении и диверсификации связей между государствами, в том числе за счет реализации принципа сотрудничества государств. Уже "в XIX веке происходят существенные изменения в сфере права международных договоров. Растет количество заключаемых соглашений...". XX век стал новой вехой глобальных интеграционных процессов: на европейском континенте формируются Европейские сообщества, ставшие в настоящее время во многих аспектах образцом коммунитарного права; в то же время прекращение существования Союза Советских Социалистических Республик привело к появлению новых форм интегративного взаимодействия бывших союзных республик, прежде всего Содружества Независимых Государств. Кроме того, шесть республик образовали Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) в целях формирования общего таможенного и экономического пространства. Российская Федерация участвует также и в иных интеграционных объединениях, например Шанхайской организации сотрудничества, созданной для поддержания коллективной безопасности в евро-азиатском регионе.
В связи с этим сущность интеграции все отчетливее прослеживается и на содержании заключаемых участниками, субъектами международного права международных договоров, отражающих не только основные черты соприкосновения между государствами, но и специфику подобного взаимодействия между иными, новыми, нетрадиционными субъектами международного права, что напрямую влияет и дополняет новыми гранями взаимодействие международного и внутригосударственного права.
Современное международное право по-новому оценивает соотношение международного и внутригосударственного права, исходя из тех реалий, которые привнесла в нашу жизнь глобализация. Как отмечает Ю.А. Тихомиров, "с усилением в мире интеграционных тенденций процесс согласованного развития проходит более масштабно и интенсивно. Каждая национальная правовая система отражает суверенитет государства и его неодинаковые подходы к увязыванию собственных интересов на международной арене. Общие правила ведения дел в мировом сообществе вырабатываются путем признания их ценности и регулятивности для государств-участников. В то же время общепризнанные принципы и нормы международного права влияют на национальные правовые системы" .
Доктрина современного международного права исходит из множественности, многоуровневости и нелинейности соотношения глобализирующегося международного и национального права. Это означает, что влияние международного права и внутригосударственного признается взаимодействующим в прямых и обратных связях. Международное право служит фундаментом, основой за счет общепризнанных принципов и норм для согласования воль государств и их сосуществовании на международной арене. В то же время внутригосударственное право как более сформированное и исторически развитое дает международному праву новые импульсы развития, которые впоследствии могут войти в "матрицу" международного права в качестве составной части (например, за счет признания международной практикой формирования международно-правового обычая или обрести международно-правовое закрепление в международно-правовых актах в виде писаной нормы). Кроме того, расширение и нелинейность взаимодействия международной и национальных систем способствуют появлению новых объектов правового регулирования, являющихся смежными по правовой объективации на стыке публично-правовых и частноправовых аспектов. Усматриваемая при этом интернационализация, по мнению некоторых ученых, "растворяет" границу между национальным и международным правом, соединяет публично-правовые и частноправовые начала.
Заключение
В заключении необходимо выделить следующее.
Вопросам распада СССР посвящено огромное количество литературы (научной, мемуарной, учебной). По этой тематике опубликовано солидное количество документов, в том числе и сборников.
Однако, несмотря на значительный объем критической массы, остаются субъективные и объективные причины неполного исследования проблемы. Субъективные причины связаны с вовлеченностью интерпретатора в политический процесс, его непосредственной связью с советским прошлым, разной трактовкой событий и т.д.
Объективные причины объясняются, в частности, неполной документальной основой проводимых исследований, игнорированием доступных материалов или не всегда последовательным их освещением. Все это подчас приводит к мифологизации и необоснованной трактовке фактов и событий, связанных с распадом СССР (из серии "собрались три мужика в лесу и развалили великую страну").
Представляется, что задача заинтересованного сообщества - на основе достоверных данных создать документальную базу для написания объективных учебников по современной истории. На это, в частности, обращает внимание российское руководство.
Главное необходимо указать, что распад Советского Союза рассматривался многими интеллектуалами и политиками как закономерная победа либерализма, несущая с собой законодательное изменение статуса субъектов РФ и перераспределение компетенции между субъектами и федеральным центром, т.е. кардинальный пересмотр всей системы федеративных отношений в Российской Федерации. Собственно говоря, содержание национальной политики сводилось к неотвратимой необходимости повышения правового статуса российских автономий. В этом виделось решение всей совокупности национальных проблем.
Список литературы
1. Закон СССР от 26 апреля 1990 г. N 1457-1 "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 19. Ст. 329
2. Постановление Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I "О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 36. Ст. 1038
3. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22
4. Август – 91. – М.: Политиздат, 1991 . –143 с. 272
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998. - С. 115
6. Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права. М., 1895. С. 4.
7. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. -№ 3. - С. 115 - 116
8. Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2006. С. 40.
9. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М., 2008. - С. 412
10. Распад СССР: документы и факты (1986 - 1992 гг.): В 2 т. Т. I: Нормативные акты. Официальные сообщения / Под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских; Фонд современной истории. М., 2009 (серия "История современной России")
11. Согрин А.Н. Политическая история современной России 1985-2000. М.: Прогресс. – С. 597
12. Станкевич З.А. Историко-правовые аспекты распада Союза ССР: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002
13. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 306
14. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 249.
15. Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945 - 2008 гг.: Кн. для учителя / Под ред. А.В. Филиппова. 2-е изд., дораб. и доп. М., 2008
16. Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации. 1985 - 2001 гг. / Отв. ред. А.Б. Безбородов; Сост. Н.В. Елисеева, Я.Л. Писаревская, Л.П. Афанасьева, А.Ю. Мартынова. М., 2003
17. Шумилов В.М. Краткая история международного права // Юрист-международник". 2005. N 4
Согрин А.Н. Политическая история современной России 1985-2000. М.: Прогресс. – С. 597
Закон СССР от 26 апреля 1990 г. N 1457-1 "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 19. Ст. 329
Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22
Постановление Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I "О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 36. Ст. 1038
Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998. - С. 115
Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998. - С. 115
Август – 91. – М.: Политиздат, 1991 . –С. 143
Август – 91. – М.: Политиздат, 1991 . –С. 143
Шумилов В.М. Краткая история международного права // Юрист-международник". 2005. - № 4. – С. 24
Шумилов В.М. Краткая история международного права // Юрист-международник". 2005. - № 4. – С. 25
Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945 - 2008 гг.: Кн. для учителя / Под ред. А.В. Филиппова. 2-е изд., дораб. и доп. М., 2008. - С. 332
Согрин А.Н. Политическая история современной России 1985-2000. М.: Прогресс. – С. 595-596
Согрин А.Н. Политическая история современной России 1985-2000. М.: Прогресс. – С. 596
Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. -№ 3. - С. 115 - 116
Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 306
3
1. Закон СССР от 26 апреля 1990 г. N 1457-1 "О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. N 19. Ст. 329
2. Постановление Верховного Совета СССР от 29 августа 1991 г. N 2371-I "О ситуации, возникшей в стране в связи с имевшим место государственным переворотом" // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. N 36. Ст. 1038
3. Декларация Съезда народных депутатов РСФСР от 12 июня 1990 г. "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. N 2. Ст. 22
4. Август – 91. – М.: Политиздат, 1991 . –143 с. 272
5. Бжезинский З. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998. - С. 115
6. Камаровский Л.А. Основные вопросы науки международного права. М., 1895. С. 4.
7. Лукашук И.И. Взаимодействие международного и внутригосударственного права в условиях глобализации // Журнал российского права. 2002. -№ 3. - С. 115 - 116
8. Международное право / Отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. М., 2006. С. 40.
9. Пихоя Р.Г., Соколов А.К. История современной России: кризис коммунистической власти в СССР и рождение новой России. Конец 1970-х - 1991 гг. М., 2008. - С. 412
10. Распад СССР: документы и факты (1986 - 1992 гг.): В 2 т. Т. I: Нормативные акты. Официальные сообщения / Под общ. ред. С.М. Шахрая; сост. С.Н. Станских; Фонд современной истории. М., 2009 (серия "История современной России")
11. Согрин А.Н. Политическая история современной России 1985-2000. М.: Прогресс. – С. 597
12. Станкевич З.А. Историко-правовые аспекты распада Союза ССР: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2002
13. Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995. - С. 306
14. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 1970. С. 249.
15. Филиппов А.В., Уткин А.И., Алексеев С.В. и др. История России, 1945 - 2008 гг.: Кн. для учителя / Под ред. А.В. Филиппова. 2-е изд., дораб. и доп. М., 2008
16. Хрестоматия по истории России. От СССР к Российской Федерации. 1985 - 2001 гг. / Отв. ред. А.Б. Безбородов; Сост. Н.В. Елисеева, Я.Л. Писаревская, Л.П. Афанасьева, А.Ю. Мартынова. М., 2003
17. Шумилов В.М. Краткая история международного права // Юрист-международник". 2005. N 4
Вопрос-ответ:
Какие были причины распада СССР?
Глава 1 Распад СССР был вызван несколькими причинами. Первая причина - возрастающая экономическая и политическая нестабильность. СССР столкнулся с проблемами относительного экономического упадка, низкой производительностью и ростом национализма в регионах.
Что еще способствовало распаду СССР?
Глава 2 Второй причиной распада СССР была национально-территориальная проблематика. СССР состоял из многонациональных республик, которые имели собственные идентичности и стремления к независимости.
Могли ли внешние факторы повлиять на распад СССР?
Глава 3 Третьей причиной распада СССР была утрата влияния и поддержки со стороны Соединенных Штатов и других западных стран. Падение коммунистического блока и изменение глобальной политической ситуации ослабили позицию СССР.
Каким образом внутренние конфликты повлияли на распад СССР?
Глава 4 Четвертая причина распада СССР - внутренние конфликты и непримиримость между республиками. Национальные лидеры и элиты стремились к сохранению своего влияния и независимости, что привело к расторжению союзных договоров и последующему распаду.
Как распад СССР повлиял на международное право?
Глава 5 Распад СССР оказал значительное влияние на международное право. Он привел к появлению новых независимых государств, которые должны были присоединиться к международным организациям и заключить новые договоры. Также были пересмотрены границы и территориальные претензии некоторых стран.
Какие причины привели к распаду СССР?
Первая причина распада СССР была связана с национальными движениями и стремлением народов к самоопределению. Вторая причина - экономический кризис, который привел к разрушению централизованной экономической системы. Третья причина - политическая нестабильность, связанная с противоречиями внутри страны и отсутствием единого лидера. Четвертая причина - международные факторы, такие как изменения в мире после окончания Холодной войны и вмешательство других стран.
Как распад СССР повлиял на международное право?
Распад СССР имел значительное влияние на международное право. Он привел к изменению границ и созданию новых государств, что потребовало решения ряда территориальных и национальных вопросов. Это вызвало необходимость пересмотра многих договоров и соглашений, а также признания новых государств международным сообществом.
Как влияние распада СССР на международное право связано с поиском межнационального мира?
Влияние распада СССР на международное право связано с поиском межнационального мира в том смысле, что он показал необходимость предотвращения государственного развала и сохранения независимости государств. Это означает, что вместо стремления к созданию идеальных моделей, международное право должно сосредоточиться на защите государственной независимости и урегулировании межнациональных конфликтов.
Какие последствия распада СССР отразились на международное право?
Последствия распада СССР отразились на международное право во многих аспектах. Одним из наиболее явных последствий было изменение карты мира и создание новых государств. Это потребовало пересмотра и пересогласования многих международных договоров и соглашений. Кроме того, распад СССР вызвал волну национальных и этических проблем, которые требовали реакции и регулирования со стороны международного права.
Какие были причины распада СССР?
Распад СССР был вызван несколькими основными причинами.
Как распад СССР повлиял на международное право?
Распад СССР имел значительное влияние на международное право.