Г.Вёльфин "Основные понятия истории искусства"
Заказать уникальный реферат- 12 12 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 28.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
К тектоническому стилю принадлежит всё, что действует в смысле ограничения и насыщенности между тем как атектонический стиль раскрывает замкнутую форму, т.е. обращает насыщенную пропорцию в менее насыщенную. Вместо впечатления спокойствия возникает впечатление напряжения и движения.
В четвёртом разделе “Множество и единство” в главе “Живопись” автор исследует принцип замкнутой формы, которые предполагает понимание художественного произведения как некоторого единства. Лишь когда совокупность форм ощущается как целое, это целое можно мыслить закономерно упорядоченным, безразлично, подчёркнут ли в нём тектонический центр или же господствует более свободный порядок.
В главе “Архитектура”, Вёльфлин считает, что когда возникает новая система форм, то, разумеется, детали, первоначально несколько выпячиваются. Сознание большей важности целого, правда, есть, но художник часто бывает склонен ощущать деталь обособленно; так она и утверждается во впечатление от целого.
Новшеством барокко является не единство вообще, но абсолютное единство, в котором часть, как самостоятельная ценность, более или менее пропадает в целом.
В пятом разделе “Ясность и Неясность” в главе “Живопись” автором делается вывод, что каждая эпоха требовала от искусства ясности; неясность изображения всегда рассматривалась как недостаток. Для классического искусства, всякая красота связана с безостановочным раскрытием формы, в барокко абсолютная ясность затемняется даже в тех случаях, когда художник стремится к совершенной точности. Больше не заботятся о максимальной отчётливости изображения; напротив, её избегают.
В главе “Архитектура” Вёльфлиным даётся ясность и неясность суть понятия, относящиеся к декоративности, а не к подражанию. Он считает, что существует красота совершенно ясной, с полна воспринимаемой формы, и наряду с нею красота, основывающаяся как раз на неполном восприятии никогда не раскрывающей целиком своего лица. Красота первого рода типична для классической, красота второго рода – для барочной архитектуры и орнаментики. Там – полная видимость формы, исчерпывающая ясность, здесь – построение хотя и достаточно ясное, но все же не настолько ясное, чтобы зритель мог доискаться до конца. Таков именно был переход, по мнению Вёльфлина, высокой готики в позднюю готику, классического ренессанса – в барокко.
Заключение
“Вёльфлин принадлежит к тем ученым, — писал Б. Виппер, — которые никогда не разбрасываются, редко изумляют неожиданностью своих построений и охотнее всего возвращаются к ранее затронутым темам”.
Основной труд Вёльфлина “Основные понятия истории искусств” также дал основные положения и для его критики. Аргумент оппонентов - это его приверженность “истории искусства без имён”, а также наличие тех самых пяти пар понятий - формальных категорий для характеристики искусства различных стран и народов.
Книга весьма полезна, так как автором создана та почва, те силы, которые определяли искусство Возрождения, барокко и рококо. Не понимая и не учитывая их, невозможно изучать историю искусства, его содержания формы и стиль.
Труды Г. Вёльфлина переводятся на основные европейские языки. Его идеи не только являются господствующими среди историков искусства, но и оказывают опосредованное влияние на многих художников, особенно интересующихся проблемами изобразительного языка. Концепция Вёльфлина оказывает значительное воздействие на развитие литературоведения и некоторых других гуманитарных дисциплин, также поставивших перед собой задачу самоценного изучения художественной формы.
Список использованной литературы
Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века. - Учебное пособие для вузов — М.: Академический Проект, 2003 г., 768 стр.
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – изд-во В.Шевчук, 2009 г., 330 стр.
Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. – Азбука-классика, 2004 г., 288 стр.
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – изд-во В.Шевчук, 2004 г., 368 стр.
Недошивин Г. А. Генрих Вельфлин. - История европейского искусствознания. В 2-х кв. Кн. 1-я. М., 1969 г., 340 стр.
Недошивин Г. А. Генрих Вельфлин. - История европейского искусствознания. В 2-х кв. Кн. 1-я. М., 1969 г., стр. 32
Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. – Азбука-классика, 2004 г., стр. 26-32
Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века. - Учебное пособие для вузов — М.: Академический Проект, 2003 г., стр. 72-74
Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – изд-во В.Шевчук, 2009 г., стр. 49
Арсланов В.Г. История западного искусствознания XX века. - Учебное пособие для вузов — М.: Академический Проект, 2003 г., стр. 74-81
Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – изд-во В.Шевчук, 2004 г., стр. 55
11
2.Вельфлин Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. – изд-во В.Шевчук, 2009 г., 330 стр.
3.Вельфлин Г. Ренессанс и барокко. – Азбука-классика, 2004 г., 288 стр.
4.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. – изд-во В.Шевчук, 2004 г., 368 стр.
5.Недошивин Г. А. Генрих Вельфлин. - История европейского искусствознания. В 2-х кв. Кн. 1-я. М., 1969 г., 340 стр.
Вопрос-ответ:
Что означает тектонический стиль в искусстве?
Тектонический стиль в искусстве означает использование форм, которые создают ощущение ограничения и насыщенности. Вместо впечатления спокойствия, в нём возникает впечатление напряжения и движения.
Какой стиль раскрывает замкнутую форму в искусстве?
Атектонический стиль раскрывает замкнутую форму в искусстве.
Какие основные понятия истории искусства рассматривает статья?
Статья рассматривает основные понятия истории искусства, связанные с тектоническим и атектоническим стилями, а также принципами насыщенности и формы в художественных произведениях.
Что предполагает понимание художественного произведения как замкнутой формы?
Понимание художественного произведения как замкнутой формы предполагает использование форм, которые создают ощущение ограничения и насыщенности, а также подчеркивают напряжение и движение.
Что исследует автор в разделе "Живопись"?
В разделе "Живопись" автор исследует принцип замкнутой формы, который предполагает использование форм, создающих ощущение ограничения и насыщенности, и рассматривает художественные произведения с этой точки зрения.
Что представляет собой тектонический стиль в искусстве?
Тектонический стиль в искусстве характеризуется ограничением и насыщенностью форм, создавая впечатление спокойствия и стабильности. Он опирается на закон пропорций и выражает замкнутую форму.
А что такое атектонический стиль в искусстве?
Атектонический стиль в искусстве, наоборот, раскрывает менее насыщенную форму и создает впечатление движения и напряжения. Он не придерживается закона пропорции и не стремится к замкнутости формы.
Что автор имеет ввиду, говоря о принципе замкнутой формы в живописи?
Автор утверждает, что принцип замкнутой формы является одним из принципов живописи. Это означает, что художественное произведение должно быть законченным и завершенным, иметь четкий контур и не допускать пропусков или недостатков в форме.