История развития неврологии ((Английская школа, французская, немецкая, американская школы) XIX - по настоящее время)).

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Медицина
  • 23 23 страницы
  • 10 + 10 источников
  • Добавлена 29.10.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ НЕВРОЛОГИИ
ГЛАВА 2. ПРЕДСТАВИТЕЛИ ШКОЛ НЕВРОЛОГИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Известен исследованиями по клинике органических поражений центральной нервной системы (нейросифилис, множественный склероз, энцефалит, опухоли головного и спинного мозга). Описал форму миотонии, названную его именем. Автор методики психотерапии с помощью писем. Известны его исследования в области клиники так, называемых травматических неврозов и эпилепсии. Соч.: «Учебник нервных болезней» (1894); «Письма к нервнобольным» (1908); «Об одной своеобразной судорожной болезни детского и юношеского возраста» (1911).
В Англии в XIX в. представителями невропатологии были такие ученые, как Джексон, Говерс, Паркинсон, Томсен.
Джон Хьюлингс Джексон (англ. John Hughlings Jackson; 4 марта 1835 — 7 октября 1911) — английский невролог. Автор трудов о локализации проекционных двигательных центров коры головного мозга, об афазии и др. Изучал дефекты речи как симптомы болезней мозга, относящиеся к левому полушарию. Также установил, что причиной нарушений моторики являются мозговые нарушения. Сейчас это заболевание называется джексоновской эпилепсией.
Хьюлингс Джэксон высказал в 1864 г. принципиально новую, по сравнению со сторонниками локализационизма, идею о мозговой организации психических процессов. По его мнению, мозговая организация психических процессов бывает различной в зависимости от сложности психического процесса. Идеи Джэксона возникли на основе наблюдений, которые шли вразрез с локализационной теорией Брока. В своих исследованиях двигательных и речевых нарушений Джэксон установил, что ограниченные повреждения отдельной зоны мозга никогда не вызывают полной потери функции. Возможны, казалось бы парадоксальные, случаи, которые никак не согласовывались с концепцией узкого локализационизма. Например, больной не мог выполнить просьбу "Произнесите слово "нет", хотя и пытался сделать это. Однако несколько позже в состоянии аффекта больной мог сказать: "Нет, доктор, я не могу сказать "нет". Объяснение таким парадоксам, когда произнесение слова одновременно и возможно, и невозможно, Джэксон находил в том, что все психические функции имеют сложную "вертикальную" организацию.
Согласно Джэксону, каждая функция представлена на трех уровнях:
- на "низком" уровне - в спинном мозге, или стволе;
- на "среднем" - сенсорном, или моторном, уровне коры головного мозга;
- на "высоком" уровне - в лобных долях мозга.
Он рекомендовал тщательно изучать уровень, на котором осуществляется конкретная функция, а не искать ее локализацию в одной определенной зоне мозга. Джэксоновская система взглядов интегрируется в то философское течение, которое называется биологической философией, органической теорией общества или органицизмом. В соответствии с ним, человеческое общество уподобляется биологическому организму, структура общества рассматривается как аналогичная структуре организма, да и в целом подчеркивается, что "жизнь есть результат организации" (П. Жанэ). Джэксон вывел принципы своей нейробиологии (с ее основной идеей о том, что существует эволюция, идущая от бессвязной однородности к связной неоднородности) именно из работы Герберта Спенсера "Принципы психологии" (1854).
Говерс (Гауэрс, Gowers) Уильям Ричард (1845-1915) - английский невропатолог, проф. Лондонского ун-та. Вместе с В. Хорели впервые удалил опухоль мозга (1880). Фундаментальные труды по диагностике заболеваний спинного (1880; рус. пер., 1881) и головного(рус. пер., 1887) мозга, сифилису нервной системы (рус. пер., 1889), эпилепсии (1885); учебник нервных болезней (т. 1-2, 1892; рус. пер., 1894-96). "Болезни нервов и спинного мозга", І том "Руководства к болезням нервной системы" описывает болезни нервной системы.
Паркинсон (Parkinson) Джеймс (11 апреля 1755 — 21 декабря 1824), английский врач. Болезнь Паркинсона была известна и ранее под названием «дрожательный паралич», но подробно и полно её впервые описал в качестве самостоятельной нозологической единицы в 1817 году Джеймс Паркинсон в своей книге «Эссе о дрожательном параличе». По имени первоописателя эта болезнь и была впоследствии названа болезнью Паркинсона.
Представители американской школы неврологии также внесли значительный вклад в ее развитие.
Пенфилд (Penfield) Уайлдер Грейвс (р. 26.1.1891, Спокан, Вашингтон), канадский невролог и нейрохирург. В 1913 окончил Принстонский университет (США), доктор медицины (1918). Профессор Колумбийского университета (1921). С 1934 ‒ гражданин Канады. В 1928‒60 профессор неврологии и нейрохирургии в Монреале, затем ‒ директор Монреальского неврологического института. Основные работы посвящены эпилепсии (диагностика, медикаментозное и хирургическое лечение), опухолям мозга, проблеме локализации функций. Выдвинул представление о так называемой центрэнцефалической системе как о высшем уровне интеграции функций. Имя П. носит синдром пароксизмальной гипертензии, возникающий при опухолях мозга, а также симптом принудительного мышления как формы эпилептического эквивалента. Президент института семьи (1965‒68). Иностранный член АН СССР (1958), член Американской академии наук и искусств, Лондонского королевского общества и многих др. Награжден орденом Почётного легиона.
Гольдштейн (Goldstein) Курт (6.11.1878 - 1965) - немецко-американский невролог и психолог. В 1903 г. получил образование в университете Бреслау. С 1929 г. профессор и директор института неврологии во Франкфурте-на-Майне, с 1929 г. по 1933 г. начальник отдела неврологии госпиталя Маобит в Берлине. С 1934 г. по 1935 г. профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии, с 1938 г. по 1939 г. работал в Гарвардском университете, с 1950 г. по 1955 г. в Нью-Йоркском колледже. С 1955 г. руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в Нью-Йорке. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий. Гольдштейн (Goldstein) Курт (6.11.1878 - 1965) - немецко-американский невролог и психолог. В 1903 г. получил образование в университете Бреслау. С 1929 г. профессор и директор института неврологии во Франкфурте-на-Майне, с 1929 г. по 1933 г. начальник отдела неврологии госпиталя Маобит в Берлине. С 1934 г. по 1935 г. профессор неврологии и физиологии в институте психиатрии в Колумбии, с 1938 г. по 1939 г. работал в Гарвардском университете, с 1950 г. по 1955 г. в Нью-Йоркском колледже. С 1955 г. руководитель отдела психологии Нового института социальных исследований в Нью-Йорке. Исследовал психические нарушения при мозговых поражениях, психосоматические нарушения. Предложил систематизацию афазий.




ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время проблемами неврологии занимаются крупные научные центры по проблемам неврологии в СССР: институт мозга АМН СССР, институт высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР и институт неврологии АМН СССР (Москва), институт экспериментальной медицины АМН СССР и Психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева (Ленинград), институт психиатрии и неврологии (Харьков), институт неврологии, нейрохирургии и физиотерапии (Минск), институт экспериментальной и клинической неврологии (Тбилиси) и др.
Проблемы неврологии систематически освещают "Журнал невропатологии и психиатрии им. С.С. Корсакова" (с 1901), журналы "Клиническая медицина" (с 1920), "Вопросы нейрохирургии" (с 1937) и др. периодические издания.
Крупные центры исследований по проблемам неврологии за рубежом: Нью-Йоркский неврологический институт и Национальный институт нервных и психических болезней в США, Национальный госпиталь нервных болезней в Великобритании, институт Макса Планка в ФРГ, Монреальский неврологический институт, Психоневрологический институт в ПНР, институт неврологии в СРР, институт неврологии, психиатрии и нейрохирургии в НРБ и т.д.
Исследования по неврологии освещают общемедицинские и специальные журналы: "Neurology" (Minneapolis, с 1951), "Archives of Neurology" (Chi., с 1919), "Journal of Nervous and Mental Diseases" (Bait., с 1874), "Brain" (L., с 1878), "Nervenartz" (В., с 1928), "Revue neurologique" (P., с 1893) и др., международные журналы "European Neurology" (Basel, с 1968), "Journal of the Neurological Sciences" (Amst., с 1964).
Всемирная федерация неврологии (World Federation of Neurology) объединяет неврологов различных стран.
Международные конгрессы по неврологии проводятся в различных странах мира с 1897.
Издано немало учебников по неврологии, большое количество монографий по различным проблемам неврологии и нейрохирургии.
Мировое признание получили многие работы отечественных невропатологов и нейрохирургов. Среди них можно отметить исследования С.Н. Давиденкова, посвященные наследственным болезням нервной системы, Н.В. Коновалова — гепатоцеребральной дистрофии, Н.К. Боголепова — коматозным состояниям, Е.В. Шмидта — сосудисто-мозговой патологии и др.
Расширились возможности оказания неврологической и нейрохирургической помощи больным в разных регионах страны, много внимания уделяется разработке активной профилактики и лечения болезней нервной системы, вопросов научно обоснованной медико-социальной экспертизы и трудоустройства. Клиническая неврология и нейрохирургия тесно связаны с другими теоретическими и клиническими науками.
 
 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2001. – 654 с.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
История неврологии. //Сайт Neurodoctor.ru. Невропатология и Психиатрия //режим доступа http://neurodoctor.ru/2008/08/03/istoriya-nevrologii.html.
Карлов, В.А. Неврология: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МИА, 2002. - 639 с.
Леонович, А.Л. Нервные болезни.- Мн.: Изд-во "Четыре четверти", УП "Экоперспектива", 2002. - 304 с.
Михайленко, А.А. История отечественной неврологии. Петерьургская неврологическая школа. Издательство «Фолиант», 2007. – 480 с.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 720 с.
Никифоров, А.С., Коновалов, А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология. Том 1. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. – 704 с.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – 304 с.
Частная неврология: Учебник / Под ред. проф. М.М. Одинака.- СПб.: Лань, 2002. - 447 с.

Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2001. – С. 12.
Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2001. – С. 12.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Михайленко, А.А. История отечественной неврологии. Петерьургская неврологическая школа. Издательство «Фолиант», 2007. – С. 34.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
Карлов, В.А. Неврология: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МИА, 2002. – С. 136.
Леонович, А.Л. Нервные болезни.- Мн.: Изд-во "Четыре четверти", УП "Экоперспектива", 2002. – С. 54.
Леонович, А.Л. Нервные болезни.- Мн.: Изд-во "Четыре четверти", УП "Экоперспектива", 2002. – С. 57.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 20.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 20.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 21.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 22.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 22 – 23.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 25.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 25.
Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – С. 25.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – С. 12.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – С. 12.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – С. 12.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – С. 12.
Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – С. 12.
Карлов, В.А. Неврология: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МИА, 2002. – С. 234.
Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Медицина, 2001. – С. 12.
Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.









2


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Гусев, Е.И., Коновалов, А.Н., Бурд, Г.С. Неврология и нейрохирургия. М.: Меди-цина, 2001. – 654 с.
2.Исмагилов, М.Ф. Исторические вехи развития казанской неврологической школы // Неврологический вестник. - 2001. - Т. XXXIII, вып. 1 - 2. - С. 82 – 90.
3.История неврологии. //Сайт Neurodoctor.ru. Невропатология и Психиатрия //режим доступа http://neurodoctor.ru/2008/08/03/istoriya-nevrologii.html.
4.Карлов, В.А. Неврология: Руководство для врачей.- 2-е изд., перераб. и доп.-М.: МИА, 2002. - 639 с.
5.Леонович, А.Л. Нервные болезни.- Мн.: Изд-во "Четыре четверти", УП "Экопер-спектива", 2002. - 304 с.
6.Михайленко, А.А. История отечественной неврологии. Петерьургская неврологи-ческая школа. Издательство «Фолиант», 2007. – 480 с.
7.Никифоров, А.С., Гусев, Е.И. Общая неврология. Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2007. – 720 с.
8.Никифоров, А.С., Коновалов, А.Н., Гусев Е.И. Клиническая неврология. Том 1. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2002. – 704 с.
9.Улицкий, Л.А., Чухловина, М.Л. Неврология. Серия: Краткий справочник, 2009. – 304 с.
10.Частная неврология: Учебник / Под ред. проф. М.М. Одинака.- СПб.: Лань, 2002. - 447 с.

Вопрос-ответ:

Какие основные этапы можно выделить в истории развития неврологии?

Основные этапы развития неврологии включают Английскую, французскую, немецкую и американскую школы. В настоящее время неврология продолжает развиваться и погружаться в более глубокие исследования нервной системы.

Кто является представителями школ неврологии?

Среди представителей английской школы можно назвать Уильяма Гуру, Горацио Вуда и Гордона Холмса. Французскую школу представляют Жан-Мартен Шарко, Шарль Франсуа Бабинский и Жан Жозеф Шарко. К немецкой школе относятся Карл Вернике, Пауль Брок и Густав Острюм. Американская школа неврологии имеет таких представителей, как Сильвий Свит, Чарльз Шеррингтон и Уолтер Гесс.

Какие заболевания нервной системы наиболее изучены?

Среди наиболее изученных заболеваний нервной системы можно выделить нейросифилис, множественный склероз, энцефалит и опухоли головного и спинного мозга.

Какие исследования провел Уильям Гуру?

Уильям Гуру провел исследования по клинике органических поражений центральной нервной системы. Он также описал форму миотонии, которая названа его именем.

Какой метод психотерапии разработал автор?

Автор разработал методику психотерапии с помощью писем. Данная методика широко известна и успешно применяется в практике.

Какая история развития неврологии представлена в статье?

Статья представляет историю развития неврологии от XIX века до настоящего времени, включая Английскую, французскую, немецкую и американскую школы.

Какие главы включает статья о развитии неврологии?

Статья включает две главы: "Общие этапы развития неврологии" и "Представители школ неврологии".

Какие рассматриваются этапы развития неврологии в статье?

В статье рассматриваются общие этапы развития неврологии от XIX века до настоящего времени.

Какие школы неврологии представлены в статье?

В статье представлены Английская, французская, немецкая и американская школы неврологии.

Какие заболевания нервной системы описаны в статье?

Статья описывает исследования по клинике органических поражений центральной нервной системы, нейросифилиса, множественного склероза, энцефалита, опухолей головного и спинного мозга.