тема № 8: Тоталитарное государство. Раскрыть вопросы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 22 22 страницы
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 15.01.2010
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Понятие и признаки тоталитарного государства
2. Взаимоотношение государства и личности в тоталитарном государстве
3. Причины возникновения тоталитарных государств
4. Правоохранительные органы в тоталитарном государстве
Заключение
Список использованных источников




Фрагмент для ознакомления

Конституция РФ в ст. 2 устанавливает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства, в ст. 45 гарантирует государственную защиту прав и свобод человека. Эта функция государства именуется правоохранительной функцией. Для ее реализации государство создает специально уполномоченные на то органы, наделенные соответствующими полномочиями и осуществляющие свою деятельность в установленных законом формах. Эти органы именуются правоохранительными органами.
Правоохранительные органы - специально создаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом.
К числу отличительных признаков правоохранительных органов необходимо отнести следующие их характерные черты:
1. Правоохранительные органы являются специально уполномоченными государственными органами. Основная функция правоохранительных органов заключается в обеспечении и защите прав и свобод человека, интересов общества и государства в сфере соблюдения законности и охраны правопорядка.
2. Правоохранительные органы правомочны применять юридические меры воздействия, к числу которых относятся различные меры государственного воздействия и меры взыскания и наказания.
3. Правоохранительные органы функционируют в рамках строго определенного правового поля: порядок их организации и деятельности четко регламентирован нормативно-правовыми актами, свои действия они осуществляют в строгом соответствии с предписаниями закона.
4. Правоохранительные органы соблюдают установленные законом процедуры, процессуальные правила при осуществлении своей деятельности.
При тоталитарном режиме государство осуществляет тотальный, то есть полный, всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества. Этот режим определяется тотальным объемом государственного регулирования. В экономике преобладает государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений  командными,  приказными  методами.  В  политической  сфере существует одна правящая политическая партия, происходит сращивание партийного и государственного аппаратов, чрезмерная централизация государственного аппарата и его бюрократизация. Государственное управление характеризуется крайним централизмом и практически осуществляется правящей политической элитой, политическим лидером или вождем народа. Вместо законов действуют партийные инструкции и распоряжения. При тоталитарном политическом режиме действует принцип: запрещено все, кроме того, что приказано.
В тоталитарном государстве вся деятельность граждан, частных лиц полностью контролируется государственной властью, не признаются сфера частного интереса и свобода личности. Государство заявляет, что есть только государственный интерес. «Тоталитаризм, - отмечает И.А. Ильин, - состоит в исключении всей и всякой самодеятельности граждан: их личной свободы, их корпоративной организации, их местного и профессионального самоуправления, их усмотрения в делах личных и семейных, их хозяйственной инициативы и их культурной самодеятельности» .
Сущность тоталитаризма состоит во всеохватывающем управлении всеми сферами общественной жизни. Создается организация управления, которая проникает во все сферы человеческой жизни. Тоталитарный режим - это строй, в котором нет субъектов права, нет законов, нет правового государства. Поэтому тоталитарный режим не есть ни правовой, ни государственный режим.
Отправной точкой тоталитарной модели является декларация некой высшей цели, во имя которой режим призывает общество расстаться со всеми политическими, правовыми и общественными традициями. Изучение модели показало, что после подавления традиционных общественных институтов, людей легче сплотить в единое целое и убедить пожертвовать любыми другими целями ради достижения главной. Доминирующая в этих странах идеология объясняла выбор средств, трудности, опасности и т. п. в терминах всё той же цели и обосновывала, почему государству нужны практически неограниченные полномочия. Пропаганда сочеталась с использованием передовых технологий политического сыска для подавления любого инакомыслия. Результатом было обеспечение массовой мобилизации в поддержку режима.
Концентрация власти выражалась в монополизации процесса принятия окончательный решений во всех сферах деятельности, а также принципальном отсутствии ограничений на масштаб этих решений и на масштаб санкций. Всё большее проникновение государства означало всё большее сужение автономного пространства, вплоть до его полной ликвидации. Это приводило с одной стороны к атомизации общества, а с другой стороны, к слиянию всех политических сфер, в нём существовавших, в одно единое целое.
В отличие от полицейского государства, в котором меры по поддержанию порядка проводятся согласно установленным процедурам, в тоталитарных режимах у правоохранительных органов была широкая свобода действий, что обеспечивало их непредсказуемость и подконтрольность руководству страны. Поскольку, согласно тоталитарной модели, стремление к высшей цели было идеологической основой всей политической системы, о её достижении никогда не могло быть объявлено.
Это означало, что идеология занимала подчинённое положение по отношению к лидеру страны и могла им произвольно трактоваться по ситуации.
Во времена тоталитарного режима правоохранительные органы рассматривались в качестве проводника политики коммунистической партии.
В связи с ликвидацией однопартийной монополии и утверждением в обществе многопартийности стало очевидно, что правоохранительные органы не могут находиться под влиянием какой-то одной или даже нескольких партий. В последнем случае они просто потеряли бы способность выполнять возложенные на них функции и превратились в арену межпартийных дискуссий или борьбы различных партийных интересов.
Исходя из сказанного правоохранительные органы должны находиться вне политики различных партий и иных политических групп.










Заключение

Тоталитарное государство выступает как одна из составных частей тоталитаризма.
Тоталитаризм в основном рассматривают как такой общественный строй, для которого характерна предельная централизация власти. Это явление представляется как система насильственного политического господства, где господствующая элита полностью подчиняет своей власти целое общество, его экономическую, духовную и даже бытовую жизнь, используя для подавления мощный военно-бюрократический аппарат.
Политической основой тоталитаризма является, таким образом, внешняя угроза, борьба за политическое господство между различными социальными группами и централизованная власть, как правило, передающаяся пор наследству или приобретаемая и удерживаемая с помощью прямого насилия. Такая власть всегда стремится укрепиться и существовать бесконечно долго.
Важным фактором, влияющим на развитие тоталитаризма, кроме того, является коллективистская психология. Она позволяет поставить каждого человека под контроль и превратить его в орудие манипулирования со стороны определённых общественных структур. Большое влияние на возникновение тоталитаризма оказывают также многие другие особенности человеческой психологии: конформизм, склонность к насилию, агрессивность и т. п.
Для того, чтобы человечество могло избавиться от такого наследия прошлого, как тоталитаризм, необходимо разбираться в сущности этого явления, знать, что приводит к массовому параличу сознания и какие могут быть его последствия. Только так общество научится не повторять своих ошибок.


Список использованных источников

Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ)
Алешков И.В. Политический режим как явление политической жизни: Уч. Пособие - Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2005 – 61 с.
Государство и общество /В.Е. Чиркин.- "Гражданин и право". 2007 - № 4.
Коновкин Е.С. К вопросу об объективной основе тоталитарного режима // Российский юридический журнал. 2002. - № 3.
Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 2006. - С.314-317.
Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства /Л.Ю. Грудцына.- "Законодательство и экономика". 2007.- № 11.
Пугачев В.П. Политология. Высшее образование/ Пугачев В.П.- М.: Филологическое общество «Слово» ООО «Изд-во Эксмо», 2003. – 576с.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
Теория государства и права: Учебник /под ред. М.Н. Марченко. - "Зерцало", 2004.




Коновкин Е.С. К вопросу об объективной основе тоталитарного режима // Российский юридический журнал. 2002. - № 3.
Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 2006. - С.314-317.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
Государство и общество /В.Е. Чиркин.- "Гражданин и право". 2007 - № 4.
Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства /Л.Ю. Грудцына.- "Законодательство и экономика". 2007.- № 11.
Теория государства и права: Учебник /под ред. М.Н. Марченко. - "Зерцало", 2004.
Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ)
Алешков И.В. Политический режим как явление политической жизни: Уч. Пособие - Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2005 – 61 с.












2

Список использованных источников

1.Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (в ред. от 21.07.2007 № 5-ФКЗ)
2.Алешков И.В. Политический режим как явление политической жизни: Уч. Пособие - Барнаул: БЮИ МВД РФ, 2005 – 61 с.
3.Государство и общество /В.Е. Чиркин.- "Гражданин и право". 2007 - № 4.
4.Коновкин Е.С. К вопросу об объективной основе тотали-тарного режима // Российский юридический журнал. 2002. - № 3.
5.Общая теория государства и права: Учебник / Под редакцией В.В. Лазарева – 2е издание М. 2006. - С.314-317.
6.Правовая природа и формы взаимодействия гражданского общества и государства /Л.Ю. Грудцына.- "Законодательство и экономика". 2007.- № 11.
7.Пугачев В.П. Политология. Высшее образование/ Пугачев В.П.- М.: Филологическое общество «Слово» ООО «Изд-во Эксмо», 2003. – 576с.
8.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е издание, перераб. и доп. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
9.Теория государства и права: Учебник /под ред. М.Н. Марченко. - "Зерцало", 2004.



Тоталитарное государство














Курсы

Тоталитарное государство

Введение

Если говорить о политической системе государства или общества, то вы должны обязательно провести анализ процессов, имеющих место как внутри государства, так и за его пределами. Для характеристики этих процессов используется понятие « «политический режим» - методы осуществления политической власти, всего политического статуса в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических институтов и характеризуется демократизмом и антидемократизмом.». Именно политический режим характеризует политическое состояние общества, в отличие от относительно стабильных правовых норм. Он является динамичным и может развиваться разными путями. Исторические закономерности развития государств позволяют разделить современных политических режимов на недемократические и демократические. Основанием для такого разделения является положение и место личности в обществе, степень участия в управлении государством, характер взаимодействия индивидуума с государством, способы разрешения политических диспутов, тип отношений власти с оппозицией. В свою очередь, антидемократический режим подразделяется на тоталитарный и авторитарный. Целью данной работы является изучения такой политический режим, как тоталитаризм. Изучение тоталитарного политического режима в этот момент становится очень важным, потому что тоталитаризм в истории человечества появились сравнительно недавно, а именно в начале прошлого века, и изменил политическую жизнь многих государств и России в том числе. Кроме того, необходимо принять во внимание все негативные последствия этого режима, которые остались и по сей день. Признаки тоталитаризма, впервые начали проявляться в таких странах, как Германия, СССР, Италии, затем Испании, ряде стран Восточной Европы (а позднее и Азии). Эти государства, различные по своему социально-экономического, политического устройства, идеологической направленности, продолжительности существования, степени применения террора и репрессий, как средства осуществления политической власти. Постепенно, таким образом, сошел с политической арены. Наиболее важные этапы распада тоталитаризма были 1945 год, когда потерпела крах такая его форма, как фашизм, и 1989-1991 годы, когда авторитарные режимы в Восточной Европе, а затем и в СССР рухнули окончательно.