Психологическая характеристика пластичности и ригидности как свойств темперамента

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Общая психология
  • 32 32 страницы
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 07.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава I Проблема психологической характеристики пластичности и ригидности как свойств темперамента в современной литературе
1.1. Основные направления исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий
1.2. Пластичность и ригидность в структуре личности
Вывод по первой главе
Глава II Эмпирическое изучение развития пластичности и ригидности
2.1. Цель, задачи и методики исследования
2.2. Результаты практического исследования выделенных параметров личности
Вывод по второй главе:
Заключение
Список использованной литературы
Приложение…………………………………………………………………..…..33

Фрагмент для ознакомления

Для реализации цели необходимо решить следующий комплекс задач:
определить уровень ригидности испытуемых;
определить уровень пластичности испытуемых.
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что распределение испытуемых по принципу выраженности ригидности и пластичности будет однородным, т.е. примерно сходное количество человек будет иметь мало выраженный, умеренно выраженный или явно выраженный изучаемый признак.





2.2. Методика исследования

В качестве выборки в нашей работе выступила группа старшеклассников (20 человек) в возрасте от 16 до 18 лет, обучающихся в общеобразовательной школе в 11 классе. В составе данной группы 11 мальчиков и 9 девочек, поэтому можно сказать, что выборка, в целом, однородна по половозрастному составу.
Методики для проведения эмпирической части исследования соответствуют целевым установкам работы. Для проведения замеров развития изучаемых параметров, мы выбрали следующие тесты:
Методика исследования ригидности
Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова
Перед тем как приступить к описанию результатов тестирования, необходимо боле подробно остановится на каждой из изучаемых методик.
Первая методика, используемая в работе – это Методика исследования ригидности. Методика предназначена для диагностики ригидности.
Ригидность представляет собой затрудненность (вплоть до полной неспособности) в изменении намеченной человеком программы деятельности в условиях, объективно требующих ее перестройки. Или, иначе говоря, ригидность – тенденция к сохранению своих установок, стереотипов, способов мышления, неспособность изменить личную точку зрения
Методика представляет собой перечень утверждений, с которыми испытуемый может согласиться или нет.
Вторая методика - Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (ОФДСИ) В.М. Русалова используется для диагностики свойств «предметно-деятельностного» (психомоторная и интеллектуальная сферы) и «коммуникативного» аспектов темперамента. Исходя из цели нашего исследования в данной методике нас будут интересовать в большей мере результаты по следующим стенам: Пластичность психомоторная (ПМ), Пластичность интеллектуальная (ПИ), Пластичность коммуникативная (ПК).

2.3. Результаты исследования

После проведения описанных выше методик нами была составлена сводная таблица результатов испытуемых. (см. Таблица № 1)
Таблица № 1
Сводная таблица результатов исследования группы испытуемых
№ п/п Тест № 1 Тест № 2 1 2 3 1. 6 б. 35 б. 26 б. 37 б. 2. 14 б. 26 б. 24 б. 26 б. 3. 7 б. 27 б. 27 б. 31 б. 4. 6 б. 40 б. 35 б. 45 б. 5. 10 б. 41 б. 40 б. 44 б. 6. 15 б. 28 б. 27 б. 27 б. 7. 8 б. 42 б. 41 б. 43 б. 8. 5 б. 12 б. 13 б. 16 б. 9. 6 б. 30 б. 27 б. 28 б. 10. 9 б. 38 б. 46 б. 41 б. 11. 5 б. 22 б. 23 б. 20 б. 12. 17 б. 31 б. 30 б. 30 б. 13. 16 б. 15 б. 12 б. 24 б. 14. 3 б. 32 б. 30 б. 29 б. 15. 11 б. 39 б. 43 б. 42 б. 16. 20 б. 30 б. 12 б. 18 б. 17. 4 б. 21 б. 30 б. 31 б. 18. 12 б. 36 б. 45 б. 40 б. 19. 7 б. 22 б. 18 б. 25 б. 20. 20 б. 21 б. 19 б. 18 б.

Таблица 2
Распределение уровня ригидности и пластичности в исследуемой выборке

Признак, общее
количество испытуемых Низкий уровень Средний уровень Низкий уровень Ригидность
(20 человек) 7 6 7 Пластичность
(20 человек)
психомоторная
интеллектуальная
коммуникативная

7
6
7

6
7
7

7
7
6

2.4. Обсуждение результатов

Первой проведенной методикой в эмпирической части нашего исследования была Методика измерения ригидности. Ее результаты для наглядности нами представлены в диаграмме 1.





Диаграмма 1
Результаты измерения ригидности

Как видно из диаграммы 1, семеро испытуемых (35%) имеют высокий уровень ригидности, столько же испытуемых, напротив, имеют низкую ригидность, 6 же испытуемых (30%) имеют умеренную тенденцию к ригидности.
Второй из проведенных методик стал Опросник формально-динамических свойств индивидуальности В.М. Русалова. В ней изучению подвергалось обратное ригидности свойство личности – пластичность.
Как видно из диаграммы 2, показатели сфер развития ригидности в целом схожи. Поэтому можно сказать, что испытуемым по итогам тестирования соответсвуют следующие характеристики.







Диаграмма 2
Уровень пластичности в группе в различных сферах

30-35% опрошенных имеют, по В.М. Русалову, повышенную склонность к монотонной физической работе, боязнь, избегание разнообразных форм ручного труда, стремление к шаблонным способам физической деятельности, вязкость движений и мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач, низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты, тщательное продумывание своих поступков в процессе социального взаимодействия, стремление к поддерживанию однообразных контактов, ограниченный набор коммуникативных программ.
35-40% испытуемых характеризуются типичными для человека гибкостью при переключении с одной физической работы на другую, средневыраженной склонностью к разнообразным формам двигательной активности и различным видам ручного труда, нормальной гибкостью мышления, средней выраженностью стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, нормальной готовностью к общению, типичным для среднего человека стремлением к новым социальным контактам.
30-35% испытуемых имеют высокую гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокое стремление к разнообразным способам физической деятельности, плавность движений, высокую гибкость мышления, легкий переход с одних форм мышления на другие, постоянное стремление к разнообразию форм интеллектуальной деятельности, творческий подход к решению проблем, легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.
Таким образом, после проведения четырех диагностических методик, мы можем отметить, что до 65% опрошенных имеют тенденцию к ригидности. 30-35% опрошенных имеют, по В.М. Русалову, повышенную склонность к монотонной физической работе, вязкость движений и мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач, низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты.
35-40% испытуемых характеризуются типичными для человека гибкостью при переключении с одной физической работы на другую, нормальной гибкостью мышления, средней выраженностью стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, нормальной готовностью к общению.
30-35% испытуемых имеют высокую гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокую гибкость мышления, легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.
Исходя из вышесказанного, мы можем также отметить, что в ходе исследования подтвердилась выдвинутая гипотеза: распределение испытуемых по принципу выраженности ригидности и пластичности на самом деле однородно, т.е. примерно сходное количество человек будет иметь мало выраженный, умеренно выраженный или явно выраженный изучаемый признак.



























Заключение

В ходе написания данной курсовой работы нам удалось достичь поставленную во введении цель - специфика пластичности и ригидности как свойств темперамента была изучена. Для реализации цели были решены следующие задачи:
1. проанализирована доступная тематическая литература;
2. рассмотрена проблема психологической характеристики пластичности и ригидности как свойств темперамента в современной литературе;
3. проведено эмпирическое изучение развития пластичности и ригидности.
В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
При анализе понятия темперамента можно выделить три следующие проблемы. Первая из этих проблем касается анализа органических механизмов (нейрофизиологических, биохимических), реализующих психодинамические особенности темперамента в поведении личности. Вторая проблема касается изучения адаптивных возможностей темперамента в процессе эволюции. Третья проблема связана с изучением вопроса об овладении личностью особенностями темперамента как особыми «средствами» регуляции деятельности.
Пластичность и ригидность - стилевые поведенческие свойства, которые в норме выполняют важную приспособительную функцию. Активность обеспечивает необходимый энергетический фон поведения, а ригидность позволяет закрепить сформированную структуру деятельности и в то же время может затруднить или сделать невозможной ее трансформацию при объективной необходимости таких изменений. Чрезмерное усиление или ослабление действия этих характеристик приводит к тому, что они теряют свое приспособительное значение, что может проявиться в определенных психопатологических симптомах.
После проведения диагностических методик, мы можем отметить, что до 65% опрошенных имеют тенденцию к ригидности.
30-35% опрошенных имеют, по В.М. Русалову, повышенную склонность к монотонной физической работе, вязкость движений и мышления, стереотипный подход к решению проблем, ригидность в решении абстрактных задач, низкий уровень готовности к вступлению в новые социальные контакты.
35-40% испытуемых характеризуются типичными для человека гибкостью при переключении с одной физической работы на другую, нормальной гибкостью мышления, средней выраженностью стремления к разнообразным формам интеллектуальной деятельности, нормальной готовностью к общению.
30-35% испытуемых имеют высокую гибкость при переключении с одних форм двигательной активности на другие, высокую гибкость мышления, легкость вступления в новые социальные контакты, легкость переключения в процессе общения, импульсивность в общении, широкий набор коммуникативных программ.













Библиография:

Агавелян О.К. Проблемы темперамента. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1999.
Азбука социального психолога-практика. Авторы Кондратьев М. Ю., Ильин В. А., ПЕР СЭ, Москва, 2007.
Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. Москва : Питер, 2006.
Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. М. : Твор. центр Сфера, 2002.
Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск : ПГПИИЯ, 1990.
Ваш психологический портрет : типы личности, характер и темперамент, мотивация к успеху / [подгот. О. Лащевская] СПб. : Лениздат, 2008.
Вотчин И.С. Темперамент как динамическая характеристика биологически обусловленных свойств личности. М. : РГБ, 2003.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб., 2002.
Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1993.
Злобина А.С. Основы общей психологии: темперамент. Пенза : ПГПУ, 2005.
Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология - СПб: Питер, 2001.
Клочко Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни : автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Барнаул : Барнаул. гос. пед. ун-т, 2002.
Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993.
Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2001.
Мироненко И.А. Дифференциальная психология. СПб. : Михайлов, 2000.
Мурик С.Э. Свойства нервной системы и темперамент. Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2008.
Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. М. : РГБ, 2003.
Павлова Е.В. Соотношение ригидности и креативности у студентов первокурсников ВУЗа // Сибирский психологический журнал. № 16-17. 2002.
Паршукова Л.П. Психология личности: темперамент и мотивационно-потребностная сфера. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2002.
Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
Темперамент. Характер. М. : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006.
Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) // Сибирский психологический журнал № 12. 2000. С 129-139.
Узнадзе Д.Н. Теория установки // Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. М-Воронеж, 1998. 448 с.
Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение. М., 2005.
Хлыстова Н.М. Темперамент как психофизиологическая основа индивидуальности. М. : РГБ, 2009.















3

Список использованной литературы:

1.Агавелян О.К. Проблемы темперамента. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 1999.
2.Азбука социального психолога-практика. Авторы Кондратьев М. Ю., Ильин В. А., ПЕР СЭ, Москва, 2007.
3.Батаршев А.В. Диагностика темперамента и характера. Москва : Питер, 2006.
4.Батаршев А.В. Темперамент и свойства высшей нервной деятельности. М. : Твор. центр Сфера, 2002.
5.Белоус В.В. Темперамент и деятельность. Пятигорск : ПГПИИЯ, 1990.
6.Ваш психологический портрет : типы личности, характер и темперамент, мотивация к успеху / [подгот. О. Лащевская] СПб. : Лениздат, 2008.
7.Вотчин И.С. Темперамент как динамическая характеристика биологически обусловленных свойств личности. М. : РГБ, 2003.
8.Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. СПб., 2002.
9.Залевский Г.В. Психическая ригидность в норме и патологии. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1993.
10.Злобина А.С. Основы общей психологии: темперамент. Пенза : ПГПУ, 2005.
11.Е.П. Ильин. Дифференциальная психофизиология - СПб: Питер, 2001.
12.Клочко Ю.В. Ригидность в структуре готовности человека к изменению образа жизни : автореферат дис. ... кандидата психологических наук. Барнаул : Барнаул. гос. пед. ун-т, 2002.
13.Крупнов А.И. Психологические проявления и структура темперамента. М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 1993.
14.Ли Д. Практика группового тренинга. СПб., 2001.
15.Мироненко И.А. Дифференциальная психология. СПб. : Михайлов, 2000.
16.Мурик С.Э. Свойства нервной системы и темперамент. Иркутск : Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2008.
17.Обозов Н.Н. Типы личности, темперамент и характер. М. : РГБ, 2003.
18.Павлова Е.В. Соотношение ригидности и креативности у студентов первокурсников ВУЗа // Сибирский психологический журнал. № 16-17. 2002.
19.Паршукова Л.П. Психология личности: темперамент и мотивационно-потребностная сфера. Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2002.
20.Практикум по психодиагностике личности. Ред. Н.К.Ракович. – Минск, 2002.
21.Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. - 490 с.
22.Темперамент. Характер. М. : Изд-во Российского ун-та дружбы народов, 2006.
23.Томский опросник ригидности Г.В. Залевского (ТОРЗ) // Сибирский психологический журнал № 12. 2000. С 129-139.
24.Узнадзе Д.Н. Теория установки // Под ред. Ш.А. Надирашвили и В.К. Цаава. М-Воронеж, 1998. 448 с.
25.Фостер Р., Каплан С. Созидательное разрушение. М., 2005.
26.Хлыстова Н.М. Темперамент как психофизиологическая основа индивидуальности. М. : РГБ, 2009.




Вопрос-ответ:

Что такое пластичность и ригидность в контексте темперамента?

Пластичность и ригидность относятся к свойствам темперамента, которые определяют гибкость или жесткость индивидуального поведения и реакций на различные ситуации. Пластичность отражает способность адаптироваться к новым условиям, менять свое поведение в зависимости от обстоятельств. Ригидность, напротив, характеризуется стабильностью и устойчивостью поведения, трудностью в адаптации к новым ситуациям.

Какие направления исследования темперамента существуют в психофизиологии индивидуальных различий?

Основные направления исследования темперамента включают психологическое измерение и описание его особенностей, изучение его биологических основ, а также исследование связей между темпераментом и другими психологическими и физиологическими показателями. В рамках этих направлений исследуются такие аспекты темперамента, как эмоциональная реактивность, активность, настроение, реакция на стресс и другие.

Какие результаты были получены в эмпирическом изучении развития пластичности и ригидности?

Целью исследования было выявить, как развивается пластичность и ригидность в течение времени. Методика исследования включала наблюдение и измерение реакций участников на различные стимулы. Результаты показали, что пластичность и ригидность могут изменяться в зависимости от возраста, опыта и других внешних факторов. Некоторые участники проявляли увеличение пластичности с возрастом, тогда как у других наблюдалась увеличение ригидности. Более подробные данные представлены в исследовании.

Какое значение имеет пластичность и ригидность в структуре личности?

Пластичность и ригидность влияют на поведение и взаимодействие индивида с окружающим миром, а также на способность к адаптации к новым условиям. Личность с высокой пластичностью может легко менять свое поведение и адаптироваться к новым ситуациям, в то время как личность с высокой ригидностью будет склонна сохранять стабильность поведения и опираться на привычные схемы действий. Эти свойства темперамента могут влиять на профессиональный и личностный рост, отношения с другими людьми и общую жизненную успешность.

Что такое психологическая пластичность и ригидность?

Психологическая пластичность - это способность человека приспосабливаться к новым ситуациям и менять свое поведение и мышление в соответствии с ними. Ригидность, напротив, это склонность к сохранению привычных моделей поведения и мышления, независимо от изменяющихся условий.

Какие направления исследования темперамента существуют в психофизиологии индивидуальных различий?

Исследования темперамента в психофизиологии индивидуальных различий проводятся в рамках различных направлений, таких как биологическое, психологическое и социальное. Биологическое направление изучает связь между физиологическими показателями и темпераментом, психологическое - взаимосвязь с психическими процессами, а социальное - влияние общественной среды на формирование темперамента.

Как пластичность и ригидность влияют на структуру личности?

Пластичность и ригидность могут влиять на структуру личности, потому что они определяют способность человека к изменениям. Человек с высокой пластичностью может легко менять свою личностную структуру в зависимости от ситуации, в то время как человек с высокой ригидностью будет больше придерживаться своих установок и стабильных моделей поведения.

В чем состояла цель исследования развития пластичности и ригидности?

Целью исследования развития пластичности и ригидности было выяснить, как эти показатели меняются у людей с разными возрастными характеристиками. Исследователи использовали определенные методики, чтобы оценить уровень пластичности и ригидности у испытуемых и выявить возможные закономерности и изменения в этих свойствах в течение времени.

Какие результаты были получены в эксперименте по изучению развития пластичности и ригидности?

Результаты эксперимента показали, что пластичность и ригидность могут меняться в зависимости от возраста человека. Например, у детей обычно наблюдается более высокая пластичность, а у пожилых людей - более высокая ригидность. Также было выявлено, что психологическая пластичность и ригидность могут зависеть от других факторов, таких как образование, опыт работы и личностные особенности.