Социально-педагогическая деятельность по здоровьесбережению у младших подростков в образовательных учреждениях
Заказать уникальную курсовую работу- 51 51 страница
- 46 + 46 источников
- Добавлена 21.10.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты организации здоровьесбережения младших подростков в общеобразовательном учреждении
1.1. Характеристика современного состояния здоровья младших подростков
1.2 Анализ здоровьесберегающих направлений деятельности общеобразовательных учреждений
Глава 2. Практические аспекты социально-педагогической деятельности здоровьесбережения младших подростков в общеобразовательном учреждении
2.1. Социально-педагогическая деятельность по здоровьесбережению младших подростков в общеобразовательном учреждении
2.2 Анализ опыта социально-педагогической деятельности по здоровьесбережению младших подростков в общеобразовательном учреждении
Заключение
Список литературы
Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10 минут;
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20 минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более 75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися [37].
Проблема психологического здоровья учащихся одна из главных целей психологической службы в образовании. Говоря о психологическом здоровье личности школьника, психологи выделяют психическое здоровье, основу которого составляет полноценное психическое развитие на всех этапах детства, то есть, удовлетворение возрастных потребностей ребенка, успешность овладения им ведущей деятельности возраста. А также занимаясь умственным, психическим развитием ребёнка, следует помнить о его духовном развитии, развитии личности, т.е. психологическом здоровье.
Поэтому целью деятельности психолога в рамках здоровьесбережения младших подростков является: сохранение психологического здоровья учащихся.
Задачи работы психолога:
Реализация в работе с детьми возможностей, резервов развития каждого возраста
Создание благоприятного для развития ребенка психологического климата
Оказание своевременной психологической помощи и поддержки детям, их родителям и учителям
Эта работа осуществляется в ходе психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса и включает в себя психологическую диагностику, просветительскую и профилактическую работу, консультирование. Реализация программы деятельности психолога по сохранению психологического здоровья учащихся осуществляется в соответствии с планом работы психолога на год [44].
Психологом проводиться профилактическая работа по повышению психолого-педагогической компетентности родителей в плане формирования необходимых ребенку в период обучения базовых компонентов развития: общей осведомленности, внимания, памяти, мышления, познавательной активности.
Развивающая деятельность ориентирована на создание социально – психологических условий развития школьников, а психокоррекционная - на проработку в процессе такого развития конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
Выбор конкретной формы работы определяется результатами проведённых исследований. Диагностическая работа проводится по следующим направлениям: диагностика познавательной сферы учащихся, (выявление познавательной активности и уровня умственного развития и сформированности навыков учебной деятельности), диагностика мотивационной сферы учащихся, диагностика эмоциональной и личностной сферы (уровень общей и школьной тревожности, самооценки), психологического климата (социометрия классного коллектива, цветовое отношение ученик-учитель) [44].
Особенности эмоциональной и личностной сферы ребенка в достаточно высокой степени влияют на уровень адаптации и процесс обучения ребенка в школе. Высокая тревожность в целом является характеристикой психологического неблагополучия личности.
Медработники выполняют следующие функции в реализации здоровьесбережения младших подростков:
Контролируют, чтобы преподаватели распространяли правильную и современную информацию о питании, включая информацию о микроэлементах.
Проводят больше бесед о важности питания, для усиления эффекта, особенно это касается новой информации, такой как потребление йодированной соли или масла.
Медико-санитарным работникам необходимо следить за тем, чтобы в школах проводилась иммунизация детей в раннем возрасте, и далее в течение их пребывания в школе осуществились все рекомендованные процедуры по иммунизации. И что еще более важно, медико-санитарным работникам следует убедить школу в необходимости информировать семьи на предмет иммунизации через преподавателей и детей.
Осуществляют меры по обеспечению информированности детей об изменениях, происходящих с их организмами в период полового созревания, а также о том, как защитить себя в этом возрасте от угрозы наркотиков (в том числе, от курения и потребления алкоголя), кроме того, о венерических заболеваниях и СПИДе.
Существуют некоторые мероприятия (такие как выявление признаков таких заболеваний как туберкулез, а также признаков грыжи или увеличения селезенки), которые могут провести только медико-санитарные работники.
Осуществляют медицинские осмотры всех детей, поступивших в школу.
Ведут учет роста и веса детей;
Осуществляют наблюдения за теми детьми, у которых были обнаружены особые проблемы со здоровьем.
Осуществляют помощь учащимся, которые были направлены к ним преподавателями или родителями [21].
Перечисленные функции различных специалистов общеобразовательного учреждения показывает, что технология по здоровьесбережению младших школьников представляет собой достаточно сложную структуру взаимодействия педагогов, психолога и медицинского работника. Для того, чтобы вся эта работа не велась разрозненно, необходимо осуществлять координацию работы. Этим занимается как директор школы, так и его заместители по учебной и воспитательной части. Большая роль здесь принадлежит и социальному педагогу.
На основе изучения научной литературы рассмотрим модель комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья в образовательном учреждении, разработанную А. М. Сосниной [41].
Основным блоком представленной модели является блок целеполагание.
Содержание данного блока зависит, во-первых, от социального заказа общества, во-вторых, от модельных характеристик здорового школьника и, в-третьих, от требований государственного стандарта полного среднего общего образования
Основная цель модели: сохранение и укрепление здоровья младших подростков в процессе обучения в соответствии с возможностями образовательного учреждения.
В соответствии с целью А. М. Сосниной были выдвинуты следующие задачи:
1. Изучить инфрастуктуру образовательного учреждения и скорректировать ее на здоровьесберегающую деятельность.
2. Определить рациональную организацию учебного процесса.
3. Проанализировать организацию физкультурно-оздоровительной работы в школе и повысить ее эффективность.
4. Организовать просветительско-воспитательную работу с учащимися, направленную на формирование мотивации к здоровому образу жизни, ценности здоровья.
5. Повысить квалификацию работников общеобразовательного учреждения, а также уровень знаний родителей по проблемам охраны и укрепления здоровья детей.
6. Вести систематическую профилактику и динамику наблюдений за состоянием здоровья детей.
7. Формировать гигиенические знания, умения и навыки через учебные дисциплины.
Перечень основных блоков:
Педагогический (работа классного руководителя, учителя физической культуры, учителей-предметников);
Психологический (работа педагога-психолога);
Социальный (взаимодействие с родителями, учреждениями дополнительного образования);
Блок двигательной активности (физическое развитие)
Исполнители. Педагоги школы
Ожидаемые результаты.
В результате реализации программы наблюдалось:
снижение заболеваемости или стабилизация здоровья (в зависимости от первоначального диагноза),
повышение качества обучения за счет уменьшения негативного воздействия процесса обучения и воспитания на психофизиологический статус подростков;
апробированы элементы методик по ранней диагностике, прогнозу и коррекции трудностей социальной адаптации, предрасположенности к вредным привычкам;
увеличено число детей и подростков, соблюдающих нормы и требования здорового образа жизни;
разработана школьная программа по здоровьесбережению;
разработаны рекомендации для родителей, администрации школы, учителей - предметников, позволяющие систематизировать работу по проблеме здоровьесбережения;
включено в план работы школы регулярное проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
создана комната психологической разгрузки для обучающихся;
организована система кружковых и факультативных занятий по формированию ЗОЖ.
Исходя из поставленных целей и задач по здоровьесбережению младших подростков, были выделены основные направления комплексной работы по сохранению и укреплению здоровья младших подростков в данном образовательном учреждении:1 блок – здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения; 2 блок – рациональная организация учебного процесса; 3 блок – организация физкультурно-оздоровительной работы; 4 блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование мотивации к собственному здоровью, ценности здоровья и здорового образа жизни; 5 блок – просветительско-методическая работа с педагогами и родителями; 6 блок – профилактика и динамика наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Критерии оценки здоровья: ЗУН; мотивация; уровень работоспособности (в том числе и внутренняя мотивация учения); рациональное питание; оценка наличия вредных привычек; закаливание и личная гигиена; положительные эмоции; оптимальный двигательный режим.
При определении направлений и форм работы по сохранению и укреплению здоровья школьников основной упор на практические рекомендации по организации системной комплексной работы в образовательных учреждениях, разработанных сотрудниками Института возрастной физиологии РАО.
Физкультурные мероприятия способствуют не только сохранению и укреплению здоровья школьников, но развивают такие качества личности, как: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость; повышают самооценку детей, формируют мотив познавательного интереса к урокам физической культуры; сплачивают учащихся в дружный единый коллектив.
Разработанная модель здоровьесбережения реализовывалась через технологию.
Согласно существующим определениям образовательных технологий, технология – это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Можно сказать, что педагогическая технология – это система, в которой последовательно реализуются заранее спроектированный учебно-воспитательный процесс, гарантирующий достижение педагогических целей.
Из выше приведенного суждения вытекает следующее определение понятия «образовательная технология педагогики здоровьесбережения».
Образовательная технология педагогики здоровьесбережения – это процесс воспроизведения педагогических действий из арсенала педагогического и методического инструментариев в рамках «Педагог-учащийся», осуществляемых посредством системного использования форм, средств и методов, которые обеспечивают достижение запланированных результатов с учетом целей и задач педагогики здоровьесбережения.
В структуре технологии были выделены следующие блоки: первый блок – блок цели, задач; второй – диагностический, направленный на выявление состояния здоровья младших школьников; третий блок – направлен на выбор оптимальных форм, методов и средств сохранения и укрепления здоровья школьников; четвертый – деятельностный блок, направленный на здоровьесбережение; пятый – блок контроля.
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Содержание данного блока зависит, во-первых, от социального заказа общества, во-вторых, от модельных характеристик образовательной готовности, и, в-третьих, от требований государственного стандарта полного среднего образования
Диагностика (предварительный мониторинг) предполагает проведение комплексного исследования, направленного на анализ внутришкольной среды, организации физкультурно-оздоровительной работы и двигательного режима, а также организации работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Важным компонентом диагностической работы является анализ организации медицинской помощи, состояния здоровья школьников. Компонентом предварительной диагностики может быть учет факторов окружающей среды (экологический мониторинг).
Приоритетной формой сохранения и укрепления здоровья школьников в общеобразовательном учреждении является физкультурно-оздоровительная работа. Понимание того, что физическое воспитание – залог развития здорового всесторонне развитого ребенка. Поэтому приоритетным методом сохранения и укрепления здоровья детей и подростков является рациональное использование разнообразных средств и форм физического воспитания при оптимальной двигательной активности.
Основными формами внеклассных физкультурно-оздоровительных занятий являются спортивный час в группах продленного дня, кружки здоровья, гимнастика и оздоровительная аэробика; закаливание и работа секций ОФП во внеурочное время; спортивные секции; ЛФК; проведение недель здоровья; прогулки и походы в выходные дни; игры и конкурсы, соревнования и т.д. (рис. 1)
Рис. 1. Виды оздоровительных физкультурных мероприятий
Контроль соблюдения санитарно-гигиенических норм организации УВП, нормирования учебной нагрузки и профилактики утомления учащихся и др. очень важен. При обнаружении недочетов (перегрузка, отклонение от норм определенных параметров здоровья и т.п.) специалисты корректируют систему мероприятий, ставят новые цели и задачи.
Проанализировав данную технологию, можно сделать следующие выводы. В данной технологии отражено сохранению соматического и физического здоровья. Плюсы данной технологии в том, что в результате ее использования снижается гиподинамия детей, отслеживается и корректируется учебная нагрузка. Но при этом в данной технологии недостаточно отражено сохранение психологического и нравственного здоровья младших дошкольников. Анализ научной литературы показал, что в подростковом возрасте необходимо уделять больше внимания именно психологическому состоянию детей.
Стоит отметить, что в данной технологии также недостаточно отражено участие социального педагога, психолога и медицинского работника, а как было сказано выше, данные специалисты играют важную роль в сохранении здоровья младших подростков.
Таким образом, социально-педагогическая деятельность специалистов общеобразовательного учреждения направлена на сохранение физического, социального, психологического и духовного здоровья младших дошкольников. Работа строиться индивидуально и в группах, в зависимости от поставленных целей.Данная работа содержит множество различных мероприятий как с самими младшими дошкольниками, так и с их родителями.
Заключение
Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Выделяют соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье.
Подростками в России называют людей в возрасте от 10 до 18 лет.Подростковый возраст делится на младший (10-12 лет), средний (13-15 лет) и старший (16-18 лет). Подростковый возраст — это критический период как в социальном, так и в биологическом отношении, поскольку именно в этом возрасте завершается биологическое созревание человека и наступает социальное взросление личности.
На основе анализа различных показателей здоровья (медицинских, демографических, социологических) выявлены негативные тенденции здоровья российских подростков. В последние 10 лет в связи с ростом распространенности хронических заболеваний у детей, соответственно увеличивается и контингент детей, состоящих на диспансерном наблюдении. В структуре заболеваемости доминируют болезни органов дыхания (49,6 %). За 10 лет произошли изменения: отмечен рост болезней эндокринной системы, новообразований, инфекционных и паразитарных заболеваний, заболеваний мочеполовой системы.
По характеру деятельности здоровьесберегающие технологии могут быть как частные, так и комплексные. По направлению деятельности среди частных здоровьесберегающих технологий выделяют: медицинские; образовательные, содействующие здоровью; социальные; психологические.
Выделяются социальное, психологическое и ЗОЖ виды здоровьесберегающей деятельности. Использование здоровьесберегающих образовательных технологий заключается в обеспечении таких условий обучения, воспитания, развития, которые не оказывают негативного воздействия на здоровье всех субъектов образовательного процесса.
Социально-педагогическая деятельность – это деятельность педагога, направленная на социальную защиту ребенка или подростка и оказание ему помощи в организации себя, своего психического состояния, на установление нормальных отношений в семье, в школе, в обществе; на организацию его обучения, реабилитацию и адаптацию.
В сохранении здоровья младших подростков принимают участие все специалисты образовательного учреждения. Особую роль играет социальный педагог, психолог, медицинский работник.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном пространстве, раскрыть свои творческие способности, а учителю эффективно проводить профилактику асоциального поведения.
Список литературы
Августова Л. И., Психология здоровья [Текст]: учебник / Л. И. Августова, В. А. Ананьев, Н. Е. Водопьянова; под ред. Г. С. Никифорова. – СПб.: СПбГУ, 2000. – 504с.
Ананишев В., Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании [Текст] / В. Ананишев // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. – № 2. – С. 3-9.
Ананьев В. А., Общая валеология [Текст]: конспект лекций / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко; науч. ред. проф. В.П. Петленко. – СПб.: БПА, 2000. – 163с.
Ананьев В. А., Этюды валеологии [Текст] / В. А. Ананьев, Д. Н. Давиденко, В. П. Петленко: под общ. ред. проф. Д. Н. Давиденко. – СПб.: БПА, 2001. – 211с.
Апанасенко Г. Л., Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст] / Г. Л. Апанасенко. – М.; Просвещение, 2007. – 234с.
Бабкина Н. В., О психологической службе в условиях учебно-воспитательного комплекса [Текст] / Н. В. Бабкина // Начальная школа . – 2001 – № 12 – С. 3–6.
Белинская Е. П., Социальная психология личности [Текст]: Учебное пособие для вузов / Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. – М.: Аспект Пресс, 2001. - 301 с.
Брехман И. И., Валеология – наука о здоровье [Текст] / И. И. Брехман. – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 208с.
Вайнер Э. Н., Валеология [Текст]: Учебник для вузов / Э. Н. Вайнер — М.: Флинта: Наука, 2005. – 256с.
Валеология. Учение о здоровье, болезни и выздоровлении [Текст]: учебник в 3-х томах / под ред. Л. З. Тель. – М.: АСТ, 2001. – 421с.
Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2008 г. [Текст] – М.: Инфра-М, 2006. – 83с.
Давиденко Д. Н., Здоровье и образ жизни студентов [Текст]: учебник / Ю. Н. Щедрин, В. А. Щеголев; под общ. ред. проф. Д. Н. Давиденко. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124с.
Давыденко Л. А., Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска [Текст] / Л. А. Давыденко // В материалах Вс. научно - практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи». – Москва. – 2006 – С. 45-46.
Даниленко Г.М., Школа как ядро системы формирования здорового образа жизни учащихся [Текст] / Г. М. Даниленко, И. А. Клыгина // В материалах Вс. научно - практ. Конф. с международным участием «Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи» – Москва. – 2006 – С. 45-46.
Елизаров А. Н., Основы индивидуального и семейного психологического консультирования [Текст]: учебное пособие / А. Н. Елизарова. – М.: Осъ-89, 2003. – 336с.
Журавлева И. В., Здоровье подростков: социологический анализ [Текст] / И. В. Журавлева. – М., Издательство Института социологии РАН, 2002. – 240с.
Зайцев Г. К., Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования [Текст] / Г. К. Зайцев – СПб.: Питер, 2003. – 95с.
Закон об образовании [Текст]: федер. закон. – М.: Инфра-М, 2002. – 54 с.
Карасева Т. В., Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т. В. Карасева // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
Касаткин В. Н., Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью [Текст] / В. Н. Касаткин – М., 2003. – 68с.
Ковалько В. И., Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В. И. Ковалько – М.: «ВАКО», 2004. – 296с.
Колесникова М. Г., Практикум по валеологии [Текст]: учеб. - метод. пос. / М. Г. Колесникова. – СПб.: СПбГУПМ, 2000. – 87с.
Косицкий Г. И., Физиология человека [Текст] / Г. И. Косицкий – М.: Медицина, 2005 – 497с.
Кукушин В. С., Теория и методика обучения [Текст] / В. С. Кукушкин – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474с.
Лисицын Ю. П., Медицина и гуманизм [Текст] / Ю. П. Лисицын – М.: Медицина, 2004. – 345с.
Менчинская Е. А., Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е. А. Менчинская. — М.: Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
Методики оказания социально-психологической помощи семье и детям [Текст] / Е. В. Бурмистрова, В. Ю. Меновщиков, Н. Г. Осухова; под общ. ред. Н. Г. Осуховой. – М.: Просвещение, 2002. – 144с.
Мудрик А. В., Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие / А. В. Мудрик – М.: Академия, 2000. – 200с.
Наш выбор – здоровье [Текст]: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н. Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184с.
Общая педагогика [Текст]: учебник / В. А. Сластенин. – М.: «Владос», 2002. – 376с.
Орехова В. А., Педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / В. А. Орехова – М.: КНОРУС, 2006. – 147с.
Паначев В. Д., Исследование факторов здорового образа жизни студентов [Текст] / В. Д. Панычев // Соц. Ис.– 2004. – № 11. – С. 98.
Петров О. В., Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / О. В. Петров //Воспитание школьников. – 2005. – №2. – С.19-22.
Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm
Слабодчиков В. И., Категория возраста в психологии и педагогике [Текст] / В. И. Слабодчиков // Вопросы психологии. – 2005 – № 2 – С. 3-6.
Смирнов Н. К., Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н. К. Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 62с.
Смирнов Н. К., Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н. К.Смирнов. – М.АРКТИ,2003. – 270с.
Собр. законодательства Рос. Федерации [Текст] – 2006. – № 12. – С. 3770-3799.
Советова Е. В., Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е. В. Советова – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285с.
Соколова О. А., Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.shkolnymir.info/
Соснина А. М., Модель здоровьесбережения школьников и технология её реализации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://festival.1september.ru/
Столяренко А. М., Психология и педагогика [Текст] / А. М. Столяренко – Москва: Наука, 2001. – 435с.
Шарапова О. В., Охраняя материнство и детство [Текст] / О. В. Шарапова // Нац. проекты. – 2007. – № 11. – С. 40-43.
Щелчкова Л. А. Наша программа здоровья [Текст] / Л. А. Щелчкова // Начальная школа – 2000. – №10. – С. 26–30.
Щербакова М. А., Образование и здоровый образ жизни [Текст] / М. А. Щербакова: науч. ред. Н. Б. Стамбулова. – СПб.: Центр карьеры, 2000. – 143с.
2
1.Ананишев В. Проблемы гражданской социализации учащихся в контексте инновационных процессов в образовании [Текст] / В. Ананишев // Лучшие страницы педагогической прессы. – 2003. – № 2. – С. 3-9.
2.Апанасенко Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст] / Г.Л. Апанасенко – М.; Просвещение, 2007. – 234с.
3.Бабанский Ю.К. Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса [Текст] / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 1982. – 480с.
4.Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и каждого [Текст] / В.К. Бальсевич – М.: Физкультура и спорт, 1988. – 208с.
5.Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье [Текст] / И.И. Брехман – М.: Физкультура и спорт, 2000. – 208с.
6.Государственный доклад о состоянии здоровья населения Российской Федерации в 2008 г. [Текст] – М. : Инфра-М, 2006. – 83 с.
7.Давиденко Д.Н. Здоровье и образ жизни студентов [Текст]: учебник / Ю.Н. Щедрин, В.А. Щеголев; под общ. ред. проф. Д.Н. Давиденко. – СПб.: СПбГУИТМО, 2005. – 124с.
8.Европейская политика по достижению здоровья для всех на двадцать первое столетие (проект). Рабочий документ [Текст] – ВОЗ: Женева. – 1997. – 217с.
9.Журавлева И.В. Здоровье подростков: социологический анализ [Текст] / И.В. Журавлева. – М., Издательство Института социологии РАН, 2002. – 240с.
10.Зайцев Г.К. Валеолого-педагогические основы обеспечения здоровья человека в системе образования [Текст] / Г.К. Зайцев – СПб.: Питер, 2003. – 95с.
11.Закон об образовании [Текст] : федер. закон. – М. : Инфра-М, 2002. – 54 с.
12.Зискина М.А. Некоторые вопросы подготовки школьного валеолога. Теория и методология валеологического курса для средней и высшей школы [Текст] / С.А. Каюмова, Р.И. Пастухина; под ред. М.А. Зискина. – Тюмень, 1996. – 217с.
13.Изуткину А.М. Социалистический образ жизни и здоровье [Текст] / А.М. Изуткину – М.: Медицина, 1977. – 127с.
14.Карасева Т.В. Методические подходы к систематизации основных понятий валеологии [Текст] / Т.В. Карасева // Валеология. – 1996. – №2. – С.42-44.
15.Касаткин В.Н. Здоровье: Организационные шаги по созданию школы, содействующей здоровью [Текст] / В.Н. Касаткин – М., 2003. – 68с.
16.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы [Текст] / В.И. Ковалько – М.: «ВАКО», 2004. – 296с.
17.Конвенция ООН о правах ребенка [Текст] / Международное сотрудничество в области прав человека. – М., 1993. – 98с.
18.Косицкий Г.И. Физиология человека [Текст] / Г.И. Косицкий – М.: Медицина, 2005 – 497с.
19.Кукушин В.С. Теория и методика обучения [Текст] / В.С. Кукушкин – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474с.
20.Лисицын Ю.П. Медицина и гуманизм [Текст] / Ю.П. Лисицын – М.: Медицина, 2004. – 345с.
21.Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся [Текст] / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. – 112 с.
22.Мудрик А.В. Социальная педагогика [Текст]: учебное пособие / А.В. Мудрик – М.: Академия, 2000. – 200с.
23.Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Бюллетень Министерства общего и профессионального образования РФ. Высшее и среднее профессиональное образование. – М.,1999. – № 11. – С. 3-10.
24.Наш выбор – здоровье [Текст]: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации / авт.-сост. Н.Н. Шапцева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 184с.
25.Общая педагогика [Текст]: учебник / В.А. Сластенин – М.: «Владос», 2002. – 376с.
26.Орехова В.А.Педагогика в вопросах и ответах [Текст]: учебное пособие / В.А. Орехова – М.: КНОРУС, 2006. – 147с.
27.Паначев В.Д. Исследование факторов здорового образа жизни студентов [Текст] / В.Д. Панычев // Соц.Ис.– 2004. – № 11. – С. 98.
28.Петленко В.П. Здоровая Россия [Текст]: Программа валеологического возрождения: Матер. IV нац. конгр. по проф. медицине и валеологии / В.П. Петленко – СПб.: Зеленый мир, 1997. – С.5-8.
29.Петленко В.П. Этюды валеологии: здоровье как человеческая ценность [Текст] / В.П.Петленко, Д.Н.Давиденко. – СПб., 1998. – 228с.
30.Петров О.В. Здровьесберегающая деятельность в школе [Текст] / О.В. Петров //Воспитание школьников. – 2005. – №2. – С.19-22.
31.Проблемы психологии современного подростка [Текст] / Под ред. Д.И. Фельдштейна. – М., 1982. – 367с.
32.Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.orenipk.ru/kp/distant/ped/ped/zdzb.htm
33.Румянцев Г.И. Общая гигиена [Текст]: Учебник / Г.И. Румянцев – М.: Медицина, 1990. – 101с.
34.Смирнов И.Н. Здоровье человека как философская проблема [Текст] / И.Н. Смирнов // Вопросы философии. – 1985. – №7. – С.89
35.Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе [Текст] / Н.К. Смирнов – М.: АПК и ПРО, 2002. – 62с.
36.Смирнов Н.К. Здровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе [Текст] / Н.К.Смирнов. – М.АРКТИ,2003. – 270с.
37.Собр. законодательства Рос. Федерации [Текст] – 2006. – № 12. – С. 3770-3799.
38.Советова Е.В.Эффективные образовательные технологии [Текст] / Е.В. Советова – Ростов н/Дону: Феникс, 2007. – 285с.
39.Соколова О.А.. Здоровьесберегающие образовательные технологии [Электронный ресурс] / Режим доступа http://www.shkolnymir.info/
40.Сонькин В.Д. Индивидуально-типологические подходы в физическом воспитании школьников и студентов [Текст] / Сонькин В.Д. // Моделирование спортивной деятельности в искусственно созданной среде (стенды, тренажеры, имитаторы): (материалы конф.). – М.: 1999. – С. 191-195.
41.Соснина А.М. Модель здоровьесбережения школьников и технология её реализации [Электронный ресурс] / Режим доступа http://festival.1september.ru/
42.Столяренко А.М. Психология и педагогика [Текст] / А.М. Столяренко – Москва: Наука, 2001. – 435с.
43.Фомин Н.А. Возрастные основы физического воспитания [Текст] / Н.А. Фомин, В.П. Филин. – М.: ФиС, 1999. – 111с.
44.Царегородцев Г.И. Общество и здоровье человека [Текст] / Г.И. Царегородцев – М.: Медицина, 1973. – 247с.
45.Шарапова О.В. Охраняя материнство и детство [Текст] / О.В. Шарапова // Нац. проекты. – 2007. – N 11. – С.40-43.
46.Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе [Текст] / Г.И. Щукина – М., Просвещение. – 220с.
Вопрос-ответ:
Какое значение имеет здоровье у младших подростков?
Здоровье у младших подростков имеет огромное значение, так как оно является основой для их нормального физического и психического развития. Здоровые дети имеют больше возможностей для успешной учебы, социализации и достижения своих целей в жизни.
Какие направления деятельности общеобразовательных учреждений существуют в области здоровьесбережения младших подростков?
В области здоровьесбережения младших подростков существуют различные направления деятельности общеобразовательных учреждений. Это может быть физическая активность и спорт, предоставление здорового питания, проведение медицинских осмотров и консультаций, психологическая поддержка и многое другое.
Какими методами и инструментами социально-педагогическая деятельность в области здоровьесбережения младших подростков может быть организована?
Организация социально-педагогической деятельности в области здоровьесбережения младших подростков может осуществляться с помощью различных методов и инструментов. Это могут быть занятия по физической активности, индивидуальные и групповые консультации социальных педагогов, организация спортивных мероприятий, проведение тренингов и др.
Какие основные задачи ставят перед собой социальные педагоги в работе по здоровьесбережению младших подростков?
Основными задачами социальных педагогов в работе по здоровьесбережению младших подростков являются: пропаганда здорового образа жизни, формирование навыков самоуправления в области здоровья, развитие социально-коммуникативных умений, предоставление информации о здоровье и правильной питании, поддержка в решении проблем, связанных со здоровьем, и др.
Какова значимость здоровьесбережения у младших подростков?
Здоровьесбережение у младших подростков имеет огромную значимость, так как именно в этом возрасте формируются основы здорового образа жизни и происходит активный рост и развитие организма. Кроме того, здоровьесбережение помогает предотвращать возникновение различных заболеваний и проблем со здоровьем, а также обеспечивает детям физическое и психологическое благополучие.
Каковы основные направления здоровьесбережения в образовательных учреждениях?
В образовательных учреждениях основными направлениями здоровьесбережения младших подростков являются: физическое воспитание и физкультурно-оздоровительная деятельность, психологическое сопровождение и поддержка, социальная адаптация, профилактика наркомании, алкоголизма и других вредных привычек, пропаганда здорового образа жизни и укрепление здоровья через организацию здоровьесберегающей среды в школе.
Каким образом социально педагогическая деятельность способствует здоровьесбережению у младших подростков?
Социально педагогическая деятельность в образовательных учреждениях направлена на создание условий для формирования здорового образа жизни у младших подростков. Она включает в себя организацию занятий физической культурой и спортом, проведение профилактических бесед и тренингов, поддержку психологического благополучия, социальную и профилактическую работу, а также создание здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях.
Какие проблемы со здоровьем младших подростков наиболее актуальны?
Среди наиболее актуальных проблем со здоровьем младших подростков можно выделить: нарушения пищевого поведения (переедание, анорексия, булимия), нарушения психического развития (депрессия, тревожность), недостаток физической активности и увлечение компьютерными играми, а также вредные привычки (курение, употребление алкоголя).