Форма правления в современной России

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Правоведение
  • 14 14 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 26.10.2009
748 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ
1. ВЫБОР СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ: ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК
2. ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Он может принять решение об отставке Правительства, с соблюдением определенных условий отменить тот или иной правительственный акт.
Анализ конституционных положений дает основания считать, что авторы Основного закона стремились лишь к формальному обозначению разделения президентской и исполнительной ветвей власти. Надо сказать, что Конституция не препятствует возникновению между Президентом и Правительством и таких фактических взаимоотношений, которые свойственны скорее президентской республике. Потенциальная эволюция российской формы правления в сторону таковой подтверждается практикой функционирования государственного механизма в начале 2000 г., когда функции главы государства безболезненно перешли от ушедшего в отставку Б.Н.Ельцина к Председателю Правительства РФ В.В.Путину, который и продемонстрировал возможность одновременно осуществлять руководство Правительством и исполнять обязанности Президента. В условиях отсутствия баланса в отношениях между Президентом и Правительством сложно говорить о полупрезидентской (смешанной) республике в России. С учетом взаимоотношений президентской ветви власти с другими органами государственной власти можно сделать вывод о том, что Конституция 1993 г. установила гибридную форму правления, соединяющую в себе признаки, свойственные полупрезидентской (смешанной), президентской и суперпрезидентской республикам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор современной российской формы правления, закрепленной в действующей Конституции РФ, во многом был обусловлен той ситуацией, в которой этот выбор осуществлялся. Распад СССР, усиливающийся процесс суверенизации регионов России, сложная экономическая ситуация в стране, ожесточенное противостояние между Президентом РФ и Верховным Советом РСФСР, вылившееся в вооруженное столкновение в октябре 1993 г., – все это повлияло на избрание формы правления, в которой значительный объем полномочий был предоставлен президенту.
Конституция России 1993 г. отражает процесс становления смешанной, президентско-парламентарной республики с доминирующим положением Президента РФ в структуре власти. В форме правления в России есть существенные элементы как парламентарной республики (обязательное согласие нижней палаты парламента – Государственной Думы – на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), так и президентской республики (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение силовых и некоторых других министров Президенту, ответственность премьер-министра и министров перед Президентом РФ, определение Президентом основных направлений внутренней и внешней политики государства и др.). Фактически, судя по реально сложившимся отношениям, в России существует президентская республика. Доминирование главы государства, который не включается в структуру исполнительной власти, но наделяется широким перечнем характерных для нее полномочий, свидетельствует о преемственности неизжитой традиции сильной единоличной власти (в имперский период – монархической, а в советской – неформальной монократической) в истории России.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

II. Литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2006. – 784 с.
2. Гельман В. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство//Политическая социология и современная российская политика/Под ред.Г.В.Голосова и М.Ю.Мелешкиной. – СПб.: Борей, 2000. – С.195 – 225.
3. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. – М.: Б.и., 1997. – 255 с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 608 с.
5. Комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв.ред.Л.А.Окуньков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1996. – 635 с.
6. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред.Б.Н.Топорнина. – М.: Юрист, 1997. – 718 с.
7. Конституция РФ: Проблемный комментарий/Отв.ред.В.А.Четвернин. – М.: Центр конституционного исследования, 1997. – 702 с.
8. Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации//Россия политическая/Под общ.ред.Л.Шевцовой. – М.: Московский центр Карнеги, 1998. – С.15 – 70.
9. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 234 с.
10. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2009. – 496 с.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Зерцало, 1998. – 441 с.
12. Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов//Государство и право. - 2008. - № 6. - С.110 – 115.
13. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид.литература, 1995. – 176 с.


Цит.по: Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформации//Россия политическая/Под общ.ред.Л.Шевцовой. М., 1998. С.20.
1 См.: Гельман В. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство//Политическая социология и современная российская политика/Под ред.Г.В.Голосова и М.Ю.Мелешкиной. СПб., 2000. С.203.
2 Там же. С.204.
1 Кувалдин В. Указ.соч. С.25.
2 Подробнее см.: Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противовесов//Государство и право. 2008. № 6. С.110 – 115.
1 См.: Чиркин В.Е. Конституционное право России. М., 2009. С.128.
1 Руководствуясь формальной логикой, можно сделать вывод о том, что находящиеся вне рамок этого перечня органы (например, прокуратура) не осуществляют государственную власть в России.
2 См.: Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред.Б.Н.Топорнина. М., 1997. С.135.
3 См.например: Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996. С.5.
4 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2006. С.131 – 132; Комментарий к Конституции Российской Федерации/Отв.ред.Л.А.Окуньков. М., 1996. С.354 – 355.
5 См.например: Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современной России. М., 1997. С.82.
1 См.например: Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. М., 1998. С.374; Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. М., 2006. С.342.
2 См.например: Конституция Российской Федерации: Проблемный комментарий/Отв.ред.В.А.Четвернин. М., 1997. С.88.
3 См.: Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. М., 1995. С.168.
4 В силу ограниченности объема работы мы рассмотрим только вопросы взаимоотношения Президента РФ и Правительства РФ.












7

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

I. Нормативные акты

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

II. Литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. – 5-е изд., изм. и доп. – М.: НОРМА, 2006. – 784 с.
2. Гельман В. Сильная исполнительная власть: президент и его правительство//Политическая социология и современная российская поли-тика/Под ред.Г.В.Голосова и М.Ю.Мелешкиной. – СПб.: Борей, 2000. – С.195 – 225.
3. Елисеев Б.П. Система органов государственной власти в современ-ной России. – М.: Б.и., 1997. – 255 с.
4. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учеб-ник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 608 с.
5. Комментарий к Конституции Российской Федера-ции/Отв.ред.Л.А.Окуньков. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1996. – 635 с.
6. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под ред.Б.Н.Топорнина. – М.: Юрист, 1997. – 718 с.
7. Конституция РФ: Проблемный коммента-рий/Отв.ред.В.А.Четвернин. – М.: Центр конституционного исследования, 1997. – 702 с.
8. Кувалдин В. Президентство в контексте российской трансформа-ции//Россия политическая/Под общ.ред.Л.Шевцовой. – М.: Московский центр Карнеги, 1998. – С.15 – 70.
9. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации: Конституция и политическая практика. – М.: ИНФРА-М, 1996. – 234 с.
10. Чиркин В.Е. Конституционное право России: Учебник для вузов. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: НОРМА, 2009. – 496 с.
11. Чиркин В.Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт. – М.: Зерцало, 1998. – 441 с.
12. Шаблинский И. К истории рождения современной российской формы правления: взгляд с точки зрения теории сдержек и противове-сов//Государство и право. - 2008. - № 6. - С.110 – 115.
13. Энтин Л.М. Разделение властей: опыт современных государств. – М.: Юрид.литература, 1995. – 176 с.

Вопрос-ответ:

Какая форма правления существует в современной России?

В современной России существует президентская республикальная форма правления.

Что особенного в форме правления в современной России?

В современной России особенностью формы правления является сильная роль президента, который наделен широкими полномочиями, включая право отменить правительственный акт или распустить Правительство.

Может ли президент принять решение об отставке Правительства?

Да, президент может принять решение об отставке Правительства, однако такое решение может быть принято только при соблюдении определенных условий.

Каким образом президент может отменить правительственный акт?

Президент может отменить правительственный акт, если сочтет это необходимым и важным для общества. Однако такое решение должно быть основано на конституционных положениях и соблюдении процедур.

Какие основания побуждают считать, что конституционные положения стремились только к формальному обозначению разделения властей?

Анализ конституционных положений дает основания считать, что авторы Основного закона стремились лишь к формальному обозначению разделения президентской и исполнительной ветвей власти в современной России.

Какая форма правления в современной России?

В современной России преобладает президентская форма правления.

Какие особенности формы правления в современной России?

Одной из особенностей формы правления в современной России является то, что президент имеет значительные полномочия, такие как возможность отменить правительственный акт и принять решение об отставке Правительства при соблюдении определенных условий.

Какие особенности президентской формы правления в России?

Анализ конституционных положений дает основания считать, что авторы Основного закона стремились лишь к формальному обозначению разделения президентской и исполнительной ветвей власти.

Какие полномочия имеет президент в президентской форме правления в России?

Президент в президентской форме правления в России имеет полномочия отменить тот или иной правительственный акт и принять решение об отставке Правительства при соблюдении определенных условий.

Что предусматривает Конституция России относительно формы правления в стране?

Конституция России предусматривает президентскую форму правления, в которой президент имеет значительные полномочия.

Какая форма правления существует в современной России?

В современной России существует президентская республика.

Какими особенностями отличается форма правления в современной России?

В форме правления в современной России президент имеет большие полномочия и является главой исполнительной ветви власти. Он может принять решение об отставке Правительства с соблюдением определенных условий и отменить тот или иной правительственный акт.