малый бизнес в рыночной экономике, его роль и перспективы.
Заказать уникальную курсовую работу- 42 42 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 20.01.2010
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение
1. Малый бизнес в рыночной экономике
1.1. Основные черты малого бизнеса
1.2. Роль малого бизнеса в рыночной экономике
1.3. Государственное и правовое регулирование малого бизнеса
2. Малое предпринимательство в России
2.1. Этапы становления малого предпринимательства
2.2. Проблемы начала и развития бизнеса на территориях малых и крупных городов
2.3. Направления и формы государственной поддержки малого предпринимательства
Заключение
Список литературы
Приложения
В качестве дополнительных рекомендаций для федерального уровня власти по поддержке и развитию малого бизнеса можно отметить следующее:
Предусмотреть решение коренных системных проблем: проверки, доступ к финансам, упрощение регистрации, доступ к энергоресурсам и инженерным сетям, информационная поддержка, интернет.
Предусмотреть более масштабное исследование предпринимательского потенциала малых городов (совместно с областными администрациями) в целях определения перспективных направлений развития малого бизнеса для каждого малого города России или для типов малых городов (туризм, экотуризм, агрофирмы, производство и пр.).
Изучить и адаптировать на территории России опыт поддержки малого бизнеса зарубежных стран. Например, интересен опыт Китая, где было создано большое количество свободных экономических зон, что привлекло иностранные инвестиции и научно-технические ресурсы, были созданы фонды развития малого бизнеса, предоставляющие льготные кредиты и гарантии потенциально успешным предприятиям.
Организовывать для местной и областной власти выездные круглые столы, семинары, конференции по передаче опыта развития малого и среднего бизнеса в малых городах других регионов или стран.
Доводить информацию о реализуемых областных программах поддержки до муниципалитетов и предпринимателей.
На данный момент предприниматели малых городов в качестве поддержки видят только льготное финансирование. Необходимо посредством СМИ популяризировать и другие виды поддержки: обучение, консультирование, обмен положительным опытом и т.д.
Постоянно информировать регионы о возможности участия в совместных и международных программах по развитию предпринимательства.
В части налогового законодательства:
Внести изменения в статью 346.13 п. 4 главы 26.2 Налогового кодекса РФ, увеличив предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения до 60 млн.руб. Существующее в настоящее время ограничение препятствует развитию малого и среднего бизнеса, так как большинство предпринимателей после года применения упрощенной системы налогообложения вынуждены возвращаться на традиционную систему налогообложения, поскольку их годовой доход превышает установленное ограничение.
Устранить проблему уплаты НДС, возникающую при покупке продукции у налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения. С такими налогоплательщиками невыгодно иметь дело потенциальным партнерам, так как использование результатов их труда приводит к увеличению конечной цены товара.
Оптимизировать работу налоговых органов по информированию налогоплательщиков об изменениях, происходящих в налоговом законодательстве, активной разъяснительной и консультационной деятельности специализированных подразделений федеральной налоговой службы.
Не применять к предприятиям, допустившим незначительные нарушения в первый раз, штрафных санкций, а ограничиваться вынесением предупреждения и проведением разъяснительной работы.
Рассмотреть возможность увеличения налоговых льгот для предприятий и ИП, оплачивающих обучение персонала.
Рассмотреть возможность налоговых льгот для малых предприятий, начинающих деятельность в сферах с продолжительными сроками окупаемости: производство, сельское хозяйство, туризм и т.д.
В части административных барьеров:
Популяризировать применение Книги инспекторских проверок, что позволит снизить число проверок в сфере малого предпринимательства.
Рассмотреть возможность менее частой замены ККМ, а также оперативного доведения информации до предпринимателей о исключении из Реестра определенных ККМ.
Разрешить предпринимателям, применяющим ЕНВД не использовать ККМ.
Упростить законодательные акты, регулирующие деятельность малых предприятий – исключить все разночтения и формулировки, допускающие двойное толкование и содействовать притоку инвестиций в регионы и малые города.
Ужесточить антикоррупционное законодательство и обязать представителей исполнительной власти отвечать собственным имуществом, в случае нарушения законодательства.
Проанализировать и, по возможности, адаптировать опыт сокращения административных барьеров в станах СНГ и Восточной Европы.
Упростить процедуру подключения к коммуникациям и максимально упростить систему тарификации за предоставляемые газовые и энергоресурсы.
Упростить процедуры получения в собственность или аренду земельных участков и нежилых помещений.
Рассмотреть возможность увеличения сроков аренды муниципальных и областных помещений и земельных участков для предпринимателей.
Рассмотреть возможность создания единого банка данных документов предпринимателей (справок, разрешений, сертификатов и т.д.), который могут использовать различные контрольно-надзорные органы и организации, выдающие разрешения.
Рассмотреть возможность создания единой формы заявлений и справок для различных органов власти, требующих предоставление информации по одним и тем же показателям.
Популяризировать телефоны доверия и горячи линии различных контрольно-надзорных органов.
В части доступа к финансовым ресурсам:
Развивать микрофинансирование и лизинг. Использовать положительный опыт.
Субсидировать кредиты предпринимателям, ведущим деятельность в секторах с долгим сроком окупаемости.
Развивать систему венчурного финансирования.
Заключение
Значение развития малого предпринимательства для России очевидно. Во-первых, этот бизнес играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Его развитие является важнейшим фактором диверсификации экономики, так как малые и средние предприятия действуют в основном в несырьевых отраслях, зачастую разрабатывая или используя технологии инновационного характера.
Во-вторых, наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в условиях структурной перестройки экономики и сопровождающего этот процесс роста структурной безработицы.
В-третьих, в результате повышения предпринимательской активности населения создается основа для формирования массового среднего класса.
Малое и среднее предпринимательство является очень перспективным сектором в экономике России. Без него невозможно реализовать стратегию экономического роста.
Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого бизнеса, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации. Сложившаяся экономическая ситуация негативно воздействует на малый бизнес по всем направлениям.
Только изучение проблем, с которыми сталкиваются отечественные предприниматели, свидетельствует, что пока не сформированы условия, необходимые для развития предпринимательства вообще, а малого в особенности. Как одна из основных задач была рассмотрена система государственной поддержки малого бизнеса государством, описаны основные моменты в законодательстве РФ, регулирующие эту деятельность.
В работе получены следующие результаты и ответы на вопросы:
1. Для экономики в целом деятельность малых компаний оказывается важным фактором повышения ее гибкости.
2. Для развития предпринимательства, необходимого для роста национальной экономики в целом, нужны государственное регулирование и поддержка, которые осуществляются посредством различных соответствующих механизмов и методов реализации.
3. Значение развития малого предпринимательства для России очевидно. Этот бизнес играет важнейшую роль в обеспечении стабильности экономического развития, повышении гибкости национальной экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Наличие в экономике хорошо развитого сектора малого и среднего бизнеса влечет рост занятости населения, что особенно актуально в современных условиях.
4. Причинами, тормозящими развитие малого предпринимательства в России являются сложная финансовая и экономическая обстановка в стране, слабость действия механизма государственной поддержки, неотработанность организационных и правовых норм.
Подводя итог, можно сделать вывод, что малое предпринимательство в России развивается, но не столь быстрыми темпами как того бы хотелось и которые необходимы в современных условиях.
Цель настоящей работы достигнута, можно считать что раскрыты экономические условия формирования системы малого бизнеса, как важнейшего фактора становления конкурентной среды, определена роль малого бизнеса в развитии рыночных отношений, выявлены основные факторы, препятствующие более динамичному развитию малого бизнеса в РФ, рассмотрены основные пути решения и первоочередные направления для улучшения ситуации малого предпринимательства в России.
Список литературы
Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года от 10.01.2006 № 18-ФЗ
Федеральный Закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в ред. от 02.08.2009)
Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка /2002-2008/. Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию // http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4827
Гнилитская Е.В. О, дайте стимулу свободу: Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – № 4. – С. 26-32.
Давыдянц Д. Е., Белолапенко Ю. В. Инновационный механизм государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на основе кредитов банков: теория, практика, эффективность. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009.
Ермолина И.В. Роль современной банковской системы в финансировании малых промышленных и инновационных предприятий// Предпринимательство. – 2007. - №3.
Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству // Законодательство и экономика. – 2006. – № 11.
Кравченко К.А. Больше – не значит лучше: Условия проектирования современной системы управления крупными компаниями // Российское предпринимательство. – 2006. – № 7. – С. 19-23
Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
Ларичева, З. М.,Стрелкова, Л. В. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 5. – С. 38-43
Лысенкова Е.Н. Анализ современного состояния сектора малого предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – № 9. ноябрь. – 2006.
Морозко Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России // Финансы и кредит. – 2008. – № 28. – С. 55-63.
Организация поддержки малого бизнеса / Под редакцией Каганова В.Ш. – М.: Академия менеджмента и рынка: Перспектива, 2006. – 365 с.
Основные проблемы малого бизнеса. // Труд. – 2007. – 19 февраля.
Приоритетные национальные проекты // http://www.rost.ru/themes/2008/03/271554_13445.shtml
Радаев В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле // Вопросы экономики. – 2007. – № 10. – С. 40-62.
Разгильдеев А.В., Селезнев, П. С. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 5. – С. 127-137.
Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/
Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. – М.: Интер, 2001. – 302 с.
Экономика предприятия: учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.
Приложения
Приложение А. Таблицы
Таблица 1 – Число малых предприятий по видам экономической деятельности (на конец года)
2007 2008 Тыс. В процентах к итогу Тыс. В процентах к итогу Всего 979,3 100 1032,8 100 из них по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 26,8 2,7 28,9 2,8 рыболовство, рыбоводство 2,2 0,2 2,4 0,2 добыча полезных ископаемых 3,6 0,4 4,1 0,4 обрабатывающие производства 120,0 12,3 123,4 12,0 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 2,9 0,3 4,1 0,4 строительство 109,3 11,2 117,1 11,3 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 448,8 45,8 464,6 45,0 гостиницы и рестораны 19,9 2,0 20,8 2,0 транспорт и связь 44,3 4,5 50,3 4,9 из них связь 6,3 0,6 7,1 0,7 финансовая деятельность 12,5 1,3 14,7 1,4 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 151,9 15,5 163,3 15,8 образование 2,7 0,3 2,7 0,3 здравоохранение и предоставление социальных услуг 10,5 1,1 10,8 1,0 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 23,6 2,4 25,3 2,4
Таблица 2 – Оборот малых предприятий по субъектам РФ
2007 2008 2007 2008 Млн. руб. В % к итогу Млн. руб. В % к итогу Млн. руб. В % к итогу Млн. руб. В % к итогу Российская Федерация 9612570,0 100 12099232,3 100 Республика Татарстан 146330,4 1,5 184965,0 1,5 Центральный Удмуртская Республика 30771,1 0,3 45537,4 0,4 федеральный округ 4615547,9 48,0 5470485,8 45,2 Чувашская Республика 33503,8 0,3 38488,5 0,3 Белгородская область 43852,6 0,5 56422,2 0,5 Пермский край 125784,8 1,3 188169,6 1,6 Брянская область 31366,5 0,3 37125,0 0,3 Кировская область 41329,6 0,4 53603,6 0,4 Владимирская область 34997,0 0,4 43433,8 0,4 Нижегородская область 371360,2 3,9 361030,5 3,0 Воронежская область 80023,8 0,8 85611,5 0,7 Оренбургская область 40926,1 0,4 48668,2 0,4 Ивановская область 25447,7 0,3 29987,6 0,2 Пензенская область 43147,9 0,4 52307,5 0,4 Калужская область 67213,0 0,7 73146,0 0,6 Самарская область 369998,8 3,8 436129,0 3,6 Костромская область 13598,6 0,1 20409,3 0,2 Саратовская область 70299,5 0,7 86853,6 0,7 Курская область 27925,2 0,3 36781,0 0,3 Ульяновская область 38179,4 0,4 49448,0 0,4 Липецкая область 52756,9 0,5 61774,0 0,5 Уральский федеральный округ 720208,8 7,5 976718,8 8,1 Московская область 618357,8 6,4 692272,0 5,7 Курганская область 9856,9 0,1 17493,6 0,1 Орловская область 18532,5 0,2 25977,0 0,2 Свердловская область 402007,0 4,2 585884,3 4,8 Рязанская область 55519,5 0,6 73826,3 0,6 Тюменская область 108180,5 1,1 132409,3 1,1 Смоленская область 24172,6 0,3 26569,8 0,2 в том числе: Тамбовская область 19656,1 0,2 22773,3 0,2 Ханты-Мансийский Тверская область 31484,4 0,3 35535,5 0,3 автономный округ - Югра 42534,9 0,4 56631,6 0,5 Тульская область 35572,6 0,4 48971,9 0,4 Ямало-Ненецкий автономный Ярославская область 52607,7 0,5 100466,4 0,8 округ 14928,4 0,2 17065,1 0,1 г. Москва 3382463,3 35,2 3999403,0 33,1 Челябинская область 200164,4 2,1 240931,6 2,0 Северо-Западный Сибирский федеральный округ 775428,8 8,1 1164959,5 9,6 федеральный округ 885765,5 9,2 1256373,0 10,4 Республика Алтай 3888,2 0,0 4622,4 0,0 Республика Карелия 40873,3 0,4 50047,6 0,4 Республика Бурятия 16246,5 0,2 24484,0 0,2 Республика Коми 43690,9 0,5 63013,9 0,5 Республика Тыва 1914,0 0,0 2578,1 0,0 Архангельская область 24249,7 0,3 48874,0 0,4 Республика Хакасия 10989,8 0,1 16292,4 0,1 в том числе Ненецкий 611,0 0,0 1403,9 0,0 Алтайский край 85571,0 0,9 165981,3 1,4 автономный округ Красноярский край 89384,5 0,9 139812,3 1,2 Вологодская область 55542,0 0,6 69813,4 0,6 в том числе: Калининградская область 149497,9 1,6 216946,8 1,8 Таймырский (Долгано-Ненецкий) Ленинградская область 62921,8 0,7 86043,5 0,7 автономный округ 610,2 0,0 1296,4 0,0 Мурманская область 49287,0 0,5 60835,6 0,5 Эвенкийский автономный округ 167,0 0,0 141,0 0,0 Новгородская область 19118,8 0,2 25211,2 0,2 Иркутская область 87183,5 0,9 177226,0 1,5 Псковская область 24937,1 0,3 26944,3 0,2 в том числе Усть-Ордынский г. Санкт-Петербург 415647,1 4,3 608642,7 5,0 Бурятский автономный округ 266,8 0,0 429,1 0,0 Южный федеральный округ 784957,7 8,2 1034080,8 8,5 Кемеровская область 136746,2 1,4 184640,0 1,5 Республика Адыгея 5634,5 0,1 7940,1 0,1 Новосибирская область 163288,7 1,7 213644,0 1,8 Республика Дагестан 40493,4 0,4 39301,8 0,3 Омская область 113235,7 1,2 126034,7 1,0 Республика Ингушетия 1015,1 0,0 1086,8 0,0 Томская область 56449,5 0,6 91089,3 0,8 Кабардино-Балкарская Республика 5210,8 0,1 5275,7 0,0 Читинская область 10531,3 0,1 18555,2 0,2 Республика Калмыкия 869,6 0,0 1335,0 0,0 в том числе Агинский Бурятский Карачаево-Черкесская Республика 5083,5 0,1 6292,3 0,1 автономный округ 474,5 0,0 1471,0 0,0 Республика Северная Осетия - Дальневосточный Алания 7424,4 0,1 15032,2 0,1 федеральный округ 308560,1 3,2 347247,3 2,9 Чеченская Республика 847,1 0,0 2283,7 0,0 Республика Саха (Якутия) 25175,1 0,3 25368,0 0,2 Краснодарский край 241290,2 2,5 360048,6 3,0 Приморский край 120831,7 1,3 126995,3 1,0 Ставропольский край 77303,4 0,8 97326,9 0,8 Хабаровский край 81886,7 0,9 79388,5 0,7 Астраханская область 24263,0 0,3 33524,7 0,3 Амурская область 17522,4 0,2 24196,4 0,2 Волгоградская область 106341,7 1,1 124656,9 1,0 Камчатская область 14246,1 0,1 17457,1 0,1 Ростовская область 269181,0 2,8 339976,3 2,8 в том числе Корякский Приволжский автономный округ 1009,8 0,0 1429,9 0,0 федеральный округ 1522101,3 15,8 1849367,0 15,3 Магаданская область 16734,2 0,2 21445,0 0,2 Республика Башкортостан 184189,8 1,9 263047,3 2,2 Сахалинская область 25775,7 0,3 41261,3 0,3 Республика Марий Эл 16566,6 0,2 25984,1 0,2 Еврейская автономная область 3637,7 0,0 5009,0 0,0 Республика Мордовия 9713,2 0,1 15134,7 0,1 Чукотский автономный округ 2750,4 0,0 6126,6 0,1
Приложение Б. Диаграммы и рисунки
Диаграмма 1 – Динамика числа МП по видам экономической деятельности, тыс. ед., %
Диаграмма.2 – Плотность сектора малого и среднего бизнеса, 2007 г., ед.
38
2008
2007
1.Гражданский Кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой 21 октября 1994 года от 10.01.2006 № 18-ФЗ
2.Федеральный Закон РФ от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» (в ред. от 02.08.2009)
3.Анализ роли и места малых и средних предприятий России. Статистическая справка /2002-2008/. Ресурсный центр малого предпринимательства по заказу Агентства США по Международному Развитию // http://www.rcsme.ru/libArt.asp?id=4827
4.Гнилитская Е.В. О, дайте стимулу свободу: Институционально-психологические основания успешного развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2006. – № 4. – С. 26-32.
5.Давыдянц Д. Е., Белолапенко Ю. В. Инновационный механизм государственной поддержки организаций и предпринимательства, реализующих инвестиционные проекты на основе кредитов банков: теория, практика, эффективность. – Ставрополь: Сервисшкола, 2009.
6.Ермолина И.В. Роль современной банковской системы в финансировании малых промышленных и инновационных предприятий// Предпринимательство. – 2007. - №3.
7.Коноплев С.А. Нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства по современному российскому законодательству // Законодательство и экономика. – 2006. – № 11.
8.Кравченко К.А. Больше – не значит лучше: Условия проектирования современной системы управления крупными компаниями // Российское предпринимательство. – 2006. – № 7. – С. 19-23
9.Лапуста М.Г. Предпринимательство: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 608 с.
10.Ларичева, З. М.,Стрелкова, Л. В. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития // Менеджмент в России и за рубежом. – 2008. – № 5. – С. 38-43
11.Лысенкова Е.Н. Анализ современного состояния сектора малого предпринимательства в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. – № 9. ноябрь. – 2006.
12.Морозко Н.И. Финансовый анализ развития малого бизнеса в России // Финансы и кредит. – 2008. – № 28. – С. 55-63.
13.Организация поддержки малого бизнеса / Под редакцией Каганова В.Ш. – М.: Академия менеджмента и рынка: Перспектива, 2006. – 365 с.
14.Основные проблемы малого бизнеса. // Труд. – 2007. – 19 февраля.
15.Приоритетные национальные проекты // http://www.rost.ru/themes/2008/03/271554_13445.shtml
16.Радаев В. Эволюция организационных форм в российской розничной торговле // Вопросы экономики. – 2007. – № 10. – С. 40-62.
17.Разгильдеев А.В., Селезнев, П. С. Новые подходы к финансированию инновационной деятельности в России // Финансовый менеджмент. – 2009. – № 5. – С. 127-137.
18.Федеральная служба государственной статистики // http://www.gks.ru/
19.Хоскинг А. Среда предпринимательства. Курс предпринимательства. – М.: Интер, 2001. – 302 с.
20.Экономика предприятия: учебник для вузов / Под ред. Горфинкеля В.Я. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 767 с.