Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
Заказать уникальную курсовую работу- 64 64 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 15.09.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Современное состояние проблемы изучения по предупреждению нарушения письменной речи у детей дошкольников
1.1. Предпосылки и структурные компоненты функциональной системы письма
1.1.1. Определение понятия письма
1.1.2. Психофизиологическая характеристика письма
1.2. Краткий исторический обзор учений о нарушении письменной речи и чтения
1.3. Характеристика дисграфии
1.3.1. Терминология, определение, распространенность нарушения процесса письма у детей
1.3.2. Этиология дисграфии
1.3.3. Симптоматика дисграфии
1.3.4. Механизмы дисграфии
1.3.5. Классификация дисграфии
1.4. Нарушение письма у детей с общим недоразвитием речи
1.4.1. Характеристика детей с общим недоразвитием речи
1.4.2. Особенности нарушения письма у детей с общим недоразвитием речи
1.5. Необходимость профилактики по преодолению дисграфии у дошкольников общим недоразвитием речи
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. Характеристика детей.
Глава 3. Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР
3.1.Научно-теоретическое обоснование методики констатирующего эксперимента
3.2.Методика констатирующего эксперимента
3.3.Анализ результатов констатирующего эксперимента
Заключение
Список литературы
Процедура: Логопед произносит слоги с обследуемым звуком, а ребенок должен их повторить.
Инструкция: «Слушай внимательно, сейчас я буду называть слоги, повторяй их за мной».
Речевой материал:
для звука [с]: СО, ОС, СБА, БСА, ОБС, ОСБ, СОС, АСА;
для звука [з]: ЗО, ОЗ, ЗБА, БЗА, АБЗ, ОЗБ, ЗАЗ, АЗА;
для звука [ц]: ЦА, ОЦ, ЦТЕ, ВЦЕ, УБЦ, АЦЫ, ЦУЦ, АЦА;
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Аналогично обследуются и другие звуки.
В) Обследование возможности произнесения звука в словах (на примере свистящих).
Процедура: Логопед произносит слова с обследуемым звуком, а ребенок должен их повторить.
Инструкция: «Слушай внимательно, сейчас я буду называть слова, повторяй их за мной».
Речевой материал: для звука [с]: ананас, сумка, оса, стул; для звука [с’]: сито, месяц, носик, сено;
для звука [з]: зонтик, змея, козочка, мороз;
для звука [з’]: вези, Зина, паровозик, зяблик;
для звука [ц]: цыпленок, курица, цветы, заяц.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Г) Обследование возможности произнесения звука в предложении.
Процедура: Логопед произносит предложение, ребенок должен его повторить.
Инструкция: «Слушай внимательно, сейчас я буду говорить предложение, повторяй их за мной».
Речевой материал: «Синичка сидит на осине»; «На заборе большой замок»; «Зина ест зеленое яблоко»; «Саня и Соня несут санки»; «Во дворе курица с цыплятами».
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Д) Исследование сформированности звуко-слоговой структуры слова.
Процедура: Логопед произносит ребенку слова, а испытуемый должен повторять за ним.
Инструкция: «Слушай, пожалуйста, внимательно и повторяй за м ой: сквозняк, велосипед, простокваша, температура, собака, сковорода, до тор, скворечник.
Речевой материал: слова логопеда: сквозняк, велосипед, простокваша, температура, собака, сковорода, доктор, скворечник.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
2) Активный словарь.
А) Конкретные существительные.
Процедура: Логопед выдает ребенку картинки на тему «Животные» и предлагает назвать их. Инструкция: «Посмотри на эти картинки, и назови мне, пожалуйста, животных, которые изображены на них».
Речевой материал: картинки с изображением: кошки, собаки, жирафа, слона, обезьяны, льва, зебры, лошади.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Б) Обобщающие понятия.
Процедура: Логопед показывает ребенку ряд картинок и просит назвать их одним словом.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки, каким, одним словом их можно назвать!»
Речевой материал: картинки с изображением: частей тела - голова, ноги, рука, нос, рот, глаза; животных — собака, кошка, лев, сова, попугай, мышь; предметов мебели — стол, диван, стул, шкаф, кровать, тумба.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
В) Исследование существительных, обозначающих название профессий.
Процедура: логопед показывает ребенку картинки и просит назвать люди каких профессий на них изображены.
Инструкция: «Посмотри на картинки. Люди каких профессий на них изображены».
Речевой материал: картинки с изображением: врача, строителя, музыканта, продавца, кондитера, актера.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Г) Исследование глагольного словаря.
Процедура: логопед показывает ребенку сюжетные картинки и задает вопросы, испытуемый должен дать ответ.
Инструкция: «Посмотри на картинки и ответь на вопросы: что делает мальчик, врач, повар, продавец, самолет, поезд, человек, комар?»
Речевой материал: картинки с изображением - мальчика, врача, повара, продавца, самолета, поезда, человека, комара.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Д) Название цветов.
Процедура: Логопед показывает ребенку цветные карточки и просит его назвать цвета.
Инструкция: «Назови, пожалуйста цвета, которые я показываю!»
Речевой материал: цветные карточки — белого, черного, красного, синего, зленного, коричневого цветов.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Е) Название формы предметов.
Процедура: Логопед показывает ребенку картинки с изображением геометрических фигур, а испытуемый должен назвать его форму.
Инструкция: «Посмотри на эти фигуры и назови мне их форму».
Речевой материал: картинки с изображением — круга, квадрата, треугольника, прямоугольника.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Ж) Подбор антонимов.
Процедура: Логопед называет слова, а ребенок должен подобрать к нему антоним (с 6 лет).
Инструкция: «Я буду называть тебе слова, а ты подбери к ним антонимы».
Речевой материал: слова — добро - ...; высокий - ...; большой - .; широкий - .. ..; поднимать - . ...; чистый - .. ..; красивый - .. ..; друг -
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
3) Исследование грамматического строя речи.
Словоизменение
А) Исследование употребление существительных в именительном падеж единственного и множественного числа.
Процедура: Логопед называет слово в единственном числе, а ребенок должен назвать во множественном.
Инструкция: «Я буду называть тебе слово в единственном силе, а ты назови мне его во множественном!».
Речевой материал: слова: пень - ...; рот - ...; лев - ...; ковер - кукла - ....; рукав - ....; стол - ...; дерево - ...; карандаш - ; лист -
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Б) Исследование употребления существительных в форме множественного числа родительного падежа.
Процедура: Логопед произносит слова, а ребенок должен его воспроизвести во множественном числе.
Инструкция: «Измени слова. Скажи, чего много: шар - ...; стол - ...;стул- ...;книга-...;»
Речевой материал: слова - шар - шаров; стол - столов; стул - стульев; книга — книг.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
В) Исследование употребление предложно- падежных конструкций.
Процедура: Логопед производит действия с предметами и предлагает ребенку ответить на вопросы.
Инструкция: «Посмотри, что я буду сейчас делать, и ответь на вопросы:
Откуда я взяла книгу? (со стола)
Откуда я достала записку? (из-под стола)
Откуда я достала игрушку? (из под стола)
Откуда слетела снежинка? (с крыши)».
Речевой материал: слова логопеда, книга, записка, игрушка, бумажная снежинка, стол.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Г) Исследование употребления прилагательных и существительных в единственном и множественном числе женского, мужского и среднего рода.
Процедура: Логопед показывает ребенку игрушки и предлагает испытуемому определить цвет предмета.
Инструкция: «Скажи, что за предмет я держу в руках и какого он цвета?».
Речевой материал: синее ведро, желтые цветы, белое полотенце, красные помидоры.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Д) Исследование употребления существительных с числительным.
Процедура: Логопед предлагает ребенку картинки и просит назвать предмет, который на ней изображен с числительным два и пять.
Инструкция: «Посмотри на эти картинки, назови эти предметы с числительными два и пять»
Речевой материал: картинки с изображением — ключа, гриба, вороны, дома, жука, шара, карандаша, льва, озера, двери.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Словообразование
А) Употребление существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Процедура: Логопед показывает ребенку предмет и называет его, а испытуемый должен назвать его в уменьшительно-ласкательной форме.
Инструкция: «Я скажу тебе про большой предмет, а ты про маленький, ласково!»
Речевой материал: слова — гриб, воробей, лист, одеяло, лиса, карандаш.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Б) Образование названий детенышей животных.
Процедура: Логопед предлагает ребенку назвать детенышей животных.
Инструкция: «Скажи, как называют детенышей: коровы, лошади, собаки, овцы, свиньи, кошки?»
Речевой материал: Слова — корова, лошадь, собака, овца, свинья, кошка.
Оценка результата:
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Образование прилагательных от существительных
А) Образование относительных прилагательных от существительных.
Процедура: Логопед называет слова — предметы, а ребенок образует слова признаки.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова-предметы, а ты образуй от них слова признаки!»
Речевой материал: слова - предметы — дерево, стекло, мех, металл, черника, томат.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Б) Образование притяжательных прилагательных от существительных.
Процедура: Логопед называет слова - предметы, а ребенок образует слова признаки.
Инструкция: «Я буду называть тебе слова-предметы, а ты образуй от них слова признаки, например: сумка мамы (чья?) мамина сумка!».
Речевой материал: газета папы, хвост зайца, шерсть водка, нора лисы, кофта бабушки, лапа медведя.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
В) Образование приставочных глаголов.
Процедура: Логопед дает ребенку сюжетные картинки, и просит определить, что делает изображенный на картинке мальчик (выходит- входит-заходит; выезжает — заезжает — объезжает; бежит — убегает - перебегает).
Инструкция: «Посмотри на эти картинки и скажи, что делает мальчик, изображенный на это картинке».
Речевой материл: сюжетные картинки.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
5. Исследование состояния фонематических функций.
1) Проверка состояния фонематического восприятия.
Процедура: Логопед говорит слоговые ряды, а ребенок их повторяет.
Инструкция: «Послушай и повторяй за мной цепочки слогов: ма-на-ма на-ма-на
за-са-за са-за-са
ца-са-ца тя-ча-тя
ча-тя-ча ря-ра-ря
ла-ра-ла ля-ла-ля
Речевой материал: цепочки слогов.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
2) Исследование состояния фонематического анализа и синтеза.
Процедура: Логопед предлагает определить звук в словах по последовательности, количеству, по порядку, определить общий звук.
Инструкция: «Послушай мои слона и выполни задания:
- определи первый согласный звук в словах: мак, дым, трава, кошка;
- определи последний звук в словах: мак, дым, трава, кошка;
- назови последовательность звуков в словах: мак, суп, лук, каша;
- определи количество звуков в словах: дом, рак, луна, банан;
- определи общий звук в словах — коСа, Сом, миСка, моСт.
Речевой материал: слова — мак, дым, трава, кошка, коса, сом, миска, мост, суп, лук, каша, дом, рак, луна, банан.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
3) Исследование состояния фонематического восприятия.
Процедура; Логопед предлагает ребенку подобрать слова на заданны звук.
Инструкция; «Подбери слова на звуки [с]; [м]; [н]; [к].
Речевой материал: звуки [с]; [м]; [н]; [к].
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
6. Исследование состояния связной речи.
1) Процедура: Логопед читает небольшой рассказ, а ребенок внимательно слушает, запоминает и пересказывает его (рассказ читается два раза, после первого раза возможна краткая беседа по содержанию.
Инструкция: «Я сейчас прочитаю тебе рассказ, а послушай запомни и перескажи его».
Речевой материал: отрывок из сказки.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
2) Процедура: логопед предлагает картинки и просит ребенка составить по ним рассказ.
Инструкция: «Посмотри на картинки и составь по ним рассказ!»
Речевой материал; сюжетные картинки.
Оценка результата:
4 балла – все задание выполнено верно;
3 балла – допущено 1-2 ошибки;
2 балла – половина задания выполнено верно;
1 балл – правильно выполнена одна проба;
0 баллов – отказ или не выполнение задания.
Анализ результатов констатирующего эксперимента
Анализ полученных экспериментальных данных показал следующие результаты.
1. Исследование мелкой моторики.
Результаты исследования мелкой моторики представлены в Таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования мелкой моторики
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Кинестетика движений 1 1,7 3,5 Кинестетика движений 2 1,7 3,5 Средний балл 1,7 3,5
У всех детей экспериментальной группы наблюдаются нарушения мелкой моторики пальцев рук. Это проявляется в неточностях выполнений движений, нарушениях координации и переключения от одного движения к другому.
В контрольной группе все дети справилась с предложенными заданиями, некоторые из них допускали небольшие ошибки и неточности. Графически результаты показаны на рисунке 1.
Рисунок 1. Состояние мелкой моторики
2. Мимика и артикуляторная моторика.
Результаты исследования мелкой моторики представлены в Таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования мимики и артикуляционной моторики
Экспериментальная группа Контрольная группа Балл 1,9 3,6
Дети в экспериментальной группе участвовавшие в обследовании мимической моторики, показали такие результаты, которые выявляют у них слабое развитие произвольной мимической моторики, которая выражается в невыразительности, амимичности лица, сглаженности носогубных складок.
В результате исследования у всех детей экспериментальной группы выявляются нарушения артикуляционной моторики, отмечается недостаточность некоторых моторных функций, которые у каждого ребенка проявляются в разной степени.
Движения не имеют достаточной точности, плавности, легкости. Заданное положение органы артикуляции удерживают с трудом, либо совсем не удерживают. У детей нарушена как статика, так и динамика артикуляционных движений. Среди движений, отражающих состояние статической координации, наибольшие трудности вызывают произвольные движения языка, в заданиях на динамическую координацию – воспроизведение одновременных движений.
Дети в контрольной группе допускали небольшие ошибки в артикуляционной моторике, но в целом с заданием справились все и показали хороший уровень.
Графически результаты показаны на рисунке 2.
Рисунок 2. Состояние мимики и артикуляционной моторики
3. Исследование состояния импрессивной речи.
Результаты исследования мелкой моторики представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Результаты исследования состояния импрессивной речи
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Пассивный словарь 2,3 3,0 Логико-грамматические конструкции 1,9 3,0 Грамматический строй речи 2,2 3,2 Простые словосочетания и простые предложения 2,0 3,2 Средний балл 2,1 3,1
В экспериментальной группе большинство детей показали средний и ниже среднего уровни развития импрессивной речи. Они не понимают обобщающие слова, путают логико-грамматические конструкции, неправильно употребляют предлоги. Например, они путают такие понятия, как вошел и вышел, одеяло и одеяла, предлоги «из-под» и «со».
При этом дети экспериментальной группы показали достаточно высокий уровень пассивного словаря, правильно понимали действия, словосочетания и простые предложения.
Дети в контрольной группе справились со всеми заданиями. Правильно употребляли словосочетания и предложения, показали хороший пассивный словарный запас и грамматический строй речи.
Графически результаты показаны на рисунке 3.
Рисунок 3. Состояние импрессивной речи
4. Исследование состояния экспрессивной речи.
Результаты исследования мелкой моторики представлены в Таблице 4.
Таблица 4
Результаты исследования состояния экспрессивной речи
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Звукопроизношение и звуко-слоговая структура слов 1,7 2,7 Активный словарь 1,5 2,6 Словоизменение 1,3 2,7 Словообразование 1,5 2,7 Образование прилагательных от существительных 1,5 2,8 Средний балл 1,5 2,7
Дети экспериментальной группы показали в основном средний и ниже среднего уровни развития экспрессивной речи. Они путали приставочные глаголы (убегает – прибегает), окончания (сумка мами, лапа медведю, два грибов), не могли подобрать антонимы. Большинство детей не смогли назвать обобщающие понятия. Также они неправильно произносили многие звуки, в основном шипящие и свистящие. При этом они правильно назвали все цвета и профессии.
Дети контрольной группы также в основном показали средний уровень, но при этом некоторые дети показали высокий уровень и уровень выше среднего. Почти все дети не нарушали произношения звуков, показали богатый активный словарный запас, но путались в словообразовании и в словоизменении.
Графически результаты показаны на рисунке 4.
Рисунок 3. Состояние экспрессивной речи
5. Исследование состояния фонематических функций.
Результаты исследования мелкой моторики представлены в Таблице 5.
Таблица 5
Результаты исследования фонематических функций
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Фонематическое восприятие 1 1,7 2,9 Фонематический анализ и синтез 1,5 2,8 Фонематическое восприятие 2 1,6 3,0 Средний балл 1,6 2,9
Дети в экспериментальной группе не смогли правильно повторить цепочки слогов, путались при определении звуков, не все смогли подобрать слова на предложенный звук. Наибольшие трудности у них вызвали звуки [с] и [ш].
Дети в контрольной группе также не все смогли определить нужный звук, но почти все смогли повторить цепочку слогов и подобрать слова на нужный звук.
Графически результаты показаны на рисунке 5.
Рисунок 5. Состояние фонематических функций
6. Исследование состояния связной речи.
Результаты исследования мелкой моторики представлены в Таблице 6.
Таблица 6
Результаты исследования связной речи
Задание Экспериментальная группа Контрольная группа Пересказ 1,7 2,9 Составление рассказа 1,5 2,8 Средний балл 1,6 2,9
Данный этап исследования показал, что дети экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой хуже овладели навыком монологической речи. В их рассказах не было логической последовательности, наблюдался бедный словарный запас, были ошибки звукопроизношения.
Дети в контрольной группе показали неплохой уровень развития монологической речи, смогли подробно пересказать предложенный текст и составили логический рассказ, используя правильные грамматические формы и богатый словарный запас.
Графически результаты показаны на рисунке 6.
Рисунок 6. Связная речь
Таким образом, данное исследование показало, что у детей с ОНР наблюдаются нарушения как моторной сферы, так и речевой, что является предпосылкой для возникновения нарушений письменной речи и нуждается в своевременной коррекции.
Заключение
Овладение грамотой – это сложная умственная деятельность, которая требует определенной степени зрелости многих психических функций ребенка: слуховой дифференциации звуков, правильного их произношения, языкового анализа и синтеза, сформированности лексико-грамматической стороны речи, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений. Особенно сложно проходит процесс овладения грамотой у детей с ОНР. Общее недоразвитие речи – это сложное речевое расстройство, при котором у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом отмечаются позднее начало развития речи, скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования.
Для подтверждения этих данных был проведен констатирующий эксперимент, который показал следующее:
1. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и аффектно – волевой сферы (иногда дети отказывались от выполнения предложенных заданий).
2. Полученные данные дают возможность сказать, что у обследованных дошкольников экспериментальной группы наблюдается недостаточная сформированность многих речевых и моторных функций.
Становится очевидно, что необходимо проводить специальные коррекционные мероприятия с дошкольниками по профилактике нарушения письменной речи.
Таким образом, гипотеза, поставленная в начале работы, подтверждается – своевременное выявление особенностей нарушений речевых и неречевых функций, определение оптимальных путей создает благоприятные предпосылки для проведения профилактической работы по предупреждению нарушений у детей с ОНР письменной речи.
Список литературы
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991. – 295с.
Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 360 с.
Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990. – 248 с.
Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. – 122 с.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330с.
Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999. – 262 с.
Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208с.
Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под редакцией Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 458с.
Мухина В.С. Психология дошкольника. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, К.Н. Кутепова и др.; Под ред. ТВ. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200с.
Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236с.
Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодолении младших школьников. М; 1997. – 345с.
Спирова P.Ф. Нарушение овладения чтением у школьников. — М., 1983. – 284с.
Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001. – 215с.
Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 Ч. Первый год обучения (старшая группа). / Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников, специальных учреждений, воспитателе, родителей. М: Альфа, 1993. – 367с.
Хватцев М.Е. Логопедия.- 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
64
1.Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272с.
2.Белякова Л.И., Гаркуша Ю.Ф., Усанова О.Н., Фигедеро Э.Л. Сравнительное психолого-педагогическое исследование дошкольников с ОНР и нормально развитой речью. – М., 1991. – 295с.
3.Выготский Л. С. Избранные психологические исследования. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
4.Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. М., 1961. – 360 с.
5.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. - М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
6.Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи. – М., 1990. – 248 с.
7.Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду. – М., 1978. – 122 с.
8.Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда. – М.: Просвещение, 1985. – 207с.
9.Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб., 2003. – 330с.
10.Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М., 1999. – 262 с.
11.Левина Р.Е. Нарушение речи и письма у детей: Избранные труды. – М.: АРКТИ, 2005. – 222с.
12.Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития: Учебное пособие. / Под ред. Л. С. Волковой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004. – 208с.
13.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под редакцией Л.С. Волковой, С.И. Шаховской. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. – 680с.
14.Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. – 458с.
15.Мухина В.С. Психология дошкольника. / Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1975. – 239с.
16. Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, К.Н. Кутепова и др.; Под ред. ТВ. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 200с.
17.Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е.Левиной. – М., 1968. – 236с.
18.Правдина О.В. Логопедия. – М.: Юнити-Дана, 2003 – 158с.
19.Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодолении младших школьников. М; 1997. – 345с.
20.Спирова P.Ф. Нарушение овладения чтением у школьников. — М., 1983. – 284с.
21.Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 6-ти лет. – М: Гном и Д. – 2001. – 215с.
22.Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. В 2 Ч. Первый год обучения (старшая группа). / Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников, специальных учреждений, воспитателе, родителей. М: Альфа, 1993. – 367с.
23.Хватцев М.Е. Логопедия.- 5-е изд. – М.: Учпедгиз, 1959. – 467с.
24.Чиркина Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. М.: АРКТИ, 2003. – 309с.
25.Шашкина Г. Р. и др. Логопедическая работа с дошкольниками: Учеб. пособиe для студ. высш. пед. учеб. заведений / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И.А.Зимина. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 240с.
Вопрос-ответ:
Какие предпосылки и структурные компоненты функциональной системы письма важны для изучения нарушения письменной речи у дошкольников?
Предпосылки и структурные компоненты функциональной системы письма, такие как определение понятия письма и психофизиологическая характеристика письма, играют важную роль в изучении нарушений письменной речи у дошкольников. Они помогают понять основы письма и его развитие у детей.
Что такое дисграфия и как она характеризуется?
Дисграфия - это нарушение письменной речи, которое может проявляться в разных формах и степенях тяжести. Она может включать в себя трудности с написанием букв, сложности с синтаксисом и пунктуацией, а также проблемы с орфографией. Распространенность дисграфии среди детей дошкольного возраста достаточно высока, поэтому ее раннее выявление и профилактика являются важными задачами.
Какова история учений о нарушении письменной речи и чтении?
История учений о нарушении письменной речи и чтении насчитывает длительный период развития. Сначала исследователи склонялись к мнению, что нарушения в письменной речи и чтении вызваны исключительно физиологическими причинами. В последние годы подходы к изучению этой проблемы стали более комплексными и включают в себя психологические, социальные и культурные аспекты.
Каким образом происходит профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР?
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР осуществляется через комплексный подход, включающий различные методы и техники. К ним относятся игры, упражнения на развитие мелкой моторики рук, активное использование графических материалов и методики обучения письму, дифференцированное обучение и индивидуальные занятия, а также психологическая и педагогическая поддержка.
Какие причины могут привести к нарушениям письменной речи у дошкольников с ОНР?
Причинами нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР могут быть как генетические и неврологические факторы, так и недостаточное развитие мелкой моторики рук, слабость мышц и пальцев, а также проблемы в восприятии и внимании.
Какие методы профилактики нарушений письменной речи можно применять у дошкольников с ОНР?
Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР включает комплекс мер, таких как развитие мелкой моторики рук через игры и упражнения, занятия по развитию координации движений, тренировки на правильное держание карандаша, обучение правильным движениям руки при письме и использование специальных методик работы с детьми с ОНР.
Какую роль играют генетические и неврологические факторы в развитии нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР?
Генетические и неврологические факторы могут оказывать влияние на формирование нервной системы и мышц рук у детей с ОНР, что в свою очередь может привести к нарушениям письменной речи. Однако, с помощью ранней диагностики и комплексной работы с ребенком, можно снизить негативное влияние этих факторов и помочь ему в развитии навыков письма.
Что такое дисграфия и как она проявляется у дошкольников с ОНР?
Дисграфия - это нарушение письменной речи, обусловленное недостаточным развитием моторики руки или проблемами в восприятии и внимании. У дошкольников с ОНР дисграфия может проявляться в трудностях с держанием карандаша, формированием букв и слов, а также в медленном и нечетком письме.
Какие учения о нарушении письменной речи и чтения предшествовали современным исследованиям в этой области?
Предшествующие современным исследованиям учения о нарушении письменной речи и чтения включали в себя работы ученых, которые изучали такие явления, как дисграфия, дизортография, аграмматизм и афазия. Эти исследования помогли развить современные подходы к профилактике и коррекции нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР.