Исследование систем управления
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 30.09.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 Системный анализ в исследовании систем управления
1.1 Тенденции развития предприятия и его место в современной рыночной экономике
1.2 Специфика функционирования предприятия и его подразделений
1.3 Основные подходы в системе исследования в системе управления
1.4 Проблемы совершенствования систем управления в условиях финансового кризиса
2 Характеристика и анализ систем управления предприятием
2.1 Состояние финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.2 Система управления и ее организационная структура
2.3 Особенности взаимодействия предприятия с поставщиками, потребителями, конкурентами и органами государственного регулирования
2.4 Инновационные потребности предприятия
2.5 Формы и методы стимулирования сотрудников на предприятии
2.6 Основные задачи анализа системы управления предприятием.
3 Методы исследования и проектирования целей и функционирования систем управления на предприятии
3.1 Совершенствования систем управления на предприятии
3.2 Формирование схемы управления и состава подразделения в пределах выбранной организационной структуры предприятия
3.3 Внедрение на предприятии IT-технологии
Заключение
Список использованной литературы
Бухгалтерский учет как экономический метод исследования систем управления представляет информацию для экономического и финансового анализа, а аудит обеспечивает достоверность такой информации. Бухгалтерский баланс является основной отчетной и аналитической формой юридического лица. Сравнение балансов на начало и конец отчетного периода позволяет получать важную информацию о системе управления предприятием за отчетный период, предупреждать возможные проблемы в его финансовом состоянии, в т.ч. банкротство. Бухгалтерский баланс получают как результат бухгалтерского учета, который является системным описанием взаимосвязи ряда элементов: активов, обязательств, собственности.
Сегодня недостаточно только выполнить производственный план, необходимо думать о том, как продать произведенную продукцию, получить прибыль и существовать в подвижной среде бизнеса. Экономические исследования систем управления необходимы для анализа риска и определения дальнейших перспектив деятельности организации
3 Методы исследования и проектирования целей и функционирования систем управления на предприятии
3.1 Совершенствования систем управления на предприятии
Управленческая деятельность представляет собой специфическую разновидность трудового процесса, и характеризуется предметом труда, средствами труда, самим трудом, а так же его результатами.
Предметом труда в управлении является информация. Вся собранная и полученная информация из разных источников в результате управленческой деятельности анализируется и на ее основе создаются варианты решений, то есть информация, исходя из которой, объект управления может предпринимать конкретные действия.
Средствами управления являются все, что будет способствовать осуществлению операций с информацией - от компьютеров, телефонов, авторучки и бумаги до органов человеческого тела.
Управление относится к категории умственного труда, который осуществляется человеком в виде нервно - психологических усилий (слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдения, мышления и тому подобное).
Все управленческие действия различаются по назначению, конкретному содержанию, формам и методам осуществления, по степени сложности.
Сложность управления определяется масштабами, количеством и структурой решаемых проблем, связей между ними, разнообразием применяемых методов, организационных принципов. Сложность характеризуется и степенью новизны принимаемых решений, объемом требуемых изменений, поиском нетрадиционных подходом, а так же определяется степенью оперативности, самостоятельности, ответственности, рискованности решений, которые необходимо принимать.
Управление организацией является одним из основных видов всей совокупности управления. Представляет собой способ воздействия на процесс производства, каких - либо благ или услуг с целью его упорядочения на основе объективных законов развития производства.
Управление можно разделить на управление людьми и управление деятельностью организации. Управление в организации является взаимоотношением между руководителем и подчиненным ему персоналом, направленное на достижение результатов деятельности организации. Управление соединяет все человеческие и материальные ресурсы с целью выполнения задач, стоящих перед организацией.
Таким образом, можно разделить все поле деятельности управления на две части: на управление деятельностью и управление людьми.
Управление деятельностью, складывается из планирования деятельности, постановки производственных задач, создания системы измерения производственной работы и контроля за выполнением заданий. Управление деятельностью не может быть успешным, если управление людьми осуществляется неправильно.
Управление людьми представляет собой деятельность по руководству персоналом организации. Эта область управления непосредственно связана с работой руководителя. К данному виду управления относятся: обеспечение сотрудничества в коллективе, кадровая политика, обучение, информирование, мотивация персонала и другие составные части работы руководителя.
На данном этапе развития ЗАО Нижне - Сергинского метизно-металлургический завод не требует серьезных изменений в штатном расписании, а также сокращении и тем более ликвидации отделов.
3.2 Формирование схемы управления и состава подразделения в пределах выбранной организационной структуры предприятия
Как известно, существуют три уровня управления - оперативный, тактический и стратегический. Оперативный уровень - наиболее детальный, здесь планированию и учету подлежат отдельные операции (транзакции), выполняемые различными подразделениями организации. Горизонт оперативного планирования, как правило, не превышает одного месяца, а планирование ведется в разрезе недель, дней, смен. На тактическом уровне решаются задачи более общего характера, а внимание руководителя сосредоточено в основном на эффективности использования ресурсов. Горизонт планирования, как правило, год, с разбивкой по кварталам и месяцам. А стратегический уровень - наиболее глобальный: на этом уровне решаются задачи формирования стратегических целей, оценки путей их достижения и определения так называемых стратегических инициатив - реальных программ действий по реализации стратегии.
Из различий в сущности уровней управления вытекают различия в требованиях к управленческой информации. Можно выделить два основных критерия, которые характеризуют эти различия, - степень детализации и горизонт планирования. По мере перехода от оперативного управления к тактическому и далее к стратегическому информация становится более агрегированной и охватывает все большие временные периоды. И именно это явление привело к тому, что в области информационных технологий исторически сложились два класса систем - транзакционные и аналитические (рисунок 1).
Рисунок 1 – Два класса систем
К транзакционным относятся системы, осуществляющие обработку данных на уровне отдельных операций (транзакций) (ERP-системы, автоматизированные банковские системы (АБС), биллинговые системы, учетные системы и некоторые другие). Эти программные продукты иногда называют OLTP-системами (On-Line Transaction Processing - обработка транзакций в режиме реального времени).
К аналитическим приложениям относятся прикладные информационные системы, удовлетворяющие следующим трем критериям:
поддержка процессов управления - возможности структурирования и автоматизации задач анализа и оптимизации деятельности организации, а также выявления возможностей развития бизнеса;
разграничение функций - независимость от ключевых транзакционных систем с возможностью двустороннего обмена данными с транзакционными системами;
интеграция данных и учет фактора времени - возможность извлечения, преобразования и обобщения данных из различных источников (внутренних или внешних по отношению к бизнесу), в том числе с учетом фактора времени (включая анализ исторических данных и перспективных трендов).
Кроме того, особую категорию аналитических систем составляют системы бизнес-интеллекта (business intelligence), или BI-системы. К этой категории относятся различные средства и технологии анализа и обработки данных масштаба предприятия, включая хранилища данных, витрины данных, OLAP-системы, средства обнаружения знаний, а также инструменты конечного пользователя, предназначенные для выполнения запросов и построения отчетов. С точки зрения управленческой информации главное предназначение BI-систем состоит в том, что они позволяют консолидировать и упорядочить данные, находящиеся в различных и разнородных источниках, обеспечить "единую версию правды" для всех пользователей внутри организации.
В своей совокупности транзакционные и аналитические системы образуют так называемую аналитическую пирамиду (термин Gartner). Основанием такой пирамиды служат ERP-системы и другие системы управления операциями. По мере движения от основания пирамиды к ее вершине (аналитическим приложениям) происходит постепенное преобразование детальных операционных данных в агрегированную информацию, достаточную и удобную для принятия экономически обоснованных управленческих решений.
3.3 Внедрение на предприятии IT-технологии
Для решения задач управления предприятия любого профиля необходима автоматизация информационной структуры этого предприятия. Следует понимать, что эти работы не должны быть самоцелью. Автоматизация ради автоматизации абсолютно бесполезна и даже порой опасна, так как влечет за собой лишь трату финансовых, временных и моральных ресурсов. Последнее не менее опасно, так как и руководство, и персонал практически разочаровывается в автоматизации в целом и не уделяет более ей должного внимания.
Но очевидно, что предприятия, ведущие учет вручную или псевдо-автоматизированный учет проигрывают перед теми, кто строит и более-менее успешно эксплуатирует свои программно-информационные системы. Наличие реально работающей программной системы управления повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
Основное преимущество единой информационной базы данных – достоверность и однозначность информации. Если на предприятии учет ведется разрозненно в различных программных продуктах, а где-то и вручную, то бесполезно надеяться на то, что будут оперативно предоставлены верные данные о состоянии ресурсов предприятия. Принимать решения на основе таких данных опасно.
Рисунок 2- Схема движения информации в единой базе данных
Наличие единой базы данных предполагает возможность собственников и управляющих получить нужную информацию без участия третьих лиц, которые ко всему прочему, могут быть заинтересованы в искажении предоставляемых данных. Получить нужные данные в реальном времени можно даже через Интернет, где бы ни находился пользователь информации (рисунок 2).
Помимо прочего, информацией, хранящейся в единой базе легче управлять и контролировать ее выход во внешний мир.
Единая информационная база предприятия позволяет получить дополнительные преимущества, такие как сохранность данных, управление доступом к информации и отсутствие дублирования ввода данных.
Наличие современной автоматизированной информационной системы предполагает не хаотичный ввод данных в программу с реализацией пожеланий типа «сделайте нам так, как у нас было до сих пор». Внедрение систем класса Галактики или ИС-ПРО – это создание и поддержание четкой схемы бизнес-процессов предприятия.
Никто не может, если не нарушать регламент сознательно, «обмануть» систему. Если предусмотрен конкретный порядок обработки данных, именно его и позволяет осуществить erp-система. Максимально не допускаются вольности и самодеятельность. Но когда система сдана в эксплуатацию, пользователи обязаны соблюдать утвержденные в ней правила.
Кроме того, сдача проекта сопровождается предоставлением Заказчику пакета документации на рабочие места, описание алгоритмов и бизнес-процессов, разработанные в процессе автоматизации. То, что ранее было неформализованным, а порой и вовсе непонятным и неподконтрольным становится четким и управляемым.
В этой части отметим, что автоматизация предприятия в большой степени заключается в оказании консалтинговых услуг в части анализа и построения бизнес-процессов на предприятии. Программные системы управления ERP, такие как Галактика или ИС-ПРО, содержат в себе методологию учета и управления. В сочетании с опытом, а также с непосредственным участием Заказчика производится аудит состояния информационной среды на предприятии, ревизия старых форм поведения и выработка новых.
Рисунок 3- Автоматизируемые бизнес-процессы
Таким образом, автоматизация – это еще и наведение «большого» порядка на предприятии. И главное, гарантией сохранения этого прядка является внедренная и поддерживаемая программная система.
Заключение
Разработка и реализация стратегии предприятия по существу сводится к управлению экономикой на микроуровне, для чего необходимо построение соответствующей системы, выполняющей следующие основные функции: направляющую - обоснование целей и выбор главных путей их достижения; координирующую - балансировка важнейших ресурсных ограничений и согласование противоречивых интересов всех участников производственного процесса; стимулирующую - активизация движущих сил развития.
Опыт показывает, что при сложности выполнения всех стоящих задач, одной из наиболее трудноосуществимых является последняя из названных функций. Она направлена на то, чтобы заинтересовать работника в успехе общего дела и в реализации его способностей и возможностей. Как правило, традиционными (для нас) методами такую задачу практически решить удается лишь частично. По оценкам специалистов, в нашем народном хозяйстве в настоящее время используется менее половины творческого потенциала занятых в нем работников (и в этом, очевидно, одна из первопричин возникшей ныне кризисной ситуации). В первую очередь, поэтому, путь из тупика следует искать в сфере мотивации людей, то есть в сфере взаимодействия их интересов, выгоды. Но для этого нужно иметь четкое представление о составе и структуре экономических интересов в управляемом коллективе, знать и постоянно учитывать интересы не только общие для всего предприятия, но и специфические - коллективов подразделений (основных, вспомогательных, управленческих и т.д.), а также различных категорий работников (по полу, возрасту, уровню квалификации и т.п.). Без такого знания не может действовать внутренний механизм экономического управления, механизм стимулирования и мотивации труда.
Для решения задач управления предприятия любого профиля необходима автоматизация информационной структуры этого предприятия. Следует понимать, что эти работы не должны быть самоцелью. Автоматизация ради автоматизации абсолютно бесполезна и даже порой опасна, так как влечет за собой лишь трату финансовых, временных и моральных ресурсов. Последнее не менее опасно, так как и руководство, и персонал практически разочаровывается в автоматизации в целом и не уделяет более ей должного внимания.
Но очевидно, что предприятия, ведущие учет вручную или псевдо-автоматизированный учет проигрывают перед теми, кто строит и более-менее успешно эксплуатирует свои программно-информационные системы. Наличие реально работающей программной системы управления повышает инвестиционную привлекательность предприятия.
Список использованной литературы
Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР,2002. — 384 с.
Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент: Краткий курс. — СПб,2002. –160 с.
В.В. Глущенко, И.И.Глущенко. Исследование систем управления, г. Железнодорожный, Моск.обл.:ООО НПЦ «Крылья», 2000
Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование- планирование. Теория проектирования экспериментов. Г.Железнодорожный М.О., ТОО НПЦ «Крылья», 1997. -400 с.
Е.Стоянова. Финансовый менеджмент. — М.: Перспектива, 1995. — 194 с.
Игнатьева А.В.,Максимцов М.М. Исследование систем управления. — М.:ПРИОР,2002. — 384 с.
Карпова Т.П. Управленческий учет. Учебник для вузов. — М: Аудит ЮНИТИ, 1998. — 144 с.
Коротков Э.М. Исследование систем управления. — 2-е изд. — М.:Дека, 2003. 336 с.
Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 400 с.
Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. — М., 2003. — 251 с.
Мишин В.М. Исследование систем управления. Учебное пособие, М.:ГАУ, 1998.
Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. — 2-е изд. — М.:ЮНИТИ, 2003. –471 с.
Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления. — М.: Экзамен, 2003.- 384 с.
Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2003. — 352 с.
Перекалина Н.С. Качество в системе маркетинга. М.: из-во «Система», 1991. — 154 с.
Развитие комплексной оценки управления качеством продукции/ П.Е.Беленький, М.А.Козориз, Ю.И.Кайфман и др.; отв.ред.С.Г.Галуза/ - Киев,1981.
Статистические методы повышения качества / Перевод с англ.: Под ред. Х.Кумэ. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 301 с.
Управление качеством продукции. Международные стандарты ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.,1988 - 96 с.
Управление качеством. Учебник под редакцией д.э.н. профессора С.Д.Ильенковой. М.-1999.
Финансы/ В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др./ Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
Э.А.Уткин. Управление фирмой, М.: «Акалис», 1996.
Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.,1987.
Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР,2002. — 384 с
Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР,2002. — 384 с
Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2003. — 352 с.
Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2003. — 352 с.
3
1.Анфилатов В.С. Системный анализ в управлении. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 368 с.
2.Архипов Н.И. Исследование систем управления. - М.: ПРИОР,2002. — 384 с.
3.Бочаров В.В. Инвестиционный менеджмент: Краткий курс. — СПб,2002. –160 с.
4.В.В. Глущенко, И.И.Глущенко. Исследование систем управления, г. Железнодорожный, Моск.обл.:ООО НПЦ «Крылья», 2000
5.Глущенко В.В., Глущенко И.И. Разработка управленческого решения. Прогнозирование- планирование. Теория проектирования экспериментов. Г.Железнодорожный М.О., ТОО НПЦ «Крылья», 1997. -400 с.
6.Е.Стоянова. Финансовый менеджмент. — М.: Перспектива, 1995. — 194 с.
7.Игнатьева А.В.,Максимцов М.М. Исследование систем управления. — М.:ПРИОР,2002. — 384 с.
8.Карпова Т.П. Управленческий учет. Учебник для вузов. — М: Аудит ЮНИТИ, 1998. — 144 с.
9.Коротков Э.М. Исследование систем управления. — 2-е изд. — М.:Дека, 2003. 336 с.
10.Малин А.С., Мухин В.И. Исследование систем управления. — М.: ГУ ВШЭ, 2002. — 400 с.
11.Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. — М., 2003. — 251 с.
12.Мишин В.М. Исследование систем управления. Учебное пособие, М.:ГАУ, 1998.
13.Морозов Ю.П., Гаврилов А.И., Городнов А.Г. Инновационный менеджмент. — 2-е изд. — М.:ЮНИТИ, 2003. –471 с.
14.Мухин В.И. Исследование систем управления: Анализ и синтез систем управления. — М.: Экзамен, 2003.- 384 с.
15.Мыльник В.В., Титаренко Б.П., Волочиенко В.А. Исследование систем управления. — М.: Академический проект, 2003. — 352 с.
16.Перекалина Н.С. Качество в системе маркетинга. М.: из-во «Система», 1991. — 154 с.
17.Развитие комплексной оценки управления качеством продукции/ П.Е.Беленький, М.А.Козориз, Ю.И.Кайфман и др.; отв.ред.С.Г.Галуза/ - Киев,1981.
18.Статистические методы повышения качества / Перевод с англ.: Под ред. Х.Кумэ. — М.: Финансы и статистика, 1990. — 301 с.
19.Управление качеством продукции. Международные стандарты ИСО 9000 - ИСО 9004, ИСО 8402. - М.,1988 - 96 с.
20.Управление качеством. Учебник под редакцией д.э.н. профессора С.Д.Ильенковой. М.-1999.
21.Финансы/ В.М.Родионова, Ю.Я.Вавилов, Л.И.Гончаренко и др./ Под ред. В.М.Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995. 432 с.
22.Э.А.Уткин. Управление фирмой, М.: «Акалис», 1996.
23.Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. — М.,1987.
Вопрос-ответ:
Какие тенденции развития предприятия в современной рыночной экономике?
В современной рыночной экономике предприятия стремятся к автоматизации и оптимизации процессов, а также к повышению гибкости и адаптивности в условиях быстро меняющегося рынка. Также наблюдается рост важности цифровизации и использования современных информационных технологий.
Какие проблемы совершенствования систем управления могут возникнуть в условиях финансового кризиса?
В условиях финансового кризиса возникают проблемы с доступностью финансовых ресурсов, нестабильностью рынка и ухудшением экономической ситуации в целом. Это может затруднить реализацию планов по совершенствованию системы управления, а также требовать пересмотра и корректировки стратегии предприятия.
Какую роль играют системы управления в функционировании предприятия и его подразделений?
Системы управления играют ключевую роль в организации работы предприятия и его подразделений. Они позволяют координировать деятельность различных структурных элементов, оптимизировать процессы, принимать решения на основе анализа данных и контролировать выполнение поставленных задач.
Какие основные подходы используются в системе исследования систем управления?
В системе исследования систем управления используются различные подходы: системный анализ, функциональный анализ, сетевое планирование, математическое моделирование, статистический анализ и другие. Каждый из них предназначен для изучения определенных аспектов системы управления и предоставляет специфические методы и подходы.
Какие характеристики и анализы проводятся для систем управления предприятием?
Для систем управления предприятием проводятся анализ финансово-хозяйственной деятельности, анализ эффективности использования ресурсов, анализ рынка и конкурентных преимуществ, анализ рисков и другие характеристики и анализы. Это позволяет оценить состояние системы управления, выявить проблемные места и разработать меры по их устранению или улучшению.
Что такое системный анализ в исследовании систем управления?
Системный анализ в исследовании систем управления — это методология, направленная на изучение и оценку систем управления предприятиями с целью выявления и решения проблем, улучшения эффективности и повышения качества управления.
Каковы тенденции развития предприятия и его место в современной рыночной экономике?
Тенденции развития предприятий включают автоматизацию процессов, внедрение новых технологий, активное использование информационных систем, развитие международного бизнеса и стремление к устойчивому развитию. Современные предприятия играют важную роль в экономике, создавая рабочие места, принося доходы и стимулируя инновации.
Какие основные подходы в системе исследования в системе управления?
Основные подходы в исследования систем управления включают системный анализ, функциональный анализ, структурный анализ, процессный анализ, качественный и количественный анализ. Каждый из этих подходов помогает выявить особенности функционирования системы управления и предложить пути ее улучшения.
Какие проблемы совершенствования систем управления могут возникнуть в условиях финансового кризиса?
В условиях финансового кризиса возникают проблемы с обеспечением финансовой устойчивости предприятия, снижением прибыльности, увольнениями сотрудников, нестабильностью рынка и нехваткой финансовых ресурсов для инвестиций. Все это требует совершенствования системы управления, поиска новых стратегий и мер по преодолению кризиса.