Влияние утомления на произвольную память в младшем школьном возрасте.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста
1.1. Особенности памяти младших школьников
1.2. Развитие произвольного и осмысленного запоминания
Глава II Понятие переутомления в современной психологической литературе
Глава III Эмпирическое исследование влияния утомления на произвольную память в младшем школьном возрасте
Заключение
Список использованной литературы
Приложение
(Рис. 1)
Рис. 1 Диаграмма распределения уровня долговременной памяти по данным первичной диагностики
Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать распределение уровня зрительной памяти младших школьников, мы представили эти данные в диаграмме. (Рис.2)
Рис. 2 Диаграмма распределения уровня зрительной памяти по данным первичной диагностики
Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать распределение уровня оперативной памяти младших школьников, мы представили эти данные в диаграмме. (Рис. 3)
Рис. 3 Диаграмма распределения уровня оперативной памяти по данным первичной диагностики
Таковы оказались первичные замеры развития произвольной памяти младших школьников, взятые нами в начале учебного дня. Затем дети обучались в течении дня и. как следствие, большинство из них утомились. Поэтому наш вторичный замер был вызван продемонстрировать нам насколько изменилась произвольная память школьников в результате переутомления.
В экспериментальной группе уровень развития долговременной памяти достаточно низок: у половины испытуемых (10 человек) показатель ниже среднестатистического, показателей выше среднего не достигнуто.
Уровень развития зрительной памяти оказался еще ниже: высоких данных по-прежнему не диагностировано, средний показатель продемонстрировали 9 испытуемых, что является меньшей частью от группы, остальные школьники показали уровень ниже среднего.
Что касается уровня оперативной памяти, то здесь дело обстоит чуть лучше: 14 испытуемых, то есть 3/4 экспериментальной группы продемонстрировали среднестатистическую норму, хотя высокого показателя по-прежнему никто не достиг. Для удобства восприятия данных результаты мы систематизировали в сводной таблице. (Таблица 2 в Приложении).
Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать распределение уровня долговременной памяти младших школьников, мы представили эти данные в диаграмме. (Рис. 4)
Рис. 4 Диаграмма распределения уровня долговременной памяти по данным итоговой диагностики
Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать распределение уровня зрительной памяти младших школьников, мы также представили эти данные в диаграмме. (Рис.5)
Рис. 5 Диаграмма распределения уровня зрительной памяти по данным итоговой диагностики
Для того, чтобы наиболее наглядно продемонстрировать распределение уровня оперативной памяти младших школьников, мы представили эти данные в диаграмме. (Рис. 6)
Рис. 6 Диаграмма распределения уровня оперативной памяти по данным итоговой диагностики
Для систематизации полученных данных мы составили сопоставительные таблице по динамике изменений уровня произвольной памяти под влиянием переутомления у младших школьников. Они представлены в приложении (таблица 3,4,5). Как видно из них и из предложенных диаграмм, практически все показатели произвольного внимания уменьшились, что подтверждает отрицательное влияние переутомления на концентрацию внимания.
Таким образом, выдвинутая в начале исследования гипотеза об отрицательном влиянии утомления на развитие различных видов памяти младших школьников была доказана экспериментально. Утомление школьников понижает способность к произвольному запоминанию
Заключение
Проблема развития познавательной активности младшего школьника является актуальной, поскольку данное качество играет большую роль в развитии личности ребенка. Познавательная активность необходима человеку, чтобы он смог познать себя, раскрыть заложенные в себе способности, найти свое место в жизни.
Основными характеристиками познавательной активности являются:
- Естественное стремление школьников к познанию;
- Положительное отношение к учебе;
- Активная познавательная деятельность, направленная на осознание предмета деятельности и достижение значимого для ребенка результата;
- Проявление воли в процессе овладения знаниями.
Итак, так же, как ощущение и восприятие память является процессом отражения, причем отражается не только то, что действует непосредственно на органы чувств, но и то, что имело место в прошлом.
Память – это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами память - это отражение опыта человека путем его запоминание, сохранения и воспроизведения. То, что нами ощущается и воспринимается, не исчезает бесследно, все запоминается в той или иной степени.
Не все люди быстро запоминают материал, длительно помнят и точно воспроизводят или вспоминают именно в тот самый момент, когда это нужно. Да и проявляется это различно, по отношению к разному материалу, в зависимости от интересов человека, его профессии, личностных особенностей. Кто-то хорошо запоминает лица, но плохо помнит математический материал, у других хорошая музыкальная память, но плохая на литературные тексты. У школьников запоминание материала часто зависит не от плохой памяти, а от плохого внимания, от отсутствия интереса к данному предмету.
Ни одна другая психическая функция не может быть осуществлена без участия памяти, и сама память не мыслима вне других психических процессов. И.М. Сеченов отмечал, что «без памяти, наши ощущения и восприятия исчезая бесследно по мере возникновения, оставляли бы человека вечно в положении новорожденного».
Память – сложнейший психический процесс, поэтому, несмотря на многочисленные ее исследование, все еще не создано единой теории механизмов памяти. Новые научные данные показывают, что процессы памяти связаны со сложными электрическими и химическими изменениями мозга.
Итак, по проблеме развития памяти младших школьников и влияния на нее утомления, автором были решены поставленные задачи и достигнута цель курсовой работы. Проведенное исследование является подтверждением гипотезы. Вопросы, рассматриваемые в данном исследовании интересны для любого человека и необходимы для будущих молодых специалистов системы образования.
Список использованной литературы
Аткинсон В.В. Память и уход за ней // Познай себя. СПб., 2004. 397 с.
Давлетшина А.А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. М., 2003. 272 с.
Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 2005. 347 с.
Зинченко Т.П. Психология памяти. М.: РГБ, 2009.
Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб., 2004. 208 с.
Как развить память у ребенка / авт.-сост. Н. С. Резникова. М.: Мой Мир, 2005
Подлиняев О.Л. Эффективная память. Иркутск: Ред.-изд. центр ИГУ, 2006.
Кастальский О.О. Динамика изменения памяти у младших школьников в течение учебного года Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч. – практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. – С. 187 – 190.
Кастальский О.О. Предупреждение умственного переутомления младших школьников средствами нетрадиционной гимнастики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009.
Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2003. 403 с.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.—256с.
Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск, 2000. 176 с.
Особенности развития и формирования мнестических процессов у детей младшего школьного возраста// Педагогические науки - М.: Спутник+, №1, 2006. С. 125-128.
Память в деятельности// Современные гуманитарные исследования – М.: Спутник +, №1, 2006. С. С. 283-286.
Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. М.И. Мееровича. М., 2000. 309 с.
Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: РГБ, 2004.
Приложение
Таблица 1
Сводная таблица первичной диагностики уровня развития памяти у младших школьников
Имя испытуемого Уровень развития долговременной памяти Уровень развития зрительной памяти Уровень развития оперативной памяти Антон А. Средний (5 сл.) Средний (3) Средний (7 ед.) Сергей В. Средний (5 сл.) Средний (3) Средний (7 ед.) Данил Д. Средний (6 сл.) Высокий (2) Средний (7 ед.) Юрий Н. Низкий (4 сл.) Средний (4) Средний (7 ед.) Елена Д. Средний (6 сл.) Средний (4) Средний (7 ед.) Мартын Х. Высокий (8 сл.) Высокий (2) Высокий (8 ед.) Борис М. Низкий (4 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Максим С. Средний (6 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Станислав Н Средний (5 сл.) Высокий (2) Средний (6 ед.) Анна Б. Средний (5 сл.) Средний (3) Средний (7 ед.) Радмир Т. Низкий (4 сл.) Средний (3) Средний (7 ед.) Диана Т. Средний (6 сл.) Средний (4) Высокий (8 ед.) Алесандр Г. Средний (6 сл.) Средний (5) Высокий (8 ед.) Олег Л. Средний (6 сл.) Средний (3) Средний (7 ед.) Виталий Т. Средний (5 сл.) Высокий (2) Средний (7 ед.) Марина З. Средний (6 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Дмитрий П. Средний (6 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Владимир П. Средний (5 сл.) Ниже среднего (5) Средний (7 ед.) Богдан К. Средний (6 сл.) Средний (3) Высокий (8 ед.) Полина А. Средний (5 сл.) Средний (4) Ниже среднего
(5 ед.)
Таблица 2
Сводная таблица итоговой диагностики уровня развития памяти у младших школьников
Имя испытуемого Уровень развития долговременной памяти Уровень развития зрительной памяти Уровень развития оперативной памяти Антон А. Низкий (4 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Сергей В. Низкий (3 сл.) Ниже среднего (5) Средний (7 ед.) Данил Д. Средний (5 сл.) Средний (3) Ниже среднего
(5 ед.) Юрий Н. Низкий (3 сл.) Ниже среднего (5) Средний (7 ед.) Елена Д. Средний (6 сл.) Ниже среднего (6) Средний (6 ед.) Мартын Х. Средний (6 сл.) Средний (4) Средний (8 ед.) Борис М. Низкий (2 сл.) Ниже среднего (7) Ниже среднего
(4 ед.) Максим С. Средний (5 сл.) Ниже среднего (5) Средний (6 ед.) Станислав Н Средний (5 сл.) Средний (3) Ниже среднего
(5 ед.) Анна Б. Низкий (4 сл.) Средний (4) Средний (7 ед.) Радмир Т. Низкий (4 сл.) Ниже среднего (6) Средний (6 ед.) Диана Т. Низкий (2 сл.) Ниже среднего (5) Средний (8 ед.) Алесандр Г. Средний (5 сл.) Ниже среднего (5) Средний (6 ед.) Олег Л. Средний (6 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Виталий Т. Низкий (4 сл.) Средний (3) Средний (7 ед.) Марина З. Низкий (3 сл.) Ниже среднего (7) Ниже среднего
(4 ед.) Дмитрий П. Средний (6 сл.) Ниже среднего (6) Ниже среднего
(5 ед.) Владимир П. Средний (5 сл.) Ниже среднего (7) Средний (7 ед.) Богдан К. Низкий (4 сл.) Средний (4) Средний (6 ед.) Полина А. Средний (5 сл.) Средний (4) Ниже среднего
(5 ед.)
Таблица 3
Сравнительная таблица уровня развития долговременной памяти по результатам первичной и итоговой диагностики
Имя испытуемого Уровень развития долговременной памяти по результатам первичной диагностики Уровень развития долговременной памяти по результатам итоговой диагностики Антон А. Средний (5 сл.) Низкий (4 сл.) Сергей В. Средний (5 сл.) Низкий (3 сл.) Данил Д. Средний (6 сл.) Средний (5 сл.) Юрий Н. Низкий (4 сл.) Низкий (3 сл.) Елена Д. Средний (6 сл.) Средний (6 сл.) Мартын Х. Высокий (8 сл.) Средний (6 сл.) Борис М. Низкий (4 сл.) Низкий (2 сл.) Максим С. Средний (6 сл.) Средний (5 сл.) Станислав Н Средний (5 сл.) Средний (5 сл.) Анна Б. Средний (5 сл.) Низкий (4 сл.) Радмир Т. Низкий (4 сл.) Низкий (4 сл.) Диана Т. Средний (6 сл.) Низкий (2 сл.) Алесандр Г. Средний (6 сл.) Средний (5 сл.) Олег Л. Средний (6 сл.) Средний (6 сл.) Виталий Т. Средний (5 сл.) Низкий (4 сл.) Марина З. Средний (6 сл.) Низкий (3 сл.) Дмитрий П. Средний (6 сл.) Средний (6 сл.) Владимир П. Средний (5 сл.) Средний (5 сл.) Богдан К. Средний (6 сл.) Низкий (4 сл.) Полина А. Средний (5 сл.) Средний (5 сл.)
Таблица 4
Сравнительная таблица уровня развития зрительной памяти по результатам первичной и итоговой диагностики
Имя испытуемого Уровень развития зрительной памяти по результатам первичной диагностики Уровень развития зрительной памяти по результатам итоговой диагностики Антон А. Средний (3) Средний (4) Сергей В. Средний (3) Ниже среднего (5) Данил Д. Высокий (2) Средний (3) Юрий Н. Средний (4) Ниже среднего (5) Елена Д. Средний (4) Ниже среднего (6) Мартын Х. Высокий (2) Средний (4) Борис М. Средний (4) Ниже среднего (7) Максим С. Средний (4) Ниже среднего (5) Станислав Н Высокий (2) Средний (3) Анна Б. Средний (3) Средний (4) Радмир Т. Средний (3) Ниже среднего (6) Диана Т. Средний (4) Ниже среднего (5) Алесандр Г. Средний (5) Ниже среднего (5) Олег Л. Средний (3) Средний (4) Виталий Т. Высокий (2) Средний (3) Марина З. Средний (4) Ниже среднего (7) Дмитрий П. Средний (4) Ниже среднего (6) Владимир П. Ниже среднего (5) Ниже среднего (7) Богдан К. Средний (3) Средний (4) Полина А. Средний (4) Средний (4)
Таблица 5
Сравнительная таблица уровня развития оперативной памяти по результатам первичной и итоговой диагностики
Имя испытуемого Уровень развития оперативной памяти по результатам первичной диагностики Уровень развития оперативной памяти по результатам итоговой диагностики Антон А. Средний (6 ед.) Средний (7 ед.) Сергей В. Средний (7 ед.) Средний (7 ед.) Данил Д. Ниже среднего
(5 ед.) Средний (7 ед.) Юрий Н. Средний (7 ед.) Средний (7 ед.) Елена Д. Средний (6 ед.) Средний (7 ед.) Мартын Х. Средний (8 ед.) Высокий (8 ед.) Борис М. Ниже среднего
(4 ед.) Средний (6 ед.) Максим С. Средний (6 ед.) Средний (6 ед.) Станислав Н Ниже среднего
(5 ед.) Средний (6 ед.) Анна Б. Средний (7 ед.) Средний (7 ед.) Радмир Т. Средний (6 ед.) Средний (7 ед.) Диана Т. Средний (8 ед.) Высокий (8 ед.) Алесандр Г. Средний (6 ед.) Высокий (8 ед.) Олег Л. Средний (6 ед.) Средний (7 ед.) Виталий Т. Средний (7 ед.) Средний (7 ед.) Марина З. Ниже среднего
(4 ед.) Средний (6 ед.) Дмитрий П. Ниже среднего
(5 ед.) Средний (6 ед.) Владимир П. Средний (7 ед.) Средний (7 ед.) Богдан К. Средний (6 ед.) Высокий (8 ед.) Полина А. Ниже среднего
(5 ед.) Ниже среднего
(5 ед.)
Особенности развития и формирования мнестических процессов у детей младшего школьного возраста// Педагогические науки - М.: Спутник+, №1, 2006. С. 125.
Зинченко Т.П. Психология памяти. М.: РГБ, 2009. С. 46.
Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб., 2004. С. 36.
Зинченко Т.П. Психология памяти. М.: РГБ, 2009. С. 57.
Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб., 2004. С. 47.
Память в деятельности// Современные гуманитарные исследования – М.: Спутник +, №1, 2006. С. С. 285.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. С. 166.
Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984. С. 171.
Там же. С. 174.
Кастальский О.О. Предупреждение умственного переутомления младших школьников средствами нетрадиционной гимнастики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009. С. 16.
Кастальский О.О. Предупреждение умственного переутомления младших школьников средствами нетрадиционной гимнастики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009. С. 18.
Кастальский О.О. Динамика изменения памяти у младших школьников в течение учебного года Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч. – практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. – С. 187.
3
1.Аткинсон В.В. Память и уход за ней // Познай себя. СПб., 2004. 397 с.
2.Давлетшина А.А. Изучение индивидуальных особенностей младших школьников. М., 2003. 272 с.
3.Житникова Л.М. Учите детей запоминать. М., 2005. 347 с.
4.Зинченко Т.П. Психология памяти. М.: РГБ, 2009.
5.Казанская В.Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. СПб., 2004. 208 с.
6.Как развить память у ребенка / авт.-сост. Н. С. Резникова. М.: Мой Мир, 2005
7.Подлиняев О.Л. Эффективная память. Иркутск: Ред.-изд. центр ИГУ, 2006.
8.Кастальский О.О. Динамика изменения памяти у младших школьников в течение учебного года Проблемы совершенствования физической культуры, спорта и олимпизма: материалы Всерос. науч. – практ. конф. молодых ученых, аспирантов, соискателей и студентов. – Омск: Изд-во СибГУФК, 2008. – С. 187 – 190.
9.Кастальский О.О. Предупреждение умственного переутомления младших школьников средствами нетрадиционной гимнастики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Екатеринбург, 2009.
10. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. М., 2003. 403 с.
11. Матюхина М.В., Михальчик Т.С., Прокина Н.Ф. Возрастная и педагогическая психология. М.: Просвещение, 1984.—256с.
12. Меерович М.И., Шрагина Л.И. Технология творческого мышления: Практическое пособие. Минск, 2000. 176 с.
13. Особенности развития и формирования мнестических процессов у детей младшего школьного возраста// Педагогические науки - М.: Спутник+, №1, 2006. С. 125-128.
14. Память в деятельности// Современные гуманитарные исследования – М.: Спутник +, №1, 2006. С. С. 283-286.
15. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. М.И. Мееровича. М., 2000. 309 с.
16. Психология памяти / Под. ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. М.: РГБ, 2004.
Вопрос-ответ:
Как развивается произвольная память у детей младшего школьного возраста?
Развитие произвольной памяти у детей младшего школьного возраста происходит постепенно. В этом возрасте дети начинают осознавать, что они могут контролировать свою память и использовать ее для решения различных задач. Они становятся способными запоминать информацию на основе обучения и уже не только на основе непосредственных ощущений. Важными моментами в развитии произвольной памяти являются формирование стратегий запоминания и возможность применять их в разных ситуациях.
Какие особенности произвольной памяти у младших школьников?
Особенности произвольной памяти у младших школьников заключаются в том, что они все еще находятся в процессе развития этой памяти. В этом возрасте дети еще не всегда способны максимально сосредоточиться на задаче и правильно использовать свою память для запоминания информации. Также, у младших школьников может наблюдаться недостаток стратегий запоминания, что делает их процесс запоминания менее эффективным.
Что такое переутомление и как оно влияет на произвольную память?
Переутомление - это физиологическое состояние, которое возникает при длительной и интенсивной нагрузке на организм. Оно может негативно влиять на произвольную память, снижая ее эффективность. Переутомление может вызвать ухудшение концентрации внимания, затруднения в запоминании информации и снижение работоспособности. Поэтому важно учитывать уровень утомления при разработке методик обучения детей младшего школьного возраста.
Какие результаты были получены в исследовании влияния утомления на произвольную память?
В исследовании было выяснено, что утомление негативно влияет на произвольную память у детей младшего школьного возраста. Утомленные дети проявляют больше затруднений в запоминании информации и испытывают снижение эффективности производственных процессов памяти. Это говорит о необходимости учитывать уровень утомления при планировании и организации учебной работы с детьми.
Каковы особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста?
Особенности развития произвольной памяти у детей младшего школьного возраста заключаются в том, что они начинают осознавать свою память как инструмент для запоминания и воспроизведения информации. В этом возрасте ребенок уже способен запоминать более сложные и абстрактные понятия, развивать свою внимательность, концентрацию и умение контролировать свои мысли и действия. Однако, их произвольная память все еще не так развита, как у взрослых, поэтому они могут испытывать трудности в организации и сохранении информации.
Что такое переутомление и как оно влияет на произвольную память?
Переутомление - это состояние, когда организм находится в состоянии сильной усталости и истощения из-за длительного и интенсивного физического или умственного напряжения. Переутомление может негативно влиять на произвольную память, поскольку оно вызывает нарушения в работе мозга и затрудняет концентрацию внимания. Переутомленные дети или взрослые могут испытывать трудности в запоминании и воспроизведении информации, а также в решении задач и принятии решений.
Какие результаты дало эмпирическое исследование влияния утомления на произвольную память в младшем школьном возрасте?
Эмпирическое исследование показало, что утомление влияет на произвольную память детей младшего школьного возраста. Утомленные дети показывали худшие результаты в заданиях, связанных с запоминанием и воспроизведением информации, по сравнению с невымотанными детьми. Они также испытывали трудности в сосредоточении внимания и удержании информации в памяти.
Какую диаграмму распределения уровня долговременной памяти показывает Рис. 1 в приложении?
Диаграмма распределения уровня долговременной памяти, показанная на Рис.1 в приложении, показывает, что утомление у детей младшего школьного возраста приводит к снижению показателей их долговременной памяти. Дети, которые были утомлены, имели более низкие результаты по задачам, связанным с долговременным запоминанием информации, в сравнении с детьми, не испытавшими утомления.
Какую информацию содержит глава I статьи "Влияние утомления на произвольную память в младшем школьном возрасте"?
Глава I содержит информацию о развитии произвольной памяти у детей младшего школьного возраста, особенностях памяти младших школьников и развитии произвольного и осмысленного запоминания.
Что означает понятие "переутомление" в современной психологической литературе?
В современной психологической литературе понятие "переутомление" используется для обозначения состояния, когда человек испытывает сильное утомление, которое негативно сказывается на его производительности и функционировании.
Каким образом утомление влияет на произвольную память у детей младшего школьного возраста?
Исследование показало, что утомление негативно влияет на произвольную память у детей младшего школьного возраста. Утомленные дети имеют более низкий уровень долговременного запоминания по сравнению с отдохнувшими детьми. Утомление также сказывается на способности к осмысленному запоминанию.
Есть ли графическое представление результатов исследования влияния утомления на произвольную память у детей младшего школьного возраста?
Да, на рисунке 1 представлена диаграмма распределения уровня долговременного запоминания у детей младшего школьного возраста. Из диаграммы видно, что утомленные дети имеют более низкий уровень долговременной памяти по сравнению с отдохнувшими детьми.