Статус суахили в странах Африки.
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 12 + 12 источников
- Добавлена 23.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I
Генезис и общая социолингвистическая характеристика языка суахили
§ 1 Происхождение языка суахили
§ 2 Общая социолингвистическая характеристика языка суахили
Глава II
Особенности, статус и практика использования языка суахили в странах Африки
Заключение
Список использованной литературы
Но, заметим, что речь ни в коей мере не идет об устранении из сферы общения языков бывших метрополий. Систематическое неприятие французского или любого другого иностранного языка может создать значительные проблемы.
Отметим, что с целью поддержания статуса собственно языка суахили в странах Африки, его использование широко распространено в печати, существуют специальные программы по ликвидации неграмотности, проходит разработка «сюжетов», имеющих отношение к традициям (здесь имеются в виду сюжеты, связанные с воспитанием духовной культуры), подготовка передач интеграционного характера.
В Танзании в настоящее время растет число жителей, для которых общегосударственный суахили стал родным и функционально первым; помимо ассимилированных в языковом отношении носителей первичных территориальных вариантов суахили, они представлены утратившим племенное и этническое самосознание населением городов и полиэтнических сельскохозяйственных поселений, а также мигрантами, потерявшими связь с родным этносом.
В 1920 году суахили подвергся стандартизации, были установлены строгие языковые нормы, что способствовало развитию суахили, как литературного языка. В таком качестве он используется многими носителями других языков банту. На суахили издается обширная литература, в том числе художественные и поэтические произведения, вещает много радиостанций. Суахили продолжает свое триумфальное шествие по Африке.В западном мире также растет интерес к изучению этого своеобразного и интересного языка, о чем свидетельствует открытие Йельским университетом специальной программы по изучению африканских языков, в которой суахили занимает главенствующую позицию.
Прежде всего, суахили – это единственный из языков банту, который имеет статус международного языка. На суахили выходит большое количество периодики, существует богатая литературная традиция. Число говорящих на нем оценивается от 50 до 80 миллионов человек, он является государственным языком Кении и Танзании (наряду с английским), а также чрезвычайно широко распространен в Конго (бывшем Заире), Уганде, Руанде, Бурунди, Сомали и на севере Мозамбика. Вместе с тем родным его считает только сравнительно небольшая народность суахили (waswahili), расселенная в Кении и Танзании на берегу Индийского океана. Почему же язык этого народа, численностью не более 1,5 миллионов человек, стал таким распространённым на обширных территориях Восточной и Центральной Африки? Это – следствие своеобразной истории этого языка.Развитие суахили, в результате которого он стал тем, чем является сейчас, началось в 7 веке н.э., после начала проникновения на восточно-африканское побережье Индийского океана арабских купцов и работорговцев. Основание ими торговых факторий на острове Занзибар, в Момбасе и Софале привело к установлению постоянных контактов с местным населением. Как средство общения стал использоваться язык одного из небольших племен, который и превратился в современный язык суахили.
В XX в. интерес к суахили существенно возрос. В настоящее время суахили преподается и изучаетсяя почти во всех крупных университетах и научно-исследовательских центрах Германии, Англии, Франции, Италии, Бельгии, Японии, Китая, США и др. стран. Африканские ученые также занимаются его исследованиями. В Танзании существует Институт исследования суахили при Дар-эс-Саламском университете, издающий журнал научных работ по различным вопросам языка, литературы и культуры суахили.
Таким образом, суахили это наиболее широко распространенный язык в восточной Африке, поэтому многие мировые компании используют этот язык. Среди них можно назвать BBC, Radio Cairo (Egypt), the Voice of America (USA), Radio Deutschewelle (Germany), Radio Moscow International (Russia), Radio Japan International, Radio China International, Radio Sudan, and Radio South Africa. язык суахили также вносит свой вклад в мир искусства посредством песен, театральных постановок. Например, хорошо известен текст на песню под названием «Либерийская девушка» Майкла Джексона, где использованы фразу на суахили, также отдельные слова мы встречаем в мультфильме «Король Лев». Отметим, что суахили в настоящее время изучают во многих учебных заведениях.
Хотим также отметить, что компания Microsoft создала операционную систему Windows и офисный пакет Office на языке суахили, над созданием которых в течение двух лет работали эксперты, проделавшие работу по стандартизации языка суахили, поскольку, как мы уже упоминали, в данном языке существует несколько диалектов. Создание операционной системы на суахили, по оценкам специалистов, должно стать своеобразным мостом технологий между развитыми и развивающимися странами. Заметим, что единую терминологию разрабатывали филологи и лингвисты стран Африки, в частности Танзании, Уганды, Кении и др. Компания Microsoft полагает, что в странах Африки, где уровень грамотности остается на низком уровне, выход суахили-версии Windows станет толчком для правительства в сфере развития ИТ-сферы.
Особо хотим обратить внимание на тот факт, что ежугодно в Африке проходит музыкальный и культурный фестиваль суахили (Sauti za Busara). В 2009 году он состоялся в районе Стоун-Таун. Фестиваль суахили является одним из самых знаменитых и красочных событий на Занзибаре. Из года в год он проводится в середине февраля и собирает огромное множество гостей и участников со всего мира. В этом году 78% туристов, посетивших фестиваль, были гражданами Занзибара, еще 5% составили гости из других африканских стран и 17% приехали из-за остальных государств. Этот праздник, в рамках которого проводятся концерты, конкурсы, ярмарки, гонки на парусных судах, парады и карнавалы – лучшая возможность познакомиться с самобытной культурой этого острова.
Таким образом, язык суахили несет ярко выраженную символическую функцию: он выступает как четкий знак самоопределения, аккумулирующий в себе всю историю данного сообщества.
Хотя на суахили говорит 50 млн. человек, лишь 2 млн. разговаривают на нем с рождения, главным образом вдоль восточноафриканского побережья. Переселение племен банту на юг и торговые пути в Центральноафриканскую Республику способствовали распространению языка. Суахили известен как язык-посредник между носителями разных языков в Африке. Это главным образом городской язык, на нем говорят в центрах городов, в то время как сельское население общается на своих местных наречиях, пользуясь суахили только при встречах с пришлыми людьми.
Танзания и Кения официально приняли суахили в качестве национального языка. Особенно в Танзании суахили все чаще выбирается в качестве первого языка, заменяя английский. Примерно 95% населения говорят на суахили, а 93,4% двуязычны. Суахили используется в школах, некоторых университетах, правительственных учреждениях и судах. Хотя в Кении на нем не говорят так широко, он имеет фактически одинаковый с английским статус и преподается в школах в обязательном порядке.
Суахили широко распространен в Уганде и в восточной части Конго. В Уганде позиции суахили сильно зависят от того, какая политическая фракция в данный момент у власти. Хотя статус суахили в среде христианизованного большинства этноязычных банту южной и восточной Уганды никогда не был высоким, он служил важным посредником в северных районах страны, а также использовался в армии и полиции. Существуют государственные планы по введению суахили в качестве обязательного предмета в школах.
В Бурунди и Руанде на суахили говорят в крупных городах, где существует множество межэтнических сообществ, однако его нельзя считать широко используемым языком.
Заключение
Язык суахили – это язык радио и телевидения, массовой песенной культуры, политики и армии Африки. Им владеют практически все торговцы и работники сферы обслуживания. Своеобразие языка суахили в том, что он не связан с каким-либо определенным этносом – численность людей, для которых он является родным, не превышает двух миллионов человек. Термин «васуахили» (т.е. суахилийцы) имеет не столько этническое, сколько социально-культурное значение. Для большинства населения Восточной Африки естественно владение, как минимум, двумя языками – своим родным и суахили.
Хотя на суахили говорит 50 млн. человек, лишь 2 млн. разговаривают на нем с рождения, главным образом вдоль восточноафриканского побережья. Переселение племен банту на юг и торговые пути в Центральноафриканскую Республику способствовали распространению языка. Суахили известен как язык-посредник между носителями разных языков в Африке. Это главным образом городской язык, на нем говорят в центрах городов, в то время как сельское население общается на своих местных наречиях, пользуясь суахили только при встречах с пришлыми людьми.
Танзания и Кения официально приняли суахили в качестве национального языка. Особенно в Танзании суахили все чаще выбирается в качестве первого языка, заменяя английский. Примерно 95% населения говорят на суахили, а 93,4% двуязычны. Суахили используется в школах, некоторых университетах, правительственных учреждениях и судах. Хотя в Кении на нем не говорят так широко, он имеет фактически одинаковый с английским статус и преподается в школах в обязательном порядке.
Суахили широко распространен в Уганде и в восточной части Конго. В Уганде позиции суахили сильно зависят от того, какая политическая фракция в данный момент у власти. Хотя статус суахили в среде христианизованного большинства этноязычных банту южной и восточной Уганды никогда не был высоким, он служил важным посредником в северных районах страны, а также использовался в армии и полиции. Существуют государственные планы по введению суахили в качестве обязательного предмета в школах.
В Бурунди и Руанде на суахили говорят в крупных городах, где существует множество межэтнических сообществ, однако его нельзя считать широко используемым языком.
Список использованной литературы
Жуков А.А. Культура, язык и литература суахили. M., 1983.
Левина А.Е. Язык и общество. М., 2004.
Мячина Е.Н. Язык суахили. М., 1960.
Райбенд И.М. Социальная лингвистика. М., 2006.
Швейцер А.Д. Социолингвистика / Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 481-482.
Литература на иностранных языках:
Chirill G. Language structure and language use. N-Y., 2008.
Gudman J.T. Aspekte der Soziolinguistik. M., 2008.
Human F. Foundations in sociolinguistics. London, 2004.
Itman I. Language as a social semiotic. Tel-Aviv, 2009.
Lebern J.H. Sociolinguistic patterns. N-Y., 2007.
См.: Lebern J.H. Sociolinguistic patterns. N-Y., 2007. P. 32-37.
См.: Itman I. Language as a social semiotic. Tel-Aviv, 2009. P. 17.
См.: Швейцер А.Д. Социолингвистика / Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. С. 481.
Там же. С. 482.
См.: Левина А.Е. Язык и общество. М., 2004. С. 57.
См.: Швейцер АД. Указ. соч. С. 482.
См.: Райбенд И.М. Социальная лингвистика. М., 2006. С. 111.
См.: Швейцер А.Д. Указ. соч. С. 482.
Там же.
См.: Gudman J.T. Aspekte der Soziolinguistik. M., 2008. S. 38.
См.: Жуков А.А. Культура, язык и литература суахили. M., 1983. С. 19-21.
См., например: Chirill G. Language structure and language use. N-Y., 2008; Gudman J.T. Aspekte der Soziolinguistik. M., 2008; Human F. Foundations in sociolinguistics. London, 2004.
См. подробнее об этом: Жуков А.А. Культура и язык суахили. М. 1983. С. 37-42.
2
1.Жуков А. А. Именные классы в языках банту (из истории изучения). - Вестник ЛГУ, 1964, вып. 4, № 20.
2.Жуков А.А. Культура, язык и литература суахили. M., 1983.
3.Жуков А. А. О лингвистических работах Людвига Крапфа. - В кн.: III Всесоюзная конференция африканистов "Африка в современном мире": Тезисы докладов. Вып. II. М., 1979.
4.Мячина Е.Н. Язык суахили. М., 1960.
5.Ольдерогге Д. А. Система родства баконго в XVIII в. - ТИЭ, т. LII. M.- Л., 1959 (Африканский этнографический сборник. III).
6.Debrunner H. W. Presence and prestige: Africans in Europe. Basel, 1979.
7.Doke C. M. The earliest records of Bantu. - Bantu Studies, 1938, v. XII, № 2 (эту же статью см. также в African Studies, 1960, v. XIX, №1
8.Ewald H. von. Ueber die Volker und Sprachen sudlich von Aethiopien. - Zeitschr. der Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft (ZDMG), 1847, Bd. I, Hf. 1.
9.Gabelentz H. C. Ueber die Sprache der Suaheli. - ZDMG, 1847, Bd. I, Hf. 3.
10.Freeman-Grenville G. S. P. Medieval evidence for Swahili. - Swahili, 1959, №29/1.
11.Kohler O. Geschichte und Probleme der Gliederung der Sprachen Afrikas. - In: Die Volker Afrikas und ihre traditioneller Kulturen. Hrsg. von Baumann H. Th. I. Wiesbaden, 1975.
12.Pott A. Ueber die Kihiau-Sprache. - ZDMG, 1852, Bd. VI, Hf. 3.
Вопрос-ответ:
Каковы особенности языка суахили?
Суахили - это банту-язык, который используется преимущественно в Восточной Африке. Он является одним из официальных языков Кения, Танзании и Уганды, а также имеет статус регионального языка в других странах Африки. Суахили является языком национального единства и используется в широком культурном и коммерческом контексте.
Откуда происходит язык суахили?
Язык суахили возник в результате смешения африканских и арабских языков. Он сформировался на побережье Восточной Африки как торговый язык и распространился на соседние регионы. Арабские слова и влияние суахили связаны с давней историей торговли и культурного обмена в регионе.
Каков статус суахили в странах Африки?
Суахили имеет официальный статус в нескольких странах Восточной Африки, включая Кению, Танзанию и Уганду. Он является одним из официальных языков этих стран и используется в правительственных структурах, образовании, СМИ и деловых коммуникациях. Кроме того, суахили является распространенным языком общения в регионе и имеет большое значение для культурного и национального единства.
Какие преимущества практики использования языка суахили в странах Африки?
Практика использования языка суахили в странах Африки способствует обеспечению коммуникации и взаимопонимания между разными этническими группами национальности. Это укрепляет социальную кооперацию, содействует обмену идеями, развитию экономики и культурного разнообразия. Суахили также помогает сохранить и распространить африканскую культуру и традиции в регионе.
Где распространён язык суахили в Африке?
Язык суахили широко распространен в странах Восточной и Центральной Африки, включая Танзанию, Кении, Уганду, Мозамбик, Руанду, Бурунди и Демократическую Республику Конго.
Каков исторический происхождение языка суахили?
Язык суахили образовался как результат смешения бантуийских языков и арабского языка в результате торговых контактов между восточным побережьем Африки и арабскими купцами.
Каковы особенности статуса и практики использования языка суахили в странах Африки?
Язык суахили имеет высокий статус и является одним из официальных языков в Танзании и Кении. Он также активно используется в различных сферах общения, включая правительство, образование, средства массовой информации и повседневную жизнь.
Существует ли стремление заменить язык суахили на другие языки, такие как французский?
Нет, нет стремления заменить язык суахили на другие языки в странах Африки. Язык суахили имеет культурное значение и широко используется в повседневной жизни африканских народов.
Какова общая социолингвистическая характеристика языка суахили?
Язык суахили имеет богатую историю и культурное наследие. Он является одним из наиболее распространенных языков Восточной и Центральной Африки, и его говорит более 100 миллионов человек. Суахили также является одним из ключевых языков в регионе для коммуникации и взаимодействия между разными этническими группами.
Каково происхождение языка суахили?
Язык суахили имеет свое происхождение от банту, группы языков, которые были распространены в Центральной и Южной Африке. Влияние арабского и персидского языков также сказалось на формировании суахили.