Логопедическая работа с заикающимися детьми дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 29 29 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 25.09.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Причины и механизмы развития заикания у детей дошкольного возраста
2. Системы коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста
3. План коррекционно-обучающей работы на учебный год для заикающихся детей старшей группы детского сада с фрагментами уроков
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

III Март, апрель Уточнять и расширять знания детей по лексическим темам: «Весна», «Дикие животные», «Перелетные птицы», «Профессии», «Водный и воздушный транспорт». Дать представления о смене времен года, о приходе весны. (Наступила весна. День становится длиннее. Солнце греет все теплее, тает снег, бегут ручьи. Образуются проталины, на них появляется первая зеленая трава, появляются насекомые. На деревьях распускаются почки, появляются первые листочки. Появляются первые весенние цветы: мимозы, тюльпаны, ландыши, сирень.) Продолжать знакомить детей с некоторыми дикими животными средней полосы (медведь, лиса, заяц, еж, волк), с их повадками, с названиями детенышей. Продолжать знакомить с перелетными птицами – грачом, ласточкой, скворцом; учить отличать их по внешнему виду. Знакомить с профессиональными принадлежностями для портнихи (иголкой, ниткой, ножницами, пуговицами, наперстком); с названиями одежды, которые она шьет (пальто, платье, костюм) из разных тканей: ситца, байки, шерсти, шелка. Знакомить с профессией повара, названиями некоторых блюд, посудой. Знакомить с водным и воздушным транспортом, расширять представления детей о его функциях и значении, о профессиях людей, которые им управляют.
Воспитание внимания к речи
Научить детей внимательно слушать образцы рассказов логопеда, воспитателей и своих сверстников. Учить запоминать речевые образцы и вариативно пользоваться ими в своих ответах. Воспитывать внимательное отношение к речи товарищей, замечать неправильные или неточные ответы.
Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью
Учить детей самостоятельно составлять описательные и сюжетные рассказы по предметной и сюжетной картинке. Учить самостоятельно придумывать начало или конец рассказа к изображенному на картине действию без опоры на наглядный материал. Учить выделять в картине главное и второстепенное, объяснять причинную зависимость. Учить пересказывать содержание короткого рассказа или сказки по вопросам и без них. Учить распространять короткие фразы, строя их в различных вариантах (Пришла весна. Пришла солнечная весна. Наступила теплая весна). На занятиях по художественной литературе учить понимать поступки героев, определять и мотивировать свое отношение к положительным и отрицательным героям произведения. Закреплять у детей навыки пользования самостоятельной речью, усвоенные в I и II периодах. Воспитание внимания к речи
Учить детей внимательно слушать большие по объему устные объяснения к предстоящей деятельности, понимать и запоминать их без показа образца поделки, рисунка, правильно воспроизводить рассказ о предстоящей работе, в заданной последовательности выполнять задание. Воспитывать внимание к речи: внимательно слушать рассказ товарища, не повторяться; замечать неправильные высказывания, исправлять их, дополнять.
Упражнения в пользовании элементарной контекстной речью
Учить детей отвечать без опоры на образец поделки, рисунка развернутой фразой, объяснять способ изготовления поделки, рисунка, аппликации, причину выбора того или иного материала: «Мне нужна оранжевая бумага, потому что я буду вырезать лису», «Чтобы получить голубую краску, я смешаю синюю краску с белой и получится голубая». Учить детей рассказывать о своей работе подробно и последовательно, не пропуская основных ее звеньев. Вырабатывать умение спокойно реагировать на дополнительные вопросы логопеда. Совершенствовать рассказы детей в стилистическом отношении, устранять излишние повторы в речи («потом..., потом..., потом...»), учить пользоваться синонимами. Учить правильно строить фразы, соблюдая прямой порядок слов в предложении. Учить составлять мысленно план рассказа, лишь затем рассказывать его вслух, перестраивать первоначальный план, чтобы не повторять рассказ товарищей. Учить детей задавать конкретные вопросы друг другу. Закреплять навыки пользования самостоятельной речью различной сложности. IV Май, июнь На основе наблюдений за явлениями природы расширять и углублять знания детей о лете. Учить рассказывать о своих впечатлениях взрослым.
Воспитание внимания к речи
Закреплять у детей навык внимательно выслушивать любого собеседника (взрослого и ребенка, знакомого и незнакомого человека, близкого родственника и т. д.) на занятиях и вне их. Закреплять умение спокойно реагировать на замечания как взрослых, так и товарищей, правильно выполнять любые задания, поручения.
Упражнения в более сложной контекстной речи
Продолжать учить детей составлять связные рассказы по картине, из личной жизни, творческие рассказы. Учить строить сложные предложения, с использованием сравнений, определений. Учить выразительно пересказывать сказки, рассказы, подражая голосам действующих лиц. Закреплять самостоятельное использование всех форм речи, усвоенных за учебный год. Воспитание внимания к речи
Закреплять у детей навыки внимательного отношения к речи окружающих, умение выслушать, понять и правильно выполнить сказанное. Закреплять умение исправить ошибку товарища и предложить более правильную формулировку фразы, точнее по смыслу, с правильным порядком слов в предложении, объяснить один или несколько вариантов задания.
Упражнения в более сложной контекстной речи
Закреплять у детей навыки последовательного и очень подробного рассказа о предстоящей деятельности без опоры на наглядность, а в некоторых случаях и без опоры на рассказ взрослого, по представлению; умение продолжить рассказ, начатый товарищем. Учить детей передавать содержание коротко, перечисляя лишь основные действия в работе. Учить рассказывать в рассуждающей форме: «Если вы разрешите рисовать лису, то я разведу оранжевую краску, а если зайца, то белую краску». Закреплять навыки предварительного планирования рассказа и деятельности. Закреплять все формы как отдельных ответов, так и целых рассказов. Заключение

Заикание определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или «вторичного» заикания, которое наблюдается при патологии головного мозга органического генеза или нервно-психических расстройствах. Устранять этот дефект речи необходимо сразу же, как только он проявится. Иначе заикание закрепится и станет стойким, а в школьном возрасте начнет прогрессировать. Кроме того, у дошкольников заикание устраняется легче и быстрее, чем у детей более старшего возраста.
В настоящее время нет единых методов устранения этого дефекта. А главное – часто логопедическое воздействие направляется лишь на механическую тренировку детей в плавном, замедленном проговаривании и вовсе не учитываются специфические особенности их речевого развития, своеобразие протекания у них внеречевых процессов, имеющих непосредственное отношение к коммуникативной функции языка.
Развивать связную речь детей нужно в той последовательности, в какой происходит обычное развитие речи дошкольника, т. е. на основе психологических закономерностей протекания этого процесса. В психологических исследованиях отмечается, что наиболее ранней формой речи детей является речь, непосредственно соотносимая с практическим действием или с ситуацией, в которой или по поводу которой происходит общение.
Основная линия последовательного развития связной речи детей состоит в том, что сначала они овладевают умением пользоваться свободной от заикания речью, связанной с конкретными, наглядными предметами или действиями. Затем они начинают говорить под воздействием ярких, четких зрительных представлений, а в конце обучения овладевают обобщенными отвлеченными высказываниями без какой бы то ни было зрительной опоры. Таков постепенный путь овладения детьми различными формами речи.
Из сказанного ясно, что основной смысл логопедических занятий не в тренировке навыков механической речи, а в обучении детей легко и свободно выражать свои мысли, отвечать, спрашивать, пояснять, рассказывать, делать .выводы, заключения, обобщения. Как показала практика, механическая тренировка речи детей, упражнения в сопряженной, отраженной речи, в воспроизведении заученного текста не приносят желаемых результатов. Наибольший эффект дает использование самостоятельной речи с самых первых занятий.
Список литературы




Абелева И.Ю., Синицына Н.Ф. Если ребенок заикается. – М.: Просвещение, 1969.
Андронова Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М., 1990.
Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. – 1978. – №1. – с.25-30.
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998.
Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1977.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М., 1959.
Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974. – №7. – с.82-85.
Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефект. фак. пед. вузов. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: Владос, 2007.
Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.
Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М.: Медицина, 1990.
Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. – М.: Медицина, 1997.
Левина Р.Е. Заикание у детей. // Преодоление заикания у детей. – М., 1975.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос, 1997.
Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань: «Лиана», 1999.
Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1975. – с. 23-135.
Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО «СЛП», 1997.
Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М.:Просвещение, 2002.
Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 1995.
Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. – М., 1965.
Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000.
Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – М., 1965
Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994.
Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1980. – с. 5-14

Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.
Абелева И.Ю., Синицына Н.Ф. Если ребенок заикается. – М.: Просвещение, 1969.
Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефект. фак. пед. вузов. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: Владос, 2007.

Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994. – с. 27.
Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. – 1978. – №1. – с.25-30.
Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М.: Медицина, 1990.
Шкловский В.М. – Указ. соч.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. - М.: Владос, 2000.
Шкловский В.М. – Указ. соч. – с. 59.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос, 1997. – с. 174.
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998. – с. 88.
Там же. – с. 93.
Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО «СЛП», 1997. – с. 62.
Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М.: Медицина, 1990. – с. 311.

Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974. – №7. – с.82-85.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – с. 103.
Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. – М.: Медицина, 1997. – с. 98.
Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М., 1959.
Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. – М., 1965.
Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000. – с. 112.
Левина Р.Е. Заикание у детей. // Преодоление заикания у детей. – М., 1975. – с.16.
Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – М., 1965
Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1980. – с. 5-14
Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1975. – с. 23-135.
Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – М., 1965. – с. 57.

Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1975. – с. 68-69.













3

Список литературы




1.Абелева И.Ю., Синицына Н.Ф. Если ребенок заикается. – М.: Просвещение, 1969.
2.Андронова Л.З. Комплексная система устойчивой нормализации речи заикающихся. – М., 1990.
3.Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др. Данные клинико-физиологического исследования детей дошкольного возраста, страдающих заиканием // Дефектология. – 1978. – №1. – с.25-30.
4.Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности «Логопедия» – М.: В. Секачев, 1998.
5.Богомолова А.И. Устранение заикания у детей и подростков. – М.: Просвещение, 1977.
6.Власова Н.А. Логопедическая работа с заикающимися дошкольниками. – М., 1959.
7.Власова Н.А. О заикании детей дошкольного возраста // Педиатрия. – 1974. – №7. – с.82-85.
8.Волкова Л.С. Логопедия: Учебник для студ. дефект. фак. пед. вузов. – 5-е изд., перераб.и доп. – М.: Владос, 2007.
9.Выгодская И.Г. и др. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. – М.: Просвещение, 1993.
10.Карвасарский Б.Д. Неврозы. – М.: Медицина, 1990.
11.Крыжановский Г.Н. Общая патофизиология нервной системы. Руководство. – М.: Медицина, 1997.
12.Левина Р.Е. Заикание у детей. // Преодоление заикания у детей. – М., 1975.
13.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Владос, 1997.
14.Меньшикова С.В. Коррекция заикания у детей. Практическое пособие для логопедов и родителей. – Казань: «Лиана», 1999.
15.Миронова С.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. // Преодоление заикания у дошкольников. / Под ред. Р.Е. Левиной. – М., 1975. – с. 23-135.
16.Миссуловин Л.Я. Заикание и его устранение. – СПб.: ООО «СЛП», 1997.
17.Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. – М.:Просвещение, 2002.
18.Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Как помочь заикающимся школьникам. – М.: Просвещение, 1995.
19.Pay Е.Ф. Система работы по устранению недостатков речи у детей дошкольного и школьного возраста. – М., 1965.
20.Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. – М.: ГНОМ-ПРЕСС, 1998.
21.Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия. – М.: Владос, 2000.
22.Соловьева Е.Н. Путь к преодолению заикания. – СПб.: Детство-Пресс, 2002.
23.Чевелева Н.А. Исправление заикания у дошкольников в процессе обучения. – М., 1965
24.Шкловский В.М. Заикание. – М., 1994.
25.Ястребова А.В. Коррекция заикания у учащихся общеобразовательной школы. Пособие для учителей-логопедов. – М.: Просвещение, 1980. – с. 5-14

Вопрос-ответ:

Какие причины и механизмы развития заикания у детей дошкольного возраста?

Причины и механизмы развития заикания у детей дошкольного возраста могут быть различными. Одной из распространенных причин является наследственность, когда ребенок получает генетическую предрасположенность к заиканию от одного или обоих родителей. Также, заикание может быть вызвано психологическими факторами, включая сильные эмоциональные переживания, стресс, низкую самооценку. Некоторые дети начинают заикаться из-за недостатка речевого опыта или неправильного обучения речи. Механизмы развития заикания могут быть связаны с нарушениями моторики органов речи, нарушениями речевого темпа или координации мышц, а также с неправильным использованием дыхания и голоса в процессе речи.

Какие системы существуют в коррекционной работе с заикающимися детьми дошкольного возраста?

В коррекционной работе с заикающимися детьми дошкольного возраста существует несколько систем. Одной из них является индивидуальная коррекционная работа с логопедом, когда специалист проводит индивидуальные занятия с ребенком, направленные на коррекцию речи и устранение заикания. Также существует групповая коррекция, когда несколько заикающихся детей занимаются вместе под руководством логопеда. Важным компонентом коррекционной работы является сотрудничество с родителями, которые получают рекомендации и обучаются особым методикам для работы с ребенком дома. В некоторых случаях, может быть назначен медикаментозный метод лечения.

Почему дети дошкольного возраста могут начать заикаться?

Заикание у детей дошкольного возраста может быть вызвано разными причинами. Одним из факторов может быть нарушение речевого развития, которое может быть связано с неправильной работой речевого аппарата или несформированностью речевых функций. Также заикание может быть вызвано психоэмоциональными проблемами, такими как стресс, тревога или низкое самооценка.

Какие системы помогают корректировать заикание у детей дошкольного возраста?

Для коррекции заикания у детей дошкольного возраста используются различные системы работы. Одной из таких систем является артикуляционная гимнастика, которая помогает улучшить работу речевого аппарата. Также используется различные игровые и ролевые задания, которые помогают улучшить речь и развить координацию движений. Важно, чтобы в работе с заикающимися детьми участвовали родители и педагоги, чтобы создать поддержку и понимание.

Какой план работы предлагается для заикающихся детей старшей группы детского сада?

План коррекционно обучающей работы на учебный год для заикающихся детей старшей группы детского сада включает различные уроки и задания. Например, в рамках занятий можно использовать фрагменты уроков по лексическим темам, таким как "Весна", "Дикие животные", "Перелетные птицы", "Профессии", "Водный и воздушный транспорт". Занятия могут быть организованы в игровой форме, чтобы привлечь внимание детей и побудить их активно участвовать в процессе обучения.

Какие причины могут привести к заиканию у детей дошкольного возраста?

Причины заикания у детей дошкольного возраста могут быть различными. Это может быть генетическое наследство, нарушение развития речевых органов, психологические факторы (например, стресс, тревога), задержка речевого развития или недостаточное внимание родителей к развитию речи ребенка.

Какие системы коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста существуют?

Существуют различные системы коррекционной работы с заикающимися детьми дошкольного возраста. Одна из них - система индивидуальной логопедической помощи, которая включает в себя диагностику и разработку индивидуального плана работы с каждым ребенком. Еще одной системой является групповая логопедическая работа, где дети занимаются в небольших группах и работают над различными упражнениями и играми, направленными на развитие речи и снятие заикания.

Какой план коррекционно обучающей работы на учебный год может быть для заикающихся детей старшей группы детского сада?

План коррекционно обучающей работы на учебный год для заикающихся детей старшей группы детского сада может включать такие этапы, как диагностика и определение индивидуальных потребностей каждого ребенка, разработка индивидуального плана работы, проведение занятий с использованием различных методик и упражнений, постоянный контроль и оценка прогресса каждого ребенка и корректировка плана работы в зависимости от его успехов.

Какие литературные источники можно использовать при работе с заикающимися детьми дошкольного возраста?

При работе с заикающимися детьми дошкольного возраста можно использовать следующие литературные источники: "Заикание у детей дошкольного возраста: причины и методы коррекции" (автор А.А. Киреева), "Работа с заикающимися детьми: практическое пособие для логопедов" (автор А.М. Тихомирова), "Стратегии и методы работы с заикающимися детьми дошкольного возраста" (автор М.И. Каган).

Какие причины заикания у детей дошкольного возраста?

Причины заикания у детей дошкольного возраста могут быть различными. Одной из основных причин является наследственная предрасположенность к заиканию. Также заикание может быть вызвано эмоциональным напряжением, стрессом, низкой самооценкой, неправильным обучением речи или недостаточным развитием моторных навыков речи.