Показатели рентабельности продаж. Методика анализа рентабельности продаж по факторам.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Анализ хозяйственной деятельности
  • 40 40 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 19.12.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1 ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ. МЕТОДИКА АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ ПО ФАКТОРАМ»

РАЗДЕЛ 2 РЕШЕНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАДАНИЯ
2.1 Исходные данные задания
2.2 Решение практического задания
2.2.1 Оценка динамики объёма производства и реализации продукции
2.2.2 Оценка выполнения плана по ассортименту продукции
2.2.3 Оценка коэффициента ритмичности выпуска продукции
2.2.4 Оценка движения и состояния основных фондов
2.2.5 Оценка показателей использования основных средств
2.2.6 Оценка динамики показателей использования трудовых ресурсов
2.2.7 Оценка динамики обобщающих показателей эффективности использования материальных ресурсов
2.2.8 Анализ динамики и структуры затрат на производство
2.2.9 Анализ себестоимости продукции по статьям калькуляции
2.2.10 Анализ отклонения от плана по материальным затратам
2.2.11 Анализ расходов на оплату труда работников ППП
2.2.12 Анализ расходов на оплату труда работников по факторам
2.2.13 Анализ расходов на обслуживание производства и управление
2.2.14 Оценка динамики финансовых результатов
2.2.15 Анализ прибыли от продаж по факторам
2.2.16 Анализ рентабельности производственных активов по факторам
2.2.17 Анализ показателей общей финансовой устойчивости
2.2.18 Анализ источников собственных оборотных средств
2.2.19 Анализ обеспеченности предприятия собственными источниками оборотных средств
2.2.20 Оценка платежеспособности путём анализа ликвидности
2.2.21 Анализ оборачиваемости оборотных средств
2.2.22 Анализ рентабельности совокупного капитала

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Фрагмент для ознакомления

Влияние этого фактора определяется в виде разности между полной себестоимостью в базисных ценах фактически проданной продукции и фактической себестоимостью, исчисленной без учёта изменения договорных цен отчётного периода на различные ресурсы (себестоимость: графа 3 – графа 4):

1908 – 1867 = 41 тыс. руб.

5. Изменение себестоимости за счёт структурных сдвигов в составе продукции: расчёт производится в виде разности между базисной полной себестоимостью, скорректированной на коэффициент роста объёма реализации продукции, и полной себестоимостью в базисных ценах фактически реализованной продукции:

1845 ∙ 2649 / 2543 – 1908 = 13,91 ≈ 14 тыс. руб.

6. Изменение договорных цен отчётного периода на материалы, тарифов на энергию, перевозки и так далее:

1867 – 1967 = - 100 тыс. руб.

Общее отклонение составляет: 183 тыс. руб., что балансируется по сумме факторных влияний:

183 = 199 + 24 + 5 + 41 + 14 - 100
Приведём результаты факторного анализа прибыли от продаж ниже в сводке влияния факторов на отклонение прибыли:

Отклонение прибыли всего – 183 тыс. руб.
в том числе за счёт:
- изменения отпускных цен на продукцию – 199 тыс. руб.;
- изменения объёма реализации продукции – 24 тыс. руб.;
- изменения структуры продукции – 5 тыс. руб.;
- снижения уровня затрат (режима экономии) – 41 тыс. руб.;
- изменения структуры затрат – 14 тыс. руб.;
- изменения цен на материалы и тарифов – минус 100 тыс. руб.

Как видно из приведенных расчётов, наибольшее влияние на отклонение прибыли оказали ценовые факторы. За счёт оста объёма продаж получено дополнительной прибыли только 13,1% (24 / 183), тогда как снижение уровня затрат позволило увеличить прибыль на 41 тыс. руб., что составляет 22,4: общего отклонения от прибыли от продаж.


2.2.16 Анализ рентабельности производственных активов по факторам

Представим исходные данные для анализа в таблице 2.21.

Таблица 2.21
Исходные данные для анализа рентабельности производственных активов
Показатели За предыдущий год За отчётный год А 1 2 1. Прибыль от продаж 698 881 2. Средняя величина производственных активов, в том числе
3398 4091 Продолжение таблицы 2.21 2.1 Средняя величина основных средств и производственных нематериальных активов 3049 3649 2.2 Средняя величина материально- производственных запасов 349 442 3. Выручка (нетто) от продаж 2543 2848 4. Рентабельность продаж, % (1 / 3*100) 27,45 30,93 5. Фондоёмкость продукции (2.1 / 3) 1,199 1,281 6. Коэффициент закрепления материально-производственных запасов (2.2 / 3) 0,137 0,155 7. Рентабельность производственных активов, % (1 / 2 * 100) 20,54 21,54
Произведём факторный анализ рентабельности продаж предприятия, воспользовавшись данными таблицы 2.20 и формулами расчёта, приведёнными в первом разделе работы: формулы (5), (6) и (7).
Влияние фактора изменения объёма реализации на величину рентабельности продаж (формула (5)):



Влияние фактора изменения себестоимости на величину рентабельности продаж (формула (6)):



Применив формулу (7), рассчитаем общее изменение рентабельности продаж:

7,77 – 4,29 = 3,48%

Таким образом, рост рентабельности продаж обеспечен ростом объёма реализации продукции, тогда как влияние себестоимости оказало отрицательное влияние на показатель рентабельности продаж (минус 4,29%).

2.2.17 Анализ показателей общей финансовой устойчивости

Для анализа заполним таблицу 2.22.

Таблица 2.22
Расчёт показателей общей финансовой устойчивости организации
Показатели На начало года На конец периода Изменения А 1 2 3 1. Собственные и приравненные к ним источники средств 3167 3566 +399 2. Итог актива баланса 3689 4092 +403 3. Коэффициент автономии (общей финансовой независимости) 0,86 0,87 +0,01 4. Соотношение собственных и заёмных источников средств 6,07 6,78 +0,71
В компании наблюдается рост собственных источников финансирования деятельности. Значение коэффициента автономии укладывается в нормативное и возросло за период на 0,01 единицы. Доля собственного капитала по отношению к заёмному также стала больше. Все расчёты, приведённые в таблице 2.22, позволяют понять, что компания обладает устойчивым финансовым состоянием.


2.2.18 Анализ источников собственных оборотных средств

Произведём анализ с помощью таблицы 2.23.

Таблица 2.23
Расчёт наличия источников собственных оборотных средств
Показатели На начало года На конец периода А 1 2 1 вариант расчёта 1. Капиталы и резервы 3147 3546 2. Долгосрочные обязательства 20 20 3. Доходы будущих периодов 3 4 4. Резервы предстоящих расходов 5 7 5. Итого собственных и приравненных к ним источников средств, включая долгосрочные обязательства (1+2+3+4) 3175 3577 6. Внеоборотные активы 2942 3249 7. Собственные источники оборотных средств (5-6) 233 328 2 вариант расчёта 8. Оборотные активы 747 843 9. Краткосрочные обязательства (без учёта доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) 514 515 10. Собственные источники оборотных средств (8-9) 233 328
Предприятие обладает достаточной величиной собственных оборотных средств, при этом данный показатель за исследуемый период увеличился на 41%.

2.2.19 Анализ обеспеченности предприятия собственными источниками оборотных средств

Произведём анализ в таблице 2.24.
Таблица 2.24
Анализ обеспеченности собственными источниками оборотных средств
Показатели На начало года На конец периода А 1 2 1. Собственные источники оборотных средств 233 328 2. Оборотные активы, всего
в том числе: 747 843 2.1 Запасы 446 449 2.2 Нормативная величина запасов 380 400 3. Обеспеченность собственными источниками оборотных средств - - 3.1. Всех оборотных активов 0,312 0,389 3.2. Запасов 0,522 0,731 3.3. Нормативных запасов 0,613 0,820
Таблица 2.23 показывает, что источников собственных оборотных средств компании недостаточно для покрытия даже нормативной величины запасов как на начало, так и на конец периода. Оставшаяся часть потребности удовлетворяется за счёт краткосрочного кредитования.

2.2.20 Оценка платежеспособности путём анализа ликвидности

Для анализа заполним таблицу 2.25.
Таблица 2.25
Анализ платежеспособности предприятия исходя из коэффициентов ликвидности
Показатели На начало года На конец периода Изменения А 1 2 3 1. Денежные средства и КФВ 6 7 +1 2. Дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев с момента отчётной даты 295 387 +92 Продолжение таблицы 2.25 3. Итого быстрореализуемых активов (1+2) 301 394 +93 4. Всего оборотных активов 747 843 +96 5. Краткосрочные обязательства (без учёта доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) 514 515 +1 6. Коэффициент абсолютной ликвидности 0,012 0,014 +0,002 7. Коэффициент срочной ликвидности 0,59 0,77 +0,18 8. Коэффициент текущей ликвидности 1,45 1,64 +0,19
Таблица 2.25 показывает, что ликвидность предприятия находится на оптимальном уровне, также коэффициент имеют положительную динамику в течение анализируемого периода: показатель абсолютной ликвидности вырос незначительно (на 0,002), но показатели срочной и текущей ликвидности выросли достаточно: на 0,18 и 0,19 единиц соответственно.

2.2.21 Анализ оборачиваемости оборотных средств

Проанализируем оборачиваемость оборотных средств предприятия в таблице 2.26.

Таблица 2.26
Анализ расходов на обслуживание производства и управление
Показатели За предыдущий год За отчётный год Изменения А 1 2 3 1. Выручка (нетто) от продажи 2543 2848 +305 Продолжение таблицы 2.26 2. Однодневная выручка (нетто) (1/360) 7,06 7,91 +0,85 3. Средняя стоимость оборотных активов 743 845 +102 4. Количество оборотов, совершённых оборотными активами за период 3,42 3,37 -0,05 5. Средняя продолжительность одного оборота в днях 105 107 +2 6. Коэффициент закрепления оборотных активов 0,29 0,30 +0,01
Анализ оборачиваемости даёт понять, что за исследуемый период оборачиваемость оборотного капитала предприятия незначительно снизилась. Так, период оборота вырос на 2 дня по сравнению с предыдущим годом, а коэффициент оборачиваемости снизился на 0,05 единицы. При этом коэффициент загрузки вырос на 0,01. Всё это говорит о небольшом снижении деловой активности предприятия.
Проанализируем условное высвобождение (вовлечение в оборот) оборотных средств предприятия.
Потребность в оборотных средствах в текущем году при оборачиваемости предыдущего года и объёме реализации текущего года составляет:

2848 / 3,42 = 833 тыс. руб.

Относительное высвобождение средств учитывает, что для выпуска продукции на 2848 тыс. руб. при неизменной оборачиваемости предприятию понадобилось бы 833 тыс. руб. Таким образом, относительное вовлечение средств в оборот составляет 12 тыс. рублей (833 – 845 = - 12 тыс. руб.)


2.2.22 Анализ рентабельности совокупного капитала

Заполним таблицу 2.27.
Таблица 2.27
Исходные данные для анализа рентабельности совокупного капитала
Показатели За предыдущий год За отчётный год Изменения А 1 2 3 1. Прибыль до налогообложения 758 936 +178 2. Средняя стоимость совокупного капитала (активов) 3641 3944 +303 3. Выручка (нетто) от продажи 2543 2848 +305 4. Рентабельность совокупного капитала (активов), % 20,82 23,73 +2,91 5. Оборачиваемость совокупного капитала (активов) 0,6984 0,7221 +0,0237 6. Рентабельность продаж, % 29,81 32,87 +3,06
Рентабельность капитала уменьшилась за исследуемый период на 4,7%, что является негативным показателем, показывающим уменьшение отдачи от вложений в бизнес.
Проанализируем рентабельность совокупного капитала по факторам, используя данные таблицы 2.27 и с применением двухфакторной мультипликативной модели интегрального метода – формула (8):

(8)
где:
u – коэффициент рентабельности активов;
x – коэффициент рентабельности продаж;
y – коэффициент деловой активности (оборачиваемости капитала).
Коэффициент рентабельности активов предыдущего года:

0,2082 = 0,2981 ∙ 0,6984

Коэффициент рентабельности активов отчётного года:

0,2373 = 0,3287 ∙ 0,7221
Влияние коэффициента рентабельности продаж определим по формуле (9):

(9)




Влияние коэффициента деловой активности определим по формуле (10):

(10)




Отклонение рентабельности активов составило: 0,2373 – 0,2082 = 0,0291 = 2,91%, в том числе за счёт первого фактора плюс 2,17%, за счёт второго фактора плюс 0,74%.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты финансовой деятельности коммерческих предприятий представляют собой финансовые итоги, определяемые через сопоставление получаемых фирмой доходов с произведёнными затратами. Основным финансовым результатом является показатель рентабельности продаж.
Значение рентабельности для предприятия велико. Именно она обеспечивать возможность развития, осуществления инвестиционной и инновационной деятельности, выплаты дивидендов. Поэтому организации заинтересованы в максимизации размера рентабельности и обеспечении её стабильного качественного роста. Для достижения этой цели необходимо проведение анализа финансовых результатов, выявление ошибок в деятельности, определение внутренних и внешних резервов роста прибыли и внедрение их в деятельность предприятия.
Результаты финансовой деятельности предприятия зависят от системы факторов, влияющих на их размер. К числу таких факторов специфику использования ресурсов на предприятии (материальных, трудовых, финансовых и т.д.), уровня инвестиций, конъюнктуры рыка и динамики её изменения, профессионализма персонала и т.д. При анализе финансовых результатов необходимо принимать во внимание все факторы, которые так или иначе имеют отношение к деятельности конкретного предприятия.
Исследуемое в практической части работы предприятие показало достаточно хорошее финансовое состояние. Основными моментами, требующими исправления, являются следующие: оптимизация затрат на производство и реализацию продукции по элементам (обеспечение приближения значения сумм затрат к плану), обеспечение роста ликвидности и платежеспособности предприятия, повышение деловой активности (сокращение периода оборачиваемости оборотных активов в днях, увеличение количества оборотов, совершаемых оборотными средствами в год), а также роста рентабельности активов предприятия.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / В.Б. Акулов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 264 с.
Гребенникова В.А., Вылегжанина Е.В. Финансы предприятий: учебно-методический комплекс. – Краснодар: Экоинвест, 2008. – 215 с.
Ионова А.Ф. Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 624 с.
Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 1016 с.
Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: «ООО «Издательство Элит», 2005. – 560 с.
Найдёнова Р.И., Виноходова А.Ф. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2008. – 280 с.
Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.В. Никитина. – М.: КНОРУС, 2007. – 336 с.
Путилова Н.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.Н. Путилова, С.В. Иванова. – Новосибирск: Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2007. – 229 с.
Рексин А.В., Сароян Р.Р. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. 3-е изд., исправленное и дополненное. – М.: МГИУ, 2007. – 224 с.
Ронова Г.Н., Ронова Л.А. Финансовый менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 170 с.
Семёнов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 240 с.
Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 538 с.

Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – с. 615.
Рексин А.В., Сароян Р.Р. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. 3-е изд., исправленное и дополненное. – М.: МГИУ, 2007. – с. 143.
Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. –с. 617.












43

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.Акулов В.Б. Финансовый менеджмент: учеб. пособие / В.Б. Акулов. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: Флинта: МПСИ, 2007. – 264 с.
2.Гребенникова В.А., Вылегжанина Е.В. Финансы предприятий: учебно-методический комплекс. – Краснодар: Экоинвест, 2008. – 215 с.
3.Ионова А.Ф. Селезнёва Н.Н. Финансовый анализ: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 624 с.
4.Ковалёв В.В. Финансовый менеджмент: теория и практика. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 1016 с.
5.Леонтьев В.Е., Бочаров В.В., Радковская Н.П. Финансовый менеджмент: Учебник. – М.: «ООО «Издательство Элит», 2005. – 560 с.
6.Найдёнова Р.И., Виноходова А.Ф. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. – Старый Оскол: ООО «ТНТ», 2008. – 280 с.
7.Никитина Н.В. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.В. Никитина. – М.: КНОРУС, 2007. – 336 с.
8.Путилова Н.Н. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Н.Н. Путилова, С.В. Иванова. – Новосибирск: Новосиб. гос. акад. вод. трансп., 2007. – 229 с.
9.Рексин А.В., Сароян Р.Р. Финансовый менеджмент: Учебное пособие. 3-е изд., исправленное и дополненное. – М.: МГИУ, 2007. – 224 с.
10.Ронова Г.Н., Ронова Л.А. Финансовый менеджмент: Учебно-методический комплекс. – М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008. – 170 с.
11.Семёнов В.М., Набиев Р.А., Асейнов Р.С. Финансы предприятий: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 240 с.
12.Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 538 с.

Вопрос-ответ:

Что такое показатели рентабельности продаж?

Показатели рентабельности продаж - это финансовые показатели, которые отражают результативность бизнеса в сфере продаж. Они позволяют определить, насколько эффективно предприятие распоряжается своими ресурсами при осуществлении сбыта продукции или услуг.

Как производится анализ рентабельности продаж по факторам?

Анализ рентабельности продаж по факторам предполагает выделение и изучение различных факторов, которые оказывают влияние на рентабельность. Это может быть анализ по каналам сбыта, клиентской базе, ассортименту товаров или услуг и другим факторам. Для каждого фактора определяются показатели рентабельности, которые потом сравниваются с общими показателями предприятия.

Как оценить динамику объема производства и реализации продукции?

Для оценки динамики объема производства и реализации продукции необходимо сравнить данные за разные периоды времени. Сравниваются объемы производства и реализации продукции за определенные периоды (например, месяцы или годы). По результатам сравнения можно определить рост или спад производства и реализации.

Что такое коэффициент ритмичности выпуска продукции?

Коэффициент ритмичности выпуска продукции - это показатель, который отражает степень регулярности выпуска продукции предприятием. Он рассчитывается как отношение фактического объема выпуска продукции к плановому объему. Высокий коэффициент ритмичности свидетельствует о хорошей организации производства и способности своевременно удовлетворять потребности рынка.

Как оценить движение и состояние основных фондов?

Оценка движения и состояния основных фондов предприятия осуществляется путем анализа изменения их стоимости или стоимости их использования в процессе производства. Для этого необходимо провести анализ финансовых показателей, таких как стоимость основных средств, амортизация и другие связанные показатели, а также провести сравнение с установленными планами и нормативами.

Что такое показатели рентабельности продаж?

Показатели рентабельности продаж - это ключевые показатели, используемые для измерения прибыльности деятельности организации в отношении ее объема продаж.

Как проводится анализ рентабельности продаж?

Анализ рентабельности продаж проводится путем определения различных факторов, влияющих на прибыльность продаж, таких как объем производства и реализации продукции, выполнение плана по ассортименту продукции, коэффициент ритмичности выпуска продукции.

Как оценить динамику объема производства и реализации продукции?

Для оценки динамики объема производства и реализации продукции необходимо провести сравнительный анализ данных за различные периоды времени и определить изменения в объемах производства и продаж. Это позволит оценить эффективность деятельности компании и выявить тенденции роста или спада объемов.

Как оценить выполнение плана по ассортименту продукции?

Для оценки выполнения плана по ассортименту продукции необходимо сравнить фактическое наличие и ассортимент продукции с запланированными показателями. Если фактический ассортимент соответствует плановому, это говорит о хорошем выполнении плана.