Преодоление заикания у подростков
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 30.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ У ПОДРОСТКОВ
1.1. Общая характеристика заикания
1.2. Особенности заикания у подростков и проблемы его преодоления
Выводы по 1 главе
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ПОДРОСТКОВ
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Выводы по 2 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
БЛАНК МЕТОДИКИ 1. «ИЗУЧЕНИЕ САМООЦЕНКИ ЛИЧНОСТИ».
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Результатом повышенной тревожности подростков, страдающих заиканием, является и то, что у других детей появляется стремление доминировать над ними, что ведет к снижению эмоционального фона тревожного подростка, к тенденции избегать общения, возникают внутренние конфликты, связанные со сферой общения, усиливается неуверенность в себе. В то же время, в результате отсутствия благоприятных взаимоотношений со сверстниками появляется состояние напряженности и тревожности, которые и создают либо чувство неполноценности и подавленности, либо агрессивности.
Реакция психологической защиты выражается зачастую в отказе от общения и избегания лиц, от которых исходит неприятная для подростка реакция на его заболевание. Такой подросток одинок, замкнут, малоактивен. Это подтверждают и результаты наблюдений, а также - результаты бесед с врачами.
Пассивность, мнительность, повышенная ранимость, обидчивость часто свойственны и подросткам с заниженной самооценкой. Они не хотят участвовать в общих делах, играх, избегают сверстников, опасаясь насмешек, обидных слов и пр.
Диагностика по методике 3 позволила оценить самооценку испытуемых. Анализ средних результатов по группам показал, что в 1-й группе (заикающихся подростков) самооценка ниже (59,1 балла), чем в группе 2 у подростков с нормальной речью (41,5 балла),
Данные эксперимента подтверждают данные литературных источников. Психологи (Л.А.Головей, Е.Ф.Рыбалко и др.) отмечают связь самооценки с тревожностью. По данным литературы типичным проявлением заниженной самооценки является повышенная тревожность, выражающаяся в склонности испытывать беспокойство в самых разных жизненных ситуациях, в том числе в таких, объективные характеристики которых к этому не предрасполагают. Очевидно, что подростки, имеющие такую самооценку, находятся в постоянном психическом перенапряжении, которое выражается в состоянии напряженного ожидания неприятностей, нарастающей, несдерживаемой раздражительности, эмоциональной неустойчивости.
Как уже было отмечено в теоретической главе, предрасположенность подростков к заиканию особенно велика у подростков с тревожно-мнительными чертами характера. Это такие дети, которые часто находятся в состоянии повышенной тревоги, напряжении, их одолевают всевозможные страхи и сомнения, они не уверены в себе, эмоционально неустойчивы и ранимы .
Адекватная самооценка позволяет гармонизировать личность, оптимизировать тревожные реакции, а также повысить резистентность личности к внешней ситуации неопределенности. Иначе говоря, адекватная самооценка является фактором устойчивости к неопределенности, а значит и снижения тревожности.
Самооценка и уровень притязаний подростков оказывает большое влияние на эмоциональное благополучие, успешность в различных видах деятельности и его поведения в целом. Подростки с высокой самооценкой довольны собой. Они знают о своих сильных сторонах, относятся к себе с уважением, ощущают собственную ценность. Дети с низкой самооценкой видят себя в менее благоприятном свете, делают акцент на свои недостатках, чувствуют неуверенность в их преодолении. Постоянное недовольство родителей, критика окружающих, негативное отношение сверстников приводят к снижению самооценки. В целом неадекватная самооценка может привести к искажению уровня притязаний, к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью. Попытки компенсации заниженной самооценки могут привести к аддиктивному поведению.
Как следует из результатов статистической обработки (метод Стьюдента) полученных по трем методикам данных (табл. 1), исследование показало, что имеются статистически-значимые различия (сверившись с таблицей значений t, выявили, что рассчитанные tst > 2,1) при p <0,05 между всеми показателями в двух группах. Это подтверждает верность выдвинутой в данной работе гипотезы.
Выводы. В данной работе проведено исследование, позволяющее проанализировать особенности психоэмоциональной сферы у подростков с заиканием. В целом анализ подтвердил верность выбора методик исследования и выдвинутую гипотезу исследования.
Выводы по 2 главе
Проведенный констатирующий эксперимент нацелен на исследование особенностей психоэмоциональной сферы у подростков с заиканием. Шкалы теста Уэссмана и Рикса, как представляется, наиболее полно характеризуют существенные психические состояния заикающихся подростков: спокойствие — тревожность; энергичность, бодрость — усталость; приподнятость — подавленность; уверенность в себе — чувство беспомощности. Кроме этого, исследованы личностная и ситуативная тревожность, а также самооценка подростков.
Мы можем определенно утверждать, что по количеству проблем психоэмоциональной сферы, в частности - по наличию повышенной тревожности, подростки, страдающие нарушением речи (заиканием) существенно отличаются в большую сторону от подростков, которые не заикаются.
Эксперимент, таким образом, подтвердил выдвинутую гипотезу исследования. Результаты эксперимента позволяют определить направления работы по коррекции психоэмоциональной сферы с учетом индивидуальных особенностей заикающихся подростков, что повысит эффективность коррекционной работы по преодолению заикания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературных источников позволил сделать вывод о том, что заикание определяется как нарушение темпоритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. У заикающихся изменена структура психической деятельности, ее саморегуляция. Учитывая большую роль психогенных факторов и их воздействия на заикающегося, решение задачи коррекции психоэмоциональной сферы является одним из важных факторов, обеспечивающих преодоление заикания у подростков.
В результате данной работы решены задачи исследования и достигнута цель исследования. Выявлено, что по количеству проблем психоэмоциональной сферы, в частности - по наличию повышенной тревожности, подростки, страдающие нарушением речи (заиканием) существенно отличаются в большую сторону от подростков, которые не заикаются. Следует при этом учитывать, что результаты проведенного тестирования представляют лишь один канал информации о психических особенностях испытуемых и поэтому они должны быть дополнены и сопоставлены с данными психологического анализа анамнестических сведений о заикающемся подростке, дневниковыми записями, самохарактеристиками, результатами неврологического, речевого обследования и динамическими наблюдениями.
Исследование подтвердило гипотезу исследования: существуют особенности психоэмоциональной сферы у заикающихся подростков, выявление которых повысит эффективность коррекционной работы по преодолению заикания.
Тема исследования представляется весьма перспективной. Исследование преодоления проблем заикания у подростков чрезвычайно важно, т.к. в современных условиях развитие речи во многом способствует не только успешному обучению, но и успеху в будущем трудоустройстве.
ЛИТЕРАТУРА
Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2005. - 144с.
Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания // Шк. логопед. – 2006. - № 4. – С. 5-11.
Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся // Шк. логопед. – 2007. - № 2. – С. 14-18.
Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с.
Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие . — М.: «В. Секачев», 1998. - 304с.
Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание: проблемы теории и практики. Под. Ред. Л.И. Беляковой М. – 1992. С. 76-87.
Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, - СПБ. 1993. – 86 с.
Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися школьниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 2. – С. 31-36.
Дель С. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации // Практ. психология и логопедия. – 2005. - № 2. – С. 9-17.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. – 386 с.
Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 28-34.
Карпова Н. Л. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания: заикание как проблема речевого общения // Логопедия. – 2006. - № 3. – С. 5-19.
Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5,2000. - С. 21-23.
Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 127 с.
Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. - 702 с.
Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. М., 1994. – 106 с.
Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. – 386 с.
Нахимовский А.И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. - СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 127 с.
Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. - СПб. : Речь, 2005. – 274 с.
Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М.: Астрель, 2008. — 142 с.
Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп.- М., "Просвещение", 1973. - 272 с.
Рябов А. Речевой вывих: Заикание // Будь здоров! – 2005.- № 12.– С. 51-54.
Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005 - 128 с.
Приложение 1.
Бланк методики 1. «Изучение самооценки личности».
№
Суждение очень часто часто иногда редко никогда Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня Я постоянно чувствую ответственность за учебу Я беспокоюсь о своем будущем Меня многие ненавидят Я реже выступаю с инициативами, чем другие Я беспокоюсь за свое психическое состояние Внешний вид других куда лучше, чем мой Я боюсь выглядеть глупо Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми Я часто допускаю ошибки Я не умею правильно говорить с людьми Мне не хватает уверенности в себе Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще Я слишком скромен Моя жизнь бесполезна У многих неправильное мнение обо мне Мне не с кем поделиться своими мыслями Люди ждут от меня слишком многого Люди не особо интересуются моими достижениями Я часто смущаюсь Я чувствую, что многие не понимают меня Я не чувствую себя в безопасности Я часто волнуюсь, и напрасно Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже находятся люди Я чувствую себя скованным Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной Я уверен, что люди воспринимают все легче, чем я Мне кажется, со мной должна произойти какая-то неприятность Меня интересует, как относятся ко мне люди Я не очень общителен В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте Я думаю о том, чего от меня ждут
Приложение 2. Результаты исследования
Таблица 2.
Сводная таблица результатов исследования (в баллах).
Группа
№ Методика 1
Методика 2 Методика 3 И1
И2 И3 И4 СТ ЛТ Самооценка
1 1 9 7 8 9 21 24 36 2 2 3 4 3 82 93 72 3 9 7 8 8 20 27 17 4 5 4 6 4 68 59 82 5 4 4 5 4 42 41 57 6 3 3 4 4 56 51 44 7 1 4 2 3 62 78 74 8 2 4 4 3 68 84 95 9 5 5 6 5 31 32 38 10 6 7 6 6 69 51 67 11 4 5 5 5 43 40 72 12 4 6 5 4 52 53 56 13 3 4 3 3 61 71 47 14 2 3 5 4 64 81 62 15 4 5 5 5 32 34 67
2 1 8 9 8 7 28 27 46 2 8 7 7 8 32 33 32 3 5 5 6 5 50 47 67 4 7 6 6 6 28 19 32 5 5 4 5 7 52 61 52 6 8 7 7 8 26 21 14 7 5 6 6 6 32 38 52 8 8 7 6 8 28 24 45 9 7 7 5 7 22 23 38 10 4 5 6 6 29 21 21 11 5 6 7 6 38 37 46 12 7 8 7 7 32 33 32 13 6 5 6 7 32 34 46 14 9 9 8 8 20 21 32 15 8 9 7 8 21 22 67
Нахимовский А.И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. СПб.: Речь, 2005. С.7.
Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., "Просвещение", 1973. С.163.
Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. - СПб. : Речь, 2005. С.23.
Белякова Л. И. Логопедия заикание. – М. : Academia, 2003. С.47.
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие. — М.: «В. Секачев», 1998. С. 27.
Белякова Л.И. , Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В. Секачев, 1998.
Правдина О. В. Указ. соч. С.164.
Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. С. 28.
Карпова Н. Л. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания: заикание как проблема речевого общения // Логопедия. – 2006. - № 3. – С. 5-19.
Правдина О. В.Указ. соч. С.168.
Нахимовский А.И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. - СПб.: Речь, 2005. С.29.
Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися школьниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 2. – С. 31-36.
Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. С.94-96.
Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. С.75-80.
6
1.Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям. – СПб., 2005. - 144с.
2.Арутюнян Л. З. Мое понимание заикания // Шк. логопед. – 2006. - № 4. – С. 5-11.
3.Арутюнян Л. З. Основные принципы методики устойчивой нормализации речи заикающихся // Шк. логопед. – 2007. - № 2. – С. 14-18.
4.Белякова Л. И. Логопедия : заикание. – М. : Academia, 2003. – 207 с.
5.Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Заикание. Учебное пособие . — М.: «В. Секачев», 1998. - 304с.
6.Болдырева Т.А. Динамика формирования личности заикающихся. // Заикание: проблемы теории и практики. Под. Ред. Л.И. Беляковой М. – 1992. С. 76-87.
7.Волкова Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей, - СПБ. 1993. – 86 с.
8.Ворошилова Е. Л. Система работы с заикающимися школьниками // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2006. - № 2. – С. 31-36.
9.Дель С. В. Педагогическая технология формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с заиканием в процессе комплексной реабилитации // Практ. психология и логопедия. – 2005. - № 2. – С. 9-17.
10.Диагностика эмоционально-нравственного развития. / Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб., 2002. – 386 с.
11.Карпова Н. Л. Особенности лечения заикающихся подростков и взрослых. Методика логопсихотерапии Ю. Б. Некрасовой // Карпова Н. Л. Основы личностно направленной логопсихотерапии. – М., 1997. – С. 28-34.
12.Карпова Н. Л. Психологические, психофизиологические и нейропсихологические исследования заикания: заикание как проблема речевого общения // Логопедия. – 2006. - № 3. – С. 5-19.
13.Комплексный анализ патогенетических механизмов и этиологии синдрома заикания. И.П. Лукашевич, Р.И. Мачинская, Т.В. Фридман, В.М. Шкловский / Дефектология № 5,2000. - С. 21-23.
14.Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников / под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 127 с.
15.Логопедия: Учебник для ВУЗов / Под ред. Л.С.Волковой. – Издание пятое, перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2006. - 702 с.
16.Лохов М.И. Психофизиологические механизмы коррекции речи при заикании. М., 1994. – 106 с.
17.Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. - М : ВЛАДОС, 1997. - 304с.
18.Методика самооценки эмоциональных состояний (А.Уэссман и Д.Рикс) / Сонин В.А. Психодиагностическое познание профессиональной деятельности. - СПб., 2004. – 386 с.
19.Нахимовский А.И., Шишков В. В. Практическая психотерапия детей и подростков. - СПб.: Речь, 2005. – 384 с.
20.Парамонова Л. Г. О заикании: профилактика и преодоление недуга. - СПб.: Детство-Пресс, 2007. - 127 с.
21.Поварова И. А. Заикание: диагностика и коррекция. - СПб. : Речь, 2005. – 274 с.
22.Поварова И. А. Коррекция заикания в играх и тренингах. М.: Астрель, 2008. — 142 с.
23.Правдина О. В. Логопедия. Учеб. пособие для студентов дефектолог. фак-тов пед. ин-тов. Изд. 2-е, доп.- М., "Просвещение", 1973. - 272 с.
24.Рябов А. Речевой вывих: Заикание // Будь здоров! – 2005.- № 12.– С. 51-54.
25.Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2005 - 128 с.
Вопрос-ответ:
Что такое заикание и как можно его преодолеть у подростков?
Заикание - это речевое нарушение, которое проявляется в повторении звуков, слов или фраз, прерывистости и трудностях в произношении. Для преодоления заикания у подростков могут применяться различные методики и техники, включая лечебную физическую культуру, психотерапию, логопедические занятия, использование аппаратных средств и т.д.
Существуют ли особенности заикания у подростков и почему его преодоление является проблемой?
У подростков заикание может иметь свои особенности, такие как ухудшение эмоционального состояния, низкая самооценка, трудности в общении и социализации. Преодоление заикания является проблемой, потому что требует комплексного подхода и индивидуального подбора методик и техник.
Какие организация и методики использовались в исследовании преодоления заикания у подростков?
В исследовании использовались различные организации и методики, такие как логопедические занятия, психотерапия, тренировки речи, использование аппаратных средств и др. Методики были выбраны и адаптированы индивидуально для каждого подростка с учетом его особенностей и потребностей.
Какие результаты были получены в результате экспериментального исследования преодоления заикания у подростков?
Результаты исследования показали, что применение комплексного подхода, включающего различные методики и техники, позволяет достичь положительных результатов в преодолении заикания у подростков. Улучшение эмоционального состояния, повышение самооценки и улучшение коммуникационных навыков были замечены у большинства испытуемых.
Какие материалы представлены в приложениях к статье о преодолении заикания у подростков?
В приложениях к статье представлены материалы, такие как методика изучения самооценки личности, результаты исследования и анкетный лист. Эти материалы позволяют более подробно ознакомиться с проведенным исследованием и его результатами.
Какие основные характеристики заикания рассматриваются в главе 1 статьи?
В главе 1 статьи рассматриваются общая характеристика заикания и особенности заикания у подростков, а также проблемы его преодоления.
Для кого рассчитана статья на тему преодоления заикания у подростков?
Статья на тему преодоления заикания у подростков рассчитана, в первую очередь, для специалистов в области логопедии и психологии, а также для всех, кто интересуется problem-матикой заикания и его преодоления.
В чем заключается особенность заикания у подростков?
Особенностью заикания у подростков является то, что оно может сопровождаться не только физическими проблемами, связанными с речевыми нарушениями, но и иметь психологические причины, такие как низкое самооценка, стресс, тревожность и т.д.
Какие методики использовались в экспериментальном исследовании у заикающихся подростков?
В экспериментальном исследовании у заикающихся подростков использовались различные методики, включая изучение самооценки личности, анализ данных и результатов исследования.
Каковы выводы по главе 2 статьи?
Выводы по главе 2 статьи заключаются в анализе результатов экспериментального исследования у заикающихся подростков и описанию основных тенденций и характеристик их заикания.