Механизм правового регулирования

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 34 34 страницы
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 20.06.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Сущность правового регулирования
§ 1. Понятие и признаки правового регулирования
§ 2. Предмет правового регулирования
§ 3. Методы и способы правового регулирования
Глава 2. Механизм правового регулирования
§ 1. Понятие механизма правового регулирования
§ 2. Стадии правового регулирования
§ 3. Структура механизма правового регулирования
Глава 3. Эффективность механизма правового регулирования в современной России
§ 1. Понятие эффективности правового регулирования в науке
§ 2. Сущность эффективности механизма правового регулирования в современной России
Заключение
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2

Фрагмент для ознакомления

Эффективность служит лишь определенным количественным показателем, выражением, отражающим степень соответствия реальных отношений типовой мере, содержащейся в конкретном акте. Так мы подошли к основному понятию эффективности механизма правового регулирования.
По мнению исследователя Жинкина С.А. «анализ понятия эффективности правовых норм как соотношения цели и результата делает необходимым анализ не только цели права, его норм и институтов, но и характер результатов, достигаемых посредством правового регулирования». На этот счет мнения в литературе разделились. Одни ученые полагают, что результативность законодательства (нормы права, их совокупностей, закона, института или даже отрасли права) в смысле его эффективности может быть как положительной, так и отрицательной (антиэффективность), а другие - считают, что под эффективностью законодательства следует понимать только положительный результат его действия, так как нельзя считать эффективной систему, причиняющую вред обществу.
Эффективность механизма правового регулирования - это отношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Пути повышения эффективности правового регулирования в современных условиях следующие.

§ 2. Сущность эффективности механизма правового регулирования в современной России

На современном этапе развития России, в век глобализации и модернизации, возникла потребность в создании с помощью соответствующих юридических и информационно-психологических средств такого положения, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения. Демократическое развитие России, требует усиления юридической гарантированности правовых средств, действующих в механизме правового регулирования. Таким образом, возникла потребность в повышении уровня вероятности в достижении ценности и снижении уровня вероятности в воспрепятствовании этому процессу.
Соединение нормативного регулирования и правоприменения необходимо, ибо, взятые по отдельности, они сразу начинают демонстрировать свои "слабые стороны": нормативное регулирование без индивидуального (без усмотрения) превращается зачастую в формализм, а правоприменение без нормативного (без общих правил) - в произвол. Вот почему механизм правового регулирования должен выражать такую взаимосвязь различных правовых средств, представляющих различные виды правового регулирования, которая будет придавать управленческому процессу дополнительные преимущества. Если нормативная регламентация призвана обеспечить стабильность и необходимое единообразие в регулировании общественных отношений, ввести их в твердые рамки законности, то правоприменение - учет конкретной обстановки, своеобразие каждой юридической ситуации.
Оптимальное сочетание разных управленческих подходов в одном механизме придает ему гибкость и универсальность, минимизирует сбои и остановки в его работе. От правильного выбора правовых средств зависит, в конечном счете, достижение целей правового регулирования, а значит, эффективность права в целом. Недооценка, неверный выбор юридических средств, приемов, заложенных в нормативной основе правового регулирования, приводят к сбоям в реализации права, снижению правового эффекта.
В последние годы в России большое значение имеют меры по повышению уровня правовой культуры субъектов права, что безусловно, повлияет на качество всего механизма правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.
Российская Федерация придерживается международных стандартов в области защиты прав человека. Соответственно, интересы человека - вот главный ориентир для развития и совершенствования элементов механизма правового регулирования в России, повышения их эффективности. Выступая своего рода юридической технологией удовлетворения данных интересов, механизм правового регулирования должен постоянно быть социально ценным по своему характеру, должен создавать режим благоприятствования осуществлению законных стремлений личности, упрочению ее правового статуса.
Заключение
Значение механизма правового регулирования состоит в упорядочении общественных отношений в соответствии с целями и задачами правового государства с помощью системы правовых средств, что является неотъемлемым условием поддержания законности правопорядка в обществе и государстве.
При рассмотрении понятия правового регулирования сделан вывод о том, что сущность правового регулирования заключается в осуществлении определенного воздействия на общественные отношения с помощью системы правовых средств, с целью их упорядочения. Отмечена необходимость отличать правовое регулирование от более широкого понятия правовое воздействие. Критериями разграничения указанных понятий служат объект, предмет, набор используемых средств и результаты их применения.
При рассмотрении вопроса о предмете правового регулирования сделан вывод о том, что необходимость его выделения обусловлена тем, что не все общественные отношений могут и должны регулироваться правом. Рассмотрены четыре критерия отнесения общественных отношений к сфере правового регулирования. Обозначена проблема разграничения предмета и объекта правового регулирования. Сделан вывод, что второе понятие является более широким по содержанию, поскольку охватывает собой все явления внешнего мира, на которые распространяется познание и практическое воздействие, тогда как первое представляет собой определенную часть, сторону второго.
При рассмотрении метода правового регулирования сделан вывод о недопустимости отождествлять указанное понятие со способом правового регулирования, поскольку последнее имеет более узкое содержание и является составной частью первого. В работе дана характеристика двух первичных методов правового регулирования, а также трех традиционно выделяемых путей регулирующего воздействия на поведение людей и общественные отношения, именуемых способами. Отмечено, что помимо основных существуют также дополнительные способы воздействия, такие как применение мер принуждения, превентивное действие норм, предусматривающих применение принуждения, а также стимулирующее действие норм.
При рассмотрении механизма правового регулирования сделан вывод о том, что механизм представляет собой систему взаимосвязанных и взаимодействующих средств, позволяющих устранить факторы, тормозящие управленческий процесс и мешающие удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций. Отмечены особенности механизма правового регулирования.
При рассмотрении структуры механизма правового регулирования сделан вывод о том, что элементы механизма тесно связаны со стадиями правового регулирования: каждой стадии соответствует свой основной элемент. Дана характеристика каждой стадии правового регулирования и соответствующей ей основного и дополнительных элементов механизма. Приведены практические примеры реализации механизма правового регулирования.
Заинтересовывая с помощью стимулов в полезных для общества поступках, создавая предпосылки для наиболее полного удовлетворения интересов субъектов и в то же время сдерживая с помощью тормозов социально вредное поведение (что также содействует удовлетворению правомерных интересов), право выступает благом, ценностью. Только обладая качеством социальной ценности, правовое регулирование может быть эффективным, приносить позитивный результат.
Изучение механизма правового регулирования имеет особую значимость, поскольку способствует осознанию каждым юристом динамики воздействия на общественные отношения всего комплекса правовых средств. Кроме того, механизм правового регулирования призван обеспечить справедливое удовлетворение правомерных интересов личности, общества, государства, достичь их оптимальное соотношение.
Список используемой литературы

Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении разъяснения о порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07.05.2002 № 34 // Российская газета. 2002. № 113.
Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Красноярск, 2006. – 24 с.
Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права.- 2006.- № 2.-С. 71.
Анисимов П.В., Лазарев В.М. Метод правозащитного регулирования: монография.- Волгоград: МОУ ВИЭПП, 2005. – С. 73.
Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993. -544с.
Байбурин М.Р. Объекты и субъекты правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- СПб.: Санкт-Петербургский Университет МВД России, 2004. – 23 с.
Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права.- 2006.- № 2.-С. 84.
Жинкин С.А. Некоторые аспекты эффективности норм права. // Правоведение 2004. - № 1. С. 191-196
Исаков В.Б. Теория государства и права. М.,2001. -304с.
Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М.: Зерцало, 2002. – 288с.
Лившиц Р.З. Теория права: Учебник.- М.: БЕК, 2001. – 224 с.
Лукашов М.А. Предмет правового регулирования как категория теории государства и права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Краснодар, 2006. – 25 с.
Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография.- М.: Юрист, 2004. – 252 с.
Марданов Д.А. Юридические факты в механизме правового регулирования гражданских исполнительных правоотношений // Журнал российского права.- 2006.- № 10.-С. 72.
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрист, 2004. – С. 385.
Осипов М.Ю. Объект и предмет правового регулирования как объективные элементы правового регулирования // Право и государство.- 2007.- № 2.-С. 17.
Осипов М.Ю. Цели и метод правового регулирования // Право и государство: теория и практика.- 2007.- № 1.-С. 24.
Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема «Правовое регулирование и его механизм» // Сибирский юридический вестник.- 2003.- № 1.-С. 6.
Рукавишникова И.А. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение.- 2003.- № 1.-С. 217.
Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение.- 2000.- № 4.-С. 34.
Теория государства и права: Учебник для ВУЗов /под. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д..- М.: Норма – ИНФРА М, 2002. – 616 с.
Хохлова Е.М. Субъективное право и юридическая обязанность в механизме правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Саратов, 2008. – 26 с.
Эффективность правовых норм/ В. Н. Кудрявцев, В. И. Никитинский, И. С. Самощенко, В. В. Глазырин. М.: Юрид. лит- ра, 1980. – 280с.
Приложение 1
Соотношение правового регулирования и правового воздействия
Критерий Правовое воздействие Правовое регулирование Объект Сознание, юридически значимое поведение людей Юридически значимое поведение людей Предмет Общественные отношения, регулируемые и не регулируемые правом Общественные отношения, регулируемые правом Средства Информация, содержащая правовые знания Правовые средства Результат Правомерное поведение, восприятие сознанием людей правовых ценностей Правомерное поведение


Приложение 2

Стадии и элементы процесса правового регулирования

Стадии и элементы процесса правового регулирования

↓ ↓
Стадия общего действия права Норма права
↓ ↓
Стадия возникновения прав и обязанностей Правоотношения
↓ ↓
Стадия реализации прав и обязанностей Акты реализации права
↓ ↓
Стадия применения права Акты применения права



См.: Теория государства и права: Учебник для ВУЗов /под. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д.- М.: Норма – ИНФРА М, 2002. – С. 264.
См.: Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема «Правовое регулирование и его механизм» // Сибирский юридический вестник.- 2003.- № 1.-С. 6.
См.: Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография.- М.: Юрист, 2004. – С. 26.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.
См.: Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права.- 2006.- № 2.-С. 72.
См.: Малько А.В. Указ.соч. С. 26.
См.: Анисимов П.В., Лазарев В.М. Метод правозащитного регулирования: монография.- Волгоград: МОУ ВИЭПП, 2005. – С. 73.
См.: Пьянов Н.А. Указ.соч. С. 9.
См.: Лившиц Р.З. Теория права: Учебник.- М.: БЕК, 2001. – С. 92.
Лукашов М.А. Предмет правового регулирования как категория теории государства и права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Краснодар, 2006. – С. 17.
См.: Байбурин М.Р. Объекты и субъекты правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- СПб.: Санкт-Петербургский Университет МВД России, 2004. – С. 14.
См.: Осипов М.Ю. Объект и предмет правового регулирования как объективные элементы правового регулирования // Право и государство.- 2007.- № 2.-С. 17.
См.: Пьянов Н.А. Указ.соч. С. 11.
См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрист, 2004. – С. 313.
См.: Рукавишникова И.А. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение.- 2003.- № 1.-С. 217.
См.: Рукавишникова И.А. Указ.соч. С. 219; Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права.- 2006.- № 2.-С. 84.
См.: Пьянов Н.А. Указ.соч. С. 12.
См.: Осипов М.Ю. Цели и метод правового регулирования // Право и государство: теория и практика.- 2007.- № 1.-С. 27.
См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. С. 470.
См.: Корельский В.М., Перевалов В.Д. Указ.соч. С. 276.
См.: Хохлова Е.М. Указ.соч. С. 12.
См.: Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Красноярск, 2006. – С. 9.
См.: Пьянов Н.А. Указ.соч. С. 13.
См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Указ.соч. С. 328.
Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении разъяснения о порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07.05.2002 № 34 // Российская газета. 2002. № 113.
См.: Марданов Д.А. Юридические факты в механизме правового регулирования гражданских исполнительных правоотношений // Журнал российского права.- 2006.- № 10.-С. 73.
Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993. С. 137
См.: Эффективность правовых норм/ В. Н. Кудрявцев, В. И. Никитинский, И. С. Самощенко, В. В. Глазырин. М., 1980. С. 23-24
Лейст О. Э. Сущность права. М., 2002. С. 93.
Жинкин С.А. Некоторые аспекты эффективности норм права. // Правоведение 2004. - № 1. С. 191-196
Эффективность правовых норм/ В. Н. Кудрявцев, В. И. Никитинский, И. С. Самощенко, В. В. Глазырин. М., 1980. С. 55-56
Исаков В.Б. Теория государства и права. М.,2001. С. 37


















3

Список используемой литературы

1.Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // Российская газета. 1993. № 237.
2.Постановление Министерства труда и социального развития РФ «Об утверждении разъяснения о порядке применения пункта 4 статьи 5 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 07.05.2002 № 34 // Российская газета. 2002. № 113.
3.Абрамова А.А. Эффективность механизма правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Красноярск, 2006. – 24 с.
4.Абрамов А.И. Понятие функции права // Журнал российского права.- 2006.- № 2.-С. 71.
5.Анисимов П.В., Лазарев В.М. Метод правозащитного регулирования: монография.- Волгоград: МОУ ВИЭПП, 2005. – С. 73.
6.Бабаев В.К. Общая теория права. Курс лекций. Н. Новгород, 1993. -544с.
7.Байбурин М.Р. Объекты и субъекты правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- СПб.: Санкт-Петербургский Университет МВД России, 2004. – 23 с.
8.Байтин М.И., Петров Д.Е. Метод регулирования в системе права: виды и структура // Журнал российского права.- 2006.- № 2.-С. 84.
9.Жинкин С.А. Некоторые аспекты эффективности норм права. // Правоведение 2004. - № 1. С. 191-196
10.Исаков В.Б. Теория государства и права. М.,2001. -304с.
11.Лейст О. Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. - М.: Зерцало, 2002. – 288с.
12.Лившиц Р.З. Теория права: Учебник.- М.: БЕК, 2001. – 224 с.
13.Лукашов М.А. Предмет правового регулирования как категория теории государства и права: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Краснодар, 2006. – 25 с.
14.Малько А.В. Стимулы и ограничения в праве: монография.- М.: Юрист, 2004. – 252 с.
15.Марданов Д.А. Юридические факты в механизме правового регулирования гражданских исполнительных правоотношений // Журнал российского права.- 2006.- № 10.-С. 72.
16.Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник.- М.: Юрист, 2004. – С. 385.
17.Осипов М.Ю. Объект и предмет правового регулирования как объективные элементы правового регулирования // Право и государство.- 2007.- № 2.-С. 17.
18.Осипов М.Ю. Цели и метод правового регулирования // Право и государство: теория и практика.- 2007.- № 1.-С. 24.
19.Пьянов Н.А. Консультации по теории государства и права. Тема «Правовое регулирование и его механизм» // Сибирский юридический вестник.- 2003.- № 1.-С. 6.
20.Рукавишникова И.А. Метод в системе правового регулирования общественных отношений // Правоведение.- 2003.- № 1.-С. 217.
21.Сорокин В.Д. Правовое регулирование: предмет, метод, процесс // Правоведение.- 2000.- № 4.-С. 34.
22.Теория государства и права: Учебник для ВУЗов /под. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д..- М.: Норма – ИНФРА М, 2002. – 616 с.
23.Хохлова Е.М. Субъективное право и юридическая обязанность в механизме правового регулирования: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук.- Саратов, 2008. – 26 с.
24.Эффективность правовых норм/ В. Н. Кудрявцев, В. И. Никитинский, И. С. Самощенко, В. В. Глазырин. М.: Юрид. лит- ра, 1980. – 280с.

Вопрос-ответ:

Что такое правовое регулирование?

Правовое регулирование - это система мер и методов, применяемых государством для установления, изменения и прекращения правовых норм и правил, с целью регулирования общественных отношений.

Какие признаки имеет правовое регулирование?

Правовое регулирование характеризуется следующими признакими: обязательностью, зависимостью от воли государства, публичностью, общенормативностью, формальностью, системностью и нормативностью.

Что является предметом правового регулирования?

Предметом правового регулирования являются общественные отношения, возникающие в сфере социальных, экономических, политических и иных областей жизни общества.

Какие методы и способы используются при правовом регулировании?

Методы и способы правового регулирования включают нормативное регулирование (принятие и изменение законов), административное регулирование (действия органов исполнительной власти), судебное регулирование (рассмотрение дел судами), контрольно-надзорное регулирование (контроль за соблюдением правил и законов), а также стимулирование и поощрение.

Что такое механизм правового регулирования?

Механизм правового регулирования - это совокупность соответствующих институтов, органов и процедур, которые обеспечивают принятие, исполнение и защиту правовых норм и правил.

Что такое правовое регулирование?

Правовое регулирование - это система мер и действий, принимаемых государством для установления, изменения и отмены правовых норм, имеющих обязательную силу для всех субъектов права.

Какие признаки имеет правовое регулирование?

Основными признаками правового регулирования являются обязательность, государственность, систематичность, устойчивость и нормативность.

Что является предметом правового регулирования?

Предметом правового регулирования выступают общественные отношения, которые возникают и развиваются в обществе и требуют установления правил поведения для их урегулирования.

Какие методы и способы используются в правовом регулировании?

В правовом регулировании используются такие методы и способы, как законодательство, административное регулирование, судебный контроль, договорное регулирование, саморегулирование и многие другие.

Что понимается под механизмом правового регулирования?

Механизм правового регулирования - это совокупность организационных, технических и процессуальных средств, которые обеспечивают реализацию правового регулирования в практической деятельности.