Н. Макиавелли о соотношении политики и морали.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: Политология
  • 21 21 страница
  • 8 + 8 источников
  • Добавлена 20.05.2010
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Исторический контекст
Глава 2. Основные идеи Н. Макиавелли
Заключение
Список использованной литературы и источников

Фрагмент для ознакомления

Он даже оправдывал их, разъясняя, что эгоизм возникает не в самих желаниях людей, а в результате действий, которыми они наносят вред другим. Эгоизм появляется тогда, когда равенство способности порождает равенство надежд на достижения цели. «Вот почему, - утверждал Гоббс, - если два человека желают одной и той же вещи, которой, однако, они не могут обладать вдвоем, они становятся врагами». Отношения между людьми, в которых проявляется влечения к эгоизму и самосохранению, были охарактеризованы им известной формулой – «человек человеку волк». Отсюда фатальная неизбежность в обществе «войны всех против всех».
В природном состоянии человек волен делать все что угодно, однако вряд ли может насладиться свободой, поскольку каждый из окружающий его людей располагает не меньшей степенью свободы. Единственный выход – в том, чтобы люди договорились между собой и подчинились власти, которая заставила бы человека жить согласно договору и соблюдать мир. В результате этого общественного договора возникает суверен, обладающий абсолютной властью, воля которого является единственным источником закона, поскольку справедливость определяется как соблюдение требований морального обязательства. Важно, что суверен располагает верховной властью, и никто не вправе ему противиться. Абсолютная власть, по Гоббсу, не ограничена моральными обязательствами, скорее – она сама их творит. Моральные соображения не приносятся в жертву поставленным целям, как у Макиавелли в его «Государе», но занимают подчиненное положение по отношению к интересам власти.
В этих своих выводах Гоббс соглашается с позицией Макиавелли, развивая ее и аргументируя. Гоббс отрицает возможность создания некой международной организации для регулирования ситуации на международной арене, равно как и Макиавелли, не верит в возможности надгосударственных сил. Основа международных отношений – это сила, и приостановить хаос может только сильная монархия.
В заключении отметим, что Макиавелли разрабатывал идею государственного суверенитета. По мнению Макиавелли, принцип верховенства государства – это главная ценность, и ничто не может его ограничивать. Очевидно, что такое отношений к государственному суверенитету подразумевает отсутствие каких-либо надгосударственных сил.
Все эти идеи сохраняют свою актуальность и сегодня. Именно поэтому Макиавелли по сей день остается одним из самых читаемых историков. Без идей Макиавелли не было бы того политического реализма, которым мы знакомы сегодня. Ведь большинство авторов современности подкрепляют свои тезисы именно выводами Макиавелли, сделанными много столетий назад.
Заключение

Рассмотрев основные идеи Макиавелли, можно сделать вывод о том, что этот автор является одним из основоположников идей политического реализма. Бесспорно, что в его взглядах нашли отражения события той эпохи, в которую он жил, но при этом нельзя не отметить преемственности идей, которые существуют между Фукидидом, основоположником идей политического реализма, Макиавелли и Гоббса. Гоббс обращается к выводам Макиавелли, развивая и подкрепляя их новой аргументацией. Таким образом, идет становление определенной теоретической концепции.
Итак, идеи Макиавелли оказали огромное влияние на дальнейшее развитие теории международных отношений. У Френсиса Бекона, у Спинозы можно найти множество ссылок на Макиавелли. Многие выдающиеся политики разных эпох считали «Государя» руководством к действию, а Руссо называл это произведение книгой республиканцев.
Если говорить об идеи международной анархии, или естественного состояния в мировой политике, когда главным регулятором международных отношений является сила, то она стала основой для политического реализма в XX веке. Международная система децентрализована и анархична, каждое государство руководствуется своими национальными интересами, верховной власти нет – вот основные постулаты реалистов в этой сфере. Кроме того, подчеркивается, что анархия не может быть преодолена. Все это можно найти уже в произведениях Макиавелли.
Сегодня многие исследователи условия международной анархии, в которых мы существуем, называют миром Гоббса, ссылаясь на его теорию естественного состояния. Например, Роберт Каган, который, анализируя взаимоотношения Европы и США на современном этапе, называет среду, в которой разворачивается их взаимодействие миром Гоббса («анархическим миром Гоббса, где международные законы и правила ненадёжны, а настоящая безопасность, защита и продвижение либерализма всё ещё зависят от обладания и использования военной мощи, в котором сила является главным детерминантом национальной безопасности и успеха»). Но при этом не надо забывать что многие из идей Гоббса за несколько веков до него были озвучены Н.Макиавелли.
Список использованной литературы и источников

Источники:
Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1990 г.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990 г.
Макиавелли Н. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М., 1987 г.

Монографии:
Евлампиев И. Никколо Макиавелли - мыслитель прошлого и наш современник. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г.
Максимовский В. Новые книги о Макиавелли. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г.
Сергеев К., Толстенко А. Никколо Макиавелли как основатель новоевропейской политологии. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г.
Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г.
Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995 г.

Статьи периодической печати и материалы интернет:
Каган Р. Сила и слабость: Европа и Америка в обстановке нового мирового порядка. - http://www.globalaffairs.ru/live/article.asp?rubric_id=1304&id=3898
Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/ library/russell/01/04.html
Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3




Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995 г., С.26.

Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г., С. 18.
Евлампиев И. Никколо Макиавелли - мыслитель прошлого и наш современник. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г., С. 11.
Сергеев К., Толстенко А. Никколо Макиавелли как основатель новоевропейской политологии. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г., С. 597.
Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/library/russell/01/04.html
Евлампиев И. Никколо Макиавелли - мыслитель прошлого и наш современник. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г., С. 24.
Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г., С. 20.
Швейцер А. Культура и этика. Перевод с немецкого Н. А. ЗАХАРЧЕНКО и Г. В. КОЛШАНСКОГО. Общая редакция и предисловие проф. В. А. КАРПУШИНА. ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОГРЕСС" МОСКВА 1973.
Модель делового совершенства: глоссарий и методы // Методы менеджмента качества. - 2004. - № 9. - С. 45-49.

Свиткин М.З. Социально-этические аспекты менеджмента и бизнеса. - http://quality.eup.ru/MATERIALY11/socy.htm
Швейцер А. Культура и этика. Перевод с немецкого Н. А. ЗАХАРЧЕНКО и Г. В. КОЛШАНСКОГО. Общая редакция и предисловие проф. В. А. КАРПУШИНА. ИЗДАТЕЛЬСТВО "ПРОГРЕСС" МОСКВА 1973.
Общественная мораль: методология исследования, нормативно-этические и прикладные проблемы. - http://www.ethicscenter.ru/ed/moral/project.html
Там же.
Пугачев В., Соловьев А. Введение в политологию. М., 2003 г.
Там же.
Фролов Э.Д. Факел Прометея: Становление научного метода. Фукидид. - http://www.sno.pro1.ru/lib/frolov/1-8b.htm
Фукидид. Историографические принципы. - http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0%B4%D0%B8%D0%B4

Сергеев К., Толстенко А. Никколо Макиавелли как основатель новоевропейской политологии. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г., С. 601.
Макиавелли Н. Государь. М., 1990 г.
Там же.
Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/library/russell/01/04.html
Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3
Томас Гоббс. - http://www.krugosvet.ru/articles/08/1000811/1000811a1.htm
Каган Р. Сила и слабость: Европа и Америка в обстановке нового мирового порядка. - http://www.globalaffairs.ru/live/article.asp?rubric_id=1304&id=3898










1


14

Список использованной литературы и источников

Источники:
1.Гоббс Т. Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского. М., 1990 г.
2.Макиавелли Н. Государь. М., 1990 г.
3.Макиавелли Н. Рассуждение о первой декаде Тита Ливия. М., 1987 г.

Монографии:
1.Евлампиев И. Никколо Макиавелли - мыслитель прошлого и наш современник. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г.
2.Максимовский В. Новые книги о Макиавелли. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г.
3.Сергеев К., Толстенко А. Никколо Макиавелли как основатель новоевропейской политологии. // Никколо Макиавелли: pro et contra. Личность и творчество Никколо Макиавелли в оценке русских мыслителей и исследователей. СПб, 2002 г.
4.Федорова М.М. Модернизм и антимодернизм во французской политической мысли XIX века. М., 1997 г.
5.Цыганков А.П. Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М., 1995 г.

Статьи периодической печати и материалы интернет:
6.Каган Р. Сила и слабость: Европа и Америка в обстановке нового мирового порядка. - http://www.globalaffairs.ru/live/article.asp?rubric_id=1304&id=3898
7.Рассел Б. История западной философии. - http://www.philosophy.ru/ library/russell/01/04.html
8.Учение о государстве и праве в Голландии и Англии в период буржуазных революций. - http://www.interlaw.dax.ru/student/6/F5.htm#G3




Вопрос-ответ:

Какие были основные идеи Н. Макиавелли о соотношении политики и морали?

Н. Макиавелли полагал, что политика и мораль не всегда совместимы. Он считал, что политика должна основываться на реалиях и интересах государства, в то время как моральные нормы и принципы часто противоречат этим интересам. В своих работах Макиавелли даже оправдывал применение нечестных и жестоких методов в политике, если они способствуют сохранению и укреплению власти.

Почему Макиавелли оправдывал применение нечестных и жестоких методов в политике?

Макиавелли считал, что применение нечестных и жестоких методов в политике может быть оправдано, если это способствует сохранению и укреплению власти. Он полагал, что в политике главное - достижение цели, а не средства, которыми это достигается. По его мнению, в политике необходимо быть гибким и готовым использовать любые средства, чтобы добиться успеха.

Какие исторические события повлияли на взгляды Макиавелли?

Взгляды Макиавелли были сформированы в условиях политической нестабильности Италии в конце XV - начале XVI века. Он наблюдал за борьбой разных городских государств и феодальных владений за власть и попытался выявить общие закономерности политической борьбы. Итальянский политико-философ был свидетелем интриг, войн и измен в итальянской политике, что сильно повлияло на его взгляды на политику и мораль.

Почему Макиавелли считал, что эгоизм возникает не в самих желаниях людей, а в действиях, которыми они наносят вред другим?

Макиавелли полагал, что эгоизм возникает из-за конкуренции и борьбы за ресурсы. Он считал, что если два человека желают одной и той же вещи, которой они не могут обладать вместе, то это приводит к появлению эгоистических действий, направленных на устранение конкурента и достижение своей цели. Таким образом, эгоизм, по Макиавелли, является результатом неравенства и конкуренции.

Какой исторический контекст связан с тематикой статьи?

Исторический контекст, связанный с тематикой статьи, включает период Возрождения, когда Н Макиавелли жил и работал. Это был период политических изменений и конфликтов в Италии, который сильно повлиял на его взгляды на политику и мораль.

Какие основные идеи выделяются в работах Н Макиавелли?

Одной из основных идей Н Макиавелли было то, что политике необходимо превалировать над моралью. Он считал, что для достижения и поддержания власти, политики должны быть готовы использовать любые средства, включая обман, насилие и измену.

Как Н Макиавелли объяснял причины эгоизма?

Он объяснял, что эгоизм возникает не в самих желаниях людей, а в результате действий, которыми они наносят вред другим. Эгоизм появляется тогда, когда равенство способностей порождает равенство надежд на достижение цели.

Что утверждал Н Макиавелли относительно конфликта интересов двух человек?

Н Макиавелли утверждал, что если два человека желают одной и той же вещи, которой они не могут обладать вместе, то возникает конфликт интересов. В такой ситуации они готовы использовать любые доступные средства, чтобы достичь желаемой вещи, включая предательство и насилие.

Какое значение имел источник информации для Н Макиавелли?

Источник информации имел большое значение для Н Макиавелли. Он считал, что политики должны быть осведомлены о положении дел в обществе и о намерениях других людей, чтобы принимать правильные решения и действовать эффективно.