Исследование понятия "Синонимический ряд"на материале английского языка.(Понятие слова "праздник")
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 22.05.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Лексические синонимы, их типы и роль в языке
1.1 Синонимия как системное языковое явление
1.2 Причины возникновения синонимии и роль синонимов в речи
Выводы по Главе 1
Глава 2. Исследование понятия «синонимический ряд» на примере синонимического ряда с опорным членом “holiday” (праздник)
2.1 Понятие о синонимических рядах слов
2.2 Изучение явления синонимического ряда в различных аспектах
2.2.1 Изучение явления синонимического ряда в парадигматическом аспекте
2.2.2 Изучение явления синонимического ряда в синтагматическом аспекте
2.2.3 Изучение явления синонимического ряда в деривационном аспекте
Выводы по Главе 2
Заключение
Библиографический список
Отметим, что значительное число синонимических рядов связано лишь общностью опорного слова, в разных своих значениях объединяющего вокруг себя различные лексические единицы. Особенно часто это можно наблюдать при обращении к синонимическому ряду прилагательных. Ср., например: holiday — festive — convivial — celebratory — jolly. В таких случаях семантика опорного слова дифференцированно воспринимается не только в линейном контексте, но и в контексте синонимического ряда.
Ориентация на типологические, обобщающие признаки синонимического ряда предполагает обращение к характерной для лексической системы внутрисловной деривации слов-синонимов, в результате которой формируются синонимические ряды, объединяющиеся по разным значениям многозначных слов и полностью или частично совпадающие по составу. На основе «синонимической иррадиации» многозначных слов образуется тип параллельных синонимических рядов, обнаруживаемый в тех случаях, когда члены ряда синонимичны в двух или нескольких значениях. Параллельные синонимические ряды устанавливаются по соотношению с исходным рядом, все члены которого или большая их часть представлены словами в основных номинативных значениях или близких к ним по характеру номинации номинативно-производных. Исходный ряд дает основу для синонимических связей этих же слов в производных, в том числе переносных, метафорических значениях.
Параллельные синонимические ряды широко представлены в словарном составе английского языка, что находит отражение в синонимических словарях. Параллельные синонимические ряды убедительно свидетельствуют, что близкие по значению слова проходят сходный путь семантического развития.
Обращение к закономерностям образования параллельных синонимических рядов позволяет вскрыть органическую связь этого явления с явлением регулярной многозначности, сущность которой состоит в том, что у близких по значению слов развиваются однотипные, сходные значения.
Термин «регулярная многозначность» был впервые введен в научный обиход Ю.Д. Апресяном, им же описаны наиболее регулярные, охватывающие большое количество лексем типы переносов, характерные для слов разных частей речи. В лексикологических исследованиях последних лет проблема регулярной многозначности получила новое освещение и оказалась органически связанной с изучением конкретных парадигматических групп.
Регулярная многозначность наблюдается в достаточно широких парадигматических объединениях, выделяемых на основе общих семантических компонентов. Для разных типов объединений характерны разные виды регулярных семантических преобразований. Особенно четкие закономерности образования однотипных вторичных значений наблюдаются в лексико-семантических группах.
Синонимические ряды, как уже отмечалось, находятся на более низкой ступени иерархической организации лексико-семантических парадигм, в них наиболее значимыми оказываются компоненты иного уровня обобщения, и поэтому характер и способы образования параллельных синонимических рядов оказываются очень разнообразными. Однако рассмотрение всей совокупности параллельных синонимических рядов убеждает в наличии общих закономерностей их образования, позволяет выявить наиболее распространенные разновидности. Особенно четко общие закономерности выявляются в тех рядах, члены которых могут быть отнесены к одной лексико-семантической группе.
Важным следствием однотипных ассоциативно-деривационных процессов, затрагивающих слова-синонимы, является образование синонимических гнезд — более или менее широких объединений синонимических рядов, однородных (но далеко не всегда тождественных) по своему составу. Простейший вид гнезда включает несколько параллельных синонимических рядов тождественного состава.
Приведем в качестве примера гнездо с опорным словом holiday (adj.). Рассмотрим два параллельных синонимических ряда, частично различающихся по составу и описывающихся в отдельных словарных статьях: 1) holiday и ferial — festival — festal и festivous — celebratory с общим значением «праздничный»; 2) holiday и joy — genial — red-letter и Sunday-go-to с общим значением «выходной, не будний».
Исконная связь явлений празднования и отдыха от рутинной деятельности, представленная, кстати, и в расчлененности общего значения синонимического ряда (holiday и celebratory), определяет направление семантической деривации, определившее образование параллельного синонимического ряда.
Сигналом формирования новой парадигмы служит появившиееся в параллельном ряду прилагательное Sunday-go-to. Перенос признаков внешних явлений на характеристику различных проявлений внутренней, эмоциональной сферы человека обнаруживается при образовании серии параллельных рядов от каждого из двух приведенных.
Таким образом, в синонимическом гнезде обнаруживаются разветвленные и взаимопересекающиеся линии семантических переносов.
Выводы по Главе 2
1. Два и более лексических синонима, соотносимых между собой при обозначении одних и тех же явлений, предметов, признаков, действий, образуют в языке определенную группу, парадигму, иначе называемую синонимическим рядом.
2. Слова-синонимы имеют в составе синонимического ряда какое-то одно, как правило, стилистически нейтральное стержневое (основное) слово, которое принято называть доминантой (лат. dominans - господствующий), опорным членом или индифферентым синонимом.
3. В синонимические ряды могут быть объединены только слова одной части речи, например, имена существительные: festival — holiday. В синонимическом ряду вместе с отдельными словами иногда объединяются сочетания слов разных типов. По количеству слов синонимические ряды неодинаковы. Нередко синонимические отношения, наблюдающиеся у слов одной части речи, сохраняются и в том случае, когда от них образуются производные слова другой части речи. С точки зрения структуры синонимичные слова неоднородны: одни из них непроизводны, другие — производны. С точки зрения постоянства состава слов синонимические ряды характеризуются относительной незамкнутостью. В одном ряду могут быть объединены слова, используемые в разных стилях речи.
4. Одним из достаточно объективных способов компонентного анализа синонимического ряда является опора на словарные дефиниции.
5. Особую роль играют интегральные, объединяющие семы: они формируют ядро ряда, обеспечивая его единство.
6. Ядро синонимического ряда обычно состоит из нескольких сем, в равной степени значимых для всех членов ряда, однако выразительными репрезентаторами общего значения являются опорное слово и наиболее близкие к нему члены ряда.
7. Интегрирующая роль общего значения синонимического ряда нередко проявляется и в том, что в нем совмещаются все семы, с большей или меньшей отчетливостью представленные в значениях членов ряда.
8. Анализ состава синонимических рядов убеждает, что в них обязательно значительное сходство (хотя и не всегда полное совпадение) как синтаксической, так и лексической сочетаемости, при этом лексическая сочетаемость определяется набором лексических распространителей слова, его возможных семантических партнеров, а синтаксическая — совокупностью возможных при нем синтаксических связей.
9. Взаимосвязь синонимии и полисемии является важным источником развития отдельных синонимических рядов, определяет характер взаимоотношений его членов, структуру ряда в целом.
10. На основе многозначных слов образуется тип параллельных синонимических рядов, обнаруживаемый в тех случаях, когда члены ряда синонимичны в двух или нескольких значениях.
Заключение
Данная работа посвящена изучению явления понятия «синонимический ряд» на материале английского языка на примере синонимического ряда с опорным членом holiday.
В первой главе была рассмотрена классификация лексических синонимов И.Б. Голуб. Были выделены основные особенности их употребления и лексической сочетаемости. Мы выяснили, что сочетаемость синонимов одного ряда является уникальной для каждого элемента синонимического ряда. При контекстуальном изучении синонимов становится очевидным влияние их семантических и стилистических особенностей на использование данных единиц в речи.
Во второй главе мы рассмотрели теоретические вопросы, связанные с понятием синонимического ряда, а также проанализировали явление синонимического ряда в трех аспектах на примере синонимического ряда с опорным членом holiday.
Были рассмотрены вопросы, связанные с синтагматическим, парадигматическим и деривационным аспектами синонимических рядов в английском языке. Мы пришли к выводу, что явление возникновения синонимического ряда обусловлено объективными языковыми процессами, наиболее значимыми из которых представляются историческое развитие носителей культуры, а также стремление носителей языка к множественной номинации.
Несмотря на то, что процесс образования синонимических рядов представляется процессом фиксирования в языке избыточного количества единиц номинации, очевидна его значимость в качестве ресурса для создания средств прецизионной номинации и экспрессии.
Таким образом, данная работа представляет собой анализ особенностей возникновения синонимических рядов в английском языке.
Библиографический список
Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. «Лексикология английского языка» Высшее образование, Дрофа, 1999
Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка, М., 1959
Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – Л.: Просвещение, 1981. – 295 с.
Берков В. П. Введение в германскую филологию: Учеб. Пособие для студентов филол. Специальностей пед. ин-тов. – М.: Высш. Школа, 1980. – С. 28 -38.
Березин Ф.М. Общее языкознание: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101»яз. и лит». - М.: просвещение, 1979. – С. 240 – 264.
Бронин А.В. Английская современная лексика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101»яз. и лит». - М.: просвещение, 1979. – С. 240
Виноградов В.В. Лексикология и лексикография : избранные труды. – М.: Наука, 1977.
Головин Б.Н. Введение в языкознание. Изд-е 2-е, исправл. – М.: Высш. школа. 1978. – С. 104 – 108.
Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101»яз. и лит». - М.: просвещение, 1979. – С. 240 – 264.
Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 5-е изд. (www.hugahuga.ru/item/60002158691.html)
Зализняк А.А. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. Специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высш. школа. 1974. – С. 188 – 201.
Заботкина В.И. «Новая лексика современного английского языка», М., Высшая школа,1989
Кодухов В.И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит». - М.: Просвещение, 1979. –С. 222 – 224.
Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. Специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высш. школа. 1974. – С. 188 – 201.
Маслов Ю.С. Введение в языкозкознание: Учеб. Пособие для филол. Специальностей ун-тов. – М.: Высш. школа, 1975. – С.256-267.
Розен Е. В. Новые слова и словосочетания в русском языке. – М.: 1991. –С. 197 – 204.
Соловьева Л. Н. Введение в германскую филологию: Учеб. Пособие для студентов филол. Специальностей пед. ин-тов.– М.: Высш. Школа, 1980. – С. 28 -38.
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: Учеб. Пособие для студентов филол. Специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение. 1975. – С. 161 – 211.
Уфимцева А.А.. Лексическая номинация // Языковая номинация: Виды наименований. М., 1977. С. 63
Хлебникова И.Б. «Введение в германскую филологию и историю английского языка»,- Калининский Гос. Университет, Калинин, - 1972
Шмелёв Д.Н. Современный русский язык: лексика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. Яз. и лит». - М.: Просвещение, 1977.
Словари и справочная литература
Абрамов Н., Словарь синонимов русского языка (http://sinonim.su/)
Википедия, свободная энциклопедия (www.wikipedia.org)
Крысин Л. П., Толковый словарь иноязычных слов. (http://softacademy.lnpu.edu.ua/Programs/Dictionaries/Krysin.htm)
Словарь русских синонимов (http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary)
Электронный словарь ABBYY Lingvo X3
14
1.Антрушина Г.Б., Афанасьева О.В., Морозова Н.Н. «Лексикология английского языка» Высшее образование, Дрофа, 1999
2.Арнольд И.В. Лексикология современного английского языка, М., 1959
3.Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. – Л.: Просвещение, 1981. – 295 с.
4.Берков В. П. Введение в германскую филологию: Учеб. Пособие для студентов филол. Специальностей пед. ин-тов. – М.: Высш. Школа, 1980. – С. 28 -38.
5.Березин Ф.М. Общее языкознание: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101»яз. и лит». - М.: просвещение, 1979. – С. 240 – 264.
6.Бронин А.В. Английская современная лексика. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101»яз. и лит». - М.: просвещение, 1979. – С. 240
7.Виноградов В.В. Лексикология и лексикография : избранные труды. – М.: Наука, 1977.
8.Головин Б.Н. Введение в языкознание. Изд-е 2-е, исправл. – М.: Высш. школа. 1978. – С. 104 – 108.
9.Головин Б.Н. Общее языкознание: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2101»яз. и лит». - М.: просвещение, 1979. – С. 240 – 264.
10.Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – 5-е изд. (www.hugahuga.ru/item/60002158691.html)
11.Зализняк А.А. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. Специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высш. школа. 1974. – С. 188 – 201.
12.Заботкина В.И. «Новая лексика современного английского языка», М., Высшая школа,1989
13.Кодухов В.И. Введение в языкознание: Учебник для студентов пед. ин-тов по спец. №2101 «Рус. яз. и лит». - М.: Просвещение, 1979. –С. 222 – 224.
14.Кодухов В.И. Общее языкознание: Учебник для студентов филол. Специальностей ун-тов и пед. ин-тов. М.: Высш. школа. 1974. – С. 188 – 201.
15.Маслов Ю.С. Введение в языкозкознание: Учеб. Пособие для филол. Специальностей ун-тов. – М.: Высш. школа, 1975. – С.256-267.
16.Розен Е. В. Новые слова и словосочетания в русском языке. – М.: 1991. –С. 197 – 204.
17.Соловьева Л. Н. Введение в германскую филологию: Учеб. Пособие для студентов филол. Специальностей пед. ин-тов.– М.: Высш. Школа, 1980. – С. 28 -38.
18.Степанов Ю.С. Основы общего языкознания: Учеб. Пособие для студентов филол. Специальностей пед. ин-тов. Изд. 2-е, перераб. – М.: Просвещение. 1975. – С. 161 – 211.
19.Уфимцева А.А.. Лексическая номинация // Языковая номинация: Виды наименований. М., 1977. С. 63
20.Хлебникова И.Б. «Введение в германскую филологию и историю английского языка»,- Калининский Гос. Университет, Калинин, - 1972
21.Шмелёв Д.Н. Современный русский язык: лексика: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Рус. Яз. и лит». - М.: Просвещение, 1977.
Словари и справочная литература
22.Абрамов Н., Словарь синонимов русского языка (http://sinonim.su/)
23.Википедия, свободная энциклопедия (www.wikipedia.org)
24.Крысин Л. П., Толковый словарь иноязычных слов. (http://softacademy.lnpu.edu.ua/Programs/Dictionaries/Krysin.htm)
25.Словарь русских синонимов (http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary)
26.Электронный словарь ABBYY Lingvo X3
Вопрос-ответ:
Что такое лексические синонимы?
Лексические синонимы - это слова или выражения, которые имеют схожее или близкое значение, то есть они практически синонимичны по своему значению. Они могут быть использованы взаимозаменяемо в тексте или речи. Например, слова "праздник" и "торжество" являются лексическими синонимами.
Какие типы синонимии существуют?
Существует несколько типов синонимии в языке. Это полная синонимия, когда слова имеют одинаковое значение и могут быть использованы взаимозаменяемо, частичная синонимия, когда слова имеют схожее, но не полностью одинаковое значение, и когда одно слово является составной частью другого слова.
Какие причины могут привести к возникновению синонимов в языке?
Возникновение синонимов в языке может быть вызвано различными причинами. Одна из них - это семантическая эволюция, когда слово с течением времени приобретает новые значения и становится синонимом других слов. Другая причина - это влияние других языков или диалектов на конкретный язык. Также синонимы могут возникать в результате разных стилей речи или социальных групп.
Что такое синонимический ряд?
Синонимический ряд - это группа слов, которые являются синонимами друг друга. В синонимическом ряду каждое слово имеет схожее значение с другими словами в группе. Например, синонимическим рядом для слова "праздник" может быть слово "торжество", "праздничное мероприятие", "праздничный день" и т. д.
Как изучается явление синонимического ряда в языке?
Явление синонимического ряда изучается в различных аспектах языкознания. Лингвисты анализируют синонимические ряды с точки зрения семантики слов и их взаимозаменяемости в речи. Они также изучают происхождение и развитие синонимических рядов в языке. Изучение синонимических рядов позволяет лучше понять принципы организации языка и его эволюцию.
Что такое синонимический ряд?
Синонимический ряд - это группа слов, которые имеют близкое по значению значение и могут быть использованы взаимозаменяемо в определенном контексте или ситуации.
Какие типы синонимов существуют?
Существуют несколько типов синонимов: полные синонимы, частичные синонимы, заместители, разновидности и сочетаемые синонимы.
Какие причины приводят к возникновению синонимии?
Существует несколько причин возникновения синонимии, таких как устаревание слов, диалектные и географические различия, стилистические особенности и контекстуальные оттенки значения.
Какую роль играют синонимы в речи?
Синонимы играют важную роль в речи, позволяя разнообразить выражение мыслей, подчеркнуть определенные нюансы, избегать повторений и использовать более точные или эмоциональные слова.
Что такое синонимический ряд слов?
Синонимический ряд слов - это последовательность слов, которые имеют схожие значения, но могут отличаться в нюансах, интенсивности или стилистической окраске.
Что такое синонимический ряд?
Синонимический ряд - это группа слов, имеющих схожие или близкие значения и используемых как синонимы друг друга.
Какие причины могут привести к возникновению синонимии?
Синонимия может возникать из-за разных лингвистических и социокультурных факторов, таких как исторические изменения в языке, взаимодействие с другими языками, архаизация и новообразования слов и т.д.