Государство и право: проблемы взаимодействия.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 20.11.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1. Модели соотношения государства и права
2. Влияние государства на право
3. Воздействие права на государство
Заключение
Библиография
Социальное свойство, качество (одно из качеств) человека - право. Право есть сфера свободы личности, то, без чего человек не может быть личностью, не может самоопределиться и раскрыть свое творческое, деятельное начало. Но право не есть безграничная свобода, равнозначная вседозволенности и произволу. Право - мера (масштаб) социальной свободы, масштаб относительно справедливый и равный (формально).
Из сказанного вытекает фундаментальное исходное положение: каждый человек рождается свободным и равным другому человеку; каждый от рождения обладает неотчуждаемым кругом основных прав. Для охраны своих прав и свобод люди образуют государство - политическую силу, главное предназначение которой - охрана естественных и неотчуждаемых прав человека. Государство может выполнять свою основную функцию в том случае, если оно принадлежит народу - всем людям, его образовавшим и образующим нацию. Узурпация власти тиранами, диктаторами, вождями, элитами извращает природу государства, обращает силу государства против его граждан, государство превращается в диктаторский политический режим, в самодержавие, в господство бюрократии и милитаризма. Народ имеет право на революционное устранение такого подобия государства и на основе демократических выборов установить власть, связанную правом, установить правление закона и господство права. Но в настоящее время речь может идти только о мирной смене власти, насилие порождает насилие, разрушает культуру и цивилизацию, подавляет личность. Насилие, гражданская война, агрессия особенно недопустимы в современном мире при наличии средств массового уничтожения людей. Итак, государство по природе своей - правовой союз граждан, и служить оно должно обществу, безопасности человека, а свобода в государстве достигается лишь в том случае, когда власть ограничена правом и строится на принципе относительной самостоятельности законодательных, исполнительных и судебных органов. Тут уместно обратить внимание на то, что суд, правосудие выступают высшей гарантией прав и свобод человека. Судебную власть нельзя трактовать как орган борьбы с преступностью, как правоохранительный орган - суд, это власть, действующая наравне с законодательной и исполнительной властями. Высший судебный орган должен обладать полномочиями охраны конституции, правом отмены решений парламента, президента, правительства, если эти решения противоречат конституции государства и нарушают права и свободы человека и гражданина.
В завершение данной работы остановимся на проблеме взаимодействия государства и права, влияния права на государство в Российской Федерации более подробно.
Сама идея и определенные практические шаги к созданию в общепринятом понятии правового государства в России имели место как в дооктябрьский, так и в послеоктябрьский периоды времени. В силу различных конкретных обстоятельств процесс формирования правового государства в России наиболее полно и последовательно стал претворяться в жизнь с принятием Конституции России 1993 г. Эта Конституция содержит в себе общечеловеческие ценности, которые выработала земная цивилизация за долгие годы своего развития.
Исходя из опыта других государств, в Российской Федерации проблема формирования правового государства будет оставаться актуальной на протяжении длительного времени. Переход от одного политического режима к другому дал возможность не только к постановке проблем, но и порядку путей формирования правового государства в России.
Продолжается процесс дальнейшего формирования всей системы государственной власти. В основе этих преобразований лежит принцип разделения властей, усиления вертикали власти, возрастания роли государства в обществе. Завершается судебная реформа, цель которой - установление судебной власти в государственном механизме как самостоятельной силы, не зависимой от других ветвей власти.
В правовом государстве человек, его права и свободы представляют собой высшую ценность. Поэтому соблюдение и защита прав и свобод человека должны стать главной обязанностью государственной власти. Правосудие в демократическом обществе должно выполнять роль стража порядка и оплота справедливости. Предназначение судов заключается в защите и восстановлении нарушенных прав.
Ш. Монтескье, которому принадлежит концепция разделения государственной власти на три ветви, выделял следующие три главные составляющие правосудия в демократическом обществе: народное начало, независимость от политики и профессионализм. Пройдет немало времени, наполненного бурными событиями, прежде чем эта концепция обретет законодательное признание и станет претворяться на практике.
С самого начала развития человеческого общежития судебная функция была одним из направлений деятельности государства. Значительный вклад в общепризнанные принципы современного правосудия внесла греко-римская цивилизация. Именно в ней были заложены идеи о том, что суд должен быть одним из важнейших органов государства, осуществляющим правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.
Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд может своим решением положить конец спору истца и ответчика. Суд реализует права граждан на обжалование действий правовых лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административных правонарушений. Никакой другой орган власти не имеет право выполнять эти задачи.
В системе государственных властей судебной власти отведена роль уравновешивающего механизма, позволяющего эффективно направлять действия законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Взаимоотношения между исполнительной и судебной властями носят более жесткий характер, нежели между судебной и законодательной. В правовом государстве стремление к доминированию исполнительной власти эффективно противостоит власть судебная. Действующие законы в совокупности с объективно вынесенными судебными решениями обеспечивают в обществе принцип "господства права".
Судебная власть - одна из ветвей единой государственной власти, обладающая спецификой имеющейся у нее компетенции и реализующая свои полномочия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В ч. 1 ст. 118 Конституции РФ использован термин "правосудие". Он отражает не только само содержание, но и функцию судебной власти. Однако судебная власть - сложное и многоэлементное явление, сердцевину которого и главное предназначение составляет деятельность судов по отправлению правосудия. Правосудие осуществляется от имени государства специальными государственными органами - судами, уполномоченными рассматривать в судебных заседаниях гражданские, уголовные и административные дела в определенной, установленной законом процессуальной форме.
Таким образом, правосудие представляет собой один из видов государственной деятельности, осуществляемой только судами по поводу рассмотрения и разрешения конфликтных ситуаций, связанных с действительным или предполагаемым нарушением нормативных правовых актов.
Действующая Конституция России определила, что создание чрезвычайных судов не допускается. В годы культа личности подобное было печальной действительностью ("особые суды", "суды троек...", трибуналы различных видов). В соответствии с законодательством о судоустройстве правосудие по гражданским, уголовным, а также делам, возникающим из административных правонарушений, осуществляют суды общей юрисдикции. Военные суды включаются в федеральную судебную систему и, как правило, рассматривают дела о преступлениях военнослужащих.
В настоящее время в России действует следующая система судов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, мировые и третейские суды. В субъектах РФ могут создаваться собственные конституционные (в республиках) или уставные (в остальных видах субъектов) суды.
Накопленный практический опыт свидетельствует о необходимости внесения соответствующих изменений в устоявшуюся и конституционно определенную судебную систему. В конце октября 2000 г. председатель Верховного Суда РФ Вячеслав Лебедев представил в Государственную Думу России проект закона об административных судах. Целью данного законопроекта является поддержка президентской реформы системы государственной власти (создание оптимальных условий эффективного функционирования всех семи федеральных округов), а также оказание помощи непомерно загруженным судам общей юрисдикции. Предполагается создать 21 судебный округ. В них, по мнению разработчиков законопроекта, можно будет обжаловать нормативные акты и действия должностных лиц (в том числе и самих губернаторов), постановления Правительства и обеих палат Федерального Собрания России, а также законы субъектов Федерации. Эти суды вправе будут рассматривать дела по защите избирательных прав и налоговому законодательству. Руководство и контроль за их деятельностью предполагается возложить на Верховный Суд РФ. Численность административных судов определена таким образом, чтобы нагрузка между ними распределялась равномерно.
Продолжается дальнейшее развитие и совершенствование законодательства, формирование новой правовой системы, соответствующей потребностям развития всех сфер общественной жизни. Проводится постоянная работа государства по повышению уровня политической и правовой культуры в обществе.
Заключение
Государство и право признаются относительно самостоятельными институтами общества. Подобное видение возможно лишь при естественно-правовом типе правопонимания. Государство же не является ни творцом права, ни его источником, государство оказывается связанным правом. Государство формулирует право, но не формирует его. Государство создает законы, закрепляя в них естественное право, но не творит право. Согласно этой точке зрения право выступает наиболее эффективным социальным регулятором, и эта эффективность во многом объясняется тем, что лишь за правом стоит сила государственного принуждения, поскольку государство выступает как механизм, закрепляющий, охраняющий и восстанавливающий справедливость, выраженную в праве. По времени возникновения государство не могло появиться ранее, чем возникло право. Процессы становления государства и права были длительными, но параллельными.
Существует тесная связь между государством и характером экономических отношений посредством установления правового режима, позволяющего наиболее эффективно решать общие задачи. Государство всегда и постоянно, но в различной форме присутствует в национальной экономике. Право характеризует триединство: свобода, справедливость, равенство возможностей. Граница прав и свобод человека - право и свобода другого человека, других людей, тем самым права человека предполагают и его обязанности перед другими людьми (связь прав и обязанностей - правоотношение: генетическая клетка всей правовой действительности). Правовое государство - это такое демократическое государство, где обеспечивается господство права, равенство всех перед законом и независимым судом, где признаются и гарантируются права и свободы человека и где в основу организации и деятельности государственной власти положен принцип разделения (обособления) законодательной, исполнительной и судебной властей.
Библиография
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
Булаков О.Н., Зыкова И.В. Правоведение. М.: Кнорус, 2007. – 436 с.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2005. – 160 с.
Иванова А.А. Горшенева И.А. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2009. – 159 с.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 384 с.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. – 300 с.
Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. - 496 с.
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
Марчук Д.В., Глыбовская Н.А. Общая теория государства и права. М.: Тетра Мистем, 2009. – 128 с.
Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Сырых В.М.. М.: Эксмо, 2008. – 528 с.
Рудаков Г.П., Балашов А.И. Правоведение: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2006. – 268 с.
Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов: Наука, 2004.- 268 с.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. – 704 с.
Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. - 704 с.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 132.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. С. 151.
Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. С. 228.
Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. С. 113
Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. С. 136.
Иванова А.А. Горшенева И.А. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2009. С. 96.
Цит по: Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. С. 312.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. С. 151.
Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. С. 212.
Лившиц Р.З. Теория права. М.: Издательство БЕК, 2001. С. 96.
Аронов Д.В. К вопросу о соотношении понятий "государство"-"личность"-"общество" в теории российского либерализма // История государства и права. 2005. N 3. С. 2 - 5.
Иванова А.А. Горшенева И.А. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2009. С. 99.
Габуев А. Китайские коммунисты начали строительство демократии // Коммерсантъ. 2005. 21 октября.
Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. – М.: Юриспруденция, 2000. С. 137.
Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. С. 154.
Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
2
1.Конституция Российской Федерации. Принята Всенародным Голосованием 12.12.1993.
2.Булаков О.Н., Зыкова И.В. Правоведение. М.: Кнорус, 2007. – 436 с.
3.Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник. М.: Омега-Л, 2007. - 607 с.
4.Головистикова А.Н., Дмитриев Ю.А. Теория государства и права. Вопросы и ответы. М.: Юриспруденция, 2005. – 160 с.
5.Иванова А.А. Горшенева И.А. Теория государства и права: Учебное пособие для вузов. М.: Экзамен, 2009. – 159 с.
6.Комаров С.А. Правоведение. Учебник. М.: Юристъ, 2003. - 384 с.
7.Малько А. В. Теория государства и права в вопросах и ответах. М.: Юрист, 2006. – 300 с.
8.Мартышин О.В. Теория государства и права. Учебник для вузов. М.: Норма, 2007. - 496 с.
9.Марченко М.Н. Теория государства и права в вопросах и ответах: учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Проспект, 2006. – 640 с.
10.Марчук Д.В., Глыбовская Н.А. Общая теория государства и права. М.: Тетра Мистем, 2009. – 128 с.
11.Матузов Н.И. Теория государства и права: курс лекций. 2-е изд. М.: Юристъ, 2007. – 768 с.
12.Проблемы теории государства и права: Учебник для вузов / Под ред. Сырых В.М.. М.: Эксмо, 2008. – 528 с.
13.Рудаков Г.П., Балашов А.И. Правоведение: Учебник для ВУЗов. СПб.: Питер, 2006. – 268 с.
14.Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов: Наука, 2004.- 268 с.
15.Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник для вузов. М.: Юстицинформ, 2006. – 704 с.
16.Червонюк В.И. Теория государства и права Учебник. М.: ИНФРА М, 2006. - 704 с.
Вопрос-ответ:
Чему равнозначна свобода в праве?
Свобода в праве не равнозначна вседозволенности и произволу. Она ограничивается законами и правилами, которые регулируют поведение людей в обществе.
Какое влияние оказывает государство на право?
Государство оказывает существенное влияние на право, поскольку создает и устанавливает законы, которые обязательны для всех граждан. Оно также осуществляет контроль за их соблюдением и реагирует на нарушения.
Какое воздействие права оказывает на государство?
Право также оказывает воздействие на государство. Оно ограничивает власть и деятельность государственных органов, защищает права граждан и обеспечивает их равномерное и справедливое обращение судебной системой.
Чем может быть равнозначна свобода в праве?
Свобода в праве может быть равнозначна защите прав человека и гарантиям их соблюдения. Она также может быть равнозначна возможности участия граждан в принятии решений и участия в политической жизни страны.
Какое отношение государства к праву?
Государство имеет сложное и многогранное отношение к праву. С одной стороны, оно выступает в качестве создателя и сторонника законов, а также контролирует их соблюдение. С другой стороны, оно также должно соблюдать законы и быть под контролем правовой системы, чтобы обеспечить гарантию прав и свобод граждан.
Какие модели соотношения государства и права существуют?
Существуют различные модели соотношения государства и права. Одна из них - классическая модель, согласно которой государство наделяет право силой и создает законы для регулирования общественных отношений. Еще одна модель - позитивистская, согласно которой право создается государством и является его инструментом власти. Существует также модель права как результата общественного соглашения, где право является результатом взаимодействия между государством и обществом.
Какое влияние государства оказывает на право?
Государство оказывает значительное влияние на право. Оно устанавливает правовые нормы, создает органы правоприменения, обеспечивает соблюдение прав и свобод граждан. Государство также определяет порядок создания, изменения и отмены правовых норм, контролирует их соблюдение и развитие.
Какое воздействие право оказывает на государство?
Право оказывает значительное воздействие на государство. Оно определяет правовой статус государства, его органов и должностных лиц. Правовые нормы регулируют компетенцию и полномочия государственных органов, а также устанавливают механизмы контроля за их действиями. Право также обеспечивает защиту прав и свобод граждан от произвола и недобросовестных действий государства.
Что такое право?
Право - это сфера свободы личности, необходимая для ее самоопределения и раскрытия творческого деятельного начала. Право является мерой и масштабом социального свойства качества человека. Оно представляет собой комплекс правил и норм, установленных государством, регулирующих общественные отношения и обеспечивающих справедливость и порядок в обществе.
Какое значение имеет право для человека?
Право имеет огромное значение для человека. Оно гарантирует защиту его прав и свобод, обеспечивает справедливость и порядок в обществе. Право также позволяет человеку самоопределиться и раскрыть свое творческое деятельное начало. Без права человек не может быть полноценной личностью и не имеет возможности реализовать свой потенциал.