Постмодернизм в концепции романа У.Эко "Имя Розы"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Культурология
  • 20 20 страниц
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 20.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава I Постмодернизм и его основные тенденции в литературе
Глава II Роман Умберто Эко “Имя розы” как модель постмодернистского романа XX века
2.1. Концепции постмодернизма в романе “Имя розы”
2.2. Мотив лабиринта в контексте постмодернистской эстетики Умберто Эко
Заключение
Список использованной литературы


Фрагмент для ознакомления

Постигнув физиологическую и психологическую организацию их создателя, можно проникнуть в тайну самих лабиринтов.
Учёный Лотман Ю.М., исследуя мотив лабиринта в романе “Имя розы” У.Эко, замечает, что “каждый лабиринт подразумевает своего Тезея, того, кто “расколдовывает” его тайны и находит путь к центру”. И таким “Тезеем” в романе закономерно оказывается Вильгельм Баскервильский. Но если трактовать лабиринт более широко, как специфику структуры и формальный элемент поэтики игрового текста, то функции “Тезея” гораздо уместнее уступить читателю, от которого и требуется разобраться во всех обманах, ловушках и хитросплетениях сконструированной автором игровой системы.

Таким образом, Умберто Эко считает лабиринт символом культуры и мироздания. Он видит специфику постмодернистской модели в отсутствии понятия центра, границ, периферии, входа и выхода из лабиринта, его асимметричности. Это не противоречит реабилитации фабулы, действия, возврату в искусство фигуративности, нарративности, критериев эстетического наслаждения и развлекательности, ориентации на массовое восприятие.
Заключение

Благодаря обширнейшим знаниям Умберто Эко по истории средневековья, его познаниям в области семиотики, критики, литературы, а также благодаря кропотливой работе над словом, занимательностью сюжета, выбором деталей, мы получаем большое наслаждение от чтения детективного средневекового романа “Имя розы”.
В ходе теоретического исследования тенденций постмодернизма в литературе XX века, а в частности в романе У.Эко, можно прийти к следующим выводам.
Под постмодернизмом в художественной литературе понимается современное мировоззрение, несущее в себе печать разочарований в идеалах и ценностях предыдущих культурных эпох. Общим для различных национальных вариантов постмодернизма можно считать его отождествление с именем эпохи “усталой” “энтропийной” культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, диффузией больших стилей, эстетическими мутациями, смешением художественных языков. Постмодернизму присуще стремление включить в современную литературу весь опыт мировой художественной культуры путём её ироничного цитирования.
Эти особенности сюжетного и символического построения романов наряду с изображением картины мира в качестве лабиринта с переплетением часто повторяющихся жизненных проблем и поиском выхода из него лежат в основе творчества Умберто Эко. Одним из ключевых положительных качеств автора в романе “Имя розы” является его умение популяризировать сложных авторов и сложные темы. Он прибегает к различным жанрам изложения своих концепций, борясь за расширение жанровых, тематических, стилистических и языковых рамок литературы.
Главная роль, осуществляемая Эко в литературе - это роль “межкультурного брокера”, посредника между различными культурами. Он не работает с идеальными моделями – в его произведениях все эпохи смешаны, и читателю легко, читая средневековый роман, находить ответы на важнейшие вопросы современности.
Итак, все завесы пали. Эко не рядит современность в одежды средних веков и не заставляет францисканца и бенедиктинца обсуждать проблемы всеобщего разоружения или прав человека. Он просто обнаружил, что время Вильгельма Баскервильского и время его автора - одна эпоха, что от средних веков до наших дней мы пытаемся решить одни и те же вопросы и поэтому вполне реально создать злободневный роман из жизни XIV столетия. Конечно, писатель не смог полностью перевоплотиться из профессора ХХ века в средневекового монаха. То там, то здесь узнаёшь в речах Вильгельма Баскервильского отзвуки нашего времени (хотя автор и утверждал, что все мысли почерпнуты из слов средневековых мыслителей). Зато прочитав “Имя розы”, читатель получит, как массу довольно достоверной информации о Средневековье, так и обильную пищу для размышлений над целой чередой вечных вопросов: как совместить веру и разум? опасен ли смех для истины? как возникают ереси? должны ли знания быть доступными для всех? и т.д.
Полное погружение в эпоху средневековья, от стиля до подробного описания уклада жизни монастыря, философия и мировоззрения того времени, история (от описания толпы до высшей политики) необыкновенно заинтересовывает читателя. Такое чувство, что бродишь по средневековому монастырю вместе с героями, присутствуешь на встрече францисканцев и бенедиктинцев, рассматриваешь старинные книги в библиотеке, приходишь в ужас от картин Страшного Суда над порталом церкви, слушаешь псалмы, которые поют монахи... Начинаешь забывать, где реальность, а где мир книги... К концу романа стремительно возвращаешься вместе с рассказчиком из далёкого прошлого - из его молодости - в его настоящее, когда ему уже много лет... Вместе с ним ощущаешь, что годы прошли, не пережить уже заново тех событий, которые произошли тогда, в 1327г., в ноябре, зато остались эти записи, эти “имена вещей”, от розы - лишь имя её…
Список использованной литературы

Автономова Н.С. Возвращаясь к азам. Постмодернизм и культура. Материалы “круглого стола”. - Вопросы философии. М., 1993г., № 3
Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм. - Вопросы литературы, 2001 г., №1
Бычков В. Феномен неклассического эстетического сознания. – Человек, 2003 г., № 12
Денисова Т. Феномен постмодернизма: контуры и ориентиры. - Слово і час, 1995 г., №2
Лотман Ю.М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989 г.
Пономарёва Г.М. Философия ХХ века. – М., 1997 г.
Страда В. Модернизация и постмодернизация. - Вікно в світ, 1999г., №2
Эко У. Записки на полях “Имени Розы”. – Симпозиум, 2007 г., 96 стр.
Эко У. Имя Розы – СПб, 2007 г., 632 стр.
http://sannyasa.narod.ru/misc/postmod.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/Лабиринт
Бычков В. Феномен неклассического эстетического сознания. – Человек, 2003 г., № 12, стр. 61
Страда В. Модернизация и постмодернизация. - Вікно в світ, 1999г., №2, стр. 196-201
Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм. - Вопросы литературы, 2001 г., №1, стр. 28
Денисова Т. Феномен постмодернизма: контуры и ориентиры. - Слово і час, 1995 г., №2, стр. 26
Эко У. Записки на полях “Имени Розы”. – Симпозиум, 2007 г., стр. 40
Там же, стр. 41
Пономарёва Г.М. Философия ХХ века. – М., 1997 г., стр. 202
Эко У. Заметки на полях “Имени розы”.– Симпозиум, 2007 г., стр. 8
Автономова Н.С. Возвращаясь к азам. Постмодернизм и культура. Материалы “круглого стола”. - Вопросы философии. М., 1993г., № 3, стр. 20
Эко У. Заметки на полях “Имени розы”.– Симпозиум, 2007 г., стр.9
Там же, стр. 12
Эко У. Имя розы – СПб, 2007 г., стр.222
Эко У. Заметки на полях “Имени розы”.– Симпозиум, 2007 г., стр. 40
Там же, стр. 48
Лабиринт // http://ru.wikipedia.org/wiki/Лабиринт
Лебедько В. Философия постмодернизма // http://sannyasa.narod.ru/misc/postmod.htm
Лотман Ю. М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989 г., стр. 472












18

1.Автономова Н.С. Возвращаясь к азам. Постмодернизм и культура. Материалы “круглого стола”. - Вопросы философии. М., 1993г., № 3
2.Андреев Л. Художественный синтез и постмодернизм. - Вопросы литературы, 2001 г., №1
3.Бычков В. Феномен неклассического эстетического сознания. – Человек, 2003 г., № 12
4.Денисова Т. Феномен постмодернизма: контуры и ориентиры. - Слово і час, 1995 г., №2
5.Лотман Ю.М. Выход из лабиринта // Эко У. Имя розы. - М.: Книжная палата, 1989 г.
6.Пономарёва Г.М. Философия ХХ века. – М., 1997 г.
7.Страда В. Модернизация и постмодернизация. - Вікно в світ, 1999г., №2
8.Эко У. Записки на полях “Имени Розы”. – Симпозиум, 2007 г., 96 стр.
9.Эко У. Имя Розы – СПб, 2007 г., 632 стр.
10.http://sannyasa.narod.ru/misc/postmod.htm
11.http://ru.wikipedia.org/wiki/Лабиринт

Вопрос-ответ:

Каковы основные тенденции постмодернизма в литературе?

Основными тенденциями постмодернизма в литературе являются отказ от единого авторского голоса, игра с жанровыми ожиданиями, использование множества интертекстуальных ссылок, смешение высокой и низкой культуры, метафикция и экспериментальное оформление текста.

Каким образом роман Умберто Эко "Имя розы" является моделью постмодернистского романа XX века?

Роман "Имя розы" обладает всеми характерными признаками постмодернизма: множественные интертекстуальные отсылки к другим литературным произведениям, игра с жанрами детектива и исторического романа, размытое разграничение между реальностью и вымыслом, использование метатекстовых приемов и игра с читательскими ожиданиями. Все это делает роман "Имя розы" примером постмодернистского произведения в литературе XX века.

Какая концепция постмодернизма присутствует в романе "Имя розы"?

В романе "Имя розы" присутствует концепция отказа от единого истинного знания и идеи ограниченности нашего познания. Это проявляется в постоянных намеках на множественность толкований и возможности различных истолкований событий и символов в романе. Кроме того, роман играет со смешением и сомнением в исторических фактах и персонажах, что также характерно для постмодернистской эстетики.

Какова роль мотива лабиринта в романе "Имя розы" Умберто Эко?

Мотив лабиринта в романе "Имя розы" Умберто Эко играет особую роль в контексте постмодернистской эстетики. Лабиринт символизирует сложность и неоднозначность познания, постоянное стремление к истины, которая может оказаться непостижимой. Лабиринт также сопровождается множеством символов и знаков, которые не всегда имеют однозначную интерпретацию, отражая тем самым отказ от единого истинного значения.

Какие основные тенденции постмодернизма представлены в романе "Имя розы" Умберто Эко?

В романе "Имя розы" Умберто Эко представлены основные тенденции постмодернизма, такие как игровой характер, множественность смыслов, метатекстуальность, цитирование других текстов, отказ от линейной структуры, неоднозначность и многозначность.

Какой мотив особенно актуален в контексте постмодернистской эстетики Умберто Эко?

Один из наиболее актуальных мотивов в контексте постмодернизма Умберто Эко - это мотив лабиринта. Он символизирует сложность и многообразие современного мира, а также отражает постоянное поисковое движение и отсутствие ясного пути в постмодернистской эстетике.

Какая концепция постмодернизма проявляется в романе "Имя розы"?

В романе "Имя розы" проявляется концепция постмодернизма, основывающаяся на идеях субъективности знания, сомнении в универсальности истины, цитировании и пародировании других текстов, множественности противоречивых толкований и многослойности смысла.

Какими словами можно описать роман "Имя розы" как модель постмодернистского романа XX века?

Роман "Имя розы" Умберто Эко можно охарактеризовать как сложную, многогранным текст, где сочетаются исторические, философские, религиозные и детективные элементы. Он является моделью постмодернистского романа XX века, в котором подвергается критике единообразие и предлагается новый способ понимания и интерпретации текста.

Как суть мотива лабиринта в романе "Имя розы" Умберто Эко?

В романе "Имя розы" Умберто Эко мотив лабиринта символизирует сложность и многообразие мира, постоянное движение и поиски. Автор использует лабиринт как метафору для изображения постмодернистской эстетики и неоднозначности знания.

Какие основные тенденции постмодернизма в литературе присутствуют в романе Умберто Эко "Имя Розы"?

В романе "Имя Розы" Умберто Эко можно увидеть несколько основных тенденций постмодернизма в литературе. Это метатекстуальность, или игра с текстом, когда автор отсылается к другим литературным произведениям и цитирует их. Также присутствует фрагментарность и множественность историй и перспектив, которые противоречат линейной структуре. В романе также присутствует игра с жанровыми ожиданиями читателя, когда автор экспериментирует со стилем и смешивает разные жанры, такие как детектив, историческая фикция и философская проза.

Какой мотив является важным в контексте постмодернистской эстетики Умберто Эко?

В контексте постмодернистской эстетики Умберто Эко важным мотивом является мотив лабиринта. Лабиринт символизирует сложность и множественность толкований, отсутствие однозначных ответов и прямых путей. Через мотив лабиринта автор передает идею о постоянной неопределенности, неуверенности и бесконечных возможностях толкований в тексте. Лабиринт также ассоциируется с поисковым характером романа, где герои и автор раскрывают тайны и разгадывают загадки, а читатель сам становится участником поиска и исследования текста.

Какую концепцию постмодернизма можно найти в романе Умберто Эко "Имя Розы"?

В романе "Имя Розы" Умберто Эко можно найти концепцию постмодернизма, связанную с игрой с текстом и метатекстуальностью. Автор активно цитирует и отсылается к другим литературным произведениям, включая Библию, классическую литературу и философские трактаты. Это создает сложную сеть связей между разными текстами и позволяет читателю расширить свое понимание и интерпретацию романа. Эта концепция постмодернизма помогает автору разрушить привычную иерархию текста и показать его многогранность и неограниченные возможности.