Особенности психологического развития детей дошкольного возраста (3-7 лет)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 25 25 страниц
  • 5 + 5 источников
  • Добавлена 20.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
Глава 1. Психическое развитие детей дошкольников (3-7 лет)
1.1Основные условия развития детей на переходном этапе от раннего детства к дошкольному возрасту
1.2Особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет
1.3Ведущие виды деятельности дошкольников
Глава 2. Исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Глава 2. Исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры

Объектом предпринятого нами исследования является самооценка детей старшего дошкольного возраста, как один из показателей формирования личности.
Предмет исследования - влияние уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры.
Исследование проводилось в старшей группе д/с № 185 г. Воронеж. В исследовании участвовало 15 человек в возрасте 5-6 лет (7 мальчиков и 8 девочек).
Для выполнения исследования было выбрано два метода:
1. Диагностическая методика “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей” - для определения самооценки старших дошкольников;
2. Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой в естественных условиях для определения уровня развития сюжетно-ролевой игры.
Процедура исследования самооценки по методике “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей” состоит из трех этапов. Индивидуальное исследование начинается с непринужденного разговора. На I этапе экспериментатор показывает ребенку лист бумаги с изображением лесенки. “Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на самой верхней окажутся самые хорошие дети, ниже - просто хорошие, затем средние, но тоже хорошие, далее - плохие, на самой нижней ступеньке - самые плохие”. Затем просят нарисовать или отметить себя на той ступеньки, которой ребенок соответствует по его мнению, и просят объяснить выбор.
На втором этапе предлагают поместить фигурку туда, куда, по его мнению, его поставят мама и другие близкие родственники. Необходимо спросить: “Кто поставит тебя на саму верхнюю и самую нижнюю ступень?” и попросить объяснить ответ.
На третьем этапе ребенку предлагают нарисовать цветными карандашами себя в настоящем, себя в будущем и себя таким, как его видят родители.
Анализ результатов проводился следующим образом: сопоставляются результаты всех трех этапов. Обращаю внимание на то, проявляет ли ребенок интерес и готовность рассказывать о своих взаимоотношениях со взрослыми, каким ребенок считает себя. на какую из ступенек ставит себя, может ли он объяснить свой выбор, каково соотношение между самооценкой ребенка и оценкой близкими, Сравнение рисунков и их анализ производится как вы обычных проективных, рисуночных методиках таких как : “Дом, дерево, человек”, “Портрет человека”, “Самопортрет” и т.п.
Второй метод, который мы использовали в своем исследовании -наблюдение за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей в естественных условиях. Анализ протоколов этого наблюдения выполняется по схеме:
1 - замысел игры, постановка игровых целей и задач;
2 - содержание игры;
3 - сюжет игры;
4 - выполнение роли и взаимодействия детей в игре;
5 - игровые действия и игровые предметы;
6 - игровые правила;
7 - достижение результата игры;
8 - особенности конфликтов в игре;
9 - игровая среда;
10 - роль взрослого в руководстве игрой.
В нашем исследовании наибольшее внимание мы уделяли первому этапу агностической методики (анализируя остальную информацию, как дополнительную). Эта работа, для подтверждения полученных результатов повторялась 3 раза. Затем, выделив группы детей с разным уровнем самооценки (высокая, нормальная, низкая, неопределенная), мы вели наблюдение за тем как представители этих групп играют.
Полученные результаты диагностики по методике “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей” представлены в таблице:
Результаты диагностики по методике “Диагностика представлений ребенка об отношении к нему других людей”
Высокий уровень самооценки Средний уровень самооценки Низкий уровень 6 человек 6 человек 2 человека
Один ребенок во время исследования показывал очень разноречивые результаты, поэтому уровень его самооценки определить нам так и не удалось.
На следующем этапе мы проводили наблюдение за тем, как они, имеющие разную самооценку, играют в сюжетно-ролевые игры. Нам удалось выявить некоторые особенности игры детей с разным уровнем самооценки. Рассмотрим их.
Дети II группы (средний уровень самооценки) выбирают тему игры из названных взрослым, но дружно, из III группы (низкий уровень самооценки) по предложению взрослого, из 1 группы (высокий уровень самооценки) -самостоятельно выбирают тему для игры.
Дети I и II групп словесно формулируют цель и предлагают другим детям, в том числе и из III группы. Последние, в свою очередь ее только принимают или не принимают, не предлагая своей.
Представители I и II групп создают модели разнообразных взаимоотношений между людьми в семье, в школе, в больнице и др. Дети из III и IV групп наблюдают за выполнением роли другими или выполняют свои роли по непосредственным указаниям других.
Дети III группы используют в самостоятельной игре только 1 сюжет, по их словам “любимый”. Представители III группы используют для игры сюжеты кинофильмов, книг, сказок, ситуаций из жизни и т.д. Они объединяются в один сюжет, и прослеживается цепочка событий. Дети с высоким уровнем самооценки показывают, кроме того, способность творчески и самостоятельно развивать сюжет.
Что касается выполнения ролей и их выбора, то стоит отметить, что дети всех четырех групп имеют любые роли. Но если дети III и IV групп не соглашаются выполнять новые для них роли, то представители II и I групп делают такие попытки.
Ребята старшей группы, не зависимо от того, какой уровень самооценки они имеют, все активно используют предметы заместители, некоторые игровые действия заменяют словами; играют с воображаемыми предметами.
Анализируя выполнение правил детьми отметим, что представители III группы в некоторых случаях даже не замечают нарушения игровых правил. Дети из П группы осознают, что соблюдение правил является условием реализации ролей.
Ребята с высоким уровнем самооценки не только осознают и соблюдают, но и негативно и бурно реагируют резкими замечаниями, повышая голос, и этим вызывают обиду других детей.
По-разному происходит достижение результата игры. Дети с низкой самооценкой часто выходят из игры не доиграв, переключаются на другую деятельность. Из-за этого среди играющих возникают конфликты. Дети II группы доводят игру до конца и получают некий результат, а дети из I группы, кроме того оставляют продолжение сюжета на следующий день, что говорит о длительном развитии сюжетно- ролевой игры на долгое время. Отметим, что в течение игры к взрослым с вопросами и за помощью в разрешении конфликтов обращаются только дети из II и III группы.
Как говорилось выше, единственны представитель IV группы с неопределенным уровнем самооценки - новичок с характерными для его положения особенностями в поведении. Фактически получилось так, что в исследовании зависимости уровня сюжетно-ролевой игры от уровня самооценки он не участвовал, т.е. мы проанализировали особенности игровой деятельности только трех групп детей с высоким, средним и низким уровнем самооценки. На основании этого анализа можно говорить о зависимости уровня развития сюжетно-ролевой игры от самооценки старшего дошкольника.
У детей, у которых мы продиагностировали низкий уровень самооценки имеют и низкий уровень развития сюжетно-ролевой игры. Из шести детей со средним уровнем самооценки четверо имеют средний и двое высокий уровни развития сюжетно-ролевой игры. Из шести человек с высоким уровнем самооценки четверо имеют высокий и по одному средний и низкий уровни развития сюжетно-ролевой игры.
Все выше сказанное говорит о том, что прямой зависимости уровня развития сюжетно-ролевой игры от уровня самооценки ребенка старшего дошкольного возраста не существует, но явно прослеживается влияние уровня самооценки на уровень развития сюжетно-ролевой игры старших дошкольников.
Таким образом, наша гипотеза подтвердилась.

Заключение

В работе была изучена психолого-педагогическая литература по данному вопросу, проанализирована возможность различных видов деятельности для развития личности ребенка. Кроме того, нами была исследована взаимосвязь психического здоровья ребенка и уровня его самооценки с ведущим видом деятельности дошкольного возраста.
Игра - основной вид деятельности детей дошкольного возраста. От 3-х до 7 лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: от предметно-манипулятивных до сюжетно-ролевых игр с правилами. С возрастом уровень развития сюжетно-ролевой игры усложняется. Но это уровень оказывают влияние различные факторы.
В практической части мы провели исследование влияния уровня самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры. Результаты исследования говорят о том, что прямой зависимости уровня развития сюжетно-ролевой игры от уровня самооценки ребенка старшего дошкольного возраста не существует. Так, не все дети со средним уровнем самооценки имеют средний уровень развития сюжетно-ролевой юры, и не все дети с высоким уровнем самооценки имеют высокий уровень развития сюжетно-ролевой игры. Анализ результатов нашего исследования позволил сделать вывод о том, что уровень самооценки старшего дошкольника влияет на вровень развития сюжетно-ролевой игры, хотя прямой зависимости между этими двумя показателями не существует.
Отметим, что изученная тема актуальна всегда, так как всегда есть дети школьного возраста и проблемы их развития волнуют родителей и педагогов.


Список литературы

Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. - М., 2000.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология,2002. №5-6.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2006.

Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2006. – С. 96-97.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М.,.1996. – С. 124.
Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. - М., 2000.-С. 95.
Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей.// Прикладная психология.-2002.-№5-6. – С. 92.
Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006. – С. 33, 67.













2

Список литературы

1.Войнов В.Б., Сысоева А.Ф., Варвулева И.Ю. Психоневрологическая оценка состояния детей в динамике 1-3 классов // Физиология развития человека. Материалы международной конференции. - М., 2000.
2.Выготский Л.С. Психология развития ребенка. – М., 2006.
3.Обухова Л.Ф. Возрастная психология. - М., 1996.
4.Пахальян В.Э. Психопрофилактика и безопасность психологического здоровья детей // Прикладная психология,2002. №5-6.
5.Эльконин Д.Б. Детская психология. – М., 2006.

Вопрос-ответ:

Какие условия способствуют развитию детей дошкольного возраста от 3 до 7 лет?

Основные условия развития детей на этом переходном этапе включают в себя обеспечение благоприятной и стимулирующей образовательной среды, доступ к разнообразным игровым и учебным материалам, а также поддержку и взаимодействие с заботливыми взрослыми.

Какие особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет?

В этом возрасте дети начинают развивать свои навыки самостоятельности, познания окружающего мира и общения с другими. Они активно интересуются окружающей средой и начинают осваивать рольные игры, что способствует их социальному и эмоциональному развитию.

Каковы ведущие виды деятельности дошкольников?

Ведущие виды деятельности дошкольников включают игровую, образовательную, творческую и физическую активность. Ребенок в этом возрасте активно участвует в играх, строит конструкции, рисует и занимается спортом.

Как влияет уровень самооценки старших дошкольников на уровень развития сюжетно-ролевой игры?

Исследования показывают, что уровень самооценки старших дошкольников может влиять на их уровень развития сюжетно-ролевых игр. Дети с более высокой самооценкой часто проявляют больше творческого мышления и воображения, что способствует более разнообразным и богатым игровым сюжетам.

Есть ли список литературы, связанной с исследованием развития детей дошкольного возраста?

Да, в статье есть список литературы, который содержит источники, связанные с исследованием развития детей дошкольного возраста. Этот список представляет собой рекомендуемую литературу по данной теме.

Какие условия являются основными для развития детей на переходном этапе от раннего детства к дошкольному возрасту?

Основными условиями для развития детей на переходном этапе от раннего детства к дошкольному возрасту являются полноценное питание, комфортные условия проживания, безопасная среда, социализация с другими детьми, а также организация разнообразных игровых и обучающих занятий.

Какие особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет?

Особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет включают развитие речи, логического мышления, воображения, эмоциональной сферы. Дети становятся более самостоятельными, интересуются окружающим миром, улучшается координация движений и развивается мелкая моторика.

Какие виды деятельности являются ведущими у дошкольников?

Ведущими видами деятельности дошкольников являются игровая, образовательная, творческая и физическая активность. Игра позволяет детям развивать воображение, социальные навыки и когнитивные способности. Образовательная деятельность помогает освоить различные знания и навыки. Творческая активность развивает фантазию и художественное мышление. Физические упражнения не только укрепляют здоровье, но и способствуют развитию координации движений.

Как влияет уровень самооценки на развитие сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников?

Уровень самооценки старших дошкольников может влиять на развитие их сюжетно-ролевой игры. Если у ребенка высокая самооценка, он будет более активно участвовать в играх, проявлять инициативу и креативность. Низкая самооценка может препятствовать активному включению в игровой процесс и проявлению воображения.

Какие условия влияют на развитие детей в переходном этапе от раннего детства к дошкольному возрасту?

Основные условия развития детей на этом этапе включают создание поддерживающей и благоприятной среды, игровую активность, развитие самостоятельности, социализацию и общение с родителями, педагогами и сверстниками.

Какие особенности психического развития детей в возрасте от 3 до 7 лет?

В этом возрасте дети активно развивают свои познавательные, эмоционально-волевые и коммуникативные способности. Они начинают формировать представления об окружающем мире, учатся общаться и взаимодействовать с другими людьми, развивают свою мелкую моторику и познают основы социального поведения.

Какие виды деятельности являются ведущими у детей дошкольного возраста?

Ведущими видами деятельности дошкольников являются игра, творчество, общение и самостоятельные занятия. Игра помогает развивать воображение, социальные навыки и коммуникативные способности. Творческие занятия способствуют развитию творческого мышления и воображения. Общение помогает детям учиться взаимодействовать с другими людьми, а самостоятельные занятия развивают навыки самостоятельности и самоконтроля.