Правовая культура общества

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 39 39 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 25.05.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
Глава I Теоретические аспекты правовой культуры общества
§ 1 Правовая культура в правовой системе России
§ 2 Правовая культура личности как элемент правовой культуры общества
Глава II Правовая культура российского общества: национальная специфика
§ 1 Правовая культура как элемент культурной жизни общества
§ 2 Негативные явления правовой культуры
Заключение
Список использованной литературы

Фрагмент для ознакомления

Хотя в структуре официально зарегистрированной преступности они занимают незначительное место, результаты опросов и работы с архивами говорят о высокой латентности этого вида преступлений. Преступления, совершенные в этой сфере, скрываются при помощи совершения новых противоправных деяний такого же рода - лжесвидетельств, подкупа, фальсификации уголовных дел и т.п. Еще одной причиной безнаказанности правонарушителей являются многочисленные огрехи законодательной техники главы 31 УК РФ, также демонстрирующие невысокий уровень правовой культуры.
Правовой нигилизм глубоко укоренился в правосознании российского общества. В настоящее время мы наблюдаем столкновение элементов разных правовых культур в российском обществе. В принципе нигилистическое сознание – объективное явление, свойственное переходному периоду, сопровождающемуся коренной ломкой общественных устоев. В большинстве случаев массы без особого воодушевления воспринимают масштабные перемены и потрясения, особенно если они сопровождаются снижением уровня жизни.
Что касается современного российского периода реформ, то ситуация выглядит еще более сложно. Помимо причин, порожденных мгновенным отказом от сложившихся социалистических устоев и переходом к классическому капитализму с жесткими рыночными законами, влекущих за собой морально-психологическое напряжение в обществе, правовой нигилизм в России провоцируется подчас и не подающимися логическому объяснению действиями властей. Когда государство само пренебрегает правом или использует его только как средство подавления индивидуальной воли, странно надеяться на то, что общество будет действовать в рамках закона, будет положительно оценивать его суть. Строящиеся вертикально отношения в обществе не могут привести ни к устойчивому общественному согласию, ни к легитимизации новых правовых установлений, что только и является основой для воспроизводства положительного правосознания и поддержки самим обществом правомерного поведения.
Если учесть, что нашим законам не всегда присуща сил прямого действия, что дает волю государственным ведомствам корректировать законы по своему усмотрению, иногда ущемляя права и интересы граждан, если учесть что в России еще не сформировался эффективный механизм защиты прав личности, по причине чего граждане не могут оказать заметного сопротивления действиям чиновников, то становится объяснимой ситуация, при которой правовая индифферентность и отчужденность становятся неотъемлемыми чертами образа жизни личности. Общество перестает воспринимать право как социально ценный институт вследствие чего к нему доверие, и как результат происходит его отчуждение от права.
Различие между социальной системой и жизненным миром присуще не одной России, но только здесь оно доходит до глубокого внутреннего раскола, что объяснить можно различными причинами: от мобилизационного характера модернизации до искусственности идеологических парадигм. Но названному явлению, как указывает А.П. Афанасьев, можно найти и более простое название – социальная безнравственность. Нечетко соблюдаются должностные обязанности, не вовремя выполняются договоры, не в срок выплачиваются долги, нарушаются законы, возникают правовые и нравственные компромиссы. Описанные явления свойственны деформированной правовой культуре, что не способствует формированию гражданского общества.
Подводя итог, хотим отметить некоторые отличительные черты правового нигилизма в России.
Во-первых, он характеризуется массовостью Правовой нигилизм в России распространен не только среди граждан, но и в официальных кругах.
Во-вторых, он носит демонстративный и неконтролируемый характер.
В третьих, правовой нигилизм может проявляться в самых различных формах: как в криминальной, так и легитимной, как в высших органах государственной власти, так и в профессиональных слоях, а также на бытовом уровне.
Заканчивая параграф, хотим подчеркнуть уникальность отечественной правовой культуры, которая проявилась в таких ее компонентах, как правовая идеология и правовая наука, правовая психология основной массы населения, система законодательства и правовая политика государства. Российская правовая наука советского периода, претендуя на творческое продолжение и развитие марксистской правовой идеологии, в то же время не была до конца верной марксизму. Лишенные свободы научного творчества, российские правоведы не смогли понять оригинальный марксистский подход к сущности и социальной роли права. Это проявилось в эклектическом соединении юридического позитивизма с основами марксистского учения о праве. В то же время, только негативные оценки советского права носят односторонний характер и вызваны политической конъюнктурой. Конституция СССР и Конституция РСФСР закрепляли ряд прогрессивных правовых институтов народовластия, таких, как право на досрочный отзыв депутата, право населения на участие в обсуждении важнейших законопроектов, широкое вовлечение общественности в осуществление государственных функций. Однако эти институты действовали формально, были недостаточно эффективными. В целом правовая культура населения не соответствовала уровню развития этих институтов. В правовой психологии большей части населения доминировала вера во всевластие государства, его отчужденность от интересов народа, неспособность простого человека защитить свои права и противостоять произволу. Используя формы прямого народовластия, государство и партия проводили собственные интересы; должностные лица не стремились к проявлению необходимой инициативы, не учитывали реальных потребностей общества. Это привело к неспособности трезво оценивать общественную ситуацию и управлять общественными процессами.
В этой связи одним из главных путей преодоления правового нигилизма должно стать всемерное стремление к повышению общей и правовой культуры граждан. В этих целях необходимо модернизировать законодательство, проводить регулярную работу по профилактике правонарушений, осуществлять правовое воспитание населения.
История свидетельствует, что во всех правовых государствах осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о правовой культуре общества в целом, и граждан, в частности, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: правовая литература, телевизионные передачи, специальные учебные заведения. Правовая культура общества выступает составным элементом идеологической функции любого государства.
В заключении отметим, что опираясь на воспитание правовой культуры в обществе в России можно преодолеть правовые нигилистические тенденции, что позволит, наконец, выйти из социокультурного кризиса и сформировать институты гражданского общества.
Заключение

Концепция национальной безопасности Российской Федерации в числе основных целей государственной политики указывает реализацию принципа социальной справедливости и повышение правовой культуры граждан, а закон «О безопасности» к ее основополагающим объектам относит права и свободы человека. Понятие «правовая безопасность» включает в себя качество действующего законодательства, юридическое обеспечение безопасности в различных социальных сферах, самозащищенность права и правовой системы, эффективность механизма правоприменения, а также высокую культуру граждан. Уровень же правовой безопасности в современном российском обществе зависит от многих факторов, среди которых, наряду с несовершенством законодательства, его противоречивостью и нестабильностью, можно выделить низкую правовую культуру власти, безответственность государства перед личностью, злоупотребления правом и др.
Проблема прав человека органично и неразрывно включает в себя вопрос об их гарантиях, самостоятельным видом которых выступают духовные, в т.ч. идеологические. Это общий уровень культуры общества, его творческий потенциал, образованность, нравственные установки, а также правосознание и правовая культура общества и отдельных граждан. Одной из проблем остается искоренение стереотипов прошлого (принижение роли человека, слепое подчинение власти, боязливое отношение к индивидуальной инициативе) и формирование новой личности, осознающей свою свободу и социальную ответственность. Актуальна проблема повышения профессиональной правовой культуры должностных лиц, которые зачастую не имеют необходимых знаний в области прав человека и сохраняют мнение об их вторичности при решении тех или иных вопросов. Можно говорить о такой самостоятельной части правовой культуры, как культура прав человека, высокий уровень которой является одной из основ становления демократии в России и залогом упрочения общественного согласия. Права человека должны быть не политической декларацией, а способом жизни. Разумеется, неиспользование своих прав не всегда служит показателем низкой правовой культуры (так, отказ от участия в выборах есть одна из форм реализации политических прав), однако, чаще всего оно является следствием неосведомленности о своих правах.
Необходимо решать      проблемы повышения правовой культуры общества. И речь здесь должна идти скорее о мерах по созданию для этого необходимых условий. В числе таких мер мы можем предложит следующие:
в сфере общегосударственной стратегии – нацеленность государственной политики на защиту интересов личности, выработка единой правовой политики, всемерное обеспечение благосостояния граждан, строжайшее соблюдение Конституции и законов всеми государственными органами;
в сфере правотворчества – профессионализация законодательной деятельности, предоставление населению права законодательной инициативы, распространение знаний в области юридической техники, широкое публичное освещение законопроектной деятельности, усиление юридической ответственности за нарушение прав и свобод граждан;
в сфере правоприменения – лицензирование юридических профессий, развитие судебной системы, обеспечение прямого действия норм Конституции РФ, проведение практических семинаров для работников государственных органов, создание консультативных советов при юридических ведомствах;
в сфере юридического воспитания – повышение общей нравственности граждан, популяризация правовых знаний (в том числе через средства массовой информации), использование ролевых игр и практических ситуаций, пробуждение интереса к правовым знаниям и повышение их доступности, применение методов рекламы и «public relations», развитие семейного правового воспитания;
в сфере юридической науки и юридического образования – дальнейшее развитие научных исследований в области правовой культуры, преодоление разрыва между наукой и практикой, повышение эффективности высшего юридического образования, введение юридических дисциплин в неюридических вузах и общеобразовательных учреждениях;
в сфере гражданского общества и личной инициативы – развитие системы общественных организаций, активное отстаивание личностью своих прав, борьба с любыми проявлениями беззакония и произвола.
Список использованной литературы

Специальная литература и монографии:

1. Андронова И.В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004. – 297 с.
2. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь, 2006. – 191 с.
3. Бондарев А.С. Правовая и политическая культура российского общества / Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Тез. докл. науч.- практ. конф., посвящ. памяти С.В.Вонсовского (20-21 мая 1999 г.): [В 3 т.]. Т. 1. Екатеринбург, 1999. – 226 с.
4. Евстратов А.М. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества. Кастрома, 2001. – 149 с.
5. Ерасов Б.С. Правовая культура как элемент общей культуры. М., 2005.
6. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX- начала XX веков. Великий Новгород, 2002.—159 с.
7. Малахов В.П. Философия права. М., 2002. – 570с.
8. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в российском обществе / Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 1997. – 720 с.
9. Правовая и политическая культура российского общества. Т. 1. Екатеринбург, 1999.
10. Путиров А.К. Правовая культура в современном обществе. СПб, 2001. – 317 с.
11. Чаморро С. М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры обществ Запада, Востока и России. М., 1998. – 35 с.
12. Чучин-Русов А.Е. Философия и культура. М., 2002.

Научные статьи:

1. Антипова Е.В. О соотношении культуры и цивилизации в процессе общественного развития / Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе (философия, история, право). Душанбе, 1987. С. 3-9.
2. Балаклеец Б.И. Уважение к закону как составляющая правовой культуры российского общества // Вестник Калининградского юридического института МВД России: Научно-теоретический журнал. Калининград, 2008. - № 2 (16). Ч. 2. С. 51-56.
3. Баранов В.М. Правовая культура и юридическая демагогия в современной России: некоторые аспекты соотношения / Сборник научных статей. М., 2005. С. 215-223.
4. Евламиров К.Е. Правосознание как основной элемент правовой культуры / Сборник научных статей. Иваново, 2004. С. 324-331.
5. Завершинская Н.А. Русский религиозно - философский дискурс пути России к гражданскому обществу / Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология, правоведение». Великий Новгород, 2000. - № 16. С. 41-49.
6. Комаров С.А. Правовой нигилизм и правовой идеологизм / Сборник научных трудов. Под ред. Кузьменова А.Е. СПб, 2001. С. 34-42.
7. Куринских О.И. Роль института президентства в конституционном строе современной России как аспект правовой культуры / Вестник студенческого научного общества ОГПУ: Сборник научных статей. Вып. 3. Оренбург, 2005. С. 39-46.
8. Межуев В.М. Российский путь цивилизационного развития // Россия и мусульманский мир. 1998. - № 8 (74). С. 5-9.
9. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2002. № 3. С 27з37.
10. Петровская А.В. Правовая культура // История правовых учений о праве и государстве. М., 2007. № 4.

Авторефераты:

1. Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук (12.00.01). М., 2002. – 23 с.
2. Левкович С.Н. Социокультурные аспекты трансформации правового сознания в условиях современного российского общества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (22.00.06). Курск, 2002. – 32 с.

Литература на иностранном языке:

1. Collins Roger. Law, culture and regionalism in early Medieval SpainBrookfield: Variorum, 1992.
2. The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990.

См. подробнее: The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990. Р. 5.
См. подробнее, например: Евстратов Е.М. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества. Кострома, 2001. С. 52.
Там же. С. 58.
См.: The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990. Р. 17.
См.: Collins Roger. Law, culture and regionalism in early Medieval SpainBrookfield: Variorum, 1992. Р. 29.

См.: Андронова И.В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004. С. 112-113.
См. об этом: Правовая и политическая культура российского общества. Т. 1. Екатеринбург, 1999. С. 74.

См.: Бондарев А.С. Правовая и политическая культура российского общества / Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Тез. докл. науч.- практ. конф., посвящ. памяти С.В.Вонсовского (20-21 мая 1999 г.): [В 3 т.]. Т. 1. Екатеринбург, 1999. С. 123.
См.: Ерасов Б.С. Правовая культура как элемент общей культуры. М., 2005. С. 32.
См.: Межуев В.М. Российский путь цивилизационного развития // Россия и мусульманский мир. 1998. - № 8 (74). С. 5-6.
См.: Чучин-Русов А.Е. Философия и культура. М., 2002. С. 123-124.
См.: The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990. Р. 27.

См. подробнее об этом: Чаморро С. М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры обществ Запада, Востока и России. М., 1998. С. 11.
См.: The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990. Р. 32.

Подробнее см.: Чаморро С. М. С. 15.
См.: Малахов В.П. Философия права. М., 2002. С. 407.
Там же. С. 476.
Подробнее см.: Петровская А.В. Правовая культура // История правовых учений о праве и государстве. М., 2007. - № 4. С. 39.
Завершинская Н.А. Русский религиозно - философский дискурс пути России к гражданскому обществу / Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология, правоведение». Великий Новгород, 2000. - № 16. С. 43.

См. подробнее: Малахов В.П. Философия права. М., 2002. С. 412-413.

Петровская А.В. Указ. соч. С. 39.
См.: Малахов В.П. Указ. соч. С. 415.
См.: Завершинская Н.А. Указ. соч. С. 43.
См.: The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990. Р. 52.

См. об этом: Путиров А.К. Правовая культура в современном обществе. СПб, 2001. С. 21-24.
См. об этом: Евламиров К.Е. Правосознание как основной элемент правовой культуры: Сборник статей. Иваново, 2004. С. 324-328.
См.: Комаров С.А. Правовой нигилизм и правовой идеологизм / Сборник научных трудов. Под ред. Кузьменова А.Е. СПб, 2001. С. 34-35.
См.: Там же. С. 25.
Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм / Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 1997. С. 590.
См.: Баранов В.М. Правовая культура и юридическая демагогия в современной России: некоторые аспекты соотношения. Сборник научных статей. М., 2005. С. 215-217.
См.: Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2002. С. 27.
См.: Лобанова Л.В. Преступления против правосудия – «кривое зеркало» правовой культуры. М., 2007. С. 54-55.
См.: Путиров А.К. Указ. слч. С. 32.










15

Список использованной литературы

Специальная литература и монографии:

1. Андронова И.В. Политико-правовые и социокультурные условия становления гражданского общества в современной России. Саратов, 2004. – 297 с.
2. Бондарев А.С. Правовая антикультура в правовом пространстве общества. Пермь, 2006. – 191 с.
3. Бондарев А.С. Правовая и политическая культура российского общества / Экономическая, правовая и духовная культура России на рубеже тысячелетий: Тез. докл. науч.- практ. конф., посвящ. памяти С.В.Вонсовского (20-21 мая 1999 г.): [В 3 т.]. Т. 1. Екатеринбург, 1999. – 226 с.
4. Евстратов А.М. Правовая культура и правосознание (проблемы, трудности, противоречия) в условиях становления тоталитарного общества. Кастрома, 2001. – 149 с.
5. Ерасов Б.С. Правовая культура как элемент общей культуры. М., 2005.
6. Ковалева И.В. Ценности правовой культуры в представлениях российского общества конца XIX- начала XX веков. Великий Новгород, 2002.—159 с.
7. Малахов В.П. Философия права. М., 2002. – 570с.
8. Матузов Н.И. Правовой нигилизм в российском обществе / Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 1997. – 720 с.
9. Правовая и политическая культура российского общества. Т. 1. Екатеринбург, 1999.
10. Путиров А.К. Правовая культура в современном обществе. СПб, 2001. – 317 с.
11. Чаморро С. М. Общее и особенное в развитии политической и правовой культуры обществ Запада, Востока и России. М., 1998. – 35 с.
12. Чучин-Русов А.Е. Философия и культура. М., 2002.

Научные статьи:

1. Антипова Е.В. О соотношении культуры и цивилизации в процессе общественного развития / Актуальные вопросы гуманитарных наук на современном этапе (философия, история, право). Душанбе, 1987. С. 3-9.
2. Балаклеец Б.И. Уважение к закону как составляющая правовой культуры российского общества // Вестник Калининградского юридического института МВД России: Научно-теоретический журнал. Калининград, 2008. - № 2 (16). Ч. 2. С. 51-56.
3. Баранов В.М. Правовая культура и юридическая демагогия в современной России: некоторые аспекты соотношения / Сборник научных статей. М., 2005. С. 215-223.
4. Евламиров К.Е. Правосознание как основной элемент правовой культуры / Сборник научных статей. Иваново, 2004. С. 324-331.
5. Завершинская Н.А. Русский религиозно - философский дискурс пути России к гражданскому обществу / Вестник Новгородского государственного университета. Серия «Гуманитарные науки: философия, культурология, правоведение». Великий Новгород, 2000. - № 16. С. 41-49.
6. Комаров С.А. Правовой нигилизм и правовой идеологизм / Сборник научных трудов. Под ред. Кузьменова А.Е. СПб, 2001. С. 34-42.
7. Куринских О.И. Роль института президентства в конституционном строе современной России как аспект правовой культуры / Вестник студенческого научного общества ОГПУ: Сборник научных статей. Вып. 3. Оренбург, 2005. С. 39-46.
8. Межуев В.М. Российский путь цивилизационного развития // Россия и мусульманский мир. 1998. - № 8 (74). С. 5-9.
9. Невважай И.Д. Типы правовой культуры и формы правосознания // Правоведение. 2002. № 3. С 27з37.
10. Петровская А.В. Правовая культура // История правовых учений о праве и государстве. М., 2007. № 4.

Авторефераты:

1. Бондаренко М. В. Правовая культура и правомерное поведение в современном российском обществе: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук (12.00.01). М., 2002. – 23 с.
2. Левкович С.Н. Социокультурные аспекты трансформации правового сознания в условиях современного российского общества: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук (22.00.06). Курск, 2002. – 32 с.

Литература на иностранном языке:

1. Collins Roger. Law, culture and regionalism in early Medieval SpainBrookfield: Variorum, 1992.
2. The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition; The culture of a new society: Ethics, gender, the family, law, and problem of tradition, Pt. 1. The univ. of Michigan press, 1990.

Вопрос-ответ:

Что такое правовая культура общества?

Правовая культура общества - это система знаний, убеждений, ценностей и норм, которые формируются и развиваются в обществе и ориентируют его членов на правовое поведение и уважение прав других людей.

Какие основные аспекты правовой культуры общества?

Основными аспектами правовой культуры общества являются правовая культура в правовой системе России и правовая культура личности как элемент правовой культуры общества.

Какая роль правовой культуры личности в обществе?

Правовая культура личности в обществе играет важную роль в формировании и развитии правовой культуры общества в целом. Она включает в себя знание правовых норм, умение критически мыслить, уважать права и свободы других людей и соблюдать правила поведения в соответствии с законом.

Какие особенности правовой культуры российского общества?

Правовая культура российского общества имеет свою национальную специфику. Она является важной составляющей культурной жизни общества и включает в себя знание и уважение правовых норм, а также соблюдение закона всеми членами общества.

Какие негативные явления могут наблюдаться в правовой культуре общества?

В правовой культуре общества могут наблюдаться различные негативные явления, такие как неповиновение закону, коррупция, пренебрежение правами и свободами других людей. Эти явления могут быть причиной нарушения прав и создания несправедливых условий для развития общества.

Что такое правовая культура общества?

Правовая культура общества - это система знаний, норм, ценностей и установок, которые характеризуют отношение людей к праву и правомерному поведению в обществе.

Какова роль правовой культуры в правовой системе России?

Правовая культура играет важную роль в правовой системе России, поскольку она формирует правовое сознание граждан, способствует соблюдению законов и правил, и способна повлиять на легитимность и эффективность правовой системы в целом.

Как правовая культура личности связана с правовой культурой общества?

Правовая культура личности является одним из элементов правовой культуры общества. Личность, обладающая развитой правовой культурой, соблюдает правила и законы, уважает права и свободы других людей, и способствует развитию правового общества.

Как правовая культура влияет на культурную жизнь общества?

Правовая культура является неотъемлемой частью культурной жизни общества. Она способствует созданию устойчивой правовой среды, в которой люди могут свободно и безопасно развиваться, взаимодействовать друг с другом и участвовать в культурной деятельности, соблюдая при этом права и законы.