Возможность применения информационных технологий в подготовке специалистов по социальной работе.(на примере Института Молодёжной Политики и Социальной Работы при НГПУ)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социальная работа
  • 68 68 страниц
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 11.06.2009
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
1. Значение информационных технологий в организации образовательного процесса по специальности социальная работа
1.1. Исследование информационных и коммуникационных технологий в образовании
1.1.1. Проблемы внедрения ИКТ в систему российского образования
1.1.2. Виртуальные университеты, открытое и дистанционное образование
1.2. Опыт применения ИКТ в социальной работе
1.3. Информационно-коммуникационные технологии в сфере молодежной политики, взгляд в будущее.
1.4. Информационно-технические требования к выпускнику-специалисту по социальной работе
2. Опыт применения информационных технологий в подготовке специалистов по социальной работе на примере Института Молодежной Политики и Социальной Работе при Новосибирском государственном педагогическом университете
2.1. Интеграция ИКТ в образовательный процесс по специальности социальная работа
2.1.1. Методика внедрения ИКТ в образовательный процесс
2.1.2. Интеграция ИКТ в образовательный процесс подготовки специалистов по социальной работе по средствам технического оснащения
2.2. Особенности изучения специальных дисциплин выпускниками-специалистами по социальной работе: информатика и информационные технологии
2.3. Изучение эффективности использования ИКТ в ИМП и СР
Заключение
Библиография
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

Фрагмент для ознакомления

Если еще пять и более лет назад не каждая семья могла позволить себе обеспечить молодого человека техническим оснащением его учебного места (приобрести ПК, провести Интернет и проч.), то в настоящее время знания и работа на компьютере, обращение к Сети стали вполне естественными, необходимыми.
Задачей образовательного учреждения является не бесконечное развитие навыков уже преуспевающих в работе с ПК студентов и бесконечное же «подтягивание» остальных под желательный уровень, но предоставление каждому студенту необходимого набора научных знаний, приведение этих знаний в логичные и легко усваиваемые образовательные программы. На базе полученных научных знаний по информатике и информационным технологиям, заинтересованные в предмете студенты будут развивать свои навыки, а студенты в большей степени гуманитарного склада, получат навыки необходимые в дальнейшей практической деятельности.
Естественно, нельзя обойти стороной и тот факт, что внедрение ИКТ в образовательный процесс уже подразумевает серьезный подход к изучению предметов информатики и информационных технологий. В большей же степени уделяется внимание специалистам по социальной работе, призванным в своей профессиональной деятельности быть в авангарде социальных событий и изменений, обрабатывать огромные объемы информации, делать анализ на основании информации, получаемой из всех видов СМИ и Интернета. К примеру, специалист по психологической и социальной помощи при ответе позвонившему обязан не только выслушивать и дать свои оценку и рекомендации, но и осуществлять активный поиск информации, необходимость в которой может возникнуть в ходе разговора. И такие беседы ежедневно спасают от депрессии, а иногда и смерти многие сотни людей.
Дадим определения дисциплинам, которые изучают студенты ИМПиСР по специальности «социальная работа»:
Информатика - наука, изучающая природу информации, методы получения, хранения, обработки, передачи информации с использованием компьютерных технологий и прогрессивных средств коммуникации*.
Информационные технологии — процессы накопления, хранения, передачи, обработки, контроля информации, основанные на использовании средств компьютерной техники, коммуникаций и новейших технологий преобразования информации **.
Приведем также определение смежной дисциплины, совмещающей в себе социальную работу и информатику:
Социальная информатика - социогуманитарная дисциплина, изучающая социальные последствия применения информационных технологий в институциальных и культурных контекстах. Термин «социальная информатика» введен в употребление в ходе общественных дискуссий в 1996 в США, включивших в себя такие понятия, как «социальные последствия компьютеризации», «социальный анализ компьютеризации» и «бихевиоральные информационные системы». В формировании социальной информатики как единой системы приняли участие такие ученые, как П. Агр, А. Бишоп, Р. Клинг, С. Сойер и др.
В истории развития этой дисциплины выделяется два периода. В первом (1970-1980-е) акцент был сделан на изучение компьютеризации крупных организаций и социальных групп, а формулировка проблем имела конкретно-ситуационный, прикладной характер. Начавшийся в 1990-х период охарактеризовался массовой компьютеризацией, распространением сети Интернет и, как следствие, резким расширением проблемного поля социальной информатики и включением в него таких вопросов, как удаленное образование, удаленная работа, Интернет-сообщества, электронная коммерция, системы искусственного интеллекта и др.
На данный момент в социальной информатике выделились три ориентации: нормативная, аналитическая и критическая. К нормативной ориентации относят исследования, имеющие целью активное воздействие на развитие информационных технологий. К аналитической ориентации относят исследования, направленные на углубление понимания информационных технологий и их возможных социальных последствий. К критической ориентации относят исследования, цель которых - пересмотр существующих концепций информационных технологий и рассмотрение последних методологических позиций. Современная социальная информатика выступает в качестве дисциплины, интегрирующей социогуманитарную и техническую области знания*.
Зачастую, все три дисциплины смешиваются и преподаются единовременно, хотя имеют все же различные предметы исследования. ИМПиСР НГПУ осуществляется план обучения студентов по таким предметам, как «информатика» и «информационные технологии», план доступен каждому студенту для ознакомления и находится в открытом доступе на вэб-сайте института. Согласно плану, на изучение предмета «информатика» отведено 114 академических часов, на изучение предмета «информационные технологии в социальной работе» 108 академических часов соответственно. Это вполне достаточный курс лекций и практических занятий для знакомства и применения студентами полученных ими знаний на практике в соответствии с современными требованиями.
Так, изучая предмет «информатика» студенты ИМПиСР имеют представление по следующим вопросам:
понятие информации, общая характеристика процессов сбора, передачи, обработки и накопления информации;
технические и программные средства реализации информационных процессов;
модели решения функциональных и вычислительных задач;
алгоритмизация и программирование;
языки программирования высокого уровня;
базы данных;
программное обеспечение и технологии программирования;
локальные и глобальные сети ЭВМ.
Знания закрепляются на компьютерном практикуме. В курс информатики также относят следующие вопросы: технология обработки графической, текстовой и числовой информации, коммуникационные технологии, понятие социальной информатики.
Другим, не менее интересным предметом для студентов по специальности «социальная работа» является предмет информационных технологий. Изучая данную дисциплину, студенты начинают не только лучше ориентироваться в ИКТ, но и уверенно применять и развивать навыки в работе, отраженные также в учебном плане ВУЗа:
использование информационных технологий для разработки стратегии и приоритетных направлений социальной политики;
интегрированные информационные системы. Использование для решения задач отрасли;
корпоративная отраслевая информационная вычислительная система. Автоматизация процессов принятия решений, повышение качества управления на основе оперативного анализа информации;
распределение базы данных. Пример использования при решении задачи государственного пенсионного обеспечения;
компьютерные технологии разработки долгосрочных прогнозов социальных процессов;
автоматизация управленческой деятельности учреждений сферы труда, занятости и социальной защиты населения;
компьютерные технологии дистанционно-заочной подготовки персонала отрасли.

Современный курс по социальной информатике предоставляет новейшую информацию, имеющую практическое значение для будущих специалистов по социальной работе:
методология исследования социальной информатики;
исторические аспекты развития информационного общества;
понятие социальных коммуникаций – история, современное положение и перспективы;
информационные ресурсы общества, а также информатизация общества, его социальные условия, предпосылки и последствия;
формирование информационной среды общества, информационный образ жизни;
понятие социальной структуры и специфики трудовой деятельности членов информационного общества.

Можно выделить следующие задачи, которые ставит перед собой ИМПиСР в процессе подготовки специалистов по социальной работе на предметах информатики и информационных технологий:
освоение и систематизация знаний, относящихся к средствам социального моделирования;
овладение умениями при помощи реальных объектов (компьютер, модем, факс, принтер, копир и т.д.) и информационных технологий (аудио- и видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) самостоятельно искать, анализировать и отбирать информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;
воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимость действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в информационной деятельности;
приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда;
инициация самообучения/самообразования студентов вуза.

В работе уже было рассмотрено понятие информационной компетентности. Первое место в обеспечении компетенции играет включение в обучение рассматриваемых нами учебных дисциплин. Компетенции, формируемые на занятиях удобнее отобразить в табличном формате.
Несомненно, внедрение ИКТ в образовательный процесс подготовки специалистов по социальной работе не возможно без полноценного, постоянно совершенствуемого изучения курса дисциплин по информатике и информационным технологиям. Возможно, нужно добавить больше творчества в занятия студентов по социальной работе ИМПиСР, добавить в курс изучения такие простые, но необходимые в дальнейшей работе программы как подготовка мультимедийных презентаций, изучение основных профессионально ориентированных Интернет-ресурсов (порталы, официальные вэб-сайты и проч.) для социального работника.

2.3. Изучение эффективности использования ИКТ в ИМПиСР НГПУ

Рассматривая эффективность использования уже внедренных ИКТ в образовательный процесс ИМПиСР, а также потенциальные возможности дальнейшего внедрения инноваций, важно отметить, что наш ВУЗ является одним из передовых региональных и общероссийский образовательных учреждений.
Студенты института имеют возможность с первых лет обучения применять полученные знания в практической работе. Руководством ВУЗа всегда поддерживается инициативность студентов, самостоятельность и творческий подход к изучению предметов и к подготовке различных мероприятий. Сильный преподавательский состав, поддержка региональных и городских властей, стремление к предоставлению новейших знаний – все это делает выпускников настоящими профессионалами. Так, выпускники-специалисты по социальной работе имеют ясное представление о практической социальной работе, обладают необходимыми навыками работы, владеют современными теоретическими познаниями. Каждый последующий выпуск обещает быть все более подкованным современными теоретическими знаниями и практическими навыками работы.
«ИМПиСР сегодня находится на стадии становления и поэтому особое внимание уделяется проблемам организации учебной, научно-исследовательской и методической работы.
За время, прошедшее с момента открытия (19 марта 2003 года), институт стал научно-методическим центром молодежной политики и дополнительного образования в Новосибирской области. На его базе, совместно с сотрудниками комитетов по делам молодежи, управлений образования и общественных организаций проводятся научные семинары и конференции, встречи и беседы, посвященные различным аспектам современного образования, социальной работы, поддержки молодежи. В Институте создана научная лаборатория «Социология молодежного движения», для проведения исследований, мониторинга социальной ситуации в сфере государственной молодежной политики в Сибирском регионе, экспертизы программ, проектов в этой сфере. В марте 2004 г. при Институте открыт центр «Психолого-педагогического и правового консультирования молодежи». Его основными задачами являются организация и проведение исследовательской, учебно-методической, консультационной и издательской деятельности в сфере психолого-педагогического и правового обеспечения молодежной политики
Институт имеет статус Научно-методического центра по кадровому обеспечению ГМП при Департаменте по молодёжной политике Министерства образования и науки РФ. А с 2009 года статус межрегионального научно-методического центра по кадровому обеспечению ГМП по Сибирскому федеральному округу при министерстве по делам спорта, молодёжи и туризма РФ»*.
Итак, к информационно-коммуникационным технологиям на базе ИМПиСР, несомненно, относятся аппаратное и программное оснащение, а также администрирование ресурсов. Это официальный вэб-сайт ВУЗа, Интранет, электронная библиотека, мультимедийная студия и многое другое – все возможности были рассмотрены в пункте 2.1.2. дипломной работы. Остановимся подробнее на Интернет-ресурсе ВУЗа. Целью проекта официального вэб-сайта является создание «живого» образовательного ресурса, местом концентрации учебной и методической информации по различным направлениям научной работы нашего института. Использование технологии Wiki-wiki, позволяет свести к минимуму работу по оформлению и структуризации материалов, и облегчает публикацию материалов для неподготовленных пользователей.
Сайт ИМПиСР НГПУ - достаточно динамичный и прогрессивный Интернет-ресурс, который отображает историю, проекты, так называемый «информационный фон» института. А также обладает огромными коммуникативными возможностями – преподаватели и каждый из студентов представлены на страницах сайта и имеют возможность интерактивного общения. Ресурс дополнен библиотекой (пополняемым архивом) статейной информации и списком современной научной литературы в формате электронных книг, что можно считать независимой электронной библиотекой, и видеотекой института. Можно предложить использовать Интернет-ресурс ИМПиСР для создания мощного информационного on-line ресурса по социальной работе регионального значения. Говоря об Интранет-ресурсе, можно еще раз отметить, что он включает такую повседневную, но необходимую информацию, как расписание занятий, новостную ленту («текущие события») и информативный блок об уже проведенных проектах вуза, а также информацию об организациях-партнерах.
Для сбора статистических данных о мнении всех участников образовательного процесса существуют рейтинги групп, неличностные ответы на вопросы, типа «что бы Вы хотели изменить в …», «поставьте оценку событию…», а также возможность высказать свои предложения или пожаловаться на неудобство работы того или иного ресурса.
Вэб-сайт ИМПиСР НГПУ имеет версию и на английском языке, что подчеркивает открытость, размещенной на нем информации, а также большой потенциал развития в проектах международного уровня, возможно, расширению совместных проектов с иностранными социальными организациями и учебными учреждениями для обмена опытом и налаживанию добрых интернациональных отношений.
Исследование (анкетный опрос, форма анкеты см. Приложение 2, стр. 70) показало, что подавляющая часть студентов не имеет претензий к уровню и качеству получаемого ими образования. В анкетировании принимали участие студенты 3, 4 и 5 курсов. Темой исследования являлась: «Уровень внедрения и качество преподавания информационно-коммуникационных технологий ИМПиСР в оценке студентов по специальности «социальная работа». Количество участников опроса в общей сложности составило 100 человек. В процентном соотношении в опросе приняли участие: 17% респондентов - студенты 3 курса, 25% - студенты 4 курса и 58% - студенты 5 курса. На основе полученных в ходе опроса данных, были сделаны выводы о количественных и качественных показателях успеваемости студентов в их собственной оценке. Так, в соотношении к числу опрошенных студентов успевают по дисциплинам «информатика» и «информационные технологии» 81% студентов 3 курса, 87% студентов 4 курса, 92% 5 курса. Исходя из этого, можно сделать вывод не только об общей успеваемости студентов, но и о положительной динамике успеваемости с переходом на следующий курс обучения.
По результатам исследования, респонденты на 98% удовлетворены теми знаниями, которые они получают в сфере ИКТ в рамках обучения в институте. Абсолютное большинство (100% опрошенных) знают адрес вэб-сайта института и, в той или иной степени, принимали участие в общении на форумах, оставляли свои комментарии к обсуждаемым вопросам. Более 80% (83%) опрошенных применяют на практике полученные знания, в частности по информационно-техническим дисциплинам. 70% респондентов считают достаточным количество часов и практических занятий по информационно-техническим дисциплинам. Однако 26% опрошенных сталкивались с трудностями в усвоении знаний по таким дисциплинам, как «информатика» и «информационные технологии», а 10% ощущают нехватку в информации по информационно-техническим дисциплинам. Приятно отметить, что абсолютное большинство студентов (100%) считают ИМПиСР передовым вузом страны, студенты чувствуют себя достаточно подкованными (94% опрошенных) для осуществления профессиональной деятельности.
Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы:
степень удовлетворенности студентов ИМПиСР, получающих образование по специальности «социальная работа», является достаточно высокой;
большинство студентов используют полученные ими знания на практике, что говорит об актуальности и востребованности предоставляемых знаний;
возможно, есть необходимость в доработке/увеличении часов для занятий по дисциплинам «информатика» и «информационные технологии»;
выявлена необходимость включить в курс обучения по информационно-техническим дисциплинам актуальную/новейшую информацию по новинкам Интернет-ресурсов по социальной работе.

Для увеличения интереса студентов к ИКТ, получающих образование по специальности «социальная работа», можно ввести ряд правил/принципов работы, в соответствии с которыми можно декларировать такие ценности как миссия специалистов-профессионалов по социальной работе в информационном обществе. А также цели и задачи, решаемые по средствам работы специалистов в социальной сфере.
В качестве примера можно привести информацию, представленную на сайте Института развития информационного общества*.
Миссия. Информационное общество - это общество талантливых, успешно реализующих себя людей, а не роботов; информационно-коммуникационные технологии - полезный, хорошо настраиваемый в умелых руках инструмент, а не цель и не панацея. Миссией является успешное применение ИКТ в работе по социальной работе с различными социальными и слоями и группами информационного общества.
Цели и задачи:
формирование и развитие информационного общества в России, интеграция России в глобальное информационное общество;
создание условий для эффективного взаимодействия между субъектами, социальными группами информационного общества;
всегда быть впереди: в курсе нового и лучшего, постоянно совершенствоваться, участвовать в честной конкуренции.
Принцип работы - новаторский и творческий подход к решению любой задачи.

Рассмотрев опыт применения информационных технологий в подготовке специалистов по социальной работе на примере ИМПиСР НГПУ можно с уверенностью констатировать факт положительного, продуманного процесса внедрения, а также высокий уровень усвоения знаний студентами и их высокую вовлеченность в освоение информационно-коммуникационных технологий.
Заключение

Современная действительность предъявляет высокие требования к развитию информационного общества. Образование – одна из тех сфер развития общества, где информация, ее достоверность, качество и актуальность играют основополагающую роль. Для осуществления деятельности специалистов по социальной работе необходимо иметь четкие представления о таких понятиях как информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), а также как можно большие способы применения и развития уже полученных навыков работы с ИКТ на базе высшего учебного заведения.
На основании изученного теоретического и практического материала, приведенного в дипломной работе, можно сделать следующие выводы:
Информационно-коммуникационные технологии являются неотъемлемой частью современного информационного общества.
ИКТ играют важнейшую роль в подготовке специалистов по социальной работе на базе высшего учебного заведения.
К квалификации выпускника-специалиста по социальной работе по информационно-техническим дисциплинам предъявляются высокие требования, обоснованные сложностями последующей работы по специальности.
Существует ряд проблем по внедрению и освоению ИКТ на базе высших учебных заведений по причине недостаточной сформированности требований, предъявляемых к вузу в этой области предоставления образовательных услуг, а также недостаточное техническое оснащение вузов для внедрения ИКТ.
ИМПиСР НГПУ является современно ориентированным и предоставляет актуальные, востребованные в информационном обществе знания, в том числе по ИКТ.
Исследование, проведенное в рамках дипломной работы, показало, что выпускники чувствуют достаточную уверенность для осуществления профессиональной деятельности на высоком современном уровне.

Теоретический и исследовательский материал, представленный в дипломной работе, имеет практическое значение для раскрытия темы внедрения ИКТ в образование и в деятельность ИМПиСР в частности.



















Библиография

Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 315 с.
Бориснев С.В. Социология коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений. – Учеб. Пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 560 с. – (Серия «Gauderamus»)
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.
Готовность России к информационному обществу: оценка ключевых направлений и факторов электронного развития. Аналитический доклад/Под ред. С.Б. Шапошникова. М., 2004. – 35 с.
Гутгарц Р.Д. Информационные технологии в управлении кадрами/Под ред. В.А. Пархомова. – М.: ИНФРА,2001. – 235 с. – (Серия «Секреты менеджмента»)
Жидкова Т.В., Бреус И.Б., Дохман С.А., Ершова И.И., Жидков Е.Н. Компьютерная подготовка решений и документов: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2005. – 440 с.
Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 352с. (Серия «Учебники «Феникса»)
Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др. Прикладные проблемы системотехники / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Машиностроение, 1995. – 240 с.
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
Приоритетные национальные проекты – идеология прорыва в будущее. Сборник/сост.: Иванов А.И., Казанцев В.О., Карпенко М.Б., Мейдер М.М. – М.: Издательство «Европа», 2007. – 116 с. – (Национальный проект)
Программа оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением. Приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449-ПП «Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой». – М.: Правительство Москвы, 2000. – 22 с.
Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000. – 21 с
Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА - М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.
Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - с. 870
Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М. Изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005. - с. 406
Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика № 7/2006
Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 448 с.
Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал "Эйдос", 2005. - (Центр дистанционного образования "Эйдос")
Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – 320 с.
Чудинова В.П. Медиа и грамотность личности: процессы и проблемы. Российская государственная детская библиотека. М.: Школьная библиотека, 2004. - с. 502
Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). Учебник. – 2-е изд. – М.: «РИП-Холдинг», 2005. – 246 с. – (Интегрированные маркетинговые коммуникации)
Яковлев А.И., Береговой Г.Т., Василец В.М. и др. Моделирование систем полуавтоматического управления космических кораблей / Под ред. А.И. Яковлева. – М.: Машиностроение, 1986. – 280 с.
Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
Яковлев А.И. Информационное общество.–М.: МИА, 2001, вып.2.–154 с.
http://www.relin.ru/article.php?id=1
http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
http://www.iis.ru/glossary/ict.ru.html
http://www.sibuch.ru/article.php?no=595
ru.wikipedia.org
http://www.mun.ca/socwrk/home/
http://www.icttest.edu.ru/news/1/94/
http://impisr.edunsk.ru/index.php?title=ИМПиСР
http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

















Приложение 1

Предметные компетенции, формируемые изучением дисциплин «информатика» и «информационные технологии».

Название компетенции Аппаратно-программное оснащение Социальная значимость компетенции Знание ПК Компьютер. Программное обеспечение Востребованность на рынке труда Умение выделять информационный аспект в деятельности человека, оценивать числовые параметры информационных объектов Информация


Информационное взаимодействие в простейших социальных, биологических, технических системах Умение строить информационные модели объектов и использовать их Модель Умение использовать в работе справочные системы, создавать базы данных Умение создавать базы данных, цифровых архивы, медиатеки Информационные процессы Востребованность на рынке профессии Знание базовых принципов организации и функционирования компьютерных сетей Способы передачи информации на расстоянии Умение представлять информацию в виде мультимедиа объектов с системой ссылок Знать требования информационной безопасности, информационной этики и права Информационное общество Соблюдение требований информационной безопасности, информационной этики и права




















Приложение 2

Анкета
Тема: Уровень внедрения и качество преподавания информационно-коммуникационных технологий ИМП и СР в оценке студентов по специальности «специалист по социальной работе»
Цель: Выявить степень удовлетворенности студентов качеством образования, проанализировать сложившуюся ситуацию, подготовить возможные рекомендации
Уважаемый респондент, просим Вас дать ответы на вопросы анкеты. При ответе, просим сделать отметку в графе «да» или «нет».

Знаете ли Вы, как расшифровывается и что означает аббревиатура ИКТ?
Да ____ Нет ____
Как вы считаете, ИМП и СР достаточно передовой вуз в масштабах страны?
Да ____ Нет ____
Знаете ли Вы адрес вэб-сайта ИМП и СР?
Да ____ Нет ____
Принимали ли Вы когда-либо участие в общении на форуме вэб-сайта ИМП и СР?
Да ____ Нет ____
Достаточно ли лекционных и практических часов для освоения знаний по ИКТ Вам лично?
Да ____ Нет ____
Имели ли Вы сложности при изучении предмета «информатики»?
Да ____ Нет ____
Имели ли Вы сложности при изучении предмета «информационные технологии»?
Да ____ Нет ____
Имели ли Вы сложности при изучении предмета «социальная информатика»?
Да ____ Нет ____
Применяете ли Вы на практике полученные знания, в частности по информационно-техническим дисциплинам?
Да ____ Нет ____
Сталкивались ли Вы на практике с тем, что не имеете представления о вопросах социальной работы, обсуждаемых на региональных или общероссийских форумах?
Да ____ Нет ____
Используете ли Вы при подготовке к занятиям не только лекционный материал, но и информацию доступную в сети Интернет?
Да ____ Нет ____
Сталкивались ли Вы с тем, что Вам уже знаком начитываемый материал?
Да ____ Нет ____
Хотели бы Вы принимать более активное участие в технической подготовке мероприятий ИМП и СР?
Да ____ Нет ____
Испытываете ли Вы нехватку информации в сфере информационно-коммуникационных технологий, предоставляемую Вам ИМП и СР?
Да ____ Нет ____
Считаете ли Вы, что обладаете достаточными знаниями и навыками в сфере ИКТ для благополучного трудоустройства по специальности?
Да ____ Нет ____
Ваши комментарии и предложения
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в анкетировании!










* http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
* Яковлев А.И. Информационное общество. – М.: МИА, 2001. с. 32
** http://www.rost.ru/projects/education_main.shtml
*** http://www.sibuch.ru/article.php?no=595
* Сайков Б.П.Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М. Изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005. с. 26
* Яковлев А.И. Информационное общество. – М.: МИА, 2001. с.35
** Веревченко А.П., Горчаков В.В. и др. Информационные ресурсы для принятия решений. – Учеб. Пособие. – М.: Академический проект, 2002. с. 16
* Яковлев А.И. Информационное общество. – М.: МИА, 2001. с.35
* Российская энциклопедия по охране труда. – 2-е изд. – М.: Изд. НЦ ЭНАС, 2007. с. 157
* Яковлев А.И. Информационное общество. – М.: МИА, 2001. с. 37
* http://www.programs-gov.ru/5_1.php
** www.relin.ru
* http://project.godmol.ru/index
* http://www.icomtec.ru/article_info.php?tPath=178&articles_id=896
* http://www.ict.edu.ru/news/conferences/2743/
* http://www.molodoy.novo-sibirsk.ru/index.php
* http://www.mun.ca/socwrk/home/
* http://ru.wikipedia.org/wiki/Социальная_работа
* http://www.icttest.edu.ru/news/1/94/
** http://impisr.edunsk.ru/index.php?title=Абитуриентам
* Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал "Эйдос", 2005. - (Центр дистанционного образования "Эйдос")
* Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — с. 102
** Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М,2007. — с. 105
* Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — с. 514
* http://impisr.edunsk.ru/index.php?title=Об_институте
* http://www.iis.ru/content/view/242/91/













-2-








- 62 -

\Библиография

1.Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 315 с.
2.Бориснев С.В. Социология коммуникации. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 270 с.
3.Веревченко А.П., Горчаков В.В., Иванов И.В., Голодова О.В. Информационные ресурсы для принятия решений. – Учеб. Пособие. – М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2002. – 560 с. – (Серия «Gauderamus»)
4.Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000. – 168 с.
5.Готовность России к информационному обществу: оценка ключевых направлений и факторов электронного развития. Аналитический доклад/Под ред. С.Б. Шапошникова. М., 2004. – 35 с.
6.Гутгарц Р.Д. Информационные технологии в управлении кадрами/Под ред. В.А. Пархомова. – М.: ИНФРА,2001. – 235 с. – (Серия «Секреты менеджмента»)
7.Жидкова Т.В., Бреус И.Б., Дохман С.А., Ершова И.И., Жидков Е.Н. Компьютерная подготовка решений и документов: Учеб. Пособие. – М.: Дело, 2005. – 440 с.
8.Зинченко Г.П. Социология для менеджеров. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. – 352с. (Серия «Учебники «Феникса»)
9.Ильичев А.В., Петровский В.С., Яковлев А.И. и др. Прикладные проблемы системотехники / Под ред. А.В. Ильичева. – М.: Машиностроение, 1995. – 240 с.
10. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999. – 191 с.
11. Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000. – 288 с.
12. Приоритетные национальные проекты – идеология прорыва в будущее. Сборник/сост.: Иванов А.И., Казанцев В.О., Карпенко М.Б., Мейдер М.М. – М.: Издательство «Европа», 2007. – 116 с. – (Национальный проект)
13. Программа оснащения образовательных учреждений Москвы компьютерной техникой и программным обеспечением. Приложение N 1 к Постановлению Правительства Москвы от 13 июня 2000 г. N 449-ПП «Об оснащении образовательных учреждений г. Москвы учебным оборудованием, техническими средствами и компьютерной техникой». – М.: Правительство Москвы, 2000. – 22 с.
14. Проект Программы информатизации московского образования (подготовлено МИПКРО, Центром информационных технологий и учебного оборудования под руководством А.Л. Семенова). – М.: МИПКРО, – 2000. – 21 с
15. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б.Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА - М, 2007. — 495 с. — (Б-ка словарей "ИНФРА-М").
16. Романов А.Н., Торопцов В.С., Григорович Д.Б. Технология дистанционного обучения в системе заочного экономического образования. – М.: ЮНИТИ-ДАНА., 2000. – 303 с.
17. Российская энциклопедия по охране труда: В 3 т. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. - с. 870
18. Сайков Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения: практическое руководство. – М. Изд. «БИНОМ. Лаборатория знаний», 2005. - с. 406
19.Соколов А.В. Общая теория социальной коммуникации. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.
20. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.Л. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1312 с. — (Мир энциклопедий)
21. Фалина И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике. Информатика № 7/2006
22. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 448 с.
23. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика - рычаг образования // Интернет-журнал "Эйдос", 2005. - (Центр дистанционного образования "Эйдос")
24. Чугунов А.В. Российская интернет-аудитория в зеркале социологии. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2006. – 320 с.
25. Чудинова В.П. Медиа и грамотность личности: процессы и проблемы. Российская государственная детская библиотека. М.: Школьная библиотека, 2004. - с. 502
26. Шарков Ф.И. Теория коммуникации (базовый курс). Учебник. – 2-е изд. – М.: «РИП-Холдинг», 2005. – 246 с. – (Интегрированные маркетинговые коммуникации)
27. Яковлев А.И., Береговой Г.Т., Василец В.М. и др. Моделирование систем полуавтоматического управления космических кораблей / Под ред. А.И. Яковлева. – М.: Машиностроение, 1986. – 280 с.
28. Яковлев А.И. Информационно-коммуникационные технологии в дистанционном обучении: Доклад на круглом столе «ИКТ в дистанционном образовании». – М.: МИА, 1999. – 14 с.
29. Яковлев А.И. Информационное общество.–М.: МИА, 2001, вып.2.–154 с.
30. http://www.relin.ru/article.php?id=1
31. http://www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml
32. http://www.iis.ru/glossary/ict.ru.html
33. http://www.sibuch.ru/article.php?no=595
34. ru.wikipedia.org
35. http://www.mun.ca/socwrk/home/
36. http://www.icttest.edu.ru/news/1/94/
37. http://impisr.edunsk.ru/index.php?title=ИМПиСР
38. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-19.htm

Вопрос-ответ:

Зачем используются информационные технологии в обучении по специальности социальная работа?

Информационные технологии играют важную роль в образовательном процессе по специальности социальная работа. Они позволяют студентам получать доступ к актуальным материалам, находить и анализировать информацию, а также развивать навыки коммуникации и взаимодействия с клиентами. Технологии также облегчают процесс обучения и содействуют повышению эффективности подготовки специалистов.

Какие проблемы возникают при внедрении информационных технологий в образовательный процесс?

Одной из главных проблем является недостаточное финансирование. Внедрение технологий требует средств на приобретение оборудования, программного обеспечения и подготовку преподавателей. Другой проблемой является неподготовленность преподавателей к работе с технологиями и отсутствие мотивации у некоторых из них. Также возникают проблемы с доступностью интернета и компьютеров для всех студентов.

Каким образом информационные технологии помогают обучению на специальности социальная работа?

Информационные технологии помогают студентам получать доступ к различным источникам информации, что позволяет им углублять свои знания в области социальной работы. С помощью технологий студенты могут проводить исследования, выполнять задания и проекты, обмениваться опытом и знаниями с коллегами и преподавателями. Технологии также позволяют студентам развивать навыки коммуникации и взаимодействия с клиентами с помощью виртуальных тренировок и симуляций.

Как виртуальные университеты и дистанционное образование используются в подготовке специалистов по социальной работе?

Виртуальные университеты и дистанционное образование предоставляют возможность получения образования в любой точке мира и в любое время. Студенты могут изучать дисциплины онлайн, общаться с преподавателями и коллегами через интернет, сдавать экзамены и получать оценки удаленно. Это особенно удобно для студентов, которые не могут постоянно находиться в учебном заведении или которые работают на полную ставку.

Какое значение имеют информационные технологии в организации образовательного процесса по специальности социальная работа?

Информационные технологии играют важную роль в организации образовательного процесса по специальности социальная работа. Они позволяют студентам получить доступ к актуальным материалам и ресурсам, обмениваться информацией со своими коллегами и преподавателями, а также развивать свои навыки работы с компьютером и программным обеспечением.

Какие проблемы возникают при внедрении информационных и коммуникационных технологий в систему российского образования?

Внедрение информационных и коммуникационных технологий в систему российского образования сталкивается с несколькими проблемами. Во-первых, недостаточная подготовка преподавателей к работе с новыми технологиями. Во-вторых, недостаточная доступность и качество интернет-соединения в ряде регионов России. В-третьих, отсутствие единого стандарта для использования информационных технологий в образовании.

Что такое виртуальные университеты и какое значение имеет открытое и дистанционное образование?

Виртуальные университеты - это образовательные учреждения, которые предоставляют образовательные программы и услуги через интернет. Открытое и дистанционное образование, которое предлагают виртуальные университеты, имеет большое значение, так как позволяет расширить доступность образования и предоставить обучение тем, кто не может посещать традиционные учебные заведения. Оно также позволяет студентам самостоятельно планировать свое обучение и обучаться в удобное для них время.

Какие исследования проводятся в области информационных и коммуникационных технологий в образовании?

В области информационных и коммуникационных технологий в образовании проводятся различные исследования, направленные на изучение эффективности использования технологий в образовательном процессе, разработку новых методик и инструментов обучения, а также анализ проблем и вызовов, связанных с внедрением технологий в систему образования. Исследования также затрагивают вопросы оценки качества образования при использовании информационных технологий и обучения преподавателей работе с ними.

Какую роль играют информационные технологии в подготовке специалистов по социальной работе?

Информационные технологии играют важную роль в подготовке специалистов по социальной работе. Они помогают студентам получить доступ к актуальной информации, развивают навыки работы с компьютером и интернетом, а также облегчают коммуникацию и взаимодействие в рамках образовательного процесса.

Какие проблемы возникают при внедрении информационных технологий в систему российского образования?

Внедрение информационных технологий в систему российского образования сталкивается со следующими проблемами: недостаточное финансирование, отсутствие соответствующей инфраструктуры, недостаток квалифицированных специалистов, сопротивление со стороны преподавателей и учащихся, а также низкая мотивация к использованию новых технологий.

Какие преимущества имеет открытое и дистанционное образование при использовании информационных технологий?

Открытое и дистанционное образование с использованием информационных технологий предоставляет уникальные возможности, такие как гибкость в выборе места и времени обучения, доступ к широкому спектру образовательных ресурсов, возможность самостоятельной работы и обмена опытом с коллегами из разных регионов, снижение затрат на обучение и т.д.

Какие исследования проводятся в области информационных и коммуникационных технологий в образовании?

В области информационных и коммуникационных технологий в образовании проводятся исследования по различным аспектам, таким как эффективность использования технологий в образовательном процессе, влияние технологий на результаты обучения, проблемы обучения учителей использованию новых технологий, оценка качества образовательных программ на основе технологий и др.