Символические изображения в китайском народном мужском и женском костюме
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 35 + 35 источников
- Добавлена 30.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. КЛЮЧЕВЫЕ ДЕТАЛИ И ЭЛЕМЕНТЫ КИТАЙСКОГО КОСТЮМА
1.2 Особенности народной одежды китайцев
1.2 Символика в головных уборах и аксессуарах
ГЛАВА 2. СИМВОЛИКА КИТАЙСКОГО КОСТЮМА
2.1 Изображения мифических животных
2.2 Символика цвета в китайском костюме
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛОССАРИЙ
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Праздник конца лета, когда созревал хлеб, считался праздником Земли. Символическим цветом этого праздника был желтый. Существование других оттенков и других цветов объяснялось чередованием пяти элементов по принципу взаимного "покорения": огонь "покоряет" (плавит) металл - красный и белый дают розовый, металл рубит дерево - белый и зеленый дают бирюзовый и т.д.
Все перечисленные цвета вновь обязаны своим происхождением культурным и естественно-географическим реалиям Древнего Китая. Желтый цвет передает все те же лессовые почвы. Сине-зеленый цвет есть цвет пышной, весенней древесной листвы. Красный цвет, подобно его символике у многих народов мира, ассоциируется с солнцем и огнем. Кроме того, не исключено, что он был связан и с почвами-красноземами, характерными для природы южных регионов Китая. Белый цвет со всей очевидностью восходит к снежным вершинам гор, образующих Тибето-Цинхайское нагорье, а черный - к уходящему вдаль потоку Хуанхэ.
Одновременно каждый из перечисленных "цветов" является родовым для целой хроматического ряда. Следует сразу же предупредить, что и родовые цвета и цвета, входящие в их хроматические ряды, далеко не всегда совпадают с принятыми в европейском искусстве колористическими значениями, а потому переводы оригинальных терминов более чем условны.
Помимо их космологической символики, каждый родовой и вспомогательный, по отношению к нему, цвет имеет, как правило, несколько различных и, порою, взаимоисключающих значений, которые происходят от тех или иных древних верований и оформленных идеологических систем, включая буддизм.
Символика цвета в одежде не всегда однозначна, но ярко-желтый/золотой цвет – это исключительная привилегия императора (Илл. 1), его семьи и тех немногих, кому император даровал право носить какую-либо деталь одежды желтого цвета. Белый цвет – траурный, поэтому шить из ткани этого цвета стоит только исподнюю одежду. Красный – цвет парадных и праздничных (костюм невесты) одеяний, официальных облачений высших чиновников, "простым" китайским людям он не подходит. Остальные цвета, в принципе, можно использовать свободно, однако небогатым/бедным людям следует быть скромными в выборе цветов, они не должны быть слишком яркими.
Костюмы чиновников в Китае были одинакового покроя, различались отделкой и украшениями, обилие и богатство которых зависели в основном от степени благосостояния.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, можно сделать выводы. Основные элементы китайского костюма (кофта, халат, штаны) веками оставались неизменными, но фасон этих элементов менялся с редкой для древних культур скоростью. Пояса носили то выше талии, то на талии, то ниже талии. Колебания моды были столь существенными, что современные специалисты, ориентируясь на ее изменения, датируют скульптурные и живописные изображения. Своеобразие китайского костюма состояло в том, что даже в придворном варианте он не стеснял движений, а длинные и широкие рукава вместе с лентами поясов и подвесками делали силуэт изменчивым и сливали его с окружающим пространством.
В традиционной одежде наиболее полно прослеживается многообразие народностей Китая. «Через десять ли (мера длины, равная 0,5 км) ветер другой, через сто ли костюм иной», – гласит китайская поговорка. Форма и покрой одежды, разнообразие тканей всегда зависели от природных условий, присущих той или иной местности. Если для северо-востока и северо-запада Китая, а также Внутренней Монголии, был характерен длинный халат из плотной материи, удобный для верховой езды и охоты, то в центральном и южных районах одежду шили из более легкой хлопчатобумажной или конопляной ткани.
Природные условия также оказывали влияние на узоры и орнаменты, которыми украшали одежду. Еще более полное отражение нашли в костюме религиозные верования и представления о происхождении человечества. Так, женская одежда народности цзинпо декорирована украшениями из дутого серебра, напоминающими чешую дракона, – это отзвук легенды, по которой именно женщина-дракон стала прародительницей этого народа. А наряды народности мяо украшены стилизованными изображениями дорог в горах, водных путей, – так в традиционном костюме сохранилась память о переселении предков.
О легендах народов Китая и их представлении об окружающем мире можно судить по украшениям. Особенно богат ассортимент серебряных украшений, на которых присутствуют изображения людей, божеств, священных животных и птиц, цветов и плодов, насекомых и рыб, явлений природы, а также традиционные благопожелательные символы. Бабочка символизирует счастье, жезл жуи – долголетие и удачу, облака – успешную карьеру, хризантема – нравственную чистоту, пион – богатство, гранат – многочисленное потомство и т. д.
Народности и-дай любят носить золотые и серебряные украшения, полагая, что эти металлы обладают свойствами защиты от сглаза и нечистой силы, мастера народности бай используют нефрит, как символ чистоты. Женщины народности дэан верят, что ношение поясных обручей, плетеных из бамбука, лыка, травы или лозы, удачно дополняют их костюм, защищают от злых духов. Народ лису предпочитает украшения из раковин. В прошлом раковины использовались в качестве денег, и таким образом, украшения из раковин стали символом богатства. Хань надевают своим детям на шею серебряные украшения-амулеты, которые, по их мнению, защищают от сглаза, приносят здоровье, богатство и счастье.
Огромное значение имели изображения животных на костюме. Но на пути исследователя китайской фантастической фауны таится немало проблем. Это и наличие животных, существующих только в произведениях искусства, и крайняя стилизация образов реальных зверей и птиц или обретение ими фантастических черт. В такой ситуации только сопоставление данных письменных источников с памятниками материальной культуры, произведениями искусства и данными этнографии способно дать целостную картину. А значение таких исследований очевидно: помимо того, что мы больше узнаём о материальной культуре и духовном мире людей прошлого, особенности стилистики и другие детали изображений могут служить ключом к атрибуции и датировке произведений искусства.
Наличие геометрической, числовой и цветовой символики не является, разумеется, исключительной принадлежностью художественной культуры Китая. Однако только в ней такая символика приобрела столь значительную, на фоне искусства народов мира, знаковую функцию, безусловно приближаясь по данному показателю к собственно художественной образности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1980.
Веселовский Н. Китайские символы в предметах украшения. СПб., 1911.
Виноградова Н.А. Сто лет искусства Китая и Японии / Н.А. Виноградова ; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусств. – М., 1999. – 255 с. : ил.
Виноградова Т. И. Китайский народный театр на китайской народной картине (театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая). Автореферат дисс. канд. СПб, 2000.
Виногродский Б. Китайские благопожелательные орнаменты. М., 2003.
Древние китайские шелковые ткани и вышивки V в. до н. э. – III в. н. э. в собрании Государственного Эрмитажа : каталог / Е.И. Лубо-Лесниченко. – Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. – 67 с. : ил.
Из истории китайского женского костюма с древности до эпохи Сун. – Научные сообщения ГМВ, выпуск XXII. М., 1996.
Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии. – Советская этнография, 1977, № 3.
Искусство Китая / Л.И. Кузьменко, В.Л. Сычев ; Гос. музей искусства народов Востока. – М., 1990. – 47 с. : цв. ил.
К проблеме генезиса традиционной одежды южных китайцев. – Сборник МАЭ. XXXII. Одежда народов зарубежной Азии. Л., 1977. (В соавторстве с В. С. Стариковым).
Китайская культура 20-40 х годов и современность / РАН. Ин-т Дальнего Востока ; отв. ред. В.Ф. Сорокин. – М. : Наука, 1993. – 262 с.
Китайское искусство : принципы, школы, мастера / пер. с англ. и кит., сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. – М. : Астрель [и др.], 2004. – 430 с. : ил.
Костюм Китая в собрании ГМИНВ. – Сообщения ГМИНВ, выпуск XI. М., 1979.
Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. И разделы по костюму в других томах «Этнической истории китайцев» (авторы Крюков М. В. и др.).
Купер Р. Шедевры искусства Китая / Р. Купер, Д. Купер ; пер. с англ. О.Г. Белошеева. – Минск : Белфакс, 1997. – 128 с. : ил.
Кучера С. Китайская археология, М., 1977.
Лубо-Лесниченко Е. Древние китайские ткани и вышивки (V в. до н. э. - III в. н. э.) в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1961.
Лубо-Лесниченко Е. Китай на Шелковом пути. М., 1994.
Малявин В.В. Китай в 16-17 веках: традиция и культура / В.В. Малявин. – М.: Искусство, 1995. – 287 с. – (Эпоха. Быт. Искусство).
Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
Народы КНР – Народы Восточной Азии (серия «Народы Мира. Этнографические очерки»). М.–Л., 1965
Неглинская М. А. Семантика и эстетика китайских ювелирных украшений периода Цин (XVII – начала XX в.). Автореферат дисс. канд. М., 1998.
Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.
Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. (Пер. с англ.). М., 1958.
Роули-Дж. Принципы китайской живописи (Пер. с англ.). М., 1989.
Соколов-Ремизов С. Н. Литература, каллиграфия, живопись. М.1986,
Стариков В. С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.
Сторожук А. Г. Введение в китайскую иероглифику. СПб, 2002.
Страна Хань. Очерки о культуре Древнего Китая. Л., 1959.
Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVII - XVIII вв. М., 1970.
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975.
Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004.
Хван М. Ф. Структурный анализ китайских иероглифических знаков. Л., 1967.
Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки (Сб. статей). М., 1969.
Чжань Янь. Китайский костюм эпохи Мин : орнамент, декоратив. особенности и символика : автореф. дис. канд. искусствоведения / Чжань Янь ; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. – М., 2003. – 29 с.
ГЛОССАРИЙ
И (Китай) - верхняя одежда аристократки - кофта из тонкой ткани с очень большими рукавами.
Ишан (Китай) - одеяние, состоящее из кофты и юбки.
Китайский дракон (лун) — в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало.
Основные породы дракона следующие:
Тяньлун — Небесный дракон, который охраняет чертоги богов и возит их на колесницах.
Фуцанлун — Дракон скрытого сокровища, который стережёт под землёй драгоценные камни и металлы и волнует землю вулканами.
Дилун — Земляной дракон, который заведует морями и реками.
Шэньлун — Божественный дракон, от которого зависят погода, ветер, дождь и который гремит с неба громом.
Ку, сяоишан, сяои, чжунчипао – широкие китайские штаны
Пибо (Китай) - шарф из тонкой прозрачной ткани
Плахта – род запашной юбки
Цюнь (Китай) - женская юбка
Цзяолинпао (Китай) - цельнокроеный однобортный халат
Чонсам (чипао) (Китай) – женское платье
Шеньи (Китай) - отрезной по талии халат, нечто вроде сшитых вместе юбки и кофты.
Юалиньпао (Китай) - глубокий двубортный халат с круглым воротом и застежкой на правом плече у шеи.
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Илл. 1. Чжу Юаньчжан – основатель династии Мин. Костюм ипмератора.
Илл. 2. Чиновник высокого ранга, официальный костюм.
Илл. 3. Чиновник, повседневное одеяние.
Илл. 4. Костюм состоятельного горожанина.
Илл. 5. Штаны и кофта небогатого человека.
Илл. 6. Костюм знатной и богатой дамы.
Илл. 7. Костюм горожанки.
Илл. 8. Нефритовое поясное украшение «Весенние воды» (Чунь шуй), XIV в. Собрание музея Гугун, Тайбэй, Тайвань.
Илл. 9. Поясные подвески «Черепахи на листьях лотоса». Нефрит; резьба, полировка. Период династии Цзинь (1115 1234 гг.). 10х7х1,3 см. Собрание музея Гугун, Пекин, КНР.
Илл. 10. Нефритовая пряжка периода династии Мин (1368 1644). Собрание музея Гугун, Тайбэй, Тайвань.
Илл. 11. Пряжка с драконами. Нефрит: резьба, полировка. 13х6,5 см. Период династии Мин (1368 1644). Собрание музея Гугун, Пекин, КНР.
Илл. 12. Китайские чиновники и иностранные послы. Роспись гробницы. 706 г. Провинция Шаньси, КНР. (У китайских чиновников к поясам сзади подвешены сетки из цветных шнуров «шоу».)
Илл. 13. Реконструкция торжественного ритуального облачения раннего Средневековья по стенописи начала XIV в., Юнлэгун. Между ногами – декорированный «пяодай» и концы «шэнь» пояса «дадай»; сбоку по правой голени – подвески [Сычев Л. П.]
Илл. 14. Поясные подвески. Нефрит, полудрагоценные камни. Период династии Мин (1368 1644). Длина 61 см. Собрание музея Гугун, Пекин, КНР.
Рельеф эпохи Хань (202-220).
Рельеф из империи Северная Вэй (386-534).
Фреска эпохи Тан (618-906).
Изображение эпохи Юань (1280-1368).
Илл. 14. Драконы разных эпох. Эволюция иконографии китайского дракона за период около 14 столетий. Прорисовки выполнены Л.П. Сычёвым по произведениям китайского искусства.
Илл. 15. Нашивка гражданского чиновника 7-го ранга - (эпоха Мин).
Илл. 16. Чиновник в халате с драконом (эпоха Мин).
Стариков В. С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.
Виноградова Н.А. Сто лет искусства Китая и Японии / Н.А. Виноградова ; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусств. – М., 1999
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975
Из истории китайского женского костюма с древности до эпохи Сун. – Научные сообщения ГМВ, выпуск XXII. М., 1996.
Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии. – Советская этнография, 1977, № 3.
Чжань Янь. Китайский костюм эпохи Мин : орнамент, декоратив. особенности и символика : автореф. дис. канд. искусствоведения / Чжань Янь ; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. – М., 2003.
Неглинская М. А. Китайские ювелирные украшения. М., 1999.
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975.
Из истории китайского женского костюма с древности до эпохи Сун. – Научные сообщения ГМВ, выпуск XXII. М., 1996.
Малявин В.В. Китай в 16-17 веках: традиция и культура / В.В. Малявин. – М. : Искусство, 1995. – 287 с. – (Эпоха. Быт. Искусство).
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975.
Чжань Янь. Китайский костюм эпохи Мин : орнамент, декоратив. особенности и символика : автореф. дис. канд. искусствоведения / Чжань Янь ; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. – М., 2003.
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975.
Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975
Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004.
Чжань Янь. Китайский костюм эпохи Мин : орнамент, декоратив. особенности и символика : автореф. дис. канд. искусствоведения / Чжань Янь ; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. – М., 2003.
2
1.Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага, 1980.
2.Веселовский Н. Китайские символы в предметах украшения. СПб., 1911.
3.Виноградова Н.А. Сто лет искусства Китая и Японии / Н.А. Виноградова ; Рос. акад. художеств, НИИ теории и истории изобраз. искусств. – М., 1999. – 255 с. : ил.
4.Виноградова Т. И. Китайский народный театр на китайской народной картине (театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая). Автореферат дисс. канд. СПб, 2000.
5.Виногродский Б. Китайские благопожелательные орнаменты. М., 2003.
6.Древние китайские шелковые ткани и вышивки V в. до н. э. – III в. н. э. в собрании Государственного Эрмитажа : каталог / Е.И. Лубо-Лесниченко. – Л. : Изд-во Гос. Эрмитажа, 1961. – 67 с. : ил.
7.Из истории китайского женского костюма с древности до эпохи Сун. – Научные сообщения ГМВ, выпуск XXII. М., 1996.
8.Из истории плечевой одежды народов Центральной и Восточной Азии. – Советская этнография, 1977, № 3.
9.Искусство Китая / Л.И. Кузьменко, В.Л. Сычев ; Гос. музей искусства народов Востока. – М., 1990. – 47 с. : цв. ил.
10.К проблеме генезиса традиционной одежды южных китайцев. – Сборник МАЭ. XXXII. Одежда народов зарубежной Азии. Л., 1977. (В соавторстве с В. С. Стариковым).
11.Китайская культура 20-40 х годов и современность / РАН. Ин-т Дальнего Востока ; отв. ред. В.Ф. Сорокин. – М. : Наука, 1993. – 262 с.
12.Китайское искусство : принципы, школы, мастера / пер. с англ. и кит., сост., вступ. ст. и коммент. В.В. Малявина. – М. : Астрель [и др.], 2004. – 430 с. : ил.
13.Костюм Китая в собрании ГМИНВ. – Сообщения ГМИНВ, выпуск XI. М., 1979.
14.Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Этническая история китайцев на рубеже средневековья и нового времени. М., 1987. И разделы по костюму в других томах «Этнической истории китайцев» (авторы Крюков М. В. и др.).
15.Купер Р. Шедевры искусства Китая / Р. Купер, Д. Купер ; пер. с англ. О.Г. Белошеева. – Минск : Белфакс, 1997. – 128 с. : ил.
16.Кучера С. Китайская археология, М., 1977.
17.Лубо-Лесниченко Е. Древние китайские ткани и вышивки (V в. до н. э. - III в. н. э.) в собрании Государственного Эрмитажа. Л., 1961.
18.Лубо-Лесниченко Е. Китай на Шелковом пути. М., 1994.
19.Малявин В.В. Китай в 16-17 веках: традиция и культура / В.В. Малявин. – М.: Искусство, 1995. – 287 с. – (Эпоха. Быт. Искусство).
20.Моран А. де. История декоративно-прикладного искусства. М., 1982.
21.Народы КНР – Народы Восточной Азии (серия «Народы Мира. Этнографические очерки»). М.–Л., 1965
22.Неглинская М. А. Семантика и эстетика китайских ювелирных украшений периода Цин (XVII – начала XX в.). Автореферат дисс. канд. М., 1998.
23.Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.
24.Роуленд Б. Искусство Запада и Востока. (Пер. с англ.). М., 1958.
25.Роули-Дж. Принципы китайской живописи (Пер. с англ.). М., 1989.
26.Соколов-Ремизов С. Н. Литература, каллиграфия, живопись. М.1986,
27.Стариков В. С. Материальная культура китайцев северо-восточных провинций КНР. М., 1967.
28.Сторожук А. Г. Введение в китайскую иероглифику. СПб, 2002.
29.Страна Хань. Очерки о культуре Древнего Китая. Л., 1959.
30.Стужина Э. П. Китайское ремесло в XVII - XVIII вв. М., 1970.
31.Сычев Л. П., Сычев В. Л. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. – М., 1975.
32.Терентьев-Катанский А.П. Иллюстрации к китайскому бестиарию. СПб., 2004.
33.Хван М. Ф. Структурный анализ китайских иероглифических знаков. Л., 1967.
34.Художественный образ и декоративность в искусстве Азии и Африки (Сб. статей). М., 1969.
35.Чжань Янь. Китайский костюм эпохи Мин : орнамент, декоратив. особенности и символика : автореф. дис. канд. искусствоведения / Чжань Янь ; Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова. – М., 2003. – 29 с.
Вопрос-ответ:
Какие ключевые детали и элементы присутствуют в китайском народном костюме?
Ключевые детали и элементы китайского народного костюма включают головные уборы, аксессуары, мифических животных и символику цвета. Головные уборы и аксессуары служат не только декоративной функции, но и имеют символическое значение.
В чем заключаются особенности народной одежды китайцев?
Особенности народной одежды китайцев проявляются в ее форме, крое и декоративных элементах. Она часто отображает культурные и исторические традиции Китая. Народная одежда китайцев также использует символические изображения, которые имеют глубокое значение.
Какая символика присутствует в головных уборах и аксессуарах китайского костюма?
Головные уборы и аксессуары китайского костюма имеют различные символические значения. Например, дракон на головном уборе может символизировать императорскую власть, просперитет и благополучие. Помпоны на кепке могут означать долголетие и счастье. Все эти символы играют важную роль в китайской культуре и обычаях.
Какие изображения мифических животных встречаются в китайском костюме?
В китайском костюме можно встретить изображения мифических животных, таких как драконы, фениксы и киты. Дракон обычно ассоциируется с императорской властью и является символом силы и просперитета. Феникс символизирует красоту и благородство, а кит - процветание и богатство.
Какая символика цвета присутствует в китайском костюме?
Цвет в китайском костюме имеет глубокую символику. Например, желтый цвет считается символом императорской власти и красного цвета - символом удачи, счастья и праздника. Черный цвет может означать власть и авторитет, а синий - спокойствие и гармонию.
Какие ключевые детали и элементы китайского костюма считаются символическими изображениями?
Ключевыми деталями и элементами китайского костюма, являющимися символическими изображениями, могут быть головные уборы, аксессуары, а также изображения мифических животных. Они играют важную роль в передаче символики и традиций китайского народа.
Какие особенности народной одежды китайцев можно выделить?
В народной одежде китайцев можно выделить несколько особенностей. Они включают искусство вышивки, использование различных тканей и материалов, а также использование символических изображений и цветов. Кроме того, китайская одежда отличается своей уникальностью и сильными традициями.
Какая символика присутствует в головных уборах и аксессуарах китайского костюма?
Головные уборы и аксессуары китайского костюма также несут символическую значимость. Например, головной убор в форме дракона или феникса олицетворяет власть и благосостояние. Аксессуары, такие как бусы или драгоценности, могут символизировать богатство и статус.
Какие изображения мифических животных могут присутствовать на китайском костюме?
На китайском костюме часто встречаются изображения мифических животных, таких как драконы, фениксы, змеи и черепахи. Дракон символизирует величие и силу, феникс - благополучие и любовь, змея - мудрость и долголетие, а черепаха - долголетие и стабильность.
Какую символику имеет цвет в китайском костюме?
Цвет в китайском костюме имеет свою символику. Например, красный цвет считается символом счастья и удачи, желтый - цветом императорской власти и благополучия, синий - символом неба и богатства, а зеленый - символом роста и гармонии. Каждый цвет имеет свое значение и может использоваться в разных контекстах и ситуациях.