Крещение Руси. Роль церкви в жизни Древнерусского государства.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Отечества
  • 22 22 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 20.10.2009
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1. Причины принятия христианства
2. Выбор веры
3. Ход и особенности христианизации Древней Руси
4. Церковная организация
5. Значение принятия хрстианства
Выводы:
Список литературы:

Фрагмент для ознакомления

Появляются первые русские книги, которые переводятся с греческого языка.
Церковное строительство способствовало развитию храмовой архитектуры и живописи.
Таким образом, христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению международных связей.









Выводы:
1. Формирование русской цивилизации. Христианство становится стержнем европейской цивилизации. Следовательно, выбор Владимира означал выбор дальнейшего цивилизационного развития всей древней Руси. Принятие византийского православия во многом способствовало развитию русской цивилизации, которая в последствии стало одной из разновидностью христианской европейской цивилизации.
2. Церковь и государство. Главной особенностью между христианством православного и католического образца было разное отношение между церковью и властью. Западная церковь соперничала с королевской властью, вступала с ней в различные соглашения, что создавало одну из предпосылок формирования общества. Православная же церковь исторически занимала подчиненное положение и не только не ограничивала, но укрепляла светскую власть, доказывая, например, ее божественное происхождение. В итоге это способствовало укреплению самодержавия.
3. Наука и вера. Православие ориентировала человека не на познание мира, а на его мистическое понимание, считая, что божественная сущность непознаваема и к ней можно лишь приблизиться через веру. Отсюда вытекало преобладание в русском национальном сознании мистического эмоционального, а не рационального отношения к действительности.
4. Личность и общество. Основу христианского учения составляет идея индивидуального «спасения», которое можно достигнуть путем проявления любви к ближнему и нравственное самосовершенствование.
В тоже время идея спасения в католическом христианстве исходила из того, что спасение человека зависит от его усилий и воли, и тем самым создавало духовные предпосылки для становления самоценной личности, достижение ею внутренней, а затем и внешней свободы. К тому же католичество более терпимо относилось к человеческим слабостям, воспринимало греховность как неотъемлемую часть человека. Цель жизни каждого человека заключалась в преодолении греха с помощью активной деятельности, направленной на благо других.
Православие более требовательно относилось к человеку, главным здесь выступает ориентация человека на духовное совершенствование, а внешнее обустройство жизни должно уходить на второй план. К тому же на Руси, в условиях сохранения общины, христианство воспринималось как учение, указывающее путь спасения для всего народа.
Следовательно, личность воспринималась, в первую очередь, как часть целого, призванная служить ему, жертвуя своими интересами. В итоге, в национальном сознании идея личности хотя и существовала, что отличало российскую цивилизацию от восточной, но получила иное развитие по сравнению с европейской.
5. Раскол – является основной чертой российской цивилизации в основе, которой лежит христианство. В дальнейшем под влиянием целого комплекса геополитических, природных, этнических, социально-экономических и исторических факторов различия между западной и русской цивилизациями усиливались. Особенно эта тенденция усилилась в годы монголо-татарского нашествия на Русь.
Таким образом, отличительной чертой с самого начала появления русской цивилизации раскол, главной особенностью которого были противоречивые черты, которыми обладали западная и восточная цивилизации.








Заключение
Крещение Руси было вызвано целым комплексом факторов: политических, социальных международных.
Стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство, могло быть достигнуто только введением единобожия. Введение единобожия могло узаконить авторитет единоличной княжеской власти.
Не маловажную роль играло и то , что принятие христианства ставило Древнюю Русь на один уровень с европейскими государствами.
Социальная неравность, а также изменяющиеся духовные запросы элиты общества создавали условия для перехода к более сложному мировоззрению, которое в некоторой степени обеспечивало христианство.
Выбор православной веры греческого образца имел объективные предпосылки. При принятии христианства учитывались как политические, международные факторы, так и социально-экономические и культурные связи Руси.
Постепенно языческие элементы вытеснялись из обыденной жизни и сознания славян, но многие из языческих традиций сохранялись длительное время.
Значение принятие христианства для развития древнерусского государства заключалось в следующем:
Укрепление власти князя:
Создание церковной организации:
Церковное просвещение и культура:
Таким образом, христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела, культуры, расширению международных связей.

Список литературы
Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953. – 569с.
Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1997. – 388с.
Ключевский В.О. История России: Статьи. – М.: АСТ; Астрель, 2003. – 463с.
Курс отечественной истории IX – XX вв.: Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Уч. пособие. / под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – 541с.
Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956.
Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «Наука», 1986. — 436с.
Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – 576с.
От Древней Руси к России нового времени: Сб. ст. / отв. ред. В.Л. Янин. – М.: Наука, 2003. – 511с.
Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999.
Повести и сказания Древней Руси: памятники литературы XI – XVII вв. в избранном переводе: Изборник. / Сост. Н.В. Понырко, под ред. Д.С. Лихачева. – М.; СПб.: Диля, 2001. – 1451с.
Рапов О.М. Русская церковь в 1Х - первой трети Х11 в. Принятие христианства. - 2-е изд. - М., 1998.
Россия. Хроника основных событий. IX – XX вв. / отв. сост. В.Ю. Афиани. – М.: РОССПЭН, 2002. – 894с.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.,1987.
Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. - М., 1980.
Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой. - М.: Правда, 1989.
Тихомиров М. Н. Древнерусские города. – Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 1956. – 474с.
Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. - М.: Высшая школа, 1966.


















Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – С.11

Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953.
Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
Рапов О.М. Русская церковь в 1Х - первой трети Х11 в. Принятие христианства. - 2-е изд. - М., 1998.
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1987.

Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – С. 94.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., Наука, 1987. – С. 197.
Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956, с. 73 -78; Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. М., 1980, с. 59 -65 (историография вопроса).
Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., Наука, 1987. – С. 213.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., Наука, 1987. - С.213.
Курс отечественной истории IX – XX вв.: Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Уч. пособие. / под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – С.24.

Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999. - с. 377-391.













20

Список литературы
1.Введение христианства на Руси. /Отв. ред. А.Д. Сухов. - М., 1987.
2.Греков Б.Д. Киевская Русь. – М.: Госполитиздат, 1953. – 569с.
3.Кабанов В.В. Источниковедение истории советского общества: курс лекций. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т., 1997. – 388с.
4.Ключевский В.О. История России: Статьи. – М.: АСТ; Астрель, 2003. – 463с.
5.Курс отечественной истории IX – XX вв.: Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Уч. пособие. / под ред. Л.И. Ольштынского. – М.: ИТРК, 2002. – 541с.
6.Левченко М. В. Очерки по истории русско-византийских отношений. - М., 1956.
7.Лихачев Д.С. Исследования по древнерусской литературе. — СПб.: Издательство «Наука», 1986. — 436с.
8.Любавский М.К. Русская история XVII – XVIII вв.: Уч. пособие. – СПб.: лань, 2002. – 576с.
9.От Древней Руси к России нового времени: Сб. ст. / отв. ред. В.Л. Янин. – М.: Наука, 2003. – 511с.
10.Панченко А. М. Русская история и культура: Работы разных лет. - СПб.: Юна, 1999.
11.Повести и сказания Древней Руси: памятники литературы XI – XVII вв. в избранном переводе: Изборник. / Сост. Н.В. Понырко, под ред. Д.С. Лихачева. – М.; СПб.: Диля, 2001. – 1451с.
12.Рапов О.М. Русская церковь в 1Х - первой трети Х11 в. Принятие христианства. - 2-е изд. - М., 1998.
13.Россия. Хроника основных событий. IX – XX вв. / отв. сост. В.Ю. Афиани. – М.: РОССПЭН, 2002. – 894с.
14.Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М.,1987.
15.Сахаров А. Н. Дипломатия древней Руси. - М., 1980.
16.Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С. С. Дмитриева; Комм. С. С. Дмитриева и Л. П. Дойниковой. - М.: Правда, 1989.
17.Тихомиров М. Н. Древнерусские города. – Изд. 2-е, доп. и перераб. - М., 1956. – 474с.
18.Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. - М.: Высшая школа, 1966.



Вопрос-ответ:

Какие были причины принятия христианства на Руси?

Одной из причин принятия христианства на Руси было стремление к укреплению и объединению государства. Крещение Руси создало основу для формирования централизованной вертикали власти и установления тесных связей с Византийской империей.

Каким образом происходила христианизация Древней Руси?

Христианизация Древней Руси происходила постепенно и включала в себя множество этапов. Она началась с активных контактов с Византией и ее культурой, а затем прошла через период проповедничества и крещения князей и их окружения. Впоследствии были введены церковные ритуалы и обряды, распространение христианства было активно поддерживаемою властью.

Какая роль церкви в жизни Древнерусского государства?

Церковь играла важную роль в жизни Древнерусского государства. Она была не только религиозным, но и политическим институтом, способствовала укреплению и объединению государства, влияла на формирование правовых и культурных норм. Церковные деятели занимали высокое положение в обществе и влияли на принятие решений на государственном уровне.

Какова была церковная организация на Древней Руси?

Церковная организация на Древней Руси основывалась на Византийском образце. Во главе церкви стоял митрополит, который назначался Патриархом Константинопольской церкви. Митрополиты руководили епархиями, которые были разделены на округи и епархиальные церкви. В каждом городе был свой кафедральный собор, возглавляемый епископом.

Какое значение принятия христианства имело для Древней Руси?

Принятие христианства имело огромное значение для Древней Руси. Оно в первую очередь стимулировало процессы централизации и укрепления государственности, способствовало развитию культуры и образования, активизировало внешние связи и торговлю. Принятие христианства также влияло на формирование русского самосознания и национальной идентичности.

Зачем Русь приняла христианство?

Принятие христианства Русью имело несколько причин. Во-первых, христианство давало возможность установления духовного и культурного единства с Европой, что имело большое значение для политического и экономического развития государства. Во-вторых, прием христианства позволял Руси укрепить свои дипломатические и торговые связи с государствами-соседями, такими как Византия и Западная Европа. Наконец, христианство предлагало новую этику и моральные ценности, которые могли способствовать укреплению общественного порядка и моральной стабильности.

Какое значение имело принятие христианства для Древнерусского государства?

Принятие христианства имело огромное значение для Древнерусского государства. Во-первых, оно способствовало укреплению единства Руси и формированию единой русской нации, что в свою очередь создало предпосылки для развития государственности. Во-вторых, христианство дало Руси новую и сильную морально-этическую основу, которая способствовала укреплению общественного порядка и правосудия. Кроме того, принятие христианства открыло для Руси доступ к культурным, научным и цивилизационным достижениям Византии и Западной Европы, что стимулировало развитие русской культуры, образования и науки.

Как проходила христианизация Древней Руси?

Христианизация Древней Руси проходила в несколько этапов. Первый этап был связан с приходом в Русь христианских миссионеров, таких как Кирилл и Мефодий, которые вносили культурно-образовательные и морально-этические изменения в общество. Второй этап был связан с принятием христианства князем Владимиром, который провозгласил христианство государственной религией Руси. Третий этап был связан с распространением и укоренением христианства среди населения и созданием церковной организации. В целом, христианизация Руси была длительным и сложным процессом, который затронул все сферы жизни общества.

Какое значение имело принятие христианства для древнерусского государства?

Принятие христианства имело огромное значение для древнерусского государства. Оно способствовало формированию единой иерархической системы власти, укреплению централизованного государственного управления, развитию грамотности и образования. Крещение Руси также способствовало установлению культурных и торговых связей с Западной Европой и Византией.

Как происходило христианизация Древней Руси?

Христианизация Древней Руси происходила в несколько этапов. Первоначально контакты с христианством установилися через торговые связи с Византией. Затем князь Владимир I принял крещение в 988 году и приказал крестить своих подданных. В результате было основано первое русское княжество - Киевская Русь, которая стала центром православия на востоке.

Какое значение имело христианство для развития культуры и образования в древнерусском государстве?

Принятие христианства способствовало развитию культуры и образования в древнерусском государстве. С появлением христианства начали появляться первые русские книги, которые переводились с греческого языка. Церковное строительство способствовало развитию храмовой архитектуры и живописи. Таким образом, христианство способствовало развитию грамотности, книжного дела и образования в древнерусском государстве.