Способы решения конфликтов среди студентов.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социальная психология
  • 30 30 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 07.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Способы решения конфликтов среди студентов

Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретический анализ проблемы поведения людей в конфликте
1.1. Конфликты и способы их решения
1.2. Психологические особенности студентов
Глава 2. Экспериментальное изучение способов разрешения конфликтов между студентами
2.1. Условия и методы проведения экспериментальной работы
2.2. Результаты изучения предпочитаемой студентами стратегии поведения в конфликте
Заключение
Литература
Приложение.

Фрагмент для ознакомления

К. Томас считает, что при избегании конфликта ни одна из сторон не достигает успеха; при таких формах поведения, как конкуренция, приспособление и компромисс, или один из участников оказывается в выигрыше, а другой проигрывает, или оба проигрывают, так как идут на компромиссные уступки. И только в ситуации сотрудничества обе стороны оказываются в выигрыше.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов 12 суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных сочетаниях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения (приложение 1).
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.

2.2. Результаты изучения предпочитаемой студентами стратегии поведения в конфликтной ситуации

В процессе изучения тенденций поведения испытуемых при разрешении конфликтных ситуаций выявлялась предпочитаемая стратегия поведения в конфликте. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Распределение в процентах испытуемых в зависимости от предпочитаемой стратегия поведения в конфликте
Стратегия % Соревнование 20 Приспособление 10 Компромисс 23 Избегание 17 Сотрудничество 30
Наглядно полученные результаты представлены на рисунке 1.
Рис.1. Распределение в процентах испытуемых в зависимости от предпочитаемой стратегии поведения в конфликте

Как видно на рисунке 1 наиболее предпочитаемая студентами стратегия поведения в конфликте – сотрудничество (30%). Сотрудничество реализуется тогда, когда участники ситуации приходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон.
На втором месте находится стратегия – компромисс (23%). Компромисс предполагает частичное удовлетворение интересов конфликтующих сторон.
На третьем месте в рассматриваемой иерархии находится стратегия – соревнование (20%). Соревнование (конкуренция) реализуется как стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Реже в качестве предпочитаемых стратегий поведения в конфликте студенты назвали избегание (17%) и приспособление (10%). Для избегания характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей. Приспособление означает, в противоположность соперничеству, принесение в жертву собственных интересов ради другого.
Заключение

Социально-психологический конфликт как предмет познания можно рассматривать с различных сторон. Но, даже внутриличностный конфликт — это чаще всего явление межличностных и групповых отношений. Функциональная роль конфликта обусловлена необходимостью и целесообразностью изменений в межличностных отношениях, в их иерархической структуре, статусе личности, социально-психологическом климате группы, ценностных ориентациях членов группы и т. п.
С точки зрения сущности этих отношений, конфликт есть проявление противоборства, т. е. активного столкновения принципов, мотивов, установок, эталонов поведения. С точки зрения целей, конфликт отражает желание людей утвердить свою позицию, их поступки, т. е. самоутвердиться. С точки зрения состояния межличностных отношений, конфликт представляет собой деструкцию этих отношений на эмоциональном, когнитивном, поведенческом уровне.
С приходом в новое учебное заведение студент попадает в новый коллектив. Такая особенность студенческой группы, как однородность возрастного состава (разница в возрасте обычно не более 5 лет), обуславливает возрастное сходство интересов, целей. Однако, основной вид деятельности студенческой группы –– учение, а факторы учебного сплочения слабее, чем производственные, поэтому порой сплоченный коллектив не складывается: каждый сам по себе. В процессе формирования коллектива у студентов могут возникать противоречия в межличностных отношениях с сокурсниками.
Целью нашего исследования было изучение способов разрешения конфликтов между студентами. Для достижения поставленной цели мы провели теоретический анализ проблемы поведения людей в конфликтных ситуациях, описали возрастные и социальные особенности студентов, эмпирически изучили стратегии поведения студентов в конфликте.
В начале исследования была выдвинута гипотеза о том, что наиболее часто используемой студентами стратегией поведения в конфликте является сотрудничество. В ходе экспериментальной работы были получены следующие результаты:
наиболее предпочитаемая студентами стратегия поведения в конфликте – сотрудничество (30%);
на втором месте у студентов находится стратегия – компромисс (23%).
на третьем месте в рассматриваемой иерархии у студентов находится стратегия – соревнование (20%);
реже в качестве предпочитаемых стратегий поведения в конфликте студенты назвали избегание (17%) и приспособление (10%).
На основе полученных результатов были сформулированы выводы:
студенты способны использовать различные стратегии поведения в конфликте в зависимости от психологических особенностей участников конфликтной ситуации;
наиболее предпочитаемый студентами способ решения конфликтов ориентирован на сотрудничество. Эта стратегия характеризуется тем, что студент стремится достигнуть нормализации отношений во мнениях с однокурсниками, пытается считаться с их интересами и привлечь их на свою сторону. При такой стратегии студенты признают право друг друга на собственное мнение и готовы его понять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза доказана.
Литература

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: 1996.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 1997. - 608 с.
Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М., 2003.
Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л., 1976.
Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М.: РАН, 1994.
Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М.: Стрингер, 1992.
Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 992 с.
Левин Курт, Разрешение социальных конфликтов. СПб, 2000.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318 с.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 1997. - 684 с.
Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М., 2002.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.
Приложение

Текст опросника описания поведения в конфликте К. Томаса

1 А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
1 Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба не согласны.
2 А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
2 Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
3 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4 А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
4 Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5 А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у другого.
5 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6 А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
6 Б. Я стараюсь добиться своего.
7 А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
7 Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
8 Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
9 А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
9 Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10 А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
10 Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11 А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
11 Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
12 Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
13 А. Я предлагаю среднюю позицию.
13 Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14 А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
14 Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15 А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
15 Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16 А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
16 Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17 А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
17 Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18 А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
18 Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19 А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
19 Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20 А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
20 Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21 А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям
другого.
21 Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22 А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
22 Б. Я отстаиваю свои желания.
23 А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
23 Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24 А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь
пойти навстречу его желаниям.
24 Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25 А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
25 Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
26 А. Я предлагаю среднюю позицию.
26 Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27 А Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
27 Б Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28 А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
28 Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29 А. Я предлагаю среднюю позицию.
29 Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30 А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
30 Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л., 1976.
Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2005. - 448 с.

Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М.: РАН, 1994.

Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 1997. - 684 с.

Левин Курт, Разрешение социальных конфликтов. СПб, 2000.
Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989.

Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: 1996.
Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: 1996.
Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М.: Стрингер, 1992.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318 с.
Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М., 2003
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 1997. - 608 с.
Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 992 с.
Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.
Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 1997. - 608 с.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 1997. - 684 с.
Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318 с.

Литература

1.Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: теория, история, библиография. - М.: 1996.
2.Грановская Р. М. Элементы практической психологии. - СПб: Свет, 1997. - 608 с.
3.Гришина Н. В. Психология конфликта: Хрестоматия. СПб.: Питер, 2005. - 448 с.
4.Дарвиш О. Б. Возрастная психология. М., 2003.
5.Дружинин В.В. и др. Введение в теорию конфликта. М., 1989.
6.Ершов А.А. Личность и коллектив: межличностные конфликты в коллективе и их разрешение. - Л., 1976.
7.Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов. - М.: РАН, 1994.
8.Кон И. С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989. – 255 с.
9.Корнелиус X., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. - М.: Стрингер, 1992.
10.Крайг Г. Психология развития. – СПб: Питер, 2001. – 992 с.
11.Левин Курт, Разрешение социальных конфликтов. СПб, 2000.
12.Лучшие психологические тесты для профотбора и профориентации (описание и руководство к использованию) / Под ред. А. Ф. Кудряшова. - Петрозаводск: Петроком, 1992. - 318 с.
13.Майерс Д. Социальная психология. - СПб: Питер, 1997. - 684 с.
14.Мухина В. С. Возрастная психология. М., 1997.
15.Психология человека от рождения до смерти. Под ред. А. А. Реана., М., 2002.
16.Эриксон Э. Идентичность: Юность и кризис. М., 1996.

Вопрос-ответ:

Какие способы разрешения конфликтов между студентами существуют?

Существует несколько способов разрешения конфликтов между студентами: коммуникация и диалог, поиск компромисса, использование третьей стороны для посредничества, применение конфликтологических методик и т.д.

Как психологические особенности студентов влияют на разрешение конфликтов?

Психологические особенности студентов, такие как индивидуальный опыт, эмоциональная стабильность, уровень самооценки и т.д., могут влиять на их способность эффективно разрешать конфликты. Например, студенты с высоким уровнем самооценки могут быть более уверенными и способными искать компромиссы в ситуациях конфликта.

Какое исследование проводилось по способам разрешения конфликтов между студентами?

В исследовании были изучены предпочитаемые студентами стратегии поведения в конфликте. Для этого были проведены эксперименты, в ходе которых студентам предлагались различные ситуации конфликта, а затем они выбирали определенные стратегии поведения.

Какие условия и методы проведения экспериментальной работы использовались в исследовании?

В исследовании использовались различные условия и методы проведения экспериментальной работы. Студентам предлагались разные ситуации, в которых они могли выбрать определенные стратегии поведения. Были проведены как групповые, так и индивидуальные эксперименты.

Какие результаты получены в исследовании предпочитаемых стратегий поведения студентами в конфликте?

В результате исследования выяснилось, что студенты предпочитают использовать разные стратегии поведения в конфликтных ситуациях. Некоторые студенты предпочитают конфронтацию и соперничество, в то время как другие предпочитают поиск компромисса или использование посредника.

Какие способы решения конфликтов среди студентов существуют?

Существует несколько способов решения конфликтов среди студентов. Одним из таких способов является поиск компромисса, когда обе стороны идут на встречу друг другу и находят среднее решение. Другой способ - использование позитивной коммуникации, когда студенты общаются открыто и искренне, излагают свои точки зрения и ищут взаимопонимание. Также можно использовать третейское судейство, когда третья нейтральная сторона помогает урегулировать конфликт.

Какие психологические особенности студентов влияют на решение конфликтов?

У студентов есть некоторые психологические особенности, которые могут влиять на их способ решения конфликтов. Например, студенты могут быть склонны к агрессивному поведению или наоборот, избегать конфликтов. Также влиять на решение конфликта могут студенческие ценности и убеждения, которые формируются в процессе обучения.

В чем заключаются результаты экспериментального изучения способов разрешения конфликтов между студентами?

Результаты экспериментального изучения способов разрешения конфликтов между студентами показали, что наиболее предпочтительным способом является поиск компромисса. Такой способ позволяет студентам найти общее решение, которое устраивает обе стороны конфликта.

Какие методы использовались при проведении экспериментальной работы по изучению способов разрешения конфликтов среди студентов?

В экспериментальной работе использовались различные методы, такие как анкетирование и наблюдение. Студентам предлагалось заполнить анкету, в которой они могли указать предпочитаемый ими способ решения конфликтов. Также проводилось наблюдение за студентами во время конфликтных ситуаций, чтобы выявить особенности их поведения.

Какие способы решения конфликтов среди студентов существуют?

Существует несколько способов решения конфликтов среди студентов. Один из них - это общение и диалог, где стороны могут высказать свои точки зрения и поискать общее решение. Также можно применять позитивные методы, такие как командная работа или коллективные игры, чтобы способствовать взаимопониманию и сотрудничеству. Кроме того, важно осознавать свои эмоции и уметь контролировать их, чтобы избежать эскалации конфликта.

Какие психологические особенности студентов могут повлиять на разрешение конфликтов?

У студентов могут быть различные психологические особенности, которые могут влиять на разрешение конфликтов. Например, некоторые студенты могут быть более конфликтными и иметь агрессивное поведение, в то время как другие могут быть более миролюбивыми и предпочитать избегание конфликтов. Кроме того, у студентов может быть разный уровень коммуникативных навыков, что также может повлиять на способность эффективно решать конфликты.