Оценка качества рабочей силы, обращающейся по вопросам трудоустройства в службу занятости (кадровые агентства)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Рынок труда
  • 37 37 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 10.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ, РАБОЧЕЙ СИЛЫ, КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ. ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НА РЫНКЕ ТРУДА
1.1 Рынок труда: понятия и определения
1.2 Основные принципы работы кадровых агентств
1.3 Современные требования к качеству рабочей силы
2. ОЦЕНКА КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ, ОБРАЩАЮЩЕЙСЯ ПО ВОПРОСАМ ТРУДОУСТРОЙСТВА В КАДРОВЫЕ АГЕНТСТВА ГОРОДА САНКТ – ПЕТЕРБУРГА
2.1 Краткий анализ общей ситуации на рынке труда г. Санкт – Петербурга по итогам 2007 г.
Структура зарегистрированных безработных
2.2 Анализ качества рабочей силы на современном рынке труда
2.3 Причины дефицита квалифицированной рабочей силы и меры по его устранению
3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РАБОЧЕЙ СИЛЫ
3.1 Профессиональное обучение безработных граждан – основа повышения конкурентоспособности на рынке труда
Срок обучения
3.2 Профилирование безработных
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

Фрагмент для ознакомления

Основной задачей профессионального обучения является повышение конкурентоспособности и профессиональной мобильности безработных граждан с целью последующего трудоустройства и социальной защиты в трудовой сфере посредством предоставления безработным гражданам возможности получить новую профессию или повысить квалификацию по уже имеющейся профессии (специальности).
Высокая конкурентоспособность и профессиональная мобильность граждан, прошедших профессиональное обучение, способствуют снижению дисбаланса между спросом и предложением рабочей силы и значительно повышают качество и трудовой потенциал рабочей силы региона с целью обеспечения предприятий и организаций квалифицированными рабочими и специалистами.
Государство гарантирует безработным гражданам бесплатное получение услуг по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации по направлению органов службы занятости.
Право в приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации имеют:
безработные инвалиды,
безработные граждане по истечении шестимесячного периода безработицы,
граждане, уволенные с военной службы,
жены (мужья) военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы,
выпускники общеобразовательных учреждений,
граждане, впервые ищущие работу (ранее не работавшие) и при этом не имеющие профессии (специальности).
В период прохождения профессионального обучения гражданам, направленным на обучение органами службы занятости, выплачивается стипендия в соответствии со статьей 29 Федерального закона «О занятости населения в Российской Федерации»:
Гражданам, направленным органами службы занятости на профессиональное обучение, стипендия начисляется с первого дня их обучения.
При необходимости органы службы занятости могут оплачивать стоимость проезда (до места обучения в другую местность и обратно) и расходы, связанные с проживанием граждан, направленных органами службы занятости, на профессиональное обучение в другую местность.
Профессиональное обучение безработных граждан включает в себя:
- подготовку,
- переподготовку,
- повышение квалификации,
- обучение вторым (смежным) профессиям,
- стажировку.
Подготовка (первоначальное обучение) рабочих - предназначена для лиц, не имеющих профессии, желающих приобрести профессию и трудиться по этой профессии.
Переподготовка (переобучение) рабочих и специалистов - обучение граждан новым профессиям (специальностям), в том случае, если службой занятости не может быть предложена подходящая работа по имеющимся у них профессиям (специальностям), либо ими утрачена способность к выполнению работы по этим профессиям (специальностям).
Обучение вторым (смежным) профессиям - осуществляется в том случае, если трудоустройство на новом месте требует от граждан умения работать по нескольким профессиям.
Повышение квалификации рабочих и специалистов - проводится в целях совершенствования знаний, умений и навыков по имеющимся у граждан профессиям (специальностям), повышения роста профессионализма и компетентности, освоения новых функциональных обязанностей, особенностей предстоящей трудовой деятельности, освоения новых информационных технологий и т.д.
Профессиональное обучение безработных граждан осуществляется по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, под конкретные рабочие места по заявкам работодателей, (в том числе и на условиях софинансирования), а также по профессиям, способствующим развитию предпринимательства и малого бизнеса.
Стажировка проводится с целью формирования и закрепления на практике профессиональных знаний, умений и навыков, полученных в результате теоретической подготовки. Стажировка осуществляется также в целях изучения передового опыта, приобретения профессиональных и организаторских навыков для выполнения служебных обязанностей.
Проводится профессиональное обучение безработных граждан на основе долгосрочных и разовых договоров на базе образовательных учреждений различных форм собственности, прошедших конкурсный отбор на размещение заказов на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
В таблице 7 автор привел список наиболее востребованных профессий в плане профессионального обучения в 2009 году.
Таблица 7
Перечень приоритетных профессий рабочих и специалистов для организации профессионального обучения безработных граждан в 2009 г.
Наименование профессий Срок обучения
(месяц) Инженер по проектно-сметной документации 4 Инструктор по вождению 2 Мастер общестроительных работ (каменщик) 3 Медицинская сестра (повышение квалификации) 2 Монтажник внутренних сантехнических и вент.систем и узлов (слесарь-сантехник) 3 Облицовщик-плиточник 3 Обувщик 4 Озеленитель 4 Оператор ЭВМ ( с изучением 1С торговля и склад) 2 Повар 4 Парикмахер 4 Продавец широкого профиля 3 Слесарь-инструментальщик 4 Слесарь-электрик по ремонту электрооборудования (автоэлектрик) 3 Стропальщик 1 Токарь 4 Фрезеровщик 4 Швея 4 Электрогазосварщик 3

3.2 Профилирование безработных

В условиях возникшего дефицита квалифицированной рабочей силы все большее значение приобретают качество и быстрота помощи, оказываемой ищущим работу со стороны службы занятости. Для этого необходимо четко дифференцировать безработных по социально-психологическим группам (проводя так называемое профилирование безработных исходя из их потенциала трудоустройства и степени мотивации трудовой деятельности), предусмотрев для каждой из них конкретные виды помощи со стороны АК.
Во многих странах Запада подобное профилирование достаточно широко применяется для того, чтобы быстрее подыскать работу гражданам, стремящимся получить ее, и отделить их от лиц малоперспективных с точки зрения трудоустройства.
При профилировании безработных специалистам АК уже в процессе приема, регистрации, профориентации, и т.д. необходимо определить их профессиональную востребованность на рынке труда, степень мотивации к трудовой деятельности и включить в соответствующую социально-психологическую группу. А далее - подбирать мероприятия, наиболее эффективные для работы с каждой из этих групп.
В ходе проведения профилирования может быть применен один из трех методов:
«формальный», основанный на анализе совокупности анкетных социально-демографических данных о безработном;
«независимых характеристик», отражающий мнение специалистов службы занятости или кадрового агентства о перспективах трудоустройства конкретного безработного;
«комбинированный», объединяющий оба метода и позволяющий достаточно достоверно выявить потенциал трудоустройства безработного.
Стандартная анкета включает сведения об образовании, профессии, уровне квалификации, возрасте, причине увольнения, периодичности изменения видов занятости, смене рабочих мест, длительности перерыва в работе, частоте обращений в службу занятости и др. Важное дополнение к этому перечню - востребованность профессии безработного на рынке труда.
Степень же мотивации к трудовой деятельности, отражающая психологическое состояние человека, определяется специалистами службы занятости методом или КА «независимых характеристик» в процессе общения с ищущим работу.
Автору данной курсовой работы представляется, что наиболее эффективный метод дифференциации безработных – «комбинированный», который обеспечивает учет как объективных (статистических) данных, так и экспертных оценок социально-психологических характеристик личности безработного.
Процедура профилирования включает ряд этапов, дающих возможность уточнять группу, учитывать изменения психологического состояния безработного.
В результате первичного профилирования каждый из обратившихся в СЗ или КА попадает в одну из трех социально-психологических групп:
«А» - имеющие высокий потенциал трудоустройства, готовые приступить к работе в достаточно короткий срок. Длительность их безработицы обычно не превышает одного месяца;
«Б» - лица со средним потенциалом трудоустройства, в целом готовые к трудовой деятельности, но испытывающие сложности в поиске работы. Продолжительность их незанятости - не более четырех месяцев;
«В» - все остальные с низким потенциалом трудоустройства, не готовые немедленно приступить к работе. Это, как правило, будущие длительно безработные (состоящие на учете более четырех месяцев).
Помощь со стороны агентств гражданам из группы «А» заключается прежде всего в приоритетном предоставлении комплекса необходимых услуг по содействию в поиске рабочего места (профориентационные услуги, профобучение, субсидии для организации собственного дела, создание дополнительных, в том числе специализированных, рабочих мест и др.).
Для лиц с ослабленной мотивацией к трудовой деятельности (группа «Б») необходимы иные меры: с одной стороны, усиливающие мотивацию к труду, а с другой - повышающие потенциал трудоустройства (психологическая поддержка, информация о состоянии рынка труда, об имеющихся вакансиях, включение в профориентационные программы такие например, как, «Клуб ищущих работу», «Молодежная практика», направление на квотируемые рабочие места, привлечение на гарантированные собеседования и ярмарки вакансий рабочих и учебных мест).
Для граждан из группы «В», с низким потенциалом трудоустройства и мотивацией к труду, важны в первую очередь психологическая поддержка, вовлечение в профориентационные программы, направление на общественные работы…
Заключение
В данной работе рассматривается распространенность дефицита квалифицированного труда и некоторые порождающие его факторы. Эмпирической основой анализа явлются данные анализа, проведенного Левада Центром в 2007 году.
Данные обследования рисуют картину почти тотального дефицита человеческого капитала, то есть нехватки людей, обладающих необходимыми знаниями, квалификацией и навыками. Дефицит квалифицированных кадров в значительной мере декларируется и предприятиями.
Ограниченность предложения квалифицированного наемного труда, по мнению автора, связана в значительной мере с качеством подготовки. Как показывает опыт наиболее эффективных предприятий, успешно решающих проблему дефицита рабочих кадров, по возможности минуя систему среднего и начального профессионального образования, работодатели все менее надеются на ресурсы образовательной системы. И именно это отражает мнение работодателей о недостатке предложения квалифицированной рабочей силы, которое не стоит оценивать как «ложное», в том числе и потому, что оно подкрепляется поведением самих наемных работников, ориентирующихся в сложившихся условиях на максимальный, высший уровень профессионального образования.
Исходя из вышеизложенного в третьей главе были предложены такие пути повышения качества рабочей силы на современном рынке труда, как профессиональное обучение безработных граждан, а также их профилирование в зависимости от различных социально – экономических характеристик.
Автор считает, что грамотный подход сотрудников, как служб занятости, так и кадровых агентств, а также целенаправленная работа государства в этом направлении, помогут в скором времени решить проблему низкого качества рабочей силы и тем самым дадут новый виток развитию экономики страны.
Библиографический список:

Закон РФ « О занятости населения»
Государственная программа «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации в 1999 -2009 г.г.»
Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Капелюшников Р.Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2001.
Полетаев А. «Эффективность функционирования российского рынка труда». Препринт WP3/2003/06. Серия «Проблемы рынка труда», ГУ-ВШЭ, 2006.
В.Гимпельсон, Р.Капелюшников и Т.Ратникова. Страх безработицы и гибкость заработной платы в России, Экономический журнал Высшей школы экономики, Том 7, No.3, 2005.
Н. Бондаренко «Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников»// Общество и экономика, 2008, №3
Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: Недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? // Препринт WP3/2004/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
Гудков Л. и др. Образование в России: Привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения: Данные, анализ, дискуссии. 2006. № 1 (69).
Липатова М. Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом // Социологические исследования. 2003. № 12
Обзор рынка труда г. Санкт – Петербурга// Социологические исследования. 2008. № 5.
Опрос представителей кадровых агентств и работодателей г. Санкт – Петербурга, проведенный Левада Центром в 2007 г.// Социологические исследования. 2007, № 11.


Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Закон РФ « О занятости населения»
Закон РФ « О занятости населения»
Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
Капелюшников Р.Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2001
Н. Бондаренко «Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников»// Общество и экономика, 2008, №3.
Составлено автором по данным Обзора рынка труда г. Санкт – Петербурга// Социологические исследования. 2008. № 5
Информационной базой исследования стал опрос работодателей ряда отраслей российской экономики, проведенный Левада-Центром в 2007 г. Подробное описание методики и организации опроса, выборки исследования изложено в статье Н. Бондаренко "Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников"
Составлено автором по результатам исследования, проведенного Левада –центром в 2007 г.
Составлено автором по результатам исследования, проведенного Левада –центром в 2007 г.
Составлено автором по результатам исследования, проведенного Левада Центром в 2007 г.
Составлено автором по результатам исследования, проведенного Левада –центром в 2007 г.
Составлено автором по результатам исследования, проведенного Левада –центром в 2007 г.
Гудков Л. и др. Образование в России: Привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения: Данные, анализ, дискуссии. 2006. № 1 (69).
Закон Российской Федерации - О занятости населения в Российской Федерации- ст. 23
Н. Бондаренко «Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников»// Общество и экономика, 2008, №3













9

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Закон РФ « О занятости населения»
2.Государственная программа «Основные направления государственной молодежной политики в Российской Федерации в 1999 -2009 г.г.»
3.Адамчук В.В., Ромашов О.В. и др. Экономика и социология труда: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2002.
4.Капелюшников Р.Российский рынок труда: адаптация без реструктуризации. М., Изд-во ГУ-ВШЭ, 2001.
5.Полетаев А. «Эффективность функционирования российского рынка труда». Препринт WP3/2003/06. Серия «Проблемы рынка труда», ГУ-ВШЭ, 2006.
6.В.Гимпельсон, Р.Капелюшников и Т.Ратникова. Страх безработицы и гибкость заработной платы в России, Экономический журнал Высшей школы экономики, Том 7, No.3, 2005.
7.Н. Бондаренко «Запросы работодателей к качеству профессиональной подготовки работников»// Общество и экономика, 2008, №3
8.Гимпельсон В.Е. Дефицит квалификации и навыков на рынке труда: Недостаток предложения, ограничения спроса или ложные сигналы работодателей? // Препринт WP3/2004/01. М.: ГУ-ВШЭ, 2008.
9.Гудков Л. и др. Образование в России: Привлекательность, доступность, функции // Вестник общественного мнения: Данные, анализ, дискуссии. 2006. № 1 (69).
10.Липатова М. Е. Особенности карьерных продвижений за рубежом // Социологические исследования. 2003. № 12
11.Обзор рынка труда г. Санкт – Петербурга// Социологические исследования. 2008. № 5.
12.Опрос представителей кадровых агентств и работодателей г. Санкт – Петербурга, проведенный Левада Центром в 2007 г.// Социологические исследования. 2007, № 11.


Вопрос-ответ:

Какие основные понятия связаны с безработицей?

Основные понятия, связанные с безработицей, включают понятие рабочей силы, качества рабочей силы, принципы работы на рынке труда.

Какие принципы работы кадровых агентств?

Основные принципы работы кадровых агентств включают поиск и подбор персонала, проведение собеседований, оценку качества рабочей силы, установление контактов с работодателями и соискателями работы.

Каковы современные требования к качеству рабочей силы?

Современные требования к качеству рабочей силы включают профессиональные навыки и компетенции, образование, опыт работы, коммуникативные и межличностные навыки, адаптивность и гибкость в изменяющихся условиях рынка труда.

Как происходит оценка качества рабочей силы в кадровых агентствах города Санкт-Петербурга?

Оценка качества рабочей силы в кадровых агентствах города Санкт-Петербурга проводится через анализ профессиональных навыков и компетенций, проверку образования и опыта работы кандидатов, а также проведение собеседований и тестирований.

Что такое рабочая сила?

Рабочая сила - это активное население, способное и готовое к работе.

Что такое безработица?

Безработица - это состояние, когда часть рабочей силы не имеет постоянного или временного трудового занятия.

Какие принципы работы кадровых агентств?

Основные принципы работы кадровых агентств включают подбор персонала в соответствии с требованиями работодателей, предоставление информации о вакансиях и условиях работы, оказание консультационных услуг по вопросам трудоустройства.

Какие требования предъявляются к качеству рабочей силы?

Современные требования к качеству рабочей силы включают наличие профессиональных навыков и знаний, адаптивность к изменениям на рынке труда, коммуникативные и организационные навыки, а также способность к обучению и развитию.

Как осуществляется оценка качества рабочей силы, обращающейся в кадровые агентства Санкт-Петербурга?

Оценка качества рабочей силы в кадровых агентствах Санкт-Петербурга проводится путем анализа профессиональных компетенций и опыта соискателей, а также с помощью проведения собеседований и тестирования.

Что такое безработица?

Безработица - это состояние, при котором люди, способные и готовые работать, не имеют работы и активно ищут ее.