Ресурсы социальной мобильности и самооценка жизненных перспектив социально неблагополучными детьми

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Социология общая
  • 83 83 страницы
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 25.06.2011
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение
Глава 1. Социальная мобильность и категория социально неблагополучных детей в РФ
1.1.Социальная мобильность: формы, принципы, каналы, ресурсы
1.2.Социально – неблагополучные дети в современной России и их социальные проблемы
1.3.Факторы возникновения категории неблагополучных детей
1.4.Самооценка и ценностные ориентации социально – неблагополучных детей
Глава 2. Исследование ресурсов социальной мобильности, самооценки и жизненных перспектив социально – неблагополучных детей в г. Екатеринбурге
2.1. Организация исследования ресурсов социальной мобильности, самооценки и жизненных перспектив социально – неблагополучных детей: методология, условия, инструментарий
2.2. Результаты исследования ресурсов социальной мобильности, самооценки и жизненных перспектив социально – неблагополучных детей в г. Екатеринбурге
2.3. Анализ результатов исследования ресурсов социальной мобильности, самооценки и жизненных перспектив социально – неблагополучных детей в г. Екатеринбурге
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Воспитатель даже уже разговаривала с заведующей о возможности посещения мальчиком художественной школы. На уроках Юра старается полностью выполнять указания учителей. Получается не всегда, но мальчик очень усидчив и старателен. Учителя его часто хвалят. Проблем педагогам и ученикам не доставляет. Пока занимается по специальной коррекционной программе. Воспитатели и педагоги очень позитивно оценивают будущее Юры. Воспитатель считает, что из мальчика выйдет толк однозначно. Возможно ему даже удастся осуществить свою мечту и стать художником.
3. По результатам беседы с воспитателем Ани Ю.: Девочка очень социально – активна и общительна. Не имеет выраженных отклонений в психологическом развитии, которое соответствует возрасту. Хорошо учится. Не доставляет проблем педагогам и ученикам, что обуславливает отсутствие необходимости применения к ней специальных методов воспитания и обучения. Воспитатель очень позитивно оценивает будущее Ани.
4. По результатам беседы с воспитателем Андрея Р.: Проявляет признаки агрессии по отношению к сверстникам и взрослым. Была попытка побега из детского дома. Имеются явные признаки деривации, дезадаптации и стрессового состояния. В основном в школе мальчик получает удовлетворительные оценки и значительных успехов не делает. Педагогам часто приходится применять к нему особый подход в обучении, заниматься индивидуально. При этом Андрей проявляет интерес к внеклассным занятиям, в частности занятиям в мастерской, где он занимается резьбой по дереву. Данное занятие всячески поощряется педагогами, которые оценивают будущее мальчика в целом позитивно, списывая его агрессию на неудачный опыт опеки, который в будущем возможно сгладится, особенно при том, что с мальчиком активно работает штатный психолог.
5. По результатам беседы с воспитателем Алексея Т.: Лидер в группе, но имеет проблемы в общении со взрослыми. Ко взрослым настроен агрессивно. Предпочитает общаться с представителями своего пола. Имеет неуспеваемость по некоторым предметам в школе, в основном гуманитарного характера. Делает определенные успехи в математике. Проблемы педагогам доставляет в основном при нарушении дисциплины. Малик склонен демонстрировать свое неуважительное отношение ко взрослым. При всем этом воспитатель не считает, что у мальчика может не сложиться его будущее и рассчитывает, что подобное поведение является временной чертой характера подросткового максимализма.
6. По результатам беседы с классным руководителем Анатолия С.: мальчик плохо учится, не успевает по всем предметам. Ведет себя агрессивно к большинству взрослых и сверстников. В классе считается «изгоем» и учителя предпочитают лишний раз не трогать проблемного ученика. С одноклассниками практически не общается. Часто вступает в драки. Школу посещает крайне нерегулярно, отказывается от посещения штатного психолога. Учителя и ученики часто подозревают мальчика в мелких кражах. В общем, педагог очень негативно оценивает Анатолия и его будущее, а так же находит присутствие мальчика в своем классе обременительным.
7. Беседа с классным руководителем Дениса П.: Мальчик проявляет минимальную агрессию по отношению к окружающим сверстникам и взрослым. Он вполне дружелюбен, не смотря на то, что воспитывается в очень трудных условиях. Однако педагоги в школе настроены по отношению к нему негативно, в основном из-за недовольства родителей по поводу обучения их детей в одном классе с малолетним правонарушителем. Правонарушения мальчика связаны с мелкими кражами без применения насилия. Не смотря на позитивную оценку характера мальчика педагог оценивает будущее мальчика негативно. Он отмечает, что мальчик имеет острую склонность к девиантности, связанную с чувством азарта.
8. Беседа с классным руководителем Сашы Т.: Мальчик имеет проблемы с обучением, замкнут, социально дезадаптирован, имеет признаки стрессового состояния. Со сверстниками и одноклассниками общается очень мало. Занимается в кружке авиамоделистов. В целом не доставляет проблем педагогам и сверстникам в процессе обучения. Учителя вынуждены заниматься с мальчиком дополнительно. Классный руководитель позитивно оценивает будущее мальчика, даже с учетом того, что он ярко выраженный интроверт. Однако отмечает, что ее попытки полноценно включить мальчика в коллектив пока не увенчались успехом, не смотря на то, что периодически мальчик испытывает удовольствие при общении со сверстниками и его настроение значительно поднимается. Ученики в классе относятся к Саше положительно, чему значительно способствует политика учителей.
9. Беседа с работником детской комнаты полиции о Семене Г.: Мальчик связан с криминальной компанией малолетних правонарушителей, систематически употребляет алкоголь. Имеет проблемы в обучении. Школу посещает очень редко, оставался на второй год. Имеет выраженную агрессию в отношении благополучных сверстников. Правонарушения связаны с мелкими разбоями и причинениями физического вреда своим сверстникам. Правонарушения Семен совершает по двум причинам – добывает средства для употребления алкоголя и развлечений, а так же мстит более благополучным, чем он людям. Работник детской комнаты считает, что мальчика уже не удастся исправить. Во всяком случае на данном этапе и в ближайшем обозримом будущем он отправится в места заключения.
10. Беседа с работником детской комнаты полиции об Антоне М.: Мальчик связан с криминальной компанией малолетних правонарушителей, что и Семен, систематически употребляет алкоголь. Работник детской комнаты характеризует мальчика, как ярко выраженного девианта, со склонностью к агрессии. Он отмечает, что Антон получает удовольствие от возможности нарушать закон. Его кумирами являются криминальные авторитеты, на которых он стремится быть похожим. На данном этапе развития работник детской комнаты не видит в будущем мальчика положительной перспективы.
Таким образом, необходимо отметить, что окружающие взрослые так же могут играть значительную роль в формировании самооценки ребенка и программировать его стратегии поведения. В общем и целом, необходимо заметить, что воспитатели детского дома гораздо более позитивно оценивают возможности своих воспитанников и стараются сгладить негативные черты, препятствующие полноценной социальной адаптации и сформировать у воспитанника установку на успех. Одновременно с этим педагоги школы оценивают проблемных детей негативно, особенно если те имеют агрессивные формы поведения и нарушают педагогический процесс. Своим поведением и отношением к подросткам они напротив, дают установку на неудачу и отсутствие успеха, занижая самооценку ученика. Работники детской комнаты в сравнении с ними оценивают свих подопечных на данный момент, и не сбрасывают со счетов окончательно, в будущем надеясь на исправление.


2.3. Анализ результатов исследования ресурсов социальной мобильности, самооценки и жизненных перспектив социально – неблагополучных детей в г. Екатеринбурге

Таким образом, исходя из результатов исследования возможно определить ресурсы социальной мобильности в их прямой взаимосвязи с самооценкой жизненных перспектив. У социально – неблагополучных детей особенности психического развития проявляются главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в особенностях образа «Я» (в отношении к себе и представлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах социально – неблагополучных детей); особенностях формирования психологического пола и многом другом.
Ребенка, воспитывающего в детском доме, характеризует особая внутренняя позиция, выражающая в слабой ориентированности на будущее, связанностью лишь с актуальной, конкретной жизнедеятельностью; конфликтностью системы требований, предъявляемой к образцам мужественности и женственности; ориентированность в отношении к себе на оценку окружающих, а не на собственную самооценку (как это отмечается у детей из семьи); размытость и неясность образа «Я». Этот образ развивается у детей из детского дома медленнее и иначе, чем у их сверстников из семьи.
Ряд особенностей проявляется у социально – неблагополучных детей в системе их взаимоотношений с окружающими людьми. Эти отношения связаны с определенными свойствами личности этих детей. Так, к 10-11 годам у детей устанавливаются отношения к взрослым и сверстникам, основанные на их практической полезности для ребенка, формируется способность «не углубляться в привязанности», поверхностность чувств, моральное иждивенчество (привычка жить по указке). Отмечается осложнение в становлении самосознания (переживание своей ущербности, ненужности). Значительно возрастают трудности в овладении учебным материалом, что осложняется грубыми нарушения дисциплины. Последнее выражается в уходах (побегах) детей, бродяжничестве, воровстве, употреблении спиртных напитков, другими формами делинквитного поведения.
Становление самосознания у социально – неблагополучных детей так же имеет свою специфику. У воспитанников детского дома наблюдается более низкий уровень развития самооценки, ее неустойчивость, зависимость от мнения других. Для большинства социально – неблагополучных детей характерна заниженная самооценка, инверсия образа «Я». Они отрицательно оценивают свою личность в целом. Большой процент социально – неблагополучных детей воспринимает отношение к себе других людей как критическое, то есть они проецируют свое отношение к себе на отношение к себе других людей. У социально – неблагополучных детей выше уровень агрессивности, тревожности и враждебности.
В оценке себя дети из семьи ориентированы больше на нравственные качества, тогда как дети из детского дома ценят себя в основном за успехи-неуспехи в учебной деятельности и поведения. Можно предположить, что это связано с сильной потребностью детей детского дома в признании со стороны взрослого, а быстрее всего этого можно добиться во «внешне заметной» деятельности - учебе, поведении, в то время как способность помогать кому-то, сопереживать, умение понять другого не всегда могут быть адекватно оценены взрослыми в детском доме. В семье же родители чаще ориентируют детей именно на проявление нравственных качеств. Однако, в случае социального неблагополучия происходит обратный процесс. Родители не ориентируют детей на нравственность и более того, подают дурной пример своими действиями, а учителя не пытаются корректировать данные проявления, воспринимая учеников как обузу в педагогическом процессе и задавая детям подобную же установку. В результате ребенок не нацелен не на нравственность, ни на учебу. Он начинает искать поддержку в группах сверстников, часто имеющих деструктивную структуру.
Социально – неблагополучные дети характеризуются упрощенным, некритичным отношением к себе, их отличает меньшее приятие себя и неуверенность в себе. Отмечается, что у большинства испытуемых отмечается психологическая усталость. Это, по видимому, связано с постоянным напряжением их жизни, с тем, что они практически никогда не знают чего ожидать от будущего, редко могут делать самостоятельный выбор или принимать значимые решения. Поведение детей в детском доме при этом четко регламентировано, что так же накладывает отпечаток. Эта твердая регламентация поведения значительно ослабляет у воспитанников необходимость в самостоятельной организации своей жизни, работы, распределении времени (и не развивает этих навыков), что приводит к недостаточному развитию эмоционально-волевых качеств и затрудняет их социальную адаптацию после выпуска из детского дома.
Обобщая данные исследования по выявлению самооценки жизненных перспектив у социально – неблагополучных подростков, живущих в семье и воспитанников детского дома, можно отметить, что у последних: преобладает общая самооценка над самооценкой характера, то есть наблюдается одноплановая нерасчлененная модель собственного внутреннего мира; в самооценке преобладает ориентация на мнение окружающих; характерна приземленность, бедность ценностей и идеалов, связанных с повседневной жизнью и проблемами ближайшего окружения. Дети, живущие в семье отличаются незначительно.
Все эти данные, а так же наличие большого числа высказываний, типичных по некоторым важным категориям в процессе интервью, позволяют сделать вывод об отставании в развитии образа «Я» и его значимости жизненной перспективе социально – неблагополучных детей.
Однако эта особенность не исчерпывает всей специфики развития самооценки жизненных перспектив у социально – неблагополучных детей.
Выявлены следующие особенности самооценки жизненных перспектив социально – неблагополучных детей:
1. значимость дружеских связей, описание себя как друга и своего умения понимать других людей, слабая выраженность в образе «Я» представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в понимании других людей;
2. первостепенное значение интересов, увлечений, умений для самоопределения, ощущения своей индивидуальности, недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе «Я»;
3. важное место в образе «Я» планов достаточно отдаленного будущего (семьи, профессионального самоопределения), в планах представлено только ближайшее будущее, проблемы актуальной сегодняшней жизни, отсутствуют высказывания, касающиеся профессионального самоопределения;
4. незначимость категории «духовные ценности», нераспространенность этой категории и характерность высказываний в отношении нее, типичных для детей более младшего возраста;
5.стремление к самостоятельности с одновременным нежеланием нести ответственность за свои поступки, неуверенность в своих силах;
6. своеобразный мир чувств и переживаний, неразвитость сферы чувств, ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения.
Специфика развития социально – неблагополучных детей свидетельствует, что многие свойства и качества личности в целом соответствуют их возрастному развитию и особенностям социального окружения, обнаруживая себя в той или иной форме. К ним можно отнести особенности внутренней позиции (слабая ориентированность на будущее), эмоциональную уплощенность, упрощение и обеднение образа «Я», несформированную избирательность в отношении к взрослым, сверстникам и предметному миру; импульсивность, неосознанность и несамостоятельность в поведении; ситуативность поведения и мышления; сниженная инициативность общения, ослабленная чувствительность к оттенкам поведения старших, относительная бедность арсенала средств общения, особенно эмоциональных экспрессии. Эти особенности психического развития социально – неблагополучных детей, возникшие в раннем детстве, в дальнейшем не исчезают, а приобретают новое качество, углубляются.
Как уже было указано выше, на успешность социальной мобильности социально – неблагополучных детей влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития, а так же установка, задаваемая им со стороны взрослых. Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического развития детей можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной мобильности социально – неблагополучных детей.
В самом деле, такие особенности психического развития социально – неблагополучных детей, как слабая ориентированность на будущее, задержки развития образного мышления (требующего внутреннего плана действий), слабая развитость произвольного внимания, повышенная утомляемость, тревожность и агрессивность, неумение конструктивно общаться отсутствие перспективных планов на будущее,- приводят к тому, что социально – неблагополучные дети с трудом овладевают учебной программой, у них с большим трудом формируются необходимые социально-бытовые навыки и отношения. Это же приводит к значительным сложностям и в получении профессии.
Неправильно складывающиеся полоролевые представления приводят к тому, что социально – неблагополучные дети испытывают значительные трудности в создании собственной семьи и ее сохранении, с трудом входят в родительскую семью мужа или жены, не в состоянии выстроить полноценные отношения с супругом, сводя все либо к сексуальным играм, либо к каким то требованиям, оторванным от реальности. У них быстро исчерпывается первоначальная привязанность, поддержание супружеских отношений не получает развития.
Неумение общаться влечет за собой доминирование защитных форм поведения, таких, как неадекватная лояльность или агрессивность (например, стремление обвинить во всем окружающих, неумение и нежелание признать свою вину и др.). Нарушение регуляции произвольной деятельности, саморегуляции поведения проявляется в основном в том, что социально – неблагополучные дети не умеют самостоятельно планировать и контролировать свои действия, правильно распоряжаться деньгами. Воспитание в основном послушания, формальное дисциплинирование приводит к тому, что социально – неблагополучные дети ориентируются в своих поступках в основном на оценку окружающих и легко попадают под чужое криминальное влияние сильной личности.
Все эти особенности развития, а так же потребительское отношение к людям, установка, что все для них что-то должны и обязаны помогать (психологический и социальный инфантилизм) чрезвычайно затрудняет успешное вхождение социально - неблагополучных детей в современный социум и ограничивает их возможности социальной мобильности
Не случайно средства массовой информации отмечают, что значительное число социально – неблагополучных детей, не сумев успешно адаптироваться к самостоятельной жизни не могут найти свое место в обществе, спиваются, совершают преступления, повторяют путь своих родителей, попадают в места лишения свободы, кончают жизнь самоубийством.
Таким образом, одной из особенностей социально – неблагополучного ребенка является постоянно испытываемый психологический дискомфорт в следствие специфического социального окружения. Он находится в постоянном напряжении и беспокойстве за свою дальнейшую судьбу. Его ранний опыт наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть. В вязи с этим ребенок фактически не способен и не имеет желания оценивать окружающий мир положительно, принимая по отношению к нему враждебную позицию. Значительную роль в формировании состояния психологического напряжения играет депривация.
Одной из основных характеристик социально – неблагополучных детей является агрессивность. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься как повод для конфликта. Достаточно сильно выражена у социально – неблагополучных детей агрессивность по отношению к взрослым.
Развитие самосознания, отношения к себе, самооценки у социально – неблагополучных детей также не просто отстает, а имеет качественно иную форму. У них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей. В частности, детям, воспитывающимся в учреждении для детей-сирот, труднее, чем их «обычным» сверстникам, осознавать и ценить собственную уникальность: вместо «чувства Я» у них формируется «чувство Мы». В то же время подобная зависимость не основывается на теплых чувствах и добрых отношениях: уже в младшем подростковом возрасте устанавливается потребительское отношение к взрослым и сверстникам, основанное на их практической полезности для ребёнка, формируется «способность не углубляться в привязанности», поверхностность чувств.
Особенностью социально – неблагополучных детей является стремление к гедонизму – получать все, но при этом ни чего не делать. Это выражается в стремлении к развлечениям, зависти к социально – благополучным и успешным людям, желании покупать дорогую красивую одежду, иметь машину представительского класса, но при этом не работать.
Самооценка социально – неблагополучных детей устойчиво занижена. Они не оценивают адекватно ни свои способности, ни возможности. Их ценностные ориентации преимущественно направлены на материальную сторону жизни. Социально – неблагополучные дети не ставят перед собой определенной, четко выраженной цели. Основные ресурсы социальной мобильности заключены в стремлении к самостоятельности и привлекательности для них материальной сферы жизни.
Таким образом, в результате исследования были подтверждены все частные гипотезы:
1. Самооценка социально – неблагополучных детей по высоте, структуре и динамике действительно занижена.
2. В системе значимых взаимоотношений социально – неблагополучных детей наиболее близкий круг общения действительно образуют сверстники.
3. На формирование самооценки социально – неблагополучных детей действительно влияет не только общение со сверстниками, но и вне его - с родственниками, школьными учителями и другими окружающими.
4. Самооценка жизненных перспектив социально – неблагополучных детей действительно ограничена и строится вокруг материальной стороны жизни.
5. Самооценка жизненных перспектив действительно является определяющей ресурсов социальной мобильности социально – неблагополучных детей.
Результаты исследования подтвердили и общую гипотезу о том, что самооценка социально - неблагополучных детей занижена, а их жизненные устремления направлены преимущественно на достижение минимальных, преимущественно материальных сторон жизни, ресурсы их социальной мобильности лишены ориентации на духовные ценности.
Заключение
В социологии социальная мобильность - это естественный социальный процесс. Его цель — стабилизация общества, организация социального обмена, своевременная замена свободных социальных позиций, удовлетворение социальных и природных потребностей людей во власти, влиянии и престиже.
Согласно общепринятой теории структуры общество – оно разделено на страты. Принадлежность к страте в современном обществе не является постоянной. Процесс ее изменения связан с таким пон6ятием, как социальная мобильность.
Социальную мобильность различают по типам, видам и направлениям.
Существуют два тина социальной мобильности:
1) горизонтальная мобильность — это перемещение внутри своей страты. Например, переход инженера с одного завода на другой на аналогичную должность;
2) вертикальная мобильность — перемещение из высшей (низшей) страты в низшую (высшую).
Вертикальная мобильность имеет два направления перемещения. Например, когда менеджер назначается на вышестоящую должность, можно говорить о восхождении. Когда менеджер снимается с должности и назначается с понижением, социологи говорят о нисхождении.
Вертикальная мобильность может быть двух видов:
1) групповая. Например, повышение или понижение престижа военных в обществе;
2) индивидуальная вертикальная мобильность служит показателем изменения положения индивида в обществе.
Кроме того, социальная мобильность различается по сферам: экономическая, политическая, социальная, культурная и др.
Демократическое общество, которое не предусматривает социальных, национальных и других ограничений, тем не менее находится под действием определенного социального механизма, сдерживающего мобильность, не дающего достигнуть ей критического предела. Это механизм конкуренции, которая проявляется не только в экономической борьбе, но и в любой борьбе за повышение социального статуса. В конкурентной борьбе за более высокий статус в демократическом обществе проявляются ограничения в образовании (на определенные должности требуются определенный уровень и качество образования), в способностях, физических возможностях. Наконец, возможности конкурентной борьбы за повышение статуса во многом зависят от противодействия других людей, занимающих соседние позиции и социальной структуре общества (сверху, снизу, рядом).
Таким образом, нет стабильного общества, где бы социальная мобильность не ограничивалась. Безграничная мобильность означает кризис в обществе, когда полностью меняется правящая верхушка и поддерживающие се слои. Недостаточная мобильность означает стагнацию и зашивание общества.
Процесс социализации ребенка, то есть становления человека как общественного существа, воспринимается как один из важных факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма.
Основой воспитания ребенка в современной России является семья. В связи с этим определение социального неблагополучия ребенка является фактически идентичным определению социально неблагополучной семьи. Именно социально неблагополучная семья является причиной неблагополучной социализации ребенка.
К социально – неблагополучным семьям относят семьи с явными социальными проблемами и семьи со скрытыми социальными проблемами.
Семьи с явными социальными проблемами – это:
семьи имеющие финансовые проблемы;
многодетные семьи;
семьи, в которых один или оба родителя имеют различные формы девиации (алкоголизм, наркомания, нарушение закона и пр.)
Состав социально - неблагополучных несовершеннолетних весьма сложен в социальном и педагогическом плане и отличается в зависимости от места нахождения ребенка, его возраста, уровня интеллектуального развития и наличия/отсутствия психических заболеваний.
Необходимо отметить некоторые особенности проблем социально – неблагополучных детей:
- подавляющее большинство детей уже приобщились к курению, систематическому употреблению алкоголя;
- подавляющее большинство детей находятся в кризисном или пограничном с ним состоянии вследствие социально-психологической депривации в семье, физического или сексуального насилия, школьной дезадаптации;
- почти у всех детей присутствуют различные хронические заболевания;
- многие дети нигде и никогда не учились, у них не сформированы (или утрачены) элементарные социальные и бытовые навыки, не сформирован (или утрачен) опыт жизни в семье;
- у многих детей присутствует задержка психического развития.
Схематично категории социально - неблагополучных детей можно представить следующим образом:
1) трудновоспитуемые дети, имеющие близкий к норме уровень дезадаптации, который обусловлен особенностями темперамента, наличием легких дисфункций мозга, нарушением внимания, недостаточностью возрастного развития, особенностями социально-психологической и педагогической ситуации воспитания и развития;
2) нервные дети, неспособные в силу возрастной незрелости эмоциональной сферы самостоятельно справляться с тяжелыми переживаниями, обусловленными их отношениями с родителями и другими значимыми для них взрослыми;
3) «трудные» подростки, не умеющие решать свои проблемы социально приемлемым образом, характеризующиеся внутренними конфликтами, акцентуациями характера, неустойчивой эмоционально-волевой сферой, изменениями личности, которые под влиянием семейной обстановки, воспитания, ближайшего окружения становятся явно выраженными и со временем необратимыми;
4) фрустрированные подростки, которым свойственны устойчивые формы саморазрушающего поведения, опасного для их здоровья (употребление наркотиков, алкоголизм), духовного и нравственного развития (сексуальные отклонения, домашнее воровство), будущего социального положения (прекращение учебы, бродяжничество), самого факта их существования (склонность к суициду, вызванная желанием избавиться от ощущения собственной ненужности, отсутствия смысла жизни);
5) подростки-делинквенты, постоянно балансирующие на грани дозволенного и противоправного поведения, не сообразующегося с социально приемлемыми представлениями о добре и зле.
Отдельную проблему в определении социального неблагополучия детей представляют дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Не имеющие возможности полноценного воспитания в семье данная категория детей испытывает значительные проблемы с социальной адаптацией.
Таким образом, социально неблагополучные дети в современной России – это дети из социально – неблагополучных семей, а так же дети сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Основные социальные проблемы данного контингента – социальная дезадаптация, депривация, склонность к девиантным формам поведения. Дети не получают полноценного представления о самом себе, знание о взаимоотношениях с другими людьми, усвоение социальных и культурных ценностей, знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов, не овладевают определенными навыками практической деятельности, включая как предметный мир, так и сферу социальной деятельности, у них не происходит на основе полученных знаний выработка собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок не противоречащих существующим социальным нормам и правилам.
Причины социального неблагополучия определяются целым рядом социальных теорий, в том числе социально – психологическими факторами. Но основной их причиной являются социальные отклонения среды, в которой воспитывается ребенок.
С точки зрения психологов и социологов социальное неблагополучие формируется сочетанием социальных и психологических факторов, среди которых решающая роль принадлежит воздействию внешней среды.
Причинами социального неблагополучия детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в первую очередь является сама ситуация постоянного пополнения данного контингента. Основными причинами пополнения контингента воспитанников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов являются алкоголизм и другие формы асоциального поведения родителей.
Социально – неблагополучные дети имеют специфические черты личности, являющиеся следствием социальной дезадаптации, депривации и девиации как среды, в которой они воспитывались, так и их личностных особенностей.
Социально – неблагополучный ребенок – это ребенок постоянно испытывающий психологический дискомфорт в следствие специфического социального окружения. Он находится в постоянном напряжении и беспокойстве за свою дальнейшую судьбу. В частности, ребенок-сирота – это ребенок, переживший утрату, разлуку, разрыв отношений в младенчестве или, если речь идет о социальном сиротстве, в детском или подростковом возрасте. Его ранний опыт наполнен травматическими переживаниями. Чаще всего матери таких детей не умели или не могли выполнить те свои функции, которые необходимы для полноценного, гармоничного развития детей – обеспечить возможность расти и познавать мир, не опасаясь погибнуть. В вязи с этим ребенок фактически не способен и не имеет желания оценивать окружающий мир положительно, принимая по отношению к нему враждебную позицию. Значительную роль в формировании состояния психологического напряжения играет депривация.
Одной из основных характеристик социально – неблагополучных детей является агрессивность. Негативная, агрессивная позиция по отношению к другим людям является следствием дефицита теплоты и принятия в общении и нередко распространяется даже на братьев и сестер. Агрессивность проявляется в том, что любые действия окружающих могут восприниматься как повод для конфликта. Достаточно сильно выражена у социально – неблагополучных детей агрессивность по отношению к взрослым.
Развитие самосознания, отношения к себе, самооценки у социально – неблагополучных детей также не просто отстает, а имеет качественно иную форму. У них складывается устойчивая заниженная самооценка, часто наблюдается неприятие себя, недоверие к себе, ориентация в самооценке на мнение других людей.
Наиболее распространенные эмоциональные нарушения у социально – неблагополучных детей - это тревожность и депрессия. Большинство психологов придерживаются той точки зрения, что эмоциональные нарушения у социально – неблагополучных детей не проходят бесследно, а проявляются в особенностях личности и находят отражение в последующей жизни.
Так же психологи отмечают у большинства социально – неблагополучных детей отставание в умственном развитии, что значительно сказывается на их самооценке. При формировании самооценки сказывается и уверенность ребенка в своих силах. Частые неудачи в прошлом настраивают его на неудачи в будущем. У него формируется мнение, что он не способен быть таким же успешным, как и его сверстники. Значительную роль в формировании пораженческих настроений играют родители и учителя. Учителя отмечают, что он плохо усваивает материал, ленив, и в будущем его не ждет ни чего хорошего. Родители отмечают достижения других детей и выделяют их в приоритет перед своим собственным.
В контексте работы с целью подтверждения теоретических данных было проведено исследование. Ключевым вопросом в данном исследовании является возможная профилактика будущего и девиантного поведения социально – неблагополучных детей и их успешная интеграция в социум.
В исследовании принимали участие 10 детей в возрасте от 9 до 13 лет. База исследования:
1. Детский дом «Аленький цветочек» г. Екатеринбурга
2. МОУ средняя общеобразовательная школа № 59 г. Екатеринбурга
3. Детская комната Отдела Полиции N14 УВД по МО г. Екатеринбурга (Орджоникидзевский Район).
Согласно результатам проективного теста большинство испытуемых оценивают себя негативно и испытывают состояние агрессии, отчужденности. Самооценку детей возможно определить, как заниженную.
Большая часть выборки социально – неблагополучных детей негативно оценивают свою внешность, считают себя некрасивыми. Это подтвердилось и в результате беседы с детьми. Однако, необходимо отметить, что девочки оценивают себя выше, чем мальчики. Самооценка девочек больше стремилась к адекватной, чем у мальчиков. У них была в меньшей степени выражена агрессия. Они более дружелюбно общались со взрослыми и отвечали на вопросы. Результаты интервью так же выявили картину крайне заниженной самооценки неблагополучных детей.
Результаты интервью выявили, что большинство детей считает, что у них не получится изменить свою жизнь и они не смогут преодолеть те препятствия, которые могут возникнуть. У большинства из них нет цели и нет желания. Они не видят смысла что-то менять.
В ответах детей касательно будущей семьи возможно пронаблюдать преобладающую позицию материальных ценностей. Свои жизненные перспективы они оценивают неоднозначно, с опорой на материальное благосостояние, как наиболее успешный вариант развития будущего. Семья для них не является приоритетной ценность, возможно в следствие возрастных особенностей. Многие из них еще не задумывались в серьез о такой ценности, как семья и потомство. Возможности повышения своего социального статуса многие из них рассматривали в связи к стремлению исполнения мечты. Основной же мечтой является материальная независимость и самостоятельность.
Таким образом, исходя из результатов исследования возможно определить ресурсы социальной мобильности в их прямой взаимосвязи с самооценкой жизненных перспектив. У социально – неблагополучных детей особенности психического развития проявляются главным образом в становлении личности. Это обнаруживается в особенностях образа «Я» (в отношении к себе и представлениями о себе); особенностях ценностно-мотивационной сферы (характере намерений, желаний, идеалах социально – неблагополучных детей); особенностях формирования психологического пола и многом другом.
Выявлены следующие особенности самооценки жизненных перспектив социально – неблагополучных детей:
1. значимость дружеских связей, описание себя как друга и своего умения понимать других людей, слабая выраженность в образе «Я» представлений о себе как о друге, полное отсутствие высказываний о трудностях в понимании других людей;
2. первостепенное значение интересов, увлечений, умений для самоопределения, ощущения своей индивидуальности, недостаточная выраженность представлений о собственных умениях, интересах в образе «Я»;
3. важное место в образе «Я» планов достаточно отдаленного будущего (семьи, профессионального самоопределения), в планах представлено только ближайшее будущее, проблемы актуальной сегодняшней жизни, отсутствуют высказывания, касающиеся профессионального самоопределения;
4. незначимость категории «духовные ценности», нераспространенность этой категории и характерность высказываний в отношении нее, типичных для детей более младшего возраста;
5.стремление к самостоятельности с одновременным нежеланием нести ответственность за свои поступки, неуверенность в своих силах;
6. своеобразный мир чувств и переживаний, неразвитость сферы чувств, ярко выраженное доминирование желаний, непосредственно связанных с повседневной жизнью, учением, выполнением различных правил поведения.
На успешность социальной мобильности социально – неблагополучных детей влияет уровень их образовательной подготовки, уровень развития социально-бытовых навыков и отношений и особенности их психического развития. Хотя все эти факторы важны и взаимосвязаны, именно особенности психического развития детей можно выделить как базовый фактор, прямо влияющий на все остальные и в значительной мере определяющий успешность социальной мобильности социально – неблагополучных детей. Основным ресурсом социальной мобильности социально – неблагополучных детей является их стремление к самостоятельности и привлекательность материальной сферы жизни, что было определено как их жизненные ценности и перспективы.
Результаты исследования подтвердили и общую гипотезу о том, что самооценка социально - неблагополучных детей занижена, а их жизненные устремления направлены преимущественно на достижение минимальных, преимущественно материальных сторон жизни, ресурсы их социальной мобильности лишены ориентации на духовные ценности.



Список литературы


Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Академия, 2007. - 300 с.
Альбицкий В. Ю., Cигал Т. М., Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Росс. вестник перинатол. и педиатрии, 2004, № 1. C. 8-11.
Выхристюк О. Ф., Самсыгина Г. А., Корнюшин М. А. и др. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Мат. VIII съезда педиатров России “Современные проблемы педиатрии”, М., 1998. C. 64.
Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия - 2006.-№ 3. - C. 83-88.
Дружинина Л. В. Усилить работу о детях — сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Педиатрия – 2005 - № 8. C. 3-8.
Дружинина Э. И., Коноплянник Н. И. Комплексная оценка здоровья как показатель эффективности динамического медицинского наблюдения за воспитанниками домов ребенка. Прогнозирование и комплексная оценка здоровья детей. – М.: Педагогика, 2008.
Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 2004. С. 6 – 8.
Ефименко О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка // Автореф. дисс. канд. мед. наук. М, 1991. C. 23.
Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 83 – 90.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./А.И. Захаров – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия- 2006- № 1. C. 1-5.
Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 2001, № 6. C. 16-18.
Контарева М. Г. Они не знают слова “мама” // Проблемы воспитания в детских домах. – 2008 -№ 1. C. 2-5.
Кочерова О. Ю., Потапова Г. Н., Филькина О. М., Жданова Л. А. и др. Особенности психического здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах. Научные основы формирования здоровья семьи // Сборник научных трудов. - М.: МГУ, 2001. C. 120-121.
Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в агрессивной сфере - М.: Педагогика, 2008.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности./В.С. Мерлин – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:Изд-во НПО «Модек», 2002. – 381 с.
Миронов Н. Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал – 2008 - №1. C. 12-16.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М.:Тривола, 2005. C. 335.
Потапова Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений // Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Иваново, 1994. C 24.
Франкл В. Человек в поисках смысла. //Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 2000.


Лисисина М.И. Формирование личности ребенка в общении. – Спб.: Питер, 2009.
Столин В.В. Самосознание личности. – М.: Издательство Московского университета, 1983.
Чеснокова И.И. Психологические исследования самосознания. – Спб.: Питер, 2009.
Кон И.С. Личность и ее самосознание. – Спб.: Питер, 2010.
Франкл В. Человек в поисках смысла. //Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 2000.
Волков Ю. Социология./Ю. Волков. – М.: Академия, 2010. с. 91.
Арефьев М.А. Социология. – М.: Элита, 2011. – с. 76.
Там же с. 78.
Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез.докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост.гос. ун-т, 2004. С. 6.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности./В.С. Мерлин – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:Изд-во НПО «Модек», 2002. с.196.
Арефьев М.А. Социология. – М.: Элита, 2011. – с. 76.
Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез.докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост.гос. ун-т, 2004. С. 6.
Потапова Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений // Автореф. дисс. канд. мед.наук. - Иваново, 1994. C4.
Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М.:Тривола, 2005. с. 206.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности./В.С. Мерлин – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:Изд-во НПО «Модек», 2002. с.304.
Кочерова О. Ю., Потапова Г. Н., Филькина О. М., Жданова Л. А. и др. Особенности психического здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах. Научные основы формирования здоровья семьи // Сборник научных трудов. - М.: МГУ, 2001. C. 120.
Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия- 2006- № 1. C. 2.
Мерлин В.С. Психология индивидуальности./В.С. Мерлин – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:Изд-во НПО «Модек», 2002. с.306.
Арефьев М.А. Социология. – М.: Элита, 2011. – с. 298.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./А.И. Захаров – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. с. 176.
Там же. С. 178.
Дружинина Л. В. Усилить работу о детях — сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Педиатрия – 2005 - № 8. C. 6.
Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./А.И. Захаров – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. с.307.
Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 2001, № 6. C. 17.
Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия- 2006- № 1. C. 2.
Там же. С. 3.
Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 2001, № 6. C. 18.
Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в агрессивной сфере - М.: Педагогика, 2008. с.56.
Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия- 2006- № 1. C. 4.













3

Список литературы


1.Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. М.: Академия, 2007. - 300 с.
2.Альбицкий В. Ю., Cигал Т. М., Ананьин С. А. Состояние здоровья детей из социопатических семей // Росс. вестник перинатол. и педиатрии, 2004, № 1. C. 8-11.
3.Выхристюк О. Ф., Самсыгина Г. А., Корнюшин М. А. и др. Охрана здоровья детей из социально неблагополучных семей // Мат. VIII съезда педиатров России “Современные проблемы педиатрии”, М., 1998. C. 64.
4.Дыскин А. А. Критерии социальной дезадаптации детей с отклонениями в развитии // Педиатрия - 2006.-№ 3. - C. 83-88.
5.Дружинина Л. В. Усилить работу о детях — сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей // Педиатрия – 2005 - № 8. C. 3-8.
6.Дружинина Э. И., Коноплянник Н. И. Комплексная оценка здоровья как показатель эффективности динамического медицинского наблюдения за воспитанниками домов ребенка. Прогнозирование и комплексная оценка здоровья детей. – М.: Педагогика, 2008.
7.Елизаров А.Н. Ценностные ориентации как основной интегрирующий фактор этой социальной группы // Современная семья: проблемы и перспективы. Тез. докл. конф. Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т, 2004. С. 6 – 8.
8.Ефименко О. В. Особенности состояния здоровья детей раннего возраста в домах ребенка // Автореф. дисс. канд. мед. наук. М, 1991. C. 23.
9.Заика Е.В., Крейдун Н.П., Ячина А.С. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением // Вопросы психологии. 2000. №4. С. 83 – 90.
10.Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия./А.И. Захаров – М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. – 448 с.
11.Иорданова Г., Попандова М. Особенности социального поведения детей, выращиваемых в закрытых детских учреждениях // Педиатрия- 2006- № 1. C. 1-5.
12.Казберюк Н. А., Замотин Б. А. Медико-социальная характеристика детей, поступающих в Дом ребенка // Здравоохранение РФ, 2001, № 6. C. 16-18.
13.Контарева М. Г. Они не знают слова “мама” // Проблемы воспитания в детских домах. – 2008 -№ 1. C. 2-5.
14.Кочерова О. Ю., Потапова Г. Н., Филькина О. М., Жданова Л. А. и др. Особенности психического здоровья детей, воспитывающихся в дошкольных детских домах. Научные основы формирования здоровья семьи // Сборник научных трудов. - М.: МГУ, 2001. C. 120-121.
15.Лебединская К. С., Райская М. М., Грибанова Г. В. Подростки с нарушениями в агрессивной сфере - М.: Педагогика, 2008.
16.Мерлин В.С. Психология индивидуальности./В.С. Мерлин – М.: Изд-во «Институт практической психологии»; Воронеж:Изд-во НПО «Модек», 2002. – 381 с.
17.Миронов Н. Е. Принципы охраны психического здоровья детей и подростков в специальных образовательных учреждениях // Российский педиатрический журнал – 2008 - №1. C. 12-16.
18.Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы - М.:Тривола, 2005. C. 335.
19.Потапова Г. Н. Социальная адаптация и состояние здоровья детей, воспитывающихся в детских домах, профилактика их нарушений // Автореф. дисс. канд. мед. наук. - Иваново, 1994. C 24.
20.Франкл В. Человек в поисках смысла. //Сборник / Пер. с англ. и нем. М.: Прогресс, 2000.


Вопрос-ответ:

Что такое социальная мобильность?

Социальная мобильность – это способность человека изменить свое положение в социальной иерархии, подняться или опуститься по уровню достатка, образования, статусу и т.д.

Какие ресурсы необходимы социально неблагополучным детям для достижения социальной мобильности?

Социально неблагополучные дети нуждаются в таких ресурсах, как доступ к качественному образованию, поддержка и забота родителей, доступ к дополнительным образовательным и развивающим программам, возможность получения специальной помощи и поддержки со стороны государства и общества в целом.

Каковы основные проблемы социально неблагополучных детей в современной России?

Среди основных проблем социально неблагополучных детей в современной России можно выделить низкий уровень образования, отсутствие возможности получения качественного медицинского обслуживания, недостаток социальной поддержки и отсутствие доступа к дополнительным образовательным и развивающим программам.

Какие факторы могут привести к возникновению категории неблагополучных детей?

Возникновение категории неблагополучных детей может быть связано с такими факторами, как низкий уровень доходов семьи, недостаток образования и культуры у родителей, социальное неблагополучие семьи, отсутствие доступа к медицинской помощи и другим ресурсам.

Какие ценностные ориентации и самооценка характерны для социально неблагополучных детей?

У социально неблагополучных детей часто наблюдается низкая самооценка и слабая вера в свои возможности. Ценностные ориентации могут быть различными и зависят от конкретного социального контекста, однако часто встречаются ориентации на выживание, материальную выгоду или неуверенность в себе и своих возможностях.

Что такое социальная мобильность?

Социальная мобильность - это способность человека изменить свою социальную позицию в обществе, перемещение по социальной лестнице вверх или вниз.

Какие каналы социальной мобильности существуют?

Существуют различные каналы социальной мобильности, такие как образование (получение высшего образования, повышение квалификации), профессиональный рост, доступ к ресурсам (финансовым, информационным, социальным и др.), социальные связи и сети.

Кто относится к категории социально неблагополучных детей в России?

К социально неблагополучным детям в России относятся дети, которые находятся в трудной жизненной ситуации из-за социальных, экономических, семейных или других проблем. Они могут быть сиротами, детьми с ограниченными возможностями, детьми, живущими в неблагополучных семьях или на улице.

Какие проблемы возникают у социально неблагополучных детей в России?

У социально неблагополучных детей в России возникают различные проблемы, связанные с недостаточным доступом к образованию, здравоохранению, услугам социальной поддержки. Они часто сталкиваются с дискриминацией, насилием, отсутствием стабильности в жизни и низким уровнем самооценки.

Какие факторы влияют на возникновение категории социально неблагополучных детей?

На возникновение категории социально неблагополучных детей влияют различные факторы, такие как экономическая ситуация семьи, отсутствие работы у родителей, наличие вредных привычек родителей, низкий уровень образования, насилие в семье, развод родителей.

Какие основные формы социальной мобильности существуют?

Основные формы социальной мобильности включают вертикальную и горизонтальную мобильность. Вертикальная мобильность означает движение вверх или вниз по социальной иерархии, то есть изменение социального статуса относительно предыдущего поколения. Горизонтальная мобильность представляет собой передвижение между различными профессиональными группами внутри одного социального слоя.

Какие ресурсы влияют на социальную мобильность?

Ресурсы, которые могут повлиять на социальную мобильность, включают образование, профессиональные навыки, социальные связи, доход и наличие доступа к ресурсам и возможностям. Высокое качество образования и профессиональная подготовка могут повысить шансы на социальную мобильность. Социальные связи и сети также могут играть важную роль, предоставляя доступ к новым возможностям и ресурсам.