Методы анализа финансового состояния фирмы

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Финансовый менеджмент
  • 26 26 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.11.2010
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение
1. Теоретические основы финансового анализа в системе управления
1.1 Понятие и сущность финансового анализа
1.2. Цели и задачи анализа финансового состояния организации
1.3. Виды финансового анализа
2. Осуществление финансового анализа
2.1. Классификация методов финансового анализа
2.2. Приемы осуществления финансового анализа
3. Основные методы проведения финансового анализа
3.1. Горизонтальный и вертикальный анализ
3.2. Метод сравнения
3.3. Факторный анализ
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Это приводит к значительной диспропорции в структуре активов предприятия, и, следовательно, также искажает результаты вертикального анализа.
Существуют, по крайней мере, три подхода к устранению влияния инфляции на результаты горизонтального и вертикального анализа:
- пересчет балансовых данных с учетом различных индексов изменения цен для различных видов ресурсов,
- пересчет балансовых данных с учетом единого индекса инфляции для различных видов ресурсов,
- пересчет всех статей баланса для каждого момента времени в твердую валюту по биржевому курсу на дату составления баланса.
В процессе проведения горизонтального и вертикального анализа следует использовать национальную валюту страны и не пересчитывать статьи баланса в связи с изменением уровня цен. В то же время одновременно с представлением результатов анализа следует указывать темп инфляции за период, на границах которого составляется баланс предприятия. Если годовой темп инфляции не превышает 6 – 8 процентов, то результаты горизонтального и вертикального анализа финансовой отчетности можно считать полезными и делать на их основе соответствующие выводы.

3.2. Метод сравнения
Метод сравнения наиболее часто применяется в анализе. Основные его виды:
• сравнение показателей в динамике с целью выявления тенденций, закономерностей в развитии экономического явления;
• сравнение показателей анализируемого предприятия со средними значениями по отрасли. Например, уровень издержек обращения, сложившийся на предприятии за от четный период, сравнивается со средним уровнем издержек розничной торговли в пределах региона;
• сравнение показателей деятельности изучаемого предприятия с соответствующими показателями конкурентов;
• сопоставление параллельных динамических рядов для изучения взаимосвязи исследуемых показателей. К примеру, одновременно анализируя динамику изменения производства в натуральных показателях и товарной продукции (в ценностном выражении), можно сделать вывод q влиянии ценового фактора на величину последней;
• сопоставление результатов различных управленческих решений с целью выбора оптимального решения;
• сравнение результатов деятельности до и после принятия управленческих решений с целью оценки их эффективности.
В финансовом анализе также различают многомерный и одномерный виды сравнительного анализа.
При сравнительном одномерном анализе сопоставляются один или несколько показателей одного объекта или несколько объектов по одному показателю.
При многомерном сравнительном анализе проводится сопоставление результатов деятельности нескольких предприятий по нескольким показателям. Многомерный сравнительный анализ используется для определения рейтинга каждого предприятия в совокупности предприятий.
Группировка. Предполагает определенную классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловивших.
Требование к группировке: влияние наиболее существенных признаков группировки определяется на основе предварительного анализа сущности группируемых экономических явлений. Группировочный признак должен быть основным. Например, при анализе издержек производства или обращения следует использовать группировку статей по признаку зависимости их от объема производства продаж.
Результатом группировки является построение группировочных таблиц, которые строятся как по одному признаку (простые группировки), так и по нескольким (комбинированные).
Обязательным условием сравнительного анализа является сопоставимость сравниваемых показателей, предполагающая:
- единство объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
- единство периодов времени, за которые производится сравнение;
- сопоставимость условий производства;
- сопоставимость методики исчисления показателей.


3.3. Факторный анализ
Детерминированный факторный анализ - это методика исследования влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер: каждому значению факторного показателя соответствует одно cтрогo определенное значение результативного показателя.
Результативный показатель может быть представлен в виде
- произведения,
- частного от деления,
- алгебраической суммы факторных показателей; определяющих его величину и находящихся с ним в функциональной зависимости.
В зависимости от вида представления результативного показателя, различают модели детерминированной связи:
1. Аддитивные
2.Мультипликативные
3. Кратные
4. Смешанные.
1. Аддитивные модели: результативный показатель представляет собой алгебраическую сумму нескольких факторных показателей.

Например: 4-х факторная модель определения общей себестоимости продукции

Где: ЗП - заработная плата работников
МЗ - материальные затраты
АОС — амортизация основных средств
ОзР - общезаводские расходы
2. Мультипликативные модели: результативный показатель представляет собой произведение нескольких факторных показателей.

Например: рассмотренная выше двухфакторная модель валового вы пуска продукции ВП=ЧРТВ.
3. Кратные модели: результативный показатель представляет собой отношение факторных показателей.

Например: двухфакторная модель определения себестоимости единицы продукции:

4. Смешанные модели: (комбинированные) - различные комбинации моделей 1,2, 3.

При этом следует помнить, что не любое математическое выражение может быть факторной моделью. Нельзя путать формулу расчета показателя с моделью, которая отражает причинно-следственную связь.
Например: ВП=ЧР*ГВ — это 2-х факторная модель, ВП зависит от изменения ЧР и ГВ,
Где ВП – Валовая продукция
ЧР – Среднесписочная численность рабочих
ГВ – Среднегодовая выработка одного среднесписочного работника
ГВ=ВП/ЧР - это формула расчета ГВ, но не модель, т.к. не отражает причинно-следственной связи. Рост ВП не является фактором роста выработки продукции ГВ, равно как сокращение ЧР не ведет непосредственно к увеличению ГВ.
Существуют следующие способы детерминированного факторного анализа:
- способ цепных подстановок
- способ абсолютных и относительных разниц
- способ взвешенных конечных разниц
-логарифмический - интегральный
- индексный
- способ долевого участия.
Большинство этих способов основано на элиминировании — это значит устранить, отклонить, исключить воздействие всех факторов на величину результативного показателя, кроме одного. При этом исходят из того, что весе факторы изменяются независимо друг от друга, т.е. сначала изменяется один фактор при всех остальных неизменных, затем изменяются два фактора, а все другие остаются без изменений и т.д.
Способ цепных подстановок (применяется наиболее часто) заключается в определении ряда промежуточных значений результативного (обобщающего) показателя путем последовательной замены базисных значений факторов на отчетные. Разность промежуточных значений равна изменению результативного показателя за счет заменяемого фактора.
Однако этот метод имеет существенный недостаток - в зависимости от выбранного порядка замены факторов результаты факторного разложения имеют разные значения.
В результате применения этого метода образуется некий неразложимый остаток, который прибавляется к величине влияния последнего фактора. Но в практических расчетах точностью оценки влияния факторов пренебрегают, выдвигая на первый план относительную значимость влияния того или иного фактора.
Логарифмический способ. Достоинство этого способа в том, что он позволяет определить влияние не только двух, но и большего количества факторов на результативный показатель без установления очередности подстановок.
Способ применим к кратким и мультипликативным моделям. Он основан на логарифмировании отклонения отчетного и базисного значений результативного признака, равного отношению соответствующих произведений факторов, так как изменение Показателей может быть оценено с помощью как абсолютных, так и относительных показателей.
Индексный метод. Основан на построении факторных (агрегированных) индексов. Применение агрегированных индексов означает последовательное элиминирование влияния отдельных факторов на совокупный показатель. Преимущество индексного метода заключается в том, что он позволяет произвести «разложение» по факторам не только абсолютное изменение показателя, но и относительное, что особенно важно при изучении факторных динамических моделей.
Индексный метод целесообразно применять в том случае когда каждый фактор является сложным (совокупным) показателем. Например, численность персонала предприятия представляет собой соотношение численности отдельных категорий работников или рабочих различных разрядов. Но изменение объема выпуска продукции происходит не только под влиянием численности и выработки, но и структурных сдвигов в составе персонала.



Заключение
Необходимо отметить, что для того, чтобы предприятие успешно функционировало, а его работа приносила прибыль, необходима постоянная диагностика финансового состояния предприятия. Чем раньше будут выявлены отклонения в желаемом развитии и определены причины этих отклонений, тем результативнее будет финансово-хозяйственная деятельность.
Анализ финансового состояния – обязательная составляющая финансового менеджмента любого предприятия (имеются в виду предприятия, которые планируют прожить долго).
Анализ важнейших финансовых показателей позволяет оценить результаты хозяйственной деятельности предприятия, определить его финансовое положение в конкретном отрезке времени. На основе результатов соответствующего анализа становится возможным грамотное, научно-обоснованное управление хозяйственными процессами, обеспечивающими достижение намеченных и стратегических целей.
Существует множество методов проведения финансового анализа предприятия, среди которых: методы экономической статистики, классические методы математического анализа, детерминированный факторный анализ, метод сравнения, горизонтальный и вертикальный анализ и другие. В данной работе были рассмотрены наиболее часто применяемые методы осуществления финансового анализа, их достоинства и недостатки.
Финансовый анализ основан на расчете абсолютных и относительных показателей, характеризующих различные аспекты деятельности предприятия и его финансовое положение. Однако главным при проведение финансового анализа является не расчет показателей, а умение трактовать полученные результаты и грамотно ими пользоваться при принятии управленческих решений.


Список литературы
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с.: ил.
Бочаров В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.
Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2007. - 306 с.
Галиаскаров Ф.М. Теория финансового менеджмента: учеб. пособие / Ф.М. Галиаскаров, А.А. Мозалев, Р.М. Сагатгареев. - М.: Вуз. учеб., 2008. - 192 с.
Дорофеев М.Л. Сравнительный анализ стратегических моделей финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. –2008. – № 2. -С. 31-41.
Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 392 с.
Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. М. А. Вахрушиной. - М.: Вуз. учеб., 2008. - 462 с.
Лысенко Д.В. Экономический анализ: учебник / Д. В. Лысенко. - М.: Проспект, 2008. - 376 с.
Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. Пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 407 с.
Лубков А.Р. Синергетический подход к финансовому анализу // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 2. - С. 18-21.
Мельник М.В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособие для вузов / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.
Мищенко А.В., Сазонова А.С. Методы оптимизации управления кредитными ресурсами предприятия в условиях неопределенности и риска // Финансы и кредит. – 2010. - № 11 (395). – С. 14-26.
Савелова И.И. Оценка финансово-экономического состояния промышленного предприятия // Управленческий учет. – 2008. - № 8. – С.48-54.
Спицкий А. В. Анализ ликвидности баланса: классический и интегральный // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 1. - С. 28-31.
Финансовый анализ: Учеб. пособие. / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.- 272 с.
Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383 с.

Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Н.В. Колчиной
Бочаров В.В. Финансовый анализ
Финансовый анализ: Учеб. пособие. / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина
Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов
Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта
Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов









2



Финансовый анализ


Направлен на оценку состояния экономики и различных сегментов рынка


Направлен на оценку финансового состояния хозяйствующего субъекта


Финансовый анализ
(макроэкономический)

Финансовый анализ
(микроэкономический)

Назначение

Время проведения

Полнота охвата объекта

Анализ, осуществляемый на основе данных прошлых лет

Внешний анализ

Внутренний анализ

Текущий анализ

Анализ, осуществляемый на основе прогнозных показателей

Полный анализ

Частичный анализ

Список литературы
1.Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. – 3-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 208 с.: ил.
2.Бочаров В.В. Финансовый анализ / В.В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2007. – 240 с.
3.Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект, 2007. - 306 с.
4.Галиаскаров Ф.М. Теория финансового менеджмента: учеб. пособие / Ф.М. Галиаскаров, А.А. Мозалев, Р.М. Сагатгареев. - М.: Вуз. учеб., 2008. - 192 с.
5.Дорофеев М.Л. Сравнительный анализ стратегических моделей финансового менеджмента // Финансовый менеджмент. –2008. – № 2. -С. 31-41.
6.Когденко В.Г. Экономический анализ: учеб. пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 392 с.
7.Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие для вузов / под ред. М. А. Вахрушиной. - М.: Вуз. учеб., 2008. - 462 с.
8.Лысенко Д.В. Экономический анализ: учебник / Д. В. Лысенко. - М.: Проспект, 2008. - 376 с.
9.Любушин Н.П. Экономический анализ: Учеб. Пособие / 2-е изд., перераб. и доп. М: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 407 с.
10.Лубков А.Р. Синергетический подход к финансовому анализу // Финансовый менеджмент. - 2010. - № 2. - С. 18-21.
11.Мельник М.В. Экономический анализ в аудите: учеб. пособие для вузов / М.В. Мельник, В.Г. Когденко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 543 с.
12.Мищенко А.В., Сазонова А.С. Методы оптимизации управления кредитными ресурсами предприятия в условиях неопределенности и риска // Финансы и кредит. – 2010. - № 11 (395). – С. 14-26.
13.Савелова И.И. Оценка финансово-экономического состояния промышленного предприятия // Управленческий учет. – 2008. - № 8. – С.48-54.
14.Спицкий А. В. Анализ ликвидности баланса: классический и интегральный // Финансовый менеджмент. - 2008. - № 1. - С. 28-31.
15.Финансовый анализ: Учеб. пособие. / В.Р. Банк, С.В. Банк, А.В. Тараскина. - М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2006.- 272 с.
16.Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. Н.В. Колчиной. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 383 с.

Вопрос-ответ:

Что такое финансовый анализ?

Финансовый анализ - это процесс изучения финансового состояния организации с целью выявления ее финансовой устойчивости и эффективности. Он позволяет оценить финансовые результаты деятельности фирмы, выявить ее преимущества и недостатки, а также разработать стратегию для достижения финансовых целей.

Какие цели и задачи преследует финансовый анализ?

Основной целью финансового анализа является оценка финансового состояния организации и выявление факторов, влияющих на ее успешность. Задачи финансового анализа включают определение рентабельности предприятия, оценку уровня ликвидности, анализ финансового риска, оценку эффективности использования активов и капитала, а также определение перспектив развития фирмы.

Какие методы проведения финансового анализа существуют?

Существует несколько методов проведения финансового анализа, включая горизонтальный и вертикальный анализ, метод сравнения, анатомический (структурный) анализ, факторный анализ, интегральный анализ и т.д. Каждый из этих методов имеет свои особенности и применяется в зависимости от целей и задач анализа.

Что представляет собой горизонтальный и вертикальный анализ?

Горизонтальный анализ - это метод анализа, при котором производится сравнение финансовых показателей организации в разные периоды времени. Он позволяет выявить тенденции и динамику развития фирмы. Вертикальный анализ, в свою очередь, основывается на сравнении финансовых показателей внутри одного периода времени. Он позволяет выявить структуру и состав компонент финансовой деятельности организации.

Какой метод анализа применяется для сравнения финансовых показателей различных фирм?

Для сравнения финансовых показателей различных фирм применяется метод сравнения. Он предполагает анализ отношений между финансовыми показателями разных фирм для выявления их сходств и различий. Этот метод позволяет оценить конкурентоспособность фирмы и ее положение на рынке.

Что такое финансовый анализ?

Финансовый анализ - это процесс изучения и оценки финансового состояния организации с помощью различных методов и приемов.

Какие цели преследует анализ финансового состояния организации?

Основная цель анализа финансового состояния организации - это выявление проблем и возможностей, а также принятие обоснованных решений для оптимизации финансовой деятельности.

Какие виды финансового анализа существуют?

Существуют горизонтальный и вертикальный анализ, метод сравнения, метод коэффициентов, метод дискриминантного анализа и другие.

Как проводится финансовый анализ?

Финансовый анализ проводится путем сбора, систематизации и анализа финансовой информации, используя различные методы, такие как горизонтальный и вертикальный анализ, метод сравнения и др.

Чем отличается горизонтальный и вертикальный анализ?

Горизонтальный анализ позволяет сравнить финансовые показатели организации в разные периоды времени, а вертикальный анализ позволяет выявить структуру и доли отдельных статей финансовых показателей.

Какие цели и задачи решает финансовый анализ фирмы?

Финансовый анализ фирмы позволяет оценить ее финансовое состояние, узнать о ее платежеспособности, рентабельности и финансовой устойчивости. Он также помогает выявить причины возникновения проблем в финансовой сфере и определить способы их решения. Кроме того, финансовый анализ предоставляет информацию для принятия решений по управлению финансами фирмы и определению стратегии развития.