Понятие и структура,соотношение понятий механизма государства и гос аппарата
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 6 + 6 источников
- Добавлена 15.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1.ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ
1.1 Виды механизмов современных государств
1.2 Организация деятельности механизма государства
2. СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Высшие органы государства наиболее полно олицетворяют государство и распространяют свои властные полномочия на всю территорию государства. Местные органы государства распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона.
В зависимости от характера, объема и содержания полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей и органы отраслевой и специальной (функциональной) компетенции.
По способу создания органы государства подразделяются па первичные и производные.
Первичные органы создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей (например, выборные, представительные органы) или возникают в порядке наследования при монархической форме правления. Производные органы образуются первичными органами, которые и наделяют их необходимыми полномочиями (например, исполнительные органы, органы прокуратуры и др.).
По широте компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции полномочны решать широкий круг вопросов (Правительство). Органы специальной (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-либо одной функции или одного вида деятельности (министерство финансов, министерства экономики, обороны, юстиции и др.).
По способу решения вопросов органы государства могут быть коллегиальными (парламент, Правительство, Центральная избирательная комиссия) и единоначальными (Президент, Уполномоченный по правам человека).
3. Особое место в структуре государственного аппарата занимает система судебных органов, которая выступает в качестве носителя судебной власти.
В конституционных актах подавляющего большинства современных государств в той или иной форме провозглашается, скажем, принцип независимости судей, самостоятельности судов в решении любых, в рамках установленной юрисдикции, вопросов.
Большинство конституций современных государств устанавливают принципы гласности судопроизводства, открытости судебного разбирательства. Однако, в самих конституциях часто устанавливаются ограничения. Так, Конституция Испании, провозглашающая открытость судебного разбирательства, содержит оговорку — «за исключением предусмотренных процессуальными законами случаев» (ст. 120).
Значительную роль в государственном аппарате играют органы прокуратуры. Они являются важным звеном всей системы правоохранительных органов.
Прокуратура – орган, осуществляющий надзор за точным и единообразным исполнением законов.
Правоохранительные органы выполняют многообразные виды деятельности: предотвращение вредных для общества состояний и действий; обнаружение и пресечение правонарушений во всех видах; профилактическая деятельность; репрессии в отношении преступников, наказание иных правонарушителей; устранение вредных последствий правонарушений; защита государства.
Правовая основа деятельности органов прокуратуры регламентируется нормами, конституции и специальных актов, которые регулируют порядок организации и деятельности прокуратуры. Согласно Конституции России «полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации определяются федеральным законом» (ч. 5 ст. 129).
Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, соответствующие суды субъектов федерации составляют судебную систему РФ. Конституция РФ предусматривает назначение Президентом в порядке, установленном федеральным законом, судей других федеральных судов.
В настоящее время в России проводится судебная реформа, главными задачами которой являются:
- утверждение судебной власти в государственном механизме, которая будет являться как самостоятельная влиятельная сила, независимая в своей деятельности от законодательной и исполнительной власти;
- защита основных прав и свобод человека, конституционных прав граждан в судопроизводстве;
- обеспечение достоверности и повышение доступности информации о деятельности правоохранительных органов, судебно-правовой статистики.
В России сформировалась единая централизованная система органов прокуратуры с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации. Прокуроры субъектов федерации назначаются Генеральным прокурором Российской Федерации по согласованию с ее субъектами, иные прокуроры назначаются им самостоятельно. Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются федеральным законом.
Еще Монтескье провозглашает разделение властей не просто как техническое отличие функций между государственными органами, а как разделение властвования между социально-политическими силами, чтобы не было возможности злоупотребить властью, а власти могли бы друг друга сдерживать и ограничивать.
Правда, идею разделения власти пытаются провести в законодательстве, и она находит свое отражение в конституциях, но фактические полномочия часто далеко отклоняются от их декларируемого соотношения, если учесть к тому же, отсутствие четкой регламентации системы сдержек и противовесов.
Одностороннее ослабление или законодательной, или исполнительно-распорядительной, или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства. Относительное обособление групп государственных органов — это не разделение власти, а разделение труда. Власть остается единой.
Каждое звено государственного аппарата представлено мноАгочисленными и многообразными органами и чутко реагирует на происходящие в целях, задачах, интересах общества изменения.
Во-первых, осуществляется дифференциация управления различными органами в пределах отрасли, появляются новые отраслевые органы; во-вторых, происходит интеграция управления отдельными сферами и возникают новые координирующие органы.
В юридической литературе ведется спор о специфике государственного управления: с одной точки зрения, это "непосредственная организация" практического осуществления функций государства, с другой — "непосредственное руководство" хозяйственным и культурным строительством.
Совершенно очевидно, что этот спор носит догматический характер, так как главное состоит в содержании исполнительно-распорядительной деятельности. Властные предписания имеют своим содержанием научно-техническую, экономическую, организационно-методическую деятельность, т.е. научное управление общественными процессами.
Любые научно обоснованные управленческие решения должны обязательно облекаться в форму властного акта управления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главная задача российской юридической политики - правовое обеспечение проводимых реформ, демократизации общественной жизни, стабильности и правопорядка в стране. Сегодня с этой задачей она, к сожалению, в полной мере не справляется. Многие важные законодательные акты еще не приняты, хотя потребность в них ощущается весьма остро. Это значит, что соответствующие общественные отношения остаются неурегулированными, пущены на самотек и стихию.
Конечно, современная российская правовая политика - это политика переходного периода. В этом ее специфика, и именно данной особенностью объясняются ее непоследовательность.
Правовая политика обслуживает, прежде всего, интересы государства, а через государство - интересы общества, граждан. И укрепление государственности, к чему стремится сегодня новое руководство страны, предполагает в первую очередь упрочение ее правовых основ. В противном случае она обречена на недееспособность. Попытки проводить ту или иную политику без правового обеспечения, как правило, терпят провал и из-за неполноты нормативно-правовой базы, скрепляющей правовой воли, выраженной в юридических нормах.
В то же время, правовая политика может быть эффективной лишь в том случае, если она опирается на твердую, легитимную, авторитетную власть. Собственно, власть и право всегда тесно взаимодействовали между собой, поддерживали друг друга в достижении общих целей.
В работе рассмотрена структура государственного аппарата, различия между понятиями «государственный аппарат» и «государственный механизм».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Гранкин И. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации//Право и экономика.-№10. - 2005
Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2003. – 784 с.
Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб: Издательство юридического института, 2004 - 352 c.
Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 640 с.
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003. – 414 с.
Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт-М, 2004. – 432 с.
Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2003. – с.315
Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003. – с.210
Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – с.342
И. Гранкин. Конституционно-правовое регулирование деятельности Совета Федерации//Право и экономика.-№10. – 2005. –с.5
21
2.Кашанина Т.В. Основы российского права. – М.: Норма, 2003. – 784 с.
3.Комаров С.А. Общая теория государства и права. - СПб: Издательство юридического института, 2004 - 352 c.
4.Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. – 640 с.
5.Морозова Л.А. Теория государства и права. – М.: Юристъ, 2003. – 414 с.
6.Черданцев А.Ф. Теория государства и права. – М.: Юрайт-М, 2004. – 432 с.
Вопрос-ответ:
Что такое понятие и структура соотношение понятий механизма государства и гос аппарата?
Понятие "механизм государства" означает совокупность органов и инструментов, которые обеспечивают функционирование государства. Государственный аппарат, в свою очередь, представляет собой структуру и органы, включенные в механизм государства.
Какие виды механизмов современных государств существуют?
Современные государства имеют различные виды механизмов, такие как парламентаризм, президентская республика, конституционная монархия и др. В зависимости от политической системы, структура и принципы работы механизма могут отличаться.
Как организуется деятельность механизма государства?
Организация деятельности механизма государства основывается на конституции и действующем законодательстве. Государственные органы взаимодействуют между собой, выполняют свои функции и решают вопросы, связанные с управлением государством и обеспечением интересов граждан.
Какова структура государственного аппарата?
Структура государственного аппарата включает высшие органы государства (президент, правительство, парламент), которые олицетворяют государство и распространяют свои властные полномочия на всю территорию государства. Также в структуру входят местные органы государства, которые распространяют свои полномочия только на определенную территорию или регион.
Что такое государственный механизм?
Государственный механизм - это комплекс организационных структур и процедур, которые обеспечивают функционирование государства и осуществление его задач и функций.
Какие виды механизмов современных государств существуют?
В современных государствах существуют два основных вида механизмов: высшие органы государства и местные органы государства. Высшие органы государства полностью представляют государство и распространяют свои полномочия на всю территорию государства. Местные органы государства имеют полномочия только на территории соответствующего региона.
Как организована деятельность механизма государства?
Организация деятельности механизма государства осуществляется через процессы принятия решений, выполнения этих решений и контроля за их исполнением. Важными элементами организации являются правовая база, система государственных органов, процедуры обработки информации и принятия решений, а также механизмы обратной связи и контроля.
Какова структура государственного аппарата?
Государственный аппарат состоит из органов исполнительной власти, законодательной власти и судебной власти. Органы исполнительной власти отвечают за выполнение принятых решений и осуществление функций государства. Законодательная власть занимается разработкой и принятием законодательства. Судебная власть занимается разрешением споров и применением закона.