Влияние изобразительной деятельности на развитие мелкой мотор.детей млод.дошкольного возраста.
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 28.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
§.1. Психолого-педагогическое исследование развития изобразительной деятельности у детей младшего дошкольного возраста
§ 2. Понятие мелкой моторики. Проблемы развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста
§ 3. Методы и приёмы работы с детьми по развитию мелкой моторики в рисовании, лепке и аппликации
§. 4. Практическое применение изобразительной деятельности при занятии с детьми младшего дошкольного возраста
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
А в сюжетных работах – сначала фон, потом предметы второго плана, заслоняемые другими, и в последнюю очередь предметы первого плана.
Выполнение аппликативных изображений развивает мускулатуру руки, координации движений, при этом ребенок учится владеть ножницами, правильно вырезать формы, поворачивая лист бумаги, раскладывать формы на листе на равном расстоянии друг от друга.
Другой вид – сюжетно-тематическая аппликация – предполагает уже наличие умения вырезать и наклеивать различные предметы во взаимодействии, соблюдая тему или сюжет, например, такие: «Цыпленок клюет зерна», «Колобок отдыхает на пеньке», «Рыбки плавают в аквариуме», «Грачи вьют гнёзда на дереве». При этом перед ребёнком ставятся задачи:
- вырезать предметы,
- показывать их различия по величине при сопоставлении друг с другом (высокое дерево и маленькие грачи, рыбки большие и маленькие);
- выделять основные предметы: главных действующих лиц,
- связывать их с местом действия, обстановкой (рыбки плавают в аквариуме, цветы растут на лугу). Главное при этом выделяется размером, цветом, композиционным размещением среди других предметов;
- передавать характерные особенности персонажей, а также их действия через жесты, позу, одежду, окраску (например, колобок встретился с медведем - фигуры наклеивают в положении поворота друг к другу);
- располагать предметы на плоскости основ: на одной линии в ряд по горизонтали и вертикали, указывая высоту предметов (улица нашего города, веселый хоровод);
- создавать двухплановые композиции: ниже, выше, ослабляя цвет, уменьшая размеры предметов с учетом их удаления (лодки в море, цветущий луг с полосой леса в дали);
- подбирать или правильно использовать цвет и его сочетания для передачи времени года, состояния погоды, отношения к изображаемому объекту и явлениям (золотая осень, зимой в лесу, уборка урожая).
Конечно, в соответствии с возрастом эти задачи реализуются по-разному. Их усложнение во многом связано с уровнем знаний, умений и навыков, от которых зависит также творческая вариативность содержания сюжетно-тематических аппликаций. При этом само многообразие окружающей жизни дает богатый материал для отражения в аппликациях различных сюжетов. Сюжеты аппликаций трактуются по-разному, в зависимости от возраста детей. При этом тематический набор бумаги должен помочь выяснить колоритное своеобразие аппликации, реалистичность или фантастичность явлений, особенности и взаимосвязь объектов. В то же время большое количество цветной бумаги ведет к излишней красивости, пестроте, что является показателем неразвитого вкуса.
Наконец, декоративная аппликация – это вид орнаментальной деятельности, во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На подобных занятиях ребенок учится стилизации, а точнее декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщая их строение, наделяя образцы новыми качествами.
На занятиях в дошкольном учреждении применяются такие типы декоративной аппликации: с ленточной композицией и центрально-лучевой. В ленточном построении отдельные элементы многократно повторяются по горизонтали или вертикали в виде некоего фриза, каймы или бордюра. При этом узор бывает простой, состоящий из одного элемента, или же сложный в котором отдельный мотив повторяется через два - три элемента. В центрально-лучевой композиции узор развивается в направлении от центра украшения и равномерно к краям, углам или сторонам в зависимости от того, на предмете кокой формы он расположен: на круге, прямоугольнике, квадрате (тюбетейки, ковры, наволочки и д.р.).
В целом в результате обобщения опыта педагогов можно обозначить значение обучения аппликации:
- развитие эстетического мировосприятия,
- воспитание художественного вкуса;
- развитие графических умений и навыков;
- развитие творческого мышления и воображения, пространственного восприятия;
- развитие точных движений руки и мелкой моторики пальцев;
- становление некоторых организационных навыков художественного творчества;
- накопление сведений об отечественной и мировой художественной культуре;
- относительное раскрытие начал профессиональной художественно - изобразительной деятельности.
Таким образом, сегодня существует значительный выбор вариантов изобразительной деятельности, который определяется наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изобразительная деятельность оказывает существенное влияние на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста.
Совершенствование мелкой моторики необходимо, так как это связано в целом с общим развитием ребёнка. В головном мозге человека есть центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук. Величина проекции кисти руки, расположенной в коре головного мозга, занимает около трети всей двигательной проекции. Именно эти два уже подтвержденных научно факта позволяют рассматривать кисть руки как «орган речи» наряду с артикуляционным аппаратом. Вот почему, обучая малыша речи, недостаточно только тренировок артикуляции, развитие движений пальцев рук просто необходимо. Хорошо развитая мелкая моторика активно взаимодействует также со вниманием, мышлением, координацией, наблюдательностью, воображением, памятью.
В процессе различных видов изобразительной деятельности, например, рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает и разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, или огорчается, если что-то не получается. Создавая изображение, ребенок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать.
Аппликация играет значимую роль в обучении и воспитании детей младшего дошкольного возраста. Следует сказать, что основными признаками аппликации являются следующие: силуэтность, однородность цветового пятна, относительная локальность больших цветовых пятен, плоскостная обобщенная трактовка образа. Аппликация может быть, во-первых, предметной, состоящей из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, гриб, цветок, птица, дом, человек и т.д.); во-вторых, сюжетной, которая отражает совокупность действий, событий («Салют Победы», «Полет в космос», «Птицы прилетели» и т.д.); в-третьих, декоративной, включающей узоры или орнаменты, которые служат для украшения различных предметов.
В целом аппликация способствует не только формированию психических и эстетических возможностей, но и развитию многих личностных качеств личности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., Издательство: Физкультура и спорт 1991. 209 с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 2000. 342 с.
3. Гуревич М. О.. Психомоторика. М.-Л., 1930. 160 с.
4. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1987. 126 с.
5. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986
6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М.: Педагогика, 1973, 143с.
7. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Феникс, 2002. 314 с.
8. Косинова Е.М. Развитие речи : [99 игр и заданий : Для детей от 2 до 7 лет : Для чтения взрослыми детям] / Л.[!] М. Косинова. - М. : Б-ка И. Резника : ОЛМА-пресс, 2002. - 62 с.
9. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и метдика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентовпед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985. 255 с.
10. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспитание. № 3, 1989, с. 44-49
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997. 288 с.
12. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
13. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001. 157 с.
14. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2006. 71 с.
15. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Педагогика, 1977. 87 с.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие длястудентов вузов по направлению и спец. Психологии. М.: Academia, 2004. – 383 с.
Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., 1991. С. 183.
Светлова И. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. М., «Олма-Пресс», 2001
Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М., 1973, с. 98-108, 165-169.
Эльконин Д.Б. Детская психология. М., 2004.
Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М., 1977 г. С. 13.
Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997. С. 168-169.
Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольного возраста. Москва-Воронеж, 2001
Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1997.
Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентов пед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985.
2
1. Бернштейн Н.А. О ловкости и её развитии. М., Издательство: Физ-культура и спорт 1991. 209 с.
2. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятель-ности: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных за-ведений. - М.: 2000. 342 с.
3. Гуревич М. О.. Психомоторика. М.-Л., 1930. 160 с.
4. Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». - М.: Просвещение, 1987. 126 с.
5. Запорожец Н.А. Избранные психологические труды. 2 т, М., 1986
6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга. М.: Педагогика, 1973, 143с.
7. Корчинова О.В. Декоративно-прикладное творчество в детских до-школьных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). - Ростов Н/Д: Фе-никс, 2002. 314 с.
8. Косинова Е.М. Развитие речи : [99 игр и заданий : Для детей от 2 до 7 лет : Для чтения взрослыми детям] / Л.[!] М. Косинова. - М. : Б-ка И. Резника : ОЛМА-пресс, 2002. - 62 с.
9. Косминская В.Б., Васильева Е.И., Казакова Р.Г. и др. Теория и мет-дика изобразительной деятельности в детском саду: учебное пособие для студентовпед.институтов, 2-е изд., перераб. и допол. - М., 1985. 255 с.
10. Кудрявцев В. Двигательное воображение.// Дошкольное воспита-ние. № 3, 1989, с. 44-49
11. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учеб. для студентов ву-зов, обучающихся по специальности «Психология». М., 1997. 288 с.
12. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. пед. высш. учеб. заведений/ Под ред. Л.С. Шаховской. - 3-е изд., перераб. И доп. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
13. Маланов С.В. Развитие умений и способностей у детей дошкольно-го возраста. Москва-Воронеж, 2001. 157 с.
14. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движе-ний рук. М., «Олма-Пресс», 2006. 71 с.
15. Фонарев A.M. Развитие ориентировочных реакций у детей. М.: Пе-дагогика, 1977. 87 с.
16. Эльконин Д.Б. Детская психология: Учеб. пособие длястудентов ву-зов по направлению и спец. Психологии. М.: Academia, 2004. – 383 с.
Вопрос-ответ:
Какие методы и приемы используются при работе с детьми для развития мелкой моторики?
Для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста используются различные методы и приемы. Одним из самых эффективных методов является работа с рисованием. Детям предлагаются задания, которые требуют точности движений руки, например, закрашивание маленьких участков, проведение линий и кружков. Также при работе с детьми используется лепка из пластилина или глины. В процессе лепки ребенок тренирует пальцы и развивает координацию движений. Аппликация также является хорошим методом для развития мелкой моторики. Детям предлагается вырезать различные фигуры и наклеивать их на бумагу. Все эти методы помогают развивать мелкую моторику у детей и делают процесс обучения интересным и увлекательным.
Какой эффект может дать изобразительная деятельность на развитие мелкой моторики у детей?
Изобразительная деятельность имеет положительное влияние на развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. Работа с ручками, кистями, пластилином и другими материалами требует точности движений рук и пальцев. Постепенно ребенок осваивает все более сложные задания, что способствует развитию его координации движений и мелкой моторики. Рисование, лепка и аппликация также развивают навыки работы с инструментами и формирование представления о пространстве. Кроме того, изобразительная деятельность способствует развитию воображения и творческого мышления у детей.
Какие проблемы возникают при развитии мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста?
Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста может столкнуться с определенными проблемами. Ребенок может испытывать трудности с контролем движений пальцев и рук. Некоторые дети могут иметь ослабленную мышцы рук, что затрудняет выполнение точных движений. Также могут возникать трудности с координацией движений и формированием правильного посадочного приема. Все эти проблемы могут быть преодолены с помощью специальных методик и занятий, направленных на развитие мелкой моторики.
Каким образом изобразительная деятельность влияет на развитие мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста?
Изобразительная деятельность, такая как рисование, лепка и аппликация, требует точности движений рук и пальцев, что способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. При выполнении таких задач дети улучшают свою координацию, гибкость и точность движений пальцев, что имеет положительное влияние на их моторическое развитие.
Какое понятие является ключевым при рассмотрении проблем развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста?
Ключевым понятием при рассмотрении проблем развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста является недостаточная развитость мелких мышц рук и пальцев, а также недостаточная координация движений. Эти проблемы могут привести к трудностям в выполнении повседневных задач, таких как письмо, затягивание кнопок и использование приборов.
Какие методы можно использовать в работе с детьми для развития их мелкой моторики в изобразительной деятельности, такой как рисование, лепка и аппликация?
Одним из методов, который можно использовать в работе с детьми для развития их мелкой моторики в изобразительной деятельности, является использование различных материалов с разной фактурой. Например, дети могут рисовать пальцами, кисточкой или использовать различные инструменты для лепки. Это помогает развивать чувствительность пальцев и пальчиков, а также улучшает координацию движений.
Как можно применить изобразительную деятельность на практике при занятиях с детьми младшего дошкольного возраста?
На практике изобразительную деятельность можно использовать при занятиях с детьми младшего дошкольного возраста, чтобы развить их мелкую моторику. Например, можно проводить занятия с рисованием, где дети будут рисовать разными материалами и инструментами. Также можно использовать лепку и аппликацию, чтобы дети могли развивать свою мелкую моторику через работу с различными материалами и формами.
Какая связь между изобразительной деятельностью и развитием мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста?
Изобразительная деятельность, такая как рисование, лепка и аппликация, способствует развитию мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста. При выполнении таких заданий, дети улучшают координацию движений рук и пальцев, развивают мелкую моторику и улучшают навыки работы с инструментами и материалами.
Какие методы и приемы используются при работе с детьми для развития мелкой моторики в рисовании, лепке и аппликации?
Для развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в рисовании, лепке и аппликации используются различные методы и приемы. Например, детям предлагают рисовать кружочками, точками или штрихами, что требует точности и контроля движений. Во время лепки дети работают с мягкими материалами, такими как пластилин или глина, что позволяет им развивать ловкость пальцев и силу рук. Аппликации требуют точных движений при наклеивании элементов на основу. Постепенно дети улучшают свои навыки и становятся более уверенными в выполнении мелких движений.