Русскоязычная диаспора в странах ЕС как ресурс внешней политики России
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 15.07.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1.Понятие русской диаспоры
§ 1.1. Некоторые исторические аспекты развития русской диаспоры в странах ЕС после распада СССР
§ 1.2. Понятие русской диаспоры, русского мира
2.Особенности положения и статуса русской диаспоры в странах ЕС
§ 2.1. Общая характеристика русской диаспоры в некоторых странах ЕС
§ 2.2. Политика ЕС и проблемы в странах Балтии по отношению к русской диаспоре
3. Перспективы развития взаимодействия России и стран ЕС
§ 3.1. Роль и значение политики России в отношении ЕС
§ 3.2. Русская диаспора как внешнеполитический ресурс
Заключение
Список использованных источников и литературы
Добровольность и бескорыстность такого выбора является базовым ориентиром государственной политики в этой сфере.Россия строго придерживается принципа, согласно которому обеспечение прав человека, включая права лиц, принадлежащих к национальным меньшинствам, не является исключительно внутренним делом любого государства. В этой связи Россия использует политико-дипломатические меры, механизмы двусторонних отношений с зарубежными партнерами, а также международных организаций – ООН, ОБСЕ, СНГ, Совета Европы, Совета государств Балтийского моря и других для постановки и обсуждения вопросов соблюдения прав соотечественников в странах их проживания.МИД России выполняет возложенную на него функцию координатора деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов власти субъектов Федерации в этой сфере. 3. Перспективы развития взаимодействия России и стран ЕС§ 3.1. Роль и значение политики России в отношении ЕС«Стабильная, демократическая и процветающая Россия, прочно связанная с объединенной Европой без границ, необходима для обеспечения продолжительного мира на континенте». Любой русский, западный или европейский гражданин легко увидит, что это утверждение было сделано очень недавно. На самом деле, никто может представить себе лидера Советского Союза или лидера какой-либо из стран западной Европы, который бы позволил себе сделать подобное заявление 15 лет назад. До середины 1988 г., СССР и Европейские Сообщества пребывали в отношениях «бесполезного» безразличия. Последнее десятилетие напротив, свидетельствует о развитии отношений конструктивного сотрудничества. И Россия, и Европейский Союз понимают, что они могут справиться с общими Европейскими проблемами только на основе взаимного сотрудничества. Выработанная в 1999 г. Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России, процитированная выше, подчеркивает достигнутое взаимопонимание.Общая стратегия Европейского Союза по отношению к России – стратегия с добрыми намерениями, но еще не обретшая завершенные формы. Она подчеркивает общность судеб России и Европейского Союза, и каждый, кто может что-то привнести в это будущее – морально обязан это сделать. Единственный путь который в принципе неприемлем в отношениях между Россией и Европейским Союзом – это конфронтация.Не стоит забывать и о том, что ЕС не располагает какими – либо механизмами централизованной коллективной помощи государствам, находящимся под воздействием финансового кризиса. Иными словами вероятность того, что Эстония или Латвия получит значительную экономическую помощь со стороны ЕС достаточно низка. Снижение экономической стабильности обычно повышает стабильность внешнеполитического курса государств, склонных к экстремальной риторики.§ 3.2. Русская диаспора как внешнеполитический ресурсЗащита прав и законных интересов соотечественников за рубежом отнесена Президентом РФ к числу приоритетных направлений российской внешней политики. Эффективное решение наиболее острых проблем соотечественников, составляет важное условие формирования отношений добрососедства и сотрудничества. Реформа органов управления Российской Федерации, как и последние законодательные решения, не препятствуют работе на данном управлении. С 2002 г. соответствующие организационные функции ее возложены на МИД России. Оказание поддержки соотечественникам по-прежнему опирается на ресурсы федерального бюджета, в котором в 2004 г. выделено на эти цели 252 млн. рублей. В 2005 г. сумма выделяемых средств выросла более чем на 20%..Таким образом, из года в год в российском бюджете выделяется на взаимодействие с зарубежными соотечественниками все больше средств. Так, в нынешнем, 2008 году федеральные ассигнования на эти цели составили почти 407 млн. рублей, т.е. по сравнению с предыдущим годом возросли на 18,5 %. Нельзя забывать и о том, что целый ряд субъектов Российской Федерации, традиционно имеющих собственные программы действий по укреплению связей и сотрудничества с соотечественниками, проживающими в зарубежных государствах, - Москва, Санкт-Петербург, Татарстан, некоторые другие, - финансируют предусмотренные ими мероприятия самостоятельно, за счет своих региональных бюджетов. Важно и то, что выделяемые средства используются в последние годы с куда большей, нежели ранее эффективностью. Не только потому, что они расходуются исключительно целевым назначением в соответствии с теми направлениями правительственной трехлетней Программы работы на 2006-2008 гг., которые были выработаны при активном участии самих соотечественников и их организаций и, следовательно, реально отражают их потребности в поддержке со стороны российского государства. Но и потому, что Правительственная комиссия по делам соотечественников за рубежом во главе с Министром иностранных дел России С.В.Лавровым осуществляет постоянный мониторинг проводимой работы и при необходимости оперативно вносит должные коррективы как в программу текущих мероприятий, так и предусмотренные на их осуществление расходы. Защита права этнических россиян на сохранение ими своей национальной идентичности была и остается, по идее, одной из приоритетных внешнеполитических задач российского руководства. Правительство РФ не раз заявляло (никогда не наполняя, однако, при этом свои заявления конкретным содержанием) о своих намерениях "не допускать ущемления прав своих соотечественников за рубежом" всеми способами, признанными международным правом. На деле, однако, не раз декларированный курс на содействие русским в их интеграции в этническую среду "стран проживания" так и рискует остаться ничего не значащей декларацией. Многие отмечают, что российская политика по отношению к своим "соотечественникам" носит если не конъюнктурный, то откровенно двойственный и циничный характер. ЗаключениеЗа пределами России и бывшего СССР живет очень много русских и русскоговорящих людей. Проблем у этой категории граждан очень много, начиная от юридических и финансовых и заканчивая культурными и межличностными. Конечно, в ряде стран права русскоговорящих и русских людей учитываются, но не всегда в достаточной мере и должном качестве. На современном этапе равзития в странах ЕС создана организация - Европейский русский альянс.Европейский русский альянс – это общественная организация, объединяющая русских общественных деятелей, журналистов и политиков стран Европейского союза. Европейский русский альянс – это собственно русский проект для русских жителей Европейского союза и стран Европейского экономического пространства (ЕС + Норвегия, Швейцария и Исландия). Поэтому, когда мы говорим о «русских ЕС», мы почти всегда имеем в виду русские меньшинства Европейского союза плюс русские меньшинства упомянутых трех стран.Многомиллионная русскоязычная диаспора ЕС – это реальность не только сегодняшнего дня, но и обозримого будущего. В перспективе границы Русского мира будут там, где будут жить его граждане. Процессы глобализации стирают разницу между внешним и внутренним социально – экономическим состоянием и представление о государстве как совокупности конкретно ограниченных территорий. Все это сменяется представлением о государстве как совокупности граждан.Особую озабоченность русской диаспоры в странах ЕС имеет проблема гражданства, в особенности это касается стран Балтии. Гражданство на основе культуры – базис Русского мира. Не должно быть разницы между «внутренним» и «внешним» российским государственным состоянием.Для России русская диаспора это не только часть русских выехавших за границу на постоянное жительство, но это и еще и внешнеполитический ресурс, элементами которого являются русская культура. Самосознание.Список использованных источников и литературыИсточникиЕвропейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» и Европейская социальная хартия 18 октября 1961 г. // Права человека: Сборник универсальных и региональных международных документов. С. 85-137.Конституция РФ 1993 г. // Российская газета 1993 - 25 декабряФедеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 г. ( в ред. ФЗ РФ от 04.12.2007) // СЗ РФ 2002. - № 22. Ст. 2031Федеральный закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”// Российская газета, 1999, 1 июня.ЛитератураАпине И.К. Изменение идентичности русских в современной Латвии. // Социологические исследования 2006. - № 10. С. 65-70Бархатова Е. Ю. «Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. М.: Проспект, 2005.Громыко Ю. Стыки- 2. – М., 1998Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма. // Ab Imperio. 2000. № 1, 2. С. 151-165, 247-268. Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. Сб. статей. - М., 1993; Международная научная конференция "Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы" // Сб. материалов. - М., 1993.Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002.Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1992.Полоскова Т. Современные диаспоры: внутриполитические и международные аспекты. М., 2002Смирнова Е.С. Регулирование вопросов гражданства в свете европейского права. // Государство и право 2001. - № 6. С. 74-80Соколов А.Г. Судьба русской литературной эмиграции в 1920-х гг. - М., 1991Тишков, В. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дискурса) // Диаспоры, № 3, 2003. – С. 2-5Якобсон В. Русскоязычные как часть населения Эстонии: 15 лет спустя. // Мир России 2006. Т. 15.- № 4. С. 143-170Электронные ресурсыАнализ положения русских в ближнем зарубежье. // http://www.slavrus.net/digest/article.php?n=0310&a=3Водо В. Русские в Литве: «пятая колонна» или граждане затонувшей Атлантиды. // http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-diaspor/russ/12121/Дубовицкий В. Национальная идентичность русской диаспоры как элемент сохранения исторической России. // http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=12196Гаврилов К., Козиевская Е., Толмач А., Яценко Е. Невозможность диаспоры. Русские и русскоязычные в странах ЕС. // Электронный ресурс: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=8304&issue=222Из интервью заместителя Директора Второго Европейского департамента МИД России М.В. Демурина, опубликованного в литовской газете “Литовский курьер” 18 ноября 2004 года//http://www.mid.ru/nsreuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec3256f580048df53?OpenDocumentКакие сегодня проблемы у русскоязычного населения Европы? // Электронный ресурс : http://www.km.ru/conference/index.asp?data=22.03.2007%2011:00:00Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства). // Приложение 3 к докладу "Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития". http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/naturalization/doklad/enclosure3/Ознобищев С. «Время выбирать» // Международные процессы. 2004. № 1(4), январь-апрель // http://www.intertrends.ru/four/008.htmСмайтер Э. Россия и ЕС: история и перспективы сотрудничества. // Электронный ресурс: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/rus_es_perspect.htm«ЕС работает над проблемой дискриминации русских в Прибалтике» // Агентство Regnum 10.05.2005 // http://www.regnum.ru/news/451369.htmlЧепурин А.В. Россия и соотечественники: МИД РФ подводит итоги работы в 2008 г.// http://www.russians.kz/compatriot/993080-rossija-i-sootechestvenniki.-mid-rf-podvodit.html
2.Конституция РФ 1993 г. // Российская газета 1993 - 25 декабря
3.Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” от 31 мая 2002 г. ( в ред. ФЗ РФ от 04.12.2007) // СЗ РФ 2002. - № 22. Ст. 2031
4.Федеральный закон “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом”// Российская газета, 1999, 1 июня.
Литература
5.Апине И.К. Изменение идентичности русских в современной Латвии. // Социологические исследования 2006. - № 10. С. 65-70
6.Бархатова Е. Ю. «Гражданство и регистрация: Москва, Россия, СНГ. М.: Проспект, 2005.Громыко Ю. Стыки- 2. – М., 1998
7.Брубейкер Р. Мифы и заблуждения в изучении национализма. // Ab Imperio. 2000. № 1, 2. С. 151-165, 247-268.
8.Люкс Л. Россия между Западом и Востоком. Сб. статей. - М., 1993; Международная научная конференция "Культурное наследие российской эмиграции: 1917-1940-е годы" // Сб. материалов. - М., 1993.
9.Никуличев Ю.В. Содружество независимых государств: очерк современной истории. – М.: Институт социальных наук, 2002.
10.Пашуто В.Т. Русские историки-эмигранты в Европе. - М., 1992.
11.Полоскова Т. Современные диаспоры: внутриполитические и международные аспекты. М., 2002
12.Смирнова Е.С. Регулирование вопросов гражданства в свете европейского права. // Государство и право 2001. - № 6. С. 74-80
13.Соколов А.Г. Судьба русской литературной эмиграции в 1920-х гг. - М., 1991
14.Тишков, В. Увлечение диаспорой (о политических смыслах диаспорального дискурса) // Диаспоры, № 3, 2003. – С. 2-5
15.Якобсон В. Русскоязычные как часть населения Эстонии: 15 лет спустя. // Мир России 2006. Т. 15.- № 4. С. 143-170
Электронные ресурсы
16.Анализ положения русских в ближнем зарубежье. // http://www.slavrus.net/digest/article.php?n=0310&a=3
17.Водо В. Русские в Литве: «пятая колонна» или граждане затонувшей Атлантиды. // http://www.archipelag.ru/ru_mir/rm-diaspor/russ/12121/
18.Дубовицкий В. Национальная идентичность русской диаспоры как элемент сохранения исторической России. // http://www.russkie.org/index.php?module=fullitem&id=12196
19.Гаврилов К., Козиевская Е., Толмач А., Яценко Е. Невозможность диаспоры. Русские и русскоязычные в странах ЕС. // Электронный ресурс: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=8304&issue=222
20.Из интервью заместителя Директора Второго Европейского департамента МИД России М.В. Демурина, опубликованного в литовской газете “Литовский курьер” 18 ноября 2004 года//
21.http://www.mid.ru/nsreuro.nsf/348bd0da1d5a7185432569e700419c7a/432569d80022027ec3256f580048df53?OpenDocument
22.Какие сегодня проблемы у русскоязычного населения Европы? // Электронный ресурс : http://www.km.ru/conference/index.asp?data=22.03.2007%2011:00:00
23.Приобретение гражданства в странах СНГ и Балтии (обзор законодательства). // Приложение 3 к докладу "Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направления развития". http://www.archipelag.ru/agenda/povestka/naturalization/doklad/enclosure3/
24.Ознобищев С. «Время выбирать» // Международные процессы. 2004. № 1(4), январь-апрель // http://www.intertrends.ru/four/008.htm
25.Смайтер Э. Россия и ЕС: история и перспективы сотрудничества. // Электронный ресурс: http://eulaw.edu.ru/documents/articles/rus_es_perspect.htm
26.«ЕС работает над проблемой дискриминации русских в Прибалтике» // Агентство Regnum 10.05.2005 // http://www.regnum.ru/news/451369.html
27.Чепурин А.В. Россия и соотечественники: МИД РФ подводит итоги работы в 2008 г.// http://www.russians.kz/compatriot/993080-rossija-i-sootechestvenniki.-mid-rf-podvodit.html
Вопрос-ответ:
Каково понятие русской диаспоры?
Под русской диаспорой понимается русское население, проживающее за пределами России, в различных странах мира, включая страны Европейского союза. Это люди, которые сохраняют свою русскую культуру, традиции и язык, и часто имеют связи с Россией.
Каковы некоторые исторические аспекты развития русской диаспоры в странах ЕС после распада СССР?
После распада СССР, многие русскоязычные люди из бывших советских республик перебрались в страны Европейского союза в поисках лучшей жизни и возможностей. Это стало основанием для формирования русскоязычной диаспоры в таких странах, как Германия, Франция, Италия и другие.
Какой статус и положение имеет русская диаспора в странах ЕС?
Статус и положение русской диаспоры в странах Европейского союза может быть разным в разных странах. Однако, в целом, русская диаспора имеет право на сохранение своей культуры и языка, а также на участие в политической, социальной и экономической жизни стран, где они проживают. Однако, некоторые страны ЕС, особенно в Балтии, могут иметь свою политику и проблемы по отношению к русской диаспоре.
Каковы особенности положения русской диаспоры в некоторых странах ЕС?
В некоторых странах Европейского союза, таких как Германия, Франция, Испания и Италия, русская диаспора имеет довольно высокий статус и положение. Они имеют право на сохранение своей культуры, языка и религии, и часто имеют доступ к различным образовательным, культурным и благотворительным организациям. Однако, в странах Балтии, таких как Латвия и Литва, русская диаспора сталкивается с определенными проблемами, такими как языковая и социальная дискриминация.
Что такое русскоязычная диаспора?
Русскоязычная диаспора представляет собой группу людей, проживающих за пределами России, которые сохраняют русский язык, культуру и традиции.
Как развивалась русская диаспора в странах ЕС после распада СССР?
После распада СССР, русская диаспора в странах ЕС начала активно формироваться. Процесс этно-культурной адаптации и интеграции в новое общество был неоднородным и зависел от условий и возможностей конкретных стран. Однако, в целом, русскоязычная диаспора в ЕС стала важным ресурсом для сохранения и продвижения русской культуры и языка.
Каковы особенности положения русской диаспоры в странах ЕС?
Положение русской диаспоры в странах ЕС различно. Некоторые страны, например Германия и Франция, имеют большое количество русскоязычных жителей и в то же время создали положительные условия для сохранения и распространения русской культуры. Однако, в странах Балтии и Польше русским гражданам часто ограничены права, и они сталкиваются с негативным отношением со стороны правительства и населения.
Какая политика применяется ЕС в отношении русской диаспоры?
Политика ЕС в отношении русской диаспоры различается в зависимости от конкретной страны. В некоторых случаях, ЕС поддерживает права русскоязычных жителей и способствует сохранению русской культуры. Однако, в странах Балтии, ЕС оказывает давление на правительства в отношении политических прав и национальных идентичностей русских граждан.
Каковы перспективы развития взаимодействия России и русскоязычной диаспоры в странах ЕС?
Перспективы развития взаимодействия России и русскоязычной диаспоры в странах ЕС зависят от ряда факторов, включая политическую обстановку, отношения между Россией и ЕС, и внутреннюю политику конкретных стран. Возможность для развития сотрудничества и поддержки русскоязычной диаспоры со стороны России будет расти, если будут созданы благоприятные условия для этого в ЕС.
Что такое русскоязычная диаспора?
Русскоязычная диаспора - это совокупность русских граждан или граждан других стран, которые говорят на русском языке и имеют связь с русской культурой и традициями.
Какое значение имеет русскоязычная диаспора в странах ЕС для внешней политики России?
Русскоязычная диаспора в странах ЕС является важным ресурсом внешней политики России, так как она представляет собой культурный и экономический потенциал. Русские соотечественники в Европе могут выступать в качестве посредников и поддерживать диалог между Россией и странами ЕС.
Какую роль история играет в развитии русской диаспоры в странах ЕС после распада СССР?
История играет важную роль в развитии русской диаспоры в странах ЕС после распада СССР, так как у многих эмигрантов остались сильные связи с родиной и культурой. Они передают традиции и ценности русского народа, воспитывают своих детей в духе русской культуры и поддерживают связи с Россией.