Тревожность в группе детей школьного возраста.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Возрастная психология
  • 41 41 страница
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.05.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме возникновения тревожности у детей среднего школьного возраста
1.1.Тревога и тревожность как состояние личности
1.2.Причины возникновения тревожности у детей школьного возраста
Глава 2. Экспериментальное изучение тревожности у детей школьного возраста
2.1. Описание констатирующего эксперимента
2.2. Анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента
2.3. Психолого-педагогическая коррекционная программа по преодолению тревожности у среднего школьного возраста
Заключение
Список литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ

Фрагмент для ознакомления

2000. №5.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 2003. – 212 с.
Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980. – 313 с.
Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004г. – 210 с.
Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – 267 с.
Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001. – 190 с.
Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. №1. С. 131-138.
Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии . 1990. №3. С. 155-161.
Прихожан А.М.Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.1998. №2. С. 11-17.
Психические состояния. / Под ред. Куликова Л.В. – СПб., Издательство «Питер», 2000. – 210 с.
Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 234 с.
Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. №4. С. 11-14.
Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М. 1983. – 95 с.
Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Л. 1976. – 114 с.
Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. – 320 с.







ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Инструкция: “Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.
Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ “+”, если Вы согласны с ним, или “-”, если не согласны”.
Обработка и интерпретация результатов.
При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил “Да”, в то время как в ключе этому вопросу соответствует “-”, то есть ответ “нет”. Ответы, не совпадающие с ключом - это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:
1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50 %, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, если больше 75 % от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.
2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.
Факторы № вопросов 1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53. 54. 55, 56, 57, 58;
сумма = 22 2. Переживание социального стресса 5. 10, 15. 20, 24. 30, 33, 36. 39, 42, 44 сумма = 11 3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1. 3, 6. 11. 17. 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3,8,13,17.22; сумма = 5 7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9,14.18.23,28; сумма = 5 8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2,6,11,32.35.41.44.47; сумма = 8
Ключ к вопросам
1 - 7- 13- 19- 25 + 31 - 37- 43 + 49- 55- 2 _ 8- 14- 20 + 26- 32- 38 + 44 + 50- 56- 3- 9- 15- 21 - 27- 33- 39 + 45- 51 - 57- 4- 10- 16- 22 + 28- 34- 40- 46- 52- 58- 5- 11 + 17- 23- 29- 35 + 41 + 47- 53- 6- 12- 18- 24 + 30 + 36 + 42 - 48- 54-
Результаты
1) Число несовпадений знаков (“+” - да, “-” - нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений в процентах: < 50 %; > 50 % и 75%).
Для каждого респондента.
2) Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.
3) Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение - < 50 %; > 50 % и 75%.
4) Представление этих данных в виде диаграммы.
5) Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору 50 % и 75 % (для всех факторов).
6) Представление сравнительных результатов при повторных замерах.
7) Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).
Содержательная характеристика каждого синдрома (фактора).
Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.
Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).
Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.
Страх самовыражения - негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.
Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.
Страх несоответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.
Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.
Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.
Текст опросника.
Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
Похож ли ты на своих одноклассников?
Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
Боишься ли ты временами вступать в спор?
Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?
Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?
Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?
Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?
Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?
Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?
Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Обработка результатов
1) Определение показателей ситуативной и личностной тревожности с помощью ключа.
2) На основе оценки уровня тревожности составление рекомендаций для коррекции поведения испытуемого.
При анализе результатов самооценки надо иметь в виду, что общий итоговый показатель по каждой из подшкал может находиться в диапазоне от 20 до 80 баллов. При этом, чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности (ситуативной или личностной). При интерпретации показателей можно использовать следующие ориентировочные оценки тревожности: до 30 баллов - низкая, 31 - 44 балла - умеренная; 45 и более высокая.
Шкала ситуативной тревожности (СТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных и неправильных ответов нет.
Суждения
№пп Суждение Нет, это не так Пожалуй, так Верно Совершенно верно 1 Я спокоен 1 2 3 4 2 Мне ничто не угрожает 1 2 3 4 3 Я нахожусь в напряжении 1 2 3 4 4 Я внутренне скован 1 2 3 4 5 Я чувствую себя свободно 1 2 3 4 6 Я расстроен 1 2 3 4 7 Меня волнуют возможные неудачи 1 2 3 4 8 Я ощущаю душевный покой 1 2 3 4 9 Я встревожен 1 2 3 4 10 Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения 1 2 3 4 11 Я уверен в себе 1 2 3 4 12 Я нервничаю 1 2 3 4 13 Я не нахожу себе места 1 2 3 4 14 Я взвинчен 1 2 3 4 15 Я не чувствую скованности, напряжения 1 2 3 4 16 Я доволен 1 2 3 4 17 Я озабочен 1 2 3 4 18 Я слишком возбужден и мне не по себе 1 2 3 4 19 Мне радостно 1 2 3 4 20 Мне приятно 1 2 3 4
Шкала личной тревожности (ЛТ)
Инструкция. Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните цифру в соответствующей графе справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не думайте, поскольку правильных или неправильных ответов нет.
№пп Суждение Никогда Почти никогда Часто Почти всегда 21 У меня бывает приподнятое настроение 1 2 3 4 22 Я бываю раздражительным 1 2 3 4 23 Я легко расстраиваюсь 1 2 3 4 24 Я хотел бы быть таким же удачливым, как и другие 1 2 3 4 25 Я сильно переживаю неприятности и долго не могу о них забыть 1 2 3 4 26 Я чувствую прилив сил и желание работать 1 2 3 4 27 Я спокоен, хладнокровен и собран 1 2 3 4 28 Меня тревожат возможные трудности 1 2 3 4 29 Я слишком переживаю из-за пустяков 1 2 3 4 30 Я бываю вполне счастлив 1 2 3 4 31 Я все принимаю близко к сердцу 1 2 3 4 32 Мне не хватает уверенности в себе 1 2 3 4 33 Я чувствую себя беззащитным 1 2 3 4 34 Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей 1 2 3 4 35 У меня бывает хандра 1 2 3 4 36 Я бываю доволен 1 2 3 4 37 Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня 1 2 3 4 38 Бывает, что я чувствую себя неудачником 1 2 3 4 39 Я уравновешенный человек 1 2 3 4 40 Меня охватывает беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах 1 2 3 4 Оценка:
до 30 - низкая тревожность;
31-45 - умеренная тревожность;
46 и более - высокая тревожность.
Значительные отклонения от уровня умеренной тревожности требуют особого внимания, высокая тревожность предполагает склонность к проявлению состояния тревоги в ситуациях оценки собственной компетентности. В этом случае следует снизить субъективную значимость ситуации и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формирование чувства уверенности в успехе.
Низкая тревожность, наоборот, требует повышения внимания к мотивам деятельности и повышения чувства ответственности. Но иногда очень низкая тревожность в показателях теста является результатом активного вытеснения личностью высокой тревоги с целью показать себя "в лучшем свете".


Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980. – 313 с.

Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. №5. С. 111

Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2000. №5. – с. 76

Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2000. №5. – с.77

Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 2003. – с. 67

Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. –с. 434

Алексеев А.В. Психомышечная тренировка // Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985. – с.8

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – с. 97

Психические состояния. / Под ред. Куликова Л.В. – СПб., Издательство «Питер», 2000. – с. 188

Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. №1. С. 131-138.

Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 г. – с. 115

Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М. 1983. – с.12

Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Л. 1976. – 114 с.













2

1.Алексеев А.В. Психомышечная тренировка // Руководство по психотерапии. – Ташкент, 1985. – 123 с.
2.Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Психологический журнал. 1992. №5. С. 111-117.
3.Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. - В кн. Диалектика познания и сознания. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та, 1973 г. – 180 с.
4.Бреслав Г.М. Психология эмоций 2004г. – 310 с.
5.Выготский Л.С. Проблемы эмоций. Вопросы психологии, 1958 №3. -639 с.
6.Габдреева Г.Ш. Основные аспекты проблемы тревожности в психологии // Тонус. 2000. №5.
7.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка – М., 2003. – 212 с.
8.Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980. – 313 с.
9.Изотова Е.И., Никифорова Е.В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика 2004г. – 210 с.
10.Карабанова О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка. – М., 1997. – 267 с.
11.Костина Л. Игровая терапия с тревожными детьми. – СПб., 2001. – 190 с.
12.Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. №1. С. 131-138.
13.Морган У.П., Эликсон К.А. Ситуативная тревога и результативность деятельности // Вопросы психологии . 1990. №3. С. 155-161.
14.Прихожан А.М.Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование.1998. №2. С. 11-17.
15.Психические состояния. / Под ред. Куликова Л.В. – СПб., Издательство «Питер», 2000. – 210 с.
16.Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1989. – 234 с.
17.Савина Е., Шанина Н. Тревожные дети // Дошкольное воспитание. 1996. №4. С. 11-14.
18.Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги // Стресс и тревога в спорте. – М. 1983. – 95 с.
19. Ханин Ю.Л. Краткое руководство к применению шкалы реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера. – Л. 1976. – 114 с.
20.Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1999. – 320 с.

Вопрос-ответ:

Какие причины могут привести к возникновению тревожности у детей школьного возраста?

Причины возникновения тревожности у детей школьного возраста могут быть разными. Это может быть связано с переходом в новую школу, сложностями в учебе, отсутствием дружеских отношений, семейными проблемами и т.д. Дети могут также проявлять тревожность из-за страха перед оценками, социальной неуверенности или необходимостью соответствовать определенным стандартам.

Что представляет собой тревога и тревожность как состояние личности?

Тревога и тревожность - это психологические состояния, которые могут возникать у детей школьного возраста. Тревога представляет собой чувство беспокойства, напряжения и тревожности, которое сопровождается физическими симптомами, такими как учащенное сердцебиение, потливость, головная боль и пр. Тревожность, в свою очередь, является характеристикой личности, означающей наличие длительной неприятной тревожности в повседневных ситуациях.

Как проводился констатирующий эксперимент по изучению тревожности у детей школьного возраста?

Для проведения констатирующего эксперимента по изучению тревожности у детей школьного возраста были собраны данные из различных источников и рассмотрены результаты предыдущих исследований. В рамках эксперимента использовались стандартизированные тесты и опросники для определения уровня тревожности у детей.

Какие результаты были получены в ходе констатирующего эксперимента по тревожности у детей школьного возраста?

В результате констатирующего эксперимента было обнаружено, что тревожность у детей школьного возраста может быть разной по интенсивности и проявляться в различных ситуациях. Уровень тревожности может зависеть от различных факторов, таких как социальная среда, школьная атмосфера, взаимодействие с учителями и сверстниками и т.д. Было также выявлено, что тревожность может влиять на учебные достижения и социальную адаптацию детей.

Что такое тревожность у детей школьного возраста?

Тревожность у детей школьного возраста - это состояние, характеризующееся повышенной тревогой и беспокойством. Возникает оно из-за различных причин, таких как переживание школьных проблем, стресс, низкая самооценка и др. Это может привести к нарушению психологического благополучия ребенка и его академической успеваемости.

Какие причины могут вызвать тревожность у детей школьного возраста?

Причины возникновения тревожности у детей школьного возраста могут быть различными. Они могут включать в себя сложности в обучении, социальные проблемы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, страх провала, перфекционизм, низкую самооценку, семейные проблемы и другие факторы. Отсутствие поддержки и понимания со стороны взрослых также может способствовать появлению тревожности у детей.

Как проводился констатирующий эксперимент по изучению тревожности у детей школьного возраста?

В констатирующем эксперименте по изучению тревожности у детей школьного возраста было проведено наблюдение и тестирование детей. Исследователи изучали их поведение, эмоциональное состояние и реакцию на различные ситуации. Также были проведены специальные психологические тесты, которые помогли определить уровень тревожности у детей.

Какие результаты были получены в ходе констатирующего эксперимента по тревожности у детей школьного возраста?

Результаты констатирующего эксперимента по тревожности у детей школьного возраста показали, что у некоторых детей присутствует высокий уровень тревожности, который может влиять на их эмоциональное и психологическое состояние. Было обнаружено, что тревожность связана с низкой самооценкой, стрессом и негативными переживаниями.

Какое состояние личности является тревожностью?

Тревожность - это состояние личности, характеризующееся повышенной тревожностью, беспокойством, боязнью и напряжением.

Какие причины могут привести к возникновению тревожности у детей школьного возраста?

Существует множество причин, которые могут вызывать тревожность у детей школьного возраста. Некоторые из них включают: семейные проблемы, изменения внешних условий (смена школы, переезд, развод родителей), школьное давление и проблемы социальной адаптации.

Как был проведен констатирующий эксперимент по изучению тревожности у детей школьного возраста?

В констатирующем эксперименте проводилось наблюдение и изучение поведения детей школьного возраста с целью выявления и анализа признаков тревожности. Детям задавались вопросы и проводились психологические тесты для определения их уровня тревожности.