Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 32 32 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 17.04.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение
1.Значение звуковой культуры речи
2.Виды нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста
3.Система работы по воспитанию правильного звукопроизношения
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, кончик языка положить за нижние резцы, выгнуть спинку и погладить ее верхними зубами. При этом надо следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед. (7)Задняя часть языка может подниматься и смыкаться с нёбом (при звуках к’ г) или же образовывать щель с нёбом (при звуке х). Для отработки этих движений служат упражнения «Пароход гудит», «Прятки» (18).Боковые края языка могут прижиматься к внутренней поверхности коренных зубов и не пропускать вбок выходящую струю воздуха (при звуках и, э, с, з ц, ш, ж, ч, щ, р); могут опускаться и пропускать струю воздуха вбок (при звуке л); язык может сужаться и боковые края его не будут касаться коренных зубов (при звуках о, у). Таким образом, язык может быть:а) широким, распластанным — для отработки этого положения служат упражнения «Наказать непослушный язык», «Вкусное варенье»;б) узким — сужению языка способствуют упражнения «Часики», когда дети при приоткрытом рте делают движения кончиком языка от одного угла рта к другому, и «Достань леденец»: детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот и кончиком языка дотянуться до леденца; при этом надо следить, чтобы губы были неподвижны (7).В образовании звуков также играет роль подвижность губ. Губы могут вытягиваться в трубочку (при звуке у), округляться (при звуке о), обнажать передние верхние и нижние зубы (при звуках и, с, з, ц, л и др.), слегка выдвигаться вперед (при звуках ш, ж). Но наибольшей подвижностью обладает нижняя губа. Она может смыкаться с верхней губой (при звуках п, б, м), образовывать щель, приближаясь к верхним передним зубам (при звуках ф, в). Выработке подвижности губ способствуют упражнения «Кто лучше сделает дудочку?», «Кто умеет улыбаться?», «Построим забор».Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, меняя этими движениями объем полости рта, что особенно важно при образовании гласных звуков (упражнения «Пароход гудит», «Качели»).Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо опущено, выдыхаемая струя воздуха проходит через нос, в результате чего образуются носовые звуки м, м', н, н'. Если мягкое нёбо поднято, а маленький язычок прижимается к задней стенке глотки, то закрывается проход в носовую полость. Выдыхаемая струя воздуха идет через рот и образуются ротовые звуки (все звуки, кроме м, м', н, н'). Развитию подвижности мягкого нёба способствуют упражнения типа «Подуть на одуванчики», «Ветер срывает листок» (покашлять с открытым ртом на листок, подвешенный на ниточке). (1)Итак, при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована. (18)Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, то есть то, что необходимо для правильного образования звука.Артикуляционную гимнастику следует всегда начинать с отработки основных движений и положений губ, языка, необходимых для четкого, правильного произношения всех звуков.Первый комплекс и включает эти основные упражнения:Удерживание губ в улыбке, передние верхние и нижние зубы обнажены.Вытягивание губ вперед трубочкой.Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой.Спокойное открывание и закрывание рта, губы в положении улыбки.Язык широкий.Язык узкий.Чередование положений языка: широкий — узкий.Подъем языка за верхние зубы.Чередование движений языка вверх-вниз.Чередование следующих движений языка (при опущенном кончике): отодвигать язык в глубь рта — приближать к передним нижним резцам. (17)После отработки упражнений первого комплекса воспитатель в зависимости от того, какие звуки нарушены у большинства детей, подбирает соответствующие комплексы и проводит их.Второй комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения свистящих звуков.Третий комплекс. Упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения шипящих звуков.Четвертый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука л.Пятый комплекс. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произношения звука р. (17)В течение года во всех возрастных группах педагог использует указанные выше комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений детьми на каждом возрастном этапе будут различными.С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик. Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения органов артикуляционного аппарата.В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движений, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому можно проводить упражнения в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков (свистящие, шипящие, л, р) воспитатель может закончить артикуляционную гимнастику звукоподражанием на отрабатываемый звук.В подготовительной к школе группе (и во второй половине года в старшей группе, когда у детей уже сформировано правильное звукопроизношение) для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков (с учетом последовательности развития ее у детей):а) гласных: и — у, э — о, и — о, э — у, и — э, у — о;б) длительных и взрывных согласных: м — б, н — г;в) носовых и сонорных: м — л, н — л;г) губных и язычных: б — д, ф — х;д) взрывных и щелевых: б — в, к — х;е) переднеязычных и заднеязычных: с — х, д — г.Эта работа способствует развитию у ребенка фонематического слуха. Она проводится с использованием игровых приемов. Например, воспитатель говорит: «Попищим тоненько, как мышка: иии..., потом погудим, как паровоз: ууу...» При этом он показывает картинки с изображением мышки и паровоза. (9)Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 3—5 мин, Не следует предлагать детям более двух-трех упражнений. Последние выполняются подгруппами из четырех — шести человек.При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не вводит новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления педагог придумывает новые игровые приемы.Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Дети сидят за столами или полукругом перед воспитателем. Размещать детей надо так, чтобы они все видели лицо воспитателя, которое должно быть хорошо освещено. (18)Воспитатель должен следить за качеством выполняемых ребенком движений (точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому), в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как выполняет упражнения каждый ребенок. Поэтому воспитатель организует работу следующим образом:а) рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы,б) показывает его выполнение,в) упражнение выполняют все дети,г) воспитатель проверяет правильность выполнения по подгруппам (не более пяти человек). (2)Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Не все дети одновременно овладевают двигательными навыками, поэтому необходим индивидуальный подход. Нельзя говорить ребенку, что он делает упражнение неверно,— это может привести к отказу выполнять движение. Надо показать ребенку его достижения («Видишь, Вова, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок научится подниматься кверху»).Если воспитатель видит, что группа в основном справляется с выполнением упражнения и только некоторым детям оно удается не совсем, он проводит с ними дополнительную индивидуальную работу или дает задание родителям отработать эти движения дома (по 2—5 мин 2 раза в день — утром и вечером). (15)Во время артикуляционной гимнастики надо следить, чтобы движения каждого органа выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Если это условие нарушается, необходимо индивидуально отработать с ребенком движения перед зеркалом. Если они не будут получаться, надо направить его к логопеду. ЗаключениеЗвуковая культура речи – понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию. Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии.Неправильное звукопроизношение является одним из самых частых проявлений речевой патологии; дефекты звукопроизношения встречаются почти при любом нарушении речи, к тому же они оказываются наиболее элементарными проявлениями всего речевого нарушения и потому наиболее легко уловимыми. В настоящее время возникновение неправильного звукопроизношения может объясняться на основе как моторных, так и сенсорных нарушений, центрального или периферического характера.Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:обследование речи детей;развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);предупреждение и устранение нарушений речи у детейНеобходимо помнить, что анатомические дефекты имеют чаще всего значение только предрасполагающего момента, так как здоровый физически и психически человек в большинстве случаев находит пути компенсации такого дефекта, и только при наслаивании дополнительных трудностей чисто речевого и общего развития выявляется значение анатомических дефектов для произношения.Целенаправленные упражнения помогают подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произнесению нужных звуков. Эти упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы.Список литературыАлександрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11 с.Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112 с.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.Карельская Е.А. Поможем Буратино заговорить//Дошкольное воспитание, 2002– №5– 44-49 с.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315 с.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200 с.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». – 1985г. – №5.Поваляева М.А. Справочник логопеда.– Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А., Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989, –239 с.

Список литературы
1.Александрова Т.В. Живые звуки, или Фонетика для дошкольников: Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. — СПб.: Детство-пресс, 2005. — 48 с.
2.Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. – 3-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.
3.Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
4.Ашиков В. Дошкольное воспитание в новом веке //Дошкольное воспитание. – 2000. – №1. – 8-11 с.
5.Богомолова А.И. Нарушение произношения у детей: пособие для логопедов. – М.: Просвещение, 1979. – 208 с.
6.Выготский Л.С. Мышление и речь. Изд. 5, испр. — М.: Лабиринт, 1999. — 352 с.
7.Дурова Н.В. Фонематика. Как научить детей слышать и правильно произносить звуки. Методическое пособие. — М.: Мозаика-Синтез, — 112 с.
8.Жукова Н.С. Формирование устной речи. Учеб-метод, пособие. – М.: Соц.-полит. журн., 1994. – 96 с.
9.Карельская Е.А. Поможем Буратино заговорить//Дошкольное воспитание, 2002– №5– 44-49 с.
10.Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. — Балашов: Николаев, 2005. — 76 с.
11.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов. / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
12.Лямина Г.М. Особенности развития речи детей дошкольного возраста//Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: Учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений./ сост. М.М. Алексеева, В.И.Яшина. – М.: Академия, 2000. – 315 с.
13.Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / М.Ф. Фомичева, Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова и др.; Под ред. Т.В. Волосовец. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. –200 с.
14.Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г.В. Чиркиной. – 2-е изд., испр. – М.: АРКТИ, 2003. – 240стр.
15.Пигасова А. Г. Работа логопеда с родителями. // Журнал «Дефектология». – 1985г. – №5.
16.Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002. – 448 с.
17.Филичева Т. Б. и др. Основы логопедии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» / Т.Б. Филичева, Н.А., Чевелева, Г.В. Чиркина.— М.: Просвещение, 1989.—223 с.
18.Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного звукопроизношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989, –239 с.

Вопрос-ответ:

Какое значение имеет звуковая культура речи у детей дошкольного возраста?

Звуковая культура речи играет важную роль в развитии ребенка. Она помогает сформировать правильное произношение звуков, развивает слуховой аппарат и способствует развитию других речевых навыков.

Какие виды нарушений звукопроизношения могут встречаться у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста могут возникать различные виды нарушений звукопроизношения, такие как замена звуков, искажение звуков, опущение или выпадение звуков. Например, ребенок может заменять звук "р" на "л" или искажать звук "ш".

Какая система работы используется для воспитания правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

Система работы для воспитания правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста включает различные упражнения и игры. Детям предлагают улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить кончик языка за нижние резцы и т.д. При выполнении этих упражнений важно следить, чтобы нижние зубы не выдвигались вперед.

Какие советы можно дать родителям, чтобы помочь ребенку развить правильное звукопроизношение?

Родителям можно посоветовать обращать внимание на произношение звуков и корректировать его, если замечают нарушения. Также полезно проводить с ребенком игры, направленные на развитие речи и звукопроизношения, читать сказки и стихи, общаться с ребенком на разные темы.

Какая особенность может наблюдаться в звукопроизношении детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста часто наблюдается подъем задней части языка при произношении некоторых звуков. Это связано с особенностями развития речевого аппарата в этом возрасте. Ребенку следует помочь исправить эту особенность с помощью специальных упражнений и игр.

Какое значение имеет звуковая культура речи для детей дошкольного возраста?

Звуковая культура речи имеет огромное значение для детей дошкольного возраста. Она влияет на развитие и формирование речи, а также на общую коммуникативную сферу ребенка. Хорошая звуковая культура речи обеспечивает правильное произношение звуков, позволяет легче усваивать родной язык, развивает слуховое восприятие и обогащает словарный запас. Она также способствует развитию социальных навыков, самооценки, саморегуляции и эмоциональной сферы ребенка.

Какие бывают виды нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста могут наблюдаться различные виды нарушений звукопроизношения. Например, дети могут испытывать трудности с правильным произношением отдельных звуков или искажать звуки, делая их замены или пропуская. Также могут быть проблемы с интонацией, ритмом речи или скоростью произнесения слов. Некоторые дети могут иметь затруднения в дифференциации звуков или в понимании речи других людей. Все эти нарушения требуют коррекции и воспитания правильной звуковой культуры речи у детей.

Какая система работы используется для воспитания правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста?

Для воспитания правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста используется специальная система работы. Она включает в себя различные упражнения и игры, направленные на тренировку органов артикуляции и развитие слухового восприятия. Детям предлагаются задания, которые помогают правильно произносить звуки, различать их и использовать в словах. Важно, чтобы обучение проходило в игровой форме, чтобы ребенок получал удовольствие от занятий и мотивацию к развитию своей речи. Постепенно, с помощью систематической работы и индивидуального подхода, ребенок улучшает свое звукопроизношение и формирует правильную звуковую культуру речи.

Какое значение имеет звуковая культура речи для детей дошкольного возраста?

Звуковая культура речи имеет огромное значение для детей дошкольного возраста. Она является основой для дальнейшего развития речи и обеспечивает правильное произношение звуков. Правильная звуковая культура речи помогает детям лучше понимать и быть понятыми другими людьми, развивает их коммуникативные навыки и способствует успешной адаптации в обществе.

Какие виды нарушений звукопроизношения могут у детей дошкольного возраста?

У детей дошкольного возраста могут наблюдаться различные виды нарушений звукопроизношения. Некоторые дети могут иметь замену звуков или искажение их звучания. Например, они могут заменять звук "ш" звуком "с" или "ж" звуком "з". Другие дети могут иметь недостаточно развитые артикуляционные органы, что приводит к нечеткому звучанию звуков. Также наблюдаются случаи затрудненного произнесения определенных звуков, например, звука "р" или "с".