технология совершенствования анимационной деятельности в спортивно-оздоровительных комплексах
Заказать уникальную дипломную работу- 91 91 страница
- 45 + 45 источников
- Добавлена 05.06.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РОЛИ АНИМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ СФЕРЕ
1.1 Анимация. Основные ее виды
1.2 Анализ анимационных технологий на примере спортивно-оздоровительный комплекс
1.3 Анализ европейского опыта анимации в спортивно-оздоровительных комплексах
ВЫВОД
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АНИМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ПРИМЕРЕ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ КОМПЛЕКСОВ «ЛИДЕР СПОРТ» «ИМПЕРИЯ ФИТНЕССА»
2.1 Характеристика спортивно-оздоровительных комплексов «Лидер спорт» и «Империя Фитнесса»
2.1.1 Характеристика спортивно-оздоровительного комплекса «Лидер Спорт»
Основные виды деятельности спортивно-оздоровительный комплекса Целью деятельности спортивно-оздоровительного комплекса «Лидер-Спорт» является получение прибыли от незапрещенной законом деятельностью:
2.1.2 Характеристика спортивно-оздоровительного комплекса «Империя фитнеса»
2.2 Технологии организаций мероприятий в спортивно-оздоровительных комплексах «Лидер спорт» и «Империя Фитнесса»
2.3 Основные проблемы при организации анимационных мероприятий в спортивно-оздоровительных комплексах «Лидер Спорт» и «Империя Фитнес»
2.4 Совершенствование анимационной деятельности в спортивно-оздоровительных комплексах «Лидер Спорт» и «Империя Фитнес»
2.4.1 «Лидер-спорт»
2.4.2 «Империя Фитнеса»
ВЫВОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Сценарий праздника «Будем спортом заниматься!» для спортивно-оздоровительного комплекса «Лидер спорт»
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
Сценарий праздника «Богатырские забавы» для спортивно-оздоровительного комплекса «Империя Фитнеса»
ПРИЛОЖЕНИЕ №3
ПРИЛОЖЕНИЕ №4
д. Концертные номера Дата проведения Кто ответственный 1 15.01.2009 Игра «Чье звено быстрее построится».
Концертный номер с исполнением песни «Флажки» 20.01.2009 Тренер – аниматор, тренер 2 15.01.2009 Игра «Кто скорее повяжет платок» Упражнение «Обручи»
20.01.2009 Тренер – аниматор, тренер 3 15.01.2009 Игра «Добеги до флажка»
Концертный номер Зарядка «Доктора Айболита» 20.01.2009 Тренер – аниматор, тренер 4 16.01.2009 Игра «Медведь и пчелы».
20.01.2009 Тренер – аниматор, тренер 5 16.01.2009 Викторина «Загадки» 20.01.2009 Тренер – аниматор, тренер
Анализ проведенного праздника
Спортивный праздник рассчитан на детей дошкольного возраста. Организованный спортивный праздник представляет собой один из этапов воспитания у ребенка самостоятельности, смелости, напористости, силы воли, терпения, внимательности, спортивного уважения и дружественности к сопернику, чувства коллективизма игра в команде на один результат.
Основной целью спортивный детского спортивного праздника «Будем спортом заниматься!» является – развитие у детей скорости, гибкости, ловкости, равновесия, реакции, глазомера, координации движения, чувства ритма, слухового восприятия.
2.4.2 Совершенствованный анимационный праздник «Богатырские забавы» в спортивно - оздоровительном комплексе «Империя Фитнеса»
Сценарий спортивного праздника приведен в приложении №2.
Участники: три ведущих в стилизованных русских нарядах, две команды по 8 человек, группы поддержки.
Место проведения: в детском спортивном зале спортивно-оздоровительного комплекса «Империя Фитнеса» (Приложение№4)
Определение победителей: команда победителей определяется по максимально набранным очкам.
Награждение: команда победителей награждается почетной грамотой и сладким призом.
Этапы проведения спортивного праздника для детей приведены в таблице №5.
Таблица №5.
План подготовки к проведению праздника «Богатырские забавы»
№ п/п Наименование мероприятия Контроль 1 Проведение собрания среди организаторов спортивного праздника:
принятие решения о необходимости проведения данного мероприятия;
утверждение сценария и сметы затрат;
определение места проведения;
распределение ролей среди участников мероприятия менеджер 2 Переговоры со спонсором Директор комплекса 3 Воспитательная работа по подготовке
детей к празднику, изучение слов к песням тренеры 4 Подбор музыкальной фонограммы Тренер - аниматор 5 Постановка спортивных танцев:
изучение танцевальных движений с детьми;
отработка чувства ритма и координации;
отработка движений в группах Тренер - аниматор
6 Изготовление декораций, рисунков и плакатов со спортивной символикой. Тренер – аниматор. 7 Подготовка костюмов, их реставрация Тренер - аниматор 8 Рассылка приглашений гостям (родителям, спонсорам) и оповещение в виде афиши о дате и времени начала спортивного праздника Тренер - аниматор 9 Генеральная репетиция Тренер – аниматор, тренер 10 Украшение спортивной площадки Тренер - аниматор 11 Проведение праздника Тренер - аниматор
Реквизит. Сделать медали, приглашение к празднику, пьедестал, вырезать буквы. Украсить зал соответственно теме. Раздать заявки на группы.
Работа с жюри:
подготовка протоколов;
систематизация оценочной шкалы;
подсчет результатов.
Взаимодействие со специалистами.
Музыкальные паузы: песенные и танцевальные номера.
Предварительная работа с детьми:
Спортивный инвентарь:
Мешок с «мягкой набивкой»
Дартц
Воздушные шары
Обручи
Канат для перетягивания.
Таблица №6.
Смета затрат на проведение физкультурного праздника
№ п/п Наименование Единица измерения Коли-чество Цена за ед.,
руб Сумма 1 Подарки 1место шт. 8 25,00 200,00 2 Подарки 2 место шт. 8 15,00 120,00 3 Картон набор 10 17,00 170,0 4 Клей банка 2 15,0 30,0 5 Краски набор 2 96,0 192,0 6 Ножницы шт. 1 7,00 7,00 7 Воздушные шары шт. 50 1,50 75,00 8 Ватман формат А1 лист 10 5,00 50,00 9 Флажки шт. 32 3,20 102,40 10 Обручи шт. 2 10,0 20,00 11 Мяч шт. 2 10,50 21,00 12 Канат 3м 150 450,00 13 Аренда костюма «Вендущий» сутки 3 150,0 450,0 Итого 1887,4
Смета затрат на проведение физкультурного праздника «Богатырские забавы» приведена в таблице №6. и составляет 1887,4 руб. При составлении сметы затрат условно принято, что в проведении мероприятия участвует 16 детей.
Таблица №10
Монтажный лист менеджера аниматора туристских мероприятий в спортивно-оздоровительном комплексе «Империя - фитнесса»
№ даты подготовки праздника Мероприятия, конкурсы, викторины и т.д. Концертные номера Дата проведения Кто ответственный 1 15.02.2009 Игра «Бой богатырей».
Концертный номер группы поддержки первой команды 23.02.09 Тренер, аниматор. 2 15.02.2009 Игра «Бой булавой» Концертный номер группы поддержки второй команды
23.02.09 Тренер, аниматор. 3 15.02.2009 Игра «Эстафеты»
Концертный номер «народный танец»
23.02.09 Тренер, аниматор. 4 Викторина для болельщиков «Загадки»
Демонстрация спортивной одежды 23.02.09 Тренер, аниматор. 5 17.02.2009 Конкурс «Стенка на стенку» 23.02.09 Тренер, аниматор. 6 17.02.2009 Конкурс «Веселый баскетбол» 23.02.09 Тренер, аниматор. 17.02.2009 Конкурс «перетягивание каната» 23.02.09 Тренер, аниматор.
Анализ проведенного праздника
Данный праздник рассчитан на детей школьного возраста.
Цель праздника «Богатырские забавы»:
Этим спортивным праздником хотелось бы пробудить интерес к занятиям физической культурой. Привлечение знаний исторического материала способствует воспитанию патриотизма и гордости за наших предков. Командные соревнования способствуют развитию коллективизма, ответственности, сплочённости школьников (см. Приложение 2).
Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом.
Воспитание чувства патриотизма.
Развитие чувства коллективизма, ответственности, сплоченности.
Также данный праздник имеет своею целью привлечение новых посетителей данного спортивно-оздоровительного комплекса с детьми.
2.5 Анализ деятельности спортивно-оздоровительных комплексов после проведения спортивных праздников.
Как было написано выше, основной целью проведения спортивных праздников было привлечение большего количества посетителей с детьми.
После проведения данных мероприятий увеличилось количество женщин, которые стали посещать данные спортивно-оздоровительные комплексы (рис.№4)
Рис.№4.Аудитория по половому признаку
В связи с этим увеличилось и количество детей посещающих данные спортивно-оздоровительные клубы рис№5.
Рис.№5.Аудитория по возрастному признаку
Подводя итоги данной главы можно сделать следующие выводы:
Спортивно-оздоровительные комплексы «Лидер Спорт» и «Империя Фитнеса» занимают устойчивые позиции на спортивном рынке.
Данные спортивно-оздоровительные комплексы снабжены современным спортивным оборудованием.
Для увеличения посещаемости спортивно-оздоровительного комплекса женщинами с детьми на базе данных комплексов были организованы спортивные праздники.
Праздник – это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо.
Основными проблемами при проведении спортивных праздников являются устаревшие сценарии, не качественный инвентарь.
Для достижения поставленной цели и решении проблемы были предложены сценарии усовершенствованных спортивных праздников для детей.
Заключение
Чем интенсивнее становится труд человека, тем больше людей нуждается в полноценном отдыхе. Не случайно во всем цивилизованном мире индустрии туризма и досуга уделяется большое внимание. Заработанные деньги с удовольствием тратятся на полноценный отдых: туристские путешествия, посещения театров, музеев, парков, спортивных соревнований, игровых залов, комплексов, казино и прочих мест отдыха. Поэтому индустрия туризма приносит экономике многих стран большую прибыль.
Анимация – вид деятельность по разработке и представлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов и т.п.
Задача аниматора (составителя программ отдыха и организатора их реализации) – сделать досуг интересным и содержательным. Есть множество способов достижения этого. Именно в досуговой деятельности (художественной, гуманитарной, экологической и т.д.) становится возможным свободное творчество, благодаря чему оптимально востребуются интеллектуальные и эмоциональные, духовные и физические ресурсы человека, что придает психологическую стабильность его жизни во всем ее многообразии.
Анимация как фактор социальной активности человека выступает в качестве формы и метода изучения сложившейся практики, требующей профессионально подготовленных специалистов данного направления общественной деятельности. В связи с этим в общественных и туристских организациях необходимо создание отделов, служб и центров анимации, задача которых должна состоять в разработке интересных программ досуга и общения (туристских, спортивно-оздоровительных, зрелищно-развлекательных, обучающих и др.) и для работы в которых необходимы квалифицированные специалисты,
За рубежом бизнесмены вкладывают немалые средства в создание туристских комплексов, включающих не только средства размещения и питания туристов, но и культурно-досуговые центры, казино, спортивные и зрелищные площадки, бассейны, аттракционы, где проводится анимационные мероприятии.
Для материального обеспечения анимационных (досуговых) программ работают промышленные предприятия, производящие соответствующее оборудование, программное обеспечение, мебель, декорации и прочие необходимые компоненты для обустройства развлекательных центров. Все это позволяет обеспечить работой тысячи людей.
Типовые программы анимации, созданные для групп туристов определенных категорий, адаптируются для конкретных условий и конкретного состава группы. Только такой подход может удовлетворить взыскательный потребительский интерес и потребности посетителей спортивно-оздоровительных комплексов. Что является очень важным для спортивно-оздоровительного предприятия, так как анимационная составляющая (компонента) по значимости всегда занимает одно из первых мест.
Назрела необходимость в новых формах и методах организации досуга и в российских спортивно-оздоровительных комплексах. Некоторые из них начали заботиться о качественном анимационном обслуживании и сразу же почувствовали огромный интерес к себе со стороны потребителей, поскольку именно анимационные услуги стали их главным привлекательным фактором. К сожалению, многие руководители до сих пор не понимают всю важность создания анимационной службы в своих предприятиях и работают по старинке, а некоторые просто не имеют для этого достаточных средств.
В первой главе данного дипломного проекта было дано теоретическое обоснование роли анимационных технологий в спортивно-оздоровительной сфере, проведен анализ анимационных технологий на примере спортивно-оздоровительных комплексов, проведен анализ европейского опыта анимационной деятельности в спортивных клубах. Подводя итоги первой главы данного дипломного исследования, были сделаны следующие выводы:
Анимация - это своеобразная услуга, преследующая цель - повышение качества обслуживания, и в то же время - это своеобразная форма рекламы, повторного привлечения клиентов спортивно-оздоровительного комплекса и их знакомых, тоже преследующая цель - продвижение продукта на рынке для повышения доходности и прибыльности турбизнеса.
Ресурсы анимации - совокупность природных и искусственно созданных человеком объектов, пригодных для использования в процессе и в целях туризма. Выделяют непосредственные и косвенные туристские ресурсы.
Анимационные программы создаются аниматорами для развлечения гостей, восстановления (рекреации) их здоровья.
Анимационная деятельность как один из видов специализированного досуга осуществляется посредством выполнения взаимосвязанных и взаимопроникающих во времени функций планирования, организации, мотивации и контроля деятельности спортивного комплекса, которые реализуются при решении определенных задач.
Анимационная деятельность имеет свою специфику, которая выражается:
в специфическом предмете труда, являющемся деятельностью управляемых анимационных систем и служб;
в специфическом орудии труда, которым является анимационная программа, в результате труда, которым является удовлетворенность отдыхающих проведенным досугом
В настоящее время в России анимационная деятельность получает все более широкое распространение в деятельности спортивно-оздоровительных учреждениях;
Анимационные программы должны создаваться практически во всех спортивно-оздоровительных комплексах с целью обеспечения клиентов максимально возможной релаксации физических, интеллектуальных, психологических и психических сил.
Анимационнокультурная деятельность наиболее полно представлена на Западе.
На Западе основной деятельностью анимационного сектора являются ежедневные программы развлечений, включающие в себя ассортимент бесплатных услуг анимации для взрослых и детей.
Знание иностранных языков, хорошая физическая форма, приятная внешность – являются основными требованиями к аниматорам за рубежом.
Во второй главе данного диплома были разработаны технологии совершенствования анимационной деятельности на примере спортивно-оздоровительных комплексов «Лидер спорт» и «Империя Фитнеса», исследованы технологии организации мероприятий в спортивно-оздоровительных комплексах «Лидер спорт» и «Империя Фитнеса», разработаны проекты совершенствованных праздников для данных спортивно-оздоровительных комплексов. Основными выводами стали следующие положения:
Спортивно-оздоровительные комплексы «Лидер Спорт» и «Империя Фитнеса» занимают устойчивые позиции на спортивном рынке.
Данные спортивно-оздоровительные комплексы снабжены современным спортивным оборудованием.
Для увеличения посещаемости спортивно-оздоровительного комплекса женщинами с детьми на базе данных комплексов были организованы спортивные праздники.
Праздник – это противопоставленный повседневности отрезок времени, характеризующийся торжеством и радостью и отмечаемый в культурной или религиозной традиции как институционализированное действо.
Основными проблемами при проведении спортивных праздников являются устаревшие сценарии, не качественный инвентарь.
Для достижения поставленной цели и решении проблемы были предложены сценарии усовершенствованных спортивных праздников для детей.
После проведения данных праздников увеличилась количество женщин с детьми, которые стали посещать данные спортивно-оздоровительые комплексы.
Анимация для детей, проведение различных мероприятий, имеет большое значение в создании благоприятного психологического климата в спортивно-оздоровительных комплексах, тем самым создаёт предпосылки для повторного посещения, что заметно способствует увеличению имиджа и дохода данного спортивно-оздоровительного комплекса.
Список использованной литературы
Акимова Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7лет», Санкт-Петербург, 2001
Бекина С. Будем спортом заниматься. Песни, стихи, игры для детей младшего возраста. – М., 1977. - 47с.
Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.
Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Деятельность гостиничного и ресторанного обслуживания. - М., 1997.
Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.
Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
Ворошилов В. Феномен игры. – М., 1997.
Гаранин Н. И. Деятельность туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
Гильперина Т. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации, Издательство: Советский спорт, 2006,
Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности. - М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.
Деятельность туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001 - 254 с.
Деятельность туризма: Экономика туризма : Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
Дурович, Н. .И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Организация туризма: Учеб. Пособие – М.: Новое знание, 2003. – 632 с.
Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М., 1994.
Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М.: Ось-89, 1999. -239 с.
Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – С. 156.
Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2000
Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Мн.: БГУЭУ, 1999. – 253 с.
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – 251 с.
Квартальнов В.А. Биосфера и туризм. – М., 2002. – 296 с.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма. – М., 1998. – 378 с.
Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998.
Культура и туризм. Сборник докладов и сообщений межвузовской конференции студентов и аспирантов Российской Международной Академии туризма. – М., 2001
Марков А. П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования: Учебное пособие. СПб.: СПбГУП, 1998.- 364с.
Международный туризм: Правовые акты / Сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 400 с.
Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы деятельностьа / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся туристских лицеев и колледжей. - М.: Советский спорт, 2001.
Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.
Прохоров, А.М.: Советский энциклопедический словарь. – М., 1986.
Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст]: Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М.: Советский спорт, 2006.- 200 с
Тихоновская Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ. // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. ст. / Под науч. ред. А.Д.Жаркова. Вып. 7. – М.: МГУКИ, 2007. - С. 62-63.
Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.
Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Герда, 2000.
Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: ИКЦ « МарТ», 2004. – 416 с.
Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. — 840 с.
Чепик В. Д., Квартальнов А. В. Специалисты деятельностьа спортивного туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
Энциклопедия туриста / Ред. кол.: В.И. Талим (гл. ред.), А.Х. Абухов, Ю.Н. Александров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999.
www.ifitnes.ru
www.lider-sport.ru
Приложение №1
Литературный сценарий праздника «Будем спортом заниматься!» для спортивно-оздоровительного комплекса «Лидер спорт»
Открытие спортивного праздника
Под звуки торжественного марша («Физкульт-Ура!» музыка Ю. Чичикова) участники спортивного праздника обходят стадион и выстраиваются в шеренгу .
Дети одеты в летней физкультурной форме или спортивных костюмах, в руках флажки.
ВЕДУЩИЙ: Начинаем наш летний физкультурный праздник. Давайте превратим эту зеленую полянку в наш веселый стадион «Поиграй-ка!». Я просчитаю до трех, вы все громко скажите: «Поиграй-ка!» (ведущая отмахивает рукой каждый счет, чтобы дети сказали вместе).
Лету, лету красному,
Небу, небу ясному
Солнышку, что всех ребят
Превращает в шоколад,
Крикнем громко, детвора
Наш физкульт...
(Н. Ермак)
ДЕТИ: ...Ура!
Игра с перестроениями в три звена
ВЕДУЩИЙ: Вот первое задание: «По нашему лесному стадиону друг за другом шагом марш!»
Дети обходят поляну один раз, после чего следует команда Ведущего.
ВЕДУЩИЙ: Через середину тройками марш! Дети выстраиваются в три звена.
ВЕДУЩИЙ: Запомните свои места в звеньях и своих звеньевых. Сейчас под музыку пойдете по площадке врассыпную, а когда смолкнет музыка, нужно быстро встать на свои места. Посмотрим – чье звено быстрее построится.
Звучит быстрая энергичная мелодия.
Музыка резко прерывается, и дети быстро занимают свои исходные места в трех звеньях. Игра «Чье звено быстрее построится» повторяется три раза, при этом ходьбу изменяют на подскоки, затем на легкий бег при соответственном музыкальном сопровождении.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята, все умеют быстро и правильно находить свое место, но лучше всех выполнило это задание первое (второе, третье) звено... Поэтому сейчас мы поиграем в игру, которую назовут ребята этого звена.
Два-три раза проигрывается игра, предложенная детьми.
Упражнения «Флажки»
Ведущая приглашает детей исполнить ранее изученную песню и упражнения «флажки» (песня «Флажки», музыка Ю.Чичикова, слова З. Петровой):
1. Мы с яркими флажками
Идем на праздник наш.
Шагает вместе с нами
Веселый звонкий марш!
Припев: Раз, два! Раз, два!
Всех зовем с собой.
Раз, два! Раз, два!
Песню с нами пой!
2. Нам солнышко сияет
И смотрит на флажки,
Как будто зажигает
Цветные огоньки.
Припев: Раз, два! Раз, два!
Всех зовем с собой.
Раз, два! Раз, два!
Песню с нами пой!
Упражнения (все участники держат в руках флажки):
Вступление: дети строятся в четыре колонны лицом к зрителям. Руки с флажками опущены вниз.
Такт 1: Взмахом отводят правую руку в сторону.
Такт 2: Взмахом отводят левую руку.
Такт 3: Поднимают вверх обе руки.
Такт 4: Опускают руки вниз.
Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов.
Такты 9-16: Маршируют на месте.
Такт 1: Слегка ударяют палочками флажков о поднятое вверх колено правой ноги (флажки ставят вертикально).
Такт 2: Возвращаются в исходное положение.
Такт 3: Слегка ударяют палочками флажков о поднятое вверх колено левой ноги (флажки ставят вертикально).
Такт 4: Возвращаются в исходное положение.
Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов.
Такты 9-16: Маршируют на месте.
Такт 1: Взмахом отводят правую руку в сторону.
Такт 2: Взмахом отводят левую руку.
Такт 3: Поднимают обе руки вверх.
Такт 4: Опускают руки вниз.
Такты 5-8: Повторяют движения 1-4 тактов.
Такты 9-15: Маршируют на месте.
Такты 16: Останавливаются и поднимают флажки вверх.
Игра «Кто скорее повяжет платок»
На стадион выносится картонный шкаф-телевизор.
ВЕДУЩИЙ: Вот так телевизор! В нем вы увидите тех, кто победит в наших соревнованиях. «Кто скорее повяжет платок» - так называется первое соревнование. Надо добежать до платка, взять его и повязать на голову. Кто хочет показать свою ловкость?
Играют по двое детей, игра повторяется три раза. Каждый победитель в платочке показывается по телевизору под аплодисменты зрителей. Команду: «Раз, два, три - беги!» - подают все дети с ведущим. Во время движения соревнующихся детей звучит быстрая, энергичная музыка.
Игра «Добеги до флажка»
Второе соревнование заключается в том, чтобы скорее добежать до флажка, пролезая через обручи (выкладываются обручи по три в ряд).
Ведущий показывает, что надо делать. Играют по двое человек, которые начинают бег по общей команде: «Раз, два, три – беги!». Во время движения соревнующихся детей звучит быстрая, энергичная музыка (). Игра повторяется два-три раза.
Победители показываются по телевизору. Схема передвижения детей в игре с обручами представлена на рис.3.5.
«Медведь» - физкультурник
Из-за кустов появляется фигура в балахоне.
ВЕДУЩИЙ: Кто это? Кто в гости к нам пришел?
Грубый голос из-под балахона: Угадайте!
Я хозяин леса строгий,
Спать люблю зимой в берлоге,
И всю зиму напролет
Снится мне душистый мед
Страшно я могу реветь,
Кто же я, скажи?
(А. Пассова)
ДЕТИ: Медведь!!!
После отгадки ведущий снимает с фигуры балахон, под ним показывается медведь (кто-нибудь из взрослых в костюме медведя).
ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, мишка-медведь! Будь гостем на нашем физкультурном празднике. Очень нам понравилась твоя загадка. Ты, наверное, и играть умеешь?
МЕДВЕДЬ: (хвастливо) А как же, конечно, умею. Я хороший физкультурник: и бегать умею - кого хочешь догоню, и на дерево залезу, и кувыркаться могу, и по-медвежьи ходить... ВЕДУЩИЙ: Ну-ка, покажи нам свои уменья.
Медведь под музыку кувыркается, ходит на четвереньках, пытается поймать ведущего.
ВЕДУЩИЙ: Молодец, Мишка, хороший ты физкультурник, похлопаем ему дети. Дети аплодируют, а медведь раскланивается.
Игра «Медведь и пчелы».
ВЕДУЩИЙ: А теперь мы тебе загадку загадаем. Если отгадаешь, значит узнаешь, в какую игру приглашают тебя ребята поиграть.
Пчелы гоняться за Мишкой,
Жу-жу-жу, не будь воришкой!
Меда нашего не трогай,
Уходи своей дорогой!
Мишка мчится полным ходом,
Не полакомился медом,
Вместо меда будут шишки,
На носу воришки-мишки.
МЕДВЕДЬ: (смущенно) Нет, не знаю такой игры.
ВЕДУЩИЙ: Подскажите, дети, Мишке, как называется эта игра.
ДЕТИ: «Медведь и пчелы»!
МЕДВЕДЬ: Ох-ох!
ВЕДУЩИЙ: Вот здесь, Мишка, твой дом, у пенька. А там (показывает) пчелы живут. Не лезь в улья, когда там пчелы, а когда они улетят на луг, попробуй достать мед, только быстро убегай, когда я крикну: «Пчелы!». Понял?
Проводится два раза «Медведь и пчелы». Последний раз медведь (охая) убегает в кусты.
Упражнение «Обручи»
Ведущая приглашает детей исполнить ранее изученную песню и упражнения «обручи» (песня «Обручи», музыка Ю.Чичикова, слова 3. Петровой):
1. Для занятий, как известно,
Обруч нам необходим.
И красиво, и полезно
Упражненья делать с ним.
Припев: Катится обруч вокруг
Обруч - веселый помощник и друг.
Хочешь синий выбирай.
2. Хочешь красный, хочешь белый.
Вместе с нами, вместе с нами
Все движенья повторяй.
Припев: Катится обруч вокруг
Обруч - веселый помощник и друг.
Упражнения (все участники 8 девочек и 8 мальчиков – держат в руках обруч):
Вступление: дети выбегают на середину поляны (площадки) и строятся в четыре колонны лицом к зрителям. Исходное положение: пятки вместе, ноги врозь. Руки согнуты в локтях. Обруч прижат к груди.
Такты 1 - 2: Делают полуприседание, вытягивая руки с обручем вперед.
Такты 3-4: Выпрямляются.
Такты 5-8: Повторяют движения 1- 2 тактов.
Такты 9-10: Двумя руками поднимают обруч вперед-вверх, одновременно отставляя правую ногу назад, на носок (прогибание).
Такты 11-12: Возвращаются в исходное положение.
Такты 13 - 14: Повторяют движения 9 - 10 тактов.
Такты 15-16: Возвращаются в исходное положение.
Такты 17 - 32: Дети легко бегут вправо, перестраиваясь в четыре круга
Такты 1-16: Движения первых 16 тактов повторяются в четырех кругах.
Такты 17-36: Дети легко бегут вправо, перестраиваясь в один большой круг.
Такты 1-16: Движения первых 16 тактов повторяются в большом кругу.
Такты 17-31: Девочки бегут к центру и становятся в круг (спиной).
Мальчики подбегают к ним, образуя внешний круг
Такты 32 - 34: Девочки понимают обручи вверх (вертикально), мальчики на правое колено и также поднимают обручи вверх.
Зарядка «Доктора Айболита»
По лесной дороге на велосипеде едет доктор Айболит. Он напевает свою песенку (отрывки из песни Айболита, сл. Чуковского, муз. Богуславской).
АЙБОЛИТ:
Приходи ко мне лечиться
И корова и волчица,
И жучок, и червячок,
И зайчишка и щенок.
Я вправил ловко плечико
Зеленому кузнечику,
Я вылечил животики
Несчастным бегемотикам.
У кого болит, от чего болит,
Почему болит и давно ль болит -
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.
Я не даром, я не даром
Добрый доктор Айболит.
Подъехав, ставит у дерева велосипед (спрашивая):
Я приехал к Пете,
Я приехал к Коле,
Здравствуйте, дети!
Кто у вас болен?
(В. Маяковский)
ВЕДУЩИЙ: Здравствуй, добрый доктор Айболит! Спасибо тебе за заботу. Но у нас нет больных.
АЙБОЛИТ: Не может быть.
ВЕДУЩИЙ (к детям): Ребята, разве кто-нибудь у вас болен? АЙБОЛИТ: Я должен это проверить.
Доктор Айболит раскрывает свой медицинский саквояж, раскладывает лекарства, начинает «обход».
АЙБОЛИТ: Сейчас погляжу из очков на кончики язычков...
У кого болит живот?
А есть ли у вас девочки чумазые?
А кто мыла боится?
А уколов боитесь?... Ах, какие смелые!
Посмотрите все на меня, сейчас я узнаю, кто не любит зарядку делать?
ВЕДУЩИЙ: Доктор, зарядку все наши ребята каждый день делают, любят ее.
Ребята, давайте скажем доктору Айболиту, как мы любим зарядку.
Дети вместе с ведущим: Мы зарядку любим очень
Каждый быть здоровым хочет! (слова знакомы детям из утренней гимнастики).
АЙБОЛИТ: Очень, очень хорошо. Но я сам хочу это видеть! Быстро встаньте!
Приседайте! Потянитесь! Наклонитесь!
Раз, два, три, четыре, выше ноги, грудь вперед!
Все дышите! Не дышите!
Все в порядке. Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно! Опустите!
Наклонитесь! Разогнитесь!
Встаньте прямо! Улыбнитесь!
Айболит показывает три-четыре упражнения, дети повторяют.
АЙБОЛИТ (ведущей):
Да, осмотром я доволен
Из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров
И к занятиям готов!
АЙБОЛИТ (детям): Молодцы ребята! Теперь я знаю, что все вы здоровы, физкультуру любите, а солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья! Значит, я могу спокойно ехать в свою лесную больницу!
Из-за деревьев (охая) выходит медведь с перевязанной щекой.
АЙБОЛИТ: О-о! А вот и больной... Что с тобою, мишка-медведь?
МЕДВЕДЬ: Меня пчелы покусали. Ой-ой-ой!
АЙБОЛИТ: А-а-а, ты, наверное, в улей за медом лазил?
МЕДВЕДЬ (не решительно): Н-нет... (а головой делает утвердительный жест, продолжая охать).
АЙБОЛИТ: Ну, значит, сам виноват. Дай я тебе укол сделаю и все пройдет.
МЕДВЕДЬ (испуганно): Укол?
АЙБОЛИТ: Ну, да. Чего же ты испугался? Садись на пенек.
Медведь усаживается на пенек, испуганно озираясь, продолжая охать, теперь уже от страха перед уколом. Айболит, проделав соответствующее предложение, подходит к нему с ватой. Медведь испуганно вскакивает.
АЙБОЛИТ: Как тебе не стыдно, такой большой, а боишься. Никто из наших ребят (жест в сторону детей) не боится уколов. Верно, ребята? Ну, вот, слыхал? Садись...
Медведь садится, испуганно оглядываясь.
АЙБОЛИТ: Ой, какой ты не неспокойный! Придется тебя привязывать, а то ты мне иголку сломаешь. Айболит берет веревку и привязывает медведя к бутафорному дереву или к табуретке, на которой сидит медведь.
АЙБОЛИТ: Ну, вот. Сейчас ты будешь здоров!
Айболит берет шприц, поворачивается к медведю, а тот с громким ревом вместе с привязанным к нему деревом убегает в лес...
«Веселый» футбол
АЙБОЛИТ (вслед медведю): Постой, куда же ты?... Не убегай, на тебе витамин!
АЙБОЛИТ (к детям): Не захотел витамина. Хотите, дети, я угощу вас? Только витамин мой не простой, а волшебный.
Знаю я секрет один
Есть волшебный витамин,
Не едят его, не пьют,
А ногами сильно бьют.
Тот, кто ловким хочет быть,
Будет с ним всегда дружить.
Все, кто смелым хочет стать,
Выходи со мной играть!
(С. Гомозова)
Айболит достает из саквояжа мяч и делает первым по нему удар. Дети 1-2 минуты гоняют по поляне (стадиону, спортивной площадке) мяч.
Улучив момент, Айболит сильным ударом посылает мяч в кусты. Дети бегут за мячом, но из кустов навстречу вываливается арбуз.
АЙБОЛИТ: Что такое приключилось?
Что с мячом моим случилось?
Был он толстым и пузатым,
Но совсем не полосатым!
Превратился он в арбуз!
Что, попробуем на вкус?
(С. Гомозова)
Дети моют руки, Айболит - арбуз, который потом торжественно разрезается на блюдце под аплодисменты участников праздника. Если используется настоящий арбуз, он должен быть довольно большой, чтоб угощенья хватило на всех, в противном случае необходимо иметь несколько арбузов.
Если арбуз бутафорский, Айболит берет его в руки, осматривает и слушает ухом, затем говорит:
А арбуз-то не простой,
И внутри он непустой...
И стучит он и звенит...
Посмотреть, что в нем лежит?
В арбузе могут находиться небольшие памятные сувениры для всех участников детского спортивного праздника.
Закрытие детского спортивного праздника
Ведущий благодарит всех участников детского спортивного праздника «Будем спортом заниматься!», а также зрителей и гостей, за теплую поддержку соревнующихся, затем объявляет о закрытии мероприятия. Звучат аплодисменты.
Под звуки торжественного марша дети покидают зал.
Приложение №2
Литературный сценарий праздника «Богатырские забавы» для спортивно-оздоровительного комплекса «Империя Фитнеса»
Звучит песня А.Н. Пахмутовой «Богатырская наша сила». Затем музыка несколько приглушается. Объявляется общее построение спортсменов.
Ведущий:
Порешили бояре разузнать –
Кто де будет разудал богатырь?
Понесли гонцы тот указ во все концы:
Ведущий: (в наряде гонца):
А и гой еси,
Разудалы, добры молодцы!
Собирайте вы дружины славные,
Да попробуйте вы силу богатырскую!
А во каждой во дружине да по 8 человек,
Да поддержки группу собирайте,
Принесут они очки дружинам вашим.
Ведущий:
И собрался народ честной
Посмотреть на силу богатырскую
Да на удаль молодецкую,
Поддержать дружины да во трудный час.
Ведущий:
Поприветствуем дружины наши славные,
Да послушаем, откуда прибыли:
(Представление команд в стиле русских былин).
Ведущий:
Рассудить бои ратные
Мы попросим князей русских…
(Представление судей в стиле: князь Иванов Александр свет Владимирович).
Ведущий:
Слово молвит Светлейший князь…
(Главный судья говорит приветственную речь).
Ведущий:
Светлейший князь повелевает:
Коль доверили мне рассудить бои,
Повелеваю, перед началом,
Клятву произнести…
Ведущий и капитаны команд произносят слова клятвы:
От имени дружины ратной
Заверяю, что бороться будем
В бою честном
И земли родной не посрамим!
Ведущий:
Традиционно на Руси битвы начинались
С боя богатырей – поединщиков,
Победа богатыря усиливала моральный дух дружины.
Так и мы начнем состязания наши.
Ведущий: На поединок приглашаются два самых ловких и сильных богатыря от каждой дружины.
Описание конкурса: участвуют по два человека от каждой команды. Один играет роль всадника, другой – роль богатырской лошади. Всадник, сидя верхом на коне, при помощи захватов и толчков старается вывести из равновесия и «выбить из седла» другого всадника. Побеждает тот, кому удаётся «удержаться в седле».
Ведущий:
Начинаем состязанья богатырские,
Да посмотрим как наши богатыри
Будут «булавой» махать…
Описание конкурса: соперники, стоящие на гимнастической скамейке друг напротив друга, имея в руке «булаву» (набитый мешок), различными ударами должны сбить соперника со скамьи.
Ведущий:
Поглядим, чем порадует нас поддержка имя богатыря)
(Группа поддержки одной из команд показывает своё выступление)
Ведущий:
Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы,
Глазом зорким, рукой твёрдою!
Описание конкурса: преодолевая препятствия, участники должны добежать до «огневого» рубежа, бросив дротик (копьё - дартц), поразить им цель (воздушный шар) и передать эстафету следующему участнику.
Ведущий:
А вот и поддержка дружины (имя 2 богатыря)
(Группа поддержки показывает своё выступление)
Ведущий:
Пока готовятся дружины к сече,
Поиграем с их болельщиками
И каждый правильный ответ
Дружинам баллы принесёт!
В проведении викторины для болельщиков участвуют первый и второй ведущие, поочерёдно задавая вопросы.
Вопросы для викторины:
Каких русских богатырей вы знаете. (
Ответ: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, Василий Буслаев.
У одного из русских богатырей была дочка, которая тоже выросла смелой да удалой. Недаром смогла она собственного мужа спасти от гнева князя Владимира. Как её звали, и каким образом она смогла перехитрить князя?
Ответ: Василиса Микулишна, дочь Микулы Селяниновича спасла своего мужа Ставра Годиновича, нарядившись в платье мужское, татарское и представившись послом из Золотой Орды.
С кем пришлось сражаться Илье Муромцу.
Ответ: С Соловьём – разбойником возле речки Смородинки, с Идолищем поганым, с Калиным – царём.
Как назывался головной убор богатыря?
Ответ: Шлем.
При создании какого военного головного убора ХХ века за основу был взят богатырский шлем?
Ответ: Будёновка.
Как назывался тяжёлый панцирь, сплетённый из металлических колец.
Ответ: Кольчуга.
Чтобы орудовать этим рубящим холодным оружием, надо иметь немалую силу. Оно состоит из клинка и рукоятки. Часто, в древности, в рукоятку воины засыпали горсть родной земли или клали мощи святых, отсюда пошёл обычай целовать оружие перед боем – считалось, что прикосновение к нему даёт особый оберег его владельцу.
Ответ: Меч.
Это колющее оружие на длинном древке. Из-за длинной рукоятки обычно поединок воинов «один на один» начинается с использования именно этого оружия.
Ответ: Копьё, пика.
Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им своё тело.
Ответ: Щит.
Оружие для удара непосредственно по противнику. Оно состояло из рукоятки и тяжёлой круглой ударной части.
Ответ: Булава.
Во время проведения викторины со зрителями, команды готовятся к следующему конкурсу «стенка на стенку».
Ведущий:
Следующее испытание: «стенка на стенку».
Описание конкурса: соперники должны различными действиями уничтожить воздушные шары, привязанные к поясу соперника.
Ведущий:
Порадуют нас русские девицы хороводом.
(Девочки танцуют спортивный танец.)
Ведущий:
Говаривали в старину: «Один в поле не воин».
Поглядим, как сойдутся в сраженье дружины…
Описание конкурса: команда должна забросить воздушный шар в кольцо своего капитана (капитан держит обруч).
Ведущий:
В последнем бою силой богатырскою
Помериться выйдут дружины наши ратные…
Описание конкурса: перетягивание каната командой в полном составе.
Ведущий:
Пока готовит речь свою светлейший князь,
Полюбуемся красою русскою.
(Демонстрация моделей спортивной одежды.)
Ведущий:
Слово молвит светлейший князь…
(Слово предоставляется главному судье, он оглашает результаты состязаний в русском народном стиле и вручает награды.)
Ведущий:
Мы вспомнили сегодня русских богатырей, от которых по преданию, и пошла сила русских воинов, героев, которые защищали землю русскую. Спасибо, дорогие гости, за то, что вы пришли на нашу встречу!
Завершается праздник, звучит песня А.Н. Пахмутовой «Богатырская наша сила».
Жюри подводит итоги.
Вручают медали, призы победителям.
Приложение №3
Тренажерный зал
Зона свободных весов
Зал сайклинга
Спортивный праздник
«Будем спортом заниматься!»
Приложение №4
Тренажерный зал
Спортивный зал для проведения спортивных праздников
Зорин И.В., Квартальнов В.А. Толковый словарь туристских терминов. – М., 1994. – с.188
Энциклопедия туриста / Ред. кол.: В.И. Талим (гл.ред.), А.Х. Абухов, Ю.Н. Александров и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 1999. с.101
Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. – М., 1995. – с.23с
Прохоров, А.М.: Российский энциклопедический словарь. – М., 2006. – с.1180
Прохоров, А.М.: Российский энциклопедический словарь. – М., 2006. – с.949
Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма. – М., 1998. –с.248
Приезжева Е.М. Менеджмент анимации. Учебное пособие . – М., 2008.
Философский энциклопедический словарь/ Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. – С.497
Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – с.145-151
Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2006.- с.26
Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2006.- с.29
Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2006.- с.30
Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2006.- с.30
Гаранин Н. И. Деятельность туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2006.- с.30-31
Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999
Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999
www.lider-sport.ru
www.lider-sport.ru
www.lider-sport.ru
www.lider-sport.ru
www.lider-sport.ru
www.lider-sport.ru
www.ifitnes.ru
3
95
досуг
Конечный результат:
восстановление физических и духовных сил человека
Средства достижения цели: отдых в т.ч.
Цель: восстановление физических и духовных сил человека
1.Акимова Г.Е. «Лучшие игры для детей от 2 до 7лет», Санкт-Петербург, 2001
2.Актуальные проблемы экскурсионного дела. Тезисы докладов научной конференции. - Сухуми, 1973. - С. 17.
3.Бекина С. Будем спортом заниматься. Песни, стихи, игры для детей младшего возраста. – М., 1977. - 47с.
4.Богатырева Т.Г. Современная культура и общественное развитие.- М.: Изд-ство: РАГС, 2001 – 138 c.
5.Борисова Ю. Н., Гаранин Н. И. и др. Менеджмент гостиничного и ресторанного обслуживания. - М., 1997.
6.Браймер Р. А. Основы управления в индустрии гостеприим¬ства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.
7.Булыгина И. И. Значение курса туранимации в подготовке менеджеров туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
8.Ворошилов В. Феномен игры. – М., 1997.
9.Гильперина Т. Режиссура культурно-досуговых программ в работе менеджера туристской анимации, Издательство: Советский спорт, 2006,
10.Гаранин Н. И. Менеджмент туранимации в туркомплексах // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
11.Гуляев В.Г. Организация туристской деятельности.-М.: Финансы и статистика, 1996. – 512 с.
12.Дурович, Н. .И. Кабушкин, Т.М. Сергеева и др. Организация туризма: Учеб. Пособие– Мн.: Новое знание, 2003. – 632 с.
13.Емельянов Б. В Экскурсоведение: Учебник. - 6-е изд. стереот. - М.: Советский спорт, 2006.-216с.
14.Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условиях. – М., 1994.
15.Ефремова М.В. Основы технологии туристического бизнеса. М.: Ось-89, 1999. -239 с.
16.Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности: Учебник для студентов вузов культуры и искусств. – М.: Издательский Дом МГУКИ, 2007. – С. 156.
17.Жуков М.Н. Подвижные игры. – М., 2000
18.Жулевич Е.В., Копанев А.С. Организация туризма. Мн.: БГУЭУ, 1999. – 253 с.
19.Ильина Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности. М.: финансы и статистика, 2000. – 251 с.
20.Калита, С.П. Теория и история экскурсионного дела в России : учеб. пособие / С. П. Калита; Тул. гос. ун-т. - Тула : Изд-во ТулГУ, 2004. - 284 с
21.Квартальнов В.А. Биосфера и туризм. – М., 2002. – 296 с.
22.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. -М.: Финансы и статистика, 2004. – 320 с.
23.Квартальнов В.А., Солодухин И.Д. Методика и педагогика профессионального обучения и подготовки специалистов для целей туризма. – М., 1998. – 378 с.
24.Квартальное В. А. Туризм: теория и практика: Избр. труды. В 5 т. - М.: Финансы и статистика, 1998.
25.Культурно-образовательная деятельность / Музейное дело России. М., 2003. – С. 59.
26.Культура и туризм. Сборник докладов и сообщений межвузовской конференции студентов и аспирантов Российской Международной Академии туризма. – М., 2001
27.Марков А.П. Проектирование маркетинговых коммуникаций: Рекламные технологии. Связи с общественностью. Спонсорская деятельность. – СПБ.: СПбГУН, 2005. – 400стр.
28.Марков А.П., Бирженюк Г.М. Основы социокультурного проектирования. – СПБ, 1998г
29.Международный туризм: Правовые акты/ Сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 400 с.
30.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2001.. -254 с.
31.Менеджмент туризма: Экономика туризма : Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2001.-320 с.
32.Мескон М. X., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / Пер. с англ. - М.: Дело, 1992.
33.Нагорский Н.В. Музей в духовной жизни общества. СПб, 2004. – 432 с.
34.Основы туристской деятельности: Учебник для учащихся ту¬ристских лицеев и колледжей. - М.: Советский спорт, 2001.
35.Основы управления в индустрии гостеприимства / Пер. с англ. - М.: Аспект Пресс, 1995.
36.Савина Н.В. , Горбылева З.М. Экскурсоведение. В. 2 ч. Мн.: БГЭУ, 2000. – 335 с.
37.Теория и практика анимации: Ч. 1. Теоретические основы туристской анимации [Текст] : Учебное пособие / Л. В. Курило; Российская международная академия туризма. - М. : Советский спорт, 2006.- 200 с
38.Тихоновская Г.С. Функциональные свойства сценария культурно-досуговых программ. // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. ст. / Под науч. ред. А.Д.Жаркова. Вып. 7. – М.: МГУКИ, 2007. - С. 62-63.
39.Уокер Д. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.
40.Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. - СПб.: Герда, 2000.
41.Ушаков Д.С. Прикладной туроперейтинг. – М.: ИКЦ « МарТ», 2004. – 416 с.
42.Философский энциклопедический словарь. М., 1983. – С.497
43.Чепик В. Д., Квартальнов А. В. Специалисты менеджмента спортивного туризма // Актуальные проблемы туризма'99. - М., 1999.
44.www.ifitnes.ru
45.www.lider-sport.ru