Российско-Иранское сотрудничество в области энергетики в 20-21 веке
Заказать уникальную курсовую работу- 80 80 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 01.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Глава 1. Мировые модели сотрудничества
1.1. Проблемы экономического сотрудничества стран в ХХ – ХХI вв.
1.2. Региональные модели сотрудничества государств
1.3. Иран в экономической региональной модели: исторические аспекты
Глава 2. Экономическое сотрудничество в области энергетики в эпоху Хатами и Рафсаджани
2.1. Особенности реформаторского курса Хатами
2.2. Россия и Иран в эпоху Рафсаджани
Глава 3. Особенности российско - иранского сотрудничества в области энергетики в эпоху Ахмадинеджада
3.1. Ядерная программа Ирана (2007 г)
3.2. Иран в свете российской общественности (по данным ФОМ)
Глава 4. Проблема экономического взаимодействия в 2008 – 2009 гг. Перспективы сотрудничества
Заключение
Список использованной литературы
(23)
Итоги опроса показали, что россияне расходятся в оценках Ирана. Так, на вопрос, как вы считаете, Иран - это дружественное или недружественное по отношению к России государство, 31% опрошенных ответили, что считают Иран дружественной России страной, 25% - недружественной, а 43% затрудняются с оценкой. (23)
Примечательно, что более четырех лет назад - весной 2001 года - этот вопрос уже задавался россиянам, и тогда опрошенные значительно чаще признавали Иран дружественной страной (42%), противоположную точку зрения тогда разделяли 27% респондентов. Следует подчеркнуть, что перемены в суждениях по этому вопросу не связаны с реакцией на недавнее скандальное заявление иранского президента Махмуда Ахмадинежада, который призвал стереть с лица земли Израиль. Вопрос респондентам был задан раньше, чем вопрос о высказывании главы Ирана, и среди тех, кто ничего о данном высказывании не знал, доля признавших эту страну «дружественной» оказалась даже меньше (25%), чем среди осведомленных о нем (41%). (23)
Можно предположить, что изменение взглядов россиян на Иран не в последнюю очередь связано с изменением имиджа этой страны, произошедшим за последние годы. В 2001 году, когда президентом Ирана был исламский либерал Мохаммад Хатами, эта страна активно вливалась в мировое сообщество под знаменем позитивной в целом идеи г-на Хатами о диалоге цивилизаций. В стране осуществлялись (правда, с большими трудностями) либерально-демократические реформы - как в экономической, так и в политической сферах. Иран открывался перед миром после долгих лет самоизоляции. Все это позволяло рассматривать эту страну как надежного и перспективного партнера.
Однако приход к власти летом 2005 года исламистских радикалов, возродивших в стране атмосферу «осажденной врагами крепости» первого десятилетия исламской революции, изменил образ Ирана в глазах мировой общественности. Этому способствовали экстремистские лозунги нового руководства, а также отсутствие гибкости во внешней политике, в том числе в важнейшем вопросе о ядерной программе ИРИ.
Средства массовой информации России довольно объективно комментировали все процессы, происходящие в Иране и вокруг него, что, естественно, в течение последнего времени формировало у россиян негативное отношение к этой стране.
Именно поэтому сегодня не менее ощутимо разнятся и мнения россиян относительно российско-иранского сотрудничества в деле развития иранской атомной энергетики: 27% опрошенных относятся к этому сотрудничеству положительно, 20% - отрицательно; остальные либо говорят, что им это безразлично (27%), либо затрудняются с ответом. (23)
Специалисты фонда «Общественное мнение» попросили аргументировать свои позиции сторонников и противников сотрудничества двух стран в этой деликатной области. Первые говорили главным образом о том, что участие в развитии иранской атомной энергетики политически, экономически и финансово выгодно для России (7% общего числа сторонников российско-иранского сотрудничества). 6% сторонников российско-иранского сотрудничества считают, что «нужно жить дружно, помогать соседям, с которыми у нас давняя дружба». Изредка звучал и «геополитический» мотив: «назло американцам»; «это против Америки, и это хорошо» (1%). Такой же процент опрошенных высказался «за», поскольку тесное российско-иранское «атомное сотрудничество», по их мнению, «позволит держать ситуацию с иранской ядерной энергетикой под контролем». (23)
Противники участия России в иранской энергетической программе чаще всего характеризовали Иран как опасного и ненадежного партнера (5% общего числа противников российско-иранского сотрудничества), высказывали сомнения по поводу целесообразности сотрудничества с исламскими странами в целом (3%), говорили о нестабильности и террористической угрозе в регионе: «Иран - это часть опасного в политическом отношении региона, источник терроризма» (2%), Иран может использовать полученные технологии для создания ядерного оружия (2%). Другие полагают, что «деньги нужно вкладывать в развитие своей страны» (2%) или «не одобряют сотрудничество с Ираном в целом» (2%). Некоторые, кстати, высказывались против атомной энергетики в принципе - по соображениям безопасности и экологии (2%). Дополнительным аргументом против тесного сотрудничества с Ираном для части россиян стало, очевидно, и заявление президента этой страны с угрозами в адрес Израиля. (23)
В этой связи следует отметить, что международный скандал, вызванный недавним заявлением президента Ирана, в котором говорилось, что Израиль должен быть стерт с карты мира, довольно широко освещался российскими СМИ. Однако большинство участников опроса (53%) впервые услышали об этом заявлении от интервьюеров (24% «знают» о нем, 19% - «что-то слышали»).
Высказывание президента Махмуда Ахмадинежада произвело на респондентов по преимуществу негативное впечатление: осудили заявление 67% опрошенных (среди знавших о нем ранее - 75%, среди услышавших во время опроса - 61%). Занявших противоположную позицию - заявивших, что они не осуждают высказывание иранского лидера, - оказалось в десять раз меньше (7%). Впрочем, еще 13% опрошенных, по их словам, восприняли его безразлично и еще столько же затруднились с ответом. (23)
Во всяком случае, 32% опрошенных сочли, что Россия после этого заявления должна изменить свою политику в отношении Ирана (25% высказались против изменений, остальные затруднились с ответом). Причем некоторые из этих респондентов, отвечая на вопрос, в чем именно должны заключаться изменения, предлагали занять жесткую позицию по отношению к Ирану, то есть высказать резкое несогласие с заявлением иранского президента, проявить жесткость, требовательность и даже применить по отношению к ИРИ санкции (7%). Другие настаивали на ограничении или полном прекращении сотрудничества с Ираном (6% опрошенных) либо призывали «быть настороже»; «меньше доверять» этой стране (3%). (23)
Среди ответивших на вопрос 2% поддержали заявление министра иностранных дел РФ о том, что позиция президента Ирана неприемлема, и полагают, что этим можно и ограничиться. Также 2% опрошенных предлагали руководству России провести серию переговоров, чтобы помочь урегулированию отношений между Израилем и Ираном. (23)
По 1% из числа ответивших на вопрос о возможном изменении позиции РФ в отношении ИРИ считали необходимым, отреагировав вербально на заявление иранского президента, сделать выводы для будущей координации политики России в отношении Ирана, другие настаивали при этом на сохранении нейтралитета Российской Федерации в споре Иран - Израиль. Третьи предлагали изменить свою политику в отношении Ирана, оказав его президенту полную всемерную поддержку.
Таким образом, опрос, проведенный российским фондом «Общественное мнение», во-первых, свидетельствует о том, что население России в целом имеет об Иране достаточно объективную информацию. Во-вторых, несмотря на значительную полярность ответов россиян на вопросы ученых, опрос показывает, что Иран и все, что связано с ним, представляет определенный интерес для российских граждан, даже далеких от политики
Глава 4. Проблема экономического взаимодействия в 2008 – 2009 гг. Перспективы сотрудничества
В основе отношений России и Ирана в 2008г. лежали тенденции, сложившиеся в последние годы, которые определялись совпадением как экономических, так, главным образом, геополитических интересов. Россия и Иран придерживаются концепции многополярного мироустройства, выступают за главенствующую роль ООН в международных отношениях. Общими для обеих стран в 2008 г. продолжали оставаться взгляды на продвижение НАТО на Восток, на присутствие военных сил США в регионе, присутствие третьих стран на Каспийском море. Определенным подтверждением совпадения геополитических оценок на развитие ситуации в регионе стала в 2008 г. позиция ИРИ в отношении конфликта в Южной Осетии. Официальные лица Ирана (президент и министр иностранных дел) признали справедливость действий России, не допустившей дальнейшего углубления военных действий. Общей задачей являлась борьба с наркотиками, поступающими из Афганистана (в 2005 году был подписан совместный Меморандум о сотрудничестве в этой области, вопросы сотрудничества в этой области обсуждались в ходе визита в Москву в октябре 2008 года главы Штаба по борьбе с наркотиками ИРИ И.Ахмади-Могаддама). Иран и Россия принимали активное участие в международной антинаркотической операции «Канал». В определенной мере сближающим моментом является и «пристрастное» отношение США - достаточно настороженное к России и открыто враждебное к Ирану. К этой проблеме близко примыкает ситуация вокруг ядерной программы Ирана, с которой оказалась непосредственно связана Россия. Ситуация вокруг ядерной программы, в т.ч. принятые в 2007 и 2008 гг. резолюции СБ ООН, не может не оказывать влияния на состояние отношений России с Ираном, особенно на развитие экономических связей.
Для России Иран остается потенциально выгодным экономическим партнером, страной, не затрагивающей геополитические интересы России в регионе. Наличие энергетических ресурсов, которое, с одной стороны, делает эти страны конкурентами, с другой, является фактором укрепления экономических интересов. Географическая отдаленность российских и иранских месторождений, общий интерес в расширении участия в поставках на мировые рынки нефти и газа, заинтересованность Ирана в рынках сбыта газа и заинтересованность России в южных источниках газа для поставок в Южную Европу и на азиатские рынки, создают объективные условия для координации деятельности на этом перспективном направлении. Эта тенденция отчетливо проявила себя в 2008 г. при заключений различных соглашений о намерениях. Однако, фактическая ситуация реализации этих намерений была достаточно сложной. С одной стороны, снизился уровень конкуренции на иранском рынке крупных западных компаний. Иран заявлял о возможности заключения контрактов на разработку газовых месторождений даже без тендеров. Но сдерживающим фактором являлся ущерб от сокращения экономических связей с США. В особенности это относилось к российским компаниям, которые связаны с американским рынком или американскими финансовыми организациями.
Многие направления экономических связей, особенно в области обмена научными кадрами, подготовки иранских студентов и т.п. оказались свернутыми.
Несмотря на это, Иран продолжает оставаться объективно привлекательным объектом экономического партнерства. Он обладает значительным экономическим потенциалом и достаточно диверсифицированной экономикой. Несмотря на все очень пессимистичные прогнозы, связанные с резолюциями СБ ООН о санкциях, Иран сохранил положительную динамику экономического развития. Хотя ситуация в стране на уровне микроэкономических показателей, особенно роста цен и сохраняющейся безработицы достаточно напряженная, тем не менее, макроэкономические показатели позитивны. ВВП вырос в 2008г. (в постоянных ценах), по данным иранской статистики, на 6,9%, в т.ч. без нефтяной промышленности- на 7,6%. (10), по данным международной статистики- на 6,4 %.(16) Валовой национальный доход в ИРИ на душу населения составил в 2008г.-5380 долл, а по паритетам покупательной способности-12,1 тыс.долл.(16)
Иран остается платежеспособным государством, имея на конец 2008г. золотовалютные запасы почти на 100 млрд. долл.(96,6), т.е. более четверти ВВП. При этом внешний долг (21,8 млрд.) составлял менее 6% от ВВП. (16)
Россия заинтересована в торговле с Ираном, позволяющая ей диверсифицировать свой экспорт, заинтересованность Ирана в России обусловлена как сложившимися на протяжении многих десятилетий экономическими связями, так и вводимыми сейчас санкциями, сдерживающими присутствие на иранском рынке американских и европейских компаний. Россия, которая на мировом рынке выступает в качестве сырьевого поставщика, на иранский рынок поставляет, главным образом, свою промышленную продукцию, а также научно-технические услуги. Если в 2005-6г. товарооборот между нашими странами составлял 2,1 млрд. долл, то уже в 2008г. он вырос до 3,2 млрд.долл.(12), главным образом, за счет российского экспорта. Основными статьями российского экспорта в Иран являются металлы и металлоизделия (свыше 70%), машины и оборудование, древесина и целлюлозно-бумажные изделия. Импорт из ИРИ в основном представлен товарами народного потребления, продовольственными товарами (60%), машинами и оборудованием. (16)
В экономических связях главным для двух стран была не столько торговля, сколько экономическое сотрудничество. Основными его направлениями являются энергетика, транспорт, нефтегазовая сфера, военно-техническое сотрудничество. Вопросы экономических связей находятся в центре внимания Постоянной межправительственной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. В декабре 2007 г. в Москве состоялось 7-ое заседание, на которой был подписан «Меморандум о намерениях развития торгово-экономического, промышленного и научно-технического сотрудничества между РФ и ИРИ», а также «Протокол 7-го заседания Постоянной Российско-Иранской комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству». 8-е заседание (в Тегеране), запланированное на конец 2008г., из-за смены руководителя российского сопредседателя было перенесено на первое полугодие 2009 г. Руководителем Комиссии с российской стороны в настоящее время назначен министр энергетики РФ Сергей Шматко. В 2008 г. для активизации экономических связей с Ираном при Торгово-промышленной палате России был создан Российско-иранский Деловой Совет (в феврале 2009 г. его генеральным директором был назначен вице-президент «Еврофинанс Моснарбанка» Олег Акулиничев).
Главным объектом российско-иранского сотрудничества являются энергетические проекты. В 2008 г. практически завершена АЭС в Бушере, закончена поставка топлива под контролем МАГАТЭ, испытания и отгрузка необходимых приборов (различных клапанов и дроссельных устройств), изготовленных Чеховским заводом энергетического машиностроения проходили в присутствии иранской стороны. В 2008 г. закончен монтаж циркулярных насосов, введена в эксплуатацию аппаратура по поддержанию необходимых климатических условий, все пусконаладочные работы АСУ технологическими процессами. За последние четыре года обучение в России прошли около 700 иранских специалистов. Хотя строительство АЭС в Бушере выведено из-под санкций СБ ООН, именно сооружение АЭС, как возможной основы для создания ядерного оружия, стало причиной давления США на Россию, содействовало принятию санкций. Несомненно, что одной из основных задержек с пуском в эксплуатацию Бушерской АЭС, строительство которой российский «Атомстройэкспорт» начал еще в 1998г.(12) стала позиция США. Однако после поддержки США грузинской стороны в военном конфликте в Южной Осетии и позитивно- нейтральной позиции Ирана российское руководство заявило о твердом намерении осуществить пробный пуск уже в начале 2009 г. и ввести АЭС в эксплуатацию к августу 2009 г., а также настояло на том, чтобы новая резолюция СБ по Ирану(№1835 от 27 сентября 2008 г.) не усилила режим санкций. Так как контрактов на строительство других АЭС не заключено, основной акцент в энергетическом диалоге сделан на сотрудничестве в производстве и распределении электроэнергии, в добыче энергоресурсов и способах их транспортировки. В феврале 2008г. состоялся визит в Тегеран делегации РАО ЕЭС России во главе с А.Б.Чубайсом, в ходе которого были подписаны Меморандум о сотрудничестве РАО ЕЭС России и иранской энергетической компанией «Таванир», а также Меморандум о сотрудничестве в объединении на параллельную работу энергосистем Ирана и стран СНГ и Балтии.
Одним из важнейших сфер экономического сотрудничества является нефтегазовая отрасль. Хотя обе страны являются экспортерами нефти, Россия является экспортером газа, а Иран обладает крупными экспортными запасами газа и ставит задачу увеличить свой газовый экспортный потенциал, нельзя однозначно рассматривать их только как конкурентов. На современном этапе мирового развития именно согласованные действия на мировом энергетическом рынке и являются взаимным интересом. По инициативе Ирана ОПЕК в лице его управляющего- представителя Ирана Мохаммада Али Хатиби пригласил Россию к участию в заседании ОПЕК в декабре 2008г. Ранее, в начале декабря глава ОПЕК предложил России, Норвегии и Мексике стать членами этой организации. Однако на самом иранском нефтяном рынке присутствие российских компаний пока ограничено, главным образом под давлением санкций США. Тем не менее, в 2008г. деятельность некоторых из них активизировалась. Так, российская компания «Газпром нефть» предложила правительству Ирана разрабатывать помимо Северного также «Южный Азадеган»( одно из крупнейших месторождений в мире с запасами около 5,7 млрд т.). В августе 2008 г. «Газпром нефть» направила правительству Ирана отчет о результатах исследования северного блока этого месторождения Азадеган и в настоящее время ведет переговоры с Иранской национальной нефтяной компанией о совместной разработке этого месторождения. «Газпром нефть», будет участником компании-оператора, которая займется разработкой этого проекта, а также инвестором проекта. Главной проблемой является вопрос о разделе продукции. (16) В 2008 г. главным предметом переговоров стало создание совместной нефтяной компании, решение об ее создании перенесено на начало 2009 г. (11) В 2008 г. продолжила свою деятельность в Иране компания «Татнефть», которая создала совместное российско-иранское предприятие «Парс-Татнефть». В рамках этой компании контракт на исследования месторождения «Монд» выполнен, однако продолжается деятельность совместного предприятия, которое создали «Татнефть» и исламский фонд «Фонд обездоленных (Боньяде мостазаффин)» (с равными долями участия) для ведения в Иране буровых и разведочных работ на нефть и газ, оказания инжиниринговых услуг в нефтяной и нефтехимических отраслях иранской промышленности, в т.ч. очистки нефти от серы на заводе на острове Харк. В конце октября 2008 г. в Казани «Татнефть», Иранская Национальная Нефтяная Компания и Фонд обездоленных, подписали новый меморандум о сотрудничестве, открывающий новые возможности для российской компании на нефтяном рынке Ирана.
Компания «Лукойл», которая в составе совместного с норвежской компанией «Хидро» провела успешное бурение разведочной скважины в районе месторождения «Анаран», что позволило обнаружить новые крупные залежи углеводородов с запасами порядка 2 млрд. баррелей нефти, из-за санкций США вынуждена была приостановить свою деятельность в Иране.
Сотрудничество в газовой сфере развивается как на уровне двухсторонних отношений, так и многосторонних - в формате Форума стран-экспортеров газа(13). В Тегеране в октябре 2008 г. в рамках Форума министры энергетики Ирана, Катара и глава «Газпрома» А.Б.Миллер подписали Соглашение о создании Высшего технического газового совета, своего рода «газового ОПЕК». 23 декабря в Москве Форум получил легальный статус как организация. Министры энергетики 14 стран, владеющих 73% мировых запасов газа и обеспечивающих 42% его мировой добычи, приняли устав ФСЭГ и подписали межправительственное соглашение, включающее принципы работы Форума и направления деятельности- о порядке взаимоотношений со странами-потребителями газа, об обмене информацией ,о реализации крупных инвестиционных программ, организации совместной работы по сжиженному природному газу (СПГ). Для России и Ирана участие в Форуме дает возможность оптимизировать возможные маршруты газопроводов, участвовать в совместных проектах по добыче и реализации газа.
Российские компании после закрытия газопровода Иран- СССР, сначала из-за разногласий с новой исламской властью по вопросам цены на газ, а затем после распада СССР и разногласий Азербайджана с Арменией вновь пришли на иранский газовый рынок лишь в 1997г. К 2008г. «Газпром»(30% акций) в составе образованного в 1997г. консорциума с французской компанией «Тоталь» и малазийской «Петронас» уже завершил работы по освоению участков шельфового газоконденсатного месторождения «Южный Парс», но пока расчеты по возврату вложенных средств не завершены. Перспективным проектом с участием «Газпрома» является строительство газопровода из Ирана в Индию и Пакистан. Кроме того, он строит в этой стране подземные хранилища газа и разрабатывает генеральную схему развития газораспределительной сети страны, участвует в строительстве и обслуживании региональных газовых сетей. Иран и «Газпром» в 2008г. начали вести переговоры о поставках в Иран российского газа по схеме замещения (swap), подобно сделкам с российской и казахской нефтью. В рамках этих поставок российская сторона будет доставлять свой газ в северные районы Ирана, а взамен эквивалентное количество газа будет передаваться российским партнерам на юге страны.
На всем протяжении 2008 г. активно велись переговоры о совместной разработке новых участков газового месторождения "Южный Парс", о создание совместной компании с целью реализации проектов в Иране, России или третьих странах, в частности, в Латинской Америке.(6;29) Вопрос об использовании построенного в 2008 г. газопровода Иран-Армения для поставок иранского газа в Европу также будет решаться с учетом интересов России. Конечно, падение цен на топливо, снижает заинтересованность российских компаний в капиталоемких проектах по освоению новых газовых и нефтяных месторождений. Но с другой стороны, именно отсутствие конкурентов делает возможным закрепление позиций на весьма перспективном иранском рынке.
Одним из перспективных направлений сотрудничества между Россией и Ираном является транспорт. 29 марта 2008 г. был подписан Меморандум о взаимопонимании, в котором говорилось об участии России в реконструкции существующих и строительстве новых железнодорожных линий. Одновременно президентом ОАО «РЖД» Владимиром Якуниным и президентом Иранских железных дорог Х. Зийяри был подписан контракт на электрификацию железнодорожной линии Тебриз – Азаршахр протяженностью около 50 км. После реализации этого проекта иранская сторона предполагается привлечь российскую компанию к проекту электрификации железнодорожной линии Тегеран – Мешхед протяженностью 800 км.
На XXIII Конференции Организации Сотрудничества Железных Дорог, которая прошла в Тегеране в мае 2008 г., глава российской делегации, первый вице-президент ОАО «РЖД» В.Морозов положительно оценил перспективы российско-иранского сотрудничества в области железнодорожного транспорта. Заторможенное на несколько лет строительство железной дороги Астара-Казвин-Решт получило новый импульс в 2008 г., когда было принято решение о создании совместной компании (России, Азербайджана и Ирана) с местом пребывания в Москве. Этот проект призван повысить экономическую эффективность МТК «Север - Юг», т.к. его реализация позволит соединить сухопутные участки МТК до порта Чабахар. Это позволит реализовать планы Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана, связанные с прокладкой трансазиатской железной дороги. Поскольку порт Чабахар находится вблизи от западной границы Индии, не исключается возможность прокладки маршрута для перевозки грузов различными видами транспорта из Индии через Пакистан в Иран и далее в Россию. В ноябре 2008 г. в ИРИ появились сообщения о планах строительства железной дороги с участием России из Ирана в Армению, которая включает в себя прокладку 80 км новых линий от реки Аракс до станции Маранд на ветке Тебриз-Джульфа.
Сотрудничество в области автомобильного транспорта ограничивается пока, главным образом, поставками готовых автомобилей. В рамках соглашения с Горьковским заводом в Иране должно быть создано сборочное предприятие по производству микроавтобусов, но пока Горьковский завод поставляет готовые машины, которые используются в Тегеране в качестве маршрутных такси. Всего по заключенному в 2007 г. контракту в Иран в течение 2007-2009 гг. будет поставлено 28 тыс. автомобилей «Газель», из них 20 тыс.- в 2008 и 2009 гг.
Расширяется сотрудничество между двумя странами в сфере авиационного транспорта. Контракт был подписан в Жуковском на авиасалоне «МАКС – 2007». Иран уже закупил у России пять самолетов ТУ-204. Поставка пяти грузовых самолетов Ту-204-120С в экспортной модификации с двигателями «Роллс-Ройс» запланирована на 2009 год. Общая сумма сделки - 200 млн. долларов. В марте 2008 года президент Объединенной авиастроительной корпорации Алексей Федоров в ходе визита российской делегации в Иран подписал меморандум о возможных поставках ста пассажирских Ту-204 и Ту-214. Подготовлен контракт, сумма которого оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Предполагается поставка запчастей и услуги по ремонту самолетов, организацию лицензионного производства, а также возможность закупки Ираном пяти лайнеров Ту-334 в течение пяти лет. Кроме того, в 2008г. Ирану удалось получить лицензию на постройку 50 вертолетов КА-32 (22), которые являются гражданской версией военного вертолета Ка-27. Пока Иран будет импортировать большинство компонентов вертолета из России, а на своей территории заниматься только сборкой.
Общеизвестно, что в отношениях России и Ирана важное место занимает военно-техническое сотрудничество. В последние годы оно представлено, главным образом, экспортом готовой продукции, и Иран является одним из основных покупателей российского ВПК. Россия, следуя своим международным обязательствам, поставляет в Иран продукцию оборонного назначения. Во время своего визита в Тегеран в октябре 2008г. заместитель министра иностранных дел РФ С.Рябков подтвердил, что « военно-техническое сотрудничество России с ИРИ развивается в полном и строгом соответствии со всеми обязательствами, которые российская сторона несет как в своих двусторонних отношениях с Ираном, так и в связи с имеющимися экспортно-контрольными и нераспространенческими требованиями, вытекающими из нашего внутреннего законодательства и из международных обязательств РФ» (22). Главной интригой 2008 г. стали появляющиеся неоднократно сообщения в российской и иранской прессе о заключенном в 2008г. контракте на поставки Ирану зенитно-ракетных комплексов С-300 и о начале поставок. И только 22 декабря Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России заявила, что данные системы ПВО в Иран не поставлялись. В тот же день и представитель МИД Ирана Хасан Кяшкяви подтвердил, что Иран и Россия пока не заключили окончательного соглашения о поставках в Иран ПВО С-300. Иранские официальные лица сообщали также о поставках из России комплектующих к С-300, однако в Москве эту информацию не подтвердили, а в январе 2009 г. министерство иностранных дел РФ заявило, что Россия на данном этапе не будет поставлять Ирану зенитные ракеты большой дальности С-300. (24)
Сотрудничество наших стран многоаспектно и осуществляется на разных уровнях. В последние годы они вышли на высший уровень. В конце 2007 г. ИРИ с официальным визитом в рамках работы саммита прикаспийских стран прибыл В.В.Путин. Нужно сказать, что это было первое после Тегеранской конференции 1943 г. посещение Ирана лидером нашей страны. В августе 2008 года в Душанбе на саммите ШОС состоялась первая встреча президента Д.А.Медведева с президентом ИРИ М. Ахмадинежадом. Как сказал в интервью иранскому агентству ИРНА Директор Второго департамента Азии МИД РВ А.Марьясов, обе стороны на саммите ШОС «продемонстрировали готовность совместно работать по всем сложным региональным и международным проблемам, максимально использовать имеющийся потенциал сотрудничества в экономической сфере».В конце октября 2008г. в Астане в рамках Седьмого заседания Совета глав правительств государств- членов ШОС состоялась встреча премьер-министра РВ В.В.Путина с вице-президентом Ирана Парвизом Давуди, на которой рассматривались перспективы многосторонних отношений. Политический диалог на высшем уровне дополняется активностью контактов глав внешнеполитических ведомств двух стран. На протяжении 2008г. под-держивались постоянные контакты между внешнеполитическими ведомствами, советами безопасности, парламентами и различными министерствами России и Ирана.
Активизировались в 2008 г. контакты на региональном уровне, тесные отношения сложились с иранской стороной таких субъектов России как Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Республика Мордовия, Астраханская, Волгоградская, Нижегородская и Омская области.
Традиционно активными были и культурные связи. В 2008 г. проведен ряд совместных научных и научно-практических конференций, олимпиад персидского языка в России и русского языка в Иране. Издаются совместные сборники научных работ, на русском языке издаются благодаря финансовой поддержки ИРИ такие журналы как «Иран сегодня» и «Иранославика», в Иране на русском языке издается журнал «Аму-Дарья». Министерство образования России на регулярной основе выделяет государственные стипендии для приема на обучение иранских граждан в российских вузах. На 2008/2009 учебный год было выделено 20 государственных стипендий, в т.ч.10 – на полный курс обучения. (22)
Заключение
Иран уже добился значительных успехов в процессе модернизации экономики, его ВВП за последние десятилетия вырос в несколько раз, и теперь у этой страны средний, по мировым меркам, душевой ВВП. Важное направление модернизации экономики - придание ей экспортной ориентации. Наиболее экспорториентированными и конкурентными отраслями становятся энергетика, нефтехимия, производство минеральных удобрений. Стратегическим курсом экономической политики является не просто повышение нефтяного экспорта, а развитие обрабатывающей промышленности и вывоз ее продукции.
Немалую роль в модернизации страны могут сыграть свободные экономические зоны. Иранский капитализм, несмотря на долговременность его развития, продолжает складываться главным образом отдельными сегментами, что порождает трудности адаптации. Указанные зоны служат наиболее удобной и перспективной формой развития. Несомненно, максимальный результат они дали в наиболее системных - с точки зрения проведения политики модернизации - странах, примером чего стал Китай.
Несмотря на переживаемые трудности, Иран в целом за последующие пять–шесть лет сумел значительно увеличить свой экономический потенциал. Перспективным для российского рынка является рост новых экспорториентированных отраслей. Либерализация внешнеторговой деятельности, обеспечившая приток в страну как нового технологического оборудования, так и тех компонентов, к которым технологически была привязана практически вся созданная в шахский период промышленность, увеличила экспортный потенциал тех отраслей, которые и раньше выходили на внешние рынки – текстиль, обувь, трикотаж. Конечно, не все программы, предусмотренные первым пятилетним планом, ставшим законодательной основой проводимых экономических реформ, удалось выполнить. К сожалению, например, затянулся процесс приватизации и модернизации автомобильной промышленности, весьма привлекательной для российского рынка.
Несмотря на отчетливо проводимый курс поддержки ненефтяного экспорта, поставки иранских товаров в Россию значительно ниже потенциальных возможностей иранской промышленности. Возможно, сказывается недостаток оперативной, а главное, аналитической информации, Например, иранские экспортеры не учли возможности быстрого насыщения российского рынка товарами низкого и среднего качества (а этот рынок был сначала очень емок и взрастил многих миллионеров на поставках дешевых товаров из Турции и Китая), быстро возросшей потребности в качественной, хотя бы и более дорогой, продукции.
За время исламского режима сложились и окрепли те слои, которые смогли воспользоваться переделом власти и собственности, и которые стали нуждаться в ограничении диктата государства над экономикой. К числу таких социальных группировок, которые стали социально–экономической опорой экономического курса 90–х годов прежде всего можно отнести тесно связанных с правящей элитой (часто родственными узами) предпринимателей, действующих в экономических отраслях, ориентированных на внешний рынок. Ориентация новой государственной политики на создание экспорториентированной экономики, способной ослабить зависимость от нефтяного фактора, стала диктовать необходимость появления предпринимателей нового типа и либерализации условий их деятельности как на внешних рынках, так и на внутреннем рынке страны.
И конечно, одним из важнейших факторов, влияющим на направленность экономической политики, на возможность ее изменения, является позиция исламских фондов, ставшими важнейшим элементом “исламской экономики” в конкретных иранских условиях. Собственность, попавшая после революции в руки иранского духовенства, как корпоративного сословия и ставшая основой формирования его экономической элиты, также стала объективно нуждаться в условиях, которые позволили бы более эффективно реализовать свои возможности. При этом нельзя говорить об однозначном отношении всех исламских фондов к начатому А.Рафсанджани реформированию экономики, как нельзя говорить и об однозначной позиции иранского духовенства к проводимому экономическому курсу. Несмотря на одобрение в целом (через принятие меджлисом и Наблюдательным советом пятилетних планов) общей направленности экономической политики, правящая элита иранского духовенства представлена довольно широким спектром взглядов на формы и темпы оздоровления экономики. Весьма условно ее можно разделить на радикальное крыло, или сторонников экономического курса, проводимого при жизни Хомейни, и “прагматиков”, поддержавших курс А.Рафсанджани. Последние в свою очередь также неоднородны, особенно по мере практического осуществления реформ, примыкая по некоторым позициям к радикалам (“консерваторы”), по другим – к “прагматикам” (“умеренные”). Повторяю, это деление крайне условно, и нередко исламская риторика используется для лоббирования интересов тех или иных коммерческих групп.
Несмотря на финансовые трудности, Иран остается одним из крупнейших мировых импортеров.
Иран фактически идет к созданию смешанной экономики в ее европейском понимании. Сохраняются мощный государственный сектор и государственное вмешательство в функционирование рынка. Государственный сектор использует рыночные методы хозяйствования для своего развития, сохраняя тем самым основные экономические рычаги в руках исламского государства. Иран движется по пути формирования собственной рыночной модели развития, отличной от американской, английской, японской и других. В комбинации рынок-государство последнее составляет все же определяющий элемент. Такой тип модернизации не противоречит исламским воззрениям на экономику и положениям иранской Конституции, давая возможность экономически и психологически подготовить общество к освоению научно-технических достижений, используя собственные природные и человеческие ресурсы, то есть к созданию такой структуры хозяйственного устройства, которая окажется способной к реализации инновационных процессов на национальной основе.
Новым стимулом экономического развития является намерение повысить качество социальной и экономической инфраструктуры, в первую очередь информационных систем.
Несмотря на положительную динамику развития российско-иранских связей, которые некоторые иранские официальные лица характеризуют как стратегические, многие из проблем в наших двусторонних отношениях остаются нерешенными.
В 2008г., в основном из-за позиции Ирана, так и не была решена проблема определения статуса Каспийского моря. Установлению более тесных политических и экономических контактов препятствовала сохраняющаяся конфронтация Ирана с Европой и США, которые являются важными экономическими партнерами России. При этом использование антиамериканского фактора в наших отношениях нельзя считать постоянной и определяющей константой. Совпадающие факторы, обеспечивавшие положительную динамику наших отношений в 2008г., как и в последнее десятилетие, значительно перевешивали имеющиеся противоречия. Это дает уверенность, что динамично развивающийся Иран в перспективе, особенно в условиях развивающегося кризиса, который может привести к развитию сепаратистских тенденций, останется партнером по сохранению стабильности в регионе, по сохранению целостности наших двух стран, а также выгодным экономическим партнером.
Современная энергетическая стратегия Ирана предусматривает более активное его подключение к глобальным и региональным нефтяным рынкам. В данном контексте иранская политика на Каспии является составной частью этой стратегической задачи. Иранское руководство осознает, что значительный импульс освоению каспийских запасов должна придать частичная приватизация нефтяной промышленности, но без потери для государства функций контроля и управления. Принимаются меры и по привлечению частных инвестиций в эту отрасль. Запущен процесс учреждения первой в Иране нефтяной фондовой биржи, что позволит частным компаниям принимать участие в нефтяных сделках, сделает эту систему более открытой и транспарентной и будет способствовать ликвидации государственной монополии на нефтяные операции. Предполагается, что решение этой задачи будет поручено создаваемому консорциуму, в который войдут как ведущие иранские, так европейские компании.
Очевидно, что в условиях глобализации мировой экономики и усиления конкурентной борьбы за углеводородное сырье, в том числе на Каспии, реализация иранской нефтяной политики в этом регионе протекает непросто. Политика США установить свое экономическое и политическое превосходство в соседних с Ираном прикаспийских государствах ограничивает возможность маневров Тегерана.
Дополнительные препятствия в проведении Ираном нефтяной политики на Каспии могут возникнуть при раздела дна Каспия в целях недропользования. Иран имеет спорные месторождения со своими соседями – Азербайджаном и Туркменистаном, которые обнаружились после распада СССР. Россия, Азербайджан и Казахстан ранее согласовали и взяли на вооружение принцип модифицированной срединной линии, на основе которого они заключили соответствующие соглашения о разграничении дна при сохранении водной толщи и поверхности моря в совместном пользовании. Иран же пытается найти такой путь раздела дна, при котором он получил бы декларируемую им 20-процентную долю Каспия. Он продолжает добиваться взаимоприемлемых решений по этому вопросу путем диалога и переговоров со своими соседями. На повестке дня переговоров Тегерана с Азербайджаном и Туркменистаном сегодня стоит вопрос о возможности совместного освоения вышеназванных спорных месторождений компаниями сторон с вероятным подключением крупнейших нефтегазовых компаний других прикаспийских стран. Однако достижение каких-либо принципиальных договоренностей между Ираном, Туркменистаном и Азербайджаном возможно только на основе консенсуса при соблюдении интересов всех сторон. Иран, несмотря на проявленную в последние годы активность в переговорах с Баку и Ашхабадом, пока колеблется в столь щепетильном и важном для его национальных интересов вопросе. Тем не менее, за решением вопроса о разграничении дна в целях недропользования в определенной степени стоит будущее нефтяной политики Ирана на Каспии. От дальнейшей гибкости и прагматичности его руководства, а также от последовательности выполнения энергетической стратегии Ирана на Каспии во многом зависит то, получит ли он в ближайшие годы дополнительный импульс для быстрого экономического роста, ведь в случае успешного освоения иранских нефтяных запасов Каспия в значительном выигрыше оказываются другие связанные с нефтедобычей отрасли иранской экономики, открываются новые рабочие места, привлекаются внутренние и иностранные инвестиции, получают дополнительное развитие судостроительная, геологическая, нефтеперерабатывающая, нефтехимическая и другие сферы промышленности.
Следует, однако, иметь в виду, что экономический курс нового президента ИРИ М.Ахмадинежада не столь однозначно настроен в пользу расширения нефтедобывающих отраслей. Он предполагает освобождение производственных отраслей иранской экономики от нефтедолларовой зависимости, акцентирует внимание на необходимости расширения собственных нефтеперерабатывающих производств.
Список использованной литературы
Литература на русском языке
Выступление А. Хлопкова на заседании круглого стола, посвященном ситуации в Иране в МО Фонда Карнеги. 28.11.2008.
Гришин И. Иранская модель модернизации (материалы научного семинара) // МЭМО 2008.- № 7. С. 69
Индекс безопасности// Научно-практический журнал ПИР-Центра. 2007, № 3(83). С. 147.
Лисовский В.И. Международное торговое и финансовое право. М, 2004.
Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI в. М., 2000.
Мамедова Н.М. Иран и Россия. // Сборник: “Иран: эволюция исламского правления” - М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 2008
Мамедова Н.М. Иран в в ХХ в. Роль государства в экономическом развитии. – М., 1997
Мамедова Н.М.Пребывание у власти Мохаммада Хатами как отражение эволюции исламского режима. // Сборник: “Иран: эволюция исламского правления” - М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 2006 194 с.
Мамедова Н.М. Исламские фонды и предпринимательская деятельность иранского духовенства. // МЭМО 1997.- № 7. С. 25
Нури З. Аргамэ шайтан. Тебриз,1950
Религиозное и политическое завещание имамма Хомейни. // Иммам Хомейни М.,1999. С. 365-366
Саруханян С. Россия и Иран. 10 лет ядерного сотрудничества. – Ереван,2006
Сюкияйнен Л. Исламская политико – правовая мысль в поиске ответов на вызовы современности// Центральная Азия и Кавказ 2006. - № 6. С. 37
Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2003
Литература на английском языке
CB IRI. Key Economic Indicators 1387(2008|2009). Trends №53.P.3.
CIA.-The World Factbook-Iran. 2009.
IRNA. 15.02. 2009. По другим данным,-3,7 млрд. долл. Iran ru. 20.02.2009.
National Accounts of Iran. 1338-1379 (1959/60-2000/01) Tehran 2003, Р.2.
The Role of Russia in international legal regulation of foreign investment // Pravo & Politics, No. 1,2001; 0,8 п.л.
Электронные ресурсы:
Вартанян А.М. Иранские реформаторы о перспективах государственного развития. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/16-08-06.htm
Мамедова Н.М. Ситуация вокруг ядерной программы Ирана. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/12-03-08a.htm
Сажин В.И.. Иран: октябрь 2008 года. Экономическая ситуация. // Электронный ресурс: www/ Iimes.ru.2008/19-11-08a.htm
Сажин В.И. Российско –иранские отношения в свете социологических исследований. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/18-11-05.htm
Сажин В.И Иран 2009 г. Экономическая ситуация. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/26-02-09b.htm
Сотников В.И. Иранская ядерная программа: к рассмотрению в Совете Безопасности ООН? // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/24-01-06a.htm
Тер-Оганов. Н.К. Уступки Ирану — угроза для безопасности Израиля. Электронный ресурс: www.iimes.ru.
80
Литература на русском языке
1.Выступление А. Хлопкова на заседании круглого стола, посвященном ситуации в Иране в МО Фонда Карнеги. 28.11.2008.
2.Гришин И. Иранская модель модернизации (материалы научного семинара) // МЭМО 2008.- № 7. С. 69
3.Индекс безопасности// Научно-практический журнал ПИР-Центра. 2007, № 3(83). С. 147.
4.Лисовский В.И. Международное торговое и финансовое право. М, 2004.
5.Лукашук И.И. Глобализация, государство, право, XXI в. М., 2000.
6.Мамедова Н.М. Иран и Россия. // Сборник: “Иран: эволюция исламского правления” - М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 2008
7.Мамедова Н.М. Иран в в ХХ в. Роль государства в экономическом развитии. – М., 1997
8.Мамедова Н.М.Пребывание у власти Мохаммада Хатами как отражение эволюции исламского режима. // Сборник: “Иран: эволюция исламского правления” - М., ИИИиБВ и ИВ РАН, 2006 194 с.
9.Мамедова Н.М. Исламские фонды и предпринимательская деятельность иранского духовенства. // МЭМО 1997.- № 7. С. 25
10.Нури З. Аргамэ шайтан. Тебриз,1950
11.Религиозное и политическое завещание имамма Хомейни. // Иммам Хомейни М.,1999. С. 365-366
12.Саруханян С. Россия и Иран. 10 лет ядерного сотрудничества. – Ереван,2006
13.Сюкияйнен Л. Исламская политико – правовая мысль в поиске ответов на вызовы современности// Центральная Азия и Кавказ 2006. - № 6. С. 37
14.Шумилов В.М. Международное экономическое право. М., 2003
Литература на английском языке
15.CB IRI. Key Economic Indicators 1387(2008|2009). Trends №53.P.3.
16.CIA.-The World Factbook-Iran. 2009.
17.IRNA. 15.02. 2009. По другим данным,-3,7 млрд. долл. Iran ru. 20.02.2009.
18.National Accounts of Iran. 1338-1379 (1959/60-2000/01) Tehran 2003, Р.2.
19.The Role of Russia in international legal regulation of foreign investment // Pravo & Politics, No. 1,2001; 0,8 п.л.
Электронные ресурсы:
20.Вартанян А.М. Иранские реформаторы о перспективах государственного развития. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/16-08-06.htm
21.Мамедова Н.М. Ситуация вокруг ядерной программы Ирана. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2008/12-03-08a.htm
22.Сажин В.И.. Иран: октябрь 2008 года. Экономическая ситуация. // Электронный ресурс: www/ Iimes.ru.2008/19-11-08a.htm
23.Сажин В.И. Российско –иранские отношения в свете социологических исследований. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2005/18-11-05.htm
24.Сажин В.И Иран 2009 г. Экономическая ситуация. // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2009/26-02-09b.htm
25.Сотников В.И. Иранская ядерная программа: к рассмотрению в Совете Безопасности ООН? // Электронный ресурс: http://www.iimes.ru/rus/stat/2006/24-01-06a.htm
26.Тер-Оганов. Н.К. Уступки Ирану — угроза для безопасности Израиля. Электронный ресурс: www.iimes.ru.
Вопрос-ответ:
Какие модели сотрудничества существуют между Россией и Ираном в области энергетики?
Существуют мировые и региональные модели сотрудничества. Мировые модели основаны на экономическом сотрудничестве между странами в ХХ-ХХI веке, а региональные модели учитывают особенности исторических отношений между Ираном и другими государствами в регионе.
Какие проблемы возникают в экономическом сотрудничестве между Россией и Ираном?
Возникают проблемы экономического характера, связанные с санкциями и ограничениями экономической активности. Также присутствуют политические проблемы, которые могут влиять на взаимодействие между странами в области энергетики.
Какую роль играет Иран в экономической региональной модели?
Иран имеет исторические аспекты в экономической региональной модели. Своим географическим положением Иран является важным транзитным пунктом для торговли и энергетической инфраструктуры региона.
Какие были особенности реформаторского курса Хатами в области энергетики?
Особенности реформаторского курса Хатами в области энергетики включали либерализацию и приватизацию энергетического сектора Ирана, а также активное привлечение иностранных инвестиций и технологий.
Какую роль играли Россия и Иран в эпоху Рафсанджани?
В эпоху Рафсанджани Россия и Иран активно сотрудничали в области энергетики. Россия поставляла Ирану технологии и оборудование для развития ядерной энергетики, а также помогала в строительстве ядерных электростанций в Иране.
Какие проблемы сотрудничества в области энергетики существуют между Россией и Ираном?
Проблемы экономического сотрудничества между Россией и Ираном включают санкции, ограничения на экспорт и импорт товаров, нестабильность политической ситуации и различия внутренних экономических моделей.
Каковы особенности реформаторского курса Хатами в отношении сотрудничества с Россией в области энергетики?
Основными особенностями реформаторского курса Хатами были укрепление дипломатических и экономических связей с другими странами, включая Россию, расширение энергетического сотрудничества и привлечение иностранных инвестиций в Иран.
Какова роль Ирана в экономической региональной модели сотрудничества?
Иран играет важную роль в экономической региональной модели сотрудничества, так как является одним из крупнейших производителей нефти и газа в регионе. Благодаря своим ресурсам и географическому положению, Иран может стать важным транзитным пунктом для энергетической инфраструктуры.
Каковы особенности энергетического сотрудничества между Россией и Ираном в эпоху Рафсаджани?
Во время правления Рафсаджани осуществлялось активное сотрудничество между Россией и Ираном в области энергетики. В основном, это было связано с поставками российского оборудования и технологий для иранских энергетических проектов.
Какие особенности российско-иранского сотрудничества в области энергетики можно отметить?
Одной из особенностей российско-иранского сотрудничества в области энергетики является взаимная зависимость стран от поставок нефти и газа. Россия является крупным потребителем иранской нефти, а Иран в свою очередь нуждается в российских инвестициях и технологиях для развития своей энергетической отрасли.