Маркетинг , его сущность и роль в товарной форме организации отраслевой экономики.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Микроэкономика
  • 29 29 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 16.06.2009
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание


Введение
1. Понятие, сущность и принципы маркетинга
1.1. Социально-экономическая сущность маркетинга
1.2. Принципы маркетинга
2. Роль маркетинга в деятельности предприятий
Заключение
Список литературы

Фрагмент для ознакомления

(4; 90)
Отличие сбытовой концепции от маркетинговой в масштабах предприятия заключается, прежде всего, во взаимодействиях различных служб предприятия (производство, финансы, сбыт, НИОКР и т.п.). Маркетинг увязывает деятельность всех служб общей концепцией маркетинговой деятельности. При сбытовой ориентации - разработка изделий – НИОКР; производство – главный инженер; экономические вопросы – экономисты; отношение с потребителями – отдел сбыта.
В маркетинговых фирмах все функции, связанные с реализацией рыночной концепции управления, сосредоточены в отделе маркетинга, который является центром деятельности фирмы.
Основная задача отдела маркетинга – разработка стратегии и тактики поведения компании на рынке с учетом ее целей, финансовых, производственных возможностей. Исследование рынка является основой при выработке стратегии маркетинга. Главная стратегическая цель фирмы – завоевание или расширение рынка, получение максимальной прибыли в условиях постоянно изменяющейся рыночной ситуации. Ответственность за проведение рыночных исследований целиком ложится на отдел маркетинга.
Во главе отдела маркетинга стоит, как правило, вице-президент фирмы. Организационно он подчиняется президенту и координирует работу по маркетингу в масштабе всей фирмы. Вице-президент является членом совета директоров и принимает участие в процессе принятия решений, выработке целевой ориентации деятельности фирмы, разработке долгосрочной стратегии, составление прогнозов и планов текущей деятельности фирмы. Непосредственно ему подчинены управляющие всех служб отдела маркетинга, которые работают под его наблюдением и контролем.
Типовая организационная структура отдела маркетинга включает следующие службы: исследования и анализа рынка сбыта; рекламы и стимулирования сбыта; конструирования продукции; планирование рынка, транспорта.
Такое количество служб в отделе маркетинга носит условный характер. В конкретных фирмах количество служб этого отдела может быть значительно больше, и они могут носить различные названия.
В меняющихся экономических условиях идет быстрый процесс морального устаревания концепций маркетинга, появляется необходимость в выработке новых, более качественных концепций, основанных на новой стратегической ориентации или ревизии старых.
В последние годы сотрудники американского Центра анализа управления начали разрабатывать механизм оценки и повышения эффективности управления в сфере маркетинга. Таким механизмом, по их мнению, является систематическая ревизия концепций маркетинга. Она может быть «горизонтальной», при которой изучаются вопросы, связанные с деятельностью фирмы: «окружающая среда», цели и стратегия; и «вертикальной», при которой осуществляется проверка маркетинговых функций внутри фирмы. Ревизия проводится независимым лицом или организацией, не имеющих деловых контактов с фирмой. Это может быть консультативная фирма или эксперт по вопросам маркетинга. Проведение ревизии требует систематичности и периодичности.
Специфика каждой из форм управления маркетингом проявляется, прежде всего, при составлении долгосрочных планов маркетинга.
В компаниях, имеющих функциональный принцип управления, планируются функции отдела маркетинга (сбыт, реклама и так далее). В компаниях с ориентацией на товары разрабатываются планы маркетинга для каждого вида в отдельности (его производство и сбыт). При региональной ориентации составляются долгосрочные планы маркетинга для каждого района, округа, территории. Фирмы, имеющие ориентацию на покупателя (рынок) составляют планы для каждой группы покупателей.
Несмотря на специфику каждой ориентации управления маркетингом, в основе любой из них лежит принцип повышения эффективности управления путем выбора оптимального варианта, позволяющего сохранить свои позиции на рынке, получить гарантированную долгосрочную прибыль.
Следовательно, маркетинговая деятельность предприятия – это не только создание службы маркетинга, это использование концепции маркетинга – организация маркетинга в масштабах предприятия. Безусловно, это форма (организационная структура) оказывает влияние на само содержание деятельности.
При анализе маркетинговой деятельности службы предприятия целесообразно обратить внимание на следующие вопросы:
полнота охвата основных направлений маркетинга;
встроенность маркетинга в систему управления предприятия;
информационное обеспечение службы.
При рассмотрении подходов к основным составляющим маркетинга необходимо выделить следующие вопросы.
Исследование рынка – основа деятельности предприятия в современных условиях составная часть маркетинга.
Главный вопрос кто, как занимается этим вопросом, каковы результаты и как они используются менеджментом предприятия, а так же насколько значимы полученные сведения и способствуют достижению целей.
Управление сбытом – главное выявить занимается ли отдел только оформление документов клиентов, что является частью товародвижения, или же организована работа с клиентами, имеются торговые агенты, в обязанности которых входит работа с определенными группами клиентов. Проблема – подготовка и мотивация данной категории специалистов.
Разработка продукции – как правило в этом процессе задействованы разные отделы и службы. Проблема, когда вовлекается и вовлекается ли вообще отдел маркетинга в этот вопрос. При анализе необходимо исследовать какую информацию и как предоставляет отдел маркетинга конструкторской службе, и как организована координация служб и общая концепция разработки товара.
Суть – определение роли маркетинга в данном вопросе.
Ценовая политика – в условиях конкуренции участие маркетинга и сбыта в процессе ценообразования, как и экономистов, обязательно. Для реализации данного вопроса на ряде предприятий создаются комитеты по ценам, на других экономисты подчинены службам маркетинга. В ином случае не участие маркетинга в процессе ценообразования приведет к экономическому подходу, что может сказаться на деятельности предприятия в целом.
Продвижение продукции на рынке – система продвижения товара на рынок включает маркетинговые коммуникации, прямую продажу, организацию торговли. Анализ эффективности маркетинговых коммуникаций зачастую оценить бывает сложно, ибо они имеют временный характер вместе с тем необходимо анализировать соответствие целей и программ рекламных компаний, PR, SP планам маркетинга, соотносить затраты с результатами, анализировать посредством исследований влияние маркетинговых коммуникаций на увеличение объемов продаж.
Особое значение имеет вопрос использования маркетинговой информации менеджментом предприятия. Важно иметь ответы на вопросы:
Кому конкретно и какая информация, нужна в какой форме?
Каков характер информации рекомендательный или обязательный?
Кто и какие решения принимает на основе этой информации?
Какая система взаимодействия, в том числе и информационного между подразделениями предприятия?
Таким образом, задачи службы маркетинга заключаются в следующем.
1) Держать курс на потребителя, изучать, что ему нужно сейчас и в перспективе;
2) Постоянно следить за деятельностью конкурентов, определять их сильные и слабые стороны;
Выявить направление развития товарной политики предприятия;
Готовить предложения по ценовой политике предприятия;
Непосредственно решать вопросы продвижения товара;
Развивать систему маркетинговых коммуникаций;
Обеспечивать все подразделения маркетинговой информацией, иметь информацию о деятельности всех подразделений предприятия.
Служба маркетинга должна знать корпоративные задачи и разрабатывать планы маркетинга предприятия на основе данных задач, возможностей предприятия, информации полученной в ходе маркетинговых исследований. Служба маркетинга призвана координировать все связи предприятия и его подразделений с рынком. (16; 68)
Итак, маркетинг является ведущей управленческой функцией, призванной определять техническую, производственную и сбытовую политику предприятия. Специалисты маркетинга информируют все службы предприятия кто потребитель продукции, какую продукцию он хочет иметь, по какой цене, где и когда потребуется данная продукция.
Специалисты маркетинга активно воздействуют на рынок потребителя, формируя образ предприятия, товара, создают потребность приобретать товар потенциальными покупателями.
Каждое предприятие разрабатывает собственную систему маркетинга, определяет их или иные направления и мероприятия, их характер интенсивность.
Однако все технические, производственные и сбытовые мероприятия должны рассматриваться системно, комплексно, то есть в тесной связи с внутренней структурой предприятия, отношениями с поставщиками, собственными производственными и сбытовыми возможностями.
В конечном итоге цель системы маркетинга предприятия – обеспечить решение поставленных задач с учетом имеющихся ресурсов.

Заключение

Маркетинг – сложная социально-экономическая категория, которая имеет несколько аспектов:
организационно-технический;
управленческий;
экономический;
социальный;
идеологический;
политический.
В силу этого в экономической литературе не существует единого определения маркетинга. В теории маркетинга довольно широк спектр взглядов при формулировании определения маркетинга.
Таким образом, сущность маркетинга, можно определить как коммерческую деятельность в условиях рынка, направленную на удовлетворение нужд и потребностей человека и извлечение при этом прибыли. Подобный вывод обосновывается основными принципами маркетинга.
Маркетинг предприятия является системой управления предприятием обеспечивающей качество продукции, увеличение объема продаж, рост прибыли. Это происходит на основе выявления и удовлетворения запросов потребителей; увязывает возможности производства и реализации товаров в целях покупки продукции потребителем.
Роль маркетинга в функционировании современного предприятия заключается в определении целевых приоритетов, которыми будут руководствоваться менеджмент предприятия с учетом его ресурсных возможностей, возможностей адаптации к меняющейся хозяйственной обстановки; объективной оценкой конкурентных преимуществ предприятия и реальных возможностей их использования и определением соответствующей маркетинговой стратегии.
Список литературы

Александров Г.И. Менеджмент в сфере услуг// ВНИИНТПИ: экспресс-информ. - 2005. - №3, С.145-168
Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 243 с.
Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 220 c.
Забелин Г.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. – М.: Маркетинг, 2004.
Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 264 с.
Исмаев Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг/ Д.К. Исмаев. - СПб.: "Питер", 2003. - 26с
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. — М., 2003.
Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менеджмент. — М., 2003.
Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга, 1995. – 549 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга.— М.: Бизнес-книга, 2005.— С. 311
Маркетинг: Учебник/Под ред. А. Н. Романова — М.: Банки и биржи, 2000.
Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова – М.: ЮНИТИ, 1996.– 355 с.
Менеджмент: Учебник/ под ред. Проф. В.И. Королева. - М.:"Экономистъ", 2004. - 432с.
Михалева Е.П. Маркетинг. Пособие для сдачи экзамена. – М.: ЭРАЙТ, 2004. – 287 с.
Основы маркетинга: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – с.80.
Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2004. – с. 77
Савина Е.В., Наумова Л.М. Маркетинговый подход к разработке стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО «Звениговский ГМК» // Менеджмент: теория и практика. - 2002 - №3 . с. 244-254.
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 267 с.
С.В. Алексеев // Правовое регулирование маркетинговой деятельности// М., Закон и право, 2003..
Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник, 4-е изд. - СПб.: "Питер", 2004. - 400с.
Федько В.П. Маркетинг. – Росто-на-Дону: Феникс, 2002. – 497 с.
Янкевич В. С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. — М., 2003.













29

Список литературы

1.Александров Г.И. Менеджмент в сфере услуг// ВНИИНТПИ: экспресс-информ. - 2005. - №3, С.145-168
2.Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 243 с.
3.Беляевский И.К. Маркетинговое исследование: информация, анализ, прогноз: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2001. – 220 c.
4.Забелин Г.В., Моисеева Н.К. Основы стратегического управления. – М.: Маркетинг, 2004.
5.Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 264 с.
6.Исмаев Д.К. Маркетинг и управление качеством гостиничных услуг/ Д.К. Исмаев. - СПб.: "Питер", 2003. - 26с
7.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма. — М., 2003.
8.Казанцев А. К., Подлесных В. И., Серова Л. С. Практический менедж¬мент. — М., 2003.
9.Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. – М.: Бизнес-книга, 1995. – 549 с.
10.Котлер Ф. Основы маркетинга.— М.: Бизнес-книга, 2005.— С. 311
11.Маркетинг: Учебник/Под ред. А. Н. Романова — М.: Банки и биржи, 2000.
12.Маркетинг: Учебник/Под ред. А.Н. Романова – М.: ЮНИТИ, 1996.– 355 с.
13.Менеджмент: Учебник/ под ред. Проф. В.И. Королева. - М.:"Экономистъ", 2004. - 432с.
14.Михалева Е.П. Маркетинг. Пособие для сдачи экзамена. – М.: ЭРАЙТ, 2004. – 287 с.
15.Основы маркетинга: Учебное пособие для вузов. / Под ред. Радугина А.А. – М.: Центр, 1997. – с.80.
16.Приходько А.В., Замедлина Е.А. Маркетинг. – М.: Экзамен, 2004. – с. 77
17.Савина Е.В., Наумова Л.М. Маркетинговый подход к разработке стратегии номенклатуры и ассортимента ЗАО «Звениговский ГМК» // Менеджмент: теория и практика. - 2002 - №3 . с. 244-254.
18.Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 267 с.
19.С.В. Алексеев // Правовое регулирование маркетинговой деятельности// М., Закон и право, 2003..
20.Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник, 4-е изд. - СПб.: "Питер", 2004. - 400с.
21.Федько В.П. Маркетинг. – Росто-на-Дону: Феникс, 2002. – 497 с.
22.Янкевич В. С, Безрукова Н.Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. — М., 2003.


Вопрос-ответ:

Что такое маркетинг?

Маркетинг - это комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение потребностей и желаний потребителей, путем создания, продвижения и продажи товаров и услуг.

Какая роль маркетинга в деятельности предприятий?

Маркетинг играет важную роль в деятельности предприятий, так как помогает определить потребности рынка, разработать товар или услугу, привлечь потребителей, установить цену, создать сильный бренд, осуществить продажу и продвижение продукции.

Какая разница между сбытовой концепцией и маркетинговой концепцией?

Сбытовая концепция фокусируется на максимизации объема продаж и снижении затрат на сбыт, в то время как маркетинговая концепция ориентирована на удовлетворение потребностей и желаний потребителей через создание ценности с помощью качественного товара и связанных с ним услуг.

Что представляет собой социально-экономическая сущность маркетинга?

Социально-экономическая сущность маркетинга заключается в том, что он является социально-ориентированной экономической системой, направленной на удовлетворение потребностей людей и создание благосостояния общества в целом путем обмена ценностями.

Какие принципы лежат в основе маркетинга?

Основными принципами маркетинга являются принципы ценности, целевой ориентации, сегментации рынка, дифференциации и позиционирования, интегрированного маркетинга и отношений с клиентами.

Какова сущность маркетинга?

Сущность маркетинга заключается в удовлетворении потребностей потребителей через предоставление им товаров и услуг. Он охватывает все этапы товарного цикла — от исследования рынка и планирования до реализации и контроля.

Какие принципы лежат в основе маркетинга?

Основными принципами маркетинга являются ориентация на потребителя, интеграция маркетинга во все сферы деятельности организации, управление сегментами рынка, создание и поддержание долгосрочных отношений с клиентами, использование инноваций и др.

В чем заключается роль маркетинга в деятельности предприятий?

Роль маркетинга в деятельности предприятий заключается в анализе рынка и потребностей клиентов, планировании и разработке маркетинговых стратегий, продвижении товаров и услуг на рынок, установлении цен, управлении каналами продаж, создании положительного имиджа предприятия и повышении уровня удовлетворенности клиентов.

В чем отличие маркетинговой концепции от сбытовой?

Отличие маркетинговой концепции от сбытовой заключается в том, что маркетинг уделяет большее внимание потребностям и желаниям клиентов, ориентируется на долгосрочные отношения с ними и предлагает интегрированный подход ко всей деятельности предприятия, включая производство, финансы, сбыт и т.п. В то время как сбытовая концепция сконцентрирована на максимизации объемов продаж и не обращает такого внимания на потребности клиентов и их удовлетворение.

Как маркетинг связывает деятельность всех служб предприятия?

Маркетинг связывает деятельность всех служб предприятия путем обеспечения обмена информацией и взаимодействия между ними. Он позволяет учесть маркетинговые аспекты при принятии решений во всех сферах деятельности организации и создает единую стратегию и цели для всех служб.