Конфликты в организациях (гендерные различия в производ. конфликтах)
Заказать уникальную курсовую работу- 41 41 страница
- 8 + 8 источников
- Добавлена 04.04.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
Стр. 1
Стр. 2
1. Теоретические основы изучения социально-психологических конфликтов в организации
1.1.Понятие конфликта в организации
1.2. Причины конфликтов, виды и факторы конфликтов в организации, признаки конфликтной ситуации
1.3. Стратегия разрешения и профилактика конфликтов
Стр. 3
Стр. 3
Стр. 5
Стр. 11
2. Исследование особенностей развития, протекания и решения конфликтов в разных коллективах производства
2.1. Программа исследования ООО «Декар»
- Объект работы
- Предмет работы
- Цель работы
- Задачи исследования
- Гипотеза исследования
- Методы исследования
- Описание объекта и базы исследования
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов
Выводы
Стр. 24
Стр. 25
Стр. 27
Стр. 35
Заключение Обобщение результатов проделанной работы; выводы о перспективах работы в данном направлении
Список используемой литературы
ПриложенияСтр. 37
Стр.
Стр. 38
Стр. 39
Второй уровень – мезауровень (средний уровень): общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни. Главный акцент в изучении общения на этом уровне делается на содержательных компонентах ситуаций общения – по поводу «чего» и «с какой целью», вокруг этого стержня «темы», «предмета» общения раскрывается динамика общения, анализируются используемые средства (вербальные и невербальные) и фазы, или этапы общения, в ходе которых осуществляется обмен представлениями, идеями, переживаниями.
Третий уровень – микроуровень: главный акцент на анализе элементарных единиц общения как сопряженных актов или трансакций. Важно подчеркнуть, что элементарная единица общения – это не смена перемежающихся поведенческих актов, действий участников, а их взаимодействие. Она включает не только действие одного из партнеров, но и связанное с ним содействие или противодействие партнера.
Анализ результатов диагностики уровня конфликтности личности
Результаты исследования смотри в приложении 4.
Таблица №4
Мужской коллектив Женский коллектив Смешанный
коллектив Среднее значение Средняя ошибка Среднее значение Средняя ошибка Среднее значение Средняя ошибка Уровень конфликтности 26 1,325736 27 1,430856 27 1,015038
По результатам исследования уровня конфликтности в мужском коллективе уровень конфликтности соответствует уровню 26, что позволяет судить об уровне конфликтности ниже среднего.
Уровень конфликтности в женском и смешанном коллективах соответствует уровню 27, что позволяет судить о среднем уровне конфликтности.
Результаты оценки уровня конфликтности представлены на рисунке №4.
Рисунок 4
Анализ достоверности различий по Т-критерию Стьюдента
Для оценки достоверности гендерные различий в производственных конфликтах были взяты 2 разнополярные группы: мужская и женская.
Таблица №5
Показатель Женская
группа Мужскаягруппа t-Стьюдента p М m М m Соперничество 3 0,662868 4 0,74366 0,5019 - Сотрудничество 6 0,416667 6 0,633154 0 - Компромисс 7 0,489795 7 0,565752 0,556807 - Избегание 7 0,591928 6 0,616994 1,169562 - Приспособление 5 0,789371 5 0,767062 0,07571 - Авторитарный 3 0,570198 4 0,710669 0,64022 - Эгоистичный 3 0,67933 3 0,77321 0,48579 - Агрессивный 3 0,494286 4 0,534185 1,48853 - Подозрительный 3 0,668086 5 2,768706 2,34015 p<0,05 Подчиняемый 2 0,596179 3 0,656648 0,75167 - Зависимый 3 0,72125 5 0,891529 1,09004 - Дружелюбный 3 0,899986 4 1,144541 0,68681 - Альтруистический 3 0,542976 4 0,694495 1,41794 - ВРД 44 1,783057 47 1,066892 1,64431 - ВДР 34 2,54058 41 2,539088 1,80964 - ВДР 25 2,714533 35 2,72324 2,66574 p<0,05 Уровень конфликтности 26 1,325736 27 1,430856 0,64082 -
При изучении достоверности различий по критерию Стьюдента были получены данные на уровне статистически достоверных различий (p<0,05) по критериям подозрительный (2,34015), анализ трансактного общения (2,66574).
Таким образом, можно сделать заключение, что в ходе анализа достоверности различий были получены результаты подтверждающие различия в гендерных коллективах по типу отношения к людям и процессу общения в ходе профессиональной деятельности.
Проанализировав результаты эмпирических исследований, можно подвести итоги:
Сотрудники столярного участка (мужской коллектив) в конфликтной ситуации стремятся избежать конфликтов, ищут компромисс и избегание. Компромисс и умеренное адаптивное поведение являются преобладающими. Наиболее характерными являются интеграция всех стилей отношения, исключая подчиняемый тип: покорный, склонный к самоунижению, слабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ставит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном. Сотрудники выбирают стиль общения, свидетельствующий о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить. Характерным для данного участка является уровень конфликтности чуть ниже среднего. Столярный участок является мужским коллективом.
Сотрудники упаковочного участка (женский коллектив) в конфликтной ситуации стремятся избежать конфликтов, ищут компромисс. Для женских коллективов характерными является подозрительный тип, критичный по отношению ко всем социальным явлениями и окружающим людям, и зависимый тип, конформный, мягкий, ожидающий помощи и советов. Стиль общения сотрудников свидетельствует о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить. Для данного участка характерен средний уровень конфликтности. Упаковочный участок является женским коллективом.
Сотрудники администрации (смешанный коллектив) в конфликтной ситуации стремятся избежать конфликтов, ищут компромисс и сотрудничество. Для смешанных коллективов характерными является подозрительный тип, критичный по отношению ко всем социальным явлениями. Стиль общения сотрудников свидетельствует о развитом чувстве ответственности, способности трезво оценивать ситуацию и логически мыслить. Для данного участка характерен средний уровень конфликтности. Администрация является смешанным коллективом.
Выводы
Результаты интерпретации полученных нами данных позволяют вделать следующие выводы:
1. В мужском коллективе преобладающим способом выхода из конфликтной ситуации является компромисс, избегание.
2. В женском коллективе преобладающим способом выхода из конфликтной ситуации является компромисс, конфликты скрытые, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу;
3. В смешанных коллективах преобладающим способом выхода из конфликтной ситуации является сотрудничество, компромисс и избегание, конфликты открытые, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу;
4. По результатам исследования уровня конфликтности явно прослеживается значимость гендерных различий. В чисто мужском коллективе уровень конфликтности ниже, чем в женском и смешанном коллективе.
5. При изучении достоверности различий по критерию Стьюдента были получены данные на уровне статистически достоверных различий по критериям подозрительный (p<0,05), анализ трансактного общения (p<0,05).
6. Учитывая вышесказанное можно сделать общий вывод, что гипотезу исследования, о том, что в разных коллективах производства: в мужском коллективе – конфликты более открыты и стили разрешения – это соперничество или сотрудничество, в женском коллективе – конфликты имеют скрытую форму протекания, стили разрешения конфликтов в женском коллективе – это избегание или приспособление, в смешанном коллективе – конфликты открыты и имеют стили разрешения – сотрудничества или компромисс следует считать доказанной частично.
Заключение
Проведенная нами работа имеет практическую значимость. Полученные результаты могут быть применены в работе с организациями. Практическая значимость данной работы заключается в понимании особенности внутриколлективных отношений, внутриколлективного психологического климата.
Выводы сделанные нами, по результатам эмпирического исследования могут быть использованы в работе с персоналом руководителями, топ-менеджерами и HR-менеджерами организаций. Учитывание данных выводов будет полезным при планировании производственных коллективов, для того, чтобы увеличить их результативность, работоспособность, путем снижения конфликтности в группах.
В заключение можно привести несколько рекомендаций по профилактике конфликтов:
Для снижения возможности возникновения конфликтов внутри коллектива, руководителям необходимо проводить профотбор сотрудников, формировать коллективы, учитывая личностные особенности людей, их совместимость. Мужские коллективы наиболее эффективным будет оставить чисто мужскими, а женские коллективы лучше разбавить сотрудниками мужского пола, тем самым, снизив конфликтность и агрессивность, присущую чисто женским группам.
Используемая литература
Конфликтология. / Под редакцией А.С. Кармина, СПб.: Издательство «Лань», 1999г.-448с.
Психолого-социальные основы разрешения конфликтов. /Е.А. Родионова, Учебное пособие.- СПб.: СПбГИПСР, 2005г.
Психология управления/ Л.Д. Столяренко, Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2005г.
Психология управления/ А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, Е.В.. Землянская, - Харьков: ООО «Фортуна Пресс», 1998г.-464с.
Психология деловых конфликтов. Хрестоматия/ Райгородский Д. Я.
Настольная книга менеджера по кадрам/ В.И. Шкатулла- 2-е издание. –М.: Издательство «Норма-Инфра», 2002г.
Конфликтология /Н.И. Леонов, Хрестоматия.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МЭДОК», 2002г.
Бендас Т.В. Гендерная психология : Учебное пособие.-СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил.
Эрика Регнет «Конфликты в организациях. Формы, функции и способы преодоления»/Пер. с нем.-Х.: Изд-во Институт прикладной психологии «Гуманитарный центр», 2005, -396с.
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. «Конфликтология»: Учебник для вузов. –М.: ЮНИТИ, 2000.-551с.
Личневский Э.Э. «Контакты и конфликты: общение в работе руководителя». – М.: ОАО «НПО «Экономика», 2000. – 286с.
Ильин Е.П. «Дифференциальная психология мужчин и женщин».- СПб.: Питер, 2002.-544с: ил.
Приложения
Приложение 1
Полученные результаты исследования по тесту Томаса
Столярный участок № Соперничество Сотрудничество
дничество Компромисс Избегание Приспособление Упаковочный участок № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление Администрация № Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление 1 7 4 3 5 0 1 2 6 7 8 5 1 3 7 7 9 4 2 0 8 7 10 5 2 5 5 8 5 6 2 2 8 8 5 7 3 1 6 8 7 8 3 7 5 9 8 1 3 5 8 9 3 5 4 1 4 6 10 9 4 1 1 3 7 2 4 5 4 4 7 4 5 4 5 8 7 4 5 0 8 7 7 8 5 2 6 7 8 7 6 3 6 6 6 3 6 2 8 7 6 7 6 4 7 6 9 4 7 2 7 9 9 3 7 7 9 6 2 5 7 1 6 8 11 4 8 7 5 9 8 1 8 7 4 3 5 0 8 1 6 8 7 8 9 5 8 9 3 5 9 3 7 7 9 4 9 2 6 7 8 5 10 2 6 7 8 5 10 5 8 9 3 5 10 2 8 7 6 7 11 2 8 7 6 7 11 2 6 7 8 7 11 5 8 9 3 5 12 2 6 7 8 7 12 1 6 8 7 8 12 7 5 9 8 1 М 3 6 7 7 5 М 3 6 7 6 5 М 3 7 7 7 5
Приложение 2
Полученные результаты исследования к методике Т. Лири
Столярный участок Упаковочный участок Администрация № I II III IV V VI VII VIII № I II III IV V VI VII VIII № I II III IV V VI VII VIII 1 4 8 7 7 0 2 0 1 1 2 1 2 3 2 3 1 0 1 7 6 6 7 5 5 5 6 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 3 5 3 8 5 12 14 9 2 6 4 2 5 3 5 8 5 3 8 7 1 3 3 8 9 6 3 2 1 3 2 2 2 3 3 3 2 2 1 1 0 2 2 2 4 3 3 4 9 7 9 8 5 4 10 8 5 8 1 6 4 5 4 10 9 12 11 4 6 8 11 5 1 3 3 2 0 1 1 2 5 3 1 3 4 4 3 7 5 5 5 3 4 7 3 5 6 6 6 1 1 1 2 1 2 0 1 6 2 3 6 4 3 4 2 3 6 2 3 1 3 1 3 1 2 7 2 1 3 2 2 2 3 3 7 4 8 7 7 0 2 0 1 7 2 1 2 3 2 3 1 0 8 4 2 4 3 2 3 2 3 8 7 6 6 7 5 5 5 6 8 3 3 4 9 7 9 8 5 9 2 1 2 3 2 3 1 0 9 2 2 1 1 0 2 2 2 9 4 8 7 7 0 2 0 1 10 3 1 3 4 4 3 7 5 10 4 2 4 3 2 3 2 3 10 2 1 3 2 2 2 3 3 11 2 2 1 1 0 2 2 2 11 3 3 4 9 7 9 8 5 11 3 1 3 4 4 3 7 5 12 5 4 2 3 0 3 2 1 12 2 1 2 4 0 4 1 4 12 4 2 4 3 2 3 2 3 М 3 3 3 3 2 3 3 3 М 4 3 4 5 3 5 4 4 М 4 4 4 5 3 4 4 4
Приложение 3
Полученные результаты исследования к Трансактному анализу.
Столярный участок Упаковочный участок Администрация 1 ВРД 49 41 35 1 ВДР 46 50 31 1 ВРД 39 39 38 2 ДВР 37 28 19 2 ДВР 52 43 47 2 ВДР 48 36 30 3 ВРД 46 34 23 3 ВРД 47 47 40 3 ВДР 49 47 24 4 ВРД 49 46 33 4 ВДР 41 28 22 4 ВДР 23 21 11 5 ВДР 43 35 10 5 ВДР 47 25 22 5 ВДР 44 40 33 6 РДВ 30 20 18 6 ВДР 48 40 36 6 ВДР 56 38 33 7 ВДР 48 35 36 7 ДВР 52 45 45 7 ВДР 46 45 26 8 ДВР 37 28 19 8 ДВР 52 43 47 8 ВРД 39 39 38 9 ВРД 49 41 30 9 ВДР 48 40 36 9 ВДР 23 21 11 10 ВРД 49 46 30 10 ВДР 41 28 22 10 ВДР 48 36 30 11 ВДР 43 20 10 11 ВДР 46 50 31 11 ВДР 49 47 24 12 ВРД 46 34 33 12 ВРД 47 47 40 12 ВДР 44 40 33 М ВРД В41 Р31 Д31 М ВДР В45 Д41 Р36 М ВДР В42 Р28 Д37
Приложение 4
Результаты исследования уровня конфликтности личности.
№ Столярный участок 1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11 12 М Балл 22 28 28 26 29 18 28 17 29 27 28 32 26 Значение Ниже среднего Средний Средний Чуть ниже среднего Средний Низкий уровень Средний Очень низкий Средний Средний Средний Чуть выше среднего Уровень конфликтности чуть ниже среднего № Упаковочный участок 1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11 12 М Балл 17 29 28 34 22 33 28 26 22 27 32 29 27 Значение Очень низкий Средний Средний Выше среднего Ниже среднего Выше среднего Средний Чуть ниже среднего Ниже среднего Средний Чуть выше среднего Средний Средний уровень конфликтности № Администрация 1 2 3 4 5 6
7
8
9
10
11 12 М Балл 23 27 23 32 28 26 22 27 26 28 34 28 27 Значение Ниже среднего Средний Ниже среднего Чуть выше среднего Средний Чуть ниже среднего Ниже среднего Средний Чуть ниже среднего Средний Выше среднего Средний Средний уровень конфликтности
Приложение 6
Соотношение среднего показателя возраста, стажа работы на производстве, между участками.
Соотношение рабочих и ИТР в выборке.
Приложение 7
1. Тест «Исследования особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Тест Томаса
Выберите в каждом вопросе предпочитаемый вами вариант поведения и укажите его букву в ответах.
Вопрос ответ Вопрос ответ 1.А) иногда я предоставляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
Б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, в чем мы оба согласны. 16.А) я стараюсь не задеть чувство другого.
Б) я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
2.А) я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) я пытаюсь уладить его с учетом всех интересов другого человека и моих собственных. 17.А) я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 3.А) я обычно стремлюсь добиться своего.
Б) иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов. 18.А) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б) я дам другому возможность остаться при своем мнении, если он идет мне навстречу. 4.А) я стараюсь найти компромиссное решение.
Б) я стараюсь не задеть чувства другого. 19.А) первым делом я пытаюсь определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно. 5.А) улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку другого.
Б) я стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности. 20.А) я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия
Б) я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих. 6.А) я пытаюсь избежать неприятностей для себя.
Б) я стараюсь добиться своего. 21. А) ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.
Б) я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы. 7.А) я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы решить его окончательно.
Б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться своего. 22. А) я пытаюсь найти позицию, которая находится между (посередине) моей и другого человека.
Б) я отстаиваю свою позицию. 8.А) я обычно настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) я первым делом стараюсь определить то, в чем стоят все затронутые интересы и спорные вопросы. 23.А) как правило, я озадачен тем, чтобы удовлетворить желание каждого из нас.
Б) иногда представляю другим взять на себя ответственность при решении спорного вопроса. 9.А) я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
Б) я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего. 24.А) если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.
Б) я стараюсь убедить другого идти на компромисс. 10.А) я твердо стремлюсь добиться своего.
Б) я пытаюсь найти компромиссное решение. 25. А) я пытаюсь убедить другого в своей правоте.
Б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого. 11.А) первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые вопросы.
Б) я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения. 26. А) я обычно предлагаю среднюю позицию.
Б) я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас. 12.А) зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б) я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет навстречу. 27. А) зачастую стремлюсь избежать споров.
Б) если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своем. 13.А) я предлагаю среднюю позицию.
Б) я постараюсь, чтобы все было сделано, по-моему. 28.А) обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б) улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку другого. 14. А) я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б) я показываю другому логику и преимущество моих взглядов 29. А) я предлагаю среднюю позицию.
Б) думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий. 15. А) я стараюсь успокоить другого и сохранить отношения.
Б) я стараюсь делать все необходимое, чтобы избегать напряжение 30.А) я стараюсь не задеть чувств другого.
Б) я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Поставьте знак "+" против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет полной уверенности, знак "+" не ставьте).
I.
1. Другие думают о нем благосклонно
2. Производит впечатление на окружающих
3. Умеет распоряжаться, приказывать
4. Умеет настоять на своем
5. Обладает чувством собственного достоинства
6. Независимый
II.
7. Способен сам позаботиться о себе
8. Может проявить безразличие
9. Способен быть суровым
10. Строгий, но справедливый
III.
11. Может быть искренним
12. Критичен к другим
13. Любит поплакаться
14. Часто печален
IV.
15. Способен проявить недоверие
16. Часто разочаровывается
17. Способен быть критичным к себе
18. Способен признать свою неправоту
V.
19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый
21. Благородный
22. Восхищающийся и склонный к подражанию
VI.
23. Уважительный
24. Ищущий одобрения
25. Способен к сотрудничеству
26. Стремится ужиться с другими
VII.
27. Дружелюбный, доброжелательный
28. Внимательный и ласковый
29. Деликатный
30. Одобряющий
VIII.
31. Отзывчивый к призывам о помощи
32. Бескорыстный
33. Способен вызвать восхищение
34. Пользуется уважением у других
I.
35. Обладает талантом руководителя
36. Любит ответственность
37. Уверен в себе
38. Самоуверен и напорист
II.
39. Деловит и практичен
40. Любит соревноваться
41. Строгий и крутой, где надо
42. Неумолимый, но беспристрастный.
III.
43. Раздражительный
44. Открытый и прямолинейный
45. Не терпит, чтобы им командовали
46. Скептичен
IV.
47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный
49. Легко смущается
50. Не уверен в себе
V.
51. Уступчивый
52. Скромный
53. Часто прибегает к помощи других
54. Очень почитает авторитеты
VI.
55. Охотно принимает советы
56. Доверчив и стремится радовать других
57. Всегда любезен в обхождении
58. Дорожит мнением окружающих
VII.
59. Общительный и уживчивый
60. Добросердечный
61. Добрый, вселяющий уверенность
62. Нежный и мягкосердечный
VIII.
63. Любит заботиться о других
64. Бескорыстный, щедрый
65. Любит давать советы
66. Производит впечатление значимости
I.
67. Начальственно-повелительный
68. Властный
69. Хвастливый
70. Надменный и самодовольный
II.
71. Думает только о себе
72. Хитрый и расчетливый
73. Нетерпим к ошибкам других
74. Своекорыстный
III.
75. Откровенный
76. Часто недружелюбен
77. Озлобленный
78. Жалобщик
IV.
79. Ревнивый
80. Долго помнит обиды
81. Склонный к самобичеванию
82. Застенчивый
V.
83. Безынициативный
84. Кроткий
85. Зависимый, несамостоятельный
86. Любит подчиняться
VI.
87. Предоставляет другим принимать решения
88. Легко попадает впросак
89. Легко попадает под влияние друзей
90. Готов довериться любому
VII.
91. Благорасположен ко всем без разбору
92. Всем симпатизирует
93. Прощает все
94. Переполнен чрезмерным сочувствием
VIII.
95. Великодушен и терпим к недостаткам
96. Стремится покровительствовать
97. Стремится к успеху
98. Ожидает восхищения от каждого
I.
99. Распоряжается другими
100. Деспотичный
101. Сноб (судит о людях по рангу и личным качествам)
102. Тщеславный
II.
103. Эгоистичный
104. Холодный, черствый
105. Язвительный, насмешливый
106. Злобный, жестокий
III.
107. Часто гневливый
108. Бесчувственный, равнодушный
109. Злопамятный
110. Проникнут духом противоречия
IV.
111. Упрямый
112. Недоверчивый и подозрительный
113. Робкий
114. Стыдливый
V.
115. Отличается чрезмерной готовностью
116. Мягкотелый
117. Почти никогда и никому не возражает
118. Ненавязчивый
VI.
119. Любит, чтобы его опекали
120. Чрезмерно доверчив
121. Стремится снискать расположение каждого
122. Со всеми соглашается
VII.
123. Всегда дружелюбен
124. Всех любит
125. Слишком снисходителен к окружающим
126. Старается утешить каждого
VIII.
127. Заботится о других в ущерб себе
128. Портит людей чрезмерной добротой
3. Тест «Трансактный анализ общения». Стиль поведения в конфликтной ситуации
Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10.
Высказывание оценка 1 Мне порой не хватает выдержки 2 Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять 3 Родители, как более зрелые люди, должны устраивать семейную жизнь своих детей 4 Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-то событиях 5 Меня провести нелегко 6 Мне бы понравилось быть воспитателем 7 Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому 8 Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события 9 Каждый должен выполнять свой долг 10 Нередко я поступаю не как надо, а как хочется 11 Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия 12 Младшее поколение должно учиться у старших, как ему следует жить 13 Я, как и многие люди, бываю обидчив 14 Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе 15 Дети должны безусловно следовать указаниям родителей 16 Я – увлекающийся человек 17 Мой основной критерий оценки человека – объективность 18 Мои взгляды непоколебимы 19 Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать 20 Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны 21 Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств
4. Тест уровня конфликтности личности
При ответе на вопросы теста из трех предлагаемых вариантов ответа выберите один и подчеркните его.
№ Вопросы Ответы Характерно ли для вас стремление к доминированию, т.е. к тому, чтобы подчинить своей воле других?
А) Нет
Б) Когда как
В) Да Есть ли в вашем коллективе люди, которые вас побаиваются, а возможно и ненавидят?
А) Да
Б) Затрудняюсь ответить
В) Нет Кто вы в большей степени?
А) Пацифист1
Б) Принципиальный
В) Предприимчивый Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями?
А) Часто
Б) Периодически
В) Редко Что для вас было бы наиболее характерно, если бы вы возглавили новый для вас коллектив?
А) Разработал бы программу работы коллектива на год вперед и убедил бы коллектив в ее целесообразности
Б) Изучал бы, кто есть кто, установил контакт бы с лидерами
В) Чаще бы советовался с людьми В случае неудач, какое состояние для вас характерно?
А) Пессимизм
Б) Плохое настроение
В) Обида на самого себя Характерно ли для вас стремление отстаивать и соблюдать традиции вашего коллектива?
А) Да
Б) Скорее всегда
В) Нет Относите ли вы себя к людям, которым лучше сказать горькую правду в глаза, чем промолчать?
А) Да
Б) Скорее да
В) Нет Из трех личностных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
А) Раздражительность
Б) Обидчивость
В) Нетерпимость к критике других Из трех личностных качеств, с которыми вы боритесь, чаще всего стараетесь изжить в себе:
А) Раздражительность
Б) Обидчивость
В) Нетерпимость к критике других Кто вы в большей степени?
А) Независимый
Б) Лидер
В) Генератор идей Каким человеком считают вас ваши друзья?
А) Экстравагантным
Б) Оптимистом
В) Настойчивым Против чего вам чаще приходиться бороться?
А) С несправедливостью
Б) С бюрократизмом
В) С эгоизмом Что для вас наиболее характерно?
А) Недооцениваю свои способности достаточно объективно
Б) Оцениваю свои способности достаточно объективно
В) Переоцениваю свои способности Что вас приводит к столкновению и конфликту с людьми чаще всего?
А) Излишняя инициатива
Б) Излишняя критичность
В) Излишняя прямолинейность 1 Пацифи́зм (от лат. pacificus — миротворческий, от pax — мир и facio — делаю) — антивоенное движение, участники которого главным средством предотвращения войн считают осуждение их аморального характера.
Пацифисты осуждают всякую войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными и т. п. Они верят в возможность предотвращения войн лишь посредством убеждения и мирных манифестаций. Связанный в представлении коммунистических идеологов с буржуазно-либеральной идеологией, пацифизм вовлекает в сферу своего влияния довольно широкие демократические круги.
38
57
УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ
-процесс-
А. Восприятие конфликта
Псевдоконфликт
Немедленное (промежуточное решение конфликта)
Б. Анализ конфликта
В. Преодоление конфликта
1.Конфликтология. / Под редакцией А.С. Кармина, СПб.: Издательство «Лань», 1999г.
2.Психолого-социальные основы разрешения конфликтов. /Е.А. Родионова, Учебное пособие.- СПб.: СПбГИПСР, 2005г.
3.Психология управления/ Л.Д. Столяренко, Учебное пособие.- Ростов н/Д: Феникс, 2005г.
4.Психология управления/ А.М. Бандурка, С.П. Бочарова, С.П. Землянская, Харьков, 1998г.
5.Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты/ Корнелиус Х., Фэйр Ш. М., 1992г.
6.Настольная книга менеджера по кадрам/ В.И. Шкатулла- 2-е издание. –М.: Издательство «Норма-Инфра», 2002г.
7.Конфликтология /Н.И. Леонов, Хрестоматия.- М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: Издательство НПО «МЭДОК», 2002г.
8.Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).
Вопрос-ответ:
Какие факторы могут способствовать возникновению конфликтов в организации?
Факторы, могущие способствовать возникновению конфликтов в организации, могут быть различными, включая разногласия по поводу ролей и обязанностей, непонимание и несогласие с принятыми решениями, различия в ценностях и убеждениях, конкуренцию за ресурсы, недостаток коммуникации, а также различия из-за гендерных особенностей.
Какие признаки характеризуют конфликтную ситуацию в организации?
Конфликтная ситуация в организации может иметь такие признаки, как напряженность и конфликтные отношения между сотрудниками или отделами, повышенный уровень страха и неуверенности в будущем, понижение продуктивности и качества работы, а также негативное влияние на работу команды и клиентское обслуживание.
Какая стратегия может помочь в разрешении конфликтов в организации?
В разрешении конфликтов в организации может помочь стратегия сотрудничества, которая основана на поиске взаимовыгодных решений и на учете интересов всех сторон. Важно также обеспечить открытую и эффективную коммуникацию, проявлять уважение к мнению и точке зрения других и искать компромиссы.
Какие особенности могут быть связаны с развитием и решением конфликтов в разных коллективах производства?
В разных коллективах производства могут быть связаны с развитием и решением конфликтов такие особенности, как различный уровень коммуникации и координации работы, зависимости от стиля руководства, наличие или отсутствие организационной культуры, а также различные социально-психологические установки и ценности сотрудников.
Какие теоретические основы используются при изучении социально-психологических конфликтов в организации?
При изучении социально-психологических конфликтов в организации используются такие теоретические основы, как теория социального взаимодействия, теория конфликта, теория межгруппового поведения, теория норм и ценностей, теория лидерства, теория коммуникации и теория управления конфликтами.
Что такое конфликт в организации?
Конфликт в организации - это ситуация, когда между членами организации возникают различия или противоречия, которые могут приводить к напряженности, соперничеству или несогласию. Конфликт может возникать из-за различий в интересах, ценностях, взглядах или ресурсах.
Какие причины и факторы приводят к конфликтам в организации?
Причины конфликтов в организации могут быть разнообразными. Это могут быть различия во взглядах и ценностях коллектива, конкуренция за ресурсы, непонимание или неправильная коммуникация, различия в ожиданиях и целях, а также неправильное распределение власти и ответственности.
Какие стратегии разрешения и профилактики конфликтов существуют?
В организации можно применять различные стратегии для разрешения и профилактики конфликтов. Это может быть обучение навыкам эффективного общения и управления конфликтами, создание системы регулирования и решения конфликтных ситуаций, а также разработка политики работы в коллективе, которая бы предотвращала возникновение конфликтов.
Какие особенности развития и решения конфликтов в разных коллективах производства?
Развитие и решение конфликтов в разных коллективах производства может иметь свои особенности. Например, в коллективах, где преобладает гендерное неравенство, могут возникать конфликты, связанные с дискриминацией или неправильным распределением ролей. В коллективах с большим числом работников, могут возникать конфликты, связанные с соревнованием за ресурсы или власть. Важно учитывать особенности каждого коллектива при разрешении и предотвращении конфликтов.
Что такое социально-психологические конфликты в организации?
Социально-психологические конфликты в организации - это конфликты, связанные с взаимодействием и отношениями между людьми в рабочей среде. Они могут быть вызваны непониманием, различными интересами и ценностями, конкуренцией или неправильной коммуникацией. Такие конфликты могут оказывать негативное влияние на работу коллектива и требуют внимания и разрешения со стороны руководства.
Какие существуют причины конфликтов в организации?
Причины конфликтов в организации могут быть разными. Это может быть различие в ценностях и убеждениях, несоответствие интересов, конкуренция за ресурсы, недостаток коммуникации и информации, неясность ролей и обязанностей, неправильное распределение власти и ответственности, непрофессионализм и недостаточный опыт сотрудников, а также факторы внешней среды, например, экономические или политические условия.