Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности
Заказать уникальный реферат- 18 18 страниц
- 3 + 3 источника
- Добавлена 13.03.2009
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание
Введение
1. Создание оптимальных условий в зонах жизнедеятельности человека
2. Прогнозирование зон повышенного риска. Идентификация опасных и вредных факторов в этих зонах и снижение их до нормативно допустимых уровней
3. Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности
Библиографический список
Защита населения предполагает защиту каждого человека в чрезвычайных ситуациях (ЧС) − это ответственность государства. Ответственность же граждан состоит, в первую очередь, в изучении основ самопомощи и взаимопомощи при ЧС, умении применять эти знания.
Способность человека защитить себя формируется на основе обучения и формирования определенного типа сознания, создающего потребность в овладении соответствующими навыками и средствами защиты, а также мотивацию деятельности, направленную на получение дополнительной информации, определение соответствующего выбора в сложившейся ситуации и участия в управлении риском на уровне общества. Формирование такого типа сознания базируется на системе знаний о риске, и, в свою очередь, представляет собой некий плацдарм для активных, обдуманных и целенаправленных действий. Таким образом, важнейшая задача в области защиты человека состоит в том, чтобы направить разум людей на достижение цели гармоничного развития человека, природы, техносферы и таким образом обуздать стихийные процессы.
Государственная политика по подготовке населения в области гражданской обороны (ГО) и защиты в ЧС реализуется по следующим основным направлениям:
подготовка руководителей и должностных лиц ГО и РСЧС федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления;
подготовка менеджеров − руководителей, должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС организаций независимо от форм собственности;
подготовка работников организаций, входящих в состав гражданских организаций ГО;
подготовка населения, занятого в сферах производства и обслуживания, а также обучение населения, не занятого в сферах производства и обслуживания;
подготовка учащихся и студентов общего и профессионального образования.
Компетентность граждан в области безопасности жизнедеятельности (БЖД) необходима для благополучного развития России в условиях перехода мирового сообщества от индустриального развития к постиндустриальному. Она будет служить фундаментом дальнейшей подготовки специалистов в профессиональных учебных заведениях всех уровней и профилей и, в особенности, профилей, непосредственно связанных с обеспечением безопасности.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях. В 1995 г. была разработана программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста», в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил дорожного движения, безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.
Наиболее результативное решение возникших задач в области БЖД достигается через общее образование: детям и подросткам легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил безопасного поведения дома, на улице, в школе, на природе, а затем в обществе и на производстве. В содержании общеобразовательных программ многих стран мира имеются разделы по здоровью и безопасности («health and safety»). Они предназначаются для подготовки молодежи к жизни в условиях возросшего в последнее время количества опасностей различного вида. В России с 1991 г. эту роль выполняет курс «Основы безопасности жизнедеятельности», базой для которого в начальной школе служит курс «Человек и окружающий мир».
В образовательных учреждениях начального профессионального образования, готовящих специалистов на базе основного общего (9-летнего) образования, курс ОБЖ является продолжением аналогичного курса основной школы и соответствует курсу для 10-11 классов, но ввиду специфики профессионального образования имеет свои особенности. Примерная программа курса ОБЖ предполагает формирование у обучающихся знаний, умений и отдельных навыков по охране и защите здоровья человека в экстремальных условиях.
В образовательных учреждениях среднего профессионального образования вопросы БЖД изучаются студентами по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» на базе основного общего образования и дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» на базе среднего (полного) общего образования. Необходимо отметить тот факт, что в государственные образовательные стандарты по всем специальностям среднего профобразования дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» включена в объеме 60−90 ч в зависимости от специальности. Программа дисциплины для учреждений среднего профессионального образования разработана на основе вузовской программы, с упрощениями в изучении отдельных вопросов в соответствии с уровнем базовых знаний.
Подготовка специалистов по БЖД в высших учебных заведениях приобретает все больший интерес и востребована временем. Специальность «Безопасность жизнедеятельности» закреплена в новых государственных образовательных стандартах высшего образования. Все большее количество вузов открывает выпускающие кафедры БЖД, которые готовят дипломированных специалистов по вопросам БЖД и укрепляют позиции общепрофессиональной дисциплины БЖД для остальных специальностей.
Заключение
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших предков. Если на заре человечества людям угрожали опасности природного характера (животные, стихийные бедствия), то с течением времени стали появляться опасности антропогенного и техногенного характера.
Уровень решения проблем обеспечения безопасности жизнедеятельности человека служит критерием экологического развития и стабильности государства, а также нравственного состояния общества. Это объясняется тем, что глубокое и всестороннее решение проблем техносферы требует больших капиталовложений, высокой культуры производства, активного участия всех членов общества, гражданского самосознания. Реализация этих принципов может быть достигнута на основе тщательно проработанной и организованной непрерывной системы образования и воспитания от дошкольного воспитания (основы БЖД) до системы повышения квалификации и переподготовка кадров.
Важнейшей целью процесса обучения проблемам безопасности считается формирование у специалистов мышления, основанного на приятии главного принципа − приоритета прав на жизнь и здоровье над результатами производственной деятельности.
В данной работе мы рассмотрели современные методы обеспечения БЖД: 1) создание оптимальных условий в зонах жизнедеятельности человека; 2) идентификация опасных и вредных факторов в этих зонах и снижение их до нормативно допустимых уровней; 3) прогнозирование зон повышенного риска и использование защитных мер и специальных служб и формирований для локализации и ликвидации негативных воздействий на объектах с повышенным техногенным риском и для защиты от естественных негативных воздействий; 4) подготовка кадров по вопросам БЖД.
Библиографический список
Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. − №1. − 2004.
Левкович Т, К. Безопасность жизнедеятельности: лекции. − http://www.do.rksi.ru/library/courses/bgd/book.dbk
СТП ССБТ 04 – 2008. Идентификация производственных опасностей, оценка, регулирование и контроль профессиональных рисков. Утверждён и введён в действие Приказом от 30.04.2008 № 260/3004.
Левкович Т, К. Безопасность жизнедеятельности: лекции. − http://www.do.rksi.ru/library/courses/bgd/book.dbk
Левкович Т, К. Безопасность жизнедеятельности: лекции. − http://www.do.rksi.ru/library/courses/bgd/book.dbk
Левкович Т, К. Безопасность жизнедеятельности: лекции. − http://www.do.rksi.ru/library/courses/bgd/book.dbk
СТП ССБТ 04 – 2008. Идентификация производственных опасностей, оценка, регулирование и контроль профессиональных рисков. Утверждён и введён в действие Приказом от 30.04.2008 № 260/3004.
Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. − №1. − 2004.
18
1.Кириллов Г.Н. Обучение учащихся и студентов по вопросам безопасности жизнедеятельности // Право и безопасность. ? №1. ? 2004.
2.Левкович Т, К. Безопасность жизнедеятельности: лекции. ? http://www.do.rksi.ru/library/courses/bgd/book.dbk
3.СТП ССБТ 04 – 2008. Идентификация производственных опасностей, оценка, регулирование и контроль профессиональных рисков. Утверждён и введён в действие Приказом от 30.04.2008 № 260/3004.
Вопрос-ответ:
Какие методы используются для создания оптимальных условий в зонах жизнедеятельности человека?
Для создания оптимальных условий в зонах жизнедеятельности человека используются различные методы, такие как применение современных технологий и инженерных решений, контроль и регулирование параметров окружающей среды, эффективное использование ресурсов и рациональное планирование территорий.
Как можно прогнозировать зоны повышенного риска?
Прогнозирование зон повышенного риска осуществляется с помощью анализа и моделирования данных, имеющихся о природных и техногенных процессах, а также о поведении людей и их воздействии на окружающую среду. С помощью специальных компьютерных программ и методов статистического анализа определяются зоны, в которых есть вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций или стихийных бедствий.
Как идентифицируются опасные и вредные факторы в зонах повышенного риска и каким образом их снижают до нормативно допустимых уровней?
Идентификация опасных и вредных факторов в зонах повышенного риска осуществляется с помощью систематического анализа и оценки условий жизнедеятельности. Используются различные методы диагностики и мониторинга, а также проводятся специальные экспертизы. Для снижения опасных и вредных факторов до нормативно допустимых уровней применяются меры технической и организационной защиты, включая использование современных технологий, внедрение систем автоматизации и контроля, обучение персонала и проведение профилактических мероприятий.
Какие методы используются для подготовки кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности?
Для подготовки кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности применяются различные методы, включая образовательные программы и курсы, семинары и тренинги, практические занятия и тренировки. Также проводятся научные исследования и разработки, направленные на повышение уровня подготовки кадров и совершенствование методик обучения.
Как создать оптимальные условия в зонах жизнедеятельности человека?
Оптимальные условия в зонах жизнедеятельности человека можно создать при помощи соблюдения санитарных и гигиенических норм, обеспечения чистоты и комфорта, поддержания оптимального микроклимата и освещенности.
Какие методы прогнозирования зон повышенного риска существуют?
Существуют различные методы прогнозирования зон повышенного риска, такие как анализ статистических данных, использование математических моделей, использование географических информационных систем и др.
Что такое идентификация опасных и вредных факторов в зонах повышенного риска?
Идентификация опасных и вредных факторов в зонах повышенного риска представляет собой процесс выявления и описания потенциально опасных и вредных явлений, процессов и условий, которые могут привести к негативным последствиям для жизнедеятельности человека.
Какие методы снижения опасных и вредных факторов до нормативно допустимых уровней существуют?
Существуют различные методы снижения опасных и вредных факторов, такие как технические и организационные меры безопасности, применение средств индивидуальной и коллективной защиты, использование современных технологий и материалов, обучение персонала, проведение регулярных проверок и контроля.
Как подготовить кадры по вопросам безопасности жизнедеятельности?
Подготовка кадров по вопросам безопасности жизнедеятельности включает в себя обучение специалистов в области безопасности, проведение тренингов и семинаров, повышение профессиональной квалификации, изучение актуальных нормативных и методических материалов и т.д.