Формирование самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Логопедия
  • 51 51 страница
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 13.04.2009
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ
1.1.Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР
1.2.Речевое развитие детей в норме и с патологией
1.3.Характеристика звукопроизношения у детей с ЗПР
1.4.Самоконтроль у детей в норме и у детей с ЗПР
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
2.1.Организация констатирующего эксперимента
2.2.Обследование речи и не речевых функций у детей 5-6 лет с ЗПР
2.3. Анализ и результат констатирующего эксперимента
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗПР
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Фрагмент для ознакомления

Метод обучения произношению характеризуется как аналитико-синтетический, полисенсорный, концентрический. В нашей работе воспользуемся концентрическим методом.
В задачу индивидуальных занятий входит формирование первичного умения воспроизводить тот или иной звук. Если ребенок не произносит звук ш, воспроизводя вместо него с или просто опуская его, приходится прибегать к различным приемам постановки звука.
Не касаясь способов постановки звука, в данном случае ш, рассмотрим момент, когда ребенок произвольно может воспроизвести впервые звук ш, удерживая язык в нужной позиции у верхних альвеол, пока еще при раскрытом рте. Это умение надо закрепить в слогах: ш-а, ш-а, ш-а (с длительным произношением звука ш), затем сразу же даются слова типа ш-ар, ш-апка).
На индивидуальных занятиях концентрический метод предусматривает использование базовых звуков для постановки других. Так, при устранении сигматизма свистящих и шипящих одновременно исправить артикуляцию всех звуков: с, з. ц, ш, ч, щ, невозможно. Поэтому сначала педагог учит ребенка правильно произносить звук с, затем слова, но не только со звуком с, но и с ., временно заменяя их с (слова позови, двенадцать произносятся соответственно как «посови» и «двенасать»). Звук с выступает в качестве временного заменителя и шипящих звуков. Затем переходят к постановке ш, и когда ребенок овладевает его артикуляцией, звук ш становится временным заменителем остальных шипящих согласных.
Концентрический метод обучения произношению предполагает определенное расположение звукового материала. При анализе урока по технике речи и индивидуального занятия следует обратить серьезное внимание на то, как соблюдается метод обучения произношению:
-обеспечено ли сочетание работы над целым словом и его элементами в ходе обучения и при исправлении произносительных ошибок;
-обеспечено ли использование слуха детей для восприятия ими звучащей
речи или ее элементов и при контроле за собственным произношением; как привлекаются тактильно-вибрационные ощущения детей; как используются различные анализаторы при исправлении произносительных ошибок;
-учтено ли концентрическое расположение звукового материала при формировании новых произносительных навыков и при коррекционной работе (работа должна проводиться. на базе усвоенных «основных» звуков).
Материалом для обучения произношению служат слоги, слова, предложения, стихотворения, загадки, пословицы и поговорки, прозаические тексты. Отбор материала осуществляется на основании следующих требований:
-он должен быть знаком учащимся по содержанию и грамматическим формам;
-должен отвечать фонетической теме урока — в его выборе при прочих равных условиях отдается предпочтение разговорной лексике.

Обследование речи и не речевых функций у детей 5-6 лет с ЗПР

Методика 1. Оценка состояния речевого аппарата и качества дикции
(Нужное подчеркнуть)
Разборчивость речи:
разборчивая, неразборчивая
Внятность:
внятная, невнятная
Темп:
нормальный, замедленный, ускоренный
Дыхание:
поверхностное, глубокое
Речевое дыхание:
недостаточное в процессе речи, отсутствие носового
Голос:
тихий, громкий, хриплый, затухающий, носовой оттенок
Методика 2.Отношение ребенка к речевому дефекту
Да Нет Понимает Хочет исправить Методика 3.Звукопроизношение
Произношение слов за взрослым (без наглядности)
+ - 0 С
Санки, куст, ананас С’
Сима, осина, гусь З
Замок, мозайка, газ З’
Зима, корзина, нельзя Ц
Цвета, умница, молодец Ш
Шуба, мышка, малыш Ж
Жаба, снежок, еж Ч
Чайник, дочка, мяч Щ
Щепка, овощи, вещь Л
Лапа, пила, стол Л’
Лес, салют, моль Р
Радуга, ворона, комар Р’
Рисунок, зарядка, букварь Подготовительный этап формирования правильного звукопроизношения
Упражнение 1
«Откроем воротца» - с улыбки открыть широко рот (5-10 сек) и медленно его закрыть — 5 раз.
Упражнение 2
«Трубочка» - губы в «трубочку» как при звуке «у» - 10-20 сек.
Упражнение 3
«Улыбка» - оскал, видны два ряда зубов — 10-20 сек.
Упражнение 4
«Накажем непослушный язычок» - улыбка, положить широкий язычок на нижнюю губу и, пошлепывая его верхней, произносить «пя-пя-пя...».
Упражнение 5
«Блинчик» - подержать плоский, распластанный язычок на нижней губе от 5 до 10 сек.
Упражнение 6
«Качели №1» - улыбка, широко раскрыть рот, положить язычок на верхнюю губу, затем на нижнюю — 5 раз.
«Качели №2» - то же, только за зубами — 5 раз (нижняя челюсть не двигается).
Упражнение 7
«Часики» - улыбка, выдвинуть язычок вперед, затем водить им из уголка в уголок рта («тик-так»).
Упражнение 8
«Маляр» - улыбка, широко раскрыть рот, и водить кончиком широкого языка по небу от зубок к горлышку («красить») - 5 раз.
Упражнение 10
«Вкусное варенье» - улыбка, рот приоткрыть, облизать верхнюю затем нижнюю губу из угла в угол — 5 раз в одну сторону, 5 раз в другую.
Упражнение 11
«Качалочка» - боковые движения нижней челюстью с закрытым затем с открытым ртом.
Двигательная психофизическая гимнастика
День Рождения
У вас День Рождения, и вы накрываете на стол (имитация движений, мимика). Затем упала и разбилась чашка (испуг, сожаление). Пришла мама и рассердилась. Затем вы собрали осколки и попросили у мамы прощения.
Домашние птицы (движения)
Наши уточки с утра -
Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!
(махать крыльями)
Наши гуси у пруда -
Га-га-га! Га-га-га!
(вытягивать шею)
А индюк среди двора -
Бал-бал-бал! Балда-балда!
(поднимать — опускать голову)
Наши курочки в окно -
Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!
(тянуть шею)
А наш Петя-петушок
Рано-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!
(стать на носочки, вытянуть шею и захлопать крыльями)
Лесные звери
Изобразите маленьких веселых зайчат, резвящихся на лугу. Как испугался один зайчишка, когда далеко отбежал от мамы. Изобразите большого старого медведя. Каким голосом он ревет? Покажите, как мама медведица ласково смотрит на своих медвежат. Как ходят маленькие веселые медвежата.
Артикуляция звука Ш
«Песенка ветра»
-губки округлены (бубличком) и слегка вытянуты вперед;
-широкий язычок поднят кверху чашечкой;
-теплая воздушная струя идет по центру язычка;
-горлышко «молчит».
Фонетические упражнения
-дует легкий ветерок — шшш;
-дует сильный ветер — ЩЩЩ;
Звук ш в слогах:
ША-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ
АШ-ОШ-УШ-ИШ-ЫШ-ЕШ
В словах
УШИ ШАГ ШЕЯ ДУШ НАШ
ШУБА ШКАФ ШИТЬ МЫШЬ ШИПЫ
ШКОЛА ШОРТЫ ШИШКИ ШУТКА ШЕРСТЬ
МЫШАТА МАШИНА ОКОШКИ ШАЛИТЬ ШУСТРЫЙ
В предложениях
Маша ест манную кашу.
Наша Наташа хорошо кушает.
Даша покупает новую шапку.
На тумбе висит афиша.
Даша вышивает
Даша вышивает бабушке подушку. На подушке будут вышиты кошка и мышка. У кошки уже готовы шея и ушки.
Вопросы:
Что делает Даша?
Что будет вышито на подушке?
Что уже вышито?
Артикуляция звука Ж
Фонетические упражнения
-жужжит жук — жжж;
-пилой пилят дрова — ж-ж-ж;
Звук ж в слогах
ЖА ЖО ЖУ ЖИ ЖЕ ЖДА ЖНА
В словах
ЖАБА ЛУЖА ХУЖЕ ЖУТЬ ЖЕНЯ
ЕЖАТА УЖАТА ЖИВОТ ЖЕТОН ЭТАЖИ
БЕЖАТЬ ФЛАЖОК СНЕЖОК МОЖНО НУЖНО
В предложениях
Жили еж, ежиха и ежата.
У дорожки гриб на тонкой ножке.
Дети сделали шалаш из камыша.
В детском саду дети дружат.
Жене мама купила флажок.
Чижик
Однажды зимой папа нашел чижика. Он упал в снежок. Папа принес его Жанне. Чижик был жалкий и всего боялся. Жанна назвала его Дружок. Она ухаживала за чижиком. Жанна ловила ему мошек и жуков. Жил чижик в манеже. Весной Жанна отнесла Дружка на бережок озера и выпустила на волю.
Задание
Назови из текста слова со звуком ж.
Ответь на вопросы:
Что случилось однажды зимой?
Куда упал чижик?
Кому папа принес чижика?
Какой был чижик?
Как ухаживала Жанна за чижиком?
Где жил чижик?
Куда Жанна отнесла Дружка весной?
Что сделала Жанна на озеро?
Артикуляция звука Ч
Фонетические упражнения
Прыгает кузнечик — ч-ч-ч.
Поезд едет и выпускает пар — Ч-Ч-Ч.
Едет медленно — ч—ч—ч.
Едет быстро — ч-ч-ч.
Звук ч в слогах
АЧ, ОЧ, УЧ, ИЧ, ЕЧ, ЮЧ, ЯЧ, ЫЧ.
ЧА-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ.
В словах
ВРАЧ ДОЧЬ ПЛАЧ ПЕЧЬ ЧТЕЦ
СИЛАЧ КУЛИЧ ТАЧКА ТУЧКА БОЧКА
ЧТЕНИЕ НИНОЧКА ПТИЧКА КОЛЮЧКА МОЧАЛКА
В предложениях
В цирке выступает силач.
Ниночка ест калач.
Тучка закрыла солнце.
Птички летают возле речки.
Дети поют все громче и звонче.
У Олечки озорная челка.
Сундучок и волшебная палочка
Однажды в цирке выступал Чипполино. Он показал дрессированного бычка, ласточек, чижика и бельчат.
Девочки и мальчики очень веселились. Они кричали все громче и звонче.
Затем Чипполино на арену вынес очень красивый сундучок и волшебную палочку. Он загадывал детям загадки и доставал из сундучка игрушечные предметы: часы, ключ, мяч, ручку, чемодан, скакалочку, лампочку. А потом достал пластилиновые чашки, чайник, чайные ложечки и угощение: печенье, калачи, конфеточки, бублички, чипсы. Он взмахнул волшебной палочкой и все предметы превратились в настоящие. Тогда Чипполино устроил для детей чаепитие.
Задание:
Назови из текста слова со звуком ч.
Ответь на вопросы:
Кто выступал в цирке?
Кого из зверей показал Чипполино?
Как веселились девочки и мальчики?
Что Чипполино вынес на арену?
Какие предметы доставал Чипполино из сундучка?
Эти предметы были настоящими?
Какие предметы были сделаны из пластилина?
Что сделал Чипполино?
Какими стали предметы?
Что устроил Чипполино для детей?

2.3. Анализ и результат констатирующего эксперимента

В ходе исследования были получены следующие данные, представленные в таблице 2 о состоянии речевого аппарата и качества дикции исследуемых детей. В таблице 3 представлены результаты исследования на отношение ребенка к речевому дефекту, понимает ли ребенок, что обладает речевыми дефектами и хочет ли их исправить.
Таблица 2
Состояние речевого аппарата и качества дикции
Ваня С. Катя Л. Света Н. Сева Ф. Петя У. Дима Р. Разборчивая Разборчивая Неразборчивая Разборчивая Неразборчивая разборчивая Внятная Внятная Невнятная Внятная Невнятная Внятная замедленная замедленная замедленная замедленная замедленная замедленная Глубокое Глубокое Глубокое Глубокое Глубокое Глубокое Отсутствие носового Недостаточное в процессе речи Отсутствие носового Недостаточное в процессе речи Недостаточное в процессе речи Недостаточное в процессе речи Носовой оттенок Хриплый Громкий Хриплый Тихий Затухающий По результатам таблицы можно сделать вывод, что 2 исследуемых ребят обладают неразборчивой и невнятной речью. Все ребята имеют замедленный темп речи. Дыхание у всех детей глубокое. У Вани С. и Светы Н. отсутствует носовое дыхание, у остальных ребят речевое дыхание недостаточное в процессе речи.
Таблица 3
Отношение ребенка к речевому дефекту
Ваня С. Катя Л. Света Н. Сева Ф. Петя У. Дима Р. Нет Да Да Нет Да Нет Да Да Да Нет Да Да Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ребята Ваня С., Сева Ф., Дима Р. не понимают, что обладают речевыми дефектами. При этом только Сева Ф. выразил свое нежелание в его исправлении. Девочки Катя Л. и Света Н., а также Петя Р. понимают и хотят исправить имеющиеся у них дефекты в звукопроизношении.
Таблица 4
Звукопроизношение
Ваня С. Катя Л. Света Н. Сева Ф. Петя У. Дима Р. Ж Ж Ж Ж Ж Ж Ш,Ш' Ш Ш,Ш' Ш Ш Ш,Ш' Ч Ч Ч Ч Ч Ч В ходе проверки звукопроизношения, выявилось, что у ребят идентично страдают шипящие звуки Ш,Ж,Ч. На них и был сделан акцент в ходе коррекционной работы.
В таблице 5 представлены результаты правильности ответов на вопросы по методикам «Даша вышивает», «Чижик», «Сундучок и волшебная палочка». Правильность ответа обозначена «+», неправильный ответ - « - ». В ходе данных коррекционных методик звукопроизношения детей был поставлен акцент на формирование самоконтроля.
Таблица 5
Правильность ответов на вопросы по методикам «Даша вышивает», «Чижик», «Сундучок и волшебная палочка».
Методика Ваня С. Катя Л. Света Н. Сева Ф. Петя У. Дима Р. Артикуляция
звука Ш
Что делает Даша? + + + + + +
Что будет вышито на подушке? + + + - + + Что уже вышито?
- + + + + - Артикуляция звука Ж
Что случилось однажды зимой? + + - + + - Куда упал чижик? + + - - - + Кому папа принес чижика? + + + + + - Какой был чижик? + + + + + + Как ухаживала Жанна за чижиком? + + + - - + Где жил чижик? + + + + + + Куда Жанна отнесла Дружка весной? - + - + - + Что сделала Жанна на озеро? + - + + + - Артикуляция звука Ч
Кто выступал в цирке? + + + - + + Кого из зверей показал Чипполино? + + + + + - Как веселились девочки и мальчики? + - + - + + Что Чипполино вынес на арену? + + + + + - Какие предметы доставал Чипполино из сундучка? + + + - + + Эти предметы были настоящими? + + + + + + Какие предметы были сделаны из пластилина? + - - + - - Что сделал Чипполино? - + + + + + Какими стали предметы? + + + - + + Что устроил Чипполино для детей? - - - + - - ВЫВОДЫ

Коррекция нарушения звукопроизношения в большинстве случаев является сложным и довольно длительным процессом. Коррекция звукопроизношения сочетается с формированием речевой функции в целом: развитием фонематического слуха, лексики, грамматического строя речи, т.к. дефекты звукопроизношения очень часто проявляются на фоне системного недоразвития речи. Вся коррекционная работа звукопроизношения была поделена на 3 этапа.
По результатам таблицы можно сделать вывод, что 2 исследуемых ребят обладают неразборчивой и невнятной речью. Все ребята имеют замедленный темп речи. Дыхание у всех детей глубокое. У Вани С. и Светы Н. отсутствует носовое дыхание, у остальных ребят речевое дыхание недостаточное в процессе речи.
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что ребята Ваня С., Сева Ф., Дима Р. не понимают, что обладают речевыми дефектами. При этом только Сева Ф. выразил свое нежелание в его исправлении. Девочки Катя Л. и Света Н., а также Петя Р. понимают и хотят исправить имеющиеся у них дефекты в звукопроизношении.
В ходе проверки звукопроизношения, выявилось, что у ребят идентично страдают шипящие звуки Ш,Ж,Ч. На них и был сделан акцент в ходе коррекционной работы.
В ходе данных коррекционных методик звукопроизношения детей был поставлен акцент на формирование самоконтроля.
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ САМОКОНТРОЛЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ЗПР

Анкета составлена Г.В.Репкиной и Е.В.Заикой и предназначается для определения уровня сформированности самоконтроля у детей. Вопросы анкеты были следующими:
Допускает ли ученик при решении знакомы задач одни и те же ошибки? (а) да; б) иногда; в) нет ).
Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенные ошибки? (а) нет; б) в некоторых случаях; в) да ).
Умеет ли ученик правильно объяснить ошибки на изученное правило, на изменение известного способа? (а) нет; б)да ).
Как поступает ученик, если ему указывают на наличие ошибки учитель, ученики, родители? (а) некритически исправляет; б) исправляет после того, как поймет основание критики).
Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибке, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? (а) нет; б) только с помощью; в) может самостоятельно).
Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок, соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого? (а)нет; б)да).
В ходе исследования мы наблюдали за шестью дошкольниками. Проанализировав ответы на вопросы анкеты, мы получили возможность сделать некоторые выводы об уровне сформированности самоконтроля. Самоконтроль у всех детей сформирован по-разному. Из шести детей есть двое, у которых самоконтроль сформирован несколько хуже остальных участников исследования – это Петя У. и Сева Ф. Также следует заметить, что у девочек Кати Л. и Светы Н. самоконтроль развит лучше остальных.
У двух человек (33%) сформирован потенциальный контроль на уровне произвольного внимания. Согласно градации, предложенной Г.В.Репкиной и Е.В.Заикой, они находятся на втором уровне сформированности навыка самоконтроля. Это означает, что дети, выполняя новое задание, могут допускать ошибки, но по просьбе педагога могут их находить и исправлять. Дети осознают новые действия и способы решения задач, которые вводит педагог, могут использовать их в качестве образца, но делают это не всегда. Выполнив действие, они могут проконтролировать его по просьбе педагога, а в случае необходимости - внести коррективы. Таким образом, контроль может выполняться этими детьми как самостоятельное целенаправленное действие, но выполняется он, как правило, по просьбе педагога и представляет контроль по результату. Но детям пока трудно выполнять вновь изучаемые действия и одновременно соотносить их с образцом. Поэтому в новых действиях, в отличие от хорошо знакомых, ребята допускают ошибки. В многократно повторенных же действиях таких ошибок обычно нет, а если они и встречаются, то могут быть исправлены и объяснены детьми самостоятельно.
Большинство детей - 67% класса (4 человек)- по сформированности самоконтроля продвинулись дальше. К концу исследования они находились на пути от потенциального контроля на уровне произвольного внимания к актуальному контролю на уровне произвольного внимания. Но в этой группе детей тоже есть те, у кого навык самоконтроля сформирован в большей степени, и те, у кого он сформирован в меньшей степени.
При решении хорошо знакомых заданий дети не допускали одни и те же ошибки, а если такое иногда случалось, то они, преимущественно самостоятельно и лишь в некоторых случаях с помощью педагога, могли найти и исправить ошибки. Кроме того, дети, находящиеся на этом уровне сформированности навыка самоконтроля, старались следить за работой в процессе ее выполнения.
Знакомясь с новыми схемами действий, дети исследуемой группы могли осуществлять контроль только по результату выполненного действия, а за процессом работы следить у них получалось пока только при выполнении действий, с которыми они неоднократно встречались, и схему выполнения которых дети осознают в полной мере.
ВЫВОДЫ

Эксперимент показал, что формирование навыка самоконтроля при коррекции звукопроизношения у детей 5-6 лет с ЗПР возможно. Этому способствует обучение детей методам и приемам проведения самоконтроля, а также применение различных, специально подобранных заданий. При этом работа над формированием навыка самоконтроля должна быть систематической.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Наше исследование посвящено мало разработанному в психологии и педагогике вопросу о формировании самоконтроля как средство коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР.
Многочисленные факты наблюдения педагогов и психологов свидетельствуют о том, что в педагогической практике выработке у каждого ребенка необходимых навыков самоконтроля уделяется крайне недостаточно внимания, а нередко оно просто отсутствует. Следовательно, надо учить ребенка самоконтролю с самого раннего возраста. Без него невозможна творческая деятельность.
Таким образом, целью нашего исследования явилась разработка и экспериментальное применение комплекса коррекционно-развивающих занятий по формированию самоконтроля в ходе коррекции звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Коррекция нарушения звукопроизношения в большинстве случаев является сложным и довольно длительным процессом. Коррекция звукопроизношения сочетается с формированием речевой функции в целом: развитием фонематического слуха, лексики, грамматического строя речи, т.к. дефекты звукопроизношения очень часто проявляются на фоне системного недоразвития речи. Вся коррекционная работа звукопроизношения была поделена на 3 этапа.
Проанализировав психолого- педагогическую и методическую литературу, проведя наблюдение за детьми и эксперимент, мы пришли к выводу, что гипотеза наша подтверждается.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – Спб.: Детство – пресс, 2004.
Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для студентов педагогического института и педагогов),часть2 /Под. Редакцией Брагиной В.Д. Маралова В.Г. Усовой А.В.,- Череповец, 1997.
Детская психология. / Под. редакцией Коломинского Я.Л, Панько Е.А,
Белоус А.Н. и др. – Минск.,1988.
Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 1998.
Коррекционная педагогика..Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков //Начальная школа №2, 1986.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей.,-М.,1986
Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – Спб., 1993
Линаки В.В. Занимаемся логопедией дома: диагностика, профилактика и коррекция нарушений речи дошкольников/ В.В. Линаке, Т.Б. Анисимова. – Изд. 2-е. – Ростов н.Д: Феникс, 2008.
Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития.//Дефектология. – 1994. - №1.
Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии., -М., ''Просвещение'', 1992.
Материалы к курсу «Психология детей с проблемами в развитии». – Череповец, 2000.
Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. – М.: Просвещение, 1967.
Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. – М., 1997.
Никольская И.М., Грановская Р.М. "Психологическая защита у детей", М.:2000.
Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы., -М 1997.
Обучение детей с ЗПР/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А, Никашиной. – М., 1981.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
Осипова А.А, Общая психокоррекция. –М., 2001.
Петрова В.Г.Развитие речи умственно отсталых учеников // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. М., 2001
Поваляева М.А, Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.
Психология детей с задержкой психического развития/ Сост. Защиринская О.В. – Спб., 2003.
Рузская А.Г., Финашина Т.А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях: Хрестоматия. – М., 1991.
Смирнова Е.О. Детская психология, - М., 2003.
Специальная педагогика./ Под ред. Н.М, Назаровой. – М., 2000.
Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
Специальная педагогика/ Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. М.: 1995.
Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.



Материалы к курсу «Психология детей с проблемами в развитии». – Череповец, 2000.
Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей.,-М.,1986

Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 1998
Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.

Никольская И.М., Грановская Р.М. "Психологическая защита у детей", М.:2000.
*Голубева Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников: Методическое пособие. - СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена: Союз, 2000

Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для студентов педагогического института и педагогов),часть2 /Под. Редакцией Брагиной В.Д. Маралова В.Г. Усовой А.В.,- Череповец, 1997.













31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. – Спб.: Детство – пресс, 2004.
2.Диагностика психического развития детей дошкольного возраста. (Методические рекомендации для студентов педагогического института и педагогов),часть2 /Под. Редакцией Брагиной В.Д. Маралова В.Г. Усовой А.В.,- Череповец, 1997.
3.Детская психология. / Под. редакцией Коломинского Я.Л, Панько Е.А,
Белоус А.Н. и др. – Минск.,1988.
4.Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика.- М., 1998.
5.Коррекционная педагогика..Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 1999.
6.Кузнецов В.И. Контроль и самоконтроль- важные условия формирования учебных навыков //Начальная школа №2, 1986.
7.Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей.,-М.,1986
8.Леви В.Л. Нестандартный ребенок. – Спб., 1993
9.Линаки В.В. Занимаемся логопедией дома: диагностика, профилактика и коррекция нарушений речи дошкольников/ В.В. Линаке, Т.Б. Анисимова. – Изд. 2-е. – Ростов н.Д: Феникс, 2008.
10.Лубовский В.И. Основные проблемы ранней диагностики и ранней коррекции нарушений развития.//Дефектология. – 1994. - №1.
11.Мастюкова Е.М. Ребёнок с отклонениями в развитии., -М., ''Просвещение'', 1992.
12.Материалы к курсу «Психология детей с проблемами в развитии». – Череповец, 2000.
13.Мелехова Л.В., Фомичева М.Ф. Речь дошкольника и ее исправление. – М.: Просвещение, 1967.
14.Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М., 1991.
15.Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 2. – М., 1997.
16.Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы., -М 1997.
17.Обучение детей с ЗПР/ под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А, Никашиной. – М., 1981.
18.Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития./ Под ред. Б.П. Пузанова. – М., 2000.
19.Осипова А.А, Общая психокоррекция. –М., 2001.
20.Петрова В.Г.Развитие речи умственно отсталых учеников // Дети с ограниченными возможностями: проблемы и инновационные тенденции в обучении и воспитании. Хрестоматия. М., 2001
21.Поваляева М.А, Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону, 2001.
22.Психология детей с задержкой психического развития/ Сост. Защиринская О.В. – Спб., 2003.
23.Рузская А.Г., Финашина Т.А. Особенности развития речи у детей, воспитывающихся в разных условиях: Хрестоматия. – М., 1991.
24.Смирнова Е.О. Детская психология, - М., 2003.
25.Специальная педагогика./ Под ред. Н.М, Назаровой. – М., 2000.
26.Специальная дошкольная педагогика/ Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 2001.
27.Специальная педагогика/ Под ред. В.И. Лубовского. – М., 2003.
28.Теория и практика коррекционного обучения дошкольников с речевыми нарушениями. – М., 1991.
29.Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А., Практикум по детской психологии. М.: 1995.
30.Филичева Т.Б., Чевелева Н.А, Логопедическая работа в специальном детском саду. – М., 1987.

Вопрос-ответ:

Что такое ЗПР?

ЗПР - это затруднения в психическом развитии детей, которые могут сказываться на их умственных и речевых способностях.

Какие проблемы могут возникать у детей с ЗПР в речевом развитии?

У детей с ЗПР могут возникать проблемы с звукопроизношением, они могут испытывать трудности в правильном произношении отдельных звуков или замене звуков другими.

В чем заключается самоконтроль у детей?

Самоконтроль у детей означает способность осознанно следить за своим действием и контролировать его. В случае звукопроизношения, это означает, что ребенок может самостоятельно исправлять свои ошибки в произношении звуков.

Как можно развивать самоконтроль у детей с ЗПР в коррекции звукопроизношения?

Развивать самоконтроль у детей с ЗПР можно с помощью различных упражнений и игр, которые помогут им осознавать и контролировать свое звукопроизношение. Например, можно использовать зеркало, чтобы ребенок видел, как он произносит звуки, и сравнивал это с правильным произношением.

Какие результаты были получены в исследовании на тему формирования самоконтроля у детей с ЗПР в коррекции звукопроизношения?

Результаты исследования показали, что формирование самоконтроля у детей с ЗПР может значительно улучшить их звукопроизношение. У детей, которые проходили тренировку самоконтроля, было замечено снижение количества ошибок в произношении звуков и улучшение понимания собственного произношения.

Какую характеристику имеет звукопроизношение у детей с ЗПР?

У детей с ЗПР характеристика звукопроизношения может быть нарушена в связи с недостатками в функционировании артикуляционного аппарата, слабостью мышц речевого аппарата или нарушением речевых функций.

Чем отличается речевое развитие детей с ЗПР от детей в норме?

Дети с ЗПР в отличие от детей в норме могут испытывать задержку в развитии речи, проявлять нарушение звукопроизношения и иметь слабость в артикуляции. Они также могут испытывать трудности в понимании и использовании речи.

Какую роль играет самоконтроль в коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР?

Самоконтроль является важным средством коррекции звукопроизношения у детей с ЗПР. Он помогает детям осознавать и контролировать свою речь, стимулирует развитие правильного звукопроизношения и улучшает артикуляцию.

Какие психолого-педагогические характеристики свойственны детям с ЗПР?

Дети с ЗПР могут иметь различные психолого-педагогические характеристики, такие как низкий уровень моторики, нарушение координации движений, затруднения в обучении, низкая самооценка и проблемы в общении со сверстниками.

Как организован констатирующий эксперимент в исследовании?

В констатирующем эксперименте проводится обследование речи и не речевых функций у детей с ЗПР. Исследование включает анализ и сравнение звукопроизношения детей с ЗПР и детей с нормальным развитием, а также оценку уровня речевого развития.